Лестница в кладовой острова, или странный аукцион. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Лестница в кладовой острова, или странный аукцион.

2020-08-21 116
Лестница в кладовой острова, или странный аукцион. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

     Стены клАдовой острова были сделаны из плотного пОлОсатого тумана. Посередине

кладовой в кресле из ракушек сидела пышногривая лошаДь с лесТницей. Вокруг нее суе-

тились прозрачные, все время измЕняющиеся звуки.

     - Начинаем аукцион! - топнула копытом лошаДь. - Кто придумает лучшее предложе-

ние со словами ЛОШАДЬ и ЛЕСТНИЦА, тому достанется лесТница.

     - Кому нужна лесТница? – пожала плечами Алина. – И зачем поэтому поводу устраи-

вать аукцион?

     - ЛесТница нужна прежде всего тебе, - шепнула Че. - Из нее может получиться много

звуков. А лучшим будет звук Е, потому что он ударный.

     - Итак, - стукнула кОпытом лошаДь, - первое предложение, с которого может начаться

самая необыкно венная история про лесТницу и лошаДь!

     Звуки зашумели, стали переворачиваться в воздухе и складываться в слова. И вот уже

по клАдовой острова галопом пронеслось первое предложение:

     ЛОШАДЬ ЛЮБИЛА ЛЕСТНИЦУ.

     Тут же последние слова предложения вытеснили первые и получилось:

     ЛЕСТНИЦА ЛЮБИЛА ЛОШАДЬ.

     - Здесь нет ничего необычного, - скучно зевнула лошаДъ, закрывая рот кОпытом.

     - Все что-нибудь любят...

     Звуки опять зашумели, стали складываться в слова, вытягиваться в ряды:

     ЛОШАДЬ СЪЕЛА ЛЕСТНИЦУ. ЛЕСТНИЦА СЪЕЛА ЛОШАДЬ.

     - Невкусно, - скорчила гримасу лошаДь, раскачиваясь в ракушечном кресле. - Все что-

нибудь едят...

     Звуки опять засуетились, и вот появились новые предложения:

     ЛОШАДЬ УДАРИЛА ЛЕСТНИЦУ. ЛЕСТНИЦА УДАРИЛА ЛОШАДЬ.

     - Обыкновенная драка получилась, - опять зевнула лошаДъ.

     - И ничего здесь особенного. Все дерутся иногда.

     - Твоя очередь! - подтолкнула Че Алину. - Надо выиграть аукцион.

     Алине совершенно ничего не приходило в голОву, тем более необыкновенного. Но

мысль, что она совсем заблудится и не вернет неопределенные местоимения, не пройдет

через Царство Существительное и не попадает в школу на урок, заставила ее громко вы-

палить:

     - ЛошаДь взбиралась по пожарной лесТнице на крышу дворца, где скрывался сбежав-

ший Фавн.

     ЛошаДь качнулась в ракушечном кресле и тут же навострила уши:

     - Прошу разъяснения. Зачем лошаДь взбиралась по пожарной лесТнице? И почему

Фавн скрывался на крыше дворца?

     - А это уже начало необычной истории, о чем вы и просили, - ответила Алина и напом-

нила лошади условия аукциона: «Пусть каждый сочинит свою историю, которая начина-

ется с этого предложения».

     - Аукцион закончен, - клацнула зубами лошаДь и протянула Алине лесТницу.

     - Благодарю, - поклонилась Алина под звучные аплОдисменты.

     Но по всему было видно, что лошади не хОтелось расставаться с лесТницей, и хозяйка

аукциона стала отгОваривать Алину:

     - Ну зачем тебе эта лесТница? С ней очень трудно путешествовать. Лучше я отдам за

нее деньги.

     - Она тебя покупает, - шепнула Че. - Купишься - останешься в клАдовой навсегда...

     ЛошаДъ хищно улыбнулась. Наверное, она была из породы Драконовых Мустангов -

себе на уме.

     - Я беру лесТницу, - сказала Алина. - Нельзя менять условия аукциона и свои решения.

     Как только Алина взЯла выигрыш, лошаДь взмАхнула хвОстом и улетела сквозь пОтО-

лок. Плотные тумановые стены стали пОлОсато рассеиваться.

Уроки Алины.

 

     Гласные буквы обозначают звуки, у которых есть голос:

А, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, И.

     Согласные буквы - это те, которые соглашаются с гласными, образуя слог.

     Одни согласные - звонкие, другие – глухие:

Б-П, Г-К, Д-Т, 3-С, Ж-Ш, В-Ф;

Ц, Ч, Щ, X - глухие;

Л, М, Н, Р - звонкие.

     В некоторых словах звонкие и глухие согласные можно перепутать, например: ЛО-

ШАДЬ.

     Чтобы не ошибиться в написании звонкой или глухой согласной, надо изменить слово

так, чтобы за согласной стояла гласная: ЛОШАДЬ - ЛОШАДИ, ПЛОЩАДЬ - ПЛОЩАДИ.

     Придумай еще подобные слова.

     Есть согласные непроизносимые: СЕРДЦЕ - СЕРДЕЧКО.

     Слово ЛЕСТНИЦА нельзя проверить. Его надо запомнить.

Урок с лестницей.

 

     - Алина Львовна! Алина Львовна! Зачем вы с лесТницей ходите?

     Тут только девочка-учительница понЯла, что она уже не в Тумановых Джунглях, а в

своем классе, ходит по этому классу взад-вперед в обнимку с лесТницей.

   - Ничего особенного, - сказала Алина, легко приподняв лесТницу, как какую-нибудь

куклу, - я вам принесла новый предмет, новое имя существительное. В лесТнице жИВет

много разных слов. Давайте их разглЯдим!

     Тут Лев соскочил с места и подхватил лесТницу:

     - Алина Львовна, - сказал он, - раз в лесТнице много разных слов, значит, она тЯжелая,

и я вам помОгу ее держать.

     - И я помогу! - соскочила со своего места отзывчивая Марина.

     - И я! - закричали другие ученики. И все стали носиться с лесТницей по классу, сгиба-

ясь под тяжестью разных предметов, которые получались из букв, содержащихся в слове

ЛЕСТНИЦА.

     - В ЛЕСТНИЦЕ живет ЛЕС! — сказал Лев, и все тут же согнулись под тяжестью ЛЕСА,

который внезапно вырос на деревянных перекладинах.

     - Скорей придумайте что-нибудь новое! - испугалась Алина, - а то мы все сейчас надор-

вемся!

     - СЕТИ! — выкрикнула Екатерина.

     Лес исчез, но зато весь класс вместе с лесТницей тут же запутался в длинных рыбацких

сетях. Пытаясь выпутаться, ребята смеялись, визжали и запутывались еще больше.

     - Новое! Новое! - кричала Алина. Она тоже барахталась в сетях, будто и не была учи-

тельницей.

     - СЕНИ! - выкрикнул скромный мальчик, которому очень нравилась Марина.

     И все оказались в длинных сенях, где витали запахи сушеных грИбов, малины, парного

мОлОка... Конечно, это были сени в деревенском доме. И совсем не хОтелось отсюда вы-

хОдить. Но кто-то нашел новое слово и поспешил сказать его вслух:

     - ТЕНИ!

     И все стали легкими-легкими... Даже лесТница превратилась в собственную тень и по-

неслась за другими тенями. Тут еще ветер разыгрался и унес тени далеко-далеко, в страну

ФОнарного Льва.

     Это была страна из другого мира. Все здесь казалось зыбким и дрОжало оттенками, от-

блесками, мерцанием на серебряных листьях, расплывчатыми фонарными столбами без

фОнарей... Где-то в глубине этой страны плакал ФОнарный Лев. Ему было жалко съеден-

ных фОнарей... Тени плыли беззвучно, таинственно, словно стая лунных пылинок. Над

каждой тенью покачивался дрожащий фОнарь. Тень лесТницы придвинулась к тени фО-

нарного столба, и тень Алины забралась по ней наверх. Тень вернула фОнарному столбу

его сияющий от счастья фОнаръ.

     Так же поступили остальные тени. И уже должно было случиться что-то такое...

     Но кто-то произнес новое слово:

     - ТАНЕЦ!

     И ребята закружились на огромной танцплощадке, размером в половину земного шара.

И все было так хорошо, но у Марины закружилась гОлОва, и она опять произнесла слово,

которое уже было:

     - СЕТИ!

     И весь класс снова забарахтался в сетях. На шум прибежал рассерженный директор и

строго спросил:

     - Почему вы так крИчите?

     Но тут же сам запутался в сетях, да еще его слегка ударило лесТницей.

     - Спаси нас, Солнцемарина! – прошептала девочка-учительница, повернувшись к окну.

И все исчезло.

Уроки Алины.

 

     Чтобы не ошибиться в написании глухих и звонких согласных в корне, слово надо из-

менить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный.

Подбери проверочные слова:

                                           СЕТКА - СЕТОЧКА

 

                                           ЛЕГКАЯ -

                                          СЛАДКАЯ -

 

                                          ГЛАДКАЯ -

                                            БЕРЕГ -

 

     Измени слово так, чтобы непроизносимая согласная стала произносимой:

                                      ЖАЛОСТЛИВАЯ - ЖАЛОСТЬ

                                       ГИГАНТСКИЙ -

                                          ЧЕСТНЫЙ -

 

     Найди проверочные слова:

                                      ВЫКР..КНУЛА - КРИК

                                         В..ЗЖАЛИ -

                                     ДЕР..ВЕНСКИЙ -

                                    ТАИЦПЛ..ЩАДКА -

                                          З..МНОЙ -

 

     Выпиши из трех последних главок все словарные слова: ДИРЕКТОР, ЛАДОНЬ,... И дру-

гие.

Как Фавн помогает Алине.

 

     По камешкам застучали кОпытца, и из Тумановых Джунглей вышел Фавн. Несмотря на

свою кОзлиную бороду, Фавн выглядел очень симпатично. Правда, под мышкой он дер-

жал зубастую ножовку, что очень испугало Алину. Ей даже захОтелось спрятаться под

черепаший панцирь.

     - Но-но, - остановила ее Че, - будешь так трястись, начнется землетрясение.

     - Здравствуйте, девочки! - приветливо сказал Фавн и подошел к Алине.

     - Здравствуйте, - сдерживая страх, сказала Алина. - Только зачем вы с нОжовкой при-

шли?

     - А, - засмеялся Фавн, вытаскивая ножовку из-под мышки, - это в знак благодарности.

Ты помогла мне попасть в необыкновенную историю, а я помогу тебе распилить лесТни-

цу.

     - Спасибо. Только зачем распИливать лесТницу? - удивилась Алина.

     - Буква Е, которую ты ищешь, живет в распиленной лесТнице, - пояснил Фавн и быстро

распилил лесТницу

     Получились две симпатичные буквы Е, потому что лесТница состояла из трех перекла-

дин.

     - Вот, - сказал Фавн, протягивая Алине Е, - как раз под ударением. Своим ученикам мо-

жешь задать вопрос: «Какие еще звуки живут в распиленной лесТнице?»

     Алина ничего не успела ответить, потому что и Фавн, и чЕрЕпаха сразу исчезли, а сама

она оказалась под деревом-недеревом с плОдами-ударениями, под которым дрОжали су-

щества очень неопределенной внешности. Алина больше их не жАлела, потому что неоп-

ределенные местоимения сами выбрали себе такую жизнь, которая им даже нравилась.

НЕКТО и НЕЧТО хОдили в обнимку и распевали песенку:

 

НЕКТО и НЕЧТО

Пошли на почту.

НЕКТО и НЕЧТО

Залезли в конверт.

Сказать было НЕЧЕГО,

Писать было НЕЧЕМ,

НЕКТО и НЕЧТО

Спалили конверт.

А все было ночью.

  Привет!

 

     Алина поняла, что эта приветственная песенка посвящена ей в знак благодарности от

неопределенных местоимений. Естественно, что и песенка звучала неопределенно, и бла-

годарность в ней тоже была неопределенная. Но что можно ожидать от неопределенных

местоимений?

     Алина помАхала им платочком и побежала через мостик в Царство Существительное.

Но что за ужас ожидал ее в этом царстве!..

Уроки Алины.

 

     Найди в главке сложное слово, которое сложено из двух слов с помощью соединитель-

ной гласной.

     Подчеркни корни в сложных словах: САМОЛЕТ, ПЫЛЕСОС.

     Подбери проверочные слова:

                                       РАСП..ЛИЛ - ПИЛКА

                                      ЗАСМ..ЯЛСЯ -

                                        ПОМ..ГЛА -

                                      УД..ВИЛАСЬ -

                                         Ж..ЛЕЛА -

                                         Х..ДИЛА -

                                       ПОМ..ХАЛА -

     Найди в тексте неопределенные местоимения: НЕКТО, НЕЧТО... И другие.

Царь Мостовой приказал отварить двери!

 

     Все дОма в Царстве Существительном стОяли без дверей, а со двОров, словно кОсми-

ческие спутники, улетали в небо плотные клубы пара.

     Алина хотела войти в какой-нибудь дом, но не знала, как можно войти, не постучав-

шись в дверь. Дверей-то нигде не было... Наконец один-единственный домик с дверью она

все-таки увидела. Только собралась постучать, как две Шпанские Курицы сняли эту дверь

с петель.

     - Ни в коем случае! - закудахтали курицы наперебой, оттаскивая от Алины дверь. - Мы

и так забегались, позже всех выполняем приказ. Вот, читайте! - и они протЯнули Алине

бумажку, на которой кривым почерком было написано: «Немедленно всем отвАрить две-

ри и проветрить дОма! Царь Мостовой».

     Шпанские Курицы уже развОдили огонь и опускали только что сорванную с петель

дверь в чан с водой.

     - Не надо! - попыталась остановить их Алина. – У приказа иной смысл. Царь Мостовой

приказал всем отвОрить двери, чтобы проветрить дОма. В слове ОТВОРИТЬ он перепутал

корень. ОтвАр и затвОр - не одно и то же...

     - Мы выполняем то, что написано, - сказали Шпанские Курицы, опуская двери в кОтел.

- А то, что здесь написано, всякой курице ясно. И никаких кОрней!

     - Но ведь надо и о смысле думать, - попробовала убедить их Алина.

     - Что вы хОтите этим сказать? - подозрительно покосились на Алину хозяйки дома.

     А за забором уже топорщились и шевелились на ветру длинные усы разного калибра.

Как будто там, за забором, был усатый пАлисад.

     Усы перемахнули через забор и громко закричали:

     - Это оскорбление чести и достоинства царя Мостового! Взять ее!

     Алине скрутили руки за спину и повели... Шпанские Курицы сочувственно кудахтали

вслед.

Уроки Алины.

 

     ОТВОРИТЬ дверь. Корень ТВОР: заТВОР, сТВОРка.

     ОТВАРИТЬ мясо. Корень ВАР: ВАРка, наВАР.

     В словах КУРИЦ.., УЛИЦ.., после Ц пишется И или Ы? Почему?

     Найди корень в слове ЗАКРИЧАЛ. Придумай несколько однокоренных слов.

Яства – строго обязательны!

 

     Алину привели к Мостовому, но тот не обращал на нее никакого внимания. Мостовой

сИдел в беседке дворцового сада с салфеткой на шее и с вилкой в руке перед пустой тА-

релкой.

     На стене беседки висел новый указ: «ЯВства строго обязательны!»

     Конечно, Мостовой имел в виду яства. И в ожидании вкусного обеда он улыбался. Но

тут к беседке дворцового сада повалили жители Царства Существительного. Каково же

было возмущение Мостового, когда он не увидел в руках посетителей серебряных подно-

сов, ломящихся от яств, то есть вкусной еды.

     - Где мой обед? - кричал Мостовой, жуя салфетку и бешено колОтя вилкой по тарелке.

     - Но в указе ничего не сказано про еду, - удивился Шляпных Дел Мастер. - Там написа-

но ЯВСТВА. Это значит: ЯВИТЬСЯ, ЯВКА, ЯВЬ. И в Царстве Существительном все это

знают. Указ надо было написать так: «Яства строго обязательны!». И тогда мы все при-

шли бы к вам с яствами на серебряных подносах.

     Мостовой от негодования не в силах был гОворить. Он визжал и царапал на уцелевшем

уголке салфетки следующий указ: «Всех - в дом презрения!».

Уроки Алины.

 

     ЯСТВА, ЯВСТВОВАТЬ

     Не путай эти слова! Они имеют разные значения: ЯСТВА - это вкусная еда.

ЯВСТВОВАТЬ - это ЯВЛЕНИЕ, ЯВЬ, ЯВКА, ЯВИТЬСЯ.

     Например, выражение: «Отсюда явствует». Это значит - становится яВным, очевидным.

     НИКАКОГО - это отрицательное местоимение или неопределенное?

     НИКАКОГО, НИКОГО, НИЧЕГО

     В окончании никогда не пиши В вместо Г.

     В слове ОБЕД почему на конце Д, а не Т? Как проверить?

     Найди проверочные слова:

                                          УЦ..ЛЕВШИЙ - ЦЕЛЫЙ,

                                             В..ЗЖАЛ -

                                            Г..ВОРИЛ -

     Запомни словарные слова: БЕСЕДКА, ТАРЕЛКА.

Дом призрения.

 

     Прочитав указ, верноподданные Мостового с почтением пригласили всех посетителей в

левое крыло дворца. Там были очень хорошо меблированные комнаты, уютные гостиные.

Верноподданные исполняли то, что было написано в указе. Ведь ПРИЗРЕНИЕ означает

ПРИЮТ. Мостовой, конечно, имел в виду ПРЕЗРЕНИЕ, что значит ПРЕЗИРАТЬ.

     Алину повели в левое крыло дворца вместе со всеми, поскольку в указе так и говори-

лось: «Всех - в дом призрения!».

     Две Шпанские Курицы, Шляпных Дел Мастер, три Брата Стеклодува, Крольчиха Бело-

швейка и Алина попала в одну очень уютную комнату с голубыми шелковыми пОртьера-

ми, белыми кОлоннами и кустами роз в мраморных вазах. Получившие приют рассели-

лись на пуховых дИванах с атласной обивкой и некоторое время прихОдили в себя от не-

виданной красоты.

     Первой высказала свои чувства Крольчиха Белошвейка:

     - Ах, наш новый царь - просто душечка! Даже в негодовании он дал нам такой приют.

Какая делИкатность! Какое великодушие!..

     - Да-да! — закудахтали Шпанские Курицы. – Это к перемене погоды.

     - А при чем тут пОгОда? - переглянулись Братья Стеклодувы.

     - Что же тут непонятного? — высказала свои соображения Крольчиха Белошвейка. -

Ведь царь приказал отварить все двери, и дома остались без дверей. А возможно похОло-

дание...

     - Я был о нем худшего мнения, - публично раскаялся Шляпных Дел Мастер.

     И все облегченно вздохнули.

     Алине не терпелось их переубедить, сказав, что Мостовой просто неграмотный про-

хвост. Но она успела лишь произнести:

     - Прохвост...

     - Вы что-то хОтели сказать про хвост? - спросила одна из Шпанских Куриц. - Про мой

хвост? Что, он не прибран?

     - Да нет, - высказала свое предположение Крольчиха Белошвейка. - Видимо, девочка

что-то знает о готовящемся указе про хвосты...

     - Ну, конечно, - вступила в разговор другая Шпанская Курица, - я что-то слышала о дру-

жеском обмене хвостами. Но это предположительно...

    Алина подумала, что если сказать им про неграмотность царя Мостового, то придется

признаться и в собственной ошибке. Ведь это из-за ее торОпливости появился на свет

Мостовой, прокрался в Царство Существительное и все здесь перепортил. Уж лучше рас-

спрОсить о том, куда подавался прежний царь и нельзя ли его вернуть?

     - А как звали вашего прежнего царя? – спросила она между прочим.

     - Царь Буква, - ответил Шляпных Дел Мастер. - Но он ушел и не вернулся.

     «Понятно, - отметила про себя Алина, - наверное, Мостовой подсыпал настоящему ца-

рю снотворное. Надо найти и разбудить его».

Уроки Алины.

 

     ПРИЗРЕНИЕ, ПРЕЗРЕНИЕ

     Не путай эти слова: ПРИЗРЕТЬ - приютить. ПРЕЗРЕТЬ - осудить.

     Здесь приставки ПРЕ и ПРИ пишутся в зависимости от значения слова.

     Много РОЗ. Почему на конце З?, а не С? Как проверить?

     ХУДШИЙ. Почему в этом слове Д, а не Т?

     Слова: ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗГИ (НИ ЗГИ не видно), ЗДОРОВЬЕ надо запомнить.

     Найди корни в словах: ВЕЛИКОДУШИЕ, СТЕКЛОДУВЫ, БЕЛОШВЕЙКА.

     Словарные слова: ДИВАН, ГРАМОТА.

Почисти во дворце.

 

     Вдруг со стороны дворцового сада раздался невероятный шум. Это шла разбойничье-

вОрОвская компания. Впереди нее двигался могучий глАварь с перечеркнутым глазом.

ГлАварь по имени Ошибка. В вытянутых руках он нес новый указ царя Мостового: «Ожи-

даем царя Глагола. Почисти во дворце!».

     - Почистим во дворце! Почистим во дворце! Исполним просьбу нового царя! Раз-два! -

распевала ошибочная разбойничье-вОрОвская компания.

     По команде «раз-два» она дружно ввалилась во дворец, за несколько минут почистила

все сундуки с драгОценностями и отправилась обратно в Тумановые Джунгли.

     Когда привратники попытались задержать грАбителей, главарь Ошибка показал им

царский указ: «Почисти во дворце!».

     Привратники не смели ослушаться царя и выпустили из дворца грабителей со всем д

Обром.

     Алина воспользовалась всеобщей суматохой и перебежала в другое крыло дворца, что-

бы там отыскать настоящего царя. По пути она повторяла самое простое правило, которое

не удосужился выучить самозваный царь Мостовой.

     Пробираясь в дворцовое подземелье, она составила план действий.

Уроки Алины.

 

  БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ УДАРЕНИЕМ: ПОЧЕСТИ -

ЧЕСТЬ. ПОЧИСТИ - ЧИСТИТЬ.

     Придумай однокоренные слова с корнем ЧИСТ (ЧИСТить) и с корнем ЧЕСТ(ЧЕСТь).

     Из каких корней сложено слово ДРАГОЦЕННОСТЬ! Почему в середине этого слова

пишется буква О, а не А?

     Проверь ударением безударные гласные в словах: ГЛАВАРЬ, ГРАБИТЕЛИ, ДОБРО.

Найди эти слова в тексте и поставь к ним нужные вопросы.

     МИНУТА - словарное слово.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.