Игра «Судебное Разбирательство» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Игра «Судебное Разбирательство»

2020-08-20 119
Игра «Судебное Разбирательство» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Игра «Скандал» иногда приводит к игре «Судебное Разбирательство». В предыдущем случае отец с до­черью могли позвать мать, чтобы она рассудила их. Иг­ра может включать любое число участников, но в ос­новном она предусматривает участие трех игроков. Обычно те, кто играет в эту игру, с детства привыкли манипулировать авторитетами, становясь на их сторону против их оппонентов. Позиция, которую они занимают, это позиция «Я о'кей, Вы не о'кей». Основные ро-ли этой игры — Истец, Обвиняемый и Судья. Иногда имеются и Присяжные — дети, сотрудники, отдел кадров или кто-нибудь еще.

Супружеские пары часто обращаются за помощью к консультанту, занимающемуся супружескими проблемами. чтобы он рассудил их; сотрудники могут излагать жа-

227

лобу шефу или другим сотрудникам в перерыве за чашкой кофе; преподаватель и студент могут вынести свои разногласия на суд ректора, декана или совета правления. Каж­дый, представляя свой случай третьему, надеется, что другой будет признан виновным.

К адвокату

Жена, в качестве истца: Я всегда аккуратна с деньгами. Он же безответственно превы­сил наш кредит, и теперь мы не можем выкупить векселя.

Муж, в качестве ответчика: Она дает мне так мало денег на карманные расходы, что я даже не могу позволить себе уго­стить моих друзей виски.

К начальнику

Сотрудник А: Я работаю в нашей фирме боль­ше его. Тем не менее он полу­чил отпуск в июле, а мне под­сунули сентябрь.

Сотрудник В: Что поделать, если июль — это единственный месяц, когда моя жена может освободиться. Раз­ве я могу провести отпуск один?

Декан

Преподаватель в качестве истца: Он заслужил эту низкую оцен­ку, потому что всегда опаздыва­ет с заданиями. Даже когда я давал ему дополнительное вре­мя, он все равно не успевал сделать некоторые из них.

Студент в качестве ответчика: Он дает мне так много заданий, как никому во всем колледже. Когда я после занятий пришел к нему за помощью, я думал, что это поможет наверстать мне часть работы.

«Судебное Разбирательство» может исполняться и как криминальная игра, в которой два человека сооб­щают об обстоятельствах своего дела настоящем) судье и одного из них находят виновным, а другого оп­равдывают. В эту игру часто играют на многих брако­разводных процессах.

228

 

Игра «Полицейские И Воры»

 

Некоторые преступники совершают преступления ради наживы, другие, чтобы играть в игру «Полицей­ские И Воры». Эта игра очень похожа на детскую игру в прятки, в которой одни прячутся, а другие их ищут, расплата заключается в огорчении по поводу того, что тебя отыскали. Однако вскоре становится ясно, что на­стоящая кульминация игры — когда тебя нашли. Хоро­шие игроки знают, как надо себя вести, чтобы не затя­нуть игру и получить от нее удовольствие. Так, если ищущий никак не может найти спрятавшегося, тогда тот может подать ему сигнал, например кашлянуть или уронить что-нибудь в качестве подсказки.

Игрок, играющий в игру «Полицейские И Воры», который является взломщиком или грабителем банка, ухитряется оставить после себя следы или совершает ненужное насилие. Вор, потакающий чувствам своего Ребенка, стремится проиграть, давая выход своему гне­ву и побуждая полицейских поймать его. Профессио­нальные же преступники, наоборот, тщательно следят, чтобы не оставить после себя никаких следов, избега­ют излишнего насилия и стремятся к тому, чтобы их не поймали.

Динамика игры «Полицейские И Воры» подобна двум играм, которые дополняют друг друга: «Попался, Сукин Сын» и «Пни Меня».

 

Отказ от игр

 

Игры укрепляют старые решения. Однако старые решения не вечны и могут быть изменены. Люди, кото­рые решили отказаться от того, чтобы играть в жизни, посвящают свое время осознанию игр, особенно тех, которые начинают они сами. Они постигают, как опре­делить свои роли в них, как прервать их, как избегать их, как получать и давать положительные контакты и как структурировать свое время более подходящим об­разом «здесь и теперь». Они знакомятся со своими возможностями и становятся больше похожими на тех, кем рождены быть (10, 11).

229

Игру можно прервать, отказываясь играть или отказываясь от расплаты. Например, отказ дать совет или предложение игроку в игре «Почему Бы Вам Не... — Да, Но обычно останавливает игру. Эта остановка игры происходит с помощью пересекающейся трансакции (12). Когда играющему в игру «Это Все Из-за Тебя» вместо автори­тарного ограничения дается разрешение, игра также пре­кращается. Отказ от оправданий в ответ на критическое замечание или воздержание от чрезмерной критичности останавливают игру «Скандал».

Одна молодая женщина, которая многие годы игра­ла со своим отцом в игру «Скандал», научилась преры­вать эту игру тем, что не защищалась, когда он крити­ковал ее. Вместо этого она, используя трансакцию с обратной связью, размышляла над тем, насколько она понимает его чувства. Когда отец ворвался на кухню и закричал: «Почему ты не приготовила обед?» — она вместо того, чтобы оправдываться, сказала: «Ты, ка­жется, очень расстроен из-за того, что я не приготови­ла тебе обед». Удивленно глядя на нее, он выпалил: «Ты не это хотела сказать!» Трансакция с обратной связью часто расстраивает игру.

Тот, кто не хочет начинать игру или участвовать в ней, может также использовать метод выравнивания тела, развитый Франклином Эрнстом (13). Чтобы вы­ровнять свое тело, человеку надо сесть или встать, по­ставить ровно ноги, руки вытянуть параллельно тулови­щу, спину держать прямо, голову ненаклоненной, под­бородок параллельно полу. В таком положении трудно играть в игры с подвохом.

Отказ от пренебрежения — еще один путь остано­вить игру. Человек, который решил воспользоваться этим методом, должен прежде всего определить, в ка­ком месте игры высказывается пренебрежение. Напри­мер, в игре «Скандал» пренебрежение является обычной частью первой трансакции. В игре «Насильник» или «Капкан» это, как правило, последняя трансакция, когда кто-то сражен. Чтобы прекратить игру, не обяза­тельно знать ее название. Люди, которые отказывают­ся от пренебрежения к себе и другим, тем самым от­казываются и от своих игр.

Отказ от игры может приводить к чувству отчаяния и вопросу «А что теперь?». Некоторые люди решают играть в менее болезненные и более умеренные игры.

230

Тем не менее, когда игра прекращается полностью, обычно требуется чем-нибудь занять ее место. Чтобы заполнить этот пробел, люди должны сделать свои контакты более открытыми и структурировать свое время более конструктивно. Они могут с интересом за­ниматься дополнительной деятельностью и могут по­зволить себе свободу быть более откровенными. Оба качества характерны для Выигрывающих.

 

Резюме

 

Люди собирают ярлыки, чтобы подкреплять ста­рые детские чувства. Один из путей сбора ярлы­ков — исполнение игр. Исполнители игр наряду с получением ярлыков получают контакты (хотя они могут быть и отрицательными), структурируют вре­мя (хотя это может быть и трата его), подкрепляют свои психологические позиции (хотя они могут быть неразумными), содействуют продвижению сценария (хотя он может быть и деструктивным), чувствуют себя оправданными, рассчитываясь за старые обиды (хотя они при этом чрезмерно потакают себе), и из­бегают встречи со своим истинным Я (хотя они могут вести себя так, будто этого и хотят). Серьезные иг­роки отказываются от возможности быть Выигрываю­щими.

Выигрывающие воздерживаются от сбора отри­цательных ярлыков, от исполнения одних и тех же старых игр и, таким образом, уменьшают отрица­тельные эпизоды и «расплаты». Изучая, как вести себя более реалистично «здесь и теперь», разбира­ясь со своими обидами настолько быстро и откры­то, насколько это практически возможно, они «от­секают» свои черты Проигрывающего и становятся более похожими на личностей, которыми они и рождены быть.

 

Упражнения

 

Когда бы Вы ни начали движение к независимости, старые чувства могут напомнить Вам, кем Вы «привык­ли быть». Осознание того, что Вы чувствуете, даже ес-

231

ли это кажется неразумным, дает Вам возможность из­мениться.

1. Ваша коллекция ярлыков

Многие чувства являются искренними и соответст­вующими происходящему. Однако если Вы эксплуати­руете свои чувства, если они не соответствуют настоя­щей ситуации, то Вы собираете ярлыки. Чтобы изучить Вашу коллекцию ярлыков, рассмотрите следующие вопросы:

• Какие чувства Вы обычно испытывали в детстве в трудных ситуациях, при сильном волнении или при на­растающей тревоге?

• Что Вы видели, слышали или предчувствовали и что заставляло Вас испытывать именно эти чувст­ва?

• Какие чувства (ярлыки), став взрослым, Вы наибо­лее часто испытываете, когда Ваши дела идут плохо? Страх? Неполноценность? Гнев? Вину? Беспомощ­ность? Тревогу? Какие еще?

• В каких ситуациях возникают эти старые чувства? Напоминают ли они ситуацию Вашего детства?

• Вы выкупаете свои ярлыки, чаще всего долго оби­жаясь на кого-нибудь? Давая выход своему гневу? Скрипя зубами? Пускаясь в кутежи? Набрасываясь на кого-нибудь?

• Вы собираете ярлыки для большой коллекции?

• Если Вы сейчас собираете ярлыки, то как Вы на­мереваетесь расплатиться за них? Какой ценой?

• Где Вы расплачиваетесь за Ваши ярлыки?

• Вы собираете их в одном месте, а расплачивае­тесь в другом; например, собираете на работе, а рас­плачиваетесь дома?

2. Интеграция старых чувств

Следующие упражнения помогут Вам интегрировать определенные чувства, которые были обусловлены Ва­шим прошлым и беспокоят Вас в настоящем. Проверь­те их, когда активизируется старая запись в Вашей па­мяти, неуместная в настоящей ситуации. Используйте

232

упражнения, более всего подходящие к чувствам, ко­торые Вы с большей вероятностью собираете в виде ярлыков. Если Вы найдете их слишком волнующими, остановитесь. Большое зеркало, в котором Вы можете себя видеть в полный рост, будет Вам удобным под­спорьем.

Неполноценность

Если у Вас возникает чувство неполноценности, по­пытайтесь преувеличить свои чувства и поступки.

• Расскажите себе, какой Вы глупый и неполноцен­ный. Посмотрите глупо. Утрируйте выражение Вашего лица.

• Ведите себя глупо и абсурдно, двигаясь по ком­нате.

Теперь измените свои ощущения на противополож­ные.

• Взгляните на себя в зеркало и скажите себе пря­мо в лицо: «Я о'кей»,

• Произносите это громко каждый день в течение недели и про себя каждый раз, когда увидите свое от­ражение в зеркале или в оконном стекле. Проде­лывайте это, пока у Вас не появится ощущение «Я о'кей».

• Спросите себя: «Что меня убедило в том, что я был не о'кей?»

«Включите Ваш внутренний видеомагнитофон» и прослушайте записи Вашего Родителя о Вашей непол­ноценности.

• В течение двух дней замечайте все случаи, когда Вы унижаете сами себя.

• Затем, в течение двух последующих дней, пре­рывайте себя всякий раз, когда Вы начнете унижать себя, откажитесь также принимать унижения от дру­гих.

• Составьте список всех тем, в которых Вы компе­тентны. Не пренебрегайте любыми деталями жизни, которые Вы полноценно реализуете.

• Начните собирать золотые ярлыки и вручайте себе золотой ярлык каждый раз, как Вы исполните что-нибудь уверенно. Скажите себе: «Я сделал это хоро­шо».

233

Беспомощность

Начните упражнение с того, что сосредоточьтесь на осознании реального смысла Вашего физического воз­раста.

• Посмотрите на себя в зеркало в полный рост Проверьте, как Вы выглядите в фас, в профиль, со спины.

• Далее, продолжайте изучение себя, постепенно спускаясь от макушки к ступням.

• Начните подробный осмотр лица. Рассмотрите свою кожу, черты лица, волосы, какие они на самом деле.

• Соответствует ли Ваше представление о себе тому, как Вы выглядите на самом деле? Заметили ли Вы что-нибудь, что Вы не замечали в себе ранее? Это вызвало у Вас улыбку или заставило Вас нахму­риться?

• Вы ощущаете себя ребенком или понимаете, что Вы взрослый мужчина/женщина?

Теперь определите, в каких областях своей дея­тельности Вы излишне зависимы или беспомощны.

• С деньгами? В принятии решений? За рулем авто­мобиля? В выборе одежды? В чем?

• С кем Вы чувствуете себя беспомощным? С кем знающим? В чем состоит отличие?

• Какие преимущества Вы получаете от того, что ведете себя беспомощно? Это позволяет Вам манипу­лировать кем-нибудь? Это «избавляет» Вас от чего-ни­будь?

Если Вы чрезмерно зависите от поддержки окружа­ющих, вообразите обратное. Представьте себе ситуа­цию, в которой другие зависят от Вас. Выполняйте это упражнение несколько раз в неделю.

• Когда Вы почувствуете себя готовым перейти к действию, начните постепенно делать то, что Вы себе представляли.

• Затем попытайтесь расширить область своей ком­петенции. Попробуйте испытать новые действия — до­бровольно участвовать в решении общественных про­блем, спланировать воскресное путешествие, принять решение, которое давно висит на Вас, сделать что-ни­будь для себя, что Вы обычно позволяли делать за Вас другим.

234

Безупречность

Если Вы чрезмерно озабочены Вашей работой, ма­шиной, одеждой, бумагами, столом, домом и т.д., вы­полните упражнение, чтобы утрировать свою навязчи­вую идею совершенствования.

• Например, если Вы стараетесь держать все в совершенном порядке, преувеличьте Ваши действия, под­нимая пыль, возбужденно перекладывая с места на ме­сто бумаги на Вашем рабочем столе, пытаясь навести На нем порядок.

• Теперь, после исполнения симптомов Вашей бе­зупречности, выразите их словами: «Посмотри, какой я безупречный. Я восхищаюсь собой, потому что я бе­зупречен. Я могу управлять людьми потому, что я бе­зупречный человек. Никто не может упрекнуть меня, такой я совершенный».

• Когда Вы почувствуете, что Вами опять движет Ваша идея совершенствования, повторите это упражне­ние, утрируя свое поведение.

Рассмотрите такие вопросы:

• В какой старой записи моей памяти говорится, что я должен быть безупречным?

• Каких чувств я избегаю, стараясь быть безупреч­ным?

• Как влияет моя идея совершенствования на то, как я использую свое время?

• Что действительно важно делать безупречно? Что не так важно?

Депрессия

Когда Вас охватывает уныние, посмотрите на себя в зеркало.

• Внимательно изучите свое лицо. На кого Вы похожи, когда испытываете депрессию?

• Теперь окиньте себя взором. Как Вы держите Плечи, руки, живот и т.д.?

• Напоминаете ли Вы себе одного из Ваших родите­лей?

Теперь утрируйте признаки Вашей депрессии.

• Сначала утрируйте выражение своего лица и положение тела.

235

• Если Вас охватывает тоска, свернитесь калачиком, заткните уши, прикусите нижнюю губу и, насколько можете, выразите всем своим внешним видом свое не­удовольствие.

• Если Вы плачете, возьмите несколько вообра­жаемых букетов и полейте их воображаемыми сле­зами.

• Утрируйте любой симптом, который Вы осозна­ете.

Теперь осознайте, что чувствует Ваше тело, когда Вы подавлены.

• Если Вы чувствуете тяжесть в плечах и вокруг шеи, попытайтесь обнаружить, не связана ли эта на­пряженность с определенным человеком.

• Если связана, скажите мягко: «Слезь со спины». Если эта фраза «подойдет», произносите ее все громче и громче, повышая громкость до крика.

Теперь спросите себя:

• Чем бы я мог заняться в то время, пока я сижу здесь и ощущаю себя несчастным?

Далее измените признаки Вашей депрессии на про­тивоположные.

• Если Ваши глаза смотрят печально, уголки губ опущены, измените выражение своего лица на проти­воположное.

• Если Ваша голова наклонена, а плечи опущены, высоко поднимите голову и расправьте плечи. Ударьте себя в грудь и скажите: «Я не должен отвечать за все и за всех!» или «Я о'кей».

Страх

Сядьте и вспомните все обстоятельства и всех людей, которых Вы опасаетесь. Напишите их спи­сок.

• Возьмите Ваш список и представьте, что Вы встречаетесь с каждым человеком из Вашего спи­ска, попадаете в обстоятельства, которые в нем ука­зали.

• Преувеличивайте Ваши ощущения (в конце кон­цов, это всего лишь фантазия).

• Что самое худшее может произойти с Вами?

• Что Вы собираетесь предпринять в этой ситуа­ции?

236

Теперь испытайте чувство, противоположное чувст­ву страха, — свирепость.

Посмотрите настолько свирепо, чтобы можно было заставить кого-либо бояться Вас.

• Двигаясь по комнате, будьте свирепым по отноше­нию к предметам, находящимся в ней. Почувствуйте свою силу, когда будете свирепым.

Теперь, попеременно изменяясь, сперва преуве­личивайте Вашу боязливость (опасайтесь всех пред­метов в комнате), а затем преувеличивайте Вашу свирепость. Не получили ли Вы каких-нибудь сооб­щений? Если Вы боитесь кого-то из Ваших знако­мых, представьте, что он находится за Вашей спи­ной.

• Что Вы чувствуете?

• Превратите этого человека в громадного медведя или другое хищное животное. Что Вы чувствуете те­перь?

• Спокойно повернитесь и сделайте что-нибудь хорошее для этого свирепого существа. Что проис­ходит?

Если Вас беспокоят кошмары, в которых кто-то или что-то преследует Вас, скажите себе, что в следующий раз, когда Вам будет сниться такой сон, Вы посмотрите прямо в лицо опасности и смело встретите Вашего вра­га. Оставайтесь уверенным и спокойным. Вы сможете управлять ситуацией.

• Теперь вообразите, что Вы сами преследуете ко­го-то или что-то, что пугало Вас во сне. Представьте себя большим и сильным.

Вина

Если Вы часто чувствуете себя виноватым, Вы, ви­димо, осуждаете себя за что-то. Представьте себя в зале суда. Вы присутствуете на судебном разбирательст­ве. Внимательно посмотрите на сцену.

• Кто присутствует на заседании суда?

• Кто является судьей?

• Присутствуют ли присяжные и кто они?

Видите ли Вы кого-нибудь, кто будет защищать вас? Обвинять (преследовать) Вас?

Присутствуют ли на суде зрители? Если да, то как и настроены, какое решение хотят услышать?

237

• Решение суда признает Вашу вину или Вашу неви­новность? Если Вас признают виновным, то какое будет вынесено наказание?

• Теперь защищайте себя сами. Откровенно выска­жите то, что в Ваших интересах.

Если в Вашем внутреннем диалоге Вы играете в иг­ру самомучения, где Ваш Родитель выступает судьей, а Ваш Ребенок обвиняемым, то, используя технику двух стульев, побудьте этими двумя своими противополож­ностями.

• Усадите судью («Собака-сверху») на один стул и подсудимого («Собака-снизу») на другой. Начните Ващ диалог с обвинения. Затем, меняя стул, представьте Ва­шу защиту.

• Если Вы повседневно испытываете чувство вины, остановитесь на какое-то время и произнесите вслух Ваш внутренний диалог между двумя Вашими противо­положностями.

Теперь рассмотрите вопросы:

• Часто ли Вы оправдываетесь и/или выглядите ви­новатым для того, чтобы избежать ответственности за свои поступки?

• Вы привыкли собирать ярлыки вины или Вы дей­ствительно виноваты в чем-то существенном?

Если Ваше чувство вины возникло в результате «преступления», которое Вы в действительности со­вершили против другого или в результате того, что Вы не смогли сделать что-то важное, то спросите себя:

• Как эта ситуация действует на мою нынешнюю жизнь?

• Как я веду себя из-за нее с другими? Могу ли я действительно исправить эту ситуацию сейчас?

• Если нет, могу ли я научиться воспринимать это как дело прошлого, которое нельзя изменить?

• Имел ли я когда-нибудь серьезные основания про­стить себя? Что могло значить прощение в моей жиз­ни?

Иногда приносит пользу обсуждение этого воп­роса. Выберите кого-нибудь, кто умеет хорошо слушать, кто не сможет обмануть Ваше доверие, кто не станет ни осуждать, ни смотреть сквозь пальцы на Ваше поведение. Расскажите этому человеку ° своей вине.

238

Вам будет лете простить себя, если Вы «помиритесь» с кем-нибудь, кто нуждается еще в одном шансе или в дружеской поддержке. Участие в устранении не­которых общественных несправедливостей может по­мочь Вам так же, как и обществу. Не играйте роли Спасителя, будьте им!

Тревожность

Если Вы часто испытываете тревогу, спросите себя:

• А не уничтожаю ли я настоящее, концентрируясь на будущем?

• Я тревожусь из-за того, что преувеличиваю про­блему или оттягиваю ее решение?

• Могу я что-нибудь сделать сейчас, чтобы пере­стать тревожиться, — закончить отчет, составить спи­сок, вернуть книгу, позвать этого человека, подгото­виться к экзамену, назначить свидание, набросать план, закончить уборку?

Далее, попробуйте испытать переживание в «настоя­щем». Трудно испытывать тревогу, когда Вы находитесь «здесь и теперь». Сосредоточьте все свое внимание на ок­ружающем мире (см. упражнение 8 к главе 6).

• Сосредоточьтесь на Ваших органах чувств. На­чните осознавать окружающие Вас цвета, звуки, за­пахи.

• Опишите в письменной форме, что Вы ощущаете. Начните Ваше описание с фразы: «"Здесь и теперь" я осознаю...»

Теперь сосредоточьте все свое внимание на Вашем внутреннем мире.

• Сосредоточьтесь на Вашем теле. Начните осозна­вать Ваше дыхание, сердцебиение, кожу, мускулы и т. д.

• Снова опишите свои ощущения, начиная с фразы: Здесь и теперь я осознаю...

Выполняйте это упражнение в течение нескольких минут, а затем спросите себя:

• Я использовал одни ощущения и не использовал другие?

Когда я сосредоточивался на своем теле, я оставил без внимания определенные его части? (В этом упражнении многие люди игнорируют тот факт, что они имеют гениталии и органы выделения.)

239

• Если Вы обнаружите, что использовали не Все свои ощущения или не осознали некоторые части вашего тела, повторите упражнение, уделяя особое внимание тому, что Вы пропустили.

• Каждый раз, когда Вы начинаете чувствовать тревогу, выполняйте это упражнение пребывания в насто­ящем.

Тревожность и затрудненное дыхание часто взаимо­связаны. Когда Вы начинаете тревожиться, обратите внимание на Ваше дыхание. Перлз предлагает следующее упражнение:

Медленно выдохните весь воздух, повторите это четыре или пять раз. Затем спокойно вдохните, готовясь выдохнуть без усилий. Вы можете почувствовать поток воздуха в горле во рту, в голове? Дайте воздуху выйти изо рта и почувствуйте его поток руками. Вы держите грудную клетку расширенной, даже когда не вдыхаете воздух? Вы втягиваете свой живот, ког­да вдыхаете? Вы можете чувствовать, как спокойно вдыхаемый Вами воздух идет через нос, по трахее вниз, к тазу? Вы можете почувствовать, как заполняется воздухом и расширяется ниж­няя часть области ребер и грудная клетка? Обратите внима­ние, не напряжено ли Ваше горло, лицевые мышцы, свободно ли дышит Ваш нос. Особое внимание уделите тому, не зажата ли Ваша диафрагма. Сосредоточьтесь на этих напряженных участках тела и предоставьте себе возможность их освобожде­ния (14).

В следующий раз, когда Вы будете взволнованы ка­ким-то человеком, ситуацией и т.д, начните осознавать Ваше дыхание (15).

• Вы сдерживаете свое дыхание?

• Если да, то что заставляет Вас его сдерживать?

• Старайтесь дышать более глубоко.

Гнев

Желание обидеть или уничтожить других часто со­провождается чувством гнева.

Если в детстве Вы чувствовали раздражение по от­ношению к родителям, а сейчас постоянно накапливае­те чувства раздражения против Вашего шефа, супруга/ супруги, сослуживцев, учителей, студентов и т.д., по­пробуйте применить метод исполнения ролей. Исполь­зуйте и технику двух стульев.

• Представьте себе человека, который, сидя позади Вас, вызывает у Вас чувства злости и гнева. Громко скажите, как Вы рассержены и почему.

240

• Начните осознавать реакцию Вашего тела на Ваш гнев. Вы ограничиваете или сдерживаете какую-нибудь часть своего тела? Сжимаете зубы? Кулаки? Мышцы толстой кишки? Утрируйте Ваши ограничения. Что Вы обнаружили?

• Поменяйтесь ролями с человеком, вызвавшим у рас чувство гнева, и будьте этим человеком. Отвечайте так, будто этот другой человек на самом деле находит­ся здесь.

• Продолжайте диалог, переключайтесь с одной ро­ди на другую.

• Если Вы обнаружите, что какая-то фраза, напри­мер «Прекратите вмешиваться в мою жизнь!», «Пре­кратите вредить мне!», «Прекратите ставить меня в не­ловкое положение!», «Почему Вы не предупредили ме­ня?», лучше всего выражает Ваш гнев, то повторите эту фразу несколько раз, каждый раз все громче и громче, пока не закричите.

Затем встаньте на стул. Представьте себе, что чело­век, который вызвал у Вас гнев и злость, находится ни­же Вас.

• Посмотрите на этого человека сверху и ска­жите, что Вас вывело из себя и почему. Выскажите все, что Вы обычно хотите сказать, но никогда себе не позволяли.

• Если Вы почувствуете желание изменить положе­ние, то сделайте это.

Некоторые люди нуждаются в безопасных методах физической разрядки, для того чтобы дать выход нако­пившемуся гневу (16). Следующее упражнение пред­назначено только для психически здоровых людей.

• Встаньте около кровати или дивана, поднимите Руки над головой, сожмите кулаки и согните спину. Опустите руки и начинайте Колотить по кровати. Уве­личивайте силу уларов. Поднимите шум — мычите, сто­чите, плачьте. Если захотите произнести какие-то слова произносите их громко. Пронзительно кричите. Вы­ложитесь до конца.

• Когда Вы устанете или испытаете облегчение, лягте и прислушайтесь к своему телу и к своим ощущениям. Посвятите этому не менее пяти минут. Что Вы обнаружили?

241

• Как вариант можно попробовать бить боксерскую грушу или боксировать с тенью. Издавайте звуки во время движения.

Обидчивость

Коллекционирование любых отрицательных ярлы­ков обычно сопровождается чувством обиды. Обидчи­вость — это, как правило, «требование, чтобы другой испытал чувство вины» (17).

Когда Вы начнете осознавать, что у Вас появля­ется чувство обиды, отнеситесь к каждой ситуации так, будто она уже произошла. Сделайте это для того, чтобы не собирать и не хранить Ваши чувства, а также не расплачиваться за них дорогой ценой самим или заставлять делать это «невиновного» че­ловека.

• Попытайтесь обсудить проблему с тем, кто вы­звал у Вас чувство обиды.

• Когда Вы будете это делать, избегайте обвинений в его адрес.

• Расскажите этому человеку, как на Вас дейст­вует ситуация. Используйте местоимение «Я» вме­сто обвиняющего местоимения «Вы». (Например, «Я не люблю запах табачного дыма, он беспокоит ме­ня» вместо «Вы просто невнимательны к другим, Вы так здесь накурили».)

Попытайтесь с членами своей семьи проводить регулярные семейные заседания, на которых можно было бы обсудить накопившиеся обиды и поста­раться их понять. Чтобы сделать эту процедуру эф­фективной, необходимо применять следующие пра­вила:

• Каждый высказывает вслух обиды, которые он держит на других. (Важно, чтобы другие слушали, но не оправдывали себя. Разрешается высказывать обиды, но не разрешается отвечать на них.)

• После того как обиды высказаны, каждый че­ловек рассказывает другим, что он принял во вни­мание.

• Проводите такие обсуждения ежедневно. По­зже, когда у Вас появится опыт, проводите их еже­недельно.

Обсуждения обид также могут оказаться полез­ными на некоторых промышленных предприятиях,

242

особенно там, где люди работают близко друг с другом и где легко может возникнуть между ними раздражение.

Если Вы решите проводить такие заседания, то все сотрудники предприятия должны договориться об испытательном сроке, скажем два месяца.

В конце этого периода полезность заседаний должна быть оценена снова. Если участники решат про­должить заседания, то им нужно будет принять решение о выделении времени для регулярных заседаний — одна встреча каждые две-три недели или другой прак­тически осуществимый срок.

Другие чувства

Если у Вас есть другие беспокоящие Вас чувст­ва, которые не встретились в предыдущих упражне­ниях:

• Преувеличьте симптомы — двигайтесь во все стороны, издавайте звуки, посмотрите на себя со сто­роны.

• Прислушайтесь к ощущениям Вашего тела и утри­руйте его реакции.

• Измените Ваши чувства на противоположные и испытайте их.

• Проведите диалог «Собака-сверху»/«Собака-снизу».

• Примите на себя ответственность за свои чувства. Например, вместо того чтобы говорить: «Это он/она уг­нетает меня», скажите: «Я позволяю себе быть подав­ленным».

3. Прослеживание старых чувств

В следующий раз, когда Вы осознаете, что неа­декватно реагировали на ситуацию, попытайтесь проследить Ваши чувства до самой первоначальной сцены (18).

243

• По мере возникновения ситуации спросите себя: «Какие чувства я испытываю сейчас в действительности?»

• Не скрываются ли под Вашими чувствами другие чувства? Гнев под виной? Страх под ненавистью? Беспомощность под гневом?

• О чем они напоминают Вам? Когда Вы испытывали их ранее?

• Вернитесь к первоначальной сцене:

• Где это происходило?

• Кто был руководителем?

• Кто был участником?

• Какие исполнялись роли?

• Что Вы испытывали?

Используя ролевую игру, проиграйте с кем-нибудь эту сцену. Если Вы один, то попробуйте проиграть раз­личные стороны Вашего Я.

4. Сообщения на Вашей «футболке»

Вы посылаете людям сообщения, которые заставля­ют их считать, что Вы

«Мудрый Как Сова», «Змея Подколодная», «Бабник», «Важный Как Павлин», «Подлец», «Под Башмаком У Жены», «Упрямый Как Осел», «Сильный Как Вол», «Меньше Булавочной Головки», «Ни Рыба Ни Мясо», «Старый Краб», «Хитрый Как Лиса», «Беспечный Как Жаворонок», «Трусливый Как Заяц», «Кроткий Как Ягненок» или «Неуклюжий Как Слон В Посудной Лавке»?

• Если да, то почему Вы производите такое впе­чатление? Какие Вы принимаете позы, используете жесты, какое у Вас выражение лица, тон голоса? и т.д.

Теперь опросите по крайней мере пять своих знакомых (19), как бы они представили Вас в ви­де:

цвета, сельской местности, кулинарного блюда, музыкального произведения, знаменитого человека.

погоды, породы собаки, части тела, стиля одежды, вида литературы, предмета мебели.

После того как Вы соберете эту информации изучите ее. Затем рассмотрите следующие вопросы:

244

• Какие сообщения Вы посылаете другим, чтобы за­явить их видеть Вас такими?

• Какие из этих сообщений являются приманками? Навязчивыми замечаниями? Оскорблениями?

• Нет ли у Вас коллекции «футболок», которые Вы носите в разных местах с разными людьми?

• Это те сообщения, которые Вы хотите послать? Если нет, то что Вы могли бы сделать иначе?

5. Контрольный список сценария

Быстро прочтите следующее задание. Пишите пер­вое, что приходит Вам в голову. Затем вернитесь назад и заполните пропуски в ответах после дополнительных размышлений. Заполните весь список (20), когда Вы закончите читать эту книгу.

Оцените, что Вы думаете о других и о себе большую часть времени.

Я о'кей—————————————————Я не о'кей

Другие о'кей—————————————Другие не о'кей

То, что я считаю о'кей————————————————

То, что я считаю не о'кей———————————————

Теперь оцените Вашу половую идентичность

Я о'кей ———————————————— Я не о'кей

(мужчина/женщина)                                     (мужчина/женщина)

Мужчины о'кей ——————————Мужчины не о'кей

Женщины о'кей —————————Женщины не о'кей

Надписи на моей «футболке» —————————————

Моя коллекция ярлыков ———————————————

Чем я расплачиваюсь за ярлыки ———————————

Основная манипуляторская роль ———————————

(Преследователь, Спаситель, Жертва)

Дополнительные роли — исполняемые моими ——

Любимые игры, в которые я играю: ——————

как Преследователь                                                     с кем?

как Спаситель                                             с кем?

как Жертва                                                                     с кем?

Вид сценария ————————————————————

(конструктивный, деструктивный, непродуктивный)

245

Тема сценария —————————————————————

Эпитафия, если бы занавес опустился сейчас —

Тип драмы ————————————————————

(фарс, трагедия, мелодрама, сага, комедия и т.д.)

Реакция зрителей на мою драму ———————————

(аплодисменты, скука, страх, слезы, враждебность)

Новый сценарий, если Вы его хотите————————

Новая эпитафия, если Вы ее хотите ———————

Договор с собой для нового сценария ———————

 

СОСТОЯНИЕ Я ВЗРОСЛОГО

 

Человеческая мысль, простираясь к новым идеям,

никогда не возвращается к своим

пер­воначальным размерам.

Оливер Уэнделл Холмс

 

Людям часто кажется, что они неспособны избе­жать неприятностей или несчастий. Они считают, что пойманы в ловушку работой, обществом, семьей или образом жизни. Они не видят альтерна­тив поиска новой работы или улучшения той рабо­ты которую имеют, не видят возможности смены общественной среды, супруга/супруги, разрыва от­ношений с кем-либо или не верят в возможности любви и воспитания детей более эффективными ме­тодами. Они ограничивают свое восприятие пробле­мы, часто не видя возможных выборов или очевид­ных решений, все время применяют один узкий подход и испытывают его снова и снова, даже ког­да становится очевидным, что он не разрешит про­блему и даже не изменит ситуацию.

 

Эффект удара ловушки

 

Иногда нежелание человека или отказ взглянуть на си­туацию в целом является результатом избегания очевид­ного — очевидного диагноза, решения, обходного пути и т.д. Берн называет избегание очевидного «ударом ловуш­ки». Когда люди считают, что пойманы в ловушку, они им­пульсивно продолжают «биться об одну и ту же ситуа­цию», очень напоминая барана, бодающего каменную сте­ну, чтобы проложить себе путь, и не замечающего, что су­ществует другой путь, отличный от того, чтобы биться го­ловой об стену. Они ожидают, что если стараться изо всех сил, то как-нибудь можно будет устранить препятст­вие и достигнуть того, что они хотели.

Люди, пойманные в ловушку, часто говорят о се­бе так:

247

«Я бьюсь и бьюсь над этим, а результатов никаких».

«День за днем я чувствую, что бьюсь головой о кирпичную стену».

«Я годами пытаюсь это сделать и так ничего не могу достигнуть».

«Сколько сил я трачу на этого ребенка, но так и не могу справиться с ним».

Человек, который укрепляет состояние Я Взросло­го, может выбраться из ловушки, поняв, что ему явно не следует делать. Тем самым он освобождает себя для того, чтобы более объективно взглянуть на ситуа­цию и, используя возможности своего Взрослого, про­верить реальность, найти альтернативные решения, оценить их последствия и, наконец, сделать выбор.

 

Состояние Я Взрослого

 

Каждый человек имеет состояние Я Взрослого и, если только у него нет серьезных повреждений мозга, может использовать способности Взрослого по обработке дан­ных. Часто обсуждаемая проблема «зрелость против не­зрелости» не существует в структурном анализе. То, что называют «незрелостью», — это привычка проявлять де­тское поведение неадекватным образом.

Состояние Я Взрослого может использоваться для того, чтобы размышлять, вычислять вероятности, соби­рать, перерабатывать информацию и сохранять ее для использования в будущем. Оно дает возможность быть более независимым и более разборчивым в своих ре­акциях. Берн говорит, что Взрослый — это:

...совокупность чувств, установок и типов поведения, кото­рые приспособлены к текущей реально<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.204 с.