История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-08-20 | 337 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Испания в конце XIX — начале XX в. оставалась в основном аграрной страной с многочисленными пережитками феодализма в экономике и в политическом устройстве, тормозившими ее развитие. К концу XIX в. сложился союз крупных помещиков с финансовой олигархией и церковью. Интересы этих групп были мало связаны с прогрессивным развитием экономики страны. Важными источниками их доходов являлись полуфеодальная эксплуатация земли, государственный долг и эксплуатация колоний. В то же время разработка богатых недр страны становилась достоянием иностранного капитала. Все это способствовало однобокости развития испанской экономики.
До конца XIX в. сравнительно слабая испанская промышленная буржуазия находила отдушину в эксплуатации (вместе с помещичье-буржуазными правящими кругами) испанских колоний в Америке и Океании. Но в начале XX в., после поражения Испании в испано-американской войне (1898), промышленная буржуазия, а также связанные с ней слои мелкой буржуазии и интеллигенции усилили свою борьбу против правящих группировок. Главными промышленными центрами Испании были области национальных меньшинств — каталонцев и басков, поэтому борьба промышленной буржуазии находила свое выражение и в усилении национального движения этих народов.
«Катастрофа 1898 г.» оказала огромное влияние на испанскую общественность, вызвала к жизни так называемое движение за национальное возрождение Испании, к которому примкнули многие представители передовой интеллигенции. В их числе был виднейший историк Р. Альтамира и Кревеа.
Конец XIX — начало XX в. являлись одновременно годами массового движения крестьян и сельскохозяйственных рабочих за землю и против полуфеодальных форм аренды, роста стачечного и революционного движения испанского пролетариата, распространения марксистских, а также мелкобуржуазных социалистических и анархо-синдикалистских идей. Марксизм в Испании пробивал себе дорогу к испанскому пролетариату в упорной и длительной борьбе против анархистских и анархо-синдикалистских концепций, которые нашли себе в Испании благоприятную почву.
|
В поисках выхода из создавшегося напряженного положения правящие классы Испании, соответственно с интересами возникавших монополистических объединений (картелей и монополий), становятся на путь империалистических захватов в Марокко.
Идеология и взгляды различных социальных классов и групп нашли свое отражение в исторических направлениях и школах конца XIX —начала XX в.
Помещичье-буржуазная школа Эта школа занимала видное место в испанской историографии конца XIX - начала XX в. Ее крупнейшими представителями являлись Антонио Кановас дель Кас тильо (1828—1897) и герцог Маура (Габриэль Маура Гамасо) (р. 1879).
Кановас дель Кастильо — идеолог и активный политический деятель помещичье-буржуазной монархии, лидер и основатель ее консервативной партии, был директором Королевской академии истории с 1885 по 1897 г. и председателем Атенео (литературно-научного общества) Мадрида.
Кановас дель Кастильо представлял крайне правое крыло революции 1854—1856 гг., был министром Изабеллы II; в период последней буржуазной революции XIX в. (1868—1874) являлся организатором монархических сил, вдохновителем реставрации монархии и возведения на трон Альфонса XII.
Взгляды Кановаса на историю Испании полностью совпадали с его политическими воззрениями. Излюбленной темой его исторических исследований являлась история Испании периода упадка. Он написал работы «Исторический очерк Австрийского дома» и «Исследование правления Филиппа IV». В них Кановас пытался пересмотреть точку зрения предыдущей официальной историографии, которая считала главными причинами упадка Испании •политические ошибки и пороки тогдашних правителей, в первую очередь графа Оливареса и короля Филиппа IV. Кановас старается спасти честь монархов и правящих классов страны, возлагая вину за упадок Испании на народные массы и затушевывая его истинные социальные причины: сохранение феодальной собственности на землю и зависимого положения крестьян, антинациональную политику правящих классов. Он писал: «Нужно, чтобы история показала народам всю долю вины, которая в событиях надает на них, отказываясь от неправильной и вредной системы взвалить ее полностью на правителей. Личности уходят, а народы остаются, и никогда ни одна личность не может обеспечить величия государства или потерять его. Государственные люди едва достаточно имеют сил, чтобы ускорить или затормозить события. Остальное... является общим делом нации, велением событий, фатальностью, созданной ранее, удачами или ошибками». Кановас связывает упадок Испании с сохранением политических, экономических и административных привилегий (фуэрос) почти автономных районов полуострова. Подобная точка зрения, выдающая следствия за причины, позволяет ему оправдать борьбу испанского правительства против федералистов и кантоналистов (отражавших интересы каталонской национальной буржуазии и мелкой буржуазии отдельных национальных районов страны), с одной стороны, и войну против карлистов, которые пытались восстановить в Испании феодальную монархию, — с другой. Стоя на этих позициях, Кановас дель Кастильо возглавлял издание «Всеобщей истории Испании» (18 тт., с 1890 г.).
|
Его продолжателем, выразителем взглядов помещичье-буржуазной монархии начала эпохи империализма, являлся герцог Маура. В своей ранней работе «Марокканский вопрос с точки зрения Испании» (1905) автор пытается исторически обосновать устремления испанского империализма в Марокко, считая, что они дадут выход накопленному недовольству, вызванному поражением в испано-американской войне. Другими еще более поздними работами являются «История несовершеннолетия Альфонса XIII», «Почему пал Альфонс XIII» и др.
Католическая школа Католическая «традиционная» историческая и философская школа в конце XIX — начале XX в. имела своего крупнейшего представителя в лице Марселино Менендеса Пелайо (1856 — 1912). Литературный критик и историк, член Испанской академии языка с 1881 г. а Академии истории с 1882 г., человек широкой эрудиции и редких способностей, Менендес Пелайо создал с позиций воинствующего католицизма ряд произведений, направленных против испанских гегельянцев, позитивистов, материалистов и представителей других инакомыслящих учений. Его труды до сих пор сохраняют определенный интерес для историков. Среди них выделяется работа «История испанских инакомыслящих». Написанная в защиту ортодоксального католицизма, она представляет собой нечто вроде первой энциклопедии всех доктрин, противостоявших католицизму в Испании. Правоверный католик, Пелайо резко выступал за «пристрастность», острую полемическую направленность исторических работ. В основе его методологии оставался католический провиденциализм: «Католик я, и как католик утверждаю, что провидение, откровение, свобода воли, моральный закон являются основами всякой истории». Задачу своих произведений Пелайо видел в том, чтобы доказать, что испанский народ верен католицизму, что испанский характер по преимуществу католический, а всякие иные взгляды якобы ввезены в Испанию из-за границы, поэтому они случайны и преходящи. Оправдывая фанатизм, религиозную нетерпимость католической церкви и правящих кругов страны, Пелайо защищает инквизицию и ауто-да-фе, хотя сам он иногда довольно высоко оценивает отдельные «ереси». Когда в 1956 г. отмечалось столетие со дня рождения Менендеса Пелайо, во франкистской Испании выявились два толкования его наследства: одно, официально-франкистское, представляло его как правоверного католика, провозвестника франкистского режима; другое, оппозиционное, выдавало его за склонного к терпимости либерала. Такая возможность противоречивой интерпретации творчества Менендеса Пелайо объясняется тем, что он сам отражал новое положение церкви в конце XIX — начале XX в. в Испании. Церковь в ходе революции потеряла большую часть своих земельных владений, превратившись в крупнейшего капиталиста и финансиста. В условиях усиливавшегося антиклерикального движения трудящихся и развития передовой мысли Испании церковь не могла уже действовать старыми методами.
|
|
Из других крупных работ М. Пелайо следует назвать «Историю эстетических идей в Испании» (1882—1901), а также «Очерки философской критики».
Позитивистская школа Либеральная буржуазная историография в Испании в конце XIX — начале XX в. включала разные направления. Среди них выделялась позитивистская школа.
Виднейшим представителем позитивистской школы в Испании является Рафаэль Альтамира и Кревеа (1866 — 1951). Альтамира имеет серьезные заслуги в изучении «синтеза» истории Испании, в улучшении ее преподавания. В последнем большую роль сыграла его работа «Преподавание истории» — цикл лекций, прочитанных в 1890 — 1891 гг. в Педагогическом музее. В ней Альтамира резко осуждает систему зубрежки истории (по одному данному учебнику), считая, что это приводит к застою, легковерию, к отсутствию критического подхода к источникам и к притуплению у студентов интереса к исследованию. Он выступал за всестороннюю творческую работу студентов, за их ознакомление с оригинальными источниками и исторической литературой различных направлений.
В этой работе он относил себя к сторонникам «демократической концепции истории». «Ученый должен изучать историю народов, а не королей, князей и пап», — писал Альтамира. Так, он указывал, что невозможно познать египетскую цивилизацию без изучения труда нищего угнетаемого народа, а главные черты феодального общества — без исследования положения крестьянства, составлявшего его основу.
Тяжело переживая поражение Испании в войне 1898 г., Альтамира пытался пересмотреть сложившуюся до него схему истории страны и объяснить причину ее отсталости. Он уподоблял общество живому организму, все части которого взаимно связаны и дополняют друг друга; признавал историческую закономерность и прогрессивный характер исторического развития.
Сторонник позитивистской «теории факторов», Альтамира излагал свои взгляды на исторический процесс следующим образом: «Наряду с чисто политическими фактами не менее ценными считаются те факты, которые отражают остальные стороны деятельности человека; надо также полагать, что нельзя считать познанной главную черту, характеризующую народ, а также его миссию и роль в жизни, пока не будут изучены во всем многообразии и хорошо известны его искусство, религия, наука, обычаи, экономическая структура, идеи необразованной массы (чью роль в истории нельзя отрицать) и т. д... Эти стремления обобщаются в одной фразе, может быть, не очень точной: «написать историю цивилизации». С этих позиций и написаны два его много раз переиздававшихся произведения: «История Испании и испанской цивилизации» и «Учебник по истории Испании».
|
Главная ценность лучшего труда Альтамиры — «История Испании» в том, что на основании огромного социально-экономического материала он дает представление о.прошлом народных масс страны, классовой борьбе (что для своего времени было весьма необычным, передовым моментом). В книге собран и систематизирован богатый материал по истории различных областей Испании. Работа Альтамиры — в полном смысле слова общеиспанская история. Большинство же историков, современников Альтамиры, обычно ограничивалось историей Кастильского королевства.
Вместе с тем последователь теории эволюционного характера исторического развития, Альтамира односторонне освещает классовую борьбу, сводя ее к столкновениям между буржуазией и феодальной знатью, недооценивая социальные выступления крестьянства и городских низов.
Будучи профессором университета г. Овьедо в 1897—1909 гг., а позже профессором Мадридского университета, Альтамира воспитал целую плеяду историков, из которых следует упомянуть Пио и Сабала, автора работы «Испания под властью Бурбонов» (2 тт.).
Каталонская школа Рост национальной буржуазии и национального движения в Каталонии нашел свое отражение в деятельности каталонской исторической школы. Эта школа ставила своей задачей развивать национальное самосознание каталонского народа, изучая и пропагандируя культуру и историю Каталонии, главным образом в средние века, когда существовало не зависимое от Кастилии каталонское государство. В конце XIX в. каталонские темы разрабатывают В. Балагер (1824—1901) и А. Бофаруль (1821—1892) — архивариус арагонской короны, который в 1876 г. выпустил девятитомную «Критическую историю (гражданскую и церковную) Каталонии». На рубеже XX в. создает свою школу известный историк Рубио и Льюч (1856—1937), который с 1904 г. заведовал кафедрой каталонских исследований (Estudis Universitaris Catalans). При поддержке видного идеолога партии крупной каталонской буржуазии «Каталонская лига» — Прат де ла Рива в 1907 г. барселонским муниципалитетом был создан Институт каталонских исследований (Institute Catalans d'Estudis), который издавал свой журнал «Ежегодник» («Anuario»), В нем печатались Ровира и Вирхили, Сольдевилья и другие каталонские историки.
Демократическое направление В испанской историографии конца XIX — начала XX в. демократическое направление нашло выражение в работах историка и видного политического деятеля, лидера каталонских федералистов, президента Первой испанской республики Ф. Пи и Маргаля (1824—1901).
Пи и Маргаль был широко эрудированным человеком, владел несколькими классическими и современными языками, был хорошо знаком с немецкой классической философией, разделял взгляды левых гегельянцев, а затем проникся идеями Прудона. С 1868 по 1872 г. он перевел на испанский язык ряд произведений Прудона. Из написанных им исторических трудов наиболее интересны: «Реакция и революция», «Всеобщая история Америки» и «История Республики 1873 года». Кроме того, Пи и Маргаль работал над многотомной «Историей Испании в XIX веке», которая была закончена сыном его Ф. Пи и Арсуага.
Большинство исторических работ Пи и Маргаля являются ценными источниками для изучения истории Испании второй половины XIX в. В них дается подробное освещение политических событий того времени, приводятся важные сведения об экономическом положении в стране и классовой борьбе. Автор описывает массовые выступления крестьян и излагает их требования (что отсутствует или почти отсутствует в других исторических работах этих лет). Он правильно усматривает одну из причин поражения революции 1868—1874 гг. и победы монархических сил в том, что революция не дала землю крестьянам.
Пи и Маргаль, будучи министром внутренних дел, а затем президентом республики, предлагал принять прогрессивное для того времени рабочее законодательство. Ф. Энгельс писал о нем, что «среди официальных республиканцев Пи был единственным социалистом, единственным человеком, сознававшим, что республике необходимо опираться на рабочих». Пи и Маргаль выступал также против рабства на Кубе, являлся сторонником предоставления ей автономии, боролся за отделение церкви от государства, за обязательное и бесплатное образование для народа. Эти взгляды отражены в его исторических работах и в высступлениях в кортесах.
Другим представителем демократического направления являлся Хоакин Коста (1846—1911). Выходец из бедной крестьянской семьи провинции Уэски, с детства он узнал нищету испанской деревни. В течение всей жизни он защищал интересы крестьян, был одним из организаторов Национального союза производителей (Liga Nacional de Productores), председательствовал на Ассамблее сельскохозяйственных ассоциаций в Сарагосе в 1899 г. Неоднократный депутат кортесов он боролся с демократических позиций против реакционного правительства Мауры. Республиканец по своим убеждениям, Коста заявлял, что республика может быть установлена только революционным путем.
По методологии истории X. Коста — леворадикальный испанский гегельянец, уделял главное внимание изучению истории аграрных отношений и аграрного права в Испании. На эту тему он написал свой известный труд «Аграрный коллективизм в Испании» (1898), позже вышла его «Земля и социальный вопрос» (1912). В первой части книги «Аграрный коллективизм в Испании» Коста дает историю коллективистских идей на основе работ и выступлений крупнейших испанских мыслителей начиная с XVI в. и до середины XIX в. Во второй части на основе богатых материалов, взятых главным образом из местных провинциальных архивов, он рисует историю социальных отношений в испанской деревне и борьбы крестьян за землю. Красной нитью проходит мысль автора: земля принадлежит лишь тем, кто ее обрабатывает. В своих работах и в повседневной деятельности Коста боролся против господства крупных землевладельцев-латифундистов, разоблачал их злоупотребления.
Хоакин Коста имел ряд учеников и продолжателей, среди них следует отметить Ф. Льера и Эрасо, автора труда «Латифундия, аграрный кризис и социальный вопрос» (1904), а также Кироса и Переса, написавшего книги «Разбой и антигосударственная преступность в Нижней Андалузии» (1912) и «Аграрный андалузский спартакизм» (1919).
Анархистские воззрения «а историю содержатся в трудах лидера анархо-синдикалистского движения в Испании Ансельмо Лоренсо (1841—1915). А. Лоренсо был делегатом Лондонской конференции I Интернационала, был знаком с Марксом и Энгельсом, но не сумел подняться до марксизма и остался на позициях бакунизма, отражая сравнительную отсталость экономического развития и социальных отношений в Испании. Его концепция выражена в работах «Воинствующий пролетариат», «Народ» и в других многочисленных брошюрах, где он развивал анархистские взгляды на государство.
Распространение марксизма в Испании Для испанской историографии большое значение имели перевод на испанский язык работ К. Маркса и Ф. Энгельса и их переписка с лидерами испанского социалистического и рабочего движения. Много сделал для распространения марксизма в Испании Хосе Меса (1840—1904), член испанской секции I Интернационала, главный редактор газеты «Эмансипасьон», названной Энгельсом лучшей газетой Интернационала, делегат Парижского конгресса II Интернационала в 1889 г. и один из основателей Испанской социалистической рабочей партии. X. Меса перевел в 1872 г. на испанский язык «Манифест Коммунистической партии», он же написал первую биографию Маркса на испанском языке, перевел работу Энгельса «Утопический социализм и научный социализм» (1886), работы Маркса «Нищета философии» (1891), «Гражданская война во Франции» и др.
Другой создатель Испанской социалистической рабочей партии Франсиска Мора в 1905 г. написал книгу «История социалистического движения и рабочих ассоциаций Испании в ХIХ веке», представляющую до сих пор интерес для изучающих историю испанского рабочего движения, так как в ней впервые был дан богатый фактический материал по этим вопросам. Следует отметить, однако, что этот труд, как и другие работы испанских социалистов конца ХIХ – начала ХХ в., еще не являлся подлинно марксистским.
Определенную роль в распространении марксизма в Испании сыграл также орган Испанской социалистической рабочей партии «Эль социалиста». Он оказывал влияние на передовые слои рабочих и университетской интеллигенции.
Глава XVI НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ В СТРАНАХ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.
Зарождение латиноамериканской историографии относится к. периоду войн за независимость и началу образования самостоятельных государств на южноамериканском континенте.
В первой половине XIX в. религиозные взгляды и метафизика почти безраздельно господствовали в учебных заведениях и в общественной жизни молодых латиноамериканских стран. Лишь немногие выдающиеся представители передовой интеллигенции (Э. Эчеверриа, М. Морено и др.) будили мысль, ускоряя духовное развитие своих народов, борясь против колониализма и рабства, обличая клерикализм, выдвигая широкую программу демократических преобразований.
Во второй половине XIX в. в идейной жизни стран Латинской Америки происходят существенные сдвиги, связанные с ростом капиталистического развития, усилением демократического и рабочего движения, созданием первых пролетарских организаций.
Специфической особенностью развития большинства латиноамериканских стран в последней трети XIX — начале XX в. являлось то, что в них при экономическом господстве полуфеодального крупного землевладения существовали сравнительно либеральные конституции и законы, укоренявшие буржуазные нравы и обычаи. Буржуазная идеология, преодолевая сопротивление помещичье-клерикальной, постепенно брала верх, завоевывала господствующие позиции.
Это обстоятельство имело чрезвычайно важное значение в развитии национальной латиноамериканской историографии, как и всех других звеньев науки, идеологии и культуры.
В связи с запоздалым развитием капитализма в латиноамериканских странах и общей отсталостью их духовной жизни философская база буржуазной историографии конца XIX — начала XX в. была крайне скудной и эклектичной. Наиболее заметным из старых философских концепций исторического развития в Латинской Америке было влияние теории географического детерминизма. На основе взглядов английских ученых — социолога Г. Т. Бокля и философа Спенсера, французских — историка И. Тзна и философа О. Конта формировались исходные общеметодологические посылки латиноамериканской историографии.
С начала XX в. империалистическая экспансия США, Германии, Англии способствовала распространению в Латинской Америке реакционных идей Ф. Ницше и Г. Зибеля.
АРГЕНТИНА
Буржуазно-радикальное направление С падением помещичье-клерикальной диктатуры Росаса и провозглашением буржуазной конституции 1853 г. открылся новый этап в истории аргентинского народа. Борьба за национальное объединение страны, за ее экономический, политический и культурный прогресс развернулась с новой силой.
Передовые идеи борцов за независимость, а также идеи радикально-демократической группы «Молодая Аргентина», созданной в 1837 г. под руководством Эстебана Эчеверриа (1805—1851) — выдающегося мыслителя-демократа, разрабатывавшего идеи утопического социализма, получили благоприятные возможности развития.
Религиозный мистицизм и культ насилия, господствовавшие в период диктатуры Росаса, развенчивались и отходили на задний план в результате роста буржуазных отношений, ломки всей общественной надстройки. Однако по мере утверждения буржуазного государства и его институтов радикальный демократизм передовых идеологов буржуазии ослабевал; постепенно брали верх либерально-буржуазные тенденции.
Эти процессы общественно-политического и идеологического развития складывавшейся аргентинской буржуазной нации находили опосредствованное отражение в аргентинской историографии 60—90-х годов.
Буржуазно-радикальное направление в аргентинской историографии, родоначальником которого определенно следует считать Э. Эчеверриа, заявило о себе в трудах выдающихся политических деятелей и просветителей Д. Ф. Сармьенто (1811—1888) и X. Б. Альберди (1810— 1884). Огромное литературное наследие Сармьенто (52 тт.) - богатейший источник по истории Аргентины 20—80-х годов XIX в. В своей первой работе «Провинциальные воспоминания» Сармьенто наряду с богатым фактическим материалом о ремесле, быте и нравах индейцев севера Аргентины, жизни простого люда провинции дал оценку важнейшим событиям в стране, заклеймив колониальный режим и рабство. Высоко оценивая деятельность руководителей Майской революции и войны за независимость, Сармьенто указывал, что история — это прежде всего действия масс, а не деяния вождей и полководцев. Он со всей страстью обрушивался на суеверия и невежество, которые прийивали народу отцы католической церкви, иезуиты и монахи. В одном из ранних сочинений «Орден иезуитов и прогресс» Сармьенто развивал мысль о необходимости просвещения народа в интересах промышленного и материального развития страны. Те же идеи он проводил в сочинении «Народное образование». «Мощь, богатство и сила нации,— писал Сармьенто, — зависят от производственной, моральной и интеллектуальной способности людей, ее составляющих. Народное образование не может преследовать иной цели, кроме увеличения этих сил производства, действия и руководства; увеличивая все более и более число людей, овладевающих способностями расширять силу производства».
Эти передовые для своего времени мысли Сармьенто нашли наиболее полное выражение в его эпическом сочинении «Жизнь И. Факундо Кирога. Цивилизация и варварство» («Факундо»). Книга написана в форме блестящего политического памфлета, клеймящего помещичье-клерикальную диктатуру Росаса, при которой «нож стал орудием правосудия».
Сармьенто защищает и идеализирует буржуазный путь развития Аргентины, противопоставляя деревню — опору феодализма — буржуазному городу. Его политическим идеалом была буржуазная представительная республика, иногда, под влиянием утопических идей Эчеверриа, Сармьенто шел дальше требований буржуазной демократической республики. «Майская революция, — говорил он в «Факундо» — посеяла зерна равенства классов, которые должны дать урожай в будущем». После европейских революций 1848 г. Сармьенто писал: «Пусть сгинет республика и в качестве нового мира утвердится социализм, который заменит европейскую демократию». Однако со временем в воззрениях Сармьенто происходит сдвиг вправо. После того как он стал президентом Аргентины (1868) в его сочинениях преобладает апологетика либерально-буржуазной, экономически развитой республики с мелким фермерским землевладением и просвещением народа.
Сармьенто идеализировал роль просвещенной интеллигенции как силы, способной повести массы вперед и обеспечить благосостояние всей нации.
В исторических воззрениях Сармьенто, в целом идеалистических есть стихийные материалистические элементы. Так, например, основной причиной, породившей каудилизм и диктатуру Росаса, Сармьенто считал «особую географическую среду» аргентинской равнины - Пампы: «Безграничная Пампа рождает человека силы, жестокого, властного и безответственного перед теми, кем он командует», — писал он в «Факундо».
Современник Сармьенто Хуан Батиста Альберди, исследуя историю Аргентины, акцентировал свое внимание на проблемах ее экономического развития. В его сочинениях нередко встречаются выдающиеся догадки о царстве труда в будущем, об освобождении трудящегося человека от рабства собственности. «Нынешние экономисты, — писал Альберди,— показали, что заработная плата заставляет рабочего идти в особого рода рабство к капиталисту».
В книге «Преступление войны», написанной в связи с Парагвайской войной 1864—1870 гг., Альберди осудил бессмысленность и чудовищность войн. Характеризуя войну как преступление, он поднял вопрос об ответственности правительств за развязывание войн, о предупреждении их, о воспитании народов в духе взаимного уважения и мира.
В своем главном произведении «Основы», многие теоретические положения которого вошли в текст конституции Аргентины 1853 г., а также в других сочинениях Альберди подчеркивал общность интересов стран Латинской Америки. Он одним из первых в Латинской Америке указал на агрессивную сущность доктрины Монро и захватнический характер внешней политики США. «Хотя это и покажется странным, — писал Альберди в 1852 г., в период подъема капитализма в США, — но Соединенные Штаты не являются для нас лучшим примером во внешней политике и в области экономики». Альберди отмечал, что принципом внешней политики США является сила, а не принцип мира и сотрудничества народов. Альберди указывал на различие интересов США и латиноамериканских стран, на пренебрежительное отношение США к своим южным соседям.
Защищая достоинство, суверенитет и независимость латиноамериканских государств, Альберди призывал их крепить взаимное сотрудничество и установить широкий торговый и культурный обмен друг с другом и со всем миром.
Альберди в своих многочисленных социологических сочинениях детально осветил процесс развития Аргентины в 40—80-х годах и дал оценки важным явлениям общественной жизни. Он ратовал за создание аргентинской республики, в которой труд человека был бы главным мерилом его общественного признания и достоинства. Находясь под влиянием распространенной в то время биологической концепции общественного развития Спенсера, Альберди считал, что прогресс Аргентины может быть достигнут только путем притока «белой европейской иммиграции». В связи с этим он пренебрежительно относился к индейцам. Оценивая многие общественные явления с позиций идеалиста, Альберди преувеличивал значение буржуазного права. Он считал, что прогресс общества зависит от совершенных законов.
Клерикальное направление Радикальное направление в аргентинской историографии развивалось в условиях ожесточенной борьбы с реакционными течениями и прежде всего с реакционно-католической школой в историографии, родоначальником которой был Грегорио Фунес (1749—1829) — декан факультета теологии и истории Кордовского университета. Общество делится на паству и пастырей— слуг всевышнего, утверждал Фунес. Церковь несет дух братства и свободы, воплощением которого является бог. В трудах епископа провинции Парана А. Баса и Бустоса, подвизавшегося на поприще историка в начале XX в., это направление нашло наиболее яркое отражение. В книге «Представления церковной истории Аргентины» (1915) Баса и Бустос предает анафеме всех прогрессивных и либеральных деятелей аргентинской истории. О выдающемся президенте Ривадавиа, пытавшемся отделить церковь от государства, Баса пишет как о «чудовище и безбожнике», достойном ада. Сыгравшее положительную роль в прогрессе страны президентство Сармьенто он осуждает за его антиклерикальную направленность.
Реакционно-католическое направление в Аргентине в 1870—1917 гг., в отличие от клерикализма предшествующих десятилетий, когда он являлся основой официальной идеологии, было довольно слабым. В условиях идеологической борьбы эпохи империализма реакционно-католическая школа пережила серьезный идейный кризис и захирела. На смену ей пришла так называемая школа психологической интерпретации, школа аргентинских подражателей Спенсера — Рамоса Мехиа и П. Груссаки.
Для историков этой школы был характерен субъективистский психоанализ исторических явлений. Груссака нередко прибегал к подтасовке фактов и аргументов для оправдания тезиса о «превосходстве» белой расы над другими и господствующей верхушки над трудящимися массами. Каудильо и диктаторы, подавлявшие народные движения, изображались историками этого направления героями.
Либерально-позитивистское направление В борьбе различных течений исторической мысли в Аргентине ведущее место занимала либерально-позитивистская школа. Представители и основатели ее — Висенте Фидель Лопес (1815—1903) и Бартоломе Митре (1821—1906) — создали ряд монументальных исторических трудов, органически вошедших в сокровищницу аргентинской науки и культуры.
Учебник Лопеса «Краткая история Аргентины», написанный в 90-х годах, выдержал десятки издании. Им до сих пор пользуются как основным пособием по национальной истории в аргентинских средних учебных заведениях. По существу, эта работа Лопеса является кратким изложением его главного труда — «История аргентинской республики» (10 тт.) — добросовестной хроники событий политической и гражданской истории Аргентины колониального периода и первой половины XIX в. С наибольшей полнотой Лопес осветил период кризиса колониального господства Испании и борьбы,за независимость народа Рио-де-ла-Платы. Некоторые главы, как, например, об английской экспансии в Южной Америке в 1806—1808 гг., о гражданской войне и отставке Ривадавиа в 20-х годах, представляют собой самостоятельные исторические исследования, сохраняющие и ныне научную ценность.
Использовав при написании труда огромное число источников Лопес дал к каждому тому приложения документов, повышающих ценность его работы. Лопес пытался быть «беспристрастным» исследователем, повествователем событий. Но фактически он излагал события с позиций буржуазного либерала-позитивиста. Гражданскую историю он преподносил как медленную эволюцию общества, сводил ее к борьбе отдельных личностей, которые при помощи демагогии завоевывают популярность и поддержку в народе. Как либерал Лопес осуждал темные махинации реакционных политических деятелей (подкупы избирателелей, убийство соперников, запугивание масс), клеймил феодальных каудильо, диктаторов и религиозных фанатиков. Лопес осуждал колониальное иго Испании и попытки Англии поработить Аргентину. Избавление общества от всех зол и бед Лопес видел в просвещении народа, в постепенной прогрессивной эволюции общества к идеальной либеральной буржуазной республике. Исторические работы Лопеса, несмотря на их буржуазно-объективистскую методологию, сыграли положительную роль в развитии историографии и всей аргентинской науки и культуры.
Другой представитель и основатель этого направления — Бартоломе Митре справедливо считается крупнейшим историком Южной Америки. Им написано около 50 томов исторических сочинений. Важнейшие работы Митре — «История Сан-Мартина и освобождение Южной Америки» и «История Бельграно и независимость Аргентины» — принадлежат к числу классических в буржуазной историографии.
Митре как государственный деятель (военный министр, губернатор, президент Аргентины) эволюционировал от умеренного либерального буржуа (40—60-е годы) до консерватора-реакционера в последний период жизни. В своих исторических сочинениях, отличавшихся широкой источниковедческой базой и обилием фактического материала, Митре всегда был убежденным глашатаем буржуазной республики с сильной исполнительной властью в лице президента и его министров, способной обуздать революционное движение масс и ограничить сепаратизм помещиков в провинциях.
В соответствии со своими консервативными взглядами Митре, вопреки фактам, порой делал самые произвольные выводы. Так, излагая обширный материал о восстаниях индейцев и негров накануне и в период войны за независимость, он неожиданно заключал: «Индейцы и негры были инертным элементом освобождения».
Осуждая колониальное иго Испании, Митре в то же время оправдывал действия конкистадоров, прославлял их как героев, принесших якобы в Америку «дух независимости».
Митре воспевал как непогрешимых героев Сан-Мартина, Бельграно и других политических и военных деятелей, считая, что народные массы действовали лишь по их повелению. Его общая философская концепция исторического развития — эклектическая смесь географического детерминизма и биологической теории Спенсера. Тем не менее литературное наследство Митре, широко использовавшего историческую документацию и другие первоисточники, представляет определенную ценность. Он нарисовал яркие картины событий целых эпох, дал колоритные образы политических деятелей прошлого.
Несмотря на субъективизм и методологическую слабость, Б. Митре и В. Ф. Лопес до сих пор остаются самыми крупными представителями аргентинской буржуазной историографии. Выше их уровня буржуазная историческая наука в Аргентине не поднималась. Эпигоны Митре и Лопеса пошли по пути мелкотемья, хаотического подбора второстепенных фактов об отдельных исторических событиях и личностях.
Реформистское направление В начале нынешнего века в аргентинской историографии зародилось реформистское течение, основателем которого был председатель Социалистической партии Аргентины X. Б. Хусто (1856—1928). Хусто написал ряд сочинений по истории и политической экономии, в которых претендовал на марксистское освещение исторического процесса общественного развития. Но, несмотря на то, что Хусто называл себя марксистом, в е
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!