Механизмы социального влияния на подростков — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механизмы социального влияния на подростков

2020-08-21 126
Механизмы социального влияния на подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Современный социум является источником разнообразных и неоднозначных влияний на подростка, которые реализуются как на макро -, так и на микроуровне. К основным способам негативного влияния, осуществляемым через агентов социализации, наряду с убеждением, внушением, заражением, принуждением, мы можем отнести манипулирование сознанием, предъявление (навязывание) образцов антисоциального поведения, подстрекательство, вовлечение в деятельность асоциальной и противоправной направленности. Следует отметить, что природа многих из перечисленных видов влияния носит смешанный характер: это одновременно и психическое, и социальное, а иногда и физическое воздействие.

Одним из важнейших факторов, определяющих возникновение негативного влияния, является феномен группового давления. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г.

Само «слово "конформизм" имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает "приспособленчество". В работах последних лет часто употребляется термин "социальное влияние". Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы» [2, с.47]. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

Приведем примеры наиболее распространенных ситуаций, которые иллюстрируют эти феномены. Например, класс решил уйти с уроков, но находятся несколько человек, которые не хотят этого, и на них начинает давить группа желающих «сбежать»: «Ты будешь предателем!», «Если ты настоящий друг...», и т.п. Или такой вариант - группа подростков уговаривает закурить своего сверстника: «Ну, ты что, слабак? Девчонка?», «Ты маменькин сынок!». Это достаточно агрессивный вариант давления. Часто в таких ситуациях используются и просьбы: «Мы же всегда все делали вместе!», «Ты же свой парень, ты же не станешь нас подводить!» и т.п. Наблюдения показывают, что особенно усердствуют в уговорах и провокациях те члены группы, которые чувствуют себя в группе наименее уверенно и тем самым пытаются, с одной стороны, продемонстрировать преданность группе, с другой - подстегнуть самих себя на неправедное общее дело. Многие в таких ситуациях ощущают себя в тупике: «И отказать друзьям не могу, и делать, что они уговаривают не могу и не хочу, нет никакого выхода». Отсюда подавленное состояние и абсолютная беспомощность.

«В ситуациях с групповым давлением также могут иметь место и самоманипуляции: «Уже поздно отказываться от выпивки, потому что истрачены деньги; потому что надо было бы сразу сказать...» и т.д. Смещение выбора в будущее может выглядеть так: «Отказаться в этой ситуации для меня было не так важно, вот в другой раз, более серьезный, например, с наркотиками я обязательно сделаю так, как необходимо мне». Такой вариант является еще и бальзамом, позволяющим смягчить удар по самооценке»[5, с.131].

Всю совокупность факторов, побуждающих человека к конформизму, условно можно разделить на внешние и внутренние. При этом внешние действуют как угроза, а внутренние - как потребность.

Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. «Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы, вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы - повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам» [13, с. 62]. Это могут быть физическое наказание, брань, насмешки, неодобрение, отверженность, снижение интенсивности общения с "провинившимся", понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и другое.

Наиболее очевидной причиной, вызывающую внутреннюю конформность, является информационное влияние. Его действенность объясняется тем, что человек вынужден в своей жизни всецело полагаться на внешние источники информации. Получая знание о том, как необходимо поступать в той или иной ситуации, мы начинаем воспринимать эти сведения как норму, как эталон. Но человек заинтересован в получении знаний о том, как вести себя «правильно». Сведения такого рода он может получить, только сравнивая себя с другими людьми, утверждает Леон Фестингер в своей теории социального сравнения. Согласно этой теории, «процесс сравнения играет исключительно важную роль в формировании нашего самосознания. Кроме того, сопоставив свое поведение с «правильным» поведением других людей, мы получаем уверенность в своей правоте, в том, что мы не ошибаемся. Таким образом, другие люди, группа выступают для индивида эталоном «правильности». Соглашаясь с группой, поступая «как все», индивид получает и социальное одобрение, и ощущение своей правоты, «правильности», а, следовательно, и чувство безопасности» [28, с. 255].

Еще один внутренний фактор конформизма обнаружили Доминик Абрамс и Майкл Хогг. По их мнению, «конформистское поведение можно объяснить также действием процесса самокатегоризации. Суть его в том, что мы бессознательно определяем себя членами каких-либо групп. Определив себя как члена какой-либо социальной группы, мы закладываем данную идентификацию в схему нашего самосознания, с одной стороны, а с другой стороны, начинаем приводить себя «в соответствие с группой». Ведь принадлежность к группе требует от человека соблюдения ее норм и правил, то есть стереотипов группового поведения. Идентификация с группой усиливает проявление конформности» [23, с. 30-31].

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него системе отношений, потому как перед ним встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы.

Попытки управлять человеком нередко наталкиваются на их сопротивление. В этом случае «перед инициатором воздействия открываются два пути:

попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, то есть сломить сопротивление (открытое управление);

замаскировать управляющие воздействия так, чтобы они не вызывали возражение (скрытое управления).

Скрытое управление производится помимо воли адресата, оно предполагает возможное несогласие с тем, что предлагается. Скрытое управление человеком против его воли, приносящие инициатору односторонние преимущества, исследователи называют манипуляцией» [30, с. 3].

Можно выделить следующие самые распространенные методы психологического воздействия.

Самый древний механизм воздействия - это заражение. Он «представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека.

Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека. Оно базируется главным образом на авторитетности источника информации. Внушение носит вербальный характер, где значительную роль играет интонация. Она выражает убедительность, авторитетность, значительность слов. Внушаемость - степень податливости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации, различна у разных людей» [28, с. 263]. Подростки со свойственной этому возрасту чувствительностью оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, психологически беспомощными перед внушением.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при приеме информации и использовании эмоционального переноса. «Прием переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос этого эмоционального состояния на новую информацию.

Убеждение апеллирует к разуму человека. Этот метод воздействия строится на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается посредством других мыслей» [28, с. 263-264]. Сюда могут примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние).

Важным социально-психологическим феноменом является подражание, то есть воспроизведение деятельности, поступков, качеств других людей, на которых хочется быть похожим. В подростковом возрасте ярко проявляется стремление принадлежать к какой-либо группе, внутри которой действуют механизмы подражания, копирования образцов поведения, подтверждающие принадлежность к группе. Бывает так, что подросток видит всю несправедливость поступков компании, в душе протестует, но подчиняется, так как боится быть снова одиноким [12,с. 14].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в настоящее время окружение подростка обладает большим набором методов воздействия. Их спектр очень велик: от заурядного «а слабо?» до сложных механизмов скрытого манипулирования. И не всегда подросток может осознать, что в тот или иной момент он совершает поступок, который продиктован не его собственным желанием, а навязанный окружением. Но даже если это понимание есть, то не каждый подросток может устоять перед негативным влиянием. Данный феномен обусловлен рядом психологических и возрастных особенностей подросткового возраста.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.