Оценка эффективности реализованных дел по развитию навыков противостояния подростков негативному влиянию социума — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Оценка эффективности реализованных дел по развитию навыков противостояния подростков негативному влиянию социума

2020-08-21 126
Оценка эффективности реализованных дел по развитию навыков противостояния подростков негативному влиянию социума 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для того чтобы оценить эффективность реализованного нами комплекса коллективных творческих дел, необходимо провести сравнительный анализ показателей основных диагностируемых характеристик.

Обратимся к анализу показателей уровня самооценки до и после реализации комплекса КТД.

 

Таблица 1. Показатели уровней самооценки (в %)

Уровень самооценки До реализации комплекса После реализации комплекса
низкий 41,2 23,5
средний 29,4 47,1
высокий 29,4 29,4

 

На диаграмме хорошо видно динамику показателей. Количество подростков с высоким уровнем самооценки осталось на прежнем уровне. Участие в делах позволило им только укрепить уверенность в самоценности и индивидуальности своей личности. Можно сказать, что такие подростки знают свои возможности и при выборе моделей поведения ориентируются на собственное мнение. Отсутствие динамики этого показателя объясняется тем, что один комплекс КТД не в состоянии в короткие сроки поднять самооценку подростка. Для этого необходима планомерная, многоплановая работа.

Одновременно мы видим динамику двух других показателей. Почти в два раза снизилось количество подростков с низкой самооценкой и в полтора раза увеличилось число подростков со средним уровнем самооценки. Творческая коллективная деятельность помогла этим подросткам осознать себя частью единого коллектива, деятельность которого направлена на достижение важной для него цели. Подросткам была дана возможность понять, что без его участия, вклада его сил, талантов, способностей многое из задуманного не получилось бы реализовать с такой успешностью. И этот факт придал подросткам значимости в собственных глазах. Также дела позволили окружающим взглянуть на некоторых подростков совершенно под другим углом зрения. У многих подростков были выявлены таланты и способности к творческой, оформительской, организаторской деятельности. А это всегда вызывает одобрение, признание которое так важно для подростка.

Перейдем к анализу показателей уровня уверенности подростков в себе. Здесь также прослеживается динамика показателей.

 

Таблица 2. Показатели уровней уверенности в себе (в %)

Уровни До реализации комплекса После реализации комплекса
очень низкий 5,9 -
низкий 29,4 5,9
средний 41,1 52,9
высокий 11,8 29,4
очень высокий 11,8 11,8

 

Во-первых, надо отметить, что нам удалось свести к нулю количество подростков с очень низкой уверенностью в себе.

Почти в 5 раз снизилось количество подростков, у которых был выявлен низкий уровень уверенности в себе и в 2 раза увеличилось число подростков, у которых был диагностирован высокий уровень уверенности в себе. Количественный показатель среднего уровня уверенности в себе так же имеет положительную динамику.

В процессе реализации комплекса подростки получили большой и качественный блок информации, которая в большинстве случаев подкреплялась практической отработкой моделей уверенного поведения. Это один из факторов, объясняющих данную динамику.

С другой стороны, в процессе всех этапов подготовки и реализации КТД, подростки ощущали свою значимость и принадлежность к группе. Для подростка очень важно осознавать, что его принимают в коллективе. Так же на подростках лежала ответственность за общее дело, и они понимали, что от того, как будет выполнена индивидуальная работа, будет зависеть успех всего дела. Так как все реализованные дела были успешными, то подростки соответственно оценивали свою деятельность как успешную.

Количество подростков с очень высоким уровнем уверенности осталось неизменным.

Пронаблюдаем динамику показателей таблицы 3.

 

Таблица 3 Показатели подверженности подростков влиянию (в %)

Уровень До реализации комплекса После реализации комплекса
низкий 17,6 17,6
средний 35,3 64,8
высокий 47,1 17,6

 

Количество подростков с низким уровнем подверженности влиянию осталось прежним. В это же время в 2,5 раза снизился количественный показатель высокого уровня зависимости от окружения и почти в 2 раза выросло число подростков со средним уровнем подверженности влиянию.

Необходимо обосновать, чем вызвана такая резкая динамика во всех показателях. На наш взгляд это объясняется тем, что контрольный эксперимент проводился практически сразу после реализации комплекса коллективных творческих дел. В памяти подростков была еще свежа полученная информация, дали о себе знать отработанные варианты поведения. Были свежи воспоминания и впечатления о том, как были подготовлены и успешно реализованы все дела. Подростки получили возможность раскрыть свой творческий потенциал, способности, возможности.

Таким образом, проанализировав диагностические данные, мы можем сделать вывод, что реализация комплекса коллективных творческих дел была успешна. Комплекс действительно способствовал корректировке уровня самооценки и уверенности в себе, что повлекло за собой формирование устойчивого поведения подростка в условиях манипулирования и снижение уровня подверженности негативному влиянию со стороны социума.

Есть большая доля вероятности, что со временем большая часть показателей приобретет отрицательную динамику. Чтобы это предотвратить, необходимо проведение комплексной, целенаправленной работы с подростками в данном направлении.


Заключение

 

Социальный мир создается людьми. Он возникает как результат разнообразных человеческих взаимодействий. Это особая реальность, в которой действуют свои законы, многим отличающиеся от законов природы. Главный из них - закон всеобщего социального влияния. Индивид может ощущать и осознавать его воздействие, но может и не догадываться о его существовании. Большинству подростков кажется, что они совершенно свободны от всякого общественного влияния, их поведение является результатом исключительно собственных решений и воли.

Основная проблема заключается не в том, чтобы освободиться от социального влияния - это занятие заведомо бесперспективное, более того, опасное, а в том, чтобы научиться распознавать и контролировать социальное влияние.

В.Д. Менделевич утверждает, что «любое поведение, характеризующееся признаками зависимости, имеет не внешнее, а внутреннее происхождение. Подросток становится зависимым от чего-либо или кого-либо не в силу давления или принуждения извне, а благодаря готовности подчиняться» [13, с. 80]. Подросток, осознающий ценность и неповторимость собственной личности, свои способности и возможности находит силы и возможности противостоять любой зависимости. Но вся проблема заключается в том, что ему необходимо помочь в этой непростой борьбе, создать условия для самопознания.

Подростки с низким уровнем самооценки и уверенности в себе в большей степени подвержены влиянию со стороны социума. У них отсутствует критичное и осмысленное отношение к окружающей действительности. В.М. Бехтерев писал, что внушение входит в сознание человека «не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца», минуя сторожа - критику. Поэтому так важно работать с подростками в направлении развития этого сторожа. В основу этого развития мы положили комплекс коллективных творческих дел. Для нас было важно изучить возможности коллективных творческих дел в развитии у подростков навыков противостояния негативному влиянию социума.

В процессе реализации комплекса мы предложили подросткам насыщенный информационный блок, который подкреплялся практической отработкой новых образцов поведения. И новое поведение отличалось независимостью, уверенностью, самостоятельностью принимаемых решений.

Любое внешнее воздействие на подростка становится эффективным лишь тогда, когда оно внутренне принимается. Кроме того, подросток не только воспринимает воздействия среды и воспитания, но и сам активно творит себя, исходя из условий окружающей среды и внутренних потенций своей личности [15, с. 3]. Подростки, участвующие в реализации комплекса коллективных творческих дел, полностью приняли предложенную деятельность. Созданные условия, предполагающие наличие взаимодействия, творческого полета мысли, возможности для самораскрытия, позволили большинству подростков «сотворить» себя заново, посмотреть на себя с другой стороны и почувствовать собственную силу и независимость от влияний внешнего окружения.

Подводя итог, мы можем сказать, что выдвинутая нами гипотеза о том, что степень подверженности подростка влиянию социума зависит, в частности, от уровней самооценки и уверенности в себе, а с помощью коллективной творческой деятельности возможна корректировка этих показателей, что впоследствии приведет к более устойчивому поведению подростка в условиях манипулирования оказалась верной, что подтверждают эмпирические данные.


Библиографический список

 

1. Абросимова, Е.И. Коллективные творческие дела [Текст] / Е.И. Абросимова // Классный руководитель. - 2004. - №2. - Стр. 37-41.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева: учебник для студентов высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375с.

.   Баженов, В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников [Текст] / В.Г. Баженов, В.П. Баженова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 320 с.

.   Беляева, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха [Текст] / Л.А. Беляева // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №4. - С. 12-14.

.   Бондырева, С.К. Наркотизм (природа и преодоление) [Текст]: Учебное пособие / С.К Бондырева, Д.В. Колесов.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. - 432 с.

.   Воспитательная работа с учащимися вне школы [Текст] / Под ред. Л.М. Николаевой. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.

.   Высоцкая, Н.В. Подростки XXI века. Психолого- педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы [Текст] / Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова, Т.А. Фалькович. - М.: ВАКО, 2007. - 256 с.

.   Капустина, Н.М. Методические рекомендации по проведению коллективных творческих дел [Текст] /Н.М. Капустина. - Киров, 1987. - 44 с.

.   Капустина, Н.М. Опыт использования методики коллективной творческой деятельности [Текст] /Н.М. Капустина. - Киров, 1991. - 76 с.

.   Крылова, Н. Пространство свободы [Текст] / Н. Крылова // Народное образование. - 1999. - №5. - С. 18-22

.   Кутногорская, А.А. Воспитание успешно, если оно системно [Текст] / А.А. Кутногорская // Классный руководитель. - 2004. - №2. - Стр. 77-79.

.   Лаврова, К.Н. Улица. Компания. Подросток [Текст] / К.Н. Лаврова. - М.: Знание, 1987. - 64 с.

.   Менделевич, В.Д. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов [Текст] / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова. - Казань: РЦПНН при КМРТ, 2002. - 240 с.

.   Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников [Текст] / А.В. Мудрик. - М.,1981

.   Мудрик, А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1979. - 40с.

.   Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2книгах. [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

.   Поляков, С.Д. Технология КТД [Текст] / С.Д. Поляков // Классный руководитель. - 2000. - №6. - Стр. 63-69.

.   Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

.   Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение [Текст] / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 46с.

.   Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков: Учебно-методическое пособие [Текст] / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 144с.

.   Саенко, Л.С. Планирование и организация КТД [Текст] / Л.С. Саенко // Классный руководитель. - 2004. - №2. - Стр. 18-24.

.   Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде [Текст]. - Вологда: ТПФ «Граффити» 2007. - 200с.

.   Семечкин, Н.И. Психология социального влияния [Текст] / Н.И. Семечкин. - СПб.: Речь, 2004. - 304с.

.   Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ [Текст] / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. - М.: ВАКО, 2004. - 272 с.

.   Сиялова, А.А. Повышение социально-психологической грамотности подростков [Текст] / А.А. Сиялова // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №5. - С. 22-24

.   Сказка о тебе и других: Программа «Избирательной профилактики по употреблению психоактивных веществ для детей из асоциальных семей» [Текст] / Под ред. А.А. Михеевой - М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие», 2005. - 128 с.

.   Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

.   Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. - 736 с.

.   Фридман, Л.М. Психология детей и подростков [Текст]: справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 480с.

.   Шейнов, В.П. Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них [Текст] / В.П. Шейнов. - М.: Ось-89, 2002. - 720с.

31. <http://www.ozhegov.org/words/28342.shtml>

.   <http://slovorus.ru/index.php>

.   <http://mega.km.ru/ojigov/encyclop.asp>

.   <http://www.psychology.spb.ru/students/gretsov/gretsov2.htm>

.   http://azps.ru/handbook/p.html


Приложение 1

 

Экспресс-диагностика уровня самооценки

Пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы. Выберите один из возможных пяти вариантов ответов:

очень часто - 4 балла;

часто - 3 балла;

иногда - 2 балла;

редко- 1 балл;

никогда -0 баллов (поставьте баллы напротив утверждения).

Заранее спасибо за сотрудничество!

Суждения

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Многие меня ненавидят.

3. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

4. Я боюсь выглядеть глупцом. -

5. Внешний вид других куда лучше, чем ной.

6. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

7. Я часто допускаю ошибки.

8. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

9. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

10. Я слишком скромен.

11. Моя жизнь бесполезна.

12. Многие неправильного мнения обо мне.

13. Мнене с кем поделиться своими мыслями.

14. Люди ждут от меня очень многого.

15. Людине особенно интересуются моими достижениями.

16. Я слегка смущаюсь.

17. Я чувствую,что многие люди не понимают меня.

18. Я часто напрасно волнуюсь.

19. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

20. Я чувствую себя скованным.

21. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

22. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

23. Как жаль, что я не так общителен.

24. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

25. Я думаю о том, чего ждут от меня окружающие.

Для того чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 25 суждениям. Сумма баллов от 0 до 20 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 21 до 40 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов от 41 до 100 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».


Приложение 2

 

Диагностика сформированности навыков уверенного поведения и склонности к конформизму (ТЕСТ Прихожан, А.М.)

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Отметьте в каждом вопросе один вариант ответа. Пожалуйста, будьте предельно честны. Спасибо за сотрудничество!

1. Вы узнали, что ваш приятель говорит о вас плохо. Вы:

а) поищите удобного случая выяснить отношения

б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч

2. Большая часть класса сбегает с контрольной, уговаривая вас тоже сбежать. Ваша реакция:

а) уйду, потому что не хочу отставать от товарищей

б) не поддамся на уговоры

3. При входе в автобус или троллейбус вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете

б) молча пытаетесь пробиться вперед

е) ждете, пока все войдут и тогда, если получится, заходите сами

4. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения:

а) нет

б) да

5. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:

б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его

д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других

6. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

б) не знаете, что сказать в ответ

д) благодарите за похвалу

е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность

7. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:

б) глотаете про себя обиду

д) даете ему отпор


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.