Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Алина в Царстве Существительном

2020-08-21 248
Алина в Царстве Существительном 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Алина в Царстве Существительном

Как Алина стала учительницей.

     Однажды Кот Ученый прИгласил к себе Алину и скАзал: "Алина, ты уже бОльшая девочка, и я знаю, что ты любишь учить дЕтей. Так вот, за речкой открылась новая школа, и ты будешь там учительницей".Всю ночь Алина от радости не спАла и чИтала "Грамматику русского языка". Утром она сделала строгую прическу, надела очки, длинную юБку и пошла в школу.Но добраться до школы окАзалось не так просто.

Встреча с именем    существительным.

 

    Мир за пОрогом ее цвЕточного домИка как-то странно измЕнился. Над речкой клубились высокие Тумановые Джунгли, а на бЕрЕгу сИдел непОнятного вида стАричок. БО-

рода у стАричка была переплетена цвЕтами и покрыта туманом, а в руках он дЕржал

большие сЕребрЯные ножницы. Надо заметить, что он не просто дЕржал ножницы. Он

щелкал ими у самой вОды и отрезал клубочки тумана.

     - Доброе утро! - скАзала Алина, порАвнявшись со стАричком, и, не дожИдаясь ответ-

ного прИветствия, спрОсила: - А зачем вы ножнИцами пустоту режете?

     - Разве это пустОта? - возразил стАричок, отгОняя от себя отрезанные клубочки тума-

на. - Это мАтерия.

     - Какая же это мАтерия? - засмЕялась Алина и потрогала складочку на юБке. - Вот то,

из чего юБка сшита, мАтерия...

     - А я не так думаю, - тряхнул головой стАричок, и с бОроды его посыпался дождь из

разноцветных цветочных лЕпЕстков. - Все на свете - мАтерия. Вот облАка упали на зем-

лю и превратились в Тумановые Джунгли. А я их подстрИгаю, чтобы не пустили корни.

     - Вы шутите, - шИроко раскрыла глаза Алина, - у облАков нет корней!

     - А как ты считаешь, облАка - это слово? - поинтерЕсовался стАричок.

     - Слово, - соглАсилась Алина.

     - А у всякого слова есть корень, - мудро подметил стАричок. - А если много облАков,

то это уже много-много корней. И представь себе, что все они войдут в землю! Тогда зЕм-

ля покроется Тумановыми Джунглями, а у неба будет потерянное лИцо. Как же небу без

облАков? Ведь оно их потеряет...

     Алина представила себе небо без облАков, землю в Тумановых Джунглях, и получился

совсем непонятный мир, от которого в гОлОве все перепуталось.

     СтАричок еще раз щелкнул сЕребрЯными ножницами, подул на отрезанный клубочек

тумана и дружелюбно сказал:

     - Для ясности надо познАкомиться. Вот ты - кто?

     - Я - учительница, - гордо вскинула гОлОву Алина.

     - Ну, прежде всего, - загадочно усмехнулся стАричок, - ты - существо. Значит - имя су-

ществительное.

     Алина даже растЕрялась от столь неожиданного знакомства и, сняв Очки, протерла за-

туманенные стеклышки.

     - Тогда и вы тоже имя существительное?

     - И я тоже, - соглАсился стАричок. - Как учительница ты дОлжна знать, что все пред-

меты на земле, видимые и невидимые, - это существа...

     И тут Алина сразу вообразила свой первый урок в школе.

Уроки Алины.

Кто? Что?
СТАРИЧОК ОБЛАКО

 

     Это существа, потому что они существуют. А все, что существует - имя существитель-

ное.

 

                                        ***

                                   ОБЛ..КОТИТЬСЯ

                                      А или О?

 

     Не гадай. У каждого слова есть корень.

     Какой корень у слова ОБЛ..КОТИТЬСЯ: ОБЛАКО или ЛОКОТЬ?

 

                                        ***

                                     СТ..РИЧОК

                                      А или О?

 

     Не надо угадывать. Измени слово так, чтобы безударная гласная оказалась под ударени-

ем.

                                      СТАРЫЙ

 

     Найди в тексте слова с безударными гласными и проверь их ударением.

Воображаемый урок Алины с именем существительным.

 

     - Ребята, оглянитесь вокруг! Что вы видите? Правильно, вы видите предметы. Картина.

Окно. Туман за окном. Река. Да и вы сами. Все это существа. Они самые главные в нашей

речи. И у них есть общее название - имя существительное. А есть то, что вы не видите?

     - Конечно, есть!- согласились ребята.

     - Назовите мне эти невидимые существа! Правильно! НастрОение. Радость. Шорох...

Нарисуйте мне существа видимые! Замечательно! Коза. Улыбка. Зонтик...

     А теперь - невидимые! В чем ходит РАДОСТЬ? Где гуляет ШОРОХ? Как выглядит НА-

СТРОЕНИЕ?

     Все эти предметы, все эти существа умеют что-то делать. Но их действия - это уже дру-

гая часть речи. О ней мы поговорим позже...

Уроки Алины.

 

     Кто? Что? - вопросы именительного падежа.

     Этот падеж обозначает только название предмета. СТАРИЧОК - существительное. Но и

К СТАРИЧКУ это тоже существительное, только в другом падеже.

     Падежи нужны для того, чтобы строй слов в предложении был правильным. Ведь мы не

скажем: «Глаза У СТАРИЧОК были синими». А как скажем?

     Значит, существительное надо изменить - подобрать к нему нужный вопрос: у кого? У

СТАРИЧКА. Это уже родительный падеж. Всего падежей - шесть. И к каждому есть свои

вопросы.

     Но о них позже. А пока выпиши из главки существительные только в именительном па-

деже.

Как Алина сбивается с пути.

 

     Алине захОтелось как можно скОрее провести свой первый урок, и она заторопилась.

Но найти в тумане мостик через реку было очень трудно. И она спросила у старичка с се-

ребряными ножницами:

     - А вы не знаете кОроткий путь на тот берЕг?

     - Короткий? ~ отрезал еще один клубочек тумана старичок. - Трудно сказать. В тумане

все расширяется. И что сначала кажется ясным, потом становится туманным. Но ты по-

строй мостик из однокорЕнных слов и попадешь в Царство Существительное. А там до

другого берега - рукой подать!

     Алина поблагодарила старичка, нырнула в Тумановые Джунгли и на хОду стала состав-

лять мостик из однокорЕнных слов. Мостик выглядел так:

 

     МОСТ,

      МОСТОЧЕК,

       ПОДМОСТКИ,

        МОСТОВАЯ,

         МОСТОВОЙ…

 

     Тут Алина понЯла, что ошиблась. Перепутала постового с мостовой. Но было уже

позДно, потому что появилось на свет новое существительное – неологизм. Существо не

имело определенной формы и выглядело очень непонятно. Оно посмОтрело на учитель-

ницу и взмахнуло регулировочной палочкой.

Уроки Алины.

 

      Составь несколько однокоренных слов со словом ДОРОГА. Подчеркни корень в каж-

дом слове.

     Корень - это та часть слова, которая не изменяется. Только согласные на конце корня

иногда меняются. Например: ПИРОГ - ПИРОЖОК. Чередуются Г и Ж.

     Есть словарные слова, которые никак нельзя проверить.

     Например: НОЖНИЦЫ. Такие слова надо искать в словаре и запоминать.

Есть ли в прочитанной главе еще какие-нибудь словарные слова?

     БЕРЕГ, БЕРЕЖОК, ПОБЕРЕЖЬЕ, БЕРЕГОВОЙ

     Подчеркни корень.

Уроки Алины.

 

     СОЛНЦЕМАРИНА, ПАРОХОД

     Сложным называется слово, которое сложено из двух разных слов. Соединительные

гласные Е и О.

     МАРИНА - имя собственное. Оно принадлежит только лично Марине.

     ДЕВОЧКА - имя нарицательное. Так называют всех девочек.

     Найди проверочные слова: СТ..КЛО,..КНО, З..ВУТ.

     Выпиши из текста словарные слова: КОРИДОР, РЕБЯТА. Есть ли еще словарные слова

в этой главке?

     Выпиши существительные в именительном падеже. Вспомни, на какие вопросы отве-

чают существительные в именительном падеже?

     КТО? ЧТО?

Мостовой и фигурки неопределенной формы под деревом
с тяжелыми плодами.

 

     Алина огляделась вокруг. Место, где она находилась, было каким-то неопределенным:

ни небо, ни земля, ни вода…

     Вдоль узенькой дорожки, клубясь и завиваясь, росли облака.

     - Странно, нигде никого нет, - растерянно произнесла Алина и тут же задумалась. - А

как правильно написать: НИгде НИкого или НЕгде НЕкого?

     Правило о том, что безударные гласные надо проверять ударением, сюда не подходило,

потому что менялся смысл.

     Облака, отдаленно напоминающие деревья, стали путать размышления Алины своей

песенкой:

 

НИгде не ищи, если НЕгде искать.

Не жди НИкого, если НЕкого ждать.

 

     Песенка повторилась несколько раз и, вслушиваясь в нее, Алина поняла подсказку: Е —

всегда под ударением, а там, где ударение падало на конец слова, по смыслу напрашива-

лось И. Получалось: НИгде - отрицательное наречие и НЕгде - отрицательное; НИкого -

отрицательное местоимение и НЕкого - тоже отрицательное, но уже с приставкой НЕ.

Значит, все дело в ударении.

     Пока Алина думала, прямо перед ней совсем неожиданно предстал Мостовой. Форма, в

которую он был одет, выглядела очень странно. На голове как-то нелепо сидела милицей-

ская фуражка с полуоборванным козырьком. В руке дергалась полосатая палочка, похо-

жая на кошкин хвост, а вместо форменных брюк и сапоГ грОмыхали кое-как слепленные

друг с другом булыжники. Мостовой грОхотал ими, вышибая искры, и грозно сердился.

     - Ты едешь не по правилам! - закричал он идущей навстречу девочке.

     - Я не еду, а иду, - поправила его Алина. - Вы неверно подбираете глАголы.

     - Это ты неверно подбираешь слОва! - еще громче закрИчал Мостовой. - Сейчас я пре-

вращу тебя в булыжник!

     - Прежде чем кричать, - попробовала смутить его Алина, - вы должны хотя бы знать:

кто вы есть и какие у вас права?

     Мостовой в самом деле смутился и пожал плачами:

     - Я - НЕКТО.

     - А что у вас и руке? - спрОсила Алина, взглядом показывая на пОлОсатую палочку-

кошкин хвост.

     - НЕЧТО... - глупо ответил Мостовой и взмахнул рукой. И все получилось не как надо.

Палочка изОгнулась, зашИпела и, выпустив коГти, прыгнула на дерЕво-недерево, которое

рОсло вверх тормашками, то есть вверх кОрнямп. С кОрней свИсали продолговатые, за-

остренные к низу плОды.

     - Как упадем! Как ударим! - шумели плОды, но не падали.

     - Кому это вы угрожаете? - рассердилась Алина.

     Но тут увидела внизу множество занятных фигурок. Они дрОжалн под деревом и бОя-

лись совсем исчезнуть.

     - Зачем вы здесь стоите? - закрИчала Алина фигуркам неопределенной внешности. -

ПлОды в любую мИнуту могут сорваться вниз и ударить вас!..

     - А нам стоять больше НЕГДЕ, - ответили фИгурки, - вот и стоим под ударением...

     - Мостовой! - позвала Алина. - Разве вы не видите, они стоят под ударением! Это опас-

но! Освободите их! ВеДь это вы вИноваты... Если бы вы случайно не появились па мос-

ту...

     - Достаточно обвИнять других! - грОмыхнул сапогом Мостовой и налепил себе на мун-

дир пару выбитых булыжников, - Все это сотвОрила твоя невнимательность.

     Где-то в душе Алина понимала, что прежде всеГо вИновата ее невнимательность, со-

твОрившая Мостового. И теперь девочка-учительница думала, как все исправить. Прежде

всего ей пришло в голОву, что Мостового надо сбить с толку. Тогда он бестОлково рас-

сыплется по зЕмле и станет обычной грудой булыжников. А чтобы кого-нибуДь сбить с

толку, лучше всего задать неожиданный бестОлковый вОпрос.

     - Простите, - обратилась Алина к Мостовому, - а у вас случайно нет красниковой резин-

ки?

     - Ты хочешь меня зарезинить? - закричал Мостовой. - Не выйдет! Сейчас я тебя и без

красниковой резинки превращу в неопределенное местоимение.

     - Ну и как ты меня без красниковой резинки в него превратишь? - вызывающе-

насмешливо поесмОтрела на Мостового Алина. В общем-то она была не из пугливых де-

вочек.

     - Просто! - взвизгнул разъяренный Мостовой. - Ударю палкой, и ты окажешься под уда-

рением!

     Алина быстро сообразила, что делать. Она первая подпрыгнула, выхватила из рук Мос-

тового пОлОсатую палочку-кошкин хвост и тут же опустила эту палочку на голову Мос-

тового. Конечно, не просто опустила, а ударила изо всех сил...

     Под дерЕвом-недеревом на одну фигурку неопределенной формы стало больше. Фигур-

ки по-прежнему дрОжали, боясь совсем исчезнуть.

     - Не стойте под ударением! - предупредила их Алина.

     - А нам стОять больше НЕГДЕ, - ответили неопределенные существа, - вот и стОим се-

бе под ударением...

     - Но кто же вы? - в отчаянии спрОсила Алина.

     Ей казалось, что она опять опаздывает на урок, а дОрога в Царство Существительное

потерялась...

     - Неужели не ясно? - с безразличием в голосе ответили фИгурки. - Мы все здесь - НЕК-

ТО и НЕЧТО.

     - А чем вы занимаетесь?

     - СтОим себе под ударением, и заниматься нам больше НЕЧЕМ.

     В гОлОве Алины туг же созрел план действий. Она подумала, что если снимет с дерева

все плОды, которые могут ударить по фИгуркам, то сразу избавится от неопределенных

местОимений и выйдет на дОрогу к именам существительным. Забыв про то, что учитель-

ницы не лазают по дЕревьям, она с ловкостью кошки взобралась на дерЕво-недерево с

торчащими вверх кОрнями и сорвала с него все ллОды. ПлОдов набралось - полный по-

дол!

     - Ну все, - обрадованно вздОхнула Алина и спустилась вниЗ. Она вывалила плОды на

землю и с радостью сообщила неопределенным местОимениям:

     - Все! Я освободила вас от ударения!

     - Ну и напрасно, - услышала она вместо благОдарности. И тут же заметила, что НИГДЕ

НИКОГО нет.

Уроки Алины.

 

Урок на сообразительность

 

     Выпиши из главки слова, которые обозначали фигурки, стоящие под деревом с тяже-

лыми плодами. Плоды падали им на голову и ударяли. Значит, фигурки стояли под ударе-

нием. Какие это слова?

     Можно ли увидеть фигурки, которые убрали свои головы из-под ударения? Какими

словами они обозначены в главке?

     Нарисуй свое дерево с тяжелыми плодами, а под ним - шесть фигурок.

     НЕкто НЕчто НЕкому           НИкто НИчто НИкому

       НЕчему НЕкем НЕ чем         НИчему НИкем НИ чем

     Почему в одном столбике все слова начинаются с НЕ, а в другом с НИ? Есть ли здесь

какая-то загадка?

     Догадайся по смыслу, в каком столбике находятся два неопределенных местоимения, а

в каком - только отрицательные?

     А теперь открой свой учебник и прочти в нем все про местоимения.

Уроки Алины.

 

Урок на сообразительность.

     

                   НИкак

     Негде    НИгде

     НЕкуда   НИкуда

     НЕоткуда НИоткуда

     НЕкогда  НИкогда

     Нарисуй под деревом с плодами еще четыре фигурки. Словами из какого столбика ты

их обозначишь?

     В этих двух столбиках - наречия. Рядом со вторым столбиком напиши в третий столбик

те же слова, только без приставки НИ, и ты узнаешь, на какие вопросы отвечает часть ре-

чи наречие. Какие это вопросы?

     На самом деле ни местоимения, ни наречия не превращаются из неопределенных в от-

рицательные. Так только в сказке бывает. Но в каждой сказке есть доля правды. Надо ска-

зать, что на слух неопределенные и отрицательные местоимения различаются с помощью

ударения.

     НЕкто - НИкто

     НЕчто - НИчто

     Теперь объясни, почему в первом столбике у наречий приставочка НЕ, а во втором -

   НИ.

     Идти нам НЕкуда, и мы НИкуда не идем…

     Придумай еще три примера, где в одном предложении встречаются два наречия. Только

одно из них - с приставкой НЕ, а другое - с НИ.

В пристанище звуков.

 

     - Е можно найти в Пристанище Звуков, - услышала Алина совсем рядом и чуть было не

наступила на чЕрЕпаху.

     - Че, - представилась черепаха и протЯнула Алине правую переднюю лапу.

     - Вас так зовут? - утОчнила Алина и тоже протянула чЕрЕпахе правую руку.

     - Естественно, - сказала чЕрЕпаха и прикрыла глАза.

     - Ну, а я - Алина.

     - Знаю, - сказала Че. - Не тЯни время за хвост, поехали! - И она подставила девочке-

учительнице свой панцирь.

     Тут Алина заметила, что панцИрь похож на географическую карту. Только на карте

этой обозначались не горы и дОлины, а граничили друг с другом территории частей речи.

В центре панциря самое большое пространство занимало Царство Существительное. По

обеим стОронам этого царства расположились еще две бОльшие территории - слева Цар-

ство Прилагательное, справа - Царство Глагола. Дальше было еще множество всяких гра-

ниц, но Алина не успела их разглядеть. Че, как ледокол, врезалась в густой туман и при-

чалила к каменному уступу, вдоль которого на тонких стебельках дрОжали разноцветные

шАры воздуха.

     - Все, приехали, - сказала чЕрЕпаха. - Пристанище Звуков.

     Едва Алина слезла с чЕрЕпахи, как ее тут же облепили крохотные звенящие существа.

Они забирались под очки, прыгали по ресницам, щекОтали кОленки...

     - Отстаньте от меня! - отмахивалась Алина от звуков, но они не отставали и все время

сливались в одно слово:

     - Урок! Урок!..

     - С ними надо провести урок, - подсказала Че.

     - Со звуками - урок? - удивилась Алина.

     - Да, - настаивала на своем Че, - они очень любознательные. Это с них все начинается.

Весь мир переполнен звуками. Они летают в воздухе, словно прозрачные пчелы, потом

сплетаются в созвучья. Созвучья соединяются в слОва, а слова разделяются на части ре-

чи...

     Че легла на бок и представила невидимым ученикам для обозрения свой панцИръ с рас-

положением частей речи. Алина взЯла указку и обвела территорию Царства Существи-

тельного.

Уроки Алины.

 

     ПАНЦИРЬ ЦЫПЛЕНОК

     После Ц всегда пишется И. Кроме:

     а) ЦЫПЛЕНОК, ЦЫГАН, НА ЦЫПОЧКАХ, ЦЫП-ЦЫП, ЦЫКНУЛ;

     б) на конце слова: УЛИЦЫ, КУРИЦЫ, КУНИЦЫ, СИНИЦЫ, СЕСТРИЦЫ;

     в) когда слово отвечает на вопрос: чей?

КУНИЦЫН, СЕСТРИЦЫН, КУРИЦЫН, СИНИЦЫН.

     Буква - это значок, которым обозначается 3ВУК.

     Найди проверочные слова: УТ..ЧНИТЬ, ГЕОГР..ФИЧЕСКАЯ, ОБОЗН..ЧАЛИСЬ,

РАЗГЛ..ДЕТЬ, З..ЛЕНЫЕ, СТ..БЕЛЬКИ, ОБЛ..ПИЛИ, ОТСТ..ВАЛИ, СЛ..ВАЛИСЬ.

     Выучи словарные слова: ТЕРРИТОРИЯ, КОЛЕНКИ, ЧЕРЕПАХА.

Уроки Алины.

 

     Кто? ЛЕВ - существо, существительное.

     Какой? ФОНАРНЫЙ - прилагается к существу, прилагательное.

     Что делает? СЪЕДАЕТ - действие существа, глагол.

     Что? ФОНАРИ – существительное.

     Найди проверочные слова: ЗВ..НОК, ОЗН..АЕТ, СМ..ТРИТЕ, ЗАКР..ЧАЛИ, УД..ВИ-

ЛАСЬ, ПОК..ЗАЛОСЬ.

     Найди корень в слове ПОЛЕТ и придумай несколько однокоренных слов.

     Запиши словарное слово: ФОНАРЬ.

Портной отрезает волну.

 

     За тростниковой стеной находился край острова, край Пристанища Звуков. На краю

острова у самой вОды сидел пОртной. ПОртной ловко чикал ножницами и зачем-то отре-

зал волны.

     - Что это вы делаете? - кинулась к нему Алина.

     - Как видишь, - не прекращая работу, ответил пОртной, - ищу изображение звука В.

По-моему, он скрывается в вОлне... Вот вОлна катится, катится... Длинная такая. Тебе не

надоело ждать, когда она закончится?

     - Надоело, - согласно кивнула Алина. Она не заметила, как от нетерпения забрела в во-

ду, и теперь ее длинная мокрая юбка запуталась в нОгах и хОлОдила кОленки. И очки ку-

да-то по вОлне понеслись. Да-да, это вОлна поднялась вверх и сорвала с Алины очки,

чтобы она очень-то не разглядывала. Волнам, особенно длинным, не всегда нравится, ко-

гда их разглядывают.

     - Вот и мне надоело, - сказал пОртной. - Сейчас я эту вОлну - чик! И готово! Смотри,

какая короткая, всего два бугОрка. Вот и получился мой любимый звук И. Вернее, его

изображение. Стоит только трОстинку слева приставить...

     - Здорово! - восхитилась Алина. - А ну-ка и я попробую!

     Она взяла у пОртного ножницы и тоже отрезала вОлну всего в два бугОрка.

     - Чистая работа! - похвАлил пОртной. - Какая точность!

     - Волшебство, - умываясь отрезком вОлны, сказала Че, и на ее сморщенных щеках из-

под стекающих брызг проявился зОлОгистый румянец.

     - В! В! В! - запрыгал над трОстником только что появившийся на свет звук. - Празднуем

мой день рождения!

     - А вы не мОгли бы мне звук Е найти? - спрОсила Алина у пОртного.

     Но пОртной почему-то сник. Снял с себя фартук, закопал в песок ножницы...

     - В слове ВОЛНА нет звука Е, - сказал он очень усталым голОсом. - Ищи его в другом

месте. И вообще, каждый сам должен отыскивать происхождение нужной буквы...

     - Не сердись, - шепнула чЕрЁпаха Алине, - он переутОмился. Всякая работа требует

внутреннего напряжения... Пойдем в клАдовую острова! Там найдется что-нибудь подхо-

дящее.

Уроки Алины.

 

     ПО-МОЕМУ, ПО-ПРОСТОМУ, ПО-ЛИСЬИ, ПО-НЕМЕЦКИ, ПО-АНГЛИЙСКИ

     Слова, оканчивающиеся на ОМУ-ЕМУ, СКИ-ЦКИ, ЬИ, с приставкой ПО пишутся через

дефис.

     Подбери проверочные слова: В..ЛНА, ВЗД..ХНУЛ, КЛ..ДОВАЯ, БУГ..РОК,

ВОЛШ..БСТВО, С..РДИТЫЙ.

     Поищи в главке словарные слова: П..РТНОЙ. А еще?

Уроки Алины.

 

     Гласные буквы обозначают звуки, у которых есть голос:

А, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, И.

     Согласные буквы - это те, которые соглашаются с гласными, образуя слог.

     Одни согласные - звонкие, другие – глухие:

Б-П, Г-К, Д-Т, 3-С, Ж-Ш, В-Ф;

Ц, Ч, Щ, X - глухие;

Л, М, Н, Р - звонкие.

     В некоторых словах звонкие и глухие согласные можно перепутать, например: ЛО-

ШАДЬ.

     Чтобы не ошибиться в написании звонкой или глухой согласной, надо изменить слово

так, чтобы за согласной стояла гласная: ЛОШАДЬ - ЛОШАДИ, ПЛОЩАДЬ - ПЛОЩАДИ.

     Придумай еще подобные слова.

     Есть согласные непроизносимые: СЕРДЦЕ - СЕРДЕЧКО.

     Слово ЛЕСТНИЦА нельзя проверить. Его надо запомнить.

Урок с лестницей.

 

     - Алина Львовна! Алина Львовна! Зачем вы с лесТницей ходите?

     Тут только девочка-учительница понЯла, что она уже не в Тумановых Джунглях, а в

своем классе, ходит по этому классу взад-вперед в обнимку с лесТницей.

   - Ничего особенного, - сказала Алина, легко приподняв лесТницу, как какую-нибудь

куклу, - я вам принесла новый предмет, новое имя существительное. В лесТнице жИВет

много разных слов. Давайте их разглЯдим!

     Тут Лев соскочил с места и подхватил лесТницу:

     - Алина Львовна, - сказал он, - раз в лесТнице много разных слов, значит, она тЯжелая,

и я вам помОгу ее держать.

     - И я помогу! - соскочила со своего места отзывчивая Марина.

     - И я! - закричали другие ученики. И все стали носиться с лесТницей по классу, сгиба-

ясь под тяжестью разных предметов, которые получались из букв, содержащихся в слове

ЛЕСТНИЦА.

     - В ЛЕСТНИЦЕ живет ЛЕС! — сказал Лев, и все тут же согнулись под тяжестью ЛЕСА,

который внезапно вырос на деревянных перекладинах.

     - Скорей придумайте что-нибудь новое! - испугалась Алина, - а то мы все сейчас надор-

вемся!

     - СЕТИ! — выкрикнула Екатерина.

     Лес исчез, но зато весь класс вместе с лесТницей тут же запутался в длинных рыбацких

сетях. Пытаясь выпутаться, ребята смеялись, визжали и запутывались еще больше.

     - Новое! Новое! - кричала Алина. Она тоже барахталась в сетях, будто и не была учи-

тельницей.

     - СЕНИ! - выкрикнул скромный мальчик, которому очень нравилась Марина.

     И все оказались в длинных сенях, где витали запахи сушеных грИбов, малины, парного

мОлОка... Конечно, это были сени в деревенском доме. И совсем не хОтелось отсюда вы-

хОдить. Но кто-то нашел новое слово и поспешил сказать его вслух:

     - ТЕНИ!

     И все стали легкими-легкими... Даже лесТница превратилась в собственную тень и по-

неслась за другими тенями. Тут еще ветер разыгрался и унес тени далеко-далеко, в страну

ФОнарного Льва.

     Это была страна из другого мира. Все здесь казалось зыбким и дрОжало оттенками, от-

блесками, мерцанием на серебряных листьях, расплывчатыми фонарными столбами без

фОнарей... Где-то в глубине этой страны плакал ФОнарный Лев. Ему было жалко съеден-

ных фОнарей... Тени плыли беззвучно, таинственно, словно стая лунных пылинок. Над

каждой тенью покачивался дрожащий фОнарь. Тень лесТницы придвинулась к тени фО-

нарного столба, и тень Алины забралась по ней наверх. Тень вернула фОнарному столбу

его сияющий от счастья фОнаръ.

     Так же поступили остальные тени. И уже должно было случиться что-то такое...

     Но кто-то произнес новое слово:

     - ТАНЕЦ!

     И ребята закружились на огромной танцплощадке, размером в половину земного шара.

И все было так хорошо, но у Марины закружилась гОлОва, и она опять произнесла слово,

которое уже было:

     - СЕТИ!

     И весь класс снова забарахтался в сетях. На шум прибежал рассерженный директор и

строго спросил:

     - Почему вы так крИчите?

     Но тут же сам запутался в сетях, да еще его слегка ударило лесТницей.

     - Спаси нас, Солнцемарина! – прошептала девочка-учительница, повернувшись к окну.

И все исчезло.

Уроки Алины.

 

     Чтобы не ошибиться в написании глухих и звонких согласных в корне, слово надо из-

менить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный.

Подбери проверочные слова:

                                           СЕТКА - СЕТОЧКА

 

                                           ЛЕГКАЯ -

                                          СЛАДКАЯ -

 

                                          ГЛАДКАЯ -

                                            БЕРЕГ -

 

     Измени слово так, чтобы непроизносимая согласная стала произносимой:

                                      ЖАЛОСТЛИВАЯ - ЖАЛОСТЬ

                                       ГИГАНТСКИЙ -

                                          ЧЕСТНЫЙ -

 

     Найди проверочные слова:

                                      ВЫКР..КНУЛА - КРИК

                                         В..ЗЖАЛИ -

                                     ДЕР..ВЕНСКИЙ -

                                    ТАИЦПЛ..ЩАДКА -

                                          З..МНОЙ -

 

     Выпиши из трех последних главок все словарные слова: ДИРЕКТОР, ЛАДОНЬ,... И дру-

гие.

Как Фавн помогает Алине.

 

     По камешкам застучали кОпытца, и из Тумановых Джунглей вышел Фавн. Несмотря на

свою кОзлиную бороду, Фавн выглядел очень симпатично. Правда, под мышкой он дер-

жал зубастую ножовку, что очень испугало Алину. Ей даже захОтелось спрятаться под

черепаший панцирь.

     - Но-но, - остановила ее Че, - будешь так трястись, начнется землетрясение.

     - Здравствуйте, девочки! - приветливо сказал Фавн и подошел к Алине.

     - Здравствуйте, - сдерживая страх, сказала Алина. - Только зачем вы с нОжовкой при-

шли?

     - А, - засмеялся Фавн, вытаскивая ножовку из-под мышки, - это в знак благодарности.

Ты помогла мне попасть в необыкновенную историю, а я помогу тебе распилить лесТни-

цу.

     - Спасибо. Только зачем распИливать лесТницу? - удивилась Алина.

     - Буква Е, которую ты ищешь, живет в распиленной лесТнице, - пояснил Фавн и быстро

распилил лесТницу

     Получились две симпатичные буквы Е, потому что лесТница состояла из трех перекла-

дин.

     - Вот, - сказал Фавн, протягивая Алине Е, - как раз под ударением. Своим ученикам мо-

жешь задать вопрос: «Какие еще звуки живут в распиленной лесТнице?»

     Алина ничего не успела ответить, потому что и Фавн, и чЕрЕпаха сразу исчезли, а сама

она оказалась под деревом-недеревом с плОдами-ударениями, под которым дрОжали су-

щества очень неопределенной внешности. Алина больше их не жАлела, потому что неоп-

ределенные местоимения сами выбрали себе такую жизнь, которая им даже нравилась.

НЕКТО и НЕЧТО хОдили в обнимку и распевали песенку:

 

НЕКТО и НЕЧТО

Пошли на почту.

НЕКТО и НЕЧТО

Залезли в конверт.

Сказать было НЕЧЕГО,

Писать было НЕЧЕМ,

НЕКТО и НЕЧТО

Спалили конверт.

А все было ночью.

  Привет!

 

     Алина поняла, что эта приветственная песенка посвящена ей в знак благодарности от

неопределенных местоимений. Естественно, что и песенка звучала неопределенно, и бла-

годарность в ней тоже была неопределенная. Но что можно ожидать от неопределенных

местоимений?

     Алина помАхала им платочком и побежала через мостик в Царство Существительное.

Но что за ужас ожидал ее в этом царстве!..

Уроки Алины.

 

     Найди в главке сложное слово, которое сложено из двух слов с помощью соединитель-

ной гласной.

     Подчеркни корни в сложных словах: САМОЛЕТ, ПЫЛЕСОС.

     Подбери проверочные слова:

                                       РАСП..ЛИЛ - ПИЛКА

                                      ЗАСМ..ЯЛСЯ -

                                        ПОМ..ГЛА -

                                      УД..ВИЛАСЬ -

                                         Ж..ЛЕЛА -

                                         Х..ДИЛА -

                                       ПОМ..ХАЛА -

     Найди в тексте неопределенные местоимения: НЕКТО, НЕЧТО... И другие.

Царь Мостовой приказал отварить двери!

 

     Все дОма в Царстве Существительном стОяли без дверей, а со двОров, словно кОсми-

ческие спутники, улетали в небо плотные клубы пара.

     Алина хотела войти в какой-нибудь дом, но не знала, как можно войти, не постучав-

шись в дверь. Дверей-то нигде не было... Наконец один-единственный домик с дверью она

все-таки увидела. Только собралась постучать, как две Шпанские Курицы сняли эту дверь

с петель.

     - Ни в коем случае! - закудахтали курицы наперебой, оттаскивая от Алины дверь. - Мы

и так забегались, позже всех выполняем приказ. Вот, читайте! - и они протЯнули Алине

бумажку, на которой кривым почерком было написано: «Немедленно всем отвАрить две-

ри и проветрить дОма! Царь Мостовой».

     Шпанские Курицы уже развОдили огонь и опускали только что сорванную с петель

дверь в чан с водой.

     - Не надо! - попыталась остановить их Алина. – У приказа иной смысл. Царь Мостовой

приказал всем отвОрить двери, чтобы проветрить дОма. В слове ОТВОРИТЬ он перепутал

корень. ОтвАр и затвОр - не одно и то же...

     - Мы выполняем то, что написано, - сказали Шпанские Курицы, опуская двери в кОтел.

- А то, что здесь написано, всякой курице ясно. И никаких кОрней!

     - Но ведь надо и о смысле думать, - попробовала убедить их Алина.

     - Что вы хОтите этим сказать? - подозрительно покосились на Алину хозяйки дома.

     А за забором уже топорщились и шевелились на ветру длинные усы разного калибра.

Как будто там, за забором, был усатый пАлисад.

     Усы перемахнули через забор и громко закричали:

     - Это оскорбление чести и достоинства царя Мостового! Взять ее!

     Алине скрутили руки за спину и повели... Шпанские Курицы сочувственно кудахтали

вслед.

Уроки Алины.

 

     ОТВОРИТЬ дверь. Корень ТВОР: заТВОР, сТВОРка.

     ОТВАРИТЬ мясо. Корень ВАР: ВАРка, наВАР.

     В словах КУРИЦ.., УЛИЦ.., после Ц пишется И или Ы? Почему?

     Найди корень в слове ЗАКРИЧАЛ. Придумай несколько однокоренных слов.

Яства – строго обязательны!

 

     Алину привели к Мостовому, но тот не обращал на нее никакого внимания. Мостовой

сИдел в беседке дворцового сада с салфеткой на шее и с вилкой в руке перед пустой тА-

релкой.

     На стене беседки висел новый указ: «ЯВства строго обязательны!»

     Конечно, Мостовой имел в виду яства. И в ожидании вкусного обеда он улыбался. Но

тут к беседке дворцового сада повалили жители Царства Существительного. Каково же

было возмущение Мостового, когда он не увидел в руках посетителей серебряных подно-

сов, ломящихся от яств, то есть вкусной еды.

     - Где мой обед? - кричал Мостовой, жуя салфетку и бешено колОтя вилкой по тарелке.

     - Но в указе ничего не сказано про еду, - удивился Шляпных Дел Мастер. - Там написа-

но ЯВСТВА. Это значит: ЯВИТЬСЯ, ЯВКА, ЯВЬ. И в Царстве Существительном все это

знают. Указ надо было написать так: «Яства строго обязательны!». И тогда мы все при-

шли бы к вам с яствами на серебряных подносах.

     Мостовой от негодования не в силах был гОворить. Он визжал и царапал на уцелевшем

уголке салфетки следующий указ: «Всех - в дом презрения!».

Уроки Алины.

 

     ЯСТВА, ЯВСТВОВАТЬ

     Не путай эти слова! Они имеют разные значения: ЯСТВА - это вкусная еда.

ЯВСТВОВАТЬ - это ЯВЛЕНИЕ, ЯВЬ, ЯВКА, ЯВИТЬСЯ.

     Например, выражение: «Отсюда явствует». Это значит - становится яВным, очевидным.

     НИКАКОГО - это отрицательное местоимение или неопределенное?

     НИКАКОГО, НИКОГО, НИЧЕГО

     В окончании никогда не пиши В вместо Г.

     В слове ОБЕД почему на конце Д, а не Т? Как проверить?

     Найди проверочные слова:

                                          УЦ..ЛЕВШИЙ - ЦЕЛЫЙ,

                                             В..ЗЖАЛ -

                                            Г..ВОРИЛ -

     Запомни словарные слова: БЕСЕДКА, ТАРЕЛКА.

Дом призрения.

 

     Прочитав указ, верноподданные Мостового с почтением пригласили всех посетителей в

левое крыло дворца. Там были очень хорошо меблированные комнаты, уютные гостиные.

Верноподданные исполняли то, что было написано в указе. Ведь ПРИЗРЕНИЕ означает

ПРИЮТ. Мостовой, конечно, имел в виду ПРЕЗРЕНИЕ, что значит ПРЕЗИРАТЬ.

     Алину повели в левое крыло дворца вместе со всеми, поскольку в указе так и говори-

лось: «Всех - в дом призрения!».

     Две Шпанские Курицы, Шляпных Дел Мастер, три Брата Стеклодува, Крольчиха Бело-

швейка и Алина попала в одну очень уютную комнату с голубыми шелковыми пОртьера-

ми, белыми кОлоннами и кустами роз в мраморных вазах. Получившие приют рассели-

лись на пуховых дИванах с атласной обивкой и некоторое время прихОдили в себя от не-

виданной красоты.

     Первой высказала свои чувства Крольчиха Белошвейка:

     - Ах, наш новый царь - просто душечка! Даже в негодовании он дал нам такой приют.

Какая делИкатность! Какое великодушие!..

     - Да-да! — закудахтали Шпанские Курицы. – Это к перемене погоды.

     - А при чем тут пОгОда? - переглянулись Братья Стеклодувы.

     - Что же тут непонятного? — высказала свои соображения Крольчиха Белошвейка. -

Ведь царь приказал отварить все двери, и дома остались без дверей. А возможно похОло-

дание...

     - Я был о нем худшего мнения, - публично раскаялся Шляпных Дел Мастер.

     И все облегченно вздохнули.

     Алине не терпелось их переубедить, сказав, что Мостовой просто неграмотный про-

хвост. Но она успела лишь произнести:

     - Прохвост...

     - Вы что-то хОтели сказать про хвост? - спросила одна из Шпанских Куриц. - Про мой

хво


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.396 с.