Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-10-20 | 119 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Речь при закладке Дорнахского здания 20 сентября 1913 г. с предуведомлением Марии Штайнер к первому изданию 1948 г
VI
Толкования на «Свет на Пути» Мабель Коллинз
Медитация в связи со «Светом на Пути»
Толкования на «Голос безмолвия» Е. П. Блаватской
Послесловие издателя
Примечания
Перечень мантрических изречений
Вместо введения
ЗАДАЧА ДУХОВНОЙ НАУКИ
Записи одной Берлинской лекции 1903 или 1904 гг.
Есть прекрасные слова Гегеля: глубочайшая идея связана с образом Христа, исторически явленным. И величие христианской религии в том, что она существует для любой ступени культуры. Ее может постигать самое наивное сознание, и одновременно она является основанием глубочайшей мудрости.
Что христианская религия постижима любой ступенью сознания, этому учит уже история ее развития. Что она располагает к проникновению в глубочайшие учения мудрости человечества, -показать это должно быть задачей теософского духовного течения или духовной науки вообще, если она разумеет эту свою задачу. Теософия - это не религия, а орудие для постижения религий. Она относится к религиозным памятникам так же, как примерно, математика - к памятникам, которые были созданы как математические учебники. Математику можно постигнуть, исходя из собственных духовных сил, законы пространства можно понять, не оглядываясь на те древние книги. Но, поняв их, усвоив геометрические знания, будут тем более ценить древнюю книгу, которая впервые представила эти законы перед человеческим духом. Так же и с теософией. Ее источники не в памятниках, они не основаны на предании. Ее источники -в реальных духовных мирах; там их можно найти и постигнуть, развив свои собственные духовные силы, подобно тому, как, развивая силы своей интеллектуальности, овладевают математикой. Наш интеллект, который служит нам для овладения законами мира внешних чувств, несом неким органом, мозгом. Для овладения законами духовных миров мы равно нуждаемся в соответствующих органах. Каким образом развились наши физические органы?
Благодаря тому, что над ними работали внешние силы - силы Солнца, силы звука. Так возник глаз, так возникло ухо - из нейтральных, неопределенных органов, которые первоначально не допускали проникновения воздействия чувственного мира и открывались постепенно. Подобным образом откроются и наши духовные органы, если над ними будут работать надлежащие силы.
Что же это за силы, которые обрушиваются на наши, ныне еще неопределенные, духовные органы? На астральное тело нынешнего человека в течение дня напирают такие силы, которые противодействуют его развитию, которые умерщвляют даже те органы, которые были у него раньше, когда у него еще не раскрылось ясное дневное сознание. Раньше человек воспринимал астральные впечатления непосредственно. Окружающий мир говорил ему образами, формами, в которых выражался астральный мир. Живые, внутренне расчлененные образы, краски свободно парили вокруг в пространстве как выражения удовольствия и неудовольствия, симпатии и антипатии. Затем эти краски словно бы легли на поверхность вещей, предметы приобрели прочные очертания. Это было тогда, когда физическое тело человека становилось все более плотным и расчлененным. Когда глаза его полностью открылись физическому свету, когда перед духовным миром простерся покров Майи, тогда астральное тело человека стало получать впечатления от окружающего мира посредством физического и эфирного тела, затем оно само передавало их Я, откуда они вступали в сознание человека. Таким образом, оно постоянно было занято, постоянно находилось в деятельности. Но то, что работало в нем так, не было мягкими пластическими силами, отвечающими характеру его собственного существа. То были силы, которые истощали, умерщвляли его для того, чтобы пробудить сознание Я. Лишь ночью, когда оно погружалось в сродный ему ритмически-духовный мир, оно снова получало подкрепление и могло также снова доставлять силы физическому и эфирному телу. Из столкновения впечатлений, из умерщвления бессознательно действовавших ранее в человеке астральных органов явилась жизнь отдельного Я, сознание Я. Из жизни - смерть, из смерти - жизнь. Кольцо змеи сомкнулось. Ныне из этого ставшего бодрствующим сознания Я надлежит придти силам, которые снова разожгут жизнь в омертвевших остатках ранних астральных органов, пластически разовьют их.
К этой цели движется человечество, туда ведут его учителя, его руководители, великие посвященные, символом которых также является змея. Это воспитание для свободы, поэтому оно медленное и трудное. Великие посвященные могли бы, так сказать, облегчить себе и людям задачу, если бы ночью, когда астральное тело свободно, они обрабатывали его таким образом, чтобы запечатлеть в нем астральные органы, действуя на него извне. Но тогда бы это было воздействием на человека в сновидческом состоянии, посягательством на сферу его свободы. Воля, высший принцип человека, никогда бы не развилась. Человек последовательно проводится по ступеням. Была дана инициация в мудрости, инициация в чувстве, инициация в воле. Подлинное христианство есть объединение всех ступеней посвящения. Инициация древности была предвестием, подготовкой. Медленно и постепенно освобождался новый человек от своего посвятителя, своего гуру. Первоначально посвящение происходило в сознании полного транса, но вооруженном средствами запечатлеть в физическом теле воспоминания о том, что происходило за пределами физического тела. Отсюда - необходимость высвобождать вместе с астральным телом также и эфирное, носитель памяти. Оба они погружались в море мудрости, в Махадеву, в свет Озириса. В глубочайшей тайне, в полном уединении проходило это посвящение. Ни одно дуновение внешнего мира не могло проникнуть туда. Человек как бы умирал для внешней жизни, нежные зачатки выхаживались в стороне от ослепляющего дневного света.
Затем из мрака мистерий посвящение вступило в ярчайший свет дня. В великой, могучей личности, носителе высшего принципа единения. Слова, которое выражает сокровенного Отца, которое есть обнаружение Его, которое, приняв человеческий облик, стало от этого Сыном Человеческим и могло быть представителем всего человечества, соединительной связью всех Я, - во Христе, Жизнедухе, Соединяющем от Вечности, свершилось исторически - и одновременно символически -посвящение всего человечества на ступени чувства, души. Событие это было такой силы, что могло впоследствии в каждом, кто следовал Ему в жизни, оказывать действие вплоть до физического тела, вплоть до появления ран, вплоть до пронизывающих болей. И тогда были пробуждены все глубины чувства. Возникла такая интенсивность ощущения, какой никогда столь могучими волнами в ином случае не омывало мир. В инициации божественной Любви на Кресте состоялось жертвоприношение Я во имя Всех. Физическое выражение Я, кровь, истекала в любви во имя человечества и действовала так, что тысячи стремились к этому посвящению, к этой смерти и позволяли своей крови струиться в любви, в энтузиазме во имя человечества. Сколь много крови струилось так, - это никогда не было достаточно подчеркнуто, и больше уже не доходит до сознания людей, также и в теософских кругах. Но волны воодушевления, которые нистекали и подымались в этой текущей крови, исполнили свою задачу. Они сделались могучими подателями импульсов. Они сделали людей зрелыми для инициации воли.
И в этом - завет Христа.
I
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
(Упражнения, сопутствующие главным)
Общие требования, которые должен предъявлять себе каждый,
кто хочет пройти духовное развитие
В нижеследующих сообщениях представлены условия, которые должны лежать в основе оккультного развития. Никому не следовало бы думать, что он может продвинуться путем каких-либо мероприятий внешней или внутренней жизни, если он не выполнит этих условий. Все медитации, концентрации и прочие упражнения ничего не стоят и даже вредны в известном отношении, если не упорядочить жизнь в смысле этих условий. Никаких способностей невозможно даровать человеку, можно лишь привести к развитию уже заложенные в нем способности. Они не развиваются сами собой, потому что есть внешние и внутренние препятствия для них. Внешние препятствия устраняются посредством нижеследующих правил жизни. Внутренние - посредством особых указаний относительно медитации, концентрации и т. д.
Первое условие заключается в усвоении совершенно ясного мышления. Для этой цели надо освободить себя от игры блуждающих мыслей, хотя бы на небольшое время среди дня, около пяти минут (чем больше, тем лучше). Надо стать господином своего мыслительного мира. Человек не является господином, если от внешних обстоятельств, профессии, какой-либо традиции, общественного положения, даже от принадлежности к определенной народности, от времени дня или от выполнения тех или иных функций и т. д. зависит и то, что он имеет какую-либо мысль, и то, как он ее развивает. Надо, следовательно, в вышеозначенное время совершенно свободной волей очистить место в душе от обыденного, повседневного течения мыслей и по собственной инициативе поставить себе какую-либо мысль в средоточие души. Не следует думать, что это должна быть какая-либо выдающаяся или особо интересная мысль; то, что должно быть достигнуто в оккультном отношении, достигается даже лучше, если сначала стараться избрать как можно более неинтересную и незначительную мысль. Благодаря этому больше возбуждается самостоятельная способность мышления, что и требуется, тогда как мысль, представляющая интерес, сама движет мышление. Лучше если это упражнение в контроле мыслей проделывается с мыслью о булавке, чем с мыслью о Наполеоне Великом. Человек говорит себе: «Я исхожу теперь из этой мысли и по собственной внутренней инициативе присоединяю к ней все, что фактически может быть с ней связано». При этом в конце данного отрезка времени мысль должна столь же красочно и живо предстоять душе, как и в начале. Это упражнение делают изо дня в день, по крайней мере, в течение месяца; можно каждый день брать новую мысль, а можно также придерживаться одной мысли в течение нескольких дней. В конце такого упражнения попытайтесь полностью осознать внутреннее чувство твердости и уверенности, которые при чуткой внимательности можно будет вскоре заметить в собственной душе, и тогда заканчивайте упражнение тем, что помыслите о своей голове и о середине спины (о головном и спинном мозге) таким образом, как если бы вы хотели влить упомянутое чувство в эту часть тела.
После приблизительно месяца таких упражнений надо приступить к выполнению второго требования. Попытайтесь придумать какое-либо действие, которое безусловно не было бы предпринято в ходе обычного течения вашей жизни, какой она была до сих пор. Теперь прямо вмените себе в обязанность это действие на каждый день. Поэтому будет хорошо, если избранное действие таково, что может приводиться в исполнение ежедневно в течение возможно более длительного промежутка времени. И опять-таки лучше начинать с незначительного действия, к которому человек, так сказать, должен принуждать себя. Например, человек в определенный час дня принимается поливать цветок, им себе купленный. Спустя некоторое время к первому действию следует присоединить подобное ему второе, потом третье и т. д., - сколько человек может выполнить при сохранении в силе всех своих других обязанностей. Это упражнение должно продолжаться опять в течение месяца. Но и в течение этого второго месяца следует выполнять, насколько возможно, первое упражнение, хотя можно уже больше не вменять себе это последнее в такую исключительную обязанность, как в первый месяц. Но не следует оставлять его без внимания, не то вы заметите вскоре, что плоды первого месяца вскоре утратятся, и снова начнется прежнее блуждание неконтролируемых мыслей. Вообще надо заботиться о том, чтобы никогда уже не утрачивать приобретенные плоды. Имея за собой подобное инициативное действие, осуществленное посредством второго упражнения, с чуткой внимательностью осознайте в глубине своей души чувство внутреннего побуждения к деятельности и затем словно бы излейте это чувство в свое тело, давая ему будто бы проистечь от головы вниз вплоть до сердца.
На третий месяц в качестве нового упражнения в средоточие жизни следует поставить выработку известного душевного равновесия в отношении колебаний наслаждения и страдания, радости и горя; «ликование до небес и смертельную тоску» надо сознательно заменить настроением равновесия. Человек следит за собой, чтобы никакая радость не увлекла его, чтобы не придавило его к земле никакое горе, чтобы никакое переживание не увлекло его в безмерный гнев или раздражение, не преисполнило боязливостью или страхом какое-либо ожидание, чтобы никакая ситуация не лишила его самообладания и т. д. и т. д. Не надо опасаться, что подобное упражнение сделает кого-либо черствым и поведет к обеднению жизни. Наоборот, человек вскоре заметит, что на место всего того, что устраняется благодаря этому упражнению, приходят очищенные свойства души; и прежде всего, благодаря чуткой внимательности, он сможет однажды ощутить внутренний покой в теле; и подобно тому, как в обоих вышеупомянутых случаях, пусть он изольет его в тело, давая ему излучаться от сердца к рукам, ногам и, наконец, к голове. В данном случае, это естественно, не может получиться после каждого отдельного упражнения, так как, по существу, мы имеем здесь дело не с отдельными упражнениями, но с беспрестанным обращением внимания на свою внутреннюю душевную жизнь. Нужно ежедневно, по меньшей мере один раз в день, вызывать перед душой этот внутренний покой и затем выполнять упражнение излияния его от сердца. С упражнением первого и второго месяцев надо поступать так, как поступали с упражнением первого месяца в течение второго.
На четвертый месяц в качестве нового упражнения следует взять так называемую позитивность. Она состоит в том, чтобы в отношении всех переживаний, существ и вещей постоянно отыскивать имеющееся в них доброе, выдающееся, прекрасное. Лучше всего характеризуется это свойство одной персидской легендой о Христе Иисусе. Когда Он шел со своими учениками по дороге, они увидели на краю дороги уже сильно разложившийся труп собаки. Все ученики отвернулись от отвратительного зрелища. Только Христос Иисус остановился, задумчиво рассматривая животное, и сказал: «Какие у этого животного чудесные зубы». Там, где другие увидели только безобразное, отталкивающее, он искал прекрасное. Так должен эзотерический ученик стараться в каждом явлении и в каждом существе искать позитивное. Он скоро заметит, что под оболочкой безобразного таится красота, что даже под личиной преступника - сокрыто добро, а в облике безумного таится каким-то образом божественная душа. Это упражнение имеет нечто общее с тем, что называется воздержанием от критики. Эти вещи нельзя понимать так, что надо черное называть белым, а белое черным. Но есть разница между суждением человека, который исходит только из своей личности, и той точкой зрения, когда он любовно вникает в незнакомое явление или в чужое существо и всегда спрашивает себя: «Как приходит это другое к тому, чтобы быть таким или так поступать?» Такая точка зрения сама собой приводит человека к тому, что он скорее постарается помочь несовершенному, вместо того, чтобы только порицать его или критиковать. Тут не следует возражать, что жизненные обстоятельства требуют от многих людей, чтобы они порицали или осуждали. Ибо это значит лишь, что человек, находящийся в таких обстоятельствах жизни, не может проходить правильного оккультного обучения. Существует как раз много жизненных обстоятельств, которые делают такое оккультное обучение в значительной мере невозможным. Именно тогда человеку не следует нетерпеливо требовать, вопреки всему этому, продвижения вперед, которое возможно лишь при определенных условиях. Кто в течение месяца сознательно направляет внимание на позитивное во всех своих переживаниях, тот мало-помалу заметит, что в его внутреннее существо вкрадывается такое чувство, как будто его кожа стала со всех сторон прозрачной, и душа его широко раскрылась навстречу всевозможным сокровенным и тонким процессам в его окружении, которые раньше совершенно ускользали от его внимания. В том-то как раз и дело, чтобы преодолеть присущую каждому человеку невнимательность в отношении таких тонких вещей. Заметив однажды, что вышеописанное чувство заявляет о себе в душе подобно своего рода блаженству, человек должен попытаться мысленно привлечь это чувство к своему сердцу, а оттуда дать ему устремиться в глаза и из глаз во внешнее пространство и в окружение. Человек заметит, что благодаря этому он приобретает интимное отношение к этому пространству. Человек как бы вырастает за свои пределы. Он учится рассматривать часть своего окружения как нечто такое, что принадлежит к нему самому. Для этого упражнения необходима довольно большая концентрация и, прежде всего, признание того факта, что на указанное настроение совершенно уничтожающим образом действует все бурное, страстное, насыщенное аффектами. С повторением упражнений первых месяцев поступают снова так же, как было уже указано в отношении предыдущих месяцев.
На пятом месяце надо стараться выработать в себе такое чувствование, чтобы совершенно непредвзято выступать навстречу любому новому опыту. Люди, услышав или узнав что-нибудь, говорят: «Этого я никогда еще не слышал, этого я еще никогда не видел, этому я не верю, это - заблуждение». Эзотерический ученик должен совершенно порвать с таким образом мыслей. Он должен быть готов в любой момент воспринять совершенно новый опыт. То, что он признавал до сих пор закономерным, что казалось ему возможным, не должно служить препятствием для восприятия новой истины. Хотя это и радикально выражено, но совершенно правильно, что если кто-нибудь подойдет к эзотерическому ученику и скажет ему: «Ты знаешь, колокольня такой-то церкви стоит с нынешней ночи совсем косо», то эзотерик должен оставить открытой возможность усмотреть в таком по-видимому неслыханном факте все же некое расширение известных ему до сих пор законов природы. Кто в течение пятого месяца направит свое внимание на то, чтобы обрести подобный строй мыслей, тот заметит, что в его душу закрадывается такое чувство, как если бы в том пространстве, о котором говорилось по поводу упражнения четвертого месяца, нечто стало живым, как если бы нечто шевелилось там. Это чувство необычайно нежно и тонко. Нужно попытаться внимательно овладеть этим тонким вибрированием вокруг и дать ему как бы влиться через все пять чувств, главным образом через глаза, уши и кожу, поскольку эта последняя является носителем чувства тепла. Меньше внимания уделяют на этой ступени эзотерического развития впечатлениям от этих душевных движений, получаемым через низшие чувства, - вкус, обоняние и осязание. На этой ступени еще нелегко отличить многочисленные дурные влияния, примешивающиеся в этой области к имеющимся в ней добрым; поэтому эти вещи ученик оставляет до позднейшей ступени развития.
В течение шестого месяца нужно стараться систематически, в правильном чередовании, все снова и снова выполнять все пять упражнений. Благодаря этому постепенно вырабатывается прекрасное душевное равновесие. Человек именно заметит, что полностью исчезнет существовавшая может быть у него неудовлетворенность явлениями и существами мира. Настроение, примиряющее все переживания, завладеет душой, оно никоим образом не означает равнодушия, а наоборот, впервые делает человека действительно способным работать в мире для совершенствования и поступательного развития. Открывается спокойное понимание вещей, прежде совсем закрытых для души. Даже походка и жесты человека меняются под влиянием таких упражнений и, если человек однажды заметит, что его почерк принял другой характер, то он может себе сказать, что близок к достижению первой ступени на пути ввысь.
Еще раз нужно подчеркнуть двоякое. Во-первых, изложенные шесть упражнений могут парализовать вредное влияние других оккультных упражнений, так что остается лишь благое. И, во-вторых, собственно, они одни обеспечивают положительные результаты работы с медитациями и концентрациями. Простого выполнения требований обыденной морали, каким бы оно ни было добросовестным, самого по себе, еще недостаточно для эзотерика, ибо сама эта мораль может быть весьма эгоистичной, если человек говорит себе: «Я хочу быть добрым, чтобы считаться добрым». Эзотерик делает добро не потому, что хочет получить одобрение, но потому, что он постепенно познает, что только одно добро движет вперед эволюцию мира, зло же - напротив, а глупость и безобразие ставят препятствия на ее пути.
(Октябрь 1906 г.)
Дальнейшие правила
в продолжение «Общих требований»
Следующие правила должны быть приняты таким образом, чтобы каждый эзотерический ученик по возможности упорядочил свою жизнь, беспрестанно наблюдая и направляя себя со стороны внутренней реализации соответствующих требований. Все эзотерическое обучение, особенно же - подъемлющее в высшие сферы, может привести ученика лишь к бедам и заблуждениям, если не соблюдаются подобные правила. Напротив, тому, кто старается жить в духе подобных правил, не следует бояться такого обучения. Причем, ему также не следует падать духом, когда он бывает должен сказать себе примерно следующее: «Я выполняю предъявленные требования все еще очень плохо». Если только он имеет внутреннее честное стремление всю свою жизнь не терять из виду этих правил, то уже этого достаточно. Только эта честность должна быть во всех случаях честностью перед собой. Иной в этом смысле часто обманывает себя. Подобный человек говорит себе: «Я буду стремиться совершенно искренно», - но случись ему пристальнее испытать себя, как он тогда заметит, сколь много скрытого эгоизма, утонченного чувства личностного подстерегает его в глубине; именно эти чувства очень часто принимают облик самоотверженного стремления и вводят ученика в заблуждение. Часто бывает совсем недостаточно, чтобы посредством внутреннего самонаблюдения серьезно испытать, не скрываются ли все-таки подобные чувства во внутреннем души. От таких чувств человек будет все больше освобождаться как раз через энергичное выполнение излагаемых здесь правил.
Первое правило:
Ни одно непроверенное представление не должно иметь доступа в мое сознание.
Следует обратить внимание, как много представлений, чувств и волевых импульсов, воспринятых вследствие жизненного положения, профессии, принадлежности к семье, народу, условиям времени, живет в душе человека. Подобное содержание души не следует рассматривать так, как если бы искоренение его являлось моральным деянием для всех людей. Ведь человек получает твердость и уверенность в жизни благодаря тому, что несут ему народ, условия времени, семья, воспитание и т. д. Если бы он легкомысленно оттолкнул от себя эти вещи, он вскоре оказался бы лишенным опоры в жизни. Особенно нежелательно далеко заходить в этом направлении для слабых натур. Каждый же эзотерический ученик должен уяснить себе, что с соблюдением этого первого правила должно приобретаться понимание всех деяний, мыслей и чувств также и других существ. Следование этому правилу ни в коем случае не может приводить к распущенности или чему-нибудь такому, что кто-нибудь говорит себе: «Я порываю со всем тем, среди чего я рожден и поставлен жизнью». Напротив, чем больше исследуют, тем больше будут видеть оснований того, что среда живет в человеке. Не о преодолении или высокомерном отклонении этих вещей идет речь, но о внутреннем высвобождении посредством тщательного исследования всего того, что имеет отношение к собственной душе. Тогда силой этой своей собственной души над всем мышлением и поведением будет распространен свет, сознание будет в соответствии с этим расширено и вообще будет усвоена привычка все больше и больше давать говорить духовным законам, которые открываются в душе, и не ставить себя больше в слепую зависимость от окружающего мира. Само собой напрашивается, что в отношении этого правила действительно также следующее: если человек должен все проверять, то он в особенности должен будет проверять оккультные и эзотерические учения, которые передаются ему прямо от его учителя. - Речь идет о том, чтобы правильно понимать проверку. Не всегда бывает возможна прямая проверка, но приходится многократно устраивать эту проверку косвенно. Ведь сегодня, например, никто не в состоянии непосредственно убедиться, жил Фридрих Великий или нет. Он может исследовать лишь то, заслуживает ли доверия тот способ передачи, каким дошли до него сведения о Фридрихе Великом. Проверка должна занимать здесь надлежащее место. Подобным же образом следует относиться и к так называемой вере в авторитеты. Если кто-нибудь передает кому-нибудь нечто, что тому непосредственно невозможно увидеть, то тогда прежде всего необходимо с помощью находящегося в его распоряжении материала исследовать, является ли тот заслуживающим доверия авторитетом или он говорит вещи, которые вызывают представление и ощущение, что они таковы. На этом примере видно, что речь идет о том, чтобы поставить проверку на соответствующее место.
Второе правило:
Перед моей душой должно стоять живое обязательство постоянно приумножать сумму моих представлений.
Нет ничего хуже для эзотерического ученика, чем когда он хочет остановиться на определенной сумме понятий, какую он уже приобрел, и постигать все с их помощью. Бесконечно важно усваивать все новые и новые понятия. Если этого не происходит, то тогда ученик в случае, если бы он пришел к сверхчувственным познаниям, придет навстречу им без какого-либо хорошо подготовленного представления и будет подавлен ими - или во вред себе, или, - по меньшей мере, к своей неудовлетворенности; последняя наступает по той причине, что при тех же обстоятельствах он может иметь уже более высокие опыты, вообще не замечая этого. Вообще число учеников, которые могли бы уже быть полностью окружены более высокими опытами, но ничего не замечают из них, - немалое, ибо из-за бедности своих представлений они предаются совсем иному ожиданию в отношении этих опытов, чем-то, какое является оправданным. Во внешней жизни многие люди отнюдь не склонны к лени, но в своей жизни представлений они питают прямо-таки отвращение к тому, чтобы обогащать себя, образовывать новые понятия.
Третье правило:
Мне становятся доступными в познании лишь те вещи, в отношении положительных и отрицательных сторон которых я не испытываю ни симпатии, ни антипатии.
Один древний посвященный все снова и снова внушал своим ученикам: вы узнаете нечто о бессмертии души лишь тогда, когда с одинаковой готовностью будете принимать то, что душа эта уничтожится после смерти, и то, что она будет жить вечно. До тех пор, пока вам хочется жить вечно, вы не приобретете никакого представления о положении вещей после смерти...
Со всеми истинами дело обстоит так же, как и в этом важном случае. До тех пор, пока у человека еще имеется малейшее желание того, чтобы вещь была такой или эдакой, его не может озарить чистый ясный свет Истины. У кого, например, при обзоре самого себя имеется хотя бы даже скрытое пожелание, у кого оно может возобладать над благими свойствами, того это пожелание введет в обман чувств и не допустит к истинному самопознанию.
Четвертое правило:
Мне надлежит преодолеть боязнь так называемого абстрактного.
До тех пор, пока эзотерический ученик привязан к понятиям, которые берут свой материал из чувственного мира, он не сможет достигнуть ни одной истины о высших мирах. Он должен стараться усваивать представления, свободные от связи с внешними чувствами. Из всех четырех правил это самое трудное, особенно в наших современных условиях жизни. Материалистическое мышление в большой мере отняло у человека способность мыслить в понятиях, свободных от связи с внешними чувствами. Нужно стараться - или достаточно часто обдумывать такие понятия, какие во чувственной внешней действительности никогда не бывают в совершенном, но лишь в приблизительном воплощении, например - понятие круга, Идеальный круг не встречается нигде, он может быть лишь помыслен, но этот мыслимый круг лежит в основе всех имеющих круглую форму фигур как их принцип. Или - можно размышлять о высоком нравственном идеале; в своем совершенстве он также не может быть полностью претворен в жизнь ни одним человеком, но он лежит в основе многих человеческих деяний как их закон. В эзотерическом развитии не продвигается ни один человек, который не постигает всего значения для жизни этих так называемых абстракций и не обогащает свою душу соответствующими представлениями. (1907 г.)
НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ
Человек должен обратить внимание и заботу на некоторые душевные процессы, совершаемые им обычно беспечно и невнимательно. Существуют восемь таких процессов.
Естественно, лучше всего брать за один раз только одно упражнение в течение, например, восьми или четырнадцати дней, а после этого - второе и т. д., а затем опять начать сначала. Восьмое же упражнение лучше всего выполнять ежедневно. В таком случае человек достигает правильного самопознания и также видит достигнутый успех. Позже, вероятно, можно будет - начиная с субботы - брать ежедневно одно упражнение наряду с восьмым так, чтобы указанное упражнение приходилось на соответствующий день и упражняться около пяти минут. Таким образом, по субботам упражняются в своем мышлении, по воскресеньям - в принятии решений, по понедельникам -в своей речи, по вторникам - в поступках, по средам - в действиях и т. д.
СУББОТА
Обращать внимание на свои представления (мысли). Продумывать только значительные мысли. Постепенно учиться отделять в своих мыслях существенное от несущественного, вечное от преходящего, истину от голого мнения.
Слушая своих ближних, стараться внутренне стать совершенно спокойным и отрешиться от всякого одобрения и, в особенности, от всяких отрицательных суждений (критикования, неприятия), то же самое - в мыслях и чувствах.
Это есть так называемое
«richtige Meinung» «правильное мнение».
ВОСКРЕСЕНЬЕ
Даже на самое незначительное действие решаться, только исходя из вполне обоснованного размышления. Всякий необдуманный поступок, всякое, не имеющее значения, действие должны быть удалены от души. Для всего этого нужно постоянно иметь тщательно взвешенные основания. И надо безусловно воздерживаться от всего, для чего нет значительного побуждения.
Если же человек убежден в правильности принятого решения, то он должен придерживаться его с внутренней непоколебимостью.
Это есть так называемое
«richtige Urteil» «правильное суждение»,
которое производится независимо от симпатий или антипатий.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Речь. Только то, что имеет смысл и значение, должно исходить из уст того, кто стремится к высшему развитию. Всякий разговор ради разговора, - например, для времяпрепровождения, - в этом смысле вреден.
Надо избегать обычного способа разговора, когда беспорядочно и пестро говорится обо всем, но при этом отнюдь не следует выключать себя из общения со своими ближними. Как раз в этом общении речь должна постепенно развиваться до значительной. Говорят с каждым и отвечают каждому, но -осмысленно, всесторонне обдумывая свои слова. Никогда не говорят чего-либо без оснований к тому! Лучше молчать. Следует стараться говорить не слишком сжато, но и не слишком многословно. Сначала спокойно выслушать и затем осмыслять.
Это называется также
«das richtige Wort» «правильное слово».
ВТОРНИК
Внешние действия. Они не должны мешать нашим ближним. Когда человек побуждается действовать благодаря своему внутреннему (совести), он должен тщательно взвесить, как это побуждение могло бы лучше всего соответствовать всеобщему благу, пребывающему счастью людей, вечному. Когда человек действует из самого себя, - по собственной инициативе, - он должен заранее самым основательным образом взвесить последствия своего образа действия.
Это называется также
«die richtige Tat» «правильное действие».
СРЕДА
Устроение своей жизни. Жить сообразно природе и духу, не растрачиваться на внешнюю суету. Избегать всего, что вносит в жизнь беспокойство и торопливость.
Не слишком торопиться, но и не быть медлительным.
Рассматривать жизнь как средство для работы, для высшего развития и поступать в соответствии с этим.
В этом смысле говорят также о
«richtigen Standpunkt» «правильной точке зрения».
ЧЕТВЕРГ
Человеческое устремление. Надо следить за тем, чтобы не взяться за непосильное дело, но и не отказываться от того, что вам под силу.
Возвышаться над повседневным, скоропреходящим и ставить перед собой цели (идеалы), связанные с высшими обязанностями человека; желать, например, развиться в смысле указанных упражнений для того, чтобы затем мочь оказывать своим ближним тем больше помощи, делом и советом, хотя бы и не в ближайшем будущем.
Все сказанное можно подытожить так:
«Alle vorangegangenen Übungen zur Gewohnheit werden lassen»
«Пусть все вышеупомянутые упражнения станут привычками человека».
ПЯТНИЦА
Стремление как можно большему научиться от жизни.
Нет ничего проходящего мимо нас, что не давало бы повода собрать полезный для жизни опыт. Если что-либо сделано неверно или несовершенно, то это становится поводом выполнить впоследствии нечто подобное верно и совершенно.
Глядя на поступки других, наблюдают за ними с подобной же целью (но только не бессердечным взглядом). И ничего не делают, не оглянувшись на те переживания, которые могут оказать помощь при принятии решения и его осуществлении.
Можно многому научиться у любого человека, даже у ребенка, если быть внимательным.
Это упражнение называется также
«das richtige Gedächtnis» «правильная память»
то есть памятование о том, чему научился от проделанных опытов.
ИТОГ
Время от времени заглядывать в свою душу, хотя бы только на пять минут ежедневно в одно и то же время. При этом нужно погружаться в самого себя, заботливо совещаться с самим собой, проверять свои жизненные правила и образовывать их, мысленно пробегать свои знания, а также их пробелы, взвешивать свои обязанности, размышлять о содержании и об истинной цели жизни; испытывать серьезное недовольство своими ошибками и пороками, словом, стремиться отыскать существенное, пребывающее и серьезно ставить перед собой соответствующие цели, например, приобретение добродетелей. (Не впадать в ошибки, думая, что достаточно сделать что-то хорошее, но всегда стремиться дальше, следуя высшим примерам).
Это упражнение называется
«die richtige Beschaulichkeit» «правильная созерцательность».
Двенадцать добродетелей, подлежащих медитированию и принятию их во внимание в жизни
(по месяцам года)
Апрель | Devotion | Благоговение становится способностью к жертвам |
Май | Equilibrium | (Внутреннее) Равновесие становится продвижением вперед |
Июнь | Perseverance | Выдержка (стойкость, упорство) становится верностью |
Июль | Unselfishness | Самоотверженность становится катарсисом (очищением) |
Август | Compassion | Сострадание становится свободой |
Сентябрь | Courtesy | Учтивость становится сердечным тактом |
Октябрь | Contentment | Удовлетворенность становится невозмутимостью |
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!