Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-08-21 | 248 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Алина в Царстве Существительном
Как Алина стала учительницей.
Однажды Кот Ученый прИгласил к себе Алину и скАзал: "Алина, ты уже бОльшая девочка, и я знаю, что ты любишь учить дЕтей. Так вот, за речкой открылась новая школа, и ты будешь там учительницей".Всю ночь Алина от радости не спАла и чИтала "Грамматику русского языка". Утром она сделала строгую прическу, надела очки, длинную юБку и пошла в школу.Но добраться до школы окАзалось не так просто.
Встреча с именем существительным.
Мир за пОрогом ее цвЕточного домИка как-то странно измЕнился. Над речкой клубились высокие Тумановые Джунгли, а на бЕрЕгу сИдел непОнятного вида стАричок. БО-
рода у стАричка была переплетена цвЕтами и покрыта туманом, а в руках он дЕржал
большие сЕребрЯные ножницы. Надо заметить, что он не просто дЕржал ножницы. Он
щелкал ими у самой вОды и отрезал клубочки тумана.
- Доброе утро! - скАзала Алина, порАвнявшись со стАричком, и, не дожИдаясь ответ-
ного прИветствия, спрОсила: - А зачем вы ножнИцами пустоту режете?
- Разве это пустОта? - возразил стАричок, отгОняя от себя отрезанные клубочки тума-
на. - Это мАтерия.
- Какая же это мАтерия? - засмЕялась Алина и потрогала складочку на юБке. - Вот то,
из чего юБка сшита, мАтерия...
- А я не так думаю, - тряхнул головой стАричок, и с бОроды его посыпался дождь из
разноцветных цветочных лЕпЕстков. - Все на свете - мАтерия. Вот облАка упали на зем-
лю и превратились в Тумановые Джунгли. А я их подстрИгаю, чтобы не пустили корни.
- Вы шутите, - шИроко раскрыла глаза Алина, - у облАков нет корней!
- А как ты считаешь, облАка - это слово? - поинтерЕсовался стАричок.
|
- Слово, - соглАсилась Алина.
- А у всякого слова есть корень, - мудро подметил стАричок. - А если много облАков,
то это уже много-много корней. И представь себе, что все они войдут в землю! Тогда зЕм-
ля покроется Тумановыми Джунглями, а у неба будет потерянное лИцо. Как же небу без
облАков? Ведь оно их потеряет...
Алина представила себе небо без облАков, землю в Тумановых Джунглях, и получился
совсем непонятный мир, от которого в гОлОве все перепуталось.
СтАричок еще раз щелкнул сЕребрЯными ножницами, подул на отрезанный клубочек
тумана и дружелюбно сказал:
- Для ясности надо познАкомиться. Вот ты - кто?
- Я - учительница, - гордо вскинула гОлОву Алина.
- Ну, прежде всего, - загадочно усмехнулся стАричок, - ты - существо. Значит - имя су-
ществительное.
Алина даже растЕрялась от столь неожиданного знакомства и, сняв Очки, протерла за-
туманенные стеклышки.
- Тогда и вы тоже имя существительное?
- И я тоже, - соглАсился стАричок. - Как учительница ты дОлжна знать, что все пред-
меты на земле, видимые и невидимые, - это существа...
И тут Алина сразу вообразила свой первый урок в школе.
Уроки Алины.
Кто? | Что? |
СТАРИЧОК | ОБЛАКО |
Это существа, потому что они существуют. А все, что существует - имя существитель-
ное.
***
ОБЛ..КОТИТЬСЯ
А или О?
Не гадай. У каждого слова есть корень.
Какой корень у слова ОБЛ..КОТИТЬСЯ: ОБЛАКО или ЛОКОТЬ?
***
СТ..РИЧОК
А или О?
Не надо угадывать. Измени слово так, чтобы безударная гласная оказалась под ударени-
ем.
СТАРЫЙ
Найди в тексте слова с безударными гласными и проверь их ударением.
|
Воображаемый урок Алины с именем существительным.
- Ребята, оглянитесь вокруг! Что вы видите? Правильно, вы видите предметы. Картина.
Окно. Туман за окном. Река. Да и вы сами. Все это существа. Они самые главные в нашей
речи. И у них есть общее название - имя существительное. А есть то, что вы не видите?
- Конечно, есть!- согласились ребята.
- Назовите мне эти невидимые существа! Правильно! НастрОение. Радость. Шорох...
Нарисуйте мне существа видимые! Замечательно! Коза. Улыбка. Зонтик...
А теперь - невидимые! В чем ходит РАДОСТЬ? Где гуляет ШОРОХ? Как выглядит НА-
СТРОЕНИЕ?
Все эти предметы, все эти существа умеют что-то делать. Но их действия - это уже дру-
гая часть речи. О ней мы поговорим позже...
Уроки Алины.
Кто? Что? - вопросы именительного падежа.
Этот падеж обозначает только название предмета. СТАРИЧОК - существительное. Но и
К СТАРИЧКУ это тоже существительное, только в другом падеже.
Падежи нужны для того, чтобы строй слов в предложении был правильным. Ведь мы не
скажем: «Глаза У СТАРИЧОК были синими». А как скажем?
Значит, существительное надо изменить - подобрать к нему нужный вопрос: у кого? У
СТАРИЧКА. Это уже родительный падеж. Всего падежей - шесть. И к каждому есть свои
вопросы.
Но о них позже. А пока выпиши из главки существительные только в именительном па-
деже.
Как Алина сбивается с пути.
Алине захОтелось как можно скОрее провести свой первый урок, и она заторопилась.
Но найти в тумане мостик через реку было очень трудно. И она спросила у старичка с се-
ребряными ножницами:
- А вы не знаете кОроткий путь на тот берЕг?
- Короткий? ~ отрезал еще один клубочек тумана старичок. - Трудно сказать. В тумане
все расширяется. И что сначала кажется ясным, потом становится туманным. Но ты по-
строй мостик из однокорЕнных слов и попадешь в Царство Существительное. А там до
другого берега - рукой подать!
Алина поблагодарила старичка, нырнула в Тумановые Джунгли и на хОду стала состав-
лять мостик из однокорЕнных слов. Мостик выглядел так:
МОСТ,
МОСТОЧЕК,
ПОДМОСТКИ,
МОСТОВАЯ,
МОСТОВОЙ…
Тут Алина понЯла, что ошиблась. Перепутала постового с мостовой. Но было уже
|
позДно, потому что появилось на свет новое существительное – неологизм. Существо не
имело определенной формы и выглядело очень непонятно. Оно посмОтрело на учитель-
ницу и взмахнуло регулировочной палочкой.
Уроки Алины.
Составь несколько однокоренных слов со словом ДОРОГА. Подчеркни корень в каж-
дом слове.
Корень - это та часть слова, которая не изменяется. Только согласные на конце корня
иногда меняются. Например: ПИРОГ - ПИРОЖОК. Чередуются Г и Ж.
Есть словарные слова, которые никак нельзя проверить.
Например: НОЖНИЦЫ. Такие слова надо искать в словаре и запоминать.
Есть ли в прочитанной главе еще какие-нибудь словарные слова?
БЕРЕГ, БЕРЕЖОК, ПОБЕРЕЖЬЕ, БЕРЕГОВОЙ
Подчеркни корень.
Уроки Алины.
СОЛНЦЕМАРИНА, ПАРОХОД
Сложным называется слово, которое сложено из двух разных слов. Соединительные
гласные Е и О.
МАРИНА - имя собственное. Оно принадлежит только лично Марине.
ДЕВОЧКА - имя нарицательное. Так называют всех девочек.
Найди проверочные слова: СТ..КЛО,..КНО, З..ВУТ.
Выпиши из текста словарные слова: КОРИДОР, РЕБЯТА. Есть ли еще словарные слова
в этой главке?
Выпиши существительные в именительном падеже. Вспомни, на какие вопросы отве-
чают существительные в именительном падеже?
КТО? ЧТО?
Мостовой и фигурки неопределенной формы под деревом
с тяжелыми плодами.
Алина огляделась вокруг. Место, где она находилась, было каким-то неопределенным:
ни небо, ни земля, ни вода…
Вдоль узенькой дорожки, клубясь и завиваясь, росли облака.
- Странно, нигде никого нет, - растерянно произнесла Алина и тут же задумалась. - А
как правильно написать: НИгде НИкого или НЕгде НЕкого?
Правило о том, что безударные гласные надо проверять ударением, сюда не подходило,
потому что менялся смысл.
Облака, отдаленно напоминающие деревья, стали путать размышления Алины своей
песенкой:
НИгде не ищи, если НЕгде искать.
Не жди НИкого, если НЕкого ждать.
Песенка повторилась несколько раз и, вслушиваясь в нее, Алина поняла подсказку: Е —
|
всегда под ударением, а там, где ударение падало на конец слова, по смыслу напрашива-
лось И. Получалось: НИгде - отрицательное наречие и НЕгде - отрицательное; НИкого -
отрицательное местоимение и НЕкого - тоже отрицательное, но уже с приставкой НЕ.
Значит, все дело в ударении.
Пока Алина думала, прямо перед ней совсем неожиданно предстал Мостовой. Форма, в
которую он был одет, выглядела очень странно. На голове как-то нелепо сидела милицей-
ская фуражка с полуоборванным козырьком. В руке дергалась полосатая палочка, похо-
жая на кошкин хвост, а вместо форменных брюк и сапоГ грОмыхали кое-как слепленные
друг с другом булыжники. Мостовой грОхотал ими, вышибая искры, и грозно сердился.
- Ты едешь не по правилам! - закричал он идущей навстречу девочке.
- Я не еду, а иду, - поправила его Алина. - Вы неверно подбираете глАголы.
- Это ты неверно подбираешь слОва! - еще громче закрИчал Мостовой. - Сейчас я пре-
вращу тебя в булыжник!
- Прежде чем кричать, - попробовала смутить его Алина, - вы должны хотя бы знать:
кто вы есть и какие у вас права?
Мостовой в самом деле смутился и пожал плачами:
- Я - НЕКТО.
- А что у вас и руке? - спрОсила Алина, взглядом показывая на пОлОсатую палочку-
кошкин хвост.
- НЕЧТО... - глупо ответил Мостовой и взмахнул рукой. И все получилось не как надо.
Палочка изОгнулась, зашИпела и, выпустив коГти, прыгнула на дерЕво-недерево, которое
рОсло вверх тормашками, то есть вверх кОрнямп. С кОрней свИсали продолговатые, за-
остренные к низу плОды.
- Как упадем! Как ударим! - шумели плОды, но не падали.
- Кому это вы угрожаете? - рассердилась Алина.
Но тут увидела внизу множество занятных фигурок. Они дрОжалн под деревом и бОя-
лись совсем исчезнуть.
- Зачем вы здесь стоите? - закрИчала Алина фигуркам неопределенной внешности. -
ПлОды в любую мИнуту могут сорваться вниз и ударить вас!..
- А нам стоять больше НЕГДЕ, - ответили фИгурки, - вот и стоим под ударением...
- Мостовой! - позвала Алина. - Разве вы не видите, они стоят под ударением! Это опас-
но! Освободите их! ВеДь это вы вИноваты... Если бы вы случайно не появились па мос-
ту...
- Достаточно обвИнять других! - грОмыхнул сапогом Мостовой и налепил себе на мун-
дир пару выбитых булыжников, - Все это сотвОрила твоя невнимательность.
Где-то в душе Алина понимала, что прежде всеГо вИновата ее невнимательность, со-
твОрившая Мостового. И теперь девочка-учительница думала, как все исправить. Прежде
всего ей пришло в голОву, что Мостового надо сбить с толку. Тогда он бестОлково рас-
сыплется по зЕмле и станет обычной грудой булыжников. А чтобы кого-нибуДь сбить с
|
толку, лучше всего задать неожиданный бестОлковый вОпрос.
- Простите, - обратилась Алина к Мостовому, - а у вас случайно нет красниковой резин-
ки?
- Ты хочешь меня зарезинить? - закричал Мостовой. - Не выйдет! Сейчас я тебя и без
красниковой резинки превращу в неопределенное местоимение.
- Ну и как ты меня без красниковой резинки в него превратишь? - вызывающе-
насмешливо поесмОтрела на Мостового Алина. В общем-то она была не из пугливых де-
вочек.
- Просто! - взвизгнул разъяренный Мостовой. - Ударю палкой, и ты окажешься под уда-
рением!
Алина быстро сообразила, что делать. Она первая подпрыгнула, выхватила из рук Мос-
тового пОлОсатую палочку-кошкин хвост и тут же опустила эту палочку на голову Мос-
тового. Конечно, не просто опустила, а ударила изо всех сил...
Под дерЕвом-недеревом на одну фигурку неопределенной формы стало больше. Фигур-
ки по-прежнему дрОжали, боясь совсем исчезнуть.
- Не стойте под ударением! - предупредила их Алина.
- А нам стОять больше НЕГДЕ, - ответили неопределенные существа, - вот и стОим се-
бе под ударением...
- Но кто же вы? - в отчаянии спрОсила Алина.
Ей казалось, что она опять опаздывает на урок, а дОрога в Царство Существительное
потерялась...
- Неужели не ясно? - с безразличием в голосе ответили фИгурки. - Мы все здесь - НЕК-
ТО и НЕЧТО.
- А чем вы занимаетесь?
- СтОим себе под ударением, и заниматься нам больше НЕЧЕМ.
В гОлОве Алины туг же созрел план действий. Она подумала, что если снимет с дерева
все плОды, которые могут ударить по фИгуркам, то сразу избавится от неопределенных
местОимений и выйдет на дОрогу к именам существительным. Забыв про то, что учитель-
ницы не лазают по дЕревьям, она с ловкостью кошки взобралась на дерЕво-недерево с
торчащими вверх кОрнями и сорвала с него все ллОды. ПлОдов набралось - полный по-
дол!
- Ну все, - обрадованно вздОхнула Алина и спустилась вниЗ. Она вывалила плОды на
землю и с радостью сообщила неопределенным местОимениям:
- Все! Я освободила вас от ударения!
- Ну и напрасно, - услышала она вместо благОдарности. И тут же заметила, что НИГДЕ
НИКОГО нет.
Уроки Алины.
Урок на сообразительность
Выпиши из главки слова, которые обозначали фигурки, стоящие под деревом с тяже-
лыми плодами. Плоды падали им на голову и ударяли. Значит, фигурки стояли под ударе-
нием. Какие это слова?
Можно ли увидеть фигурки, которые убрали свои головы из-под ударения? Какими
словами они обозначены в главке?
Нарисуй свое дерево с тяжелыми плодами, а под ним - шесть фигурок.
НЕкто НЕчто НЕкому НИкто НИчто НИкому
НЕчему НЕкем НЕ чем НИчему НИкем НИ чем
Почему в одном столбике все слова начинаются с НЕ, а в другом с НИ? Есть ли здесь
какая-то загадка?
Догадайся по смыслу, в каком столбике находятся два неопределенных местоимения, а
в каком - только отрицательные?
А теперь открой свой учебник и прочти в нем все про местоимения.
Уроки Алины.
Урок на сообразительность.
НИкак
Негде НИгде
НЕкуда НИкуда
НЕоткуда НИоткуда
НЕкогда НИкогда
Нарисуй под деревом с плодами еще четыре фигурки. Словами из какого столбика ты
их обозначишь?
В этих двух столбиках - наречия. Рядом со вторым столбиком напиши в третий столбик
те же слова, только без приставки НИ, и ты узнаешь, на какие вопросы отвечает часть ре-
чи наречие. Какие это вопросы?
На самом деле ни местоимения, ни наречия не превращаются из неопределенных в от-
рицательные. Так только в сказке бывает. Но в каждой сказке есть доля правды. Надо ска-
зать, что на слух неопределенные и отрицательные местоимения различаются с помощью
ударения.
НЕкто - НИкто
НЕчто - НИчто
Теперь объясни, почему в первом столбике у наречий приставочка НЕ, а во втором -
НИ.
Идти нам НЕкуда, и мы НИкуда не идем…
Придумай еще три примера, где в одном предложении встречаются два наречия. Только
одно из них - с приставкой НЕ, а другое - с НИ.
В пристанище звуков.
- Е можно найти в Пристанище Звуков, - услышала Алина совсем рядом и чуть было не
наступила на чЕрЕпаху.
- Че, - представилась черепаха и протЯнула Алине правую переднюю лапу.
- Вас так зовут? - утОчнила Алина и тоже протянула чЕрЕпахе правую руку.
- Естественно, - сказала чЕрЕпаха и прикрыла глАза.
- Ну, а я - Алина.
- Знаю, - сказала Че. - Не тЯни время за хвост, поехали! - И она подставила девочке-
учительнице свой панцирь.
Тут Алина заметила, что панцИрь похож на географическую карту. Только на карте
этой обозначались не горы и дОлины, а граничили друг с другом территории частей речи.
В центре панциря самое большое пространство занимало Царство Существительное. По
обеим стОронам этого царства расположились еще две бОльшие территории - слева Цар-
ство Прилагательное, справа - Царство Глагола. Дальше было еще множество всяких гра-
ниц, но Алина не успела их разглядеть. Че, как ледокол, врезалась в густой туман и при-
чалила к каменному уступу, вдоль которого на тонких стебельках дрОжали разноцветные
шАры воздуха.
- Все, приехали, - сказала чЕрЕпаха. - Пристанище Звуков.
Едва Алина слезла с чЕрЕпахи, как ее тут же облепили крохотные звенящие существа.
Они забирались под очки, прыгали по ресницам, щекОтали кОленки...
- Отстаньте от меня! - отмахивалась Алина от звуков, но они не отставали и все время
сливались в одно слово:
- Урок! Урок!..
- С ними надо провести урок, - подсказала Че.
- Со звуками - урок? - удивилась Алина.
- Да, - настаивала на своем Че, - они очень любознательные. Это с них все начинается.
Весь мир переполнен звуками. Они летают в воздухе, словно прозрачные пчелы, потом
сплетаются в созвучья. Созвучья соединяются в слОва, а слова разделяются на части ре-
чи...
Че легла на бок и представила невидимым ученикам для обозрения свой панцИръ с рас-
положением частей речи. Алина взЯла указку и обвела территорию Царства Существи-
тельного.
Уроки Алины.
ПАНЦИРЬ ЦЫПЛЕНОК
После Ц всегда пишется И. Кроме:
а) ЦЫПЛЕНОК, ЦЫГАН, НА ЦЫПОЧКАХ, ЦЫП-ЦЫП, ЦЫКНУЛ;
б) на конце слова: УЛИЦЫ, КУРИЦЫ, КУНИЦЫ, СИНИЦЫ, СЕСТРИЦЫ;
в) когда слово отвечает на вопрос: чей?
КУНИЦЫН, СЕСТРИЦЫН, КУРИЦЫН, СИНИЦЫН.
Буква - это значок, которым обозначается 3ВУК.
Найди проверочные слова: УТ..ЧНИТЬ, ГЕОГР..ФИЧЕСКАЯ, ОБОЗН..ЧАЛИСЬ,
РАЗГЛ..ДЕТЬ, З..ЛЕНЫЕ, СТ..БЕЛЬКИ, ОБЛ..ПИЛИ, ОТСТ..ВАЛИ, СЛ..ВАЛИСЬ.
Выучи словарные слова: ТЕРРИТОРИЯ, КОЛЕНКИ, ЧЕРЕПАХА.
Уроки Алины.
Кто? ЛЕВ - существо, существительное.
Какой? ФОНАРНЫЙ - прилагается к существу, прилагательное.
Что делает? СЪЕДАЕТ - действие существа, глагол.
Что? ФОНАРИ – существительное.
Найди проверочные слова: ЗВ..НОК, ОЗН..АЕТ, СМ..ТРИТЕ, ЗАКР..ЧАЛИ, УД..ВИ-
ЛАСЬ, ПОК..ЗАЛОСЬ.
Найди корень в слове ПОЛЕТ и придумай несколько однокоренных слов.
Запиши словарное слово: ФОНАРЬ.
Портной отрезает волну.
За тростниковой стеной находился край острова, край Пристанища Звуков. На краю
острова у самой вОды сидел пОртной. ПОртной ловко чикал ножницами и зачем-то отре-
зал волны.
- Что это вы делаете? - кинулась к нему Алина.
- Как видишь, - не прекращая работу, ответил пОртной, - ищу изображение звука В.
По-моему, он скрывается в вОлне... Вот вОлна катится, катится... Длинная такая. Тебе не
надоело ждать, когда она закончится?
- Надоело, - согласно кивнула Алина. Она не заметила, как от нетерпения забрела в во-
ду, и теперь ее длинная мокрая юбка запуталась в нОгах и хОлОдила кОленки. И очки ку-
да-то по вОлне понеслись. Да-да, это вОлна поднялась вверх и сорвала с Алины очки,
чтобы она очень-то не разглядывала. Волнам, особенно длинным, не всегда нравится, ко-
гда их разглядывают.
- Вот и мне надоело, - сказал пОртной. - Сейчас я эту вОлну - чик! И готово! Смотри,
какая короткая, всего два бугОрка. Вот и получился мой любимый звук И. Вернее, его
изображение. Стоит только трОстинку слева приставить...
- Здорово! - восхитилась Алина. - А ну-ка и я попробую!
Она взяла у пОртного ножницы и тоже отрезала вОлну всего в два бугОрка.
- Чистая работа! - похвАлил пОртной. - Какая точность!
- Волшебство, - умываясь отрезком вОлны, сказала Че, и на ее сморщенных щеках из-
под стекающих брызг проявился зОлОгистый румянец.
- В! В! В! - запрыгал над трОстником только что появившийся на свет звук. - Празднуем
мой день рождения!
- А вы не мОгли бы мне звук Е найти? - спрОсила Алина у пОртного.
Но пОртной почему-то сник. Снял с себя фартук, закопал в песок ножницы...
- В слове ВОЛНА нет звука Е, - сказал он очень усталым голОсом. - Ищи его в другом
месте. И вообще, каждый сам должен отыскивать происхождение нужной буквы...
- Не сердись, - шепнула чЕрЁпаха Алине, - он переутОмился. Всякая работа требует
внутреннего напряжения... Пойдем в клАдовую острова! Там найдется что-нибудь подхо-
дящее.
Уроки Алины.
ПО-МОЕМУ, ПО-ПРОСТОМУ, ПО-ЛИСЬИ, ПО-НЕМЕЦКИ, ПО-АНГЛИЙСКИ
Слова, оканчивающиеся на ОМУ-ЕМУ, СКИ-ЦКИ, ЬИ, с приставкой ПО пишутся через
дефис.
Подбери проверочные слова: В..ЛНА, ВЗД..ХНУЛ, КЛ..ДОВАЯ, БУГ..РОК,
ВОЛШ..БСТВО, С..РДИТЫЙ.
Поищи в главке словарные слова: П..РТНОЙ. А еще?
Уроки Алины.
Гласные буквы обозначают звуки, у которых есть голос:
А, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, И.
Согласные буквы - это те, которые соглашаются с гласными, образуя слог.
Одни согласные - звонкие, другие – глухие:
Б-П, Г-К, Д-Т, 3-С, Ж-Ш, В-Ф;
Ц, Ч, Щ, X - глухие;
Л, М, Н, Р - звонкие.
В некоторых словах звонкие и глухие согласные можно перепутать, например: ЛО-
ШАДЬ.
Чтобы не ошибиться в написании звонкой или глухой согласной, надо изменить слово
так, чтобы за согласной стояла гласная: ЛОШАДЬ - ЛОШАДИ, ПЛОЩАДЬ - ПЛОЩАДИ.
Придумай еще подобные слова.
Есть согласные непроизносимые: СЕРДЦЕ - СЕРДЕЧКО.
Слово ЛЕСТНИЦА нельзя проверить. Его надо запомнить.
Урок с лестницей.
- Алина Львовна! Алина Львовна! Зачем вы с лесТницей ходите?
Тут только девочка-учительница понЯла, что она уже не в Тумановых Джунглях, а в
своем классе, ходит по этому классу взад-вперед в обнимку с лесТницей.
- Ничего особенного, - сказала Алина, легко приподняв лесТницу, как какую-нибудь
куклу, - я вам принесла новый предмет, новое имя существительное. В лесТнице жИВет
много разных слов. Давайте их разглЯдим!
Тут Лев соскочил с места и подхватил лесТницу:
- Алина Львовна, - сказал он, - раз в лесТнице много разных слов, значит, она тЯжелая,
и я вам помОгу ее держать.
- И я помогу! - соскочила со своего места отзывчивая Марина.
- И я! - закричали другие ученики. И все стали носиться с лесТницей по классу, сгиба-
ясь под тяжестью разных предметов, которые получались из букв, содержащихся в слове
ЛЕСТНИЦА.
- В ЛЕСТНИЦЕ живет ЛЕС! — сказал Лев, и все тут же согнулись под тяжестью ЛЕСА,
который внезапно вырос на деревянных перекладинах.
- Скорей придумайте что-нибудь новое! - испугалась Алина, - а то мы все сейчас надор-
вемся!
- СЕТИ! — выкрикнула Екатерина.
Лес исчез, но зато весь класс вместе с лесТницей тут же запутался в длинных рыбацких
сетях. Пытаясь выпутаться, ребята смеялись, визжали и запутывались еще больше.
- Новое! Новое! - кричала Алина. Она тоже барахталась в сетях, будто и не была учи-
тельницей.
- СЕНИ! - выкрикнул скромный мальчик, которому очень нравилась Марина.
И все оказались в длинных сенях, где витали запахи сушеных грИбов, малины, парного
мОлОка... Конечно, это были сени в деревенском доме. И совсем не хОтелось отсюда вы-
хОдить. Но кто-то нашел новое слово и поспешил сказать его вслух:
- ТЕНИ!
И все стали легкими-легкими... Даже лесТница превратилась в собственную тень и по-
неслась за другими тенями. Тут еще ветер разыгрался и унес тени далеко-далеко, в страну
ФОнарного Льва.
Это была страна из другого мира. Все здесь казалось зыбким и дрОжало оттенками, от-
блесками, мерцанием на серебряных листьях, расплывчатыми фонарными столбами без
фОнарей... Где-то в глубине этой страны плакал ФОнарный Лев. Ему было жалко съеден-
ных фОнарей... Тени плыли беззвучно, таинственно, словно стая лунных пылинок. Над
каждой тенью покачивался дрожащий фОнарь. Тень лесТницы придвинулась к тени фО-
нарного столба, и тень Алины забралась по ней наверх. Тень вернула фОнарному столбу
его сияющий от счастья фОнаръ.
Так же поступили остальные тени. И уже должно было случиться что-то такое...
Но кто-то произнес новое слово:
- ТАНЕЦ!
И ребята закружились на огромной танцплощадке, размером в половину земного шара.
И все было так хорошо, но у Марины закружилась гОлОва, и она опять произнесла слово,
которое уже было:
- СЕТИ!
И весь класс снова забарахтался в сетях. На шум прибежал рассерженный директор и
строго спросил:
- Почему вы так крИчите?
Но тут же сам запутался в сетях, да еще его слегка ударило лесТницей.
- Спаси нас, Солнцемарина! – прошептала девочка-учительница, повернувшись к окну.
И все исчезло.
Уроки Алины.
Чтобы не ошибиться в написании глухих и звонких согласных в корне, слово надо из-
менить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный.
Подбери проверочные слова:
СЕТКА - СЕТОЧКА
ЛЕГКАЯ -
СЛАДКАЯ -
ГЛАДКАЯ -
БЕРЕГ -
Измени слово так, чтобы непроизносимая согласная стала произносимой:
ЖАЛОСТЛИВАЯ - ЖАЛОСТЬ
ГИГАНТСКИЙ -
ЧЕСТНЫЙ -
Найди проверочные слова:
ВЫКР..КНУЛА - КРИК
В..ЗЖАЛИ -
ДЕР..ВЕНСКИЙ -
ТАИЦПЛ..ЩАДКА -
З..МНОЙ -
Выпиши из трех последних главок все словарные слова: ДИРЕКТОР, ЛАДОНЬ,... И дру-
гие.
Как Фавн помогает Алине.
По камешкам застучали кОпытца, и из Тумановых Джунглей вышел Фавн. Несмотря на
свою кОзлиную бороду, Фавн выглядел очень симпатично. Правда, под мышкой он дер-
жал зубастую ножовку, что очень испугало Алину. Ей даже захОтелось спрятаться под
черепаший панцирь.
- Но-но, - остановила ее Че, - будешь так трястись, начнется землетрясение.
- Здравствуйте, девочки! - приветливо сказал Фавн и подошел к Алине.
- Здравствуйте, - сдерживая страх, сказала Алина. - Только зачем вы с нОжовкой при-
шли?
- А, - засмеялся Фавн, вытаскивая ножовку из-под мышки, - это в знак благодарности.
Ты помогла мне попасть в необыкновенную историю, а я помогу тебе распилить лесТни-
цу.
- Спасибо. Только зачем распИливать лесТницу? - удивилась Алина.
- Буква Е, которую ты ищешь, живет в распиленной лесТнице, - пояснил Фавн и быстро
распилил лесТницу
Получились две симпатичные буквы Е, потому что лесТница состояла из трех перекла-
дин.
- Вот, - сказал Фавн, протягивая Алине Е, - как раз под ударением. Своим ученикам мо-
жешь задать вопрос: «Какие еще звуки живут в распиленной лесТнице?»
Алина ничего не успела ответить, потому что и Фавн, и чЕрЕпаха сразу исчезли, а сама
она оказалась под деревом-недеревом с плОдами-ударениями, под которым дрОжали су-
щества очень неопределенной внешности. Алина больше их не жАлела, потому что неоп-
ределенные местоимения сами выбрали себе такую жизнь, которая им даже нравилась.
НЕКТО и НЕЧТО хОдили в обнимку и распевали песенку:
НЕКТО и НЕЧТО
Пошли на почту.
НЕКТО и НЕЧТО
Залезли в конверт.
Сказать было НЕЧЕГО,
Писать было НЕЧЕМ,
НЕКТО и НЕЧТО
Спалили конверт.
А все было ночью.
Привет!
Алина поняла, что эта приветственная песенка посвящена ей в знак благодарности от
неопределенных местоимений. Естественно, что и песенка звучала неопределенно, и бла-
годарность в ней тоже была неопределенная. Но что можно ожидать от неопределенных
местоимений?
Алина помАхала им платочком и побежала через мостик в Царство Существительное.
Но что за ужас ожидал ее в этом царстве!..
Уроки Алины.
Найди в главке сложное слово, которое сложено из двух слов с помощью соединитель-
ной гласной.
Подчеркни корни в сложных словах: САМОЛЕТ, ПЫЛЕСОС.
Подбери проверочные слова:
РАСП..ЛИЛ - ПИЛКА
ЗАСМ..ЯЛСЯ -
ПОМ..ГЛА -
УД..ВИЛАСЬ -
Ж..ЛЕЛА -
Х..ДИЛА -
ПОМ..ХАЛА -
Найди в тексте неопределенные местоимения: НЕКТО, НЕЧТО... И другие.
Царь Мостовой приказал отварить двери!
Все дОма в Царстве Существительном стОяли без дверей, а со двОров, словно кОсми-
ческие спутники, улетали в небо плотные клубы пара.
Алина хотела войти в какой-нибудь дом, но не знала, как можно войти, не постучав-
шись в дверь. Дверей-то нигде не было... Наконец один-единственный домик с дверью она
все-таки увидела. Только собралась постучать, как две Шпанские Курицы сняли эту дверь
с петель.
- Ни в коем случае! - закудахтали курицы наперебой, оттаскивая от Алины дверь. - Мы
и так забегались, позже всех выполняем приказ. Вот, читайте! - и они протЯнули Алине
бумажку, на которой кривым почерком было написано: «Немедленно всем отвАрить две-
ри и проветрить дОма! Царь Мостовой».
Шпанские Курицы уже развОдили огонь и опускали только что сорванную с петель
дверь в чан с водой.
- Не надо! - попыталась остановить их Алина. – У приказа иной смысл. Царь Мостовой
приказал всем отвОрить двери, чтобы проветрить дОма. В слове ОТВОРИТЬ он перепутал
корень. ОтвАр и затвОр - не одно и то же...
- Мы выполняем то, что написано, - сказали Шпанские Курицы, опуская двери в кОтел.
- А то, что здесь написано, всякой курице ясно. И никаких кОрней!
- Но ведь надо и о смысле думать, - попробовала убедить их Алина.
- Что вы хОтите этим сказать? - подозрительно покосились на Алину хозяйки дома.
А за забором уже топорщились и шевелились на ветру длинные усы разного калибра.
Как будто там, за забором, был усатый пАлисад.
Усы перемахнули через забор и громко закричали:
- Это оскорбление чести и достоинства царя Мостового! Взять ее!
Алине скрутили руки за спину и повели... Шпанские Курицы сочувственно кудахтали
вслед.
Уроки Алины.
ОТВОРИТЬ дверь. Корень ТВОР: заТВОР, сТВОРка.
ОТВАРИТЬ мясо. Корень ВАР: ВАРка, наВАР.
В словах КУРИЦ.., УЛИЦ.., после Ц пишется И или Ы? Почему?
Найди корень в слове ЗАКРИЧАЛ. Придумай несколько однокоренных слов.
Яства – строго обязательны!
Алину привели к Мостовому, но тот не обращал на нее никакого внимания. Мостовой
сИдел в беседке дворцового сада с салфеткой на шее и с вилкой в руке перед пустой тА-
релкой.
На стене беседки висел новый указ: «ЯВства строго обязательны!»
Конечно, Мостовой имел в виду яства. И в ожидании вкусного обеда он улыбался. Но
тут к беседке дворцового сада повалили жители Царства Существительного. Каково же
было возмущение Мостового, когда он не увидел в руках посетителей серебряных подно-
сов, ломящихся от яств, то есть вкусной еды.
- Где мой обед? - кричал Мостовой, жуя салфетку и бешено колОтя вилкой по тарелке.
- Но в указе ничего не сказано про еду, - удивился Шляпных Дел Мастер. - Там написа-
но ЯВСТВА. Это значит: ЯВИТЬСЯ, ЯВКА, ЯВЬ. И в Царстве Существительном все это
знают. Указ надо было написать так: «Яства строго обязательны!». И тогда мы все при-
шли бы к вам с яствами на серебряных подносах.
Мостовой от негодования не в силах был гОворить. Он визжал и царапал на уцелевшем
уголке салфетки следующий указ: «Всех - в дом презрения!».
Уроки Алины.
ЯСТВА, ЯВСТВОВАТЬ
Не путай эти слова! Они имеют разные значения: ЯСТВА - это вкусная еда.
ЯВСТВОВАТЬ - это ЯВЛЕНИЕ, ЯВЬ, ЯВКА, ЯВИТЬСЯ.
Например, выражение: «Отсюда явствует». Это значит - становится яВным, очевидным.
НИКАКОГО - это отрицательное местоимение или неопределенное?
НИКАКОГО, НИКОГО, НИЧЕГО
В окончании никогда не пиши В вместо Г.
В слове ОБЕД почему на конце Д, а не Т? Как проверить?
Найди проверочные слова:
УЦ..ЛЕВШИЙ - ЦЕЛЫЙ,
В..ЗЖАЛ -
Г..ВОРИЛ -
Запомни словарные слова: БЕСЕДКА, ТАРЕЛКА.
Дом призрения.
Прочитав указ, верноподданные Мостового с почтением пригласили всех посетителей в
левое крыло дворца. Там были очень хорошо меблированные комнаты, уютные гостиные.
Верноподданные исполняли то, что было написано в указе. Ведь ПРИЗРЕНИЕ означает
ПРИЮТ. Мостовой, конечно, имел в виду ПРЕЗРЕНИЕ, что значит ПРЕЗИРАТЬ.
Алину повели в левое крыло дворца вместе со всеми, поскольку в указе так и говори-
лось: «Всех - в дом призрения!».
Две Шпанские Курицы, Шляпных Дел Мастер, три Брата Стеклодува, Крольчиха Бело-
швейка и Алина попала в одну очень уютную комнату с голубыми шелковыми пОртьера-
ми, белыми кОлоннами и кустами роз в мраморных вазах. Получившие приют рассели-
лись на пуховых дИванах с атласной обивкой и некоторое время прихОдили в себя от не-
виданной красоты.
Первой высказала свои чувства Крольчиха Белошвейка:
- Ах, наш новый царь - просто душечка! Даже в негодовании он дал нам такой приют.
Какая делИкатность! Какое великодушие!..
- Да-да! — закудахтали Шпанские Курицы. – Это к перемене погоды.
- А при чем тут пОгОда? - переглянулись Братья Стеклодувы.
- Что же тут непонятного? — высказала свои соображения Крольчиха Белошвейка. -
Ведь царь приказал отварить все двери, и дома остались без дверей. А возможно похОло-
дание...
- Я был о нем худшего мнения, - публично раскаялся Шляпных Дел Мастер.
И все облегченно вздохнули.
Алине не терпелось их переубедить, сказав, что Мостовой просто неграмотный про-
хвост. Но она успела лишь произнести:
- Прохвост...
- Вы что-то хОтели сказать про хвост? - спросила одна из Шпанских Куриц. - Про мой
хво
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!