Занятие 2 «Круг зла и добра» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Занятие 2 «Круг зла и добра»

2020-10-20 68
Занятие 2 «Круг зла и добра» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи:

· реконструирование психотравмирующей ситуации на символическом уровне с помощью художественно-творческой деятельности;

· актуализация переживаний и воплощение их во внешней форме через продукт художественной деятельности;

· содействие в создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении;

· актуализация креативных потребностей и творческого самовыражения.

Предмет психолого-педагогической коррекции: компоненты личностной струкутры.

Участники программы: дети 5-7 лет, перенесшие в раннем возрасте психотравмирующие обстоятельства и испытывающие в настоящем трудности социальной адаптации, проблемы в сфере отношений с окружающими и самими собой (с самовосприятием).

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая (родители-дети).

Показания к применению: нарушения в развитии эмоциональной, коммуникативной и социальной сферы детей 5-7 лет, перенесших в раннем возрасте психотравмирующие обстоятельства (жестокое обращение, в т.ч. физическое и сексуальное насилие; родительскую, социальную, эмоциональную депривацию; утрату родных и близких и т.п.)

Основное требование и условие эффективности программы: добровольное участие детей, родителей и педагогов; систематичность и комплексность воздействия; преемственность в реализации коррекционно-развивающего воздействия (специалисты ППМС-центра, родители, специалисты образовательных учреждений, в которых воспитывается и обучается ребенок).

Объем программы:

Программа рассчитана на 30 арт-терапевтических сеансов, продолжительностью 45-60 минут с периодичностью 2 раза в неделю. Занятия проводятся в индивидуальном и подгрупповом режиме (родители-дети).

Программа состоит из 3 блоков:

Блок 1 (от 3 до 5 сеансов) – направлен на содействие в создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении. Происходит спонтанное знакомство с материалами арт-терапевтического кабинета, формирование предпосылок доверительного отношения к ведущему и пространству арт-терапевтического кабинета.

Применяются техники: жестовое рисование; скульптура тела; коллаж семьи.

Блок 2 (от 20 до 24) сеансов – направлен на реконструирование психотравмирующей ситуации на символическом уровне с помощью художественно-творческой деятельности; актуализацию переживаний и воплощение их во внешней форме через продукт художественной деятельности.

Применяются:

· авторские истории,

· прослушивание колыбельных мелодий и песен народов мира,

· создание «контейнеров» (по Винникоту и Биону, внутреннее пространство безопасности, место трансформации непереносимых переживаний);

· создание «Безопасного» и «Травмирующего» мира в пространстве светодиодного куба;

· приемы, обеспечивающие смысловую реконструкцию при переживании психотравмирующих обстоятельств, которые реализуют потребность интегрировать пережитый опыт в более широкий контекст своей жизни.

Блок 3 (от 3 до 5 занятий) – обобщение опыта предыдущих занятий на символическом уровне. Направлен на актуализацию креативных потребностей и творческого самовыражения.

Применяются техники: создание арт-объектов, талисманоподобных объектов, символов себя (кукол-игрушек).

В основу коррекционно-развивающей программы положен принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, в том, что на первых занятиях обязательно проходит этап прицельного комплексного диагностического обследования, позволяющего выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребенком, сделать заключение об их возможных причинах. Во-вторых, во время реализация коррекционно-развиваюшей программы проводится постоянный контроль динамики изменений в эмоциональной, коммуникативной и социальной сфере. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы при работе с ребенком.

Также коррекционно-развивающая программа опирается на деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей ребенка в коррекционно-развивающей программе согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности, с другой.

Структура занятия

Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и завершающей. Далее представлены опорные планы конспекты занятий.

План-конспект занятий

Вводная часть (занятия 1-5)

Занятие 1 «След»

Цель: Формирование доверительного контакта ребенка и ведущего программы.

Задачи:

· Знакомство ребенка и ведущего программы;

· Знакомство с пространством арт-терапевтического кабинета и его правилами;

· Знакомство с материалами арт-терапевтического кабинета;

· Конкретизация диагностической гипотезы и корректировка задач последующих занятий.

 

Материалы: бумага разного формата, цвета, фактуры, в том числе ватман; изобразительные средства, представленные в многообразии; природные объекты (шишки, ветки, ракушки и т.п.); пластичные материалы (глина природная, полимерная; пластилин, гипс); коробка 20*20; ткани, нити; коллекция миниатюрных фигур; магнитофон; диск с записью колыбельной на русском языке.

 

Ход занятия:

1. Ритуал начала занятия «След»

Психолог знакомит ребенка с пространством арт-терапевтического кабинета и материалами. Рассказывает историю: «Здесь необычный кабинет, это место, где большие и маленькие, дети и их родители, воспитатели и учителя могут делать все, что захотят с жителями этих ящичков (показывает на разнообразные арт-терапевчические материалы). В каждом ящике свои обитатели, есть яркие, есть черно-белые, есть мягкие, есть твердые. А вот место (показывает на пространство кабинета, оборудованное для спонтанной творческой деятельности: пол и столешницы покрыты зафиксированной клеенкой), где все это происходит, оно хорошо подходит для любых действий, оно безопасно и не пострадает от пролитой воды и красок, размазанного пластилина, здесь можно многое из того, что нельзя в других комнатах и кабинетах».

Посмотри, может быть, здесь есть то, что тебе хочется взять в самом начале нашего занятия. Возьми это. Я возьму вот это.

Вот тут (показывает на заранее приготовленную коробку), покажи какой след оставляет, выбранный сейчас тобой предмет. А я пока в своей коробке оставлю свой след.

Ребенок оставляет след. Вместе с психологом происходит знакомство со следами друг друга. Психолог первый описывает, что у него получилось, какой это след, как его было делать.

 

2. Упражнение для первичного знакомства «Чей след».

Психолог предлагает придумать, кто мог бы оставить такой след. Ребенку предлагается создать любого персонажа из любого материала. При этом психолог тоже создает образ того, кто мог оставить след в его коробке.

Происходит обсуждение по примерной схеме:

• Прояснение отношения ребёнка к процессу создания персонажа (рисованию, лепке, аппликации, инсталляции), к готовому результату.

• Описание работы с точки зрения ребёнка.

• Обсуждение содержания работы: его части, детали, появившиеся образы людей, предметов, животных и т.п.

• Идентификация: выбираются важные для ребенка предметы, части в готовом образе, для того, чтобы он идентифицировал их с чем-то или кем-то.

•  Работа с персонажем: ребёнку предлагается вести диалог между своим персонажем и персонажем ведущего, что-то рассказать от первого лица, сделать, продемонстрировать.

• Обсуждение цветовой гаммы работы (обратить внимание на цвет: что он означает, о чём говорит).

• Установление параллелей с ситуациями жизни и их обсуждение.Прорабатываются реальные ситуации или рассказы, вытекающие из работы.

Рис.3. Образцы фигур-героев, выполненных из природной глины

3. Ритуал прощания «Колыбель для героя»

В окончании занятия психолог описывает, что происходило на занятии. Говорит, что какими бы ни были получившиеся сегодня персонажи, что бы они ни делали, как бы себя не чувствовали, рано или поздно приходит время отдохнуть и лечь спать. У каждого свое место для сна, своя колыбель. В коробке, которая предлагалась в начале занятия для упражнения «След», психолог предлагает создать колыбель, где персонажу будет лучше всего отдохнуть до следующего занятия.

Во время создания колыбели звучит колыбельная песня на русском языке.

Рис. 4. Образцы оформленных непрозрачных контейнеров

 

Ход занятия:

 

Упражнение «Рисунок в круге»

Психолог уточняет, для какой краски, какое средство нанесения было самым неприятным, а какое самым приятным. Далее предлагает два круга, нарисованных на листе формата А-3. Говорит: «Это круг «Зла», здесь каждая краска оставит свой самый неприятный след, а это круг «Добра», он для добрых следов». Ребенок создает рисунок в двух кругах. Происходит обсуждение.

 

Ход занятия:

История

«Жил-был ребенок, однажды он играл в игру – ловил цыплят. Утомился и задремал. К нему подошли мама с папой, мимо прошла бабушка. Родители улыбнулись и начали готовить колыбель. Положили подушку, одеяло, и пошли за ребенком.

Но вдруг, что-то произошло… Ребенок вскочил с места и побежал. Родители только руками взмахнули, а бабушка начала охать и причитать. А ребенок схватил палку, пронесся по двору, подразнил собак, открыл загон с овцами. И так он носился, пока все вокруг не устали и случайно не заснули. Заснули мама, папа, бабушка, овечки, собаки…

Тогда ребенок заулыбался, укрыл одеялом родителей, и они увидели веселый сон, как прыгают на батуте вдвоем. Бабушку он пощекотал перышком, и ее прекрасный сон куда-то исчез, вместо этого она увидела себя на привязи, бегущей по кругу за ребенком...»

 

Занятие 7

История

«Однажды королевская семья: король с королевой, принц с принцессой, маленький ребенок с няней пришли на концерт. Перед ними одними выступали музыканты, исполняли свои песни известные певцы. Только всем пятерым становилось все скучнее и скучнее, они зазевали и по очереди погрузились в сон…

Во сне они продолжали слышать пение певицы, звучал все тот же голос, но кто-то из присутствовавших увидел сон. Во сне король обнимал королеву, улыбался ей, они вместе танцевали. Принц с принцессой, малыш с няней тоже кружились в танце. Падал снег, все вокруг было белым.

Но вот малыш приоткрыл глаза и понял, что все они по-прежнему на концерте…

 

Занятие 8

История

«Дома за столом сидят мама, папа, бабушка. Все заняты своим делом. Мать отпускает с рук малыша, он уползает, оказывается на улице. Он встречает женщину, она чистит все вокруг, подметает, убирает. Малыш смотрит на нее удивленно. Женщина, увидев его, прекращает уборку и начинает танцевать. Малыш наблюдает, ему интересно, он улыбается, но вдруг что-то происходит…

Малыш громко заплакал…

Женщина продолжает танцевать, малыш уползает и прячется в корзину. Домашние, услышав плач, отложили свои дела и выбежали на улицу. Они не видят ребенка, продолжают его искать. Встречают танцующую женщину, наблюдают за ней и тоже начинают танцевать.

Малыш наблюдает со стороны из корзины, вскоре он засыпает…»

 

Занятие 9

История

«Жилище, небольшой костер. Женщина несет охапку хвороста. Костер разгорается сильнее. Женщина уходит добывать еще хворост. Возвращается, огонь разгорается сильнее. Вокруг никого нет, женщина одна. Мимо проезжают поезда, иногда проходят хищные звери, оставляя следы.

Женщина снова уходит за хворостом, и так раз за разом. Вдруг приближается разъяренный медведь, оскалив пасть. Медведь уходит, следом пролетает кукушка и несет в клюве малыша, она кидает его женщине.

Женщина поймала малютку, это медвежонок, она качает и нянчит его как родного…»

 

Занятие 10

История

«Мама с мальчиком лет пяти сидят в избушке возле печки. За окном метель, холод, им тепло. Они кого-то ждут.

По заснеженному полю вдали от городов и деревень, в санях едет мужчина, в руках у него сверток – это малыш в одеялке. Дует ветер, снег бьет им по лицу. Малыш начинает плакать. Навстречу им попадается старичок, он протягивает огонек. Глядя на огонек, малыш вспоминает мальчишку пяти лет, который с мамой ждет возле печки и на время успокаивается.

Они едут дальше, метель усиливается, малыш снова плачет… На встречу им попадается дед мороз, он достает из мешка игрушку – фигурку того мальчика, который с мамой ждет у печки. Малыш улыбается и засыпает.

Они едут дальше, но снова метель, снег в лицо. Малыш плачет. Навстречу попадается мужчина с посохом, он ударяет им о землю, тучи рассеиваются, в небе видно северное сияние и в его свете малышу видится лицо мальчика, который с мамой ждет возле печки. Малыш успокаивается. Они едут дальше, и вот подъезжают к дому. На встречу им бежит мама с мальчиком…»

 

Занятие 11

История

«Волны, по ним скользят корабли с белыми парусами. Сад, яблони, груши. Бабушка собирает урожай, складывает в тарелку груши и яблоки. Ставит тарелку на табурет и садится отдохнуть. Она засыпает.

В это время ребятишки бегут к саду, они смеются, кувыркаются, прыгают. Один из них роняет тарелку с яблоками и грушами, они бегут дальше. Вот они возле бабушки, бабушка спит.

Четверо детишек забираются ей на колени, на руки, расплетают ей косы, прячутся по карманам одежды, качаются на ее бусах. Бабушка спокойно спит, ей сниться, будто руки у нее как крылья у птицы, она взмахивает ими.

Вскоре ребятишки засыпают возле бабушки в тени сада, и вот они тоже видят себя во сне с крыльями вместо рук, бабушка вместе с ребятами взмахивает крыльями…»

 

Занятие 12

История

«Вечер, ребенок собирается в кровать, в руках у него игрушка – лисенок. Ребенок ложится, обнимает лисенка и засыпает. Лисенок открывает глаза и смотрит в окно. За окном видны тени: это крадутся два лиса. Лисенок встает, вылезает в окно и отправляетя за ними. Мальчик тоже проснулся, заметил, что лисенок ушел, и отправился за ним.

Темно лисенок крадется за лисами, мальчик за лисенком. Лисы дошли до леса, достали дудочки и заиграли на них. Из дудочек полетели звездочки. Звезды садятся на траву, на ежей, птиц. Лисенок тоже достал дудочку, начал дуть, вылетела одна маленькая звездочка. Тогда лисы заметили его и подарили ему большую яркую звезду. Они попрощались, сели в лодку и уплыли. Лес был весь усыпан звездами. Лисенок смотрел вслед лисам. Мальчик подошел к нему, они обнялись. Мальчик взял лисенка на руки и отнес домой.

Вот они снова в спальне, как будто ничего и не было. Лисенок достает ту самую звездочку, и они отправляют ее светить на небо. Ложатся в кровать и засыпают, обнявшись…»

 

Занятие 13

История

«Ребенок бежит за собакой, они играют. Женщина мелет в ступке зерно. Мимо нее проходят разные люди. Идет мужчина с книгой, проезжает человек на велосипеде, проходит бабушка со свечкой в руках, пробегает ребенок с собакой. Они задевают ступку и опрокидывают на себя муку. Ребенок с собакой становятся белыми от муки. Женщина улыбается.

Она месит тесто. Вокруг проходят разные люди. Женщина несет на руках мужчину. Мужчина везет на багажнике велосипеда старичка, собака на санях везет ребенка. Они задевают женщину, и тесто из ее рук падает ребенку на голову. Женщина улыбается. Она продолжает свое дело.

И вот лепешки готовы, они круглые как луна. Наступает вечер. Каждому достается по лепешке. Каждый заворачивает в нее самое дорогое: бабушка – деревце с плодами, мужчина – велосипед; священник – церковь; женщина – мужчину; мальчик – собаку. Все держат свой сверток, качают его и засыпают. Женщина укрывает ребенка…»

 

Занятие 1 4

История

«Старенький человек готовится спать. Он гасит свет, ложится, ворочается с боку на бок, но не может заснуть. Рядом крепко спит кот.

Мышка выбегает из норки. Она смотрит на старичка и куда-то бежит с фонариком. Бежит по коридорам, ей попадаются ящики с инструментами, на них пыль и паутина, рядом висит фотография: на ней старичок вместе со старушкой, он держит кораблик в руках, старушка радуется, дедушка сам смастерил его своими руками. Мышка бежит дальше, ей попадается гитара, струны у нее не натянуты, мышка видит фотографию, дедушка на ней моложе, рядом с ним бабушка, тоже моложе, играет пластинка. Мышка бежит дальше, ей попадается велосипед, а рядом фотография, дедушка на ней молодой мужчина, он улыбается и едет на велосипеде. Мышка бежит дальше и видит игрушечную лошадку, а рядом фотография – дедушка совсем не дедушка, а маленький мальчик. Мышка берет лошадку и отправляется назад по коридорам.

Старичок все это время никак не может заснуть, он ходит, то включает, то выключает свет, рядом только кот, который крепко спит.

Мышка потихоньку прикатила за веревочку игрушечную лошадку, из самого детства старичка. Наконец он смог заснуть, прямо на этой лошадке…»

 

Занятие 15

История

«Далекая страна Мексика, где живут индейцы. Мама с ребенком делают фигурки – скелеты людей, животных. Они улыбаются. Индейцы не боятся скелетов, у них даже есть праздник в честь них. Мама с ребенком играют в фигурки.

Наступает вечер. Пора спать. Мама несет ребенка в кровать, малыш засыпает, ему снятся скелеты, мужчины, женщины, животные, они танцуют…

Мама тоже засыпает. Они вместе видят этот сон…»

 

Занятие 16

История

«Далекая страна… Ребенок шевелит ушами и пробует взлететь. Поднимается немного от земли и падает на землю, опрокидывает корзину с яблоками. Ребята показывают на него пальцем и смеются. Ребенок плачет, приходит мама, приносит кота, усаживает ребенка на него. Ребенок катается на коте, радуется, подрастает, встает рядом с котом и они вместе танцуют.

Вскоре он снова шевелит ушами и пробует взлететь. Отрывается от земли немного повыше, но снова падает, опрокидывает корзину. Все вокруг смеются и показывают пальцем. Ребенок снова плачет, приходит мама, приносит собаку, усаживает его на нее. Ребенок катается, радуется, еще подрастает, встает рядом с ней и танцует.

История повторяется… Вот он уже взрослый, пробует взлететь и падает в лужу. Все смеются, он плачет. Мама приходит, приводит коня и усаживает повзрослевшего ребенка на коня. Они танцуют, катаются, радуются. Но конь сбрасывает повзрослевшего ребенка на землю. Все смеются, он плачет. И тут замечает плачущую женщину/мужчину (указывается противоположный ребенку пол). Утешает ее/его и они вместе взлетают, наконец, у них это получилось…»

Рис.8. Образец оформления пространства светодиодного куба

Занятие 17

История

«Мальчик играет со своей собакой в догонялки и прятки. Мальчик догоняет, а собака убегает и прячется за кусты. Им весело. А потом они меняются, мальчик прячется, а собака ищет его. Вот собака прячется за кусты, мальчик находит ее, а она там не одна, а с кошкой. Они втроем бегут дальше. К кошке навстречу выходит хозяйка-девочка. Мальчику она понравилась, и он долго на нее смотрит. Потом мальчик с собакой уходят к себе во двор.

Они задремали под деревом. Собаке снится, что мальчик вырос, он нарядно одет, у него свадьба с той девочкой, она тоже уже выросла. Собака машет лапкой выросшему мальчику, идет к нему навстречу, но никак не может приблизиться. Вот мальчик жениться и они с девочкой уходят вдаль, собака остается одна, она грустит, идет снег и все поля и горы покрываются сугробами…»

 

Занятие 18

История

«Старушка сидит дома на скамье и есть ложкой картошку из котелка. Кошка смотрит на нее, ей хочется есть. Старушка доедает все и кидает ложку с котелком в разные стороны. Ложка попадает в кошку, она убегает.

В это время по полю идут отец, мать и ребенок, они голодны и грустят. Они стучатся в дом к старушке, заходят, смотрят по кастрюлям и сковородам, а там все пусто. Они ложатся все вместе спать, голодные и грустные.

А сытой старушке сниться сон, что отец, мать и ребенок погнались за кошкой, сердятся на нее, грозят ей кулаками. Кошка в сарай, они за ней, распугали всех гусей. Кошка на поле, все за ней, столкнули трактор, он покатился в реку, распугал там всю рыбу, рыба выпрыгнула из воды, все идет кувырком. Старушка просыпается…»

 

Занятие 19

История

«Черепаха плывет в море, в ней маленькие черепашата, она ищет место, где отложить яйца. Выныривает и смотрит, но вокруг разные звуки, шум, место вокруг кажется ей не безопасным, она плывет дальше. Вот она выбирается на берег, ползет по песку, закапывается, закрывает глаза и ей начинает сниться, цветок, он распускается, а там маленький черепашонок. Но тут сон ее прерывает шум, это шаги слона. Место не безопасно, черепаха уползает, так и не отложив яйца. Она ищет другое место, опять закапывается и ей начинает сниться сон. Опять шум. Это стрекозы, их съедает хамелеон. Место небезопасно, черепаха уползает в поисках другого места. Она снова закапывается, снова засыпает, но и это место небезопасно, обезьяны садятся на панцирь обезьяне. Она снова уползает. Наконец она находит безопасное надежное место. Откладывает яйца. Вскоре вылупляются черепашата и ползут к воде. Вот они уже плавают…»

 

Занятие 20

История

«Северный полюс, снег, холодно. Идет белая медведица, а в животе у нее спит маленький медвежонок. Хрустит снег под ее ногами

В собачьей упряжке едет папа, он подъезжает к дому, его встречает мама, они обнимаются. Но тут в дома начинает плакать их малыш, они подбегают к нему и начинают веселить его, играют в бубны, малыш успокаивается и улыбается. Родители садятся, а малыш снова начинает плакать. Родители опять пытаются его развеселить. Надевают маски и бьют в бубны. Малыш успокаивается и потом засыпает. Родители садятся, обнявшись, и от усталости засыпают на месте.

Медведица идет по снегу, несет рыбу в зубах, в животе у нее уже пусто, медвежонок идет за ней следом…»

 

Занятие 21

История

«Слоненок едет в поезде, напротив сидят его мама с папой. Слоненок жонглирует тремя мандаринами. Мама с папой сердито забирают мандарины и кладут на столик. Мама с папой засыпают, а слоненок видит за окном оранжевый воздушный шар. Он выглядывает из поезда окна поезда и падает наружу. Слоненок оказывается в траве, он встает и бредет вперед. Вот перед ним цирк, в шатре он видит клоуна и носорога, они жонглируют и веселят зрителей. Слоненок засыпает, его находят спящим на крыше работники цирка. Они подставляют батут, слоненок прыгает вниз, с этого момента он начинает учиться цирковым фокусам, жонглировать, кататься на роликах, прыгать на батуте. Вот он уже работает в цирке, однажды тута приходят его мама и папа, узнают в нем своего слоненка и нахмурившись забирают его. Они снова едут в поезде втроем, напротив лежат три мандарина. Родители засыпают, а слоненок сбегает в окно…»

 

Занятие 22

История

«Далекая страна Индия. Там живет волшебный ребенок, у него много рук, он может многое делать. Он танцует и играет на дудочке. Его мама смотрит на него, любуется и радуется. Но вот злодей, красный как огонь, начинает злиться на них, пускает искру в корову, которую пас ребенок, корова сгорает, злодей забирает маму и сажает ее в каменную башню. Мама грустит и плачет. А злодей продолжает злиться, он пускает искры на все стадо и загорается все вокруг, огонь везде. Но волшебный ребенок, у которого много рук, берет огонь в руку, глотает его и пожар прекращается. Злодей злится еще сильнее и напускает на ребенка змей. Но ребенок начинает играть на дудочке и змеи слушают его и танцуют перед ним. Ребенок продолжает играть на дудочке и идет сразиться с злодеем. Злодей стал размером со слона, он разъярен, готов напасть, но волшебный ребенок легко побеждает его, потом он освобождает маму, разрушая стены башни, все танцуют и поют под звуки дудочки…»

 

Занятие 23

История

«Север, холодно, кругом снег. Мужчина играет на струнах музыкального инструмента. По воде плывет лодка, там сидит белый медведь и листает книгу. В книге разные картинки. На них папа, он катит санки, на другой картинке ребенок, катится кубарем с сугроба; еще на картинках папа идет по полю косить пшеницу, рядом картинка с ребенком в стоге сена; еще на картинках папа идет с сетью за рыбой, рядом картинка, где дети с воздушными шарами.

Медведь приходит в дом к мужчине, видит там колыбель и начинает ее качать, гладит всех детей, они все вместе засыпают. Папа сидит рядом и читает возле колыбели книгу с картинками. Дети подрастают, на яблонях созревают яблоки. Папа качает детей на карусели из стороны в сторону, им хорошо. Папа засыпает и теперь уже его качает в лапах белый медведь…»

 

Занятие 24

История

«Дедушка идет по пустыне, он подходит к уличному зонтику, ставит под него табуреточку, садится и смотрит вдаль, там в песках лежит старый заброшенный корабль. Дедушка закрывает глаза и видит себя маленьким ребенком, мама держит его на руках, он радуется и улыбается. Тут подходит папа, он берет ребенка и ведет куда-то. Вот он показывает коня, сажает ребенка верхом и ведет коня под уздцы. Мама идет рядом. По дороге навстречу попадаются разные люди, старец дарит мальчику подкову, женщина дарит хлыст, муж и жена дарят хлеб. Ребенку радостно и хорошо. Вдруг конь встает на дыбы и убегает. Все напуганы. Ребенок прижимается к шее коня. Наконец конь останавливается. Ребенок открывает глаза, перед ним море и корабль, плывущий по волнам. Мальчик спускается на землю, находит раковину и прикладывает ее к уху. Все это вспомнил старенький дедушка. Моря уже нет, корабль больше не плавает, а раковина по-прежнему в руках у старичка, как когда-то давно…»

 

Занятие 25

История

«Колыбель, мама кладет в нее своего малыша, качает, вскоре она засыпает. Ей снится сон, что аист поднялся из гнезда на крыше ее дома и полетел вслед за своей стаей, а за ним вылетел из колыбели малыш и тоже полетел. Вот он уже большой, больше самой мамы, мама несет кувшин, а выросший малыш (он уже большой и взрослый) помогает ей набрать из колодца воды, наполнить кувшин, отнести его в поле, полить землю. Там, где полили землю, вырастает дерево, дерево дает плоды – огромные груши, большой ребенок помогает маме погрузить самую большую грушу (больше роста человека) в телегу и везет ее к дому, мама в это время сидит на телеге, и начинает дремать. Вдруг она просыпается и видит рядом колыбель, а в ней своего малыша…»

 

Заключительная часть (занятия 26-30)

Занятие 26 «Моя скульптура»

Цель: Формирование представлений о собственной неповторимости и уникальности жизненного пути.

Задачи:

· Актуализация потребности в саморазвитии;

· Содействие в осознании своих неповторимых особенностей;

· Содействие в осознании своих перспектив и возможностей.

Материалы: песочница с сухим песком; коллекция миниатюрных фигур; кинестетический («живой») песок; запись колыбельной, которая на предыдущих этапах была для ребенка наиболее приятной.

 

1. Ритуал начала занятия «Угадай какой»

Психолог перед началом занятия оставляет на песке в песочнице следы разными фигурами. Показывает их ребенку и спрашивает: «Как ты думаешь, какой герой мог оставить такой след, а такой? А какая походка у героя, оставившего этот след?»

2. Упражнение «Моя скульптура».

Психолог знакомит ребенка со свойствами и особенностями кинестетического песка, предлагает удобно расположиться, закрыть глаза,   и слепить себя, свою скульптуру, фигуру. Потом происходит обсуждение по схеме, предложенной в первом занятии, упражнении 2. Ребенку предлагается рассказать о своем теле, глядя на то, что получилось, о том что тело может, как себя чувствует, нравится или не нравится то, что получилось.

Рис.9. Скульптура тела, выполненная из кинестетического песка

Занятие 27 «Своя история»

Цель: Формирование позитивного самовосприятия, содействие осознанию своей ценности для этого мира.

Задачи:

· Актуализация творческого потенциала;

· Расширение представлений о себе; своих достоинствах, ценности для мира;

· Построение уникальной жизненной перспективы на символическом образном уровне.

Материалы: контейнер 20*20 с непрозрачными стенками и крышкой; материалы арт-терапевтического кабинета; коллекция миниатюрных фигур; фрагменты колыбельных народов мира.

Занятие 28 «Моя игрушка»

Цель: Формирование представлений о собственной ценности.

Задачи:

· Актуализация творческого потенциала;

· Расширение представлений о себе; своих достоинствах, ценности для мира;

· Построение уникальной жизненной перспективы на символическом образном уровне.

Материалы: ткани разной фактуры и цвета, нити, ленты, синтипух, крупа, натуральные объекты; фрагменты колыбельных мелодий.

Ритуал прощания «Подарок»

Психолог предлагает на прощание сделать кукле-игрушке подарок. Вместе с ребенком создает некий талисман для нее и с добрыми словами дарит его.

 

Занятие 30 «В добрый путь»

Цель: Обобщение и интеграция опыта всех предыдущих занятий.

Задачи:

· Закрепление достижений предыдущих занятий;

· Создание в форме художественного продукта символического образа, обобщающего опыт предыдущих занятий;

· Содействие творческому спонтанному проявлению своего Я.

Материалы: все материалы, применявшиеся на предыдущих занятиях.

Упражнение «Каракули»

Психолог предлагает на расстеленном ватмане создать любые каракули, просто двигать руками и оставлять на листе любые следы, можно насыпать цветной песок, крупу, рисовать красками. Происходит обсуждение, на что похоже все то, что получилось.

Задачи:

· реконструирование психотравмирующей ситуации на символическом уровне с помощью художественно-творческой деятельности;

· актуализация переживаний и воплощение их во внешней форме через продукт художественной деятельности;

· содействие в создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении;

· актуализация креативных потребностей и творческого самовыражения.

Предмет психолого-педагогической коррекции: компоненты личностной струкутры.

Участники программы: дети 5-7 лет, перенесшие в раннем возрасте психотравмирующие обстоятельства и испытывающие в настоящем трудности социальной адаптации, проблемы в сфере отношений с окружающими и самими собой (с самовосприятием).

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая (родители-дети).

Показания к применению: нарушения в развитии эмоциональной, коммуникативной и социальной сферы детей 5-7 лет, перенесших в раннем возрасте психотравмирующие обстоятельства (жестокое обращение, в т.ч. физическое и сексуальное насилие; родительскую, социальную, эмоциональную депривацию; утрату родных и близких и т.п.)

Основное требование и условие эффективности программы: добровольное участие детей, родителей и педагогов; систематичность и комплексность воздействия; преемственность в реализации коррекционно-развивающего воздействия (специалисты ППМС-центра, родители, специалисты образовательных учреждений, в которых воспитывается и обучается ребенок).

Объем программы:

Программа рассчитана на 30 арт-терапевтических сеансов, продолжительностью 45-60 минут с периодичностью 2 раза в неделю. Занятия проводятся в индивидуальном и подгрупповом режиме (родители-дети).

Программа состоит из 3 блоков:

Блок 1 (от 3 до 5 сеансов) – направлен на содействие в создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накоплении. Происходит спонтанное знакомство с материалами арт-терапевтического кабинета, формирование предпосылок доверительного отношения к ведущему и пространству арт-терапевтического кабинета.

Применяются техники: жестовое рисование; скульптура тела; коллаж семьи.

Блок 2 (от 20 до 24) сеансов – направлен на реконструирование психотравмирующей ситуации на символическом уровне с помощью художественно-творческой деятельности; актуализацию переживаний и воплощение их во внешней форме через продукт художественной деятельности.

Применяются:

· авторские истории,

· прослушивание колыбельных мелодий и песен народов мира,

· создание «контейнеров» (по Винникоту и Биону, внутреннее пространство безопасности, место трансформации непереносимых переживаний);

· создание «Безопасного» и «Травмирующего» мира в пространстве светодиодного куба;

· приемы, обеспечивающие смысловую реконструкцию при переживании психотравмирующих обстоятельств, которые реализуют потребность интегрировать пережитый опыт в более широкий контекст своей жизни.

Блок 3 (от 3 до 5 занятий) – обобщение опыта предыдущих занятий на символическом уровне. Направлен на актуализацию креативных потребностей и творческого самовыражения.

Применяются техники: создание арт-объектов, талисманоподобных объектов, символов себя (кукол-игрушек).

В основу коррекционно-развивающей программы положен принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, в том, что на первых занятиях обязательно проходит этап прицельного комплексного диагностического обследования, позволяющего выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребенком, сделать заключение об их возможных причинах. Во-вторых, во время реализация коррекционно-развиваюшей программы проводится постоянный контроль динамики изменений в эмоциональной, коммуникативной и социальной сфере. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы при работе с ребенком.

Также коррекционно-развивающая программа опирается на деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в «трудных» конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей ребенка в коррекционно-развивающей программе согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развити


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.179 с.