Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Солнцемарина – имя собственное.

2020-08-21 175
Солнцемарина – имя собственное. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

     Странно все получилось. Алина никуда не бежала, не выхОдила на другой берЕг, не

шла по школьным коридорам, но сразу оказалась в классе, где начинался. ее урок.

     - Здравствуйте! - сказала она, счасТливо улыбаясь. - Меня зовут Алина Львовна.

     - А меня - Лев, - отозвался ученик с последней парты. - Я из-за вашего предмета третий

год Здесь сИжу...

     - Рада познакомиться, - сказала Алина.

     - У Льва были длинные золОтистые волОсы и серые глАза. Словом, мальчик ей очень

понравился.

     - Лев - имя собственное, - произнесла Алина, разглядывая своего первого ученика. -

Собственное, потому что принадлежит тебе. И Алина - имя собственное, потому что при-

надлежит мне. И у каждого из вас есть свое собственное имя. А у окна есть имя?

     - Нет, - сказали ребята, - У окна нет имени.

     - Значит, окно - существо нарицательное. Оно обычное, как все на свете окна. Нарицать

- значит называть предметы без имени одним словом.

     - Жалко окно, - всхлипнула девочка с первой парты. - Меня зОвут Марина, пусть и окно

как-нибуДь зОвут...

     Все ребята засмеялись, а Алина сразу заметила, какая у девочки чуТкая душа, и пред-

ложила найти окну имя.

     - Для всех людей, - улыбнулась Алина, - это обычное окно, а для нас оно будет с душОй

и характером. Оно будет живым, одушевленным... Так как же мы назОвем наше окно?..

     - Солнцемарина! — выпалил сидящий рядом с Мариной мальчик. Мальчик был очень

скромным и сам смутился от своей неожиданной смелости. Наверное, ему очень нрави-

лась эта сидящая рядом девочка, похожая на солнце, которое смотрит в окно.

     - Солнцемарина... - мечтательно повторила учИтельница, - какое чудесное имя появи-

лось у нашего окна! А вы знаете, что это имя не прОстое, а сложное?

     - Почему сложное? — первым поинтересовался Лев.

     - Потому что сложено из двух разных слов: Солнце и Марина, - объяснила учительница.

- А еще какие сложные слова вы знаете?

     Ребята наговорили много разных слов. Но это были такие слОва, которые вы и сами

знаете, поэтому нет смысла их перечислять.

     - А что видно сквозь нашу СолнцЕмарину? - спросила учительница, глядя в окно.

     - Речку! — закричал класс.

     - Просто речка, - заметила Алина, - имя нарицательное. А есть ли у нее свое название?

     - Туманка! - тут же закричали ребята, веДь они очень хорОшо знали свою речку.

     - Туманка - имя собственное, - не дожидаясь следующего вопроса, сказал Лев, - потому

что оно принадлЕжит только этой речке.

     - Отлично, - сказала Алина. - Наш Лев просто умница.

     И она опять посмотрела в окно, где, подрагивая крохотными листочками, словно сереб-

ряными крылышками, устремлялся в небо высокий тополь. - А как вы думаете, у топОля,

который виден сквозь СолнцЕмарину, есть имя?

     - Нет, - грусТно вздохнули ребята. - Тополь - обычное дерево.

     - А ведь он, - сощурилась Алина, - тАкой стройный, высокий и похож на цАря. Он те-

перь наш тополь. Мы будем видеть его каждый день. Так придумаем ему царское имя!

     - Меня зовут Екатерина, - поднЯлась со своего места похожая на птичку девочка. - А

тополь можно назвать Петром Первым!..

     - Правильно, Петром Первым! - захлопал в лАдоши класс.

     - А на плачах нашего Петра Первого сИдят разноцветные вороны, - задумчиво произ-

несла Алина. - Попробуйте разглядеть, что выражают глаза вон той пОлОсатой вОроны?

     - В ее глАзах - растерянность, - сказала Марина, - потому что она где-то села на свеже-

окрашенную скамейку и теперь вся пОлОсатая...

     - В ее глазах - радость! - заявил Лев, - потому что она пОлОсатая, как мОрская тель-

няшка, и не похожа на всех!

     - По этим двум ответам, - сказала Алина, - я узнала настрОение Марины и Льва. ВеДь в

глазах других мы чаще всего видим то, что чувствуем сами.

     Когда прозвенел звОнок, Алина снова окАзалась в Тумановых Джунглях. Нет, она не

закрывала классную дверь, не шла по кОридору, а как-то сразу очутилась в гуще событий

другого мира, о котором думала и в котором теперь жила. Вы можете в это не верить, но

такое бывает.

Уроки Алины.

 

     СОЛНЦЕМАРИНА, ПАРОХОД

     Сложным называется слово, которое сложено из двух разных слов. Соединительные

гласные Е и О.

     МАРИНА - имя собственное. Оно принадлежит только лично Марине.

     ДЕВОЧКА - имя нарицательное. Так называют всех девочек.

     Найди проверочные слова: СТ..КЛО,..КНО, З..ВУТ.

     Выпиши из текста словарные слова: КОРИДОР, РЕБЯТА. Есть ли еще словарные слова

в этой главке?

     Выпиши существительные в именительном падеже. Вспомни, на какие вопросы отве-

чают существительные в именительном падеже?

     КТО? ЧТО?

Мостовой и фигурки неопределенной формы под деревом
с тяжелыми плодами.

 

     Алина огляделась вокруг. Место, где она находилась, было каким-то неопределенным:

ни небо, ни земля, ни вода…

     Вдоль узенькой дорожки, клубясь и завиваясь, росли облака.

     - Странно, нигде никого нет, - растерянно произнесла Алина и тут же задумалась. - А

как правильно написать: НИгде НИкого или НЕгде НЕкого?

     Правило о том, что безударные гласные надо проверять ударением, сюда не подходило,

потому что менялся смысл.

     Облака, отдаленно напоминающие деревья, стали путать размышления Алины своей

песенкой:

 

НИгде не ищи, если НЕгде искать.

Не жди НИкого, если НЕкого ждать.

 

     Песенка повторилась несколько раз и, вслушиваясь в нее, Алина поняла подсказку: Е —

всегда под ударением, а там, где ударение падало на конец слова, по смыслу напрашива-

лось И. Получалось: НИгде - отрицательное наречие и НЕгде - отрицательное; НИкого -

отрицательное местоимение и НЕкого - тоже отрицательное, но уже с приставкой НЕ.

Значит, все дело в ударении.

     Пока Алина думала, прямо перед ней совсем неожиданно предстал Мостовой. Форма, в

которую он был одет, выглядела очень странно. На голове как-то нелепо сидела милицей-

ская фуражка с полуоборванным козырьком. В руке дергалась полосатая палочка, похо-

жая на кошкин хвост, а вместо форменных брюк и сапоГ грОмыхали кое-как слепленные

друг с другом булыжники. Мостовой грОхотал ими, вышибая искры, и грозно сердился.

     - Ты едешь не по правилам! - закричал он идущей навстречу девочке.

     - Я не еду, а иду, - поправила его Алина. - Вы неверно подбираете глАголы.

     - Это ты неверно подбираешь слОва! - еще громче закрИчал Мостовой. - Сейчас я пре-

вращу тебя в булыжник!

     - Прежде чем кричать, - попробовала смутить его Алина, - вы должны хотя бы знать:

кто вы есть и какие у вас права?

     Мостовой в самом деле смутился и пожал плачами:

     - Я - НЕКТО.

     - А что у вас и руке? - спрОсила Алина, взглядом показывая на пОлОсатую палочку-

кошкин хвост.

     - НЕЧТО... - глупо ответил Мостовой и взмахнул рукой. И все получилось не как надо.

Палочка изОгнулась, зашИпела и, выпустив коГти, прыгнула на дерЕво-недерево, которое

рОсло вверх тормашками, то есть вверх кОрнямп. С кОрней свИсали продолговатые, за-

остренные к низу плОды.

     - Как упадем! Как ударим! - шумели плОды, но не падали.

     - Кому это вы угрожаете? - рассердилась Алина.

     Но тут увидела внизу множество занятных фигурок. Они дрОжалн под деревом и бОя-

лись совсем исчезнуть.

     - Зачем вы здесь стоите? - закрИчала Алина фигуркам неопределенной внешности. -

ПлОды в любую мИнуту могут сорваться вниз и ударить вас!..

     - А нам стоять больше НЕГДЕ, - ответили фИгурки, - вот и стоим под ударением...

     - Мостовой! - позвала Алина. - Разве вы не видите, они стоят под ударением! Это опас-

но! Освободите их! ВеДь это вы вИноваты... Если бы вы случайно не появились па мос-

ту...

     - Достаточно обвИнять других! - грОмыхнул сапогом Мостовой и налепил себе на мун-

дир пару выбитых булыжников, - Все это сотвОрила твоя невнимательность.

     Где-то в душе Алина понимала, что прежде всеГо вИновата ее невнимательность, со-

твОрившая Мостового. И теперь девочка-учительница думала, как все исправить. Прежде

всего ей пришло в голОву, что Мостового надо сбить с толку. Тогда он бестОлково рас-

сыплется по зЕмле и станет обычной грудой булыжников. А чтобы кого-нибуДь сбить с

толку, лучше всего задать неожиданный бестОлковый вОпрос.

     - Простите, - обратилась Алина к Мостовому, - а у вас случайно нет красниковой резин-

ки?

     - Ты хочешь меня зарезинить? - закричал Мостовой. - Не выйдет! Сейчас я тебя и без

красниковой резинки превращу в неопределенное местоимение.

     - Ну и как ты меня без красниковой резинки в него превратишь? - вызывающе-

насмешливо поесмОтрела на Мостового Алина. В общем-то она была не из пугливых де-

вочек.

     - Просто! - взвизгнул разъяренный Мостовой. - Ударю палкой, и ты окажешься под уда-

рением!

     Алина быстро сообразила, что делать. Она первая подпрыгнула, выхватила из рук Мос-

тового пОлОсатую палочку-кошкин хвост и тут же опустила эту палочку на голову Мос-

тового. Конечно, не просто опустила, а ударила изо всех сил...

     Под дерЕвом-недеревом на одну фигурку неопределенной формы стало больше. Фигур-

ки по-прежнему дрОжали, боясь совсем исчезнуть.

     - Не стойте под ударением! - предупредила их Алина.

     - А нам стОять больше НЕГДЕ, - ответили неопределенные существа, - вот и стОим се-

бе под ударением...

     - Но кто же вы? - в отчаянии спрОсила Алина.

     Ей казалось, что она опять опаздывает на урок, а дОрога в Царство Существительное

потерялась...

     - Неужели не ясно? - с безразличием в голосе ответили фИгурки. - Мы все здесь - НЕК-

ТО и НЕЧТО.

     - А чем вы занимаетесь?

     - СтОим себе под ударением, и заниматься нам больше НЕЧЕМ.

     В гОлОве Алины туг же созрел план действий. Она подумала, что если снимет с дерева

все плОды, которые могут ударить по фИгуркам, то сразу избавится от неопределенных

местОимений и выйдет на дОрогу к именам существительным. Забыв про то, что учитель-

ницы не лазают по дЕревьям, она с ловкостью кошки взобралась на дерЕво-недерево с

торчащими вверх кОрнями и сорвала с него все ллОды. ПлОдов набралось - полный по-

дол!

     - Ну все, - обрадованно вздОхнула Алина и спустилась вниЗ. Она вывалила плОды на

землю и с радостью сообщила неопределенным местОимениям:

     - Все! Я освободила вас от ударения!

     - Ну и напрасно, - услышала она вместо благОдарности. И тут же заметила, что НИГДЕ

НИКОГО нет.

Уроки Алины.

 

Урок на сообразительность

 

     Выпиши из главки слова, которые обозначали фигурки, стоящие под деревом с тяже-

лыми плодами. Плоды падали им на голову и ударяли. Значит, фигурки стояли под ударе-

нием. Какие это слова?

     Можно ли увидеть фигурки, которые убрали свои головы из-под ударения? Какими

словами они обозначены в главке?

     Нарисуй свое дерево с тяжелыми плодами, а под ним - шесть фигурок.

     НЕкто НЕчто НЕкому           НИкто НИчто НИкому

       НЕчему НЕкем НЕ чем         НИчему НИкем НИ чем

     Почему в одном столбике все слова начинаются с НЕ, а в другом с НИ? Есть ли здесь

какая-то загадка?

     Догадайся по смыслу, в каком столбике находятся два неопределенных местоимения, а

в каком - только отрицательные?

     А теперь открой свой учебник и прочти в нем все про местоимения.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.