Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-08-21 | 175 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Странно все получилось. Алина никуда не бежала, не выхОдила на другой берЕг, не
шла по школьным коридорам, но сразу оказалась в классе, где начинался. ее урок.
- Здравствуйте! - сказала она, счасТливо улыбаясь. - Меня зовут Алина Львовна.
- А меня - Лев, - отозвался ученик с последней парты. - Я из-за вашего предмета третий
год Здесь сИжу...
- Рада познакомиться, - сказала Алина.
- У Льва были длинные золОтистые волОсы и серые глАза. Словом, мальчик ей очень
понравился.
- Лев - имя собственное, - произнесла Алина, разглядывая своего первого ученика. -
Собственное, потому что принадлежит тебе. И Алина - имя собственное, потому что при-
надлежит мне. И у каждого из вас есть свое собственное имя. А у окна есть имя?
- Нет, - сказали ребята, - У окна нет имени.
- Значит, окно - существо нарицательное. Оно обычное, как все на свете окна. Нарицать
- значит называть предметы без имени одним словом.
- Жалко окно, - всхлипнула девочка с первой парты. - Меня зОвут Марина, пусть и окно
как-нибуДь зОвут...
Все ребята засмеялись, а Алина сразу заметила, какая у девочки чуТкая душа, и пред-
ложила найти окну имя.
- Для всех людей, - улыбнулась Алина, - это обычное окно, а для нас оно будет с душОй
и характером. Оно будет живым, одушевленным... Так как же мы назОвем наше окно?..
- Солнцемарина! — выпалил сидящий рядом с Мариной мальчик. Мальчик был очень
скромным и сам смутился от своей неожиданной смелости. Наверное, ему очень нрави-
лась эта сидящая рядом девочка, похожая на солнце, которое смотрит в окно.
- Солнцемарина... - мечтательно повторила учИтельница, - какое чудесное имя появи-
лось у нашего окна! А вы знаете, что это имя не прОстое, а сложное?
|
- Почему сложное? — первым поинтересовался Лев.
- Потому что сложено из двух разных слов: Солнце и Марина, - объяснила учительница.
- А еще какие сложные слова вы знаете?
Ребята наговорили много разных слов. Но это были такие слОва, которые вы и сами
знаете, поэтому нет смысла их перечислять.
- А что видно сквозь нашу СолнцЕмарину? - спросила учительница, глядя в окно.
- Речку! — закричал класс.
- Просто речка, - заметила Алина, - имя нарицательное. А есть ли у нее свое название?
- Туманка! - тут же закричали ребята, веДь они очень хорОшо знали свою речку.
- Туманка - имя собственное, - не дожидаясь следующего вопроса, сказал Лев, - потому
что оно принадлЕжит только этой речке.
- Отлично, - сказала Алина. - Наш Лев просто умница.
И она опять посмотрела в окно, где, подрагивая крохотными листочками, словно сереб-
ряными крылышками, устремлялся в небо высокий тополь. - А как вы думаете, у топОля,
который виден сквозь СолнцЕмарину, есть имя?
- Нет, - грусТно вздохнули ребята. - Тополь - обычное дерево.
- А ведь он, - сощурилась Алина, - тАкой стройный, высокий и похож на цАря. Он те-
перь наш тополь. Мы будем видеть его каждый день. Так придумаем ему царское имя!
- Меня зовут Екатерина, - поднЯлась со своего места похожая на птичку девочка. - А
тополь можно назвать Петром Первым!..
- Правильно, Петром Первым! - захлопал в лАдоши класс.
- А на плачах нашего Петра Первого сИдят разноцветные вороны, - задумчиво произ-
несла Алина. - Попробуйте разглядеть, что выражают глаза вон той пОлОсатой вОроны?
- В ее глАзах - растерянность, - сказала Марина, - потому что она где-то села на свеже-
окрашенную скамейку и теперь вся пОлОсатая...
- В ее глазах - радость! - заявил Лев, - потому что она пОлОсатая, как мОрская тель-
няшка, и не похожа на всех!
- По этим двум ответам, - сказала Алина, - я узнала настрОение Марины и Льва. ВеДь в
|
глазах других мы чаще всего видим то, что чувствуем сами.
Когда прозвенел звОнок, Алина снова окАзалась в Тумановых Джунглях. Нет, она не
закрывала классную дверь, не шла по кОридору, а как-то сразу очутилась в гуще событий
другого мира, о котором думала и в котором теперь жила. Вы можете в это не верить, но
такое бывает.
Уроки Алины.
СОЛНЦЕМАРИНА, ПАРОХОД
Сложным называется слово, которое сложено из двух разных слов. Соединительные
гласные Е и О.
МАРИНА - имя собственное. Оно принадлежит только лично Марине.
ДЕВОЧКА - имя нарицательное. Так называют всех девочек.
Найди проверочные слова: СТ..КЛО,..КНО, З..ВУТ.
Выпиши из текста словарные слова: КОРИДОР, РЕБЯТА. Есть ли еще словарные слова
в этой главке?
Выпиши существительные в именительном падеже. Вспомни, на какие вопросы отве-
чают существительные в именительном падеже?
КТО? ЧТО?
Мостовой и фигурки неопределенной формы под деревом
с тяжелыми плодами.
Алина огляделась вокруг. Место, где она находилась, было каким-то неопределенным:
ни небо, ни земля, ни вода…
Вдоль узенькой дорожки, клубясь и завиваясь, росли облака.
- Странно, нигде никого нет, - растерянно произнесла Алина и тут же задумалась. - А
как правильно написать: НИгде НИкого или НЕгде НЕкого?
Правило о том, что безударные гласные надо проверять ударением, сюда не подходило,
потому что менялся смысл.
Облака, отдаленно напоминающие деревья, стали путать размышления Алины своей
песенкой:
НИгде не ищи, если НЕгде искать.
Не жди НИкого, если НЕкого ждать.
Песенка повторилась несколько раз и, вслушиваясь в нее, Алина поняла подсказку: Е —
всегда под ударением, а там, где ударение падало на конец слова, по смыслу напрашива-
лось И. Получалось: НИгде - отрицательное наречие и НЕгде - отрицательное; НИкого -
отрицательное местоимение и НЕкого - тоже отрицательное, но уже с приставкой НЕ.
Значит, все дело в ударении.
Пока Алина думала, прямо перед ней совсем неожиданно предстал Мостовой. Форма, в
которую он был одет, выглядела очень странно. На голове как-то нелепо сидела милицей-
ская фуражка с полуоборванным козырьком. В руке дергалась полосатая палочка, похо-
жая на кошкин хвост, а вместо форменных брюк и сапоГ грОмыхали кое-как слепленные
|
друг с другом булыжники. Мостовой грОхотал ими, вышибая искры, и грозно сердился.
- Ты едешь не по правилам! - закричал он идущей навстречу девочке.
- Я не еду, а иду, - поправила его Алина. - Вы неверно подбираете глАголы.
- Это ты неверно подбираешь слОва! - еще громче закрИчал Мостовой. - Сейчас я пре-
вращу тебя в булыжник!
- Прежде чем кричать, - попробовала смутить его Алина, - вы должны хотя бы знать:
кто вы есть и какие у вас права?
Мостовой в самом деле смутился и пожал плачами:
- Я - НЕКТО.
- А что у вас и руке? - спрОсила Алина, взглядом показывая на пОлОсатую палочку-
кошкин хвост.
- НЕЧТО... - глупо ответил Мостовой и взмахнул рукой. И все получилось не как надо.
Палочка изОгнулась, зашИпела и, выпустив коГти, прыгнула на дерЕво-недерево, которое
рОсло вверх тормашками, то есть вверх кОрнямп. С кОрней свИсали продолговатые, за-
остренные к низу плОды.
- Как упадем! Как ударим! - шумели плОды, но не падали.
- Кому это вы угрожаете? - рассердилась Алина.
Но тут увидела внизу множество занятных фигурок. Они дрОжалн под деревом и бОя-
лись совсем исчезнуть.
- Зачем вы здесь стоите? - закрИчала Алина фигуркам неопределенной внешности. -
ПлОды в любую мИнуту могут сорваться вниз и ударить вас!..
- А нам стоять больше НЕГДЕ, - ответили фИгурки, - вот и стоим под ударением...
- Мостовой! - позвала Алина. - Разве вы не видите, они стоят под ударением! Это опас-
но! Освободите их! ВеДь это вы вИноваты... Если бы вы случайно не появились па мос-
ту...
- Достаточно обвИнять других! - грОмыхнул сапогом Мостовой и налепил себе на мун-
дир пару выбитых булыжников, - Все это сотвОрила твоя невнимательность.
Где-то в душе Алина понимала, что прежде всеГо вИновата ее невнимательность, со-
твОрившая Мостового. И теперь девочка-учительница думала, как все исправить. Прежде
всего ей пришло в голОву, что Мостового надо сбить с толку. Тогда он бестОлково рас-
сыплется по зЕмле и станет обычной грудой булыжников. А чтобы кого-нибуДь сбить с
толку, лучше всего задать неожиданный бестОлковый вОпрос.
|
- Простите, - обратилась Алина к Мостовому, - а у вас случайно нет красниковой резин-
ки?
- Ты хочешь меня зарезинить? - закричал Мостовой. - Не выйдет! Сейчас я тебя и без
красниковой резинки превращу в неопределенное местоимение.
- Ну и как ты меня без красниковой резинки в него превратишь? - вызывающе-
насмешливо поесмОтрела на Мостового Алина. В общем-то она была не из пугливых де-
вочек.
- Просто! - взвизгнул разъяренный Мостовой. - Ударю палкой, и ты окажешься под уда-
рением!
Алина быстро сообразила, что делать. Она первая подпрыгнула, выхватила из рук Мос-
тового пОлОсатую палочку-кошкин хвост и тут же опустила эту палочку на голову Мос-
тового. Конечно, не просто опустила, а ударила изо всех сил...
Под дерЕвом-недеревом на одну фигурку неопределенной формы стало больше. Фигур-
ки по-прежнему дрОжали, боясь совсем исчезнуть.
- Не стойте под ударением! - предупредила их Алина.
- А нам стОять больше НЕГДЕ, - ответили неопределенные существа, - вот и стОим се-
бе под ударением...
- Но кто же вы? - в отчаянии спрОсила Алина.
Ей казалось, что она опять опаздывает на урок, а дОрога в Царство Существительное
потерялась...
- Неужели не ясно? - с безразличием в голосе ответили фИгурки. - Мы все здесь - НЕК-
ТО и НЕЧТО.
- А чем вы занимаетесь?
- СтОим себе под ударением, и заниматься нам больше НЕЧЕМ.
В гОлОве Алины туг же созрел план действий. Она подумала, что если снимет с дерева
все плОды, которые могут ударить по фИгуркам, то сразу избавится от неопределенных
местОимений и выйдет на дОрогу к именам существительным. Забыв про то, что учитель-
ницы не лазают по дЕревьям, она с ловкостью кошки взобралась на дерЕво-недерево с
торчащими вверх кОрнями и сорвала с него все ллОды. ПлОдов набралось - полный по-
дол!
- Ну все, - обрадованно вздОхнула Алина и спустилась вниЗ. Она вывалила плОды на
землю и с радостью сообщила неопределенным местОимениям:
- Все! Я освободила вас от ударения!
- Ну и напрасно, - услышала она вместо благОдарности. И тут же заметила, что НИГДЕ
НИКОГО нет.
Уроки Алины.
Урок на сообразительность
Выпиши из главки слова, которые обозначали фигурки, стоящие под деревом с тяже-
лыми плодами. Плоды падали им на голову и ударяли. Значит, фигурки стояли под ударе-
нием. Какие это слова?
Можно ли увидеть фигурки, которые убрали свои головы из-под ударения? Какими
словами они обозначены в главке?
Нарисуй свое дерево с тяжелыми плодами, а под ним - шесть фигурок.
НЕкто НЕчто НЕкому НИкто НИчто НИкому
НЕчему НЕкем НЕ чем НИчему НИкем НИ чем
Почему в одном столбике все слова начинаются с НЕ, а в другом с НИ? Есть ли здесь
какая-то загадка?
Догадайся по смыслу, в каком столбике находятся два неопределенных местоимения, а
в каком - только отрицательные?
А теперь открой свой учебник и прочти в нем все про местоимения.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!