Развитие у подростков навыков противостояния негативному влиянию социума посредством коллективной творческой деятельности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Развитие у подростков навыков противостояния негативному влиянию социума посредством коллективной творческой деятельности

2020-08-21 99
Развитие у подростков навыков противостояния негативному влиянию социума посредством коллективной творческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Подростковый возраст трактуется как сложный и противоречивый этап становления личности, сопровождаемый количественными и качественными изменениями в различных областях. Большая часть изменений в самосознании подростка приходится на долю его самоотношения. Наряду с самопринятием, самообвинением это понятие включает в себя и самооценку. Это образование начинает закладываться еще в раннем детском возрасте, однако наиболее сложные изменения, в дальнейшем приобретающие относительно устойчивые черты, оно претерпевает именно в подростковый период. Поэтому так важно помочь подростку осознать ценность и неповторимость его личности, показать его лучшие качества и черты, его способности и возможности, способствуя тем самым становлению качественного другого уровня самооценки и уверенности в себе. С другой стороны, мы доказали, что эти две категории напрямую определяют уровень подверженности подростка влияниям социума. Мы предполагаем, что разработанный и апробированный нами комплекс коллективных творческих дел будет способствовать становлению адекватной самооценки подростков и уровню их уверенности в себе, что повлечет за собой коррекцию уровня подверженности влиянию.

Каждое дело построено так, что класс делится на две группы (кроме фестиваля). Одна группа готовит дело, другая группа является участниками подготовленного действия. Каждый раз участники меняются таким образом, чтобы каждый подросток побывал в обеих группах. Особое внимание уделяется подросткам с низкими показателями уровней самооценки и уверенности в себе.

В начале работы нам необходимо было сориентировать подростков на осознание целей предстоящей деятельности. Именно всей деятельности, а не одного мероприятия. Для этого нам показалось целесообразно провести классный час, где с подростками была проведена беседа. Подросткам были озвучены результаты исследования, заданы вопросы для обсуждения. По реакции подростков сразу было видно, кто заинтересовался данной проблемой, а кому это показалось очередной тратой времени. Некоторые заявили, что их данная проблема не касается. Несмотря на это, большая часть учащихся высказала желание принять участие в деятельности, способствующей формированию навыков противостояния негативному влиянию социума.

1. Вечер-размышление «Умей говорить НЕТ»»

Цель: получение дополнительных знаний о влиянии на наш организм алкоголя, никотина, ПАВ; отработка моделей поведения при отказе; поиск аргументации отказа.

При наборе инициативной группы для первого мероприятия возникли некоторые затруднения. Оказалось, что желающих быть организаторами не так уж и много и в основной своей массе - это подростки с высоким уровнем самооценки, уверенности в себе и низким уровнем подверженности влиянию. Но так как нам необходимо сделать акцент на подростках с другими показателями, пришлось заменить трех подростков с низким уровнем самооценки и высоким уровнем подверженности влиянию.

На этапе целеполагания необходимо было сориентировать подростков на постановку целей относительно всего класса, рабочей группы и непосредственно себя. Трудность возникла в постановке цели относительно себя. Данная деятельность потребовала в некотором роде самоанализа, в результате которого каждый подросток поставил перед собой индивидуальную цель.

На этапе планирования подростки осуществляли деятельность по написанию сценария, выделению основных моментов хода дела (тестирование, театр зарисовок, рынок аргументов). В зависимости от предпочтений и возможностей, подростки сами распределили обязанности, выбрали ответственных за направления деятельности. Наша деятельность заключалась в контроле за целесообразным и аргументированным распределением обязанностей.

При подготовке дела подростки занимались поиском информации, подготовкой теста и необходимого оборудования, подготовкой ситуаций для разыгрывания, поиском аргументов и антиаргументов, осуществлением репетиций. С нашей стороны осуществлялась помощь в поиске информации, консультирование, контроль за исполнением обязанностей. Существенной проблемой для подростков стал поиск аргументов, необходимых для обоснованного отказа от чего-либо. Это подтверждает ту мысль, что у подростков слабо развиты критичность мышления и аргументированность поведения в провокационных ситуациях.

В процессе осуществления происходил непосредственная реализация всех задумок и приготовлений. Особенно было значимо то, что подростки, на которых был сделан акцент, держатся достаточно уверенно, свободно владеют полученной вновь информацией и в доступной форме доносят ее до остальных членов коллектива. Среди второй группы подростков чувствовалась заинтересованность, увлеченность происходящим в зале. Возвращаясь к аргументам и антиаргументам важно отметить, что в процессе коллективного поиска результаты были существенно превосходящими. В процессе проигрывания заданных ситуаций среди подростков чувствовалась неловкость. Им было непросто сориентироваться в ситуации, выбрать ту или иную модель поведения.

При подведении итогов учащиеся были довольно активными, высказывали свои точки зрения, высказывали конструктивную критику и по достоинству оценили старания товарищей. Также было принято решение о проведении следующего дела.

2. Тематическая дискотека «А может - нет, а может - да?»

Цель: получение дополнительных знаний о влиянии на наш организм алкоголя, никотина, ПАВ; отработка моделей поведения в провокационных ситуациях, создание атмосферы, помогающей раскрыться каждому участнику дела.

Форма дела - тематическая дискотека - вызвала заинтересованность абсолютного большинства подростков. В инициативную группу захотели попасть подростки с разными показателями диагностируемых уровней.

На этапе целеполагания возникла аналогичная проблема: подростки не сразу смогли определить для себя, чего они хотят достичь в процессе подготовки и проведения порученного им дела.

Этап планирования отличался от предыдущего тем, что подростки проявили явную заинтересованность в осуществлении мероприятия. Написание сценария выявил скрытый литературный талант Даши К., которая возглавила процесс. Вопреки тому, что диагностика выявила у Даши низкий уровень самооценки и уверенности в себе, девушка держалась очень уверенно. Этот факт можно объяснить тем, что Даша занималась той деятельностью, в которой она могла показать свою уникальность, значимость, которая ей была действительно интересна.

Подготовка дела включала в себя написание плакатов для оформления зала, подбор соответствующей музыки, подготовку конкурсов и соответствующего реквизита, поиск информации

На этапе проведения мероприятия все подростки активно включились в предлагаемую деятельность. Это обосновывается интересной формой и содержанием дела.

При подведении итогов подростки выразили признательность организаторам дела, отметив заслуги каждого.

Форма следующего мероприятия была ненавязчиво предложена подросткам. Было решено провести акцию «Быть уверенным - это здорово».

3. Акция «Быть уверенным - это здорово»

Цель: формирование понятия об уверенном/неуверенном человеке, групповом давлении, формирование и отработка навыков уверенного поведения,

Постановка цели вызвала небольшие затруднения, связанные с категоризацией понятия групповое давление. Так как это ключевое понятие данного дела, перед нами возникла необходимость просветить подростков в доступной для них форме. После того, как учащиеся осознали данное понятие, проблема исчерпала себя.

На этапе планирования подросткам была предложена схема дела, которую они должны были расширить до полноценного сценария. Подростки занимались поиском информации в рамках понятий группового давления и категорий уверенность/неуверенность. Наша деятельность заключалась в оказании помощи при поиске информации, ее обработке и систематизации. Подростки высказали большую заинтересованность при разработке новых понятий. Надо отметить, что получив новые знания, они тут же перенесли их на себя. Подростки, пришедшие к выводу о своей неуверенности, с большим интересом ознакомились с материалами, дающими рекомендации для коррекции этого качества личности.

При проведении мероприятия материал заинтересовал и остальных подростков, дав пищу для размышления и активного применения полученных знаний на практике. Подростки с большим интересом включались в предложенные виды деятельности, открывая для себя новые возможности поведения. Хочется отметить, что подростки смогли найти огромное количество способов отказаться от предложенной сигареты, наркотика, алкоголя.

На этапе подведения итогов прозвучали высказывания всех подростков. Многие отметили, что данное дело помогло осознать, что у них есть большой выбор вариантов независимого, уверенного поведения.

При принятии решения о проведении следующего дела возникла небольшая дискуссия. В результате было решено провести игру «100 к 1».

4. Игра «100 к 1»

Цель: обобщение имеющегося информационного блока, построение конструктивных контактов между подростками и отработка на практике моделей успешного поведения при сборе информации, создание атмосферы сотрудничества.

В процессе целеполагания подростками были определены цели относительно предстоящего дела. В данной группе каждый подросток без затруднения смог поставить перед собой конкретную цель.

На этапе планирования подростки написали сценарий игры в соответствии с правилами, выбрали тематику конкурсов, распределили обязанности, выбрали ответственных.

Подготовка включала в себя получение ответов на следующие вопросы: как отказаться от предложенной сигареты, назовите последствия употребления алкоголя, признаки, характерные для неуверенного в себе человека, признаки уверенного в себе человека. Также подростки осуществляли подготовку реквизита, оформления и другие организационные моменты.

Игра вызвала заинтересованность у всех подростков. На протяжении всего дела подростки были активны, уверенно отвечали на предложенные вопросы, соблюдали правила игры.

На этапе подведения итогов каждый подросток высказал свое мнение относительно проведенного дела. В основном отзывы носили положительный характер. Особенно значимо признание Алены О. Она сказала, что очень боялась и стеснялась подходить к респондентам для того, чтоб задать интересующий ее вопрос. Но с каждым разом ее боязнь и неуверенность отступали и к концу своей миссии она могла свободно подойти к предполагаемому собеседнику.

5. Итоговым мероприятием стал Фестиваль нарисованных фильмов

Цель: обобщение полученной информации, ее систематизация посредством творческой интерпретации.

Класс поделился на три группы. Надо отметить, что, по наблюдению педагога, группы сформировались совершенно по другому принципу, нежели они формировались ранее. Каждая группа занята созданием своего фильма по той тематике, которую мы затрагивали в рамках проведенных коллективных творческих дел.

Этап целеполагания не вызвал никаких затруднений.

На этапе планирования подростки занимались разработкой сценария, распределением обязанностей. Разрабатывался макет будущего фильма.

Этап подготовки стал самым ярким и эмоциональным. Подростки на протяжении всей работы постоянно переделывали сценарий, стараясь привнести в свою работу какую-то изюминку. Осуществлялся перенос сценария на бумагу в виде зарисовок.

Проведение фестиваля вызвало бурю эмоций. Было видно, что каждая группа ощущала гордость за своих нарисованных героев. В своих фильмах подростки отразили все знания и навыки, приобретенные в ходе комплекса КТД. Можно сказать, что это не нарисованные герои преодолевали препятствия, а сами подростки находили оптимальные варианты поведения в провокационных ситуациях.

Таким образом, мы можем с уверенность сказать, что подростки приняли данный комплекс, старались в меру своих сил и возможностей качественно реализовать каждое дело. И с каждым делом подростки становились все активнее, увереннее в себе, снова и снова осознавая значимость и неповторимость своей личности.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.