Для младших школьников и не только — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Для младших школьников и не только

2020-10-20 143
Для младших школьников и не только 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самые лучшие спектакли на свете, это те, про которые сказано, что они - "для детей и взрослых". К счастью, таких спектаклей немало. А есть некоторое, пока небольшое, количество спектаклей "для взрослых и детей", где союз и скорее разделительный, чем соединительный, указывающий на разность в мировоззрении взрослого и ребенка. Есть ещё и спектакли только для взрослых, но про детей. Это направление сегодня очень актуально. И со временем таких спектаклей станет больше. Они могут быть провокативными по отношению ко взрослым, и взрослым лучше подготовиться к этому заранее. Так что есть смысл поговорить об этом отдельно.

А. С. Пушкин "Золотой петушок" - МТЮЗ, (реж. К. Гинкас ). Единственный спектакль для маленьких очень, серьезного, жесткого и "недетского" режиссера. Вспомните текст "Золотого петушка" и задумайтесь, может быть, это - совсем недетская сказка. Она вошла в круг детского чтения в советское время, как сказка о "нехорошести" царского режима, да так и осталась там по инерции. Ребенку по-настоящему понятны, в лучшем случае, только ее начало и конец, понятно, что царь ведет себя как-то неправильно и за это в финале получает по темечку. Но все, что между, вызывает у ребенка таинственный безотчетный страх. Дети любят бояться, и сказочная тайна, за которой угадывается тайна взрослого мира, манит. И пушкинские ритмы, пушкинские образы увлекают. Но всё это не значит, что философия сказки считывается или хотя бы угадывается детьми. Взрослые, читающие детям сказку настоящей, глубинной реакции детей, чаще всего в свою очередь не понимают или не замечают вовсе.

В МТЮЗЕ сказку играют в театральном фойе. Взрослых, как опытных зрителей уважительно рассаживают в зрительской зоне, находящейся на почтительном расстоянии от игровой, а детей - на границе игровой зоны. Дети своим присутствием как бы обозначают зеркало сцены, которой в фойе, конечно же, нет, и принимают непосредственное участие в игре, затеянной ватагой молодых и нестрашных скоморохов. Вместе при помощи кистей, красок и игрушек они обустраивают сказочные царства, повторяют вслед за артистами звонкие пушкинские фразы, как веселые скороговорки, от многократного повторения частично утрачивающие смысл, помогают артистам переодеваться в персонажей спектакля.

Между скоморохами заходит спор, кто будет играть Шемаханскую царицу, ведь она самая красивая! Затевается веселая потасовка, в результате которой нарисованное игрушечное королевство приходит в упадок, краска из ведерок проливается куда попало. В общем, обычный художественный беспорядок. Взрослые начинают беспокоиться с самого начала, потому что их разделили с детьми, смысл пушкинских фраз, многократно повторенных, отчетливо закрепляется в их сознании, и смысл этот - невеселый: необузданные страсти, братоубийственная война, эгоистическая скопческая мудрость, оборачивающаяся бедой для всех окружающих. Сломанные игрушки кажутся горой трупов на поле брани, красная краска - кровью, черная краска - грязью, синяя краска - смертью. Для детей сломанные игрушки остаются сломанными игрушками, синяя краска - небом, черная краска - землей, красная краска -солнцем. И они отчетливо усваивают мысль, что ссориться по ходу творческого процесса - распоследнее дело. Значит, взрослые и дети видели разные спектакли, хотя это и был один и тот же спектакль.

К. Коллоди "Пиноккио" (Театр Практика на сцене Центра им. Мейерхольда,реж. Ж. Помра ). Очень страшная и очень красивая сказка. И снова взрослые думают, что она для детей, дети - что для взрослых. В идеале каждый из них имеет шанс посмотреть на себя с противоположной стороны. Задавленному бедностью папе некогда заниматься духовным развитием сына. И у папы растет деревянный человечек, капризный, агрессивный, озорной, ну, словом, совершенно невоспитанный. Человечек убегает из дому, и теперь его воспитывают жизненные трудности. Перед лицом трудностей он становится то маленьким человечком, слабым и беззащитным в своем одиночестве, то самым настоящим ослом, но не деревянным, а живым! Ожив, Пиноккио понимает, что в любой момент может умереть. Ему становится жутко, но понятно, что иного пути, кроме пути самосовершенствования, у него нет. Папа и сын начинают относиться друг другу с нежностью. Каждый из них сам должен решать свои проблемы: при всем желании нельзя сделать за другого то, что тот должен сделать сам. Но взаимная поддержка значит очень много.

В спектакле есть Ведущий, по ходу злоключений Пиноккио, обсуждающий происходящее с детьми. Он беседует с ними, в доступной форме обсуждая проблему становления личности, разницу между сказкой и действительностью, страх перед жизнью и страх перед смертью. Со взрослыми никаких вопросов не обсуждают. На то они и взрослые, чтобы уметь самостоятельно смотреть, слушать и размышлять. Нужно сказать, что в Европе на рубеже XX и XXI века всё чаще и чаще появляются детские спектакли, которые говорят с детьми о самых серьёзных и трагичных жизненных проблемах в доступной для них форме. Многие педагоги, психологи, родители и люди творческих профессий считают, что это совершенно необходимо. Потому что иначе ребёнок замыкается в страхах перед реальной жизнью, страхах размышления о смерти, и не знает, как поговорить об этом со взрослыми, которые почему-то делают вид, что ничего страшного вовсе не существует. В нашей стране такое искусство: такие книжки, фильмы, спектакли пока редкость. Помра – один из немногих европейских режиссёров и авторов, чьи произведения подобного рода идут в России. Взрослые могут посмотреть в театре "Практика" еще один спектакль Ж. Помра - "Этот ребенок", созданный на основе реальных впечатлений взрослых от детей и детей о взрослых, рассказывающий о том, что и те родители, у которых есть время на воспитание, невольно могут нанести ему вред, вырастить из живого человечка деревянного или настоящего осла, а то и вовсе сломать его личностный стержень.

М. Зощенко "Леля и Минька" (РАМТ, реж. К Мовсесян ). Сорокалетний советский писатель Михаил Зощенко грустно и трепетно вспоминает о счастливом дореволюционном детстве, проведенном в кругу любящей семьи: озорной старшей сестренки Лели, нежной и заботливой мамы, строгого, но справедливого папы, вечно необъективной бабушки. Постепенно и неодинаково оживают черно-белые фотографии из старого семейного альбома. Первой материализуется Лелька, из усталой женщины с авоськой превращается в обыкновенную девочку, немножко выросшую из своего платья. Потом, вслед за белым воздушным шариком, появляется, сияя улыбкой и рыжими локонами, мама, как ожившее произведение искусства, не желающее оставаться черно-белым. Затем бабушка - тоже произведение искусства, но вполне черно-белое. Друзья семьи периода самого раннего детства вообще не желают материализовываться и становятся фанерными силуэтами. Ну а папа, кажется, весь обращается то в порицающий, то в одобрительный глас с небес. Зато чужие люди, невольно провоцирующие поступать детей «неправильно», почему то принимают папин облик. Родители хотели, чтобы дети выросли самыми лучшими людьми на свете, но мама, погруженная в заботу о детях, порою упускала из вида самих детей, а для папы, привыкшего мыслить логически, детская логика была тайной за семью печатями. Непонимание часто приводило к трагикомическим ситуациям. Но всегда считалось, что впросак попали именно дети, хотя на самом деле и родители тоже. Покупая себе мороженное, повзрослевший сын всякий раз внутренне вздрагивал и спрашивал себя: заслужил ли он это баловство? А потом подумал и решил: главное, что все мы любим друг друга. Сел в поезд, навестил сестру и подарил ее детям много-много денег на мороженое. Потом подумал еще немножко и еще немножко подарил.

В театре «Волшебная лампа» для детей младшего школьного возраста проводятся «Театральные уроки литературы». Главная их цель – заинтересовать детей чтением. На этих уроках дети также знакомятся с историей и средствами художественной выразительности театра кукол. Программа строится вокруг спектаклей: «Сказки про слона Хортона» (по Д.Сьюзу, реж. – В.Плотников), «Принцесса на горошине» (реж. – В.Штейн), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (реж. – В.Штейн) и др. Урок проводится в интерактивной игровой форме и сопровождается красочной мультимедийной презентацией. Дети узнают о жизни и творчестве писателей, об истории создания произведений. Во время урока проводятся викторины, конкурсы, ролевые игры, маленькие мастерские по изготовлению кукол. Немаловажную роль играет и знакомство с театром. Ребятам рассказывают о том, что скрыто за кулисами: как создаётся спектакль, как работают актёры и режиссёр, как делают театральных кукол и в чём заключается работа звукорежиссёра, бутафора и осветителя.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.