Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-08-20 | 207 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Дворянско-монархическая реакция в историографии Разгром Наполеона и крушение Французской империи были использованы в своих интересах коалицией историографии монархических, в основном феодально-абсолютистских, государств. В Европе временно восторжествовала дворянско-монархическая реакция. «...После 1815 г., — писал Ф. Энгельс,— во всех странах антиреволюционная партия держала в своих руках бразды правления. Феодальные аристократы правили во всех кабинетах от Лондона до Неаполя, от Лиссабона до С.-Петербурга».
В России крепостническая реакция укрепилась и усилилась. Хотя исподволь и довольно интенсивно в недрах старого строя развивались капиталистические отношения, но пока русское дворянство чувствовало себя увереннее, чем западноевропейское. В первой четверти XIX в. в России появились крупные произведения европейской дворянской историографии, во многом как результат аристократической реакции на Французскую революцию. Революция и все другие народные движения в Европе воспринимались господствующими классами России сквозь призму устрашающих воспоминаний о «пугачевщине» — Крестьянской войне 1773—1775 гг. Правительство Александра I беспощадно боролось с «мятежным духом», преследуя пропаганду просветительских идей, запрещая книги о Французской революции. Преподавание в университетах было подчинено пропаганде реакционно-охранительных идей; прогрессивная профессура подвергалась гонениям. Так, в 1820 г. был уволен из Петербургского университета лицейский учитель Пушкина А. П. Куницин и запрещена его книга «Естественное право». Цензура в этом случае напомнила, что «Марат был не что иное, как искренний и практический последователь сей науки». В 1814 г. комитет министров предписал продавать политические и исторические сочинения только с разрешения полиции. Кафедры всеобщей истории заняли самые «благонамеренные» профессора. Как правило, они либо избегали заниматься новой историей, либо сурово осуждали революционную эпоху. В учебнике И. К. Кайданова порицались «ложные и опасные понятия о правах и естественной свободе человека», которые «унизили в глазах народов достоинство монархической власти...».
Наиболее последовательным выразителем дворянско-монархической исторической концепции выступил видный историк, писатель и публицист Н. М. Карамзин (1766—1826). В молодости, в период формирования его исторических взглядов, Карамзин испытал определенное влияние рационалистической мысли XVIII в. Он внимательно изучал произведения Вольтера, Руссо, Монтескье, Мабли, энциклопедистов и разделял идею единства мировой истории как процесса прогрессивного совершенствования человечества. Известный налет либерализма еще чувствовался в «Письмах русского путешественника», написанных им по впечатлениям от заграничной поездки в 1789—1790 гг. Вместе с тем уже в этом произведении Карамзин резко осудил крутую ломку феодальных общественных порядков, выступил непримиримым врагом революции.
Карамзин усматривает причины Французской революции в распространении «разрушительных идей», вызвавших «нравственное падение народа» и стремления «черни» («те, которым потерять нечего, дерзки как хищные волки») посягнуть на собственность. После казни королевской семьи, считает Карамзин, анархия и «безначалие» охватывают Францию; он в самых черных красках рисует период господства якобинцев, пытаясь доказать, что революцию поддерживала «едва ли сотая часть нации». «Народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция отверзтый гроб для добродетели и — самого злодейства», — констатирует Карамзин. Он видит заслугу Наполеона в том, что последний, разрушив мечту черни о равенстве, тем самым умертвил «чудовище революции».
Революционным преобразованиям Карамзин противопоставляет идеи исторической традиции и преемственности: «Всякое гражданское общество, веками утвержденное, есть святыня для добрых граждан; и в самом несовершеннейшем надобно удивлятся чудесной гармонии, благоустройству, порядку». Образцом сохранения традиционных политических форм Карамзин считает английскую конституционную монархию, заявляя, однако: «Всякие гражданские учреждения должны быть соображены с характером народа; что хорошо в Англии, то будет дурно в иной земле...».
Исторические взгляды Карамзина получили наиболее полное выражение в его «Истории государства Российского» (12 тт., 1816—1829). Эта работа развивала дворянскую концепцию, основу которой заложил еще Татищев и развил Щербатов. Вместе с тем концепция русской истории, созданная Карамзиным, была наиболее крупным, обобщающим построением, вершиной дворянско-монархической исторической мысли, для которой характерна последовательная антиреволюционная направленность. Основным тезисом «Истории» Карамзина было положение о том, что «самодержавие основало и воскресило Россию». Монархическая точка зрения, объяснявшая все развитие России действиями самодержавной власти и дворянства, полностью отрицала творческую активность народных масс. Страх перед буржуазными революциями, развернувшимися в Западной Европе, стремление отгородить Россию от ил влияния привели Карамзина к отказу от идеи единства исторического развития человечества. Он положил начало теории, которая противопо ставляла истории стран Западной Европы исторический путь России, исключавший якобы социальные конфликты и революционные потрясения. Карамзин, отрекшись от своих прежних оценок, осуждал деятельность Петра I за попытку «европеизации России». Впоследствии эта концепция русской истории вместе с отрицательными оценками событий Французской революции была подхвачена и развита идеологами официальной народности.
Исторические взгляды декабристов Официально-враждебному отношению к идеям Французской революции противостояла концепция первого декабристов поколения деятелей русского освободительного движения — декабристов. Дворянские революционеры-декабристы вслед за Радищевым приняли участие в той решительной битве «против всяческого средневекового хлама, против крепостничества в учреждениях и в идеях», которая, как указывал В. И. Ленин, развернулась начиная с XVIII в. в Европе. В объяснении исторического процесса и его закономерностей идеологи декабристов продолжали традиции Радищева и опирались на социологические обобщения французских просветителей, особенно их радикальных представителей — Руссо, Мабли, Рейналя. Движущей силой общественного развития декабристы считали развитие идей, разума, духовное совершенствование человечества. Они объявляли разумным все то, что не противоречит «человеческой природе», соответствует «естественным правам» человека, а среди «естественных прав» важнейшим они считали право на свободу. Вместе с тем взгляды французских просветителей и декабристов не совпадали по многим вопросам. Декабристов не удовлетворяла прежде всего их политическая программа. Не на «просвещенного» монарха, а на политический переворот возлагали все свои надежды русские революционеры. С другой стороны, антагонизм между крепостными и помещиками проявлялся в России столь резко, что наиболее вдумчивые революционеры (Н. И. Тургенев) сделали ряд верных наблюдений о проявлении классовой борьбы, отметили «ненависть одного класса и другого». Эта черта сближает общественно-исторические взгляды отдельных декабристов с более четко разработанными социологическими идеями их современников — французских буржуазных историков — Тьерри, Гизо, Минье.
Эти исходные позиции привели декабристов к совершенно иной, чем в концепции Карамзина, постановке исторических проблем в их литературно-публицистических произведениях. Против тезиса Карамзина: «История народа принадлежит царю» выступил Н. И. Тургенев: «История народа принадлежит народу — и никому более! Смешно дарить ею царей». Бестужев в труде «О свободе торговли и вообще промышленности» заявлял: «До сих пор история писала только о царях и героях; политика принимала в рассуждение выгоды одних кабинетов; науки государственные относились только к управлению и умножению финансов — но о народе, его нуждах, о его счастье или бедствиях мы ничего не ведали, и потому наружный блеск дворов мы принимали за истинное счастье государств, обширность торговли, богатство купечества и банков за благосостояние целого народа; но ныне требуют иных сведений: нынешний только век понял, что сила государств составляется из народа, что его благосостояние есть богатство государственное и что без его благоденствия богатство и пышность других сословий есть только язва, влекущая за собой общественное расстройство».
Конечно, декабристы, подобно французским историкам, сужали порятие народа, а провозглашенные ими принципы не получили широкой Научной разработки. Но огромное значение имело само выдвижение новой программы исторических исследований.
С другой стороны, если Карамзин призывал к примирению с властью и проповедовал гражданский мир, то Н. Муравьев утверждал, что «не мир, но брань вечная должна существовать между злом и благом».
Высказывания декабристов по всеобщей истории позволяют выделить одну существенно важную черту их общего исторического мировоззрения: они никогда не ставили вопроса о принципиально отличных путях исторического развития России и Западной Европы. Народ везде борется с угнетателями, с «аристокрациями всякого рода».
Большинство декабристов, как и Радищев, идеализировали древнюю Грецию и республиканский период римской истории, желая этим подчеркнуть преимущества республиканского строя перед монархией и выразить ненависть к деспотизму. Декабристы решительно осуждали засилье католической церкви, инквизицию, господство схоластики и мракобесия в истории средневековой Западной Европы. По мнению К. Ф. Рылеева, написавшего специальный очерк «Причины падения власти пап», духовенство и папство, создав инквизицию, ввергли народ, «в глубочайшие суеверия, безумства и закоснелые предрассудки... зная, что на сем только основывалась их власть».
Дворянские революционеры рассматривали период Возрождения как начало новой эпохи в мировой истории — эпохи торжества разума над суевериями и предрассудками. Особое внимание декабристов привлекали первые буржуазные революции — в Нидерландах, в Англии, Великая французская революция. Библиотека Никиты Муравьева содержала книгу Вильмена о Кромвеле, исследование Рамсея о войне за независимость Америки, целую коллекцию книг о Французской революции, большое собрание литературы о революциях 20-х годов XIX в. в Греции, Неаполе, Испании. С восхищением отзывались о борьбе Нидерландской республики за свободу Н. И. Тургенев, Ф. Н. Глинка, а Н. Бестужев отвел ей большое место в своих «Записках о Голландии» (1821).
И другие декабристы были знакомы с сочинением Вильмена, а также с лекциями Минье по Английской революции. Но полного единодушия в оценке ее результатов у них не было. У отдельных декабристов закрадывались сомнения в пользе достигнутых революцией свобод для народа. Так, историк-декабрист А. О. Корнилович предлагал разобрать историю Великобритании с 1688 г. и показать, что «свобода и представительство, каким хвалятся англичане, заключается в одних только формах, что они ни мало не мешают правительству действовать противно выгодам народным».
Война за независимость США была постоянным предметом политических споров в тайных обществах. Многие из декабристов читали «Записки Франклина», работы Уордена и Робертсона по истории Америки. Декабристы «Южного общества», придерживавшиеся более радикальных взглядов, видели в республиканском строе США пример для России и склонны были идеализировать государственный строй Северной Америки. Лишь позднее, в ссылке, некоторые из них более вдумчиво и критически стали оценивать социальный строй заатлантической республики. Так, М. С. Лунин с негодованием писал о рабстве негров.
Наиболее высоко оценивали декабристы значение Французской революции. По словам А. В. Поджио, 1789 год был для Европы «осветительной и изгоняющей мрак молнией». Главную заслугу революции П. Г. Каховский видел в том, что она «потрясла троны Европы»; под влиянием революции, делал вывод К- Ф. Рылеев, началась великая «борьба народов с царями». Знакомые первоначально с событиями революции по книгам писателей-роялистов (Лакретель, Шатобриан и др.), декабристы сочувственно встретили появление книги баронессы А. де Сталь «Размышления о французской революции» (1818), в которой проводилась идея закономерности и прогрессивного характера революционного переворота, пережитого Францией. Н. И. Тургенев хвалил это сочинение за то, что оно живо представляет «ненавистность деспотизма». А. Н. Муравьев не видел для революции «другой причины, кроме притеснений и преимуществ дворянского и духовного сословий над народом». На тяжелый налоговый гнет, который давил крестьянство перед революцией, обратил внимание Н. И. Тургенев, отмечавший, что «народ может взбунтоваться не от брошюр, а от долговременного угнетения».
В оценке Французской революции декабристами проявилась и классовая ограниченность дворянских революционеров. Одобряя «Декларацию прав» 1789 г., отчасти симпатизируя жирондистам, подавляющее большинство декабристов осуждало якобинскую диктатуру как «крайность» революции, как выражение «своеволия черни». «Революция во Франции, столь благодетельно начатая, к несчастью, наконец, превратилась из законной в преступную», — писал Каховский. Лишь немногие радикальные деятели тайного общества, такие, как П. И. Пестель, могли подняться до, заявления, что «Франция блаженствовала под управлением комитета общественной безопасности».
В результате подготовляемого декабристами революционного переворота в России должен был установиться буржуазный строй — такова объективная классовая направленность их движения. Однако исторический оптимизм, вера в возможность достичь подлинно справедливого общественного строя привели некоторых декабристов к критической оценке буржуазных порядков на Западе. П. И. Пестель, Н. А. Бестужев и отчасти Н. И. Тургенев говорили о нерешенности задач Французской революции, ибо «аристократия богатства» лишь заменила «аристократию феодализма». «Народы не только ничего не выиграли, но даже напротив того в некотором отношении еще в худшее приведены положение, ибо в насильственную поставлены зависимость от богатых», — писал Пестель в «Русской Правде». Несмотря на односторонность данного суждения, Пестель превосходил в оценке результатов революции 1789—1794 гг. французских буржуазных историков периода Реставрации, которых вполне удовлетворял установленный ею социальный строй. В рассуждениях Пестеля уже звучат ноты революционно-демократического подхода к историческим событиям.
Из современных им событий декабристы выделяли национально-освободительные движения в Италии и Греции, «военные революций» и Испании и Португалии. Тактика военных революций оказала, как известно, влияние на выработку планов борьбы декабристов с самодержавием. В статьях Н. А. Бестужева, М. А. Фонвизина, Н. И. Кутузова открыто выражались симпатии испанским революционерам Риэго и Квироге, итальянским карбонариям. Глубокие для своего времени оценки греческого восстания начала 20-х годов против турецкого ига дают записки и письма П. И. Пестеля.
Таким образом, антисамодержавные, антикрепостнические взгляды декабристов содержали элементы разработанного исторического подхода к событиям мировой истории. Декабристы были первыми, кто подверг сомнению и расшатал влиятельную дворянско-монархическую концепцию Карамзина. Их взгляды сыграли немаловажную роль в развитии представлений о новой истории в русском обществе. Декабристы пролагали пути для утверждения в будущем революционно-демократического направления русской исторической мысли.
Н. А. Полевой (1796—1846) Критика декабристов нанесла сильный удар дворянско-монархичеекой исторической концепции. В конце 20-х годов против Карамзина как яркого представителя дворянской историографии выступают первые еще непоследовательные представители буржуазной тенденции в историографии. В 1829 г. Н.А. Полевой поместил в основанном им журнале «Московский телеграф» статью об «Истории государства Российского» Карамзина. Полевой отмечал слабость методологических позиций дворянского историка и убеждал в необходимости соединения исторических и философских знаний, которое, по его мнению, позволит доказать общность всемирно-исторического процесса. Исходя из этого, Полевой приходил к обоснованию идеи тождественности отдельных этапов историчекого развития России и западноевропейских стран. Полемика Полевого с методологическими принципами дворянской историографии заставляла его пристально следить за развитием западноевропейской исторической науки. Он высоко оценивает исторический метод Нибура, Гизо, Тьерри и других представителей буржуазной историографии.
Наиболее отчетливо Полевой изложил свои теоретические воззрения в «Истории русского народа» (1829—1833), которая даже по названию противопоставлялась «Истории государства Российского» Карамзина. Полевой призывал обратиться к темам общественной жизни, народного быта, привлекать в качестве исторических источников памятники народного творчества.
Однако давление николаевской реакции вынуждало многих передовых для того времени людей идти на компромиссы. К тому же Полевому недоставало научной подготовки. В итоге программа, провозглашенная им в его «Истории», осталась нереализованной — в конечном счете он последовал за общепринятой схемой истории русского государства.
Официальное направление в русской историографии Углубление кризиса феодально-абсолютистской системы, нарастание крестьянского освободительного движения колебали почву под ногами крепостников. Подход Карамзина к историческому процессу перестает казаться правящему классу достаточно надежной защитой. Идеологи самодержавия делают теперь еще больший Упор на развитие тезиса об «исключительности» России, несхожести исторических путей русского государства и стран Западной Европы. С другой стороны, под влиянием критики концепции Карамзина в последнюю вносятся определенные поправки.
Наиболее отчетливо охранительные тенденции проявились в «теории официальной народности», сформулированной министром просвещения графом С. С. Уваровым. «Истинно русские охранительные начала, — писал Уваров, — Православие, Самодержавие и Народность, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества». Последний термин «народность» был введен в формулу как определенная поправка к концепции Карамзина, под влиянием раздававшейся в ее адрес критики. Но этому понятию было дано реакционное толкование. Указывалось, что «народность» — это символ единения царя с народом, которого (единения), по мнению Уварова, не было в западноевропейских странах, чем якобы и было обусловлено революционное брожение в течение последних трех столетий. Главным свойством русского народа объявлялась «преданность монархии, царствующему дому Романовых».
Развитие официального направления русской историографии связано с деятельностью М. П. Погодина (1800—1875). Полагая, что «российская история может сделаться охранительницей и блюстительницей общественного спокойствия», Погодин в работах «Исторические афоризмы» (1834), «Параллель Русской истории с историей Западных Европейских Государств, относительно начала» (1845), а также в лекционных курсах разработал цельную концепцию о коренном различии «европейского» и «восточнославянского» путей исторического развития, взятую на вооружение многими реакционными, а частично и либеральными идеологами первой половины XIX в. Стержневым положением этой концепции Погодина являлась попытка связать тезис об исключительности исторического пути России с теорией «призвания варягов» (призвания князей). Историки Франции периода Реставрации связывали возникновение государства, образование антагонистических классов и последующую классовую борьбу с завоеванием галлов франками. Погодин считает их теории правильными применительно к истории стран Западной Европы, но неприемлемыми для истории России, ибо здесь общество построено не на завоевании, а на «мирном призвании», добровольном соглашении. Мирное призвание варягов положило, по мнению Погодина, начало русскому государству, «единению царя с народом» и вместе с тем мирному развитию общины, патриархальных отношений между крестьянами и помещиками. Поэтому России чужда классовая борьба и не угрожает революция. Тезис об исключительности развития России становится действительно для дворянской историографии последним якорем спасения.
Славянофилы Близкой к «теории официальной народности», но не совпадающей с ней полностью, была славянофильская концепция исторического процесса. Славянофилы являлись идеологами той части помещичьего класса, которая, в отличие от помещиков-крепостников, считала необходимым внести некоторые изменения в социальный и политический строй России в порядке «милости», дарованной с высоты престола. Исторические взгляды славянофилов и Погодина сближало противопоставление истории России истории народов Западной Европы, отрицание для России классовой борьбы и возможности революций. Подобные взгляды наиболее отчетливо сформулированы в статьях И. В. Киреевского, К. С. Аксакова, А. С. Хомякова. Идеализация русской старины сочеталась у славянофилов с критикой капиталистического развития Запада, в чем они сходились с идеологами немецкого реакционного романтизма (А. Шлегель) и «исторической школы права» (Эйхгорн, Савиньи). Один из главных теоретиков славянофильства Хомяков солидаризировался с Карлейлем и Дизраэли в их критике буржуазных порядков и восхвалении «тористического», традиционного, прошлого Англии. Славянофилы, как и идеологи немецкой «исторической школы права», отстаивали принципы исторического традиционализма, которые, на их взгляд, доказывали бессмысленность революционных преобразований. На этом основании славянофилы отрицали историческую правомерность деятельности просветителей XVIII в. и резко порицали Французскую революцию, сломившую «традиционные» общественные и политические учреждения Западной В Европы.
Вместе с тем славянофилы, в отличие от Погодина, утверждавшего принцип единения царя с народом, противопоставляли народное начало государству. Они требовали изучения внутренней жизни народа, правда, в основном в плане народного быта и народного творчества. В этом отношении особенно значительной была роль П. В. Киреевского и А. Ф. Гильфердинга в качестве собирателей исторических песен и былин. Славянофилы многое сделали в постановке вопросов славяноведения и истории славян. В то же время устанавливаются тесные связи с выдающимися учеными-славистами, деятелями западных и южных славян — Шафариком, Ганкой, Палацким и др.
Ценные работы по истории западных и южных славян принадлежат О. М. Бодянскому, А. Ф. Гильфердингу. Однако вопросы истории славянства трактовались славянофилами в соответствии с общей консервативной исторической концепцией противопоставления славянского и западноевропейского миров. Поэтому их общие выводы были позднее подвергнуты острой критике представителями революционно-демократического направления, и прежде всего Н. Г. Чернышевским.
Общественная мысль 40-50-х годов Х I Х в. В середине XIX в. углубление кризиса феодально-крепостнической системы поставило перед всеми прогрессивными элементами России с невиданной прежде остротой задачу борьбы за уничтожение крепостного права. Эта задача выдвинула на передний план сложное по своему характеру движение «просветительства». Как известно, B. И. Ленин понимал под просветительством горячую вражду к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической областях, горячую защиту просвещения, самоуправления, свободы, интересов народных масс, главным образом крестьян, и искреннюю веру в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благоденствие.
Своими «стоками русское просветительство было связано в конечном счете с неуклонно нараставшим сопротивлением крестьянства феодально-крепостнической эксплуатации, но в нем рано обозначились две противоположные в классовом отношении тенденции. Первую из зтих тенденций — могучие, но смутные и неосознанные революционные устремления крестьянства — подхватили и развили крупнейшие представители вышедшей из «низов» разночинной интеллигенции. В лице В. Г. Белинского они возглавили революционно-демократическое течение в просветительстве. У другой — либерально-реформистской струи протест против крепостничества преломлялся сквозь призму классово ограниченного сознания дворянских и буржуазных просветителей. Выступая против крепостничества, они опасались, чтобы его отмена не произошла в форме народного восстания — «пугачевщины». Лишь отдельные, представители дворянской революционности А. И. Герцен и Н. П. Огарев нашли в себе мужество соединить свою судьбу с народом и примкнуть к революционно-демократическому течению.
Русское просветительство 40-х годов, когда борьба носила еще теоретический характер, было враждебно крепостному праву и всем его порождениям — это первая и основная черта просветительства, объединявшая оба течения. Революционно-демократическая и либерально-реформистская тенденции, существовавшие в качестве двух сторон просветительства, в ту пору еще не окончательно размежевались. Значительной вехой на пути к размежеванию послужили революции 1848 г. Но лишь в конце 50-х — начале 60-х годов, в период революционной ситуации, когда борьба перешла из сферы теоретических споров в область реальной социально-политической действительности и на первый план выдвинулся вопрос о конкретных и практических методах ликвидации крепостного права, произошел глубокий разрыв между революционно-демократическим и либерально-реформистским течениями в просветительстве.
Усиление просветительских тенденций в русской передовой общественно-политической и исторической мысли обусловил возросший интерес к опыту уничтожения феодальных порядков в передовых западноевропейских странах, к проблеме изучения буржуазных революций, игнорируемой дворянско-монархической историографией. Для представителей революционно-демократической тенденции просветительства — В. Г. Белинского, А. И. Герцена, петрашевцев характерен интерес к народным движениям, т. е. к самым радикальным проявлениям революционного творчества на Западе. Представители либерально-реформистского течения в лице Т. Н. Грановского, М. С. Куторги, П. Н. Кудрявцева, С. В. Ешевского с особым вниманием анализировали умеренные направления европейских революционных движений, в которых они искали возможный образец мирного перехода России на рельсы буржуазного развития.
Революционно-демократическое течение. Исторические взгляды В.Г. Белинского Революционно-демократическое мировоззрение В. Г. Белинского (1811—1848) сложилось в начале 40-х годов, когда он пришел к выводу о необходимости революционного уничтожения самодержавно-крепостнического строя в России и подчинил всю свою деятельность задаче пропаганды революционных идей. Отчетливо осознавая в этой связи важную роль исторической науки, Белинский писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». Наиболее радикальные положения своей революционно-демократической исторической концепции Белинский выдвинул в статьях, большинство которых посвящено было не чисто историческим вопросам, а проблемам литературы. Это было связано как с цензурными соображениями, так и с традиционной высокой общественно-политической ролью передовой русской литературы.
В основу своего подхода к истории Белинский положил принцип единства закономерности исторического развития, революционного перехода от одних общественных порядков к другим и идею неизбежности и необходимости демократической народной революции в России. Белинский ставил перед собой задачу осмыслить и обобщить многовековой опыт борьбы народных Масс против своих угнетателей. С особым вниманием он изучал события западноевропейской истории XVII - XVIII вв. - периода, когда развернулись наиболее значительные антифеодальные выступления народных масс. Белинский сосредоточил внимание на изучении антифеодального и антиабсолютистского характера буржуазных революций в Европе и особенно во Франции в конце XVIII в. Но прогрессивная направленность буржуазных революций не заслонила от Белинского и другого - узкоклассовые социально-политические цели буржуазии.
В период, когда немалая часть умеренных представителей буржуазной общественно-политической мысли благоговейно восхваляла английские политические учреждения, Белинский в статье «Общее значение слова литература» сумел отметить некоторые черты консерватизма социально-политических преобразований, осуществленных в ходе Английской революции. «Опередивши всю Европу в общественных учреждениях, — писал Белинский, — на совершенно новых основаниях, Англия в то же время упорно держится феодальных форм и чтит букву закона, потерявшего смысл и давно замененного другим». Белинский уловил и своеобразие в расстановке классовых сил в Англии после XVII в. Здесь, указывал он, «средний класс много значит — нижняя палата представляет его... Но в Англии среднее сословие контрбаланси-руется аристократиею».
Еще более глубокую оценку давал Белинский событиям Французской буржуазной революции конца XVIII в. Несмотря на то что в истолковании исторических событий Белинский оставался на позициях идеализма, не понимал определяющей роли материального производства в развитии общества, он сумел объяснить революционность буржуазии как новой общественной силы ее стремлением сломить сопротивление феодальных и абсолютистских кругов. Более радикальный характер социальных и политических требований французской буржуазии по сравнению с английской он выводил «з того, что первая «не отделяла своих интересов от интересов народа», хотя на протяжении всей революции настойчиво стремилась направлять действия народа в нужное ей русло.
Если представители дворянской историографии видели причину событий Французской революции в «пагубном влиянии» на народ «безбожной материалистической философии» Вольтера, Руссо, энциклопедистов и т. д., то Белинский в первую очередь стремился дать анализ расстановки классовых сил, которую, в свою очередь, объяснял своеобраэием общественно-политической жизни Франции кануна революции. Французские просветители, по мнению Белинского, в своем творчестве выражали потребности времени, интересы новых общественных слоев, боровшихся с феодализмом с помощью политики, философии, истории, этики.
Глубокий историзм Белинского позволил ему занять во многом верную позицию в оценке буржуазии и ее роли в истории — вопросе, широко обсуждавшемся в западноевропейской историографии 30 — 40-х годов XIX в. Критикуя Луи Блана, который в своем разоблачении буржуазных порядков Франции доходил до отрицания исторической роли буржуазии в деле борьбы с феодализмом, Белинский видел главную его ошибку в том, что автор «Истории французской революции» забывал об исторической эволюции буржуазии, что «буржуазия в борьбе и буржуазия торжествующая — не одна и та же». Белинский считал становление буржуазии закономерным историческим явлением. «Я понимаю, что буржуазия явление не случайное, а вызванное историек», что она явилась не вчера, словно гриб выросла, и что, наконец, она имела свое великое прошедшее, свою блестящую историю, оказала человечеству величайшие услуги».
Как революционный демократ Белинский видел и ту ошибку, которую совершали французские историки Реставрации в трактовке вопроса об историческом развитии буржуазии. Как известно, Ф. Гизо, О. Тьерри, Ф. Минье, идеализируя роль буржуазии» истории, считали становление буржуазных правопорядков последней ступенью западноевропейского общественного прогресса. Исходя из своей мысли об исторической эволюции буржуазии, Белинский в рецензии «а сочинения князя В. Ф. Одоевского особенно подчеркивал содержавшееся там обличение «жадных, разбойничьих когтей» касты «фабрикантов и разного рода подрядчиков и собственников», которые установили ужасы «царствующего в Европе пауперизма...страшное положение рабочего класса, умирающего с голоду». Белинский негодующе отзывался о принципах буржуазной демократии, которая обеспечивает равенство людей «без хлеба» и буржуазных собственников, безудержно эксплуатирующих народ.
Однако прогрессивность Французской революции, как и ее методы насильственной борьбы с феодализмом, никогда не вызывали сомнений у Белинского. Он сумел по достоинству оценить деятельность якобинцев, которые в его глазах были последовательными борцами с феодализмом, а их опыт борьбы с силами реакции укреплял Белинского в выводах о необходимости революционного низвержения русского самодержавно-крепостнического строя.
Оклеветанному реакционной и либеральной историографией Марату Белинский сумел дать необыкновенно смелую для своего времени последовательно революционную оценку. В 1841 г. в письме к В. П. Боткину он писал: «Я понял... французскую революцию... Понял и кровавую любовь Марата к свободе, его кровавую ненависть ко всему, что хотело отделяться от братства с человечеством хоть коляскою с гербом».
Признание Белинским закономерности якобинской политики террора, а следовательно, и исторической правомерности всей системы якобинской диктатуры резко диссонировало с утверждениями либерально-буржуазной историографии, осуждавшей «крайности» Французской революции и доказывавшей историческую «несостоятельность» политики якобинцев.
В столкновении интересов народных масс и буржуазии Белинский видел главную особенность революции 1830 г. во Франции, когда буржуазия, использовав революционную энергию народных масс и укрепив свое экономическое положение, ничего не сделала для улучшения жизни трудящихся. Он твердо верил, что во Франции после революции 1830 г. создается реальная почва для новых выступлений народа, который теперь попытается покончить с буржуазными порядками. Вполне понятно, что Белинский не мог дать научного обоснования закономерности победы социалистического строя, как и определить историческую роль пролетариата в уничтожении капиталистического общества. Однако глубокий историзм Белинского, убежденность в неодолимости исторического прогресса и решающей роли творческой деятельности народных масс являлись источником его исторического оптимизма, непоколебимой уверенности в торжестве справедливых общественных порядков в будущем.
Белинский, по определению В. И. Ленина, был «предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении...». Исторические идеи основоположника революционно-демократического течения в русской историографии получили дальнейшее развитие в трудах Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.
Историческая концепция А.И. Герцена А.И. Герцен (1812-1870) вместе с В.Г. Белинским принял деятельное участие в разработке теоретических принципов революционно-демократической исторической концепции, а также конкретно-исторических проблем. Герцен не без труда и не сразу изжил остатки дворянской революционности, либеральных иллюзий и пришел к революционному демократизму. От идеологической борьбы против русского самодержавия и крепостничества он шел к критике буржуазного либерализма, обличению капиталистического строя. Наибольшей интенсивности деятельность Герцена достигает в заграничный период его жизни, в 50—60-е годы прошлого века. Возможность использовать вольную русскую прессу для пропаганды своих революционных
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!