Изменения суточного времени и времен года — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Изменения суточного времени и времен года

2020-08-20 165
Изменения суточного времени и времен года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многие факторы способствовали изменению климата. Солнечное излучение было ослаблено тяжелыми облаками пыли, и излучение тепла от Земли было также затруднено.[340] Тепло возникало в результате контакта Земли с другим небесным телом; Земля была сдвинута на орбиту, более удаленную от солнца; полюса переместились; океаны и моря испарялись, и пар в виде снега устремлялся на новые полюса и на высокие широты и образовывал новые ледовые покровы; ось вращения Земли поменяла положение, и порядок времен года был нарушен.

Весна следует за зимой, а осень за летом, потому что угол вращения Земли наклонен к плоскости ее вращения вокруг солнца. Если этот угол станет перпендикулярно к данной плоскости, на Земле времен года вообще не будет. Если он изменит свое направление, времена года поменяют свой порядок и свою интенсивность.

Египетский папирус, известный как папирус Анастази IV, содержит сетования по поводу темноты и отсутствия света. В частности, здесь говорится: «Зима приходит как (вместо) лето, месяцы перевернулись, и часы нарушились».[341]

«Дыхание небес не гармонично… Четыре времени года не соблюдают своего порядка», — читаем мы в Книге Даоизма.[342]

В исторических мемуарах Се-Ма Цзина, так же, как в хрониках «Шу-цзин», которые мы уже цитировали, сказано, что император Яо послал астрономов в Долину Мрака и в Темную Резиденцию, чтобы изучить новое движение солнца и луны и участки орбитальных конъюнкций, а также «дать народу знание о порядке времен года».[343] Кроме того, сообщается, что Яо ввел новый календарь: он привел времена года в соответствие с проделанными наблюдениями; так же он поступил и с месяцами; и он «исправил дни»2.[344]

Плутарх дает следующее описание нарушения времен года: «Плотный воздух скрыл из виду небо, и звезды сбились с пути от беспорядочных всполохов огня и дыма и бешеных порывов ветра. Солнце не придерживалось неизменного и постоянного пути, так чтобы различить восток и запад, и не возвращало в нужном порядке времена года».[345]

В другой своей работе Плутарх приписывает эти изменения Тифону, «разрушенному, пораженному и беспорядочному», который вызвал «необычные времена года и температуры».[346]

Характерно, что в письменных источниках древних народов нарушение порядка времен года прямо связывается с нарушением движения небесных тел.

Устная традиция первобытных народов в разных уголках мира также содержит воспоминания об этом изменении в движении небесных тел, времен года, хода времени на протяжении периода, когда темнота охватила мир. В качестве примера я сошлюсь на предание племени ораиби в Аризоне. В нем сообщается, что небосвод висел низко и мир был темным; не видно было ни солнца, ни луны, ни звезд. «Люди роптали из-за темноты и холода». Потом планетный бог Махито «определил сутки, времена года и назначил путь небесным телам».[347]

У инков «главной силой в регуляции времен года и движений небесных тел» был Уира-кока. «Не напрасно предписаны тобой солнце, луна, день, ночь, весна, зима, а Уира-кока!»[348]

Американские предания, которые повествуют о мире, окрашенном в красный цвет, о дожде огня, о мировом пожаре, о рождении гор, о пугающих небесных знамениях, о двадцати пэти годах темноты, утверждают также, что «порядок времен года в эту эпоху изменился». «Астрономы и геологи, в чьем ведении все это находится… могли бы судить о причинах, способных вызвать нарушение суточного времени и окутать всю землю мраком», — писал священник, который провел многие годы в Мексике и в библиотеках Старого Света, где хранятся древние рукописи майя и работы ранних индейских и испанских авторов, посвященные им.[349] Ему не пришло в голову, что библейское повествование о времени Исхода содержит те же самые элементы.

С концом Среднего царства в Египте, когда израильтяне покинули эту страну, прежний порядок времен года пришел к концу и начался новый мировой век. Четвертая книга Ездры, черпающая из более ранних источников, упоминает о «прекращении времен года» в следующих словах: «Я послал его (Моисея) и вывел мой народ из Египта, и привел их к горе Синай, и держал его при себе много дней. Я поведал ему много удивительного, раскрыл ему тайны времен, объявил ему о конце времен года».[350]

Из-за различных одновременных изменений в движении земли и луны и оттого, что наблюдение за небом было затруднено, поскольку оно было спрятано за дымом и тучами, календарь не мог быть составлен правильно. Изменившаяся продолжительность года, месяца, суток требовала более длительного и непосредственного наблюдения.

Слова Мидрашима о том, что Моисей не мог понять новый календарь, имеют в виду эту ситуацию; «тайны календаря» (sod ha-avour), или более точно, «секрет перехода» от одной временной шкалы к другой, был открыт Моисею, но он с трудом его воспринял. Более того, в раввинской литературе сказано, что во времена Моисея путь небесных тел стал нечетким.[351]

Месяц Исхода, который приходился на весну, стал первым месяцем года: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев: первым да будет он у вас между месяцами года» (Исход 12:2). Таким образом, в еврейском календаре создалась странная ситуация, когда Новый год наступает в седьмой месяц года: начало календарного года отодвинуто почти на полгода от осеннего Нового года.

С падением Среднего царства и Исходом закончился один из величайших мировых веков. Четыре части света были смещены, и не осталось без изменений вращение всех орбит и полюсов. Календарь должен был быть заново уточнен. Астрономические показатели года и суток не могли остаться неизменными после катастрофы, в которой, как указано в папирусе Анастази IV, все месяцы перевернулись и «часы разладились».

Продолжительность года в период Среднего царства неизвестна из каких-либо современных документов. Поскольку в текстах, обнаруженных в пирамидах и датированных эпохой Древнего царства, упоминается о «пяти днях», отсюда было сделано ошибочное заключение о том, что в этот период уже был известен год в 365 дней.[352] Но не было найдено никаких записей эпохи Древнего или Среднего царств, в которых упоминался бы год в 365 или даже в 560 дней. Никаких сведений о годе в 365 дней или о «пяти днях» не обнаружено и на многочисленных табличках периода Нового царства, предшествующего династиям седьмого века.[353] Таким образом, предположение о том, что «пять дней» на табличке пирамиды времен Древнего царства означают пять дней свыше 360, не имеет достаточных оснований.

Существует прямое высказывание, обнаруженное на полях рукописи Тимея, о том, что календарный год в триста шестьдесят дней был введен Иксосом после падения Среднего царства;[354] скорее всего календарный год Среднего царства имел меньшее количество дней.

Я надеюсь, что оказался способен установить тот факт, что с пятнадцатого по восьмой век до нашей эры астрономический год был равен 360 дням. Ни до пятнадцатого века, ни после восьмого века год не имел такой продолжительности. В последней главе нашей работы будет пред- ставлен обширный материал, доказывающий это положение.

Количество дней в году в период Среднего царства было меньше, чем 360; земля тогда вращалась по орбите, несколько более близкой, чем современная орбита Венеры. Исследование продолжительности астрономического года в период Древнего и Среднего царств оставлено для той части этой работы, где речь пойдет о космических катастрофах, происшедших в Египте перед началом Среднего царства.

Здесь я обращаюсь к древнему тексту Мидрашим, который, упомянув о противоречии, существующем в письменных источниках относительно продолжительности пребывания израильтян в Египте, сообщает, что «Бог ускорил ход планет во время жизни Израиля в Египте», так что солнце прошло 400 обращений за период в 210 нормальных лет.[355] Эти цифры не должны быть приняты как точные, но упоминание об измененном движении планет в период пребывания израильтян в Египте в эпоху Среднего царства — заслуживает внимания.

В «Мидраш Раббе»[356] говорится со ссылкой на Рабби Симона, что новый мировой порядок наступил с концом шестого мирового века при явлении на горе Синай. «Наступил упадок мира. До сих пор мировое время было посчитано, но с этого момента мы считаем его по другому счету». «Мидраш Рабба ссылается также на то, что «многие планеты получили большую продолжительность времени».[357]

 

 

ГЛАВА VI

 

Тьма смертная

 

В течение целого года после извержения Кракатау в Вест-Индии, происшедшего в 1883 году, заход и восход солнца в обоих полушариях были весьма красочными. Пыль лавы, повисшая в воздухе и разнесенная по всей земле, была причиной этого явления.[358]

В 1783 году после извержения Скаптар-Иокулла в Исландии мир пребывал в сумраке несколько месяцев. Сведения об этом явлении обнаруживаются у многих современных авторов. Один немецкий современник сравнивал сумрачный мир 1783 года с тьмой египетской.[359]

Мир был темным в год смерти Цезаря — 44 г. до н. э. «После убийства Цезаря, диктатора, и в продолжение войны Антония почти целый год длились сумерки», — писал Плиний.[360] Вергилий описывал этот год следующими словами: «Солнце… спрятало свой сияющий лик в пыльной мгле, и оставленный богами мир страшился вечной ночи… Германия слышала бряцание оружия на небе; Альпы дыбились со странным ужасом… и бледные призраки таинственного вида появлялись в вечерних сумерках».[361]

23 сентября 44 года до н. э., вскоре после смерти Цезаря, в тот самый день, когда Октавиан проводил церемонию в память почивших, среди дня появилась комета. Она была очень яркой и двигалась с севера на запад. Она была видна всего лишь несколько дней и исчезла в северном направлении [362]

Похоже, что сумрак, окутавший мир в год смерти Цезаря, был вызван пылью этой кометы, рассеянной в атмосфере. «Бряцание оружия», слышное «по всему небу», было, вероятно, звуком, сопровождавшим вход газов и пыли в земную атмосферу.

Если извержение единственного вулкана может затемнить атмосферу на всей планете, одновременные и продолжительные извержения тысяч вулканов способны сделать небо черным. И если пыль кометы 44 г. до нашей эры имела затемняющий эффект, то контакт земли с огромной кометой с длинным шлейфом из пепла, происшедший в пятнадцатом веке до нашей эры, мог также вызвать почернение неба. Поскольку эта комета активизировала деятельность всех вулканов и создала новые, общее воздействие извержений и кометной пыли должно было насытить атмосферу плавающими частицами.

Вулканы извергают как водяной пар, так и пепел. Тепловой эффект от контакта земного шара с кометой должен был вызвать мощное испарение с поверхности морей и рек. Два вида облаков — водяные и пылевые — возникли вслед за этим. Облака окутали небо и плыли очень низко, нависая, как туман. Завеса, оставленная газообразным хвостом враждебной звезды, и дым вулканов стали причиной темноты, не полной, но глубокой. Такое положение предопределено на целые десятилетия, и пыль лишь частично конденсируется водяными парами.

«Необъятная ночь царила над всем американским континентом, о которой единодушно говорят все предания: солнца как бы и не существовало для этого разрушенного мира, который временами освещался лишь зловещими пожарами, открывающими немногим уцелевшим от этих бедствий человеческим существам весь ужас их положения».[363]

«Вслед за катаклизмами, вызванными наводнением, автор «Кодекса Чнмальпопока» в своей истории солнц показывает нам ужасающие небесные явления, за которыми дважды последовала темнота, окутавшая лицо земли, один раз за период в двадцать пять лет». «Этот факт упоминается в «Кодексе Чимальпопока» и в большинстве мексиканских преданий».[364]

Гомара, испанец, приехавший в западное полушарие в середине шестнадцатого века, вскоре после завоевания, писал: «После уничтожения четвертого солнца мир погрузился в темноту на двадцать пять лет. Среди этого глубокого мрака, за десять лет до появления пятого солнца, человечество возрождалось вновь».[365]

За годы этого сумрака, когда мир был покрыт облаками и окутан туманом, племя кечуа мигрировало в Мексику, пересекая море, потонувшее в густом тумане.[366] В так называемом Manuscript Queche также рассказывается, что «на поверхности земли было мало света… лики солнца и луны были закрыты тучами».[367]

В папирусе Эрмитажа в Ленинграде, уже упоминавшемся, есть сетования по поводу ужасной катастрофы, когда небо и земля перевернулись («Я показываю тебе перевернутую землю; случилось то, чего никогда не случалось»). После, этой катастрофы темнота покрыла мир: «Солнце скрылось и больше не светит людям. Никто не может жить, когда солнце окутано тучами… Никто не знает, полдень ли там; тень не рассеивается… Не ослепляет свет, когда оно (солнце) появляется; в небе оно подобно луне»".[368]

В этом описании свет солнца сравнивается со светом луны. Но даже при свете луны предметы отбрасывают тень. Если не может быть определен дневной свет, диск солнца виден неясно, и только его рассеянный свет позволяет отличить день от ночи. Сумрак понемногу поднимался с течением лет, так как тучи становились менее плотными. Мало- помалу небо и солнце вырисовывались из тумана.

Годы темноты в Египте описаны и в многочисленных документах. Папирус Ипувера, который содержит историю «казней египетских», говорит, что земля оставалась без света (темной).[369] В папирусе Анастази IV описаны годы бедствий и говорится: «Солнце так ушло, что не поднимается».[370]

Это было время блужданий израильтян в пустыне.[371] Есть ли указаний на то, что в пустыне было темно? Иеремия говорит: «И не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?» (Книга Иеремии 2:6).

«Тень смертная» относится ко времени блужданий в пустыне после Исхода из Египта. Зловещий смысл слов «тень смертная» соотносится с описанием из папируса Эрмитажа: «Никто не может жить, когда солнце окутано тучами».

Временами земля освещалась пожарами, вспыхивающими в пустыне (Книга Чисел 11:3; 16:35).

Сумрак, длящийся годы, был запечатлен в памяти двенадцати колен и упоминается в многочисленных фрагментах Библии. «Ты… покрыл нас смертной тенью» (Псалтирь 43:20); «Народ, ходящий во тьме… в стране тени смертной» (Книга Исайи 9:2). Израильтяне… блуждали в одичании и одиночестве… голодные и жаждущие, и душа их истаивала в бедствии», и Бог «вывел их из темноты и смертной тени» (Псалом 106); «Ужасы смертной тени» (Книга Иова 24:17).

В книге Иова Бог говорит: «Кто затворил море воротами (барьерами), когда оно исторглось… Когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его… Давал ли ты когда в жизни своей приказание утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых?» (Книга Иова 38:8-13). См также 28:3 и 36:32).

Низко и медленно движущиеся облака окутывали блуждавших в пустыне. Эти облака тускло светились по ночам; их верхние слои отражали солнечный свет. Мгла бледнела днем и багровела после захода солнца, израильтяне могли различить день и ночь.[372] Они были защищены от солнца тучами во время блужданий в пустыне и, согласно Мидрашиму, они увидели солнце и луну в первый раз только к концу странствий.[373]

Облака, которые покрывали пустыню во время блужданий двенадцати колен, были названы «небесными доспехами», или «облаками славы». «Простер облако в покров им и огонь, чтобы светить им ночью» (Псалтирь 104:39). «И облако Господне осеняло их днем» (Книга Чисел 10:34). Целые дни или месяцы облако стояло над одним местом, и израильтяне «не продвигались»; но когда облако двинулось с места, они последовали за ним и почитали его из-за его небесного происхождения (Книга Чисел 9:17–22; 10:11).

В арабских памятниках мы тоже читаем, что амалекитяне, которые покинули Гедиз из-за бедствий, во время своих скитаний по пустыне шли за облаком.[374]

На своем пути в Палестину и Египет они встретили израильтян, и во время битвы между ними облачная завеса играла важную роль.[375]

«Нихонги», одна из древнейших японских хроник, упоминает о времени, когда была «долгая темнота» и не было «различий между днем и ночью». Она описывает как царствование императора Ками Юмато некое древнее время, когда «мир подвергся бескрайнему опустошению; это был век темноты и хаоса. В этой темноте Хико-хо-но- нинигино-Микота поощрял правосудие и так правил этим западным краем».[376]

Китайские хроники, повествующие о времени императора Яо, упоминают о Долине Тьмы и Темной резиденции как местах астрономических наблюдений.[377]

Выражение «тьма смертная» обозначает влияние лишенного солнца сумрака на жизненные процессы. Китайские хроники Вонг-Шишина в главе, касающейся Десяти родов (десяти стадий первоначальной земной истории), говорят, что «в эпоху By, при шестом поколении… темнота остановила рост всего в мире».[378]

Буддийские ученые утверждали, что с началом шестого мирового века, или «солнца», «весь мир наполнился дымом и насытился жирной копотью этого дыма». Не было «различия между днем и ночью». Темнота была вызвана «разрушающим природный цикл большим облаком космического происхождения и размеров».[379]

Аборигены островов Самоа рассказывают: «Потом возник запах… запах стал дымом, который снова стал тучей… Море тоже поднялось, и в грандиозной природной катастрофе земля утонула в море… Новая земля (острова Самоа) поднялась из лона земли прошлой».[380] В темноте, которая окутала мир, острова Тонга, Самоа, Ротума, Фиджи, Увеа и Фотуна поднимались со дна океана.[381]

Строки старинной гавайской песенки напоминают о продолжительной темноте:

Земля танцует…

пусть пройдет тьма…

Небеса сомкнулись…

Пришел конец миру Гавайев.[382]

Племя кечуа переселилось в Мексику, израильтяне странствовали в пустыне, амалекитяне мигрировали в сторону Палестины и Египта — подневольное передвижение началось во всех концах разрушенного мира. О миграциях в Центральной Полинезии, окутанной сумраком, рассказывается в преданиях аборигенов этой части света, о вожде по имени Теруи, который «долго жил в полной темноте на Ямайке», который плыл в каноэ, названной «Усталость от Темноты», чтобы найти светлую землю, и который после многих лет скитаний увидел небо, понемногу светлеющее, и прибыл в страну, «где люди могли явственно видеть друг друга».[383]

В финском эпосе «Калевала», который «относится к глубокой древности»,[384] время, когда солнце и луна исчезают с неба и его покрывает смертная тень, описано следующими словами:

Даже птицы слабели и гибли,

мужчины и женщины слабели и умирали от голода,

погибали в холоде и мраке

от отсутствия восходящего солнца,

от отсутствия лунного света…

Но мудрые люди из Северной страны

не знали утреннего рассвета,

потому что луна не светит в положенный срок,

не появляется и солнце в полдень

со своих мест на небосводе.[385]

Объяснение, которое могло бы истолковать эту картину как описание сезонной долгой ночи в северных районах, споткнется на второй части отрывка: времена года не возвращались в их прежнем порядке. Тень смертная покрыла землю, когда Укко, финское верховное божество, перестал поддерживать небосвод. Тогда с яростью обрушился град железных камней, и мир погрузился во тьму, продлившуюся целое поколение.

«Сумерки богов» у нордических рас есть не что иное, как «тень смертная» в Писании. Целое поколение тех, кто покинул Египет, погибло в лишенной света пустыне. Весь растительный мир погиб в этой катастрофе. Иранская книга «Бундахиш» говорит: «Паразиты усеяли растения, и они тут же засохли».[386] Когда небо разверзлось, день потемнел, и вся земля заполнилась вредоносными паразитами. Долгое время не было видно никакой зеленой растительности. Так рассказывается в письменных и устных преданиях различных народов. Согласно американским источникам, возрождение мира и человечества проходило под сумрачным покровом тьмы, и это время определяется как конец пятнадцатого года темноты за десять лет до того, как рассеялись сумерки.[387] В библейской истории это, вероятно, тот самый день, когда Аарон высушил веточку, в первый раз пустившую почку (Книга Чисел 17:8).[388]

Жуткий мир, темный и стонущий, болезненно воспринимался всеми органами чувств, кроме обоняния: этот мир был благоухающим. Когда дул ветерок, облака источали сладкий аромат.

В папирусе Анастази IV, написанном в «годы бедствия», в котором сказано, что все месяцы перемешались, планетарный бог описан как пришелец, приносящий с собой «сладкий ветер».[389]

В сходном еврейском тексте мы читаем, что сутки и времена года смешались и «аромат наполнил весь мир»; этот аромат был принесен столбом дыма. Он напоминал запах мирры и ладана. «Израиль был окружен облаками», и, как только они приходили в движение, ветры «дышали миррой и ладаном».[390]

«Веды» содержат гимны, обращенные к Агни, который «сверкает на небесах». Его аромат стал ароматом земли:

Этот твой аромат,

Который твои бессмертные подбирают.[391]

Люди того времени, когда звезда источала свой аромат для людей на земле, увековечены в преданиях индусов. Ведический гимн сравнивает аромат звезды Агни с запахом лотоса.

 

Амброзия

 

Каким образом рассеивался этот покров мглы?

Когда воздух перенасытился паром, влагой, дождем, градом или снежными комьями, атмосфера скорее всего разгрузила накопившуюся массу, состоящую, вероятно, из соединений углерода и водорода, сходным способом.

Есть ли свидетельства о том, что в период долгих лет темноты увеличивалось количество углеводородов?

«Когда на стан их ночью упала роса, упала и манна». Она была «как иней на земле». Она имела форму кориандрового зерна, желтоватый цвет и маслянистый вкус, подобный медовым сотам. Назвали ее «небесным хлебом», и падала она между камней и кормила их (Исход 16:14–34; Книга Чисел 11:7–9). Манна падала с облаков (Псалом 77:24–25).

После ночного охлаждения происходило осаждение углеводородов, и они выпадали вместе с утренней росой. Зерна таяли в тепле и испарялись; но в закрытом сосуде вещество могло сохраняться долгое время (Исход 16:21, 33–34).

Экзегеты пытались объяснить феномен манны, и им помогли натуралисты, которые обнаружили, что тамариск в Синайской пустыне разбрасывает семена в продолжение нескольких месяцев в году.[392] Но с какой стати было называть это семя «небесным зерном» и «небесным хлебом» (Псалтирь 77:24; 104:40) и почему было сказано, что «одождю вам хлеб с неба» (Исход 16:4). Нелегко также объяснить, как множество людей и животных могли существовать в течение многих лет в дикой местности, питаясь только редко встречающимся и сезонным зерном какого-то пустынного растения. Если бы такое было возможно, пустыня была бы предпочтительней пахотной земли, которая дает хлеб труженику только за работу в поте лица.[393]

Облака принесли небесный хлеб — так сказано и в «Талмуде».[394] Но если манна падала из облаков, которые покрывали весь мир, она должна была падать не только в пустыне скитаний, но везде. И не только израильтяне, но и другие народы должны были ее попробовать и говорить о ней в своих преданиях.

Исландские предания рассказывают, что был мировой. пожар, последовавший за Фимбульветром, и только одна человеческая пара осталась живой на севере. «Эта пара лежала, спрятавшись в убежище, во время пожара Сурта». Потом пришел «ужасный Фимбульветр в конце этого мира (века); между тем они питались утренней росой, и от них произошел народ, который заселяет обновленную землю».[395]

Три элемента соединены в исландском предании, и их же мы встречаем в еврейских легендах: мировой пожар, темная зима, которая длилась много лет, и утренняя роса, которая служила пищей в продолжение этих сумрачных лет, когда ничто не плодоносило.

Маори из Новой Зеландии рассказывают о бешеных ветрах и грозных тучах, которые обрушивали воды в волны, поднимавшиеся до неба, и сопровождались яростным градом. Океаны вышли из берегов. Следствием этой бури и града были «туман, небесная роса и солнечная роса». После катастрофы «осталось очень мало суши, выступающей над морем. Потом в мире появилось больше ясного света, и существа, которые прятались между (небом и землей), прежде чем расстаться, снова умножились на земле».[396]

Это предание маори содержит те же основные элементы, что и израильское. Разрушение мира сопровождалось ураганами, градом (метеоритами) и волнами высотой до неба; земля была затоплена; туман покрыл землю на долгое время; тяжелая роса выпадала на землю вместе со светлой росой, как в отрывке из Книги Чисел 11:9.

Буддийские тексты повествуют, что, когда подходил к концу земной век, мир был разрушен, а океаны высохли, не было различия между днем, и ночью и пищей служила небесная амброзия.[397]

В гимнах Ригведы сказано, что мед (madhy) приходит из облаков. Эти облака возникли из облачного столба. Среди гимнов Атхарва-Веды есть один о падении меда: «С небес, с земли, из атмосферы, из моря, из огня и из ветра истинно бьет ключом мед. И, облаченные амброзией, все существа радуются в сердце своем».[398]

Египетская Книга Мертвых говорит о «божественных облаках и обильной росе», которая соединяет землю с небесами.[399]

Греки называли небесный хлеб амброзией. Он описан греческими поэтами в тех же терминах, что и манна. Он имеет вкус меда и аромат. Этот небесный хлеб доставил традиционным ученым немало головной боли. Греческие авторы от Гомера до Гесиода на протяжении целых веков постоянно упоминали об амброзии как о небесной пище, которая в жидком состоянии называлась нектаром.[400] Она использовалась также как притирание[401] (она имела аромат лилии) и как корм для лошадей Геры, когда богиня навещала Зевса на небе.[402] Гера (Земля) была окутана ею, когда торопилась от своего брата Ареса (Марса) к Зевсу (Юпитеру). Чем мог он быть, этот небесный хлеб, который служил также покровом богине-планете и к тому же использовался как притирание? Это был мед, говорили некоторые ученые. Но мед — это естественная пища для смертных, в то время как амброзия была дана только поколению героев.

Так что же это было за вещество, которое на земле служило кормом для лошадей, покровом для планет, хлебом с неба для героев и которое обращалось в жидкость, чтобы ее пить, и было маслом и благовонием для притираний?

Это была манна, которая собиралась в хлеб, имела маслянистый и одновременно медовый вкус, была доступна на земле человеку и животному, обволакивала землю и небесные тела покровом, называлась «небесным зерном» и «хлебом могущества»,[403] имела приятный запах и служила женщинам в дикой местности как притирание.[404] Манна, подобно амброзии, сравнивалась с медом и с утренней росой.

Вера Аристотеля и других авторов в то, что мед падает из атмосферы с росой, основана на опыте того времени, когда мир был окутан углеродными облаками, которые выбрасывали мед-иней.

Эти облака описывались как «тень смертная» в «"Калевала». Из этих «теней смертных», говорит эпос, выпадал мед. «И облака свой аромат сеяли, сеяли мед… из дома своего небесного».[405]

Маори на Тихом океане, евреи на побережье Азии и Африки, индусы, финны, исландцы — все описывают медовую пищу, падавшую с облаков, мрачных призраков той смертной тени, которая окутала землю после космической катастрофы. Все предания сходятся также в том, что источником небесного хлеба, падающего из облаков вместе с утренней росой, было небесное тело. Сивилла говорит, что сладкий небесный хлеб приходил из звездных небес.[406] Планетарный бог Укко, или Юпитер, как говорят, был источником меда, капавшего из облаков.[407] Афина покрыла другую планетарную богиню «покрывалом из амброзии» и снабжала нектаром и амброзией героев.[408] И другие предания тоже связывают происхождение меда-росы с небесным телом, которое заволокло землю облаками. Именно по этой причине амброзия или манна называлась «небесным хлебом».

 

Реки из молока и меда

 

Мед-иней падал в огромных количествах. Источники, освещающие Переход, сообщают, что количества его, выпадавшего ежедневно, хватило бы, чтобы прокормить людей в течение двух тысяч лет.[409] Все народы Востока и Запада могли его видеть.[410]

Через несколько часов после рассвета тепло под плотным облаком растапливало зерна и испаряло их (Исход 16:21). Земля впитывала часть растворившейся массы так же, как она поглощает росу. Зерна падали и в воду, и реки казались молочными.

Египтяне рассказывают, что в течение некоторого времени Нил тек, наполовину смешавшись с медом.[411] Странный вид рек в Палестине — в пустыне израильтяне рек не видели — заставил разведчиков, которые вернулись после посещения этой земли, назвать ее землей, где «течет молоко и мед» (Книга Чисел 13:27). «Небеса проливали масло, воды струились с медом», — гласит текст, обнаруженный в Рас-Шамре (Угарит) в Сирии.[412]

В раввинской литературе сказано, что «таяние манны образовывало ручьи, которые поили многих оленей и других животных».[413]

Гимны «Атхарва-Веды» говорят, что медовый дождь возникал, из огня и ветра; амброзия падала, и потоки меда проливались на землю. «Широкая земля будет питать нас изысканным медом… прольет для нас молоко обильными струями».[414] Финские предания повествует, что земля и вода последовательно покрывались черным, красным и белым молоком. Первое и второе были цветами субстанций пепла и «крови», возникших от «казней» (Исход 7 и 9); последняя же имела цвет амброзии, которая превращалась в нектар на земле и в водах.

Воспоминание о времени, когда «текли реки молока и реки "сладкого нектара», присутствует также у Овидия.[415]

 

Иерихон

 

Земная кора сотрясалась и трескалась вновь и вновь, пока ее слои укладывались после грандиозного перемещения. Открывались бездны, исчезали одни родники и появлялись новые (Книга Чисел 16:31–35; 20–11. Псалтирь 77, 106). Когда израильтяне подошли к реке Иордан, часть одного берега обвалилась, перегородив реку настолько, чтобы народ мог ее перейти. «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона…» (Книга Иисуса Навина 3:16–17).

Подобное происшествие случилось и 8 декабря 1267 года, когда Иордан был перекрыт на шестнадцать часов, а потом снова повторилось после землетрясения 1927 года, когда кусок берега обвалился в реку недалеко от Адама и перегородил ее более чем на двадцать один час. В Дамихе (Адам) люди переходили реку посуху.[416]

Падение стен Иерихона при звуке труб — эпизод, хорошо известный, но не очень хорошо прокомментированный. Трубы, в которые дуют священники семь дней, являются не более естественной причиной, чем жезл Моисея, с помощью которого, согласно преданию, он открыл проход через море. «Как скоро услышал народ голос трубы», случилось так, что «обрушилась стена города до своего основания» (Книга Иисуса Навина 6:19), Громкий трубный звук производила сама земля; израильские племена, верившие в магию, думали, что голос земли отвечает голосу труб, звучавших в течение семи дней.

Мощные стены Иерихона — они были шириной в двенадцать футов — были раскопаны.[417] Обнаружено, что они были разрушены землетрясением. Археологические данные доказывают также, что эти стены рухнули в начале царствования Иксоса, или сразу после окончания Среднего царства [418] Земля еще не оправилась после предыдущей мировой катастрофы и реагировала- постоянным вздрагиванием на новое приближающееся космическое бедствие (событие, которое мы описали в начале этой книги, должно нас возвратить к катаклизму Исхода) — потрясение времен Иисуса Навина, когда земля замерла в день битвы при Вефороне.

 

 

ГЛАВА VII

 

Камни, повисшие в воздухе

 

Горячий камнепад, который при переходе Моисея повис в воздухе, когда готовились напасть на египтян, теперь обрушился на ханаан».[419] Эти слова означают, что часть метеоритов, выпавших во время прохождения кометы в дни Исхода, оставалась в небе около пятидесяти лет, обрушившись во времена Иисуса Навина в долине Вефорона в тот самый долгий день, когда солнце и луна стояли неподвижно целые сутки.

Слова Талмуда и Мидраша означают, что та же самая комета вернулась примерно через пятьдесят лет. Она еще раз прошла вблизи земли. На этот раз она не перевернула земных полюсов, но удерживала земную ось в наклонном положении довольно долго. И мир снова, по выражению раввинов, был «поглощен вихрем», «и все царства шатались», «земля тряслась и дрожала от грохота грома». Перепуганные люди снова гибли, и их тела превратились в хлам в этот День Гнева.[420]

В тот день, когда все это случилось на земле, небо смешалось. С небес падали камни, солнце и луна остановились на своих орбитах, и должна была быть видна сама комета. «Хабаккук» описывает небесное знамение в этот памятный день, когда, по его словам, «солнце и луна стояли в своих домах»: оно имело очертания человека на колеснице» запряженной конями, и его сочли божьим ангелом. Читаем этот отрывок в версии короля Джеймса: «Его слава покрывала небеса… он сверкал, как свет; из руки его выходили трубы… горящие угли сыпались прямо из-под его ног… (он) разбросал все народы; и вечные горы были разбиты на куски… Гневался ли ты и на реки? Гневался ли ты на море, когда пронесся на своих лошадях и колесницах спасения…? Ты прорезал землю реками. Горы видели тебя и дрожали: водяной потоп прошел над ними: глубины подали свой голос… Солнце и луна стояли неподвижно в своих домах: на свет твоих стрел они двинулись и на сияние твоего блистающего копья. Ты в гневе прошелся по земле, ты в гневе измолотил небо… Ты прошел через море на своих конях через пучину огромных волн».[421]

Поскольку тексты Священного Писания, по ряду психологических причин, закрепились в сознании читателей как весьма доступные для неправильного чтения, ложного понимания и ложного толкования, я представлю и несколько отрывков из третьей главы «Хабаккука» в другом, современном, переводе:

Его величие над всем небом,

его слава, наполняющая всю землю,

его сияние есть горящие молнии,

с каждой стороны расходятся огненные вспышки…

От его шагов дрожит земля,

от взгляда его рассыпаются народы,

и рассыпаются древние горы,

старые горы низко опускаются…

Гневаешься ли ты на море,

раз ты вздыбливаешь его своими конями

на торжествующих колесницах…?

Холмы корчатся от взгляда твоего…

солнце забывает всходить,

луна — двигаться

перед вспышками твоих мчащихся стрел,

перед сиянием твоих молний, твоего копья.

Ты в ярости топчешь землю,

ты истребляешь народы в твоем гневе.[422]

Когда земля нарушила свой угол вращения, механическое трение переместившихся слоев коры и магмы должно было предать весь мир пожару.

Мир пылал. Греческая история о Фаэтоне будет рассказана здесь, из-за той ее интерпретации, которую услышал Солон во время своего посещения Египта.

 

Фаэтон

 

Греки, как и карианцы, и другие народы на побережье Эгейского моря, рассказывали о времени, когда солнце сошло со своего пути и исчезло на целый день, а земля была во власти пожара и наводнения.

Греческая легенда повествует о том, что юный Фаэтон, который просил покровительства солнца, в тот роковой день пытался сесть на солнечную колесницу. Фаэтон не смог одолеть «кружащиеся полюса», и их «быстрая ось» смела его. По-гречески Фаэтон означает «излучающий».

Многие авторы занимались историей Фаэтона. Наиболее известная версия — это создание латинского поэта Овидия. Солнечная колесница, управляемая Фаэтоном, двигалась «не так, как раньше». Кони «сбились со своего пути» и «понеслись, бесцельно ударяясь о звезды, стоящие глубоко в небе и увлекая колесницу по непроторенным дорогам». Созвездия Большой Медведицы попытались нырнуть в запретное море, и солнечная колесница понеслась через неизвестные пределы неба. Ее «несло, как корабль, летящий впереди ветра, штурман которого оставил бесполезный руль и предоставил свое судн


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.