Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-08-20 | 119 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Игра «Скандал» иногда приводит к игре «Судебное Разбирательство». В предыдущем случае отец с дочерью могли позвать мать, чтобы она рассудила их. Игра может включать любое число участников, но в основном она предусматривает участие трех игроков. Обычно те, кто играет в эту игру, с детства привыкли манипулировать авторитетами, становясь на их сторону против их оппонентов. Позиция, которую они занимают, это позиция «Я о'кей, Вы не о'кей». Основные ро-ли этой игры — Истец, Обвиняемый и Судья. Иногда имеются и Присяжные — дети, сотрудники, отдел кадров или кто-нибудь еще.
Супружеские пары часто обращаются за помощью к консультанту, занимающемуся супружескими проблемами. чтобы он рассудил их; сотрудники могут излагать жа-
227
лобу шефу или другим сотрудникам в перерыве за чашкой кофе; преподаватель и студент могут вынести свои разногласия на суд ректора, декана или совета правления. Каждый, представляя свой случай третьему, надеется, что другой будет признан виновным.
К адвокату
Жена, в качестве истца: Я всегда аккуратна с деньгами. Он же безответственно превысил наш кредит, и теперь мы не можем выкупить векселя.
Муж, в качестве ответчика: Она дает мне так мало денег на карманные расходы, что я даже не могу позволить себе угостить моих друзей виски.
К начальнику
Сотрудник А: Я работаю в нашей фирме больше его. Тем не менее он получил отпуск в июле, а мне подсунули сентябрь.
Сотрудник В: Что поделать, если июль — это единственный месяц, когда моя жена может освободиться. Разве я могу провести отпуск один?
Декан
Преподаватель в качестве истца: Он заслужил эту низкую оценку, потому что всегда опаздывает с заданиями. Даже когда я давал ему дополнительное время, он все равно не успевал сделать некоторые из них.
|
Студент в качестве ответчика: Он дает мне так много заданий, как никому во всем колледже. Когда я после занятий пришел к нему за помощью, я думал, что это поможет наверстать мне часть работы.
«Судебное Разбирательство» может исполняться и как криминальная игра, в которой два человека сообщают об обстоятельствах своего дела настоящем) судье и одного из них находят виновным, а другого оправдывают. В эту игру часто играют на многих бракоразводных процессах.
228
Игра «Полицейские И Воры»
Некоторые преступники совершают преступления ради наживы, другие, чтобы играть в игру «Полицейские И Воры». Эта игра очень похожа на детскую игру в прятки, в которой одни прячутся, а другие их ищут, расплата заключается в огорчении по поводу того, что тебя отыскали. Однако вскоре становится ясно, что настоящая кульминация игры — когда тебя нашли. Хорошие игроки знают, как надо себя вести, чтобы не затянуть игру и получить от нее удовольствие. Так, если ищущий никак не может найти спрятавшегося, тогда тот может подать ему сигнал, например кашлянуть или уронить что-нибудь в качестве подсказки.
Игрок, играющий в игру «Полицейские И Воры», который является взломщиком или грабителем банка, ухитряется оставить после себя следы или совершает ненужное насилие. Вор, потакающий чувствам своего Ребенка, стремится проиграть, давая выход своему гневу и побуждая полицейских поймать его. Профессиональные же преступники, наоборот, тщательно следят, чтобы не оставить после себя никаких следов, избегают излишнего насилия и стремятся к тому, чтобы их не поймали.
Динамика игры «Полицейские И Воры» подобна двум играм, которые дополняют друг друга: «Попался, Сукин Сын» и «Пни Меня».
Отказ от игр
Игры укрепляют старые решения. Однако старые решения не вечны и могут быть изменены. Люди, которые решили отказаться от того, чтобы играть в жизни, посвящают свое время осознанию игр, особенно тех, которые начинают они сами. Они постигают, как определить свои роли в них, как прервать их, как избегать их, как получать и давать положительные контакты и как структурировать свое время более подходящим образом «здесь и теперь». Они знакомятся со своими возможностями и становятся больше похожими на тех, кем рождены быть (10, 11).
|
229
Игру можно прервать, отказываясь играть или отказываясь от расплаты. Например, отказ дать совет или предложение игроку в игре «Почему Бы Вам Не... — Да, Но обычно останавливает игру. Эта остановка игры происходит с помощью пересекающейся трансакции (12). Когда играющему в игру «Это Все Из-за Тебя» вместо авторитарного ограничения дается разрешение, игра также прекращается. Отказ от оправданий в ответ на критическое замечание или воздержание от чрезмерной критичности останавливают игру «Скандал».
Одна молодая женщина, которая многие годы играла со своим отцом в игру «Скандал», научилась прерывать эту игру тем, что не защищалась, когда он критиковал ее. Вместо этого она, используя трансакцию с обратной связью, размышляла над тем, насколько она понимает его чувства. Когда отец ворвался на кухню и закричал: «Почему ты не приготовила обед?» — она вместо того, чтобы оправдываться, сказала: «Ты, кажется, очень расстроен из-за того, что я не приготовила тебе обед». Удивленно глядя на нее, он выпалил: «Ты не это хотела сказать!» Трансакция с обратной связью часто расстраивает игру.
Тот, кто не хочет начинать игру или участвовать в ней, может также использовать метод выравнивания тела, развитый Франклином Эрнстом (13). Чтобы выровнять свое тело, человеку надо сесть или встать, поставить ровно ноги, руки вытянуть параллельно туловищу, спину держать прямо, голову ненаклоненной, подбородок параллельно полу. В таком положении трудно играть в игры с подвохом.
Отказ от пренебрежения — еще один путь остановить игру. Человек, который решил воспользоваться этим методом, должен прежде всего определить, в каком месте игры высказывается пренебрежение. Например, в игре «Скандал» пренебрежение является обычной частью первой трансакции. В игре «Насильник» или «Капкан» это, как правило, последняя трансакция, когда кто-то сражен. Чтобы прекратить игру, не обязательно знать ее название. Люди, которые отказываются от пренебрежения к себе и другим, тем самым отказываются и от своих игр.
|
Отказ от игры может приводить к чувству отчаяния и вопросу «А что теперь?». Некоторые люди решают играть в менее болезненные и более умеренные игры.
230
Тем не менее, когда игра прекращается полностью, обычно требуется чем-нибудь занять ее место. Чтобы заполнить этот пробел, люди должны сделать свои контакты более открытыми и структурировать свое время более конструктивно. Они могут с интересом заниматься дополнительной деятельностью и могут позволить себе свободу быть более откровенными. Оба качества характерны для Выигрывающих.
Резюме
Люди собирают ярлыки, чтобы подкреплять старые детские чувства. Один из путей сбора ярлыков — исполнение игр. Исполнители игр наряду с получением ярлыков получают контакты (хотя они могут быть и отрицательными), структурируют время (хотя это может быть и трата его), подкрепляют свои психологические позиции (хотя они могут быть неразумными), содействуют продвижению сценария (хотя он может быть и деструктивным), чувствуют себя оправданными, рассчитываясь за старые обиды (хотя они при этом чрезмерно потакают себе), и избегают встречи со своим истинным Я (хотя они могут вести себя так, будто этого и хотят). Серьезные игроки отказываются от возможности быть Выигрывающими.
Выигрывающие воздерживаются от сбора отрицательных ярлыков, от исполнения одних и тех же старых игр и, таким образом, уменьшают отрицательные эпизоды и «расплаты». Изучая, как вести себя более реалистично «здесь и теперь», разбираясь со своими обидами настолько быстро и открыто, насколько это практически возможно, они «отсекают» свои черты Проигрывающего и становятся более похожими на личностей, которыми они и рождены быть.
Упражнения
Когда бы Вы ни начали движение к независимости, старые чувства могут напомнить Вам, кем Вы «привыкли быть». Осознание того, что Вы чувствуете, даже ес-
231
ли это кажется неразумным, дает Вам возможность измениться.
|
1. Ваша коллекция ярлыков
Многие чувства являются искренними и соответствующими происходящему. Однако если Вы эксплуатируете свои чувства, если они не соответствуют настоящей ситуации, то Вы собираете ярлыки. Чтобы изучить Вашу коллекцию ярлыков, рассмотрите следующие вопросы:
• Какие чувства Вы обычно испытывали в детстве в трудных ситуациях, при сильном волнении или при нарастающей тревоге?
• Что Вы видели, слышали или предчувствовали и что заставляло Вас испытывать именно эти чувства?
• Какие чувства (ярлыки), став взрослым, Вы наиболее часто испытываете, когда Ваши дела идут плохо? Страх? Неполноценность? Гнев? Вину? Беспомощность? Тревогу? Какие еще?
• В каких ситуациях возникают эти старые чувства? Напоминают ли они ситуацию Вашего детства?
• Вы выкупаете свои ярлыки, чаще всего долго обижаясь на кого-нибудь? Давая выход своему гневу? Скрипя зубами? Пускаясь в кутежи? Набрасываясь на кого-нибудь?
• Вы собираете ярлыки для большой коллекции?
• Если Вы сейчас собираете ярлыки, то как Вы намереваетесь расплатиться за них? Какой ценой?
• Где Вы расплачиваетесь за Ваши ярлыки?
• Вы собираете их в одном месте, а расплачиваетесь в другом; например, собираете на работе, а расплачиваетесь дома?
2. Интеграция старых чувств
Следующие упражнения помогут Вам интегрировать определенные чувства, которые были обусловлены Вашим прошлым и беспокоят Вас в настоящем. Проверьте их, когда активизируется старая запись в Вашей памяти, неуместная в настоящей ситуации. Используйте
232
упражнения, более всего подходящие к чувствам, которые Вы с большей вероятностью собираете в виде ярлыков. Если Вы найдете их слишком волнующими, остановитесь. Большое зеркало, в котором Вы можете себя видеть в полный рост, будет Вам удобным подспорьем.
Неполноценность
Если у Вас возникает чувство неполноценности, попытайтесь преувеличить свои чувства и поступки.
• Расскажите себе, какой Вы глупый и неполноценный. Посмотрите глупо. Утрируйте выражение Вашего лица.
• Ведите себя глупо и абсурдно, двигаясь по комнате.
Теперь измените свои ощущения на противоположные.
• Взгляните на себя в зеркало и скажите себе прямо в лицо: «Я о'кей»,
• Произносите это громко каждый день в течение недели и про себя каждый раз, когда увидите свое отражение в зеркале или в оконном стекле. Проделывайте это, пока у Вас не появится ощущение «Я о'кей».
• Спросите себя: «Что меня убедило в том, что я был не о'кей?»
«Включите Ваш внутренний видеомагнитофон» и прослушайте записи Вашего Родителя о Вашей неполноценности.
• В течение двух дней замечайте все случаи, когда Вы унижаете сами себя.
|
• Затем, в течение двух последующих дней, прерывайте себя всякий раз, когда Вы начнете унижать себя, откажитесь также принимать унижения от других.
• Составьте список всех тем, в которых Вы компетентны. Не пренебрегайте любыми деталями жизни, которые Вы полноценно реализуете.
• Начните собирать золотые ярлыки и вручайте себе золотой ярлык каждый раз, как Вы исполните что-нибудь уверенно. Скажите себе: «Я сделал это хорошо».
233
Беспомощность
Начните упражнение с того, что сосредоточьтесь на осознании реального смысла Вашего физического возраста.
• Посмотрите на себя в зеркало в полный рост Проверьте, как Вы выглядите в фас, в профиль, со спины.
• Далее, продолжайте изучение себя, постепенно спускаясь от макушки к ступням.
• Начните подробный осмотр лица. Рассмотрите свою кожу, черты лица, волосы, какие они на самом деле.
• Соответствует ли Ваше представление о себе тому, как Вы выглядите на самом деле? Заметили ли Вы что-нибудь, что Вы не замечали в себе ранее? Это вызвало у Вас улыбку или заставило Вас нахмуриться?
• Вы ощущаете себя ребенком или понимаете, что Вы взрослый мужчина/женщина?
Теперь определите, в каких областях своей деятельности Вы излишне зависимы или беспомощны.
• С деньгами? В принятии решений? За рулем автомобиля? В выборе одежды? В чем?
• С кем Вы чувствуете себя беспомощным? С кем знающим? В чем состоит отличие?
• Какие преимущества Вы получаете от того, что ведете себя беспомощно? Это позволяет Вам манипулировать кем-нибудь? Это «избавляет» Вас от чего-нибудь?
Если Вы чрезмерно зависите от поддержки окружающих, вообразите обратное. Представьте себе ситуацию, в которой другие зависят от Вас. Выполняйте это упражнение несколько раз в неделю.
• Когда Вы почувствуете себя готовым перейти к действию, начните постепенно делать то, что Вы себе представляли.
• Затем попытайтесь расширить область своей компетенции. Попробуйте испытать новые действия — добровольно участвовать в решении общественных проблем, спланировать воскресное путешествие, принять решение, которое давно висит на Вас, сделать что-нибудь для себя, что Вы обычно позволяли делать за Вас другим.
234
Безупречность
Если Вы чрезмерно озабочены Вашей работой, машиной, одеждой, бумагами, столом, домом и т.д., выполните упражнение, чтобы утрировать свою навязчивую идею совершенствования.
• Например, если Вы стараетесь держать все в совершенном порядке, преувеличьте Ваши действия, поднимая пыль, возбужденно перекладывая с места на место бумаги на Вашем рабочем столе, пытаясь навести На нем порядок.
• Теперь, после исполнения симптомов Вашей безупречности, выразите их словами: «Посмотри, какой я безупречный. Я восхищаюсь собой, потому что я безупречен. Я могу управлять людьми потому, что я безупречный человек. Никто не может упрекнуть меня, такой я совершенный».
• Когда Вы почувствуете, что Вами опять движет Ваша идея совершенствования, повторите это упражнение, утрируя свое поведение.
Рассмотрите такие вопросы:
• В какой старой записи моей памяти говорится, что я должен быть безупречным?
• Каких чувств я избегаю, стараясь быть безупречным?
• Как влияет моя идея совершенствования на то, как я использую свое время?
• Что действительно важно делать безупречно? Что не так важно?
Депрессия
Когда Вас охватывает уныние, посмотрите на себя в зеркало.
• Внимательно изучите свое лицо. На кого Вы похожи, когда испытываете депрессию?
• Теперь окиньте себя взором. Как Вы держите Плечи, руки, живот и т.д.?
• Напоминаете ли Вы себе одного из Ваших родителей?
Теперь утрируйте признаки Вашей депрессии.
• Сначала утрируйте выражение своего лица и положение тела.
235
• Если Вас охватывает тоска, свернитесь калачиком, заткните уши, прикусите нижнюю губу и, насколько можете, выразите всем своим внешним видом свое неудовольствие.
• Если Вы плачете, возьмите несколько воображаемых букетов и полейте их воображаемыми слезами.
• Утрируйте любой симптом, который Вы осознаете.
Теперь осознайте, что чувствует Ваше тело, когда Вы подавлены.
• Если Вы чувствуете тяжесть в плечах и вокруг шеи, попытайтесь обнаружить, не связана ли эта напряженность с определенным человеком.
• Если связана, скажите мягко: «Слезь со спины». Если эта фраза «подойдет», произносите ее все громче и громче, повышая громкость до крика.
Теперь спросите себя:
• Чем бы я мог заняться в то время, пока я сижу здесь и ощущаю себя несчастным?
Далее измените признаки Вашей депрессии на противоположные.
• Если Ваши глаза смотрят печально, уголки губ опущены, измените выражение своего лица на противоположное.
• Если Ваша голова наклонена, а плечи опущены, высоко поднимите голову и расправьте плечи. Ударьте себя в грудь и скажите: «Я не должен отвечать за все и за всех!» или «Я о'кей».
Страх
Сядьте и вспомните все обстоятельства и всех людей, которых Вы опасаетесь. Напишите их список.
• Возьмите Ваш список и представьте, что Вы встречаетесь с каждым человеком из Вашего списка, попадаете в обстоятельства, которые в нем указали.
• Преувеличивайте Ваши ощущения (в конце концов, это всего лишь фантазия).
• Что самое худшее может произойти с Вами?
• Что Вы собираетесь предпринять в этой ситуации?
236
Теперь испытайте чувство, противоположное чувству страха, — свирепость.
Посмотрите настолько свирепо, чтобы можно было заставить кого-либо бояться Вас.
• Двигаясь по комнате, будьте свирепым по отношению к предметам, находящимся в ней. Почувствуйте свою силу, когда будете свирепым.
Теперь, попеременно изменяясь, сперва преувеличивайте Вашу боязливость (опасайтесь всех предметов в комнате), а затем преувеличивайте Вашу свирепость. Не получили ли Вы каких-нибудь сообщений? Если Вы боитесь кого-то из Ваших знакомых, представьте, что он находится за Вашей спиной.
• Что Вы чувствуете?
• Превратите этого человека в громадного медведя или другое хищное животное. Что Вы чувствуете теперь?
• Спокойно повернитесь и сделайте что-нибудь хорошее для этого свирепого существа. Что происходит?
Если Вас беспокоят кошмары, в которых кто-то или что-то преследует Вас, скажите себе, что в следующий раз, когда Вам будет сниться такой сон, Вы посмотрите прямо в лицо опасности и смело встретите Вашего врага. Оставайтесь уверенным и спокойным. Вы сможете управлять ситуацией.
• Теперь вообразите, что Вы сами преследуете кого-то или что-то, что пугало Вас во сне. Представьте себя большим и сильным.
Вина
Если Вы часто чувствуете себя виноватым, Вы, видимо, осуждаете себя за что-то. Представьте себя в зале суда. Вы присутствуете на судебном разбирательстве. Внимательно посмотрите на сцену.
• Кто присутствует на заседании суда?
• Кто является судьей?
• Присутствуют ли присяжные и кто они?
Видите ли Вы кого-нибудь, кто будет защищать вас? Обвинять (преследовать) Вас?
Присутствуют ли на суде зрители? Если да, то как и настроены, какое решение хотят услышать?
237
• Решение суда признает Вашу вину или Вашу невиновность? Если Вас признают виновным, то какое будет вынесено наказание?
• Теперь защищайте себя сами. Откровенно выскажите то, что в Ваших интересах.
Если в Вашем внутреннем диалоге Вы играете в игру самомучения, где Ваш Родитель выступает судьей, а Ваш Ребенок обвиняемым, то, используя технику двух стульев, побудьте этими двумя своими противоположностями.
• Усадите судью («Собака-сверху») на один стул и подсудимого («Собака-снизу») на другой. Начните Ващ диалог с обвинения. Затем, меняя стул, представьте Вашу защиту.
• Если Вы повседневно испытываете чувство вины, остановитесь на какое-то время и произнесите вслух Ваш внутренний диалог между двумя Вашими противоположностями.
Теперь рассмотрите вопросы:
• Часто ли Вы оправдываетесь и/или выглядите виноватым для того, чтобы избежать ответственности за свои поступки?
• Вы привыкли собирать ярлыки вины или Вы действительно виноваты в чем-то существенном?
Если Ваше чувство вины возникло в результате «преступления», которое Вы в действительности совершили против другого или в результате того, что Вы не смогли сделать что-то важное, то спросите себя:
• Как эта ситуация действует на мою нынешнюю жизнь?
• Как я веду себя из-за нее с другими? Могу ли я действительно исправить эту ситуацию сейчас?
• Если нет, могу ли я научиться воспринимать это как дело прошлого, которое нельзя изменить?
• Имел ли я когда-нибудь серьезные основания простить себя? Что могло значить прощение в моей жизни?
Иногда приносит пользу обсуждение этого вопроса. Выберите кого-нибудь, кто умеет хорошо слушать, кто не сможет обмануть Ваше доверие, кто не станет ни осуждать, ни смотреть сквозь пальцы на Ваше поведение. Расскажите этому человеку ° своей вине.
238
Вам будет лете простить себя, если Вы «помиритесь» с кем-нибудь, кто нуждается еще в одном шансе или в дружеской поддержке. Участие в устранении некоторых общественных несправедливостей может помочь Вам так же, как и обществу. Не играйте роли Спасителя, будьте им!
Тревожность
Если Вы часто испытываете тревогу, спросите себя:
• А не уничтожаю ли я настоящее, концентрируясь на будущем?
• Я тревожусь из-за того, что преувеличиваю проблему или оттягиваю ее решение?
• Могу я что-нибудь сделать сейчас, чтобы перестать тревожиться, — закончить отчет, составить список, вернуть книгу, позвать этого человека, подготовиться к экзамену, назначить свидание, набросать план, закончить уборку?
Далее, попробуйте испытать переживание в «настоящем». Трудно испытывать тревогу, когда Вы находитесь «здесь и теперь». Сосредоточьте все свое внимание на окружающем мире (см. упражнение 8 к главе 6).
• Сосредоточьтесь на Ваших органах чувств. Начните осознавать окружающие Вас цвета, звуки, запахи.
• Опишите в письменной форме, что Вы ощущаете. Начните Ваше описание с фразы: «"Здесь и теперь" я осознаю...»
Теперь сосредоточьте все свое внимание на Вашем внутреннем мире.
• Сосредоточьтесь на Вашем теле. Начните осознавать Ваше дыхание, сердцебиение, кожу, мускулы и т. д.
• Снова опишите свои ощущения, начиная с фразы: Здесь и теперь я осознаю...
Выполняйте это упражнение в течение нескольких минут, а затем спросите себя:
• Я использовал одни ощущения и не использовал другие?
Когда я сосредоточивался на своем теле, я оставил без внимания определенные его части? (В этом упражнении многие люди игнорируют тот факт, что они имеют гениталии и органы выделения.)
239
• Если Вы обнаружите, что использовали не Все свои ощущения или не осознали некоторые части вашего тела, повторите упражнение, уделяя особое внимание тому, что Вы пропустили.
• Каждый раз, когда Вы начинаете чувствовать тревогу, выполняйте это упражнение пребывания в настоящем.
Тревожность и затрудненное дыхание часто взаимосвязаны. Когда Вы начинаете тревожиться, обратите внимание на Ваше дыхание. Перлз предлагает следующее упражнение:
Медленно выдохните весь воздух, повторите это четыре или пять раз. Затем спокойно вдохните, готовясь выдохнуть без усилий. Вы можете почувствовать поток воздуха в горле во рту, в голове? Дайте воздуху выйти изо рта и почувствуйте его поток руками. Вы держите грудную клетку расширенной, даже когда не вдыхаете воздух? Вы втягиваете свой живот, когда вдыхаете? Вы можете чувствовать, как спокойно вдыхаемый Вами воздух идет через нос, по трахее вниз, к тазу? Вы можете почувствовать, как заполняется воздухом и расширяется нижняя часть области ребер и грудная клетка? Обратите внимание, не напряжено ли Ваше горло, лицевые мышцы, свободно ли дышит Ваш нос. Особое внимание уделите тому, не зажата ли Ваша диафрагма. Сосредоточьтесь на этих напряженных участках тела и предоставьте себе возможность их освобождения (14).
В следующий раз, когда Вы будете взволнованы каким-то человеком, ситуацией и т.д, начните осознавать Ваше дыхание (15).
• Вы сдерживаете свое дыхание?
• Если да, то что заставляет Вас его сдерживать?
• Старайтесь дышать более глубоко.
Гнев
Желание обидеть или уничтожить других часто сопровождается чувством гнева.
Если в детстве Вы чувствовали раздражение по отношению к родителям, а сейчас постоянно накапливаете чувства раздражения против Вашего шефа, супруга/ супруги, сослуживцев, учителей, студентов и т.д., попробуйте применить метод исполнения ролей. Используйте и технику двух стульев.
• Представьте себе человека, который, сидя позади Вас, вызывает у Вас чувства злости и гнева. Громко скажите, как Вы рассержены и почему.
240
• Начните осознавать реакцию Вашего тела на Ваш гнев. Вы ограничиваете или сдерживаете какую-нибудь часть своего тела? Сжимаете зубы? Кулаки? Мышцы толстой кишки? Утрируйте Ваши ограничения. Что Вы обнаружили?
• Поменяйтесь ролями с человеком, вызвавшим у рас чувство гнева, и будьте этим человеком. Отвечайте так, будто этот другой человек на самом деле находится здесь.
• Продолжайте диалог, переключайтесь с одной роди на другую.
• Если Вы обнаружите, что какая-то фраза, например «Прекратите вмешиваться в мою жизнь!», «Прекратите вредить мне!», «Прекратите ставить меня в неловкое положение!», «Почему Вы не предупредили меня?», лучше всего выражает Ваш гнев, то повторите эту фразу несколько раз, каждый раз все громче и громче, пока не закричите.
Затем встаньте на стул. Представьте себе, что человек, который вызвал у Вас гнев и злость, находится ниже Вас.
• Посмотрите на этого человека сверху и скажите, что Вас вывело из себя и почему. Выскажите все, что Вы обычно хотите сказать, но никогда себе не позволяли.
• Если Вы почувствуете желание изменить положение, то сделайте это.
Некоторые люди нуждаются в безопасных методах физической разрядки, для того чтобы дать выход накопившемуся гневу (16). Следующее упражнение предназначено только для психически здоровых людей.
• Встаньте около кровати или дивана, поднимите Руки над головой, сожмите кулаки и согните спину. Опустите руки и начинайте Колотить по кровати. Увеличивайте силу уларов. Поднимите шум — мычите, сточите, плачьте. Если захотите произнести какие-то слова произносите их громко. Пронзительно кричите. Выложитесь до конца.
• Когда Вы устанете или испытаете облегчение, лягте и прислушайтесь к своему телу и к своим ощущениям. Посвятите этому не менее пяти минут. Что Вы обнаружили?
241
• Как вариант можно попробовать бить боксерскую грушу или боксировать с тенью. Издавайте звуки во время движения.
Обидчивость
Коллекционирование любых отрицательных ярлыков обычно сопровождается чувством обиды. Обидчивость — это, как правило, «требование, чтобы другой испытал чувство вины» (17).
Когда Вы начнете осознавать, что у Вас появляется чувство обиды, отнеситесь к каждой ситуации так, будто она уже произошла. Сделайте это для того, чтобы не собирать и не хранить Ваши чувства, а также не расплачиваться за них дорогой ценой самим или заставлять делать это «невиновного» человека.
• Попытайтесь обсудить проблему с тем, кто вызвал у Вас чувство обиды.
• Когда Вы будете это делать, избегайте обвинений в его адрес.
• Расскажите этому человеку, как на Вас действует ситуация. Используйте местоимение «Я» вместо обвиняющего местоимения «Вы». (Например, «Я не люблю запах табачного дыма, он беспокоит меня» вместо «Вы просто невнимательны к другим, Вы так здесь накурили».)
Попытайтесь с членами своей семьи проводить регулярные семейные заседания, на которых можно было бы обсудить накопившиеся обиды и постараться их понять. Чтобы сделать эту процедуру эффективной, необходимо применять следующие правила:
• Каждый высказывает вслух обиды, которые он держит на других. (Важно, чтобы другие слушали, но не оправдывали себя. Разрешается высказывать обиды, но не разрешается отвечать на них.)
• После того как обиды высказаны, каждый человек рассказывает другим, что он принял во внимание.
• Проводите такие обсуждения ежедневно. Позже, когда у Вас появится опыт, проводите их еженедельно.
Обсуждения обид также могут оказаться полезными на некоторых промышленных предприятиях,
242
особенно там, где люди работают близко друг с другом и где легко может возникнуть между ними раздражение.
Если Вы решите проводить такие заседания, то все сотрудники предприятия должны договориться об испытательном сроке, скажем два месяца.
В конце этого периода полезность заседаний должна быть оценена снова. Если участники решат продолжить заседания, то им нужно будет принять решение о выделении времени для регулярных заседаний — одна встреча каждые две-три недели или другой практически осуществимый срок.
Другие чувства
Если у Вас есть другие беспокоящие Вас чувства, которые не встретились в предыдущих упражнениях:
• Преувеличьте симптомы — двигайтесь во все стороны, издавайте звуки, посмотрите на себя со стороны.
• Прислушайтесь к ощущениям Вашего тела и утрируйте его реакции.
• Измените Ваши чувства на противоположные и испытайте их.
• Проведите диалог «Собака-сверху»/«Собака-снизу».
• Примите на себя ответственность за свои чувства. Например, вместо того чтобы говорить: «Это он/она угнетает меня», скажите: «Я позволяю себе быть подавленным».
3. Прослеживание старых чувств
В следующий раз, когда Вы осознаете, что неадекватно реагировали на ситуацию, попытайтесь проследить Ваши чувства до самой первоначальной сцены (18).
243
• По мере возникновения ситуации спросите себя: «Какие чувства я испытываю сейчас в действительности?»
• Не скрываются ли под Вашими чувствами другие чувства? Гнев под виной? Страх под ненавистью? Беспомощность под гневом?
• О чем они напоминают Вам? Когда Вы испытывали их ранее?
• Вернитесь к первоначальной сцене:
• Где это происходило?
• Кто был руководителем?
• Кто был участником?
• Какие исполнялись роли?
• Что Вы испытывали?
Используя ролевую игру, проиграйте с кем-нибудь эту сцену. Если Вы один, то попробуйте проиграть различные стороны Вашего Я.
4. Сообщения на Вашей «футболке»
Вы посылаете людям сообщения, которые заставляют их считать, что Вы
«Мудрый Как Сова», «Змея Подколодная», «Бабник», «Важный Как Павлин», «Подлец», «Под Башмаком У Жены», «Упрямый Как Осел», «Сильный Как Вол», «Меньше Булавочной Головки», «Ни Рыба Ни Мясо», «Старый Краб», «Хитрый Как Лиса», «Беспечный Как Жаворонок», «Трусливый Как Заяц», «Кроткий Как Ягненок» или «Неуклюжий Как Слон В Посудной Лавке»?
• Если да, то почему Вы производите такое впечатление? Какие Вы принимаете позы, используете жесты, какое у Вас выражение лица, тон голоса? и т.д.
Теперь опросите по крайней мере пять своих знакомых (19), как бы они представили Вас в виде:
цвета, сельской местности, кулинарного блюда, музыкального произведения, знаменитого человека.
погоды, породы собаки, части тела, стиля одежды, вида литературы, предмета мебели.
После того как Вы соберете эту информации изучите ее. Затем рассмотрите следующие вопросы:
244
• Какие сообщения Вы посылаете другим, чтобы заявить их видеть Вас такими?
• Какие из этих сообщений являются приманками? Навязчивыми замечаниями? Оскорблениями?
• Нет ли у Вас коллекции «футболок», которые Вы носите в разных местах с разными людьми?
• Это те сообщения, которые Вы хотите послать? Если нет, то что Вы могли бы сделать иначе?
5. Контрольный список сценария
Быстро прочтите следующее задание. Пишите первое, что приходит Вам в голову. Затем вернитесь назад и заполните пропуски в ответах после дополнительных размышлений. Заполните весь список (20), когда Вы закончите читать эту книгу.
Оцените, что Вы думаете о других и о себе большую часть времени.
Я о'кей—————————————————Я не о'кей
Другие о'кей—————————————Другие не о'кей
То, что я считаю о'кей————————————————
То, что я считаю не о'кей———————————————
Теперь оцените Вашу половую идентичность
Я о'кей ———————————————— Я не о'кей
(мужчина/женщина) (мужчина/женщина)
Мужчины о'кей ——————————Мужчины не о'кей
Женщины о'кей —————————Женщины не о'кей
Надписи на моей «футболке» —————————————
Моя коллекция ярлыков ———————————————
Чем я расплачиваюсь за ярлыки ———————————
Основная манипуляторская роль ———————————
(Преследователь, Спаситель, Жертва)
Дополнительные роли — исполняемые моими ——
Любимые игры, в которые я играю: ——————
как Преследователь с кем?
как Спаситель с кем?
как Жертва с кем?
Вид сценария ————————————————————
(конструктивный, деструктивный, непродуктивный)
245
Тема сценария —————————————————————
Эпитафия, если бы занавес опустился сейчас —
Тип драмы ————————————————————
(фарс, трагедия, мелодрама, сага, комедия и т.д.)
Реакция зрителей на мою драму ———————————
(аплодисменты, скука, страх, слезы, враждебность)
Новый сценарий, если Вы его хотите————————
Новая эпитафия, если Вы ее хотите ———————
Договор с собой для нового сценария ———————
СОСТОЯНИЕ Я ВЗРОСЛОГО
Человеческая мысль, простираясь к новым идеям,
никогда не возвращается к своим
первоначальным размерам.
Оливер Уэнделл Холмс
Людям часто кажется, что они неспособны избежать неприятностей или несчастий. Они считают, что пойманы в ловушку работой, обществом, семьей или образом жизни. Они не видят альтернатив поиска новой работы или улучшения той работы которую имеют, не видят возможности смены общественной среды, супруга/супруги, разрыва отношений с кем-либо или не верят в возможности любви и воспитания детей более эффективными методами. Они ограничивают свое восприятие проблемы, часто не видя возможных выборов или очевидных решений, все время применяют один узкий подход и испытывают его снова и снова, даже когда становится очевидным, что он не разрешит проблему и даже не изменит ситуацию.
Эффект удара ловушки
Иногда нежелание человека или отказ взглянуть на ситуацию в целом является результатом избегания очевидного — очевидного диагноза, решения, обходного пути и т.д. Берн называет избегание очевидного «ударом ловушки». Когда люди считают, что пойманы в ловушку, они импульсивно продолжают «биться об одну и ту же ситуацию», очень напоминая барана, бодающего каменную стену, чтобы проложить себе путь, и не замечающего, что существует другой путь, отличный от того, чтобы биться головой об стену. Они ожидают, что если стараться изо всех сил, то как-нибудь можно будет устранить препятствие и достигнуть того, что они хотели.
Люди, пойманные в ловушку, часто говорят о себе так:
247
«Я бьюсь и бьюсь над этим, а результатов никаких».
«День за днем я чувствую, что бьюсь головой о кирпичную стену».
«Я годами пытаюсь это сделать и так ничего не могу достигнуть».
«Сколько сил я трачу на этого ребенка, но так и не могу справиться с ним».
Человек, который укрепляет состояние Я Взрослого, может выбраться из ловушки, поняв, что ему явно не следует делать. Тем самым он освобождает себя для того, чтобы более объективно взглянуть на ситуацию и, используя возможности своего Взрослого, проверить реальность, найти альтернативные решения, оценить их последствия и, наконец, сделать выбор.
Состояние Я Взрослого
Каждый человек имеет состояние Я Взрослого и, если только у него нет серьезных повреждений мозга, может использовать способности Взрослого по обработке данных. Часто обсуждаемая проблема «зрелость против незрелости» не существует в структурном анализе. То, что называют «незрелостью», — это привычка проявлять детское поведение неадекватным образом.
Состояние Я Взрослого может использоваться для того, чтобы размышлять, вычислять вероятности, собирать, перерабатывать информацию и сохранять ее для использования в будущем. Оно дает возможность быть более независимым и более разборчивым в своих реакциях. Берн говорит, что Взрослый — это:
...совокупность чувств, установок и типов поведения, которые приспособлены к текущей реально<
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!