Введение в структурный анализ — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Введение в структурный анализ

2020-08-20 95
Введение в структурный анализ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Структурный анализ является единым методом от­вета на вопросы: кто я? Почему я поступаю именно так? Как я приобрел эти качества? Это метод анализа мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении состояний его Я (3).

Представьте себе мать, громко ругающую своего непослушного ребенка. Ее лицо нахмурено, голос

28

резок, а рука высоко занесена над головой. Вдруг звонит телефон, и она слышит голос подруги. Поза матери, тон ее голоса и выражение лица начинают меняться. Недавно напряженная рука спокойно опускается.

Представьте двух рабочих, сердито спорящих друг с другом. Их спор все более ожесточается. Они напо­минают детей, ссорящихся из-за конфеты. Вдруг они слышат грохот металла, за которым раздается истош­ный крик. Их поведение меняется. Спор прерывается. Раздражение сменяется беспокойством. Один спешит выяснить, что случилось, другой вызывает «скорую по­мощь». Следуя теории структурного анализа, эти рабо­чие, так же как и мать ребенка, изменили состояние своего Я.

Берн определяет состояние Я как «устойчивый тип восприятия и переживаний, связанный с соот­ветствующим устойчивым типом поведения» (4). Берн пишет:

...в этом отношении мозг работает подобно магнитофону, сохраняя полноту переживаний в последовательной форме, воспринимаемой как состояния Я. Это означает, что состояния Я включают в себя естественный способ переживания и запи­си переживаний во всей их полноте. Наряду с этим пережива­ния записываются в виде отдельных фрагментов... (5).

Переживания личности записываются в мозгу и в нервных клетках. Они включают все переживания дет­ства, все перенятое у родителей, восприятия событий и чувств, связанных с происшедшими событиями, и иска­жения, привнесенные в воспоминания. Эти записи хра­нятся подобно записям на магнитной ленте. Их можно воспроизвести, а события вспомнить и даже пережить заново.

Каждая личность имеет три состояния Я, которые являются отдельными и особыми источниками поведе­ния: состояние Я Родителя, состояние Я Взрослого и состояние Я Ребенка. И это не абстрактные понятия, а реальность. «Родитель, Взрослый и Ребенок представ­ляют реальных людей, которые существуют сейчас или которые существовали некогда, которые имеют закон­ные имена и гражданскую подлинность» (6).

Структура личности схематически изображена на рис. 1.

29

 

Рис.1

Состояния Я сокращенно называют Родитель, Взрос­лый, Ребенок. В этой книге они обозначают состояния Я, а не реальных родителей, взрослых или детей[2].

Эти три состояния Я определяются следующим об­разом.

Состояние Я Родителя содержит установки и пове­дение, перенятые извне, в первую очередь от родите­лей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые ро­дительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка.

Состояние Я Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие теку­щей реальности и на получение объективной ин­формации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

Состояние Я Ребенка содержит все побуждения, ко­торые возникают у ребенка естественным образом. Оно

30

также содержит запись ранних детских переживаний, ре­акций и позиций в отношении себя и других. Оно выража­ется как «старое» (архаическое) поведение детства.

Когда Вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали ваши родители, Вы находитесь в состоянии Я Родителя.

Когда Вы имеете дело с текущей реальностью, на­коплением фактов, их объективной оценкой, Вы нахо­дитесь в состоянии Я Взрослого.

Когда Вы чувствуете и ведете себя подобно тому, как Вы делали это в детстве, Вы находитесь в состоя­нии Я Ребенка.

 

Иллюстрирующий пример

Нашему клиенту посоветовали посмотреть для своего сына частную школу, в которой обучение ве­лось неформально и поощрялось творчество. Во вре­мя рассказа о своих впечатлениях у клиента легко на­блюдались три различные реакции. Сначала он нахму­рился и сказал: «Я не понимаю, как можно чему-то научить в этой школе. Здесь же грязный пол!» Затем, откинувшись на спинку стула и разгладив лоб, он на­чал размышлять вслух: «Перед тем как принять окон­чательное решение, я думаю проверить учительские ставки и поговорить с кем-нибудь из родителей». В следующий момент широкая улыбка осветила его ли­цо, и он сказал: «Честно говоря, я и сам бы хотел хо­дить в такую школу!»

 

Когда мы попросили клиента проанализировать свои высказывания, он легко заключил, что первая его реак­ция соответствовала тому, как поступил бы его отец. Его второй реакцией была реакция его Взрослого, ко­торый искал дополнительную информацию. Третьей была реакция его Ребенка, вспомнившего свое безра­достное школьное существование и представившего, как чудесно было бы учиться в школе, подобной той, которую он посетил.

Перед тем как принять окончательное решение, клиент выяснил вопросы, заданные его Взрослым. Впоследствии его сын поступил в эту школу, охотно посещал занятия и достиг значительных успехов по сравнению с прежним уровнем.

31

В соответствии со структурным анализом личность может реагировать на определенное воздействие со­вершенно различным образом из каждого состояния своего Я; иногда эти состояния Я находятся в согласии, иногда в конфликте.

Взгляните на следующие примеры реакций.

 

На картину современного художника

Родитель: Бред какой-то! Что же это должно означать?

Взрослый: Эта картина в соответствии с вы­ставленной ценой стоит триста пять­десят долларов.

Ребенок: О, какой прелестный цвет!

 

На требование конторского отчета

Родитель: Мистер Браун никак не отучится быть надсмотрщиком.

Взрослый: Я знаю, что отчет потребуется мис­теру Брауну к 17 часам.

Ребенок: Что бы я ни делал, я все равно не могу угодить мистеру Брауну.

 

На сцену насилия на улице

Родитель: Поделом этой девице, нечего выхо­дить на улицу так поздно.

Взрослый: Мне лучше вызвать полицию.

Ребенок: Право, разве это не захватывающая сцена!

 

На предложение куска шоколадного торта во время диеты

Родитель: Смелее, милый, это поддержит твои силы.

Взрослый: Этот кусок торта должен содержать по крайней мере четыреста калорий. Я думаю, что воздержусь от него.

Ребенок: Какой вкусный торт! Я могу съесть

его весь.

32

 

На звуки рок-музыки

Родитель: Какую ужасную гадость слушают наши дети!

Взрослый: Мне трудно думать или разговаривать, когда звучит такая громкая музыка.

Ребенок: Эта мелодия вызывает у меня жела­ние танцевать.

 

На опоздание молодой машинистки

Родитель: Бедняжка выглядит так, будто не смыкала глаз сегодня ночью.

Взрослый: Если она не может рассчитывать свое время, остальные сотрудники будут этим недовольны.

Ребенок: Хотел бы я уметь веселиться, не за­мечая времени.

 

На лекцию, в которой используется ненормативная лексика

Родитель: Такие слова лишь свидетельствуют о скудном словарном запасе.

Взрослый: Я удивлен, почему лектор предпочитает использовать такие слова, и мне не яс­но, каково их действие на аудиторию.

Ребенок: Хотел бы я иметь смелость говорить так же.

 

На запах капусты

Родитель: Капуста действительно полезна, она поддерживает здоровье нашей семьи.

Взрослый: Капуста имеет высокое содержание витамина С.

Ребенок: Никто не заставит меня есть эту во­нючую гадость.

 

На знакомство с мужчиной, заключившим Вас в свои объятия

Родитель: Никогда не позволяй незнакомым прикасаться к тебе.

Взрослый: Я удивлена, почему он это сделал?

Ребенок: Он смял меня.

33

Люди, находясь в каждом состоянии Я, могут по-разному чувствовать, обонять, осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя Каждое состояние Я имеет свою собственную программу. Некоторые люди из одного со­стояния Я откликаются чаще, чем из других. Например, те, которые откликаются чаще из состояния Родителя, видят мир глазами своих родителей. В этом случае их способно­сти воспринимать этот мир снижены или искажены.

 

Развитие состояний Я

 

После рождения ребенка его восприятие сосредо­точено на личных потребностях и комфорте. Младенец стремится избегать болезненных ощущений и реагиру­ет на все на уровне чувств. Почти сразу же появляется уникальное состояние Я Ребенка. (Надо отметить, что влияние на состояние Я Ребенка внутриутробного пе­риода еще не исследовано.)

Следующим развивается состояние Я Родителя. Ча­сто оно впервые наблюдается, когда маленький ребе­нок играет в родителей, подражая их поведению. Одни родители бывают огорчены, увидев себя со стороны в игре ребенка. Других это, наоборот, радует.

Состояние Я Взрослого развивается по мере того, как ребенок старается осмыслить окружающий мир и начинает понимать, что людьми можно манипулировать. Ребенок может спросить: «Почему я должен есть, ког­да я не голоден?», или может симулировать боль в жи­воте, когда ему не хочется есть.

Иллюстрирующий пример

Двухлетней Шери подарили на Рождество шагающую куклу. Шери со словами «Я дочка» попыталась забраться на куклу, но та была слишком мала. Тогда она попыталась по­ставить куклу, и это ей удалось. Шери закричала: «Я ма­ма» — и начала подталкивать куклу вперед но скоро устала от этой игры. Сердито оттолкнув куклу, Шери опрокинула ее, затем, снова поставив куклу, попыталась забраться на нее опять, однако не смогла удержать ее. Потерпев неудачу, Шери поставила куклу еще раз. Она четыре раза пыталась менять свою роль. Затем, видимо, поняв, что она слишком большая, Шери окончательно стала «мамой» и повела себя с куклой так, как вела себя ее мать по отношению к ней.

34

Материнское поведение Шери было действитель­ным подражанием матери и исходило из ее состояния Я Родителя. Хотя в своем состоянии Я Ребенка Шери хотела быть ребенком, ее возникшее состояние Я Взрослого собрало и обработало объективные данные, почему она не смогла приноровиться к кукле.

Любая ситуация может активизировать определенное состояние Я, а иногда, как в случае с Шери, различные со­стояния Я могут соперничать между собой. Среди двух взрослых один «ребенок» может пытаться быть «родите­лем» или «старшим» для другого «ребенка».

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.