Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-08-21 | 169 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Однажды Кот Ученый прИгласил к себе Алину и скАзал: "Алина, ты уже бОльшая девочка, и я знаю, что ты любишь учить дЕтей. Так вот, за речкой открылась новая школа, и ты будешь там учительницей".Всю ночь Алина от радости не спАла и чИтала "Грамматику русского языка". Утром она сделала строгую прическу, надела очки, длинную юБку и пошла в школу.Но добраться до школы окАзалось не так просто.
Встреча с именем существительным.
Мир за пОрогом ее цвЕточного домИка как-то странно измЕнился. Над речкой клубились высокие Тумановые Джунгли, а на бЕрЕгу сИдел непОнятного вида стАричок. БО-
рода у стАричка была переплетена цвЕтами и покрыта туманом, а в руках он дЕржал
большие сЕребрЯные ножницы. Надо заметить, что он не просто дЕржал ножницы. Он
щелкал ими у самой вОды и отрезал клубочки тумана.
- Доброе утро! - скАзала Алина, порАвнявшись со стАричком, и, не дожИдаясь ответ-
ного прИветствия, спрОсила: - А зачем вы ножнИцами пустоту режете?
- Разве это пустОта? - возразил стАричок, отгОняя от себя отрезанные клубочки тума-
на. - Это мАтерия.
- Какая же это мАтерия? - засмЕялась Алина и потрогала складочку на юБке. - Вот то,
из чего юБка сшита, мАтерия...
- А я не так думаю, - тряхнул головой стАричок, и с бОроды его посыпался дождь из
разноцветных цветочных лЕпЕстков. - Все на свете - мАтерия. Вот облАка упали на зем-
лю и превратились в Тумановые Джунгли. А я их подстрИгаю, чтобы не пустили корни.
- Вы шутите, - шИроко раскрыла глаза Алина, - у облАков нет корней!
- А как ты считаешь, облАка - это слово? - поинтерЕсовался стАричок.
- Слово, - соглАсилась Алина.
- А у всякого слова есть корень, - мудро подметил стАричок. - А если много облАков,
|
то это уже много-много корней. И представь себе, что все они войдут в землю! Тогда зЕм-
ля покроется Тумановыми Джунглями, а у неба будет потерянное лИцо. Как же небу без
облАков? Ведь оно их потеряет...
Алина представила себе небо без облАков, землю в Тумановых Джунглях, и получился
совсем непонятный мир, от которого в гОлОве все перепуталось.
СтАричок еще раз щелкнул сЕребрЯными ножницами, подул на отрезанный клубочек
тумана и дружелюбно сказал:
- Для ясности надо познАкомиться. Вот ты - кто?
- Я - учительница, - гордо вскинула гОлОву Алина.
- Ну, прежде всего, - загадочно усмехнулся стАричок, - ты - существо. Значит - имя су-
ществительное.
Алина даже растЕрялась от столь неожиданного знакомства и, сняв Очки, протерла за-
туманенные стеклышки.
- Тогда и вы тоже имя существительное?
- И я тоже, - соглАсился стАричок. - Как учительница ты дОлжна знать, что все пред-
меты на земле, видимые и невидимые, - это существа...
И тут Алина сразу вообразила свой первый урок в школе.
Уроки Алины.
Кто? | Что? |
СТАРИЧОК | ОБЛАКО |
Это существа, потому что они существуют. А все, что существует - имя существитель-
ное.
***
ОБЛ..КОТИТЬСЯ
А или О?
Не гадай. У каждого слова есть корень.
Какой корень у слова ОБЛ..КОТИТЬСЯ: ОБЛАКО или ЛОКОТЬ?
***
СТ..РИЧОК
А или О?
Не надо угадывать. Измени слово так, чтобы безударная гласная оказалась под ударени-
ем.
СТАРЫЙ
Найди в тексте слова с безударными гласными и проверь их ударением.
Воображаемый урок Алины с именем существительным.
|
- Ребята, оглянитесь вокруг! Что вы видите? Правильно, вы видите предметы. Картина.
Окно. Туман за окном. Река. Да и вы сами. Все это существа. Они самые главные в нашей
речи. И у них есть общее название - имя существительное. А есть то, что вы не видите?
- Конечно, есть!- согласились ребята.
- Назовите мне эти невидимые существа! Правильно! НастрОение. Радость. Шорох...
Нарисуйте мне существа видимые! Замечательно! Коза. Улыбка. Зонтик...
А теперь - невидимые! В чем ходит РАДОСТЬ? Где гуляет ШОРОХ? Как выглядит НА-
СТРОЕНИЕ?
Все эти предметы, все эти существа умеют что-то делать. Но их действия - это уже дру-
гая часть речи. О ней мы поговорим позже...
Уроки Алины.
Кто? Что? - вопросы именительного падежа.
Этот падеж обозначает только название предмета. СТАРИЧОК - существительное. Но и
К СТАРИЧКУ это тоже существительное, только в другом падеже.
Падежи нужны для того, чтобы строй слов в предложении был правильным. Ведь мы не
скажем: «Глаза У СТАРИЧОК были синими». А как скажем?
Значит, существительное надо изменить - подобрать к нему нужный вопрос: у кого? У
СТАРИЧКА. Это уже родительный падеж. Всего падежей - шесть. И к каждому есть свои
вопросы.
Но о них позже. А пока выпиши из главки существительные только в именительном па-
деже.
Как Алина сбивается с пути.
Алине захОтелось как можно скОрее провести свой первый урок, и она заторопилась.
Но найти в тумане мостик через реку было очень трудно. И она спросила у старичка с се-
ребряными ножницами:
- А вы не знаете кОроткий путь на тот берЕг?
- Короткий? ~ отрезал еще один клубочек тумана старичок. - Трудно сказать. В тумане
все расширяется. И что сначала кажется ясным, потом становится туманным. Но ты по-
строй мостик из однокорЕнных слов и попадешь в Царство Существительное. А там до
другого берега - рукой подать!
Алина поблагодарила старичка, нырнула в Тумановые Джунгли и на хОду стала состав-
лять мостик из однокорЕнных слов. Мостик выглядел так:
МОСТ,
МОСТОЧЕК,
ПОДМОСТКИ,
МОСТОВАЯ,
МОСТОВОЙ…
Тут Алина понЯла, что ошиблась. Перепутала постового с мостовой. Но было уже
позДно, потому что появилось на свет новое существительное – неологизм. Существо не
|
имело определенной формы и выглядело очень непонятно. Оно посмОтрело на учитель-
ницу и взмахнуло регулировочной палочкой.
Уроки Алины.
Составь несколько однокоренных слов со словом ДОРОГА. Подчеркни корень в каж-
дом слове.
Корень - это та часть слова, которая не изменяется. Только согласные на конце корня
иногда меняются. Например: ПИРОГ - ПИРОЖОК. Чередуются Г и Ж.
Есть словарные слова, которые никак нельзя проверить.
Например: НОЖНИЦЫ. Такие слова надо искать в словаре и запоминать.
Есть ли в прочитанной главе еще какие-нибудь словарные слова?
БЕРЕГ, БЕРЕЖОК, ПОБЕРЕЖЬЕ, БЕРЕГОВОЙ
Подчеркни корень.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!