История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-08-21 | 146 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Стены клАдовой острова были сделаны из плотного пОлОсатого тумана. Посередине
кладовой в кресле из ракушек сидела пышногривая лошаДь с лесТницей. Вокруг нее суе-
тились прозрачные, все время измЕняющиеся звуки.
- Начинаем аукцион! - топнула копытом лошаДь. - Кто придумает лучшее предложе-
ние со словами ЛОШАДЬ и ЛЕСТНИЦА, тому достанется лесТница.
- Кому нужна лесТница? – пожала плечами Алина. – И зачем поэтому поводу устраи-
вать аукцион?
- ЛесТница нужна прежде всего тебе, - шепнула Че. - Из нее может получиться много
звуков. А лучшим будет звук Е, потому что он ударный.
- Итак, - стукнула кОпытом лошаДь, - первое предложение, с которого может начаться
самая необыкно венная история про лесТницу и лошаДь!
Звуки зашумели, стали переворачиваться в воздухе и складываться в слова. И вот уже
по клАдовой острова галопом пронеслось первое предложение:
ЛОШАДЬ ЛЮБИЛА ЛЕСТНИЦУ.
Тут же последние слова предложения вытеснили первые и получилось:
ЛЕСТНИЦА ЛЮБИЛА ЛОШАДЬ.
- Здесь нет ничего необычного, - скучно зевнула лошаДъ, закрывая рот кОпытом.
- Все что-нибудь любят...
Звуки опять зашумели, стали складываться в слова, вытягиваться в ряды:
ЛОШАДЬ СЪЕЛА ЛЕСТНИЦУ. ЛЕСТНИЦА СЪЕЛА ЛОШАДЬ.
- Невкусно, - скорчила гримасу лошаДь, раскачиваясь в ракушечном кресле. - Все что-
нибудь едят...
Звуки опять засуетились, и вот появились новые предложения:
ЛОШАДЬ УДАРИЛА ЛЕСТНИЦУ. ЛЕСТНИЦА УДАРИЛА ЛОШАДЬ.
- Обыкновенная драка получилась, - опять зевнула лошаДъ.
- И ничего здесь особенного. Все дерутся иногда.
- Твоя очередь! - подтолкнула Че Алину. - Надо выиграть аукцион.
|
Алине совершенно ничего не приходило в голОву, тем более необыкновенного. Но
мысль, что она совсем заблудится и не вернет неопределенные местоимения, не пройдет
через Царство Существительное и не попадает в школу на урок, заставила ее громко вы-
палить:
- ЛошаДь взбиралась по пожарной лесТнице на крышу дворца, где скрывался сбежав-
ший Фавн.
ЛошаДь качнулась в ракушечном кресле и тут же навострила уши:
- Прошу разъяснения. Зачем лошаДь взбиралась по пожарной лесТнице? И почему
Фавн скрывался на крыше дворца?
- А это уже начало необычной истории, о чем вы и просили, - ответила Алина и напом-
нила лошади условия аукциона: «Пусть каждый сочинит свою историю, которая начина-
ется с этого предложения».
- Аукцион закончен, - клацнула зубами лошаДь и протянула Алине лесТницу.
- Благодарю, - поклонилась Алина под звучные аплОдисменты.
Но по всему было видно, что лошади не хОтелось расставаться с лесТницей, и хозяйка
аукциона стала отгОваривать Алину:
- Ну зачем тебе эта лесТница? С ней очень трудно путешествовать. Лучше я отдам за
нее деньги.
- Она тебя покупает, - шепнула Че. - Купишься - останешься в клАдовой навсегда...
ЛошаДъ хищно улыбнулась. Наверное, она была из породы Драконовых Мустангов -
себе на уме.
- Я беру лесТницу, - сказала Алина. - Нельзя менять условия аукциона и свои решения.
Как только Алина взЯла выигрыш, лошаДь взмАхнула хвОстом и улетела сквозь пОтО-
лок. Плотные тумановые стены стали пОлОсато рассеиваться.
Уроки Алины.
Гласные буквы обозначают звуки, у которых есть голос:
А, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, И.
Согласные буквы - это те, которые соглашаются с гласными, образуя слог.
Одни согласные - звонкие, другие – глухие:
Б-П, Г-К, Д-Т, 3-С, Ж-Ш, В-Ф;
Ц, Ч, Щ, X - глухие;
Л, М, Н, Р - звонкие.
В некоторых словах звонкие и глухие согласные можно перепутать, например: ЛО-
ШАДЬ.
Чтобы не ошибиться в написании звонкой или глухой согласной, надо изменить слово
|
так, чтобы за согласной стояла гласная: ЛОШАДЬ - ЛОШАДИ, ПЛОЩАДЬ - ПЛОЩАДИ.
Придумай еще подобные слова.
Есть согласные непроизносимые: СЕРДЦЕ - СЕРДЕЧКО.
Слово ЛЕСТНИЦА нельзя проверить. Его надо запомнить.
Урок с лестницей.
- Алина Львовна! Алина Львовна! Зачем вы с лесТницей ходите?
Тут только девочка-учительница понЯла, что она уже не в Тумановых Джунглях, а в
своем классе, ходит по этому классу взад-вперед в обнимку с лесТницей.
- Ничего особенного, - сказала Алина, легко приподняв лесТницу, как какую-нибудь
куклу, - я вам принесла новый предмет, новое имя существительное. В лесТнице жИВет
много разных слов. Давайте их разглЯдим!
Тут Лев соскочил с места и подхватил лесТницу:
- Алина Львовна, - сказал он, - раз в лесТнице много разных слов, значит, она тЯжелая,
и я вам помОгу ее держать.
- И я помогу! - соскочила со своего места отзывчивая Марина.
- И я! - закричали другие ученики. И все стали носиться с лесТницей по классу, сгиба-
ясь под тяжестью разных предметов, которые получались из букв, содержащихся в слове
ЛЕСТНИЦА.
- В ЛЕСТНИЦЕ живет ЛЕС! — сказал Лев, и все тут же согнулись под тяжестью ЛЕСА,
который внезапно вырос на деревянных перекладинах.
- Скорей придумайте что-нибудь новое! - испугалась Алина, - а то мы все сейчас надор-
вемся!
- СЕТИ! — выкрикнула Екатерина.
Лес исчез, но зато весь класс вместе с лесТницей тут же запутался в длинных рыбацких
сетях. Пытаясь выпутаться, ребята смеялись, визжали и запутывались еще больше.
- Новое! Новое! - кричала Алина. Она тоже барахталась в сетях, будто и не была учи-
тельницей.
- СЕНИ! - выкрикнул скромный мальчик, которому очень нравилась Марина.
И все оказались в длинных сенях, где витали запахи сушеных грИбов, малины, парного
мОлОка... Конечно, это были сени в деревенском доме. И совсем не хОтелось отсюда вы-
хОдить. Но кто-то нашел новое слово и поспешил сказать его вслух:
- ТЕНИ!
И все стали легкими-легкими... Даже лесТница превратилась в собственную тень и по-
неслась за другими тенями. Тут еще ветер разыгрался и унес тени далеко-далеко, в страну
ФОнарного Льва.
Это была страна из другого мира. Все здесь казалось зыбким и дрОжало оттенками, от-
|
блесками, мерцанием на серебряных листьях, расплывчатыми фонарными столбами без
фОнарей... Где-то в глубине этой страны плакал ФОнарный Лев. Ему было жалко съеден-
ных фОнарей... Тени плыли беззвучно, таинственно, словно стая лунных пылинок. Над
каждой тенью покачивался дрожащий фОнарь. Тень лесТницы придвинулась к тени фО-
нарного столба, и тень Алины забралась по ней наверх. Тень вернула фОнарному столбу
его сияющий от счастья фОнаръ.
Так же поступили остальные тени. И уже должно было случиться что-то такое...
Но кто-то произнес новое слово:
- ТАНЕЦ!
И ребята закружились на огромной танцплощадке, размером в половину земного шара.
И все было так хорошо, но у Марины закружилась гОлОва, и она опять произнесла слово,
которое уже было:
- СЕТИ!
И весь класс снова забарахтался в сетях. На шум прибежал рассерженный директор и
строго спросил:
- Почему вы так крИчите?
Но тут же сам запутался в сетях, да еще его слегка ударило лесТницей.
- Спаси нас, Солнцемарина! – прошептала девочка-учительница, повернувшись к окну.
И все исчезло.
Уроки Алины.
Чтобы не ошибиться в написании глухих и звонких согласных в корне, слово надо из-
менить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный.
Подбери проверочные слова:
СЕТКА - СЕТОЧКА
ЛЕГКАЯ -
СЛАДКАЯ -
ГЛАДКАЯ -
БЕРЕГ -
Измени слово так, чтобы непроизносимая согласная стала произносимой:
ЖАЛОСТЛИВАЯ - ЖАЛОСТЬ
ГИГАНТСКИЙ -
ЧЕСТНЫЙ -
Найди проверочные слова:
ВЫКР..КНУЛА - КРИК
В..ЗЖАЛИ -
ДЕР..ВЕНСКИЙ -
|
ТАИЦПЛ..ЩАДКА -
З..МНОЙ -
Выпиши из трех последних главок все словарные слова: ДИРЕКТОР, ЛАДОНЬ,... И дру-
гие.
Как Фавн помогает Алине.
По камешкам застучали кОпытца, и из Тумановых Джунглей вышел Фавн. Несмотря на
свою кОзлиную бороду, Фавн выглядел очень симпатично. Правда, под мышкой он дер-
жал зубастую ножовку, что очень испугало Алину. Ей даже захОтелось спрятаться под
черепаший панцирь.
- Но-но, - остановила ее Че, - будешь так трястись, начнется землетрясение.
- Здравствуйте, девочки! - приветливо сказал Фавн и подошел к Алине.
- Здравствуйте, - сдерживая страх, сказала Алина. - Только зачем вы с нОжовкой при-
шли?
- А, - засмеялся Фавн, вытаскивая ножовку из-под мышки, - это в знак благодарности.
Ты помогла мне попасть в необыкновенную историю, а я помогу тебе распилить лесТни-
цу.
- Спасибо. Только зачем распИливать лесТницу? - удивилась Алина.
- Буква Е, которую ты ищешь, живет в распиленной лесТнице, - пояснил Фавн и быстро
распилил лесТницу
Получились две симпатичные буквы Е, потому что лесТница состояла из трех перекла-
дин.
- Вот, - сказал Фавн, протягивая Алине Е, - как раз под ударением. Своим ученикам мо-
жешь задать вопрос: «Какие еще звуки живут в распиленной лесТнице?»
Алина ничего не успела ответить, потому что и Фавн, и чЕрЕпаха сразу исчезли, а сама
она оказалась под деревом-недеревом с плОдами-ударениями, под которым дрОжали су-
щества очень неопределенной внешности. Алина больше их не жАлела, потому что неоп-
ределенные местоимения сами выбрали себе такую жизнь, которая им даже нравилась.
НЕКТО и НЕЧТО хОдили в обнимку и распевали песенку:
НЕКТО и НЕЧТО
Пошли на почту.
НЕКТО и НЕЧТО
Залезли в конверт.
Сказать было НЕЧЕГО,
Писать было НЕЧЕМ,
НЕКТО и НЕЧТО
Спалили конверт.
А все было ночью.
Привет!
Алина поняла, что эта приветственная песенка посвящена ей в знак благодарности от
неопределенных местоимений. Естественно, что и песенка звучала неопределенно, и бла-
годарность в ней тоже была неопределенная. Но что можно ожидать от неопределенных
местоимений?
Алина помАхала им платочком и побежала через мостик в Царство Существительное.
Но что за ужас ожидал ее в этом царстве!..
Уроки Алины.
Найди в главке сложное слово, которое сложено из двух слов с помощью соединитель-
ной гласной.
Подчеркни корни в сложных словах: САМОЛЕТ, ПЫЛЕСОС.
Подбери проверочные слова:
РАСП..ЛИЛ - ПИЛКА
ЗАСМ..ЯЛСЯ -
|
ПОМ..ГЛА -
УД..ВИЛАСЬ -
Ж..ЛЕЛА -
Х..ДИЛА -
ПОМ..ХАЛА -
Найди в тексте неопределенные местоимения: НЕКТО, НЕЧТО... И другие.
Царь Мостовой приказал отварить двери!
Все дОма в Царстве Существительном стОяли без дверей, а со двОров, словно кОсми-
ческие спутники, улетали в небо плотные клубы пара.
Алина хотела войти в какой-нибудь дом, но не знала, как можно войти, не постучав-
шись в дверь. Дверей-то нигде не было... Наконец один-единственный домик с дверью она
все-таки увидела. Только собралась постучать, как две Шпанские Курицы сняли эту дверь
с петель.
- Ни в коем случае! - закудахтали курицы наперебой, оттаскивая от Алины дверь. - Мы
и так забегались, позже всех выполняем приказ. Вот, читайте! - и они протЯнули Алине
бумажку, на которой кривым почерком было написано: «Немедленно всем отвАрить две-
ри и проветрить дОма! Царь Мостовой».
Шпанские Курицы уже развОдили огонь и опускали только что сорванную с петель
дверь в чан с водой.
- Не надо! - попыталась остановить их Алина. – У приказа иной смысл. Царь Мостовой
приказал всем отвОрить двери, чтобы проветрить дОма. В слове ОТВОРИТЬ он перепутал
корень. ОтвАр и затвОр - не одно и то же...
- Мы выполняем то, что написано, - сказали Шпанские Курицы, опуская двери в кОтел.
- А то, что здесь написано, всякой курице ясно. И никаких кОрней!
- Но ведь надо и о смысле думать, - попробовала убедить их Алина.
- Что вы хОтите этим сказать? - подозрительно покосились на Алину хозяйки дома.
А за забором уже топорщились и шевелились на ветру длинные усы разного калибра.
Как будто там, за забором, был усатый пАлисад.
Усы перемахнули через забор и громко закричали:
- Это оскорбление чести и достоинства царя Мостового! Взять ее!
Алине скрутили руки за спину и повели... Шпанские Курицы сочувственно кудахтали
вслед.
Уроки Алины.
ОТВОРИТЬ дверь. Корень ТВОР: заТВОР, сТВОРка.
ОТВАРИТЬ мясо. Корень ВАР: ВАРка, наВАР.
В словах КУРИЦ.., УЛИЦ.., после Ц пишется И или Ы? Почему?
Найди корень в слове ЗАКРИЧАЛ. Придумай несколько однокоренных слов.
Яства – строго обязательны!
Алину привели к Мостовому, но тот не обращал на нее никакого внимания. Мостовой
сИдел в беседке дворцового сада с салфеткой на шее и с вилкой в руке перед пустой тА-
релкой.
На стене беседки висел новый указ: «ЯВства строго обязательны!»
Конечно, Мостовой имел в виду яства. И в ожидании вкусного обеда он улыбался. Но
тут к беседке дворцового сада повалили жители Царства Существительного. Каково же
было возмущение Мостового, когда он не увидел в руках посетителей серебряных подно-
сов, ломящихся от яств, то есть вкусной еды.
- Где мой обед? - кричал Мостовой, жуя салфетку и бешено колОтя вилкой по тарелке.
- Но в указе ничего не сказано про еду, - удивился Шляпных Дел Мастер. - Там написа-
но ЯВСТВА. Это значит: ЯВИТЬСЯ, ЯВКА, ЯВЬ. И в Царстве Существительном все это
знают. Указ надо было написать так: «Яства строго обязательны!». И тогда мы все при-
шли бы к вам с яствами на серебряных подносах.
Мостовой от негодования не в силах был гОворить. Он визжал и царапал на уцелевшем
уголке салфетки следующий указ: «Всех - в дом презрения!».
Уроки Алины.
ЯСТВА, ЯВСТВОВАТЬ
Не путай эти слова! Они имеют разные значения: ЯСТВА - это вкусная еда.
ЯВСТВОВАТЬ - это ЯВЛЕНИЕ, ЯВЬ, ЯВКА, ЯВИТЬСЯ.
Например, выражение: «Отсюда явствует». Это значит - становится яВным, очевидным.
НИКАКОГО - это отрицательное местоимение или неопределенное?
НИКАКОГО, НИКОГО, НИЧЕГО
В окончании никогда не пиши В вместо Г.
В слове ОБЕД почему на конце Д, а не Т? Как проверить?
Найди проверочные слова:
УЦ..ЛЕВШИЙ - ЦЕЛЫЙ,
В..ЗЖАЛ -
Г..ВОРИЛ -
Запомни словарные слова: БЕСЕДКА, ТАРЕЛКА.
Дом призрения.
Прочитав указ, верноподданные Мостового с почтением пригласили всех посетителей в
левое крыло дворца. Там были очень хорошо меблированные комнаты, уютные гостиные.
Верноподданные исполняли то, что было написано в указе. Ведь ПРИЗРЕНИЕ означает
ПРИЮТ. Мостовой, конечно, имел в виду ПРЕЗРЕНИЕ, что значит ПРЕЗИРАТЬ.
Алину повели в левое крыло дворца вместе со всеми, поскольку в указе так и говори-
лось: «Всех - в дом призрения!».
Две Шпанские Курицы, Шляпных Дел Мастер, три Брата Стеклодува, Крольчиха Бело-
швейка и Алина попала в одну очень уютную комнату с голубыми шелковыми пОртьера-
ми, белыми кОлоннами и кустами роз в мраморных вазах. Получившие приют рассели-
лись на пуховых дИванах с атласной обивкой и некоторое время прихОдили в себя от не-
виданной красоты.
Первой высказала свои чувства Крольчиха Белошвейка:
- Ах, наш новый царь - просто душечка! Даже в негодовании он дал нам такой приют.
Какая делИкатность! Какое великодушие!..
- Да-да! — закудахтали Шпанские Курицы. – Это к перемене погоды.
- А при чем тут пОгОда? - переглянулись Братья Стеклодувы.
- Что же тут непонятного? — высказала свои соображения Крольчиха Белошвейка. -
Ведь царь приказал отварить все двери, и дома остались без дверей. А возможно похОло-
дание...
- Я был о нем худшего мнения, - публично раскаялся Шляпных Дел Мастер.
И все облегченно вздохнули.
Алине не терпелось их переубедить, сказав, что Мостовой просто неграмотный про-
хвост. Но она успела лишь произнести:
- Прохвост...
- Вы что-то хОтели сказать про хвост? - спросила одна из Шпанских Куриц. - Про мой
хвост? Что, он не прибран?
- Да нет, - высказала свое предположение Крольчиха Белошвейка. - Видимо, девочка
что-то знает о готовящемся указе про хвосты...
- Ну, конечно, - вступила в разговор другая Шпанская Курица, - я что-то слышала о дру-
жеском обмене хвостами. Но это предположительно...
Алина подумала, что если сказать им про неграмотность царя Мостового, то придется
признаться и в собственной ошибке. Ведь это из-за ее торОпливости появился на свет
Мостовой, прокрался в Царство Существительное и все здесь перепортил. Уж лучше рас-
спрОсить о том, куда подавался прежний царь и нельзя ли его вернуть?
- А как звали вашего прежнего царя? – спросила она между прочим.
- Царь Буква, - ответил Шляпных Дел Мастер. - Но он ушел и не вернулся.
«Понятно, - отметила про себя Алина, - наверное, Мостовой подсыпал настоящему ца-
рю снотворное. Надо найти и разбудить его».
Уроки Алины.
ПРИЗРЕНИЕ, ПРЕЗРЕНИЕ
Не путай эти слова: ПРИЗРЕТЬ - приютить. ПРЕЗРЕТЬ - осудить.
Здесь приставки ПРЕ и ПРИ пишутся в зависимости от значения слова.
Много РОЗ. Почему на конце З?, а не С? Как проверить?
ХУДШИЙ. Почему в этом слове Д, а не Т?
Слова: ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗГИ (НИ ЗГИ не видно), ЗДОРОВЬЕ надо запомнить.
Найди корни в словах: ВЕЛИКОДУШИЕ, СТЕКЛОДУВЫ, БЕЛОШВЕЙКА.
Словарные слова: ДИВАН, ГРАМОТА.
Почисти во дворце.
Вдруг со стороны дворцового сада раздался невероятный шум. Это шла разбойничье-
вОрОвская компания. Впереди нее двигался могучий глАварь с перечеркнутым глазом.
ГлАварь по имени Ошибка. В вытянутых руках он нес новый указ царя Мостового: «Ожи-
даем царя Глагола. Почисти во дворце!».
- Почистим во дворце! Почистим во дворце! Исполним просьбу нового царя! Раз-два! -
распевала ошибочная разбойничье-вОрОвская компания.
По команде «раз-два» она дружно ввалилась во дворец, за несколько минут почистила
все сундуки с драгОценностями и отправилась обратно в Тумановые Джунгли.
Когда привратники попытались задержать грАбителей, главарь Ошибка показал им
царский указ: «Почисти во дворце!».
Привратники не смели ослушаться царя и выпустили из дворца грабителей со всем д
Обром.
Алина воспользовалась всеобщей суматохой и перебежала в другое крыло дворца, что-
бы там отыскать настоящего царя. По пути она повторяла самое простое правило, которое
не удосужился выучить самозваный царь Мостовой.
Пробираясь в дворцовое подземелье, она составила план действий.
Уроки Алины.
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ УДАРЕНИЕМ: ПОЧЕСТИ -
ЧЕСТЬ. ПОЧИСТИ - ЧИСТИТЬ.
Придумай однокоренные слова с корнем ЧИСТ (ЧИСТить) и с корнем ЧЕСТ(ЧЕСТь).
Из каких корней сложено слово ДРАГОЦЕННОСТЬ! Почему в середине этого слова
пишется буква О, а не А?
Проверь ударением безударные гласные в словах: ГЛАВАРЬ, ГРАБИТЕЛИ, ДОБРО.
Найди эти слова в тексте и поставь к ним нужные вопросы.
МИНУТА - словарное слово.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!