Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-08-20 | 83 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СВЕТ ПРАВДЫ
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3,20).
Любовь не хочет навязываться. Бог, Который есть любовь, не хочет вламываться в храм человеческого сердца. Уважая свободу, которую Он Сам дал человеку, Бог стоит у его двери, словно нищий, и стучит, ожидая, пока Ему не отворят.
Смирение не занимается собой. Оно как бы полностью «настроено на приём», на принятие Божьих даров. Поэтому оно — сама открытость и ожидание. Смиренный человек, становясь перед лицом правды, видит своё ничто, и это возбуждает в нём всё нарастающую жажду того, чтобы его наполнял Тот, Кто является Всем. Именно смирение открывает сердце человека стучащемуся Богу, Который желает переливать Своё Всё в маленькое и жалкое человеческое ничто. Когда смирение становится глубоким, как пропасть, это происходит со стремительностью, напоминающей внезапный сквозняк или порыв ветра, который врывается в пустоту, позволяющую себя наполнять.
Противоположностью смирения является гордыня. Она верит в себя и в то, что обладает всем необходимым!! Она настолько наполнена собой, что не нуждается в Боге.
Стучащийся в дверь человеческой души Бог является светом, который извлекает из тьмы правду о человеке — тайну «побеленной гробницы». Искупитель мира стучит, чтобы мы отворили Ему дверь сердца и позволили исцелить раны, нанесённые грехом.
Представленный здесь образ побеленной гробницы показывает этапы, через которые может проходить душа на пути к Богу. Эти этапы ведут к тому, что постепенно человек отвергает иллюзорный образ собственного «я» и открывается на единственную достойную восхищения Правду — Божье «Ты».
|
ТАЙНА П ОБЕЛЕННОЙ ГРОБНИЦЫ
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф 23,27-28).
В каждом из нас есть что-то от книжников и фарисеев, которые не осознают, что происходит в их сердцах, что в них является первоисточником всякого зла. Убедительный образ открытия внутренности побеленной гробницы показывает сложные отношения, складывающиеся между человеком, который всё время не знает, кем он является на самом деле, и стучащимся Богом, Который желает постепенно, этап за этапом, освещать! наш внутренний мир, чтобы мы, видя, что на самом деле представляет собой царство нашего «я», захотели Ему отворить.
БОЖИЙ СВЕТ, ОТКРЫВАЮЩИЙ ПРАВДУ О ПОБЕЛЕННОЙ ГРОБНИЦЕ
В начале своей внутренней духовной жизни человек настолько уверен в себе, настолько убеждён, что он себя знает, настолько погружён в себя и исполнен иллюзорной веры в собственные возможности, что совершенно не подозревает, сколько в этом его автопортрете иллюзий и самообольщения, очень часто неосознанного. Он чувствует себя чистым, потому что тяжело потрудился, полируя внешнюю сторону своего «я», и даже не догадывается, что за вычищенной, как в побеленной гробнице, внешней оболочкой может ещё что-то таиться. Он кажется самому себе владыкой необычайного внутреннего царства, а Бога подсознательно хочет сделать одним из элементов этого царства, подчинённых своему владычеству.
ОЧИСТКА ГРОБНИЦЫ СНАРУЖИ
Усилия, которые ты предпринимаешь на первых этапах пути к святости, можно сравнить с очисткой гробницы снаружи. Сначала ты пытаешься содрать с надгробной плиты слой загрязнений, наросших на ней за многие годы, скребёшь эту плиту и полируешь. А если ты ещё старательно побелишь гробницу, то можно будет считать, что выглядит она прилично.
|
Образ очистки и побелки гробницы соответствует тем этапам внутренней духовной жизни, когда благодаря деятельному самоотречению - то есть благодаря различным жертвам и внутренней борьбе — мы шаг за шагом искореняем тяжкие грехи, а со временем преодолеваем также различные несовершенства и слабости своего естества. Мы добиваемся того, чего можно достичь собственными силами, прежде чем позволим стучащему в дверь нашего царства Богу войти в неё и Самому, Своей милосердной силой взяться за дело нашего очищения.
В тот период, когда мы занимаемся очисткой внешней части гробницы, мы становимся — по крайней мере, собственных глазах — всё совершеннее. Это соответствует устоявшемуся представлению, согласно которому достижение совершенства подобно восхождению на очередные ступени или уровни. «Быть может, я иду медленно, однако я взбираюсь всё выше», думаешь ты и даже не подозреваешь, в какую опасную западню попал. Это — иллюзия прогресса, которая порождает гордыню.
Легко впасть в заблуждение, что очередные этапы пути к святости напоминают переход из класса в класс. Ребёнок, переходя в следующий класс, даже если он критически оценивает свои достижения, знает, что определённый этап образования уже позади. Ему не придётся возвращаться к тому, что он учил в прошлом году, поскольку в старшем классе уже новая программа.
И нам кажется, что, идя к святости, мы подобным образом будем становиться всё более совершенными.
ПОБЕЛЕННАЯ ГРОБНИЦА
Когда наша «гробница» снаружи чистая и побеленная, мы полны уверенности, что стоим у порога совершенства. Поскольку нам удалось преодолеть множество видимых пороков и слабостей, мы полагаем, что теперь до святости уже рукой подать — достаточно сделать лишь ещё одно небольшое усилие.
В дерзновенных планах достижения святости своими силами мы, по сути дела, вовсе не принимаем во внимание стучащего в нашу дверь Бога. Нам кажется, что мы уже почти святые. И даже не представляем себе, что может таиться внутри так тщательно очищенной снаружи гробницы.
Зло нашего эгоизма, которое фактически может даже иметь размеры континента, как будто усыплено и не даёт о себе знать. Мы кажемся людям праведными, поскольку давление событий слишком мало, чтобы разбудить дремлющие в нас тенденции. Нам и в голову не приходит, что внутри мы исполнены лицемерия и беззакония.
|
Собственное совершенство, а скорее, его побеленная видимость, на этом этапе внутренней жизни является источником удовольствия и огромной — хотя и скрытой — гордыни. Наша гордыня столь велика, что, даже если кто-то открыто упрекает нас в этом грехе, мы не в состоянии признать, что этот человек прав. Если ты и признаёшься тогда в гордыне, то обычно лишь из чисто человеческих побуждений, руководствуясь тем, что могут подумать о тебе люди, — просто считаешь, что в этой ситуации так следует поступить.
Именно гордыня является причиной того, что на этом этапе ты очень часто относишься к другим критически и нетерпим к ним. Не умея посмотреть в лицо правде о самом себе, ты и окружающих тебя людей оцениваешь субъективно и тенденциозно. А когда ты сосредоточиваешься на собственной персоне и своём иллюзорном совершенстве, тогда ты в очень слабой степени открыт на Христа, присутствующего в другом человеке, не слышишь Бога, стучащегося к тебе со Своим светом через других людей и события.
Убеждённый в собственных силах и своём совершенстве, ты ещё не знаешь, как сильно нуждаешься в Нём.
ОТКРЫТИЕ СЛЕДУЮЩИХ ФРАГМЕНТОВ ПОБЕЛЕННОЙ ГРОБНИЦЫ
По мере того как ты будешь обретать душевное равновесие, Бог сможет открывать перед тобой следующие фрагменты побеленной гробницы. После открытия первого фрагмента может наступить длительный перерыв, хотя, если Бог захочет очищать тебя быстро, Он будет систематически показывать тебе очередные пространства твоего внутреннего мира.
Каждый раз это будет как бы повторением того, что ты пережил при открытии первого фрагмента. Однако проникающий в гробницу свет станет более интенсивным. Ты увидишь в нём не только новые фрагменты внутренности побеленной гробницы, но и всё то, что ты уже видел раньше, явится перед тобой с большей выразительностью.
Ты убедишься, что способен не только на те грехи, которые совершил когда-то, но и на нечто гораздо худшее.
|
При открытии очередных фрагментов ты увидишь, что схема мышления, согласно которой достижение святости является процессом постоянного продвижения вперёд (как переход учеников из класса в класс), в этом случае неприменима.
В духовной жизни всё обстоит совершенно иначе.
Вступление на более высокий этап духовной жизни напрямую зависит от твоего возрастания в смирении, от всё более глубокого унижения, которое освобождает в царстве твоего «я» всё больше места для стучащегося Бога. Бог хочет входить туда, чтобы прощать тебе твою неверность, но также — чтобы уберечь тебя от зла, которое ещё не имело возможности проявиться.
Ты познаешь правду о себе почти осязаемо, когда при дальнейшем открытии побеленной гробницы к тебе вернутся те же самые искушения и грехи, с которыми ты боролся на предыдущих этапах. Видя свой внутренний мир во всё более ярком свете, ты шаг за шагом будешь познавать, каков ты на самом деле.
Ты убедишься, что способен совершить все возможные грехи, и эта правда может стать для тебя более реальной, чем вся окружающая тебя действительность.
Тебе может казаться, что ты становишься всё хуже, что ты пятишься в духовной жизни, скатываешься в пропасть зла.
Однако не поддавайся сомнениям и отчаянию — не происходит ничего плохого. Это лишь стучащийся Свет, для Которого ты открыл границы своего царства, показывает тебе правду о том, что это твоё царство — побеленная гробница. Оно всегда выглядело точно так же, просто раньше ты этого не видел.
Всё может стать средством для Божественного Жениха, старающегося покорить сердце человека, Он может воспользоваться всем, для того чтобы душа полю
била Его до конца. Однако особую роль играет здесь другой человек — ближний, и происходит это благодаря его свободе, которая даже Богу не всегда подчиняется, не говоря уже о том, чтобы подчиниться нашей воле.
Это тот трудный ближний, которым Бог пользуется, чтобы постепенно открывать побеленную гробницу в нас. Именно через ближних она чаще всего открывается. Как же сильно нуждаемся мы в свете веры, чтобы увидеть, что под видом самых трудных людей в нашем! окружении сокрыт стучащийся свет Господа. Этот дру-1 гой человек в течение долгих лет нарушает твой порядок, расстраивает твои планы, чтобы ты, наконец, начал видеть в свете веры трудную правду о том, что это ты сам являешься «трудным ближним».
Подумай тогда с благодарностью о Боге, но также и о том орудии — быть может, не осознающем этого, — которым Бог воспользовался для того, чтобы, открывая правду, спасать тебя и лечить.
Среди многообразных проявлений зла, которые ты увидишь в побеленной гробнице, тебе наверняка очень больно будет узнать, что ты трудишься не для славы Божьей, а для собственной славы; что, когда ты прилагаешь усилия и выполняешь различного рода работу, ты хочешь себе самому построить прекрасный алтарь.
|
Если ты знаешь, что своим трудом должен прославлять Бога, что труд должен быть молитвой, пребыванием в Божьем присутствии, исполнением того, чего Он в данный момент ожидает, то увидишь, что о Боге ты чаще всего забываешь, а то, что ты делаешь, служит не столько прославлению Бога, сколько самопрославлению. А ведь «всякая добродетель, всякий добрый поступок оказываются отравленными и лишаются своей истинной ценности, если в них проскользнёт гордыня».
Когда ты исполняешь свою собственную волю или занимаешься собой, ты грешишь гордыней и ленью в Божьем служении, независимо от того, что и сколько ты делаешь. Не имеет также значения и то, являешься ли ты по своей натуре более или менее активным. Даже если бы ты отправился на миссию или строил кафедральный собор — если ты трудишься ради собственной славы, то в Божьем служении ты нерадив и ленив.
Когда Господь показывает тебе гордыню, наполняющую гробницу твоей души, старайся принимать это с простотой ребёнка. Это правда, что ты всё делаешь ради собственной славы, но, несмотря на это, Небесный Отец не перестаёт тебя любить. Если твоей гордыне будет трудно принять это, и ты поддашься искушению печали! старайся и после этого падения сразу же подняться.
Когда с простотой ребёнка ты постараешься быть выше своей печали, Бог может сделать так, что твой труд действительно станет молитвой. Тогда всё, что ты дела-1 ешь, будешь делать, помня о Боге и сознавая, что Он всегда рядом с тобой. А когда вновь, в очередной раз ты забудешь о Нём и Он в очередной раз покажет тебе это, с простотой ребёнка поднимись и вновь начинай трудиться, сознавая присутствие Господа.
Было бы идеально, если бы мы непрестанно молились и постоянно приглашали в своё эгоистическое царство Того, Кто стучится, обращаясь к Нему по всем вопросам, чтобы Он лечил и очищал нас, погрязших в бренном. Это нелегко. Такая молитва — большой Божий дар, который получают люди смиренные и евангельские дети.
Бог, несомненно, и тебя одарит им. Однако это произойдёт лишь тогда, когда, познавая во всё более полном свете внутренность побеленной гробницы, ты начнёшь глубже понимать, как велика любовь к тебе Того, Кто неустанно стучится к тебе, хотя и знает всю правду о твоей жизни, о её безобразии и убожестве.
Какой чудесной неожиданностью будет для тебя увидеть, что Он не гнушается твоей грязью. Что тебя, так сильно пристыженного, Он окружает Своей любовью, словно говоря: «Не огорчайся, Я люблю тебя такого и со всей нежностью буду очищать тебя».
ПО ПРИМЕРУ БЛУДНОГО СЫНА
Глядя на трагедию блудного сына, ты можешь увидеть в нём себя. Когда ты увидишь внутренность своей души в полном свете, тогда и ты можешь почувствовать себя так же, как блудный сын, когда он уже полностью растратил состояние своего отца и мечтал о стручках из свиного корыта. Он оказался в худшей ситуации, чем свиньи, которых пас, потому что никто не давал ему даже того, что ели они. Это было дно человеческой нищеты, дно унижения. Но ты не должен забывать, что он тогда сделал, какое принял решение.
«Встану и пойду к Отцу моему» (Лк 15,18), — Бог хочет, чтобы ты повторял эти слова всякий раз, когда, стоя над побеленной гробницей, испытаешь горечь собственной нищеты. Каждое болезненное открытие тайны побеленной гробницы должно приводить тебя к решению о возвращении.
Помни, что Отец ни на минуту не перестаёт ждать тебя. Он постоянно стучит в твою дверь. Не только с правдой о побеленной гробнице твоей души, но и со Своим милосердием, готовым в любой момент излиться на эту нищету.
Но тебе нельзя забывать, что за судьбу твоей души будет вестись борьба. Решение вернуться к Отцу могут подвергнуть сомнению твой собственный разум, неосвещённый верой, а также опыт и чувства.
Разум, неосвещённый верой, представит перед тобой новые картины твоей нищеты, обнаруженные при очередном открытии, и будет говорить о том, что к такому человеку Божья любовь уже невозможна. А если бы даже и была возможна, то ты не имеешь на неё права.
Опыт может подсказывать тебе, что, по правде говоря, Бог до сих пор всегда принимал тебя с любовью, однако тяжесть твоего зла была тогда меньше. А теперь? Примет ли твой Отец тебя сейчас, когда ты отвратителен самому себе и тебе кажется, что ты до отказа наполнен злом?
Чувства тоже не помогут тебе довериться Божьей любви и открыться перед Тем, Кто настойчиво стучится. Ведь печаль, разочарование, уныние, охватывающие тебя при виде собственного убожества, очень плохие советчики.
Негативные чувства порождает гордыня, которая не хочет принимать познанную нищету. Разве что по
явится в тебе нечто от ребёнка, который пытается открыться на Божью благодать, и ты увидишь сияние Света, указывающего тебе спасение.
ОТКРЫТИЕ ВНУТРЕННОСТИ ПОБЕЛЕННОЙ ГРОБНИЦЫ ПЕРЕД ИСПОВЕДНИКОМ
Если ты будешь, как ребёнок, то тебе будет легче открыться на стучащийся к тебе свет Божьей правды, который' приходит также через исповедника. Было бы неразумным, если бы при очередных приоткрытиях тайны гробницы боязнь того, что о тебе плохо подумают, удерживала тебя от того, чтобы сказать священнику об увиденном в себе. Лучше всего было бы, чтобы ты со всей простотой и открытостью ребёнка говорил ему об очередных пластах нищеты, которую Бог показывает тебе, освещая Своим светом внутренность твоей души.
Старайся не смотреть на своего исповедника чисто по-человечески. Если ты будешь, как ребёнок, тебе будет легче увидеть в нём стучащего в дверь твоей души Христа. Смотри на Него, а не на орудие, которым Он пользуется.
Ведь твой Спаситель прекрасно знает, что скрывается внутри побеленной гробницы. Он хочет, чтобы ты со всей простотой рассказал Ему о конкретных проявлениях твоего зла.
Быть может, ты боишься, что разочаруешь исповедника, во всей полноте признавая правду о том, какой ты? Это лишь гордыня и боязнь того, что о тебе плохо подумают другие люди. Христос, с Которым ты встречаешься во время исповеди, уже давно ждёт слов правды. Стучась в твою дверь, Он просит, чтобы ты исповедовал эту правду.
Бог хочет, чтобы ты был, как ребёнок, который сначала бросается в объятия отца и лишь потом задумывается над тем, что недостоин этого. Лучше всего сначала исповедай Христу, сокрытому в священнике, всю свою нищету, а потом — уже вместе со Спасителем — анализируй и обдумывай свою ситуацию.
ПОСЛЕДНЕЕ ОТКРЫТИЕ «ГРОБНИЦЫ» В МОМЕНТ СМЕРТИ
Когда Бог до конца отодвинет надгробную плиту, тогда ты увидишь всю внутренность гробницы в полном свете. Ни одна из подробностей того, что наполняет гробницу, — твоей нищеты — тогда уже не ускользнёт от твоего внимания, и тебе некуда будет бежать от этого зрелища. Это будет последнее, самое болезненное открытие.
Ты можешь тогда почувствовать себя наихудшим из всех людей на свете и испытать искушение усомниться в Божьем милосердии. Последнее открытие в момент смерти может напоминать падение в бездну.
Тогда ты примешь окончательное решение. Либо сознательно и добровольно выберешь зло, и тогда погрузишься в него навеки; либо поверишь в то, что несмотря на заполняющее твою душу убожество, Бог тебя любит, — и тем самым откроешься на дар спасения.
Господь может пожелать, чтобы и ты, подобно Моисею, умирал с глубоким осознанием того, что ты — раб, ничего не стоящий, что ты плохо справился со своей миссией и не можешь рассчитывать на какие-либо свои заслуги, а только на Его милосердие.
Быть может, такие переживания являются уделом каждого из святых.
Быть может, в момент смерти каждый из них познает во всей полноте тайну побеленной гробницы своей души17. И если примет это испытание как форму Божьего стучания, то услышит в нём голос Искупителя! и отворит дверь. Он предстанет тогда пред Богом с чувством собственной ничтожности, с ясным сознанием того, что из-за своей неверности он не заслуживает спасения, но также и с глубоким упованием. И тогда Христос погрузит его в Свою Искупительную Жертву и спасёт — благодаря Своей любви.
Такое познание тайны побеленной гробницы возможно исключительно с точки зрения веры.
Божественный свет правды желает осветить твоё сердце, чтобы ты увидел: то, что казалось тебе в нём красивым и достойным внимания, — это, в действительности, убожество, наполняющая твоё сердце нищета. Очередные открытия побеленной гробницы должны убедить тебя в том, что единственное спасение — это отворить дверь Тому, Кто стучится, и отдать свою нищету Искупителю, подобно тому, как это было со святой Фаустиной Ковальской.
«Дочь Моя, — призывал её Иисус,—ты не пожертвовала Мне то, что действительно принадлежит тебе. (...) Дочь Моя, отдай Мне свою нищету, потому что она— твоя исключительная собственность».
В святой Фаустине Господь больше всего полюбил её унижение, её жизнь в правде, в смирении. Смирение становится открытостью на Бога и ожиданием Его, когда человек, открывая правду, не способен уже сосредотачиваться на себе, поклоняться своему «я». Ибо стоит ли заниматься тем, о чём человек знает, что это мерзость побеленной гробницы, — маленьким и убогим человеческим ничто, недостойным не только поклонения, но даже внимания.
Именно смирение, которое есть правда, открывается стучащемуся Богу. Без него Бог не мог бы соединиться с душой, засмотревшейся на себя, поклоняющеййся иллюзорному «я».
Смирение становится открытостью на Бога и ожиданием Его тогда, когда человек перестаёт верить в собственное величие, перестаёт доверять себе. Тогда он действительно начинает верить в величие Бога — не на себя, а на Него возлагает все свои надежды. Бог так сильно полюбил смирение именно потому, что только в смиренную душу Он может изливать нескончаемые волны Своего милосердия.
СИМВОЛ МЁРТВОГО МОРЯ
Мёртвое море — это море, в котором нет жизни. Среди его характерных особенностей доминирует именно эта безжизненность, вызванная высоким содержанием солей, в четыре раза большим, чем в океанских водах. Гнетущую, почти кладбищенскую атмосферу, царящую вокруг него, ещё более усугубляют угрюмые — тоже рН следов жизни — склоны окружающих его гор.
Разве пропитанная гордыней человеческая душа не напоминает этих насыщенных солью мёртвых вод, когда она всё время оказывает сопротивление стучащемуся к ней с живительной благодатью Богу?
Вопреки тому, как могло бы казаться, Мёртвое море! отнюдь не является совершенно замкнутым водоёмом. В него впадают чистые воды Иордана, которые несут в себе всё богатство жизни. Каждый день в Мёртвое море вливается целых шесть с половиной миллионов тонн живительной воды, которая, прежде чем впасть в него, протекает через богатое рыбой Геннисаретское озеро. Однако всё это гибнет без следа в солёных пучинах. Испарение в этом месте такое сильное, что ни уровень воды,; ни её солёность не претерпевают никаких изменениям
Разве в образе полной всяческой жизни реки Иордан нельзя увидеть того потока Божьих благодатей, которые ты непрестанно получаешь?
Бог стучится в дверь твоего сердца со Своей благодатью в каждом событии, в каждом твоём занятий, Он стучится каждую минуту твоей жизни. Всё новые и новые волны Божьей благодати набегают на тебя во время молитвы, особенно большое количество милостей несёт с собой Пресвятая Жертва.
Взгляни, буквально каждое мгновение где-то на земном шаре произносятся установительные слова Господа и совершается Пресуществление и тем самым становится присутствующей спасительная Жертва Христа. Поскольку в Церкви на всех континентах живёт свыше четырёхсот тысяч священников, то можно допустить, что каждую минуту где-то в мире совершается Евхаристия.
Мир непрестанно погружается в Жертву Спасителя, на него изливаются неизмеримые потоки благодати.
Каким же большим должно быть сопротивление, которое оказывают Богу человеческие сердца, раз этот поток благодати всё ещё не изменяет нас, не оживляет и не углубляет нашей духовной жизни.
И разве не убивает гордыня сверхъестественную жизнь в душе подобно отраве Мёртвого моря, которая умерщвляет всех попадающих в него существ?
Мы называем себя христианами, а живём так, словно Бога не существует. В «мёртвом море» нашей гордыни и неупорядоченной любви к себе гибнут тысячи растраченных впустую благодатей. Благодатей, загубленных по причине нашей закрытости и нашего сопротивления,
из-за того, что мы не ожидаем Христа, приходящего в Евхаристии, в молитве, во встрече с другим человеком. В этом насыщенном гордыней «море» находятся все те стремления, которые закрывают наши сердца перед стучащимся Христом, — желание хорошо устроиться в жизни, стремление к лёгкой жизни, отсутствие радикализма в служении Богу.
Бог любит нас и не может согласиться на это. Стучащийся в душу свет будет показывать иллюзорность стремлений, замыкающих нас в себе. А если этого не будет достаточно для того чтобы спасти нас, Он будет готов выжечь всё то, что могло бы нас погубить.
ПОЧЕМУ ТЫ ЕЩЁ ЖИВЁШЬ?
Уверенность, что ты являешься мёртвым морем гордыни, должна постоянно возрастать в тебе, убеждая тебя в том, что ты растрачиваешь всё больше благодатей.
Дабы уберечь тебя от ещё большего расточения Своих даров, Бог может в любой момент сделать так, что
ты умрёшь. Разве Тот, Кто тебя любит, может спокойно смотреть, как ты, постоянно попирая Его благодати, подготавливаешь себе всё более долгое пребывание в чистилище после смерти?
Желая жить в правде, ты должен жить с сознанием того, что твоя смерть может наступить в любую минуту, В том, что ты всё ещё живёшь, несомненно, выражается Божье милосердие, но если бы ты умер, то это также было бы проявлением милосердия.
Жизнь перед лицом смерти не должна быть связана исключительно с боязнью того, что ты можешь умереть в результате каких-то естественных факторов, но прежде всего с сознанием того, что твоя смерть может наступить в любой момент ввиду состояния твоей души.
В конечном счёте, умрёшь ли ты сейчас или позже, — зависит только от Бога. Не поможет ни твоя предусмотрительность, ни даже самые лучшие лекарства.
Момент смерти зависит прежде всего от твоей внутренней, духовной ситуации. Если ты расточаешь всё больше благодатей, то Бог - чтобы уберечь тебя от их дальнейшего растрачивания — может отнять у тебя жизнь.
Что сделать, чтобы в такой ситуации не пасть духом? Уповай на то, что Бог бесконечно милосерден. Не переставая считать, что ты заслуживаешь смерти как последний злодей, не впадай в уныние. Бог желает, чтобы, практикуя деятельное самоотречение, ты ожидал того, что Он Сам в какой-то момент войдёт в твою жизнь.
Если ты живёшь, то это значит, что у Бога есть в отношении тебя какие-то планы и Он с надеждой ожидает перемены в тебе; того, что ты ещё более настойчиво будешь наносить удары киркой деятельного самоотречения по скальному массиву своей гордыни и во всём будешь полагаться на Него, ожидая всего от Его милосердия.
КОРНИ НАРЦИССИЗМА
Пруд гордыни, ориентированной на людское мнение в который вглядывается влюблённый в своё отражение нарцисс, питается из отравленного источника. Этим источником является главное стремление нарцисса: хорошо выглядеть в собственных глазах или в глазах других людей.
Именно глаза других людей являются тем прудом в который постоянно смотрится нарцисс. В них он выискивает одобрение, признание или даже поклонение.
Это и есть та цель, ради которой он мобилизует свои силы или же, наоборот, прячется от людей или раболепствует перед ними. Однако в этом всегда заключено то же самое порабощение потребностью в одобрении или самоподтверждении.
Нет ли в тебе чего-то от нарцисса? Не является ли для тебя самым важным то, как оценят тебя другие, семья, друзья, шеф или коллеги по работе? А быть может, ты сам себе судья и для тебя имеет значение лишь то, как ты сам себя оценишь?
Нет большой разницы, считаешь ли ты себя конформистом или, скорее, стараешься идти против течения, руководствуясь собственным мнением. В обоих случаях твоё сердце закрыто для стучащегося Господа. В основе твоих решений лежит не стремление открываться на Божью волю, а гордыня, ориентированная на людское мнение.
Это она тобой управляет. Ты становишься марионеткой, приводимой в движение собственной гордыней.
Такая марионетка может счесть самым важным, например, защиту своей чести и своего доброго имени.
и тогда она готова, защищая их, поссориться со всеми и даже позволить себя убить. Иногда такой человек изводит своими требованиями мужа или жену, потому что непременно нужно хорошо выглядеть перед людьми, или терроризирует детей, чтобы они соответствовали его ожиданиям.
Когда ты поддаёшься гордыне, ориентированной на людское мнение, ты поступаешь либо согласно своим собственным желаниям и убеждениям, либо в соответствии с взглядами тех людей, которые для, тебя настолько важны, что играют в твоей жизни роль идолов. Ты руководствуешься не тем, чего ожидает от тебя в данный момент Бог, а тем, что следует либо подобает сделать или сказать в соответствии с принятыми тобой критериями.
В ЛОВУШКЕ СОБСТВЕННОГО «Я»
Сопротивляясь Свету правды и поклоняясь своему ложному образу, ты становишься неспособным вырваться из замкнутого круга собственного «я». Человек, который питает неупорядоченную любовь к себе, становится свидетелем собственной трагедии, поскольку даже участие в Божественной Литургии или молитву он способен использовать для подтверждения своих концепций.
Духовный нарцисс не способен свободно исполнять Божью волю, поскольку он постоянно сосредоточен на исполнении собственной воли. Это закрывает его в своего рода ловушке, которая втягивает, как трясина, и из которой трудно выбраться. Нарцисс не в состоянии освободиться из неё, потому что всё, что могло бы ему помочь в этом, он подвергает такой обработке, которая ещё больше усиливает порабощение собственным «я».
Пока он мечется в этой ловушке, он сам себя обрекает на ненужные страдания. Он постоянно чувствует себя потерянным, потому что даже тогда, когда не чувствует беспокойства совести, он не испытывает внутреннего спокойствия. Несмотря на влюблённость в себя, он не способен действительно принять себя. Он постоянно не такой, каким хотел бы быть или каким хотели бы видеть его окружающие. Он хочет быть другим, поэтому в контактах с людьми он печален, одинок и напряжён.
С ПУСТЫМИ РУКАМИ
Для того чтобы помочь тебе освободиться от всматривания в собственное отражение, Бог может начать стучаться в царство твоего хорошего мнения о себе таким образом, что лишит тебя достижений, которые питают гордыню. Когда ты видишь, что другие реализуют свои планы, добиваются успехов, а тебе постоянно что-то не удаётся, старайся услышать это Божье стучание.
Ведь твой Господа» может желать, чтобы ты предстал пред Ним с пустыми руками. Быть может, для тебя лучше, чтобы ты видел, что делаешь мало, и чтобы всё лучше познавал свои слабости. Быть может, ты должен увидеть, что не способен пребывать в правде, что порой тебе не хватает доброй воли и ты всё время слишком сосредоточен на себе.
Посмотри, твой Небесный Отец постоянно одаривает тебя Своей благодатью, однако Он хочет, чтобы ты, видя это, жил в правде. Когда ты видишь в своей жизни какое-то сверхъестественное благо, старайся помнить, что оно принадлежит Богу. Со временем ты более чётко увидишь и зло, автором которого являешься ты сам.
Благодаря такому духовному расположению тебе легче будет увидеть, что твоей собственностью является только твоя духовная нищета. Ты увидишь также, что Бог постоянно рядом с тобой, что Он всегда присутствует и действует в твоей жизни.
Тогда ты назовёшь по имени как добро, так и зло. Это поможет тебе оставаться благодарным Богу и сохранять определённую необходимую дистанцию в отношении собственной персоны.
Тогда тебе легче будет распознать Божью волю в том, что некоторые свои начинания ты не можешь осуществить. И именно за это — за перечёркивание твоих планов и усмирение гордыни — ты будешь благодарить Бога. Ты увидишь в этом лекарство от своего порабощения нарциссизмом.
Бог должен открыть тебе, кто ты такой, и показать то, чего тебе недостаёт.
Однако Он не может показать тебе больше, если ты, увидев лишь какую-то маленькую часть правды о себе, начинаешь печалиться, ибо то, что ты увидел, не согласуется с картиной твоего совершенства или с ошибочной концепцией пути к святости.
Так ты ограничиваешь действие Бога.
Лишь тогда, когда — представ пред Ним в правде — ты признаешься во всём, что показывает тебе Божественный свет, Бог исцелит тебя от твоей внутренней раздвоенности и одарит внутренним миром.
НАХОДИТЬ В СЕБЕ ОБРАЗ БОГА
Лишь тогда, когда ты перестанешь поклоняться своему отражению в пруде гордыни, ты начнёшь поддаваться действию Святого Духа. Если ты будешь отворачиваться от собственного «я», от своих представлений: и людского мнения, чтобы всецело подчиниться воле Бога, это сделает тебя похожим на Него.
Подчиниться Богу — это значит жить благодатью крещения, которое возвращает нам достоинство детей Божьих и подобие нашему Отцу. Христов дар таинств показывает, насколько важно для Бога, чтобы мы становились похожими на Него. Жить благодатью таинств — Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Покаяния, Брака или Священства — значит открываться на смиренно стучащегося Бога и позволять, чтобы Он Сам преображал нас, уподоблял Себе. Особые дары благодати, которые мы получаем в таинствах, должны сделать для нас возможными такие отношения с Богом, другим человеком и с самим собой, к каким мы призваны в Божьих планах.
Принятие этих благодатей приведёт к тому, что ты сможешь прославлять Бога самым глубоким образом — через осуществление своего подобия Ему. Он хочет Сам в зеркале твоей души отражать Свой Лик.
ВЛЮБИТЬСЯ В ГОСПОДА
Когда ты перестанешь присваивать Божьи дары и Божье действие, тебе будет легче увидеть, что стучащаяся к тебе Любовь всё время заботится о тебе и более или менее видимым образом действует в твоей жизни. Быть может, тогда — открывая каждый день заново правду о том что Иисус с величайшей заботой проводит тебя через все твои испытания, — ты влюбишься в Бога и перестанешь вглядываться в своё собственное отражение.
Когда это произойдёт, изменится твоя концепция защиты собственной свободы. Твоим сокровищем и наивысшей ценностью станет подражание Марии, Рабе Господней. Тогда ты будешь готов защищать своё право на выбор такой концепции свободы, которая означает быть слугой и даже рабом Господа.
Отход от духовного нарциссизма приведёт к тому, что, пренебрегая своим прежним видением Бога, мира и самого себя, ты будешь открываться для нового видения всего — видения человека, влюблённого в Господа.
Конечно, ветхий человек в тебе и далее будет оказывать сопротивление Богу, утверждая, что ты поддаёшься очарованию нереальных фантазий. Разум, память, опыт ещё не раз подсунут тебе мысли, полные скептицизма. Однако твоя воля сможет ответить, что нереальной фантазией как раз является такая жизнь, в которой нет безумия Божьей любви.
Отсутствие безумия веры означает компромисс, а он всегда в конце концов приводит к греху, влечёт за собой всё более глубокое погружение в зло.
СЧАСТЛИВАЯ ВИНА
Если ты не захочешь быть верным до конца, верным по примеру Марии, Рабы Господней, то во внутренней жизни ты будешь всё время топтаться на месте. Ты тогда не воспользуешься той непостижимой милостью, благодаря которой даже падения и грехи не могут увести тебя с пути, ведущего к Богу. Ведь в любой момент ты можешь начать заново строить то, что уничтожил своим грехом.
Любая неверность — если ты позволишь, чтобы пролился на неё Божий свет, — может стать поводом для сокрушения, может углублять твоё смирение, оттягивать тебя от поклонения собственному образу и становиться счастливой виной. Именно этим ты должен жить, благодаря Бога за эту одну из самых прекрасных Его милостей — благодать счастливой вины. Ведь ответом Бога на бунт человека является милосердие, согласно словам: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5,20).
Если бы ты не верил в это, то тебе оставалось бы отчаяние, как Иуде. Но если ты поверишь, то в любой момент сможешь исповедовать Богу своё зло и попросить у Него прощения: «Я верю, что моя вина тоже может стать счастливой виной. Я хочу всё начать сначала и отныне быть Тебе верным, как Мария. Я хочу быть безумным в любви к Тебе».
ВЛЮБИТЬСЯ В МАРИЮ
До влюблённости в Бога увереннее и легче всего можно дойти через влюблённость в Марию. Когда ты влюбишься в Неё, ты захочешь так, как Она, исчезнуть и умере<
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!