О «врожденных идеях» в душах народов — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

О «врожденных идеях» в душах народов

2020-08-20 167
О «врожденных идеях» в душах народов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сходство мотивов в фольклоре различных народов, живущих на пяти континентах и на островах океанов, поставило сложную проблему для этнологов и антропологов. Миграция идей может следовать за миграцией народов, но как могли необычные фольклорные мотивы достичь изолированных островов, где у аборигенов не было возможности пересечь море? И почему техническая цивилизация не передвигалась вместе с духовной? Народы, все еще живущие в каменном веке, имеют те же самые, часто необычные, сюжеты, что и цивилизованные нации. Частный характер некоторых фольклорных сюжетов не дает возможности предположить, что только по чистой случайности одни и те же сюжеты были созданы во всех уголках мира Проблема настолько сложна для ученых, что, не имея лучшего объяснения, они предложили теорию, согласно которой фольклорные сюжеты имеют врожденный характер в душах людей. Люди рождаются с этими представлениями подобно тому, как животное рождается со стремлением к продолжению рода, заботе о потомстве, строительству норы или гнезда, к передвижению стаей или миграции в дальние страны. Но не так просто объяснить в подобных понятиях, почему, например, аборигены Америки представляли ведьму как женщину, скачущую на метле по небу, — точно так же, как воображали ее европейские народы.

«Мексиканская ведьма, как и ее европейская сестра, носила метлу, на которой она скакала по небу, и ассоциировалась с криком совы. В самом деле, царица ведьм, Тлаголтиотл, описана скачущей на метле и носящей остроконечную ведьмацкую шляпу».[890] С сотнями других странных фантазий и верований дело обстоит так же, как с ведьмой на метле.

Решение проблемы сходства мотивов в фольклоре разных народов может быть, на мой взгляд, следующим: большинство идей отражает реальный исторический опыт. Существует легенда, обнаруженная повсюду на земле, что на землю обрушился потоп и покрыл холмы и даже горы. Мы имеем нелестное мнение об умственных способностях наших предков, если думаем, что просто необычный разлив Евфрата так поразил обитателей пустыни, что они вообразили, будто весь мир затоплен, и что легенда, таким образом родившаяся, бродила от народа к народу. В то же время геологические проблемы происхождения и распределения ила, или дилюивального осадка, ждут объяснения.

Народы древних времен, которые, как нынешние примитивные народы, были лишены современных средств защиты от природных явлений и которые жили в постоянной опасности тропических бурь, торнадо или морозов и снегопадов, должны были больше привыкнуть к сезонным потрясениям, чем мы, и их бы не поразил до такой степени разлив реки, чтобы они разнесли пережитое ими во все концы света как историю некоей космической катастрофы.

Предания о бедствиях и катастрофах, обнаруженные у всех народов, обычно не вызывали доверия из-за недальновидного убеждения в том, что не было сил, способных преобразить мир в прошлом, которые не действовали бы и в настоящем — убеждения, составляющего подлинный фундамент современной геологии и теории эволюции. «Существующая целостность убеждает в невозможности прошлых катастроф и насильственных перемен ни в неживой, ни в живой природе. Более того, мы пытаемся толковать изменения и законы прошлого посредством тех, которые мы наблюдаем в настоящее время. Это был секрет Дарвина, полученный им от изучения Лайеля».[891] В этой книге, однако, было показано, что силы, которые в настоящее время на земле не действуют, действовали в исторические времена и что эти силы имеют чисто физический характер. Научные принципы не убедительны, если утверждают, что сила, которая теперь не действует, не могла действовать прежде. Или мы должны постоянно сталкиваться с планетами и кометами, чтобы поверить в такие катастрофы?

 

Небесные знамения

 

Космические пертурбации происходили, катастрофы обрушивались на землю, но летали ли по небу ведьмы на метлах? Читатель может согласиться, что космические катастрофы, если они происходили, могли оставить и должны были оставить сходные воспоминания во всех концах мира; но это фантастические образы, которые, кажется, не воплощают реальность. Мы последуем этому правилу: если существует фантастический образ, который был запечатлен на небе и который повторяется по всему свету, то скорее всего это был образ, который увидели на небесном экране многие люди в одно и то же время. Как-то одна из комет приняла странный облик женщины, скачущей на метле, и небесная картина была такой четкой, что она оставила одно и то же впечатление у всех людей на земле. Хорошо известно, как в наше время поражают людей очертания комет. Одна комета, как было сказано, была похожа на «ип crucifix tout sanglanf»,[892] другая — на меч; действительно каждая комета имеет свою особую форму, которая может также изменяться в период видимости кометы.

Чтобы иллюстрировать то, что здесь сказано, другим примером, можно задать вопрос: что заставило майя назвать именем Скорпиона созвездие, известное нам и древним под тем же самым названием? [893] Очертания этого созвездия не напоминают форму этого насекомого. Это «одно из самых удивительных совпадений в обозначениях».[894]

Созвездие, которое совершенно не похоже на скорпиона, возможно, было так названо потому, что комета, похожая на скорпиона, появилась в нем. Действительно, мы читаем на одной из вавилонских астрономических табличек, что «звезда вспыхнула, и ее свет засиял ярко, как день, и пока она сверкала, она била хвостом, как рассерженный скорпион».[895] Если это не конкретное появление кометы стало причиной того, что созвездие назвали Скорпионом, то могло быть и другое подобное явление в другое время.

Другим примером является дракон. Во всем мире этот образ исключительно значим в литературе и искусстве, а также в религии народов. Нет, вероятно, ни одной нации, которая не пользовалась бы этим символом или этим образом как важнейшим мотивом, однако он на самом деле не существует. Некоторые ученые считали, что, возможно, дракон представлял некоторую исключительную угрозу и воздействовал на человечество в гораздо большей степени, чем любое другое существо, с тех пор как он появился на китайском флаге, на изображениях архангела Михаила или святого Георгия, бьющихся с ним, в египетской мифологии, в мексиканских иероглифических рисунках и барельефах, и в ассирийских барельефах. Однако кости этой предположительно существовавшей рептилии не были обнаружены.

Из описания кометы Тифона, которая вытянулась над небом, как некое животное со множеством голов и извивающимся телом, с огнем, пылающим из его ртов, как это подтверждается в предшествующих главах цитатами из Аполлодора и других, мы узнаем происхождение этого широко распространенного мотива.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.