История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-08-20 | 405 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Основные черты польского Просвещения Политический кризис польского государства, его разделы и начавшийся процесс разложения феодально-крепостнических и развития капиталистических отношений во второй половине XVIII в. явились основными внутренними предпосылками польского Просвещения. На формирование его значительное влияние оказали идеи французских просветителей. Носителями идей польского Просвещения были нарождавшаяся буржуазия и блокировавшаяся, с ней передовая часть шляхты.
Слабость буржуазии и плебейских элементов города, чрезвычайная отсталость деревни привели к тому, что ведущую роль в польском Просвещении играли умеренные элементы, которым были далеки идеи буржуазной революции и последовательная, антифеодальная идеология. В своих требованиях они не выходили за рамки реформ, целью которых были укрепление центральной королевской власти и ограничение своеволия магнатов. В шляхетско-буржуазных кругах пробуждался интерес к прошлому народа, к вопросам возникновения польского государства, его расцвета и упадка. Прогрессивная общественность подвергает критике теологическую историографию и обращается к поискам новых источников, чтобы на их основании с помощью разума открыть правду об историческом прошлом своего народа.
Идеологи шляхетско-буржуазного блока, философы-материалисты Гуго Коллонтай (1750—1812) и Станислав Сташиц (1775—1826) занимают особое место в развитии польской исторической мысли. В своих,публицистических сочинениях, написанных в 80—90-х годах XVIII в., Коллонтай и Сташиц не только дали исчерпывающую характеристику современной им Речи Посполитой, но и неоднократно высказывались об ее историческом прошлом. Обращение к прошлому нужно было им, чтобы подкрепить свою программу реформ, суть которой сводилась к следующему: ликвидация «liberum veto» в сейме, введение наследственной королевской власти, предоставление политических прав буржуазии, ликвидация крепостничества. В политической анархии, сословных привилегиях шляхты, отсутствии у буржуазии политических прав и в угнетении крестьян Сташиц и Коллонтай справедливо усматривали главные причины упадка Польши. Особенно резко они осуждали магнатов за их эгоистическую, антинациональную политику.
|
Сташиц и Коллонтай защищали национальный суверенитет польского государства, разоблачали религиозное мракобесие и средневековую схоластику, отстаивали идею прогресса в природе и обществе.
В своей научной переписке и работе «Критический разбор основ истории начала человеческого рода» Коллонтай неоднократно касался вопроса о задачах и методе исторической науки. Он придавал большое значение сбору, публикации и критическому анализу источников. Историю он расценивал как науку, имеющую большое политическое и моральное значение, и призывал изучать историю человечества, не отрывая ее от географической среды. Коллонтай признавал наличие в природе и обществе постоянных объективных законов. Он считал, что предметом исторических исследований должна быть история городов, ремесла, обычаи, законодательство, наука, просвещение и т. д.
Ст. Сташиц в философско-дидактической работе «Человеческий род» сделал попытку осветить всю историю человечества с точки зрения прогресса, непрерывного развития, борьбы прогрессивных сил с реакционными. Он писал: «Человеческая история — это великая, непрерывная борьба цивилизации против всех сил, препятствующих ее развитию и ее прогрессу»; «Все на этой земле находится в непрерывных... изменениях, в закономерной деятельности, движется вперед... и непрерывно стремится к совершенствованию».
Первоначальным источником социального угнетения, которое впоследствии пришло на смену первобытной свободе и равенству, Сташиц считал завоевание охотничьими народами земледельческих. Эксплуатация народных масс господами была причиной бунтов и восстаний.
|
Рассматривая развитие исторического процесса по восходящей линии, Сташиц и Коллонтай полагали, что он должен закончиться «идеальным, справедливым» строем, который соответствовал бы «естественным законам». Объективно таким строем они считали буржуазный. Сташиц писал: «Равенство, свобода и собственность — самые важные и самые простые выводы из прав, человека».
Коллонтай и другие прогрессивные мыслители Просвещения движущую силу истории видели в разуме и человеческих страстях, они не освободились от убеждения о решающей роли отдельных личностей в историческом развитии.
Адам Нарушевич и его последователи Виднейшим представителем польской историографии и периода Просвещения был Адам Нарушевич (1733—1796), преподаватель иезуитских коллегий Варшавы и Вильно.
Нарушевич принадлежал к умеренному крылу польского Просвещения. В конце 60-х — начале 70-х годов он сблизился с польским королем Станиславом Августом Понятовским и по его предложению приступил к работе по истории Польши. С помощью копировщиков Нарушевич собрал огромное количество разнообразных польских и зарубежных источников, которые составили 230 томов и получили название «Папки Нарушевича». Им была написана «История польского народа», охватывающая период с древнейших времен до 1386 г. Кроме того, он издал работу «Жизнь Карла Ходкевича» и несколько других.
Нарушевич противопоставлял старой теологической историографии теоретические основы рационалистического понимания истории, отрицал непосредственное влияние провидения на исторические события; историю считал светской наукой, имеющей познавательные, практические и морально-политические цели. Нарушевич подверг сомнению достоверность исторических традиций и легенд и призывал в исторических исследованиях опираться на свидетельства современников. Он впервые в польской историографии разработал элементарные методы критики источников.
Нарушевич считал, что историки должны изучать политическую и экономическую историю, историю культуры, науки и религии, историю государства, права, торговли и т. д. Однако эта широкая программа только частично была реализована им в «Истории польского народа». В центре его работы находятся «выдающиеся личности» — короли. Объясняется это тем, что историю Нарушевич рассматривал как результат творчества личностей, действовавших под влиянием психологических мотивов, страстей. Идеи прогресса он не признавал.
|
Работы Нарушевича пронизаны монархическим духом, стремлением убедить читателя в том, что сильное монархическое правление положительно влияет на, благосостояние общества и силу государства. Вину за ослабление и упадок польского государства он возлагал прежде всего на магнатов, обвиняя их в произволе, анархии, жадности.
В «Истории польского народа» Нарушевич подтверждал существование в Польше тяжелых податей и повинностей, выражал сочувствие крестьянам и осуждал их угнетателей — богатых панов. Появление крепостничества Нарушевич связывает с приходом славян из соседних стран и завоеванием ими местного населения, в результате чего было ликвидирована первобытное «гминовладство». Вместе с тем неравенству, возникшему в результате завоевания, он противопоставлял «естественное», сословно-классовое, которое существует якобы с незапамятных времен. Право панов на землю он считал бесспорным, заявляя, что земля, удерживаемая панами, «всегда была панской».
Колебания и непоследовательность Нарушевича объясняются его идеологической двойственностью. Он понимал потребность реформ, но в то же время не порвал с феодальной традицией, не помышлял о серьезных социально-политических преобразованиях в феодальной Польше.
Работы Нарушевича проникнуты национальным чувством, патриотизмом, что также свидетельствует о его связи с лагерем польского Просвещения.
Одним из видных последователей и распространителей взглядов Нарушевича был Юлиан Урсын Немцевич (1757—1841). Наибольшей популярностью пользовались его «Исторические песни», выдержавшие за 100 лет 20 изданий. «Песни» популяризовали взгляды на прошлое в духе идеологии польского Просвещения. Последнюю часть «Песен» Немцевич посвятил вопросу упадка Польши, причину которого он видел в усилении власти магнатов.
|
Немцевич известен также как издатель сборника источников по истории Польши.
Видным историком и общественным деятелем Польши конца XVIII — начала XIX в. был Тадеуш Чацкий (1763—1813). Главное внимание в своих исследованиях он уделил экономическим проблемам, проблеме торговли, истории культуры и права, т. е. сюжетам, которые до него в польской историографии были очень мало изучены.
Много сделал в деле изучения польской истории и культуры Ежи Самуэль Бандтке (1768—1838). Он написал обобщающий труд по истории Польши, охватывавший период с древнейших времен до 1829 г. Работа выполнена в основном в духе историографии Просвещения. В отличие от Нарушевича, автор осуждает всякие формы религиозной дискриминации. Вину за проявление религиозной нетерпимости, упадок культуры и просвещения, политический кризис Польши он возлагал на иезуитов. Появление зависимости крестьян он связывал с «нуждой и голодом», которые заставляли бедных идти в кабалу к богатым. Вторым источником зависимости он считал плен. Причину крестьянских восстаний Бандтке видит в угнетении крестьян панами.
Польская историография 20-50-х годов Х I Х в. Эти годы являются важным этапом в развитии польской историографии. Они характеризуются быстрым развитием промышленности в Царстве Польском, проникновением капитализма в сельское хозяйство, обострением классовой борьбы. Объективно в Польше в этот период назревала национально-буржуазная революция. В силу исторических условий во главе национального, движения находились шляхта и связанные с ней слабая польская буржуазия и интеллигенция. Поражение восстания 1830—1831 гг. и кризис феодальной системы заставили наиболее прогрессивных представителей шляхты в своей программе в той или иной степени связывать дело национального освобождения с вопросом ликвидации феодальных отношений, Однако классовая ограниченность шляхты наложила отпечаток на программу и идеологию всего движения. Стремясь объективно к буржуазному строю, идеологи буржуазно-демократического лагеря прославляют польскую старину, эпоху расцвета феодализма, призывают вернуться к прошлому. Все эти тенденции были характерны для Лелевеля и его так называемой революционно-романтической школы, являвшейся ведущей в польской историографии второй трети XIX в.
Крупнейшими центрами польской культурно-научной и общественно-политической мысли в период существования автономного Царства Польского (1815—1832) являлись Варшавский и Виленский униерситеты и Варшавское общество друзей науки. После подавления восстания 1830—1831 гг. в русской и других частях Польши резко усиливается национально-политический гнет, автономия Царства Польского ликвидируется, польские университеты закрываются, что на носит большой ущерб развитию польской науки и культуры. В известной степени это восполняется культурно-научной и общественно-политической деятельностью польской эмиграции, влияние которой в польских землях в 30-е годы было значительным. Однако в 40—50-е годы в польских землях возникают новые очаги общественно-политической и культурной жизни.
|
Революционно-романтическая школа. Иоахим Лелевель (1786-1861) Выдающийся польский историк и общественный деятель Иоахим Лелевель родился в Варшаве в дворянско-чиновничьей семье. Учился в Виленском университете, затем до 1824 г. был в нем профессором всеобщей истории. Его лекции, отличавшиеся смелостью мысли, патриотическими и демократическими идеями, пользовались большим успехом у студентов. После раскрытия царскими властями в Виленском университете тайных студенческих организаций Лелевель был отстранен от преподавания и переселился в Варшаву. Здесь, занимаясь научной работой, он принимал активное участие в национально-освободительном движении; избирался послом в сейм Царства Польского. В период восстания 1830—1831 гг. Лелевель был введен демократическими слоями в состав шляхетско-аристократического повстанческого правительства.
После поражения восстания Лелевель эмигрировал во Францию (откуда был вскоре выслан в Брюссель, где прожил до конца жизни). Там он становится одним из вождей буржуазно-демократической польской эмиграции. В эти годы Лелевель активно выступает за освобождение польских, крестьян с землей, за предоставление им политических прав. Он понимал, что только такая программа может обеспечить успех национально-освободительной борьбы, союзником в которой считал освободительное движение народов Западной Европы и России. Идею дружбы и совместной борьбы польского и русского народов против царизма Лелевель пронес через всю свою жизнь.
В 1847 г. Лелевель вошел в международное Демократическое объединение, созданное при участии К. Маркса и Ф. Энгельса, приветствовал выход в свет «Манифеста Коммунистической партии», поддерживал дружеские отношения с Марксом. Вожди мирового пролетариата высоко ценили Лелевеля за его патриотизм, веру в народные массы, за позицию, занятую им в крестьянском вопросе.
В брюссельский период Лелевель создал в чрезвычайно трудных условиях эмиграции свои наиболее, ценные монографические и обобщающие труды по истории Польши с древнейших времен по новое время, а также ряд работ; по вспомогательным историческим дисциплинам (нумизматика, историческая география).
В работе «Историка» Лелевель дал новое определение предмета науки истории; она должна изучать «состояние человеческого рода... расцвет или деградацию способов его труда... общественные отношения и связи... борьбу, которую ведут зависимые против правящих», правовое положение людей, т. е. все стороны деятельности человека. Целью же истории является восстановление подлинной правды о прошлом человечества. Этого можно добиться, только опираясь на многочисленные и достоверные источники, выявлению и сбору которых Лелевель придавал большое значение. Таково было его отношение и к вспомогательным историческим дисциплинам — исторической географии, статистике, археологии, нумизматике и т. д., в развитие которых он внес крупный вклад.
Лелевель первым в польской историографии разработал научные приемы оценки и критики источников. Он советовал проверять степень достоверности всех источников, так как многие из них тенденциозны. К историческим исследованиям Лелевель призывал подходить критически, ибо многие из них не отражают объективной реальности, насыщены «фантастическими гипотезами».
Важнейшей чертой историко-социологической концепции Лелевеля является убеждение об определяющей творческой роли народных масс, с которой он связывал расцвет государств и народов. Заслуга Лелевеля также и в том, что он сумел самостоятельно прийти к пониманию исторического процесса как борьбы классов. «Человечество,— писал он,— делится на две группы: одна из них активна в ущерб другой, которую она использует и эксплуатирует... Массу событий, имевших место в славянских землях, которые До сих пор изображались в другом свете, легко объяснить борьбой верхушечного класса с крестьянами». Тезис Лелевеля о решающей роли народа в истории и о значении классовой борьбы приближал его к позиции революционных демократов.
Однако, несмотря на передовые прогрессивные черты, историческая концепция Лелевеля была в целом идеалистической. Он считал, что исторический процесс зависит в своей основе от специфического «духа народа», неких «струй культуры» и других духовных явлений, подъем и упадок которых в конечном счете определяют судьбы народов.
История Польши была главным предметом исследований Лелевеля. Исходя из того, что она является «историей борьбы двух антагонистических основ — республиканской и монархической», он создал новую периодизацию, в основу которой легло не династическое деление, но учет «меры соответствия» социально-политического строя той или иной эпохи польскому «национальному духу». Характерными чертами польского «национального духа» Лелевель считал врожденную склонность поляков к равенству и свободе, миролюбие, мужество, веротерпимость :и т. д. Эта идеализация Лелевелем польских национальных черт находится в прямой связи с его борьбой за сохранение польской культуры и традиций в период усиления национально-политического гнета. Лелевель считал, что не капиталистические порядки Запада, а польские «извечные идеалы» должны служить основой будущего общественно-политического строя восстановленной Польши. Носителем этих «извечных идеалов» был, по его мнению, народ — мелкая шляхта и крестьянство.
Мистически-романтическое понимание движущих сил национальной истории лишало Лелевеля возможности раскрыть общие закономерности ее развития, искажало исторический процесс.
Первый период истории Польши, до 1139 г., Лелевель характеризовал как эпоху первобытной аграрной демократии, эпоху.народовластия — самовладства. Однако уже в это время, утверждал Лелевель, в общине возникло социальное неравенство: из общей массы крестьян-земледельцев выделились землевладельцы — лехиты. Лелевель первым в польской историографии попытался на основании источников раскрыть сущность формирования классов, их борьбу, роль церкви и государства в укреплении власти феодалов. К. Маркс, отмечая заслуги Лелевеля как историка, писал: «Своим тщательным исследованием экономических условий, превративших польского крестьянина из свободного в крепостного, старик Лелевель сделал гораздо больше для выяснения причин порабощения своей родины, нежели целый сонм Писателей, весь багаж которых сводится просто к ругательствам по адресу России».
Все большее и большее отделение лехитов (шляхты) от порабощенных крестьян «прокладывает путь можновладству». К периоду можновладства (феодальной раздробленности) Лелевель относит время,с 1139 по 1333 гг., когда крупные землевладельцы полностью подчинили крестьянскую общину, расширили свои привилегии, захватили новые земли, безнаказанно угнетали народ.
Однако, продолжает Лелевель, бедствие страны и народное горе пробудили в шляхте национальный дух, и она преградила путь своеволию магнатов. В этом выразилась идеализация Лелевелем шляхетского сословия, в своих классовых интересах стремившегося к созданию централизованного государства. Время с 1333 по 1587 г. Лелевель выделил как период «шляхетского гминовладства» и процветающей Польши, отмечая и здесь «тяжелое унижение крестьян».
Четвертый период истории Польши (1587—1795) Лелевель назвал эпохой «вырождения шляхетского гминовладства» и усиления пагубного иностранного влияния (прежде всего немецкого), которому он приписывал ослабление демократических основ в стране, рост самовластия магнатов. Усилился в эту пору и социальный гнет».
Национальную историю после разделов Польши Лелевель назвал «эпохой Возрождения 'Польши». Основным ее содержанием, полагал он, должно быть возвращение к принципам первобытной демократии, распространение свобод и равенства на весь народ, установление в результате народного восстания республиканского строя.
Главную причину поражения польских восстаний 1794 и 1830 — 1831 гг. он справедливо усматривал в том, что руководители их боялись народных масс и отстранили последние от активного участия в борьбе. Лелевель с сочувствием относился к Французской революции конца XVIII в. и отмечал ее положительное влияние на Польшу. Причины ослабления Речи Посполитой Лелевель искал в ее социально-экономической и политической структуре, в неразрешенности крестьянского вопроса и в захватнической политике соседних государств.
В отличие от западной либерально-буржуазной историографии, Лелевель не видел сколько-нибудь значительной роли городов в истории. Он не понимал также прогрессивной роли буржуазии на определенном этапе исторического развития, хотя его программа переустройства Польши объективно носила буржуазно-демократический характер. Во всех работах Лелевеля прославляется земледельческий облик Польши, являющийся якобы отличительной чертой «славянскогодуха».
В конкретных условиях Польши 20—50-х гадов XIX в. концепция национальной истории Лелевеля служила делу демократии, разрешения аграрно-крестьянского вопроса, пробуждала национальное самосознание. Исторические взгляды И. Лелевеля разделялись в той или иной степени многими историками переходного от феодализма к капитализму периода, хотя никто из них не мог сравниться с Лелевелем научной эрудицией, смелостью мысли, особенно в области постановки социальных проблем; обычно они обходили молчанием проблемы классовой борьбы. Их роднили с Лелевелем республиканизм, антиклерикализм, мелкошляхетский радикализм и традиция революционного романтизма. Все они принимали участие в польском освободительном движении. Влияние революционно-романтического направления в историографии оказало влияние на поэзию (Мицкевич и др.) и на демократическую публицистику.
Наиболее видным последователем Лелевеля в историографии был Енджей Морачевский (1802—1855). Однако, в отличие от Лелевеля, Морачевский главную причину ослабления Польши видел в моральном упадке.
Во взглядах на ряд вопросов ранней истории славян к Лелевелю частично приближался Вацлав Мацеевский (1793—1883).
Революционно-демократическое направление в историографии В 40-е годы в Польше родилась революционно-демократическая историография, опиравшаяся на диалектический метод исследования исторического процесса, на глубокое понимание роли народных масс. Выдающимся ее представителем был Эдвард Дембовский (1822—1846). Активный участник национально-освободительного движения, герой восстания 1846 г., в котором он возглавлял левое крыло, Дембовский стремился к развертыванию национально-освободительного движения как аграрно-крестьянской революции, требовал ликвидации, помещичьего землевладения и национализации земли. Революционный демократизм Дембовского переплетался с идеями утопического социализма.
Опираясь на исследования Лелевеля, Дембовский рассматривал историю Польши с Х в. как историю борьбы помещиков с крестьянами, однако, в отличие от Лелевеля, доводил тезис о классовой борьбе до вывода о неизбежности бескомпромиссной антифеодальной революции. Дембовский не идеализировал «шляхетской демократии». Он высоко ценил французских и польских материалистов XVIII в. за критику религии и просветительские идеи, но в то же время отмечал их слабость и реформистские иллюзии в политике. Дембовский беспощадно разоблачал католическую церковь как оплот помещичьего гнета и вдохновителя космополитической феодальной реакции.
Консервативно-монархическое направление в историографии Исторические взгляды Лелевеля, Дембовского и их последователей развивались вюстрой борьбе с идеологами консервативно-монархического лагеря. К видным представителям реакционного направления в польской историографии принадлежит Кароль Гоффман (1798—1878). Гоффман решительно выступал против революции, отстаивал путь перестройки Польши только «сверху» с помощью шляхетско-буржуазного компромисса. Его историческая концепция была враждебна революционному романтизму, носила антидемократический, антиреспубликанский характер. В противовес Лелевелю Гоффман отбрасывает в своих работах романтическую идею особого, отличного от Запада, пути развития Польши, хотя и признает его своеобразие, выразившееся в засилии шляхты и в ослаблении королевской власти. Гоффман правильно связывает это со слабостью городов. Подобно буржуазно-либеральным историкам Запада, он считал бюргерство главным фактором вольности и экономического прогресса, основной опорой централизованной монархии. Через все. его работы проходит идея монархизма, сильной центральной власти. В истерической концепции Гоффмана отчетливо видны тенденции, которые были развиты впоследствии буржуазно-шляхетской историографией так называемой краковской исторической школы.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!