Кейс. Как работать с книгой. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кейс. Как работать с книгой.

2020-11-19 121
Кейс. Как работать с книгой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель: научиться правильно составлять план текста, делать выписки из текста, цитировать авторов, делать пометки в тексте.

 

Умение работать с книгой - это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, зафиксировать в удобной форме всё ценное и нужное в ней.

Работа с книгой - процесс сложный. Чтение научно- литературных произведений всегда связано с необходимостью усвоения каких-то новых понятий. Практически каждая книга оригинальна по своей композиции и требуются определенные усилия, чтобы понять ход мысли автора.

Далеко не все умеют работать с литературой. Отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного снижают эффективность умственного труда, приводят к непроизводительным тратам времени.

Техника чтения. Предварительное ознакомление с книгой. Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой и только после этого ее тщательная проработка.

Ценность каждого научного произведения колеблется в весьма широких пределах. Далеко не любую книгу следует читать полностью, в ряде случаев могут быть нужны лишь отдельные ее части.

Для экономии времени и определения ценности книги для исследования, обязательно предварительно познакомьтесь с ней. При этом примите во внимание все элементы в следующей последовательности:

· заглавие;

· автор;

· издательство/учреждение, выпустившее книгу;

· время издания;

· аннотация;

· оглавление;

· авторское или издательское предисловие;

· справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений, список литературы и т. п.).

Вы получите четкий ответ на вопросы о целесообразности дальнейшего чтения книги и какими должны быть способы ее проработки, включая выбор форму записей.

Чтение книги. Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей. Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по интересующему вопросу. Бывает и так, что становится ясно - в работе содержатся нужные материалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы их найти. Беглый просмотр книги - по существу "поисковое" чтение.

Тщательная проработка текста (иногда его называют "сплошным чтением") - это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочитать текст - еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить. Вопрос об усвоении содержания книги часто понимают не совсем правильно. Многие считают, что главное - запомнить содержание прочитанного. Между тем усвоение и запоминание - совершенно разные понятия. Усвоить прочитанное - значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу.

Чтение специальной литературы - это процесс накопления и расширения знаний. Вопрос стоит не о том, какой уровень знаний требуется, чтобы приступить к чтению, а каким образом преодолеть трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе чтения.

Рекомендации обычно сводятся к тому, что читать нужно "помедленнее" и "повнимательнее". Сами по себе они бесспорно правильны, но это далеко не основной ключ к тем материалам, в усвоении которых могут встречаться затруднения. Следует попытаться представить возможные причины этих затруднений. Как показывает практика, чаще всего они возникают, если в процессе чтения не всегда удается разобраться в логической структуре материала книги. Это не просто, так как она бывает различной не только в каждой из книг, но может меняться от главы к главе и от страницы к странице в одной и той же работе.

Основные мысли любого сочинения можно понять и усвоить лишь в том случае, если в полной мере уяснена схема его построения. Необходимо проследить последовательность хода мыслей автора, логику его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводится для их обоснования, отделить основные положения от иллюстраций и примеров. Это уже не просто чтение, а глубокий и детальный анализ текста. И именно при таком подходе становится возможным понять его и по-настоящему усвоить.

Проведение такого анализа значительно облегчается, если все это попытаться изобразить на бумаге в текстовой форме, выписывая главные положения, или в форме графической схемы. Усвоению тех или иных построений автора способствует система подчеркиваний и выделений в тексте книги из личной библиотеки и нумерации отдельных положений.

В процессе чтения попадаются непонятные слова, термины используются неоднозначно, не всегда ясны различного рода сокращения. Все это затрудняет чтение, может приводить к искажению смысла текста. Приучите себя к обязательному уточнению всех тех терминов и понятий, по поводу которых возникают хоть какие-либо сомнения. Очень важно для этого всегда иметь под рукой необходимые справочники и словари.

На определенном профессиональном уровне могут возникнуть те или иные несогласия со взглядами отдельных авторов, появятся аргументированные доводы против каких-то их положений и возможность сопоставления со своими взглядами.

Внимательное ознакомление с любым текстом должно вызвать какие-то мысли, соображения, даже гипотезы, отвечающие собственным взглядам на вещи. Но все эти вопросы находятся вне того, что касается техники чтения.

 

Кейс «Записи при чтении»

 

Записи при чтении. Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. В настоящее время это облегчено возможностью прямого набора текстов или даже выборки их из всемирно информационного пространства – Интернет.

Ведение записей - не вопрос вкуса или привычки, оно способствует лучшему усвоению прочитанного, дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к данному источнику.

Облегчает работу не каждая запись. Рациональными записи могут быть лишь в том случае, если соблюдены некоторые общие требования к их ведению и правильно выбрана их форма.

В качестве первого требования: ведите записи при чтении любой специальной литературы.

Не откладывайте записи "на потом" - ведение записей неотделимый от чтения процесса.

Читайте и ведите записи в любых условиях. Особенно это актуально в отношении записи оригинальных мыслей, появляющихся в процессе чтения. Они являются результатом ассоциаций, которые в других условиях не возникнут.

Записи должны быть предельно полными. Это, как правило, занимает гораздо меньше времени, чем повторное обращение к книге. Необходимо предвидеть и будущую потребность в материале, имеющемся в книге, и в пределах разумного взять из нее все, что только возможно.

Существует ряд приемов, направленных на то, чтобы записи занимали меньше времени, и в дальнейшем ими можно было легко пользоваться. Это лаконизм, использование сокращений и применение условных знаков-символов. Всё это, разумеется, должно иметь меру. Не нужно превращать текст в "птичий язык" племён майя.

Важными требованиями являются наглядность и обозримость записей, такое их расположение, которое бы помогало уяснить логические связи и иерархию понятий. Сделать это можно с помощью заголовков, подзаголовков и ключевых слов, путем разделения текста за счет абзацных отступов, подчеркиваний, нумерации отдельных понятий и т. д.

Практическая рекомендация - ведите записи только на одной стороне листа. При этом ускоряется их поиск и систематизация, становится возможным производить любые вставки в текст, использовать записи при работе над докладами и рукописями научно-литературных произведений. Сюда можно вклеивать вырезки из газет, определения из брошюр (если они есть в двух экземпляров) и пр.

Выписки. По своему характеру они настолько разнообразны, что, казалось бы, между ними ничего не может быть общего. Тем не менее и в отношении их следует сказать об определенных требованиях. Прежде всего - особая тщательность записей. Любая небрежность в выписке данных из книги обычно оборачивается значительными потерями времени на их уточнение или повторный поиск.

Выписывают все данные, представляющие интерес для работы. Судить о том, сколько их нужно, можете только вы, исходя из темы и задач исследования или проекта.

Исключение составляют цитаты. Но и здесь лословно выписывать следует лишь то, что обязательно должно быть передано именно в той форме, в какой это было у автора книги. Почти любая мысль без всякого ущерба может быть передана своими словами.

Некоторые учёные используюткарточки для выписок, заранее подготовленные, остаётся только выписать на отведенные для них места (строки, графы) данные. Использование таких заранее подготовленных форм ускоряет выборку из книги нужных данных.

Способ, облегчающий работу с книгой - использование закладок с надписями. Они позволяют быстро находить нужные разделы - оглавление, всякого рода указатели, перечни сокращений, карты, таблицы и т. д.

При чтении литературы распространена практика пометок и выделений в книгах. Делаются они на полях или прямо в тексте, выделяя то главное, на что надо обратить внимание или вернуться еще раз; те непонятные положения, с которыми нельзя согласиться; удачные или малоудачные выражения, цитаты, подлежащие выписке или копированию.

Использование пометок и выделений значительно сокращает время работы с книгой, облегчает ориентировку в ней и усвоение ее содержания. Какими эти пометки и выделения должны быть по форме, каждый решает сам.

Если пометки в книге делать нельзя, целесообразно пользоваться "системой чистых листов": между страницами вкладываются чистые листы бумаги, на которых делаются пометки на уровне интересуемого текста. При необходимости возле этих пометок могут быть краткие пояснения. Листы с пометками нумеруются в соответствии со страницами книги. В дальнейшем, приложив такой лист к тексту, можно сразу же найти нужные места.

Конспекты. Конспект - это краткое изложение первичного текста, приспособленное к задачам исследования и с учетом структуры его содержания. Конспектирующий выделяет в тексте понятия, категории, законы, принципы, идеи, определения, теории, гипотезы, выводы, факты и т. д. Затем выявляются связи и отношения между этими компонентами текста.

Эмпирический текст конспектируется с учетом специфики структуры. В нем часто будут представлены факты, события, ситуации, даты, статистические данные, конкретные свойства явлений и т. д.

Технологические приемы конспектирования: выписки цитат, пересказ своими словами, выделение идей и теорий, критические замечания, уточнения, перевод на более простой и понятный язык, собственные разъяснения, сравнивание позиций, реконструкция текста в виде создания таблиц, рисунков, схем, описание связей и отношений, введение дополнительной информации и др.

Конспектировать лучше на одной стороне листа, чтобы потом можно было свободно использовать этот материал: разрезать, вставлять в текст, перекладывать из одной темы в другую.

Критерии хорошего конспекта: краткость (не более 1/8 часть от первичного текста); целевая направленность; аналитичность; научная корректность; ясность, четкость, понятность.

Словарь терминов и понятий. Не случайно относится к группе записей, связанных с необходимостью аналитической переработки текста. При той сложности, которая сейчас характерна для специальной терминологии, при отсутствии единства в ней, при частых изменениях, а также при обилии всевозможных сокращений вести подобный словарь с точным толкованием всех специальных терминов и понятий совершенно обязательно для специалиста любого уровня подготовки.

 

Задания по кейсу:

1. Составьте план текста.

2. Выпишите основные требования к записям и к конспектам.

3. Выпишите цитаты автора из источника, выбранного для проекта.

4. Сделайте пометки в электронном тексте.

Занятие 21. Оформление справочно-библиографического аппарата


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.