Божий свет, открывающий правду о побеленной гробнице — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Божий свет, открывающий правду о побеленной гробнице

2020-08-20 83
Божий свет, открывающий правду о побеленной гробнице 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СВЕТ ПРАВДЫ

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3,20).

Любовь не хочет навязываться. Бог, Который есть лю­бовь, не хочет вламываться в храм человеческого серд­ца. Уважая свободу, которую Он Сам дал человеку, Бог стоит у его двери, словно нищий, и стучит, ожидая, пока Ему не отворят.

Смирение не занимается собой. Оно как бы пол­ностью «настроено на приём», на принятие Божьих да­ров. Поэтому оно — сама открытость и ожидание. Сми­ренный человек, становясь перед лицом правды, видит своё ничто, и это возбуждает в нём всё нарастающую жажду того, чтобы его наполнял Тот, Кто является Всем. Именно смирение открывает сердце человека стучаще­муся Богу, Который желает переливать Своё Всё в ма­ленькое и жалкое человеческое ничто. Когда смирение становится глубоким, как пропасть, это происходит со стремительностью, напоминающей внезапный сквозняк или порыв ветра, который врывается в пустоту, позволяющую себя наполнять.

Противоположностью смирения является гордыня. Она верит в себя и в то, что обладает всем необходимым!! Она настолько наполнена собой, что не нуждается в Боге.

Стучащийся в дверь человеческой души Бог явля­ется светом, который извлекает из тьмы правду о чело­веке — тайну «побеленной гробницы». Искупитель мира стучит, чтобы мы отворили Ему дверь сердца и позволи­ли исцелить раны, нанесённые грехом.

Представленный здесь образ побеленной гробни­цы показывает этапы, через которые может проходить душа на пути к Богу. Эти этапы ведут к тому, что посте­пенно человек отвергает иллюзорный образ собственного «я» и открывается на единственную достойную восхи­щения Правду — Божье «Ты».

 

ТАЙНА П ОБЕЛЕННОЙ ГРОБНИЦЫ

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы упо­добляетесь окрашенным гробам, которые снаружи ка­жутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и вся­кой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззако­ния» (Мф 23,27-28).

В каждом из нас есть что-то от книжников и фа­рисеев, которые не осознают, что происходит в их сердцах, что в них является первоисточником всякого зла. Убедительный образ открытия внутренности побеленной гробницы показывает сложные отношения, складывающиеся между человеком, который всё время не зна­ет, кем он является на самом деле, и стучащимся Богом, Который желает постепенно, этап за этапом, освещать! наш внутренний мир, чтобы мы, видя, что на самом деле представляет собой царство нашего «я», захотели Ему отворить.

 

БОЖИЙ СВЕТ, ОТКРЫВАЮЩИЙ ПРАВДУ О ПОБЕЛЕННОЙ ГРОБНИЦЕ

В начале своей внутренней духовной жизни человек на­столько уверен в себе, настолько убеждён, что он себя знает, настолько погружён в себя и исполнен иллюзор­ной веры в собственные возможности, что совершенно не подозревает, сколько в этом его автопортрете иллю­зий и самообольщения, очень часто неосознанного. Он чувствует себя чистым, потому что тяжело потрудился, полируя внешнюю сторону своего «я», и даже не догадывается, что за вычищенной, как в побеленной гробнице, внешней оболочкой может ещё что-то таиться. Он кажет­ся самому себе владыкой необычайного внутреннего цар­ства, а Бога подсознательно хочет сделать одним из эле­ментов этого царства, подчинённых своему владычеству.

 

ОЧИСТКА ГРОБНИЦЫ СНАРУЖИ

Усилия, которые ты предпринимаешь на первых этапах пути к святости, можно сравнить с очисткой гробницы снаружи. Сначала ты пытаешься содрать с надгробной плиты слой загрязнений, наросших на ней за многие годы, скребёшь эту плиту и полируешь. А если ты ещё старательно побелишь гробницу, то можно будет считать, что выглядит она прилично.

Образ очистки и побелки гробницы соответствует тем этапам внутренней духовной жизни, когда благода­ря деятельному самоотречению - то есть благодаря раз­личным жертвам и внутренней борьбе — мы шаг за ша­гом искореняем тяжкие грехи, а со временем преодоле­ваем также различные несовершенства и слабости своего естества. Мы добиваемся того, чего можно достичь соб­ственными силами, прежде чем позволим стучащему в дверь нашего царства Богу войти в неё и Самому, Своей милосердной силой взяться за дело нашего очищения.

В тот период, когда мы занимаемся очисткой внешней части гробницы, мы становимся — по крайней мере, собственных глазах — всё совершеннее. Это соответ­ствует устоявшемуся представлению, согласно которо­му достижение совершенства подобно восхождению на очередные ступени или уровни. «Быть может, я иду мед­ленно, однако я взбираюсь всё выше», думаешь ты и даже не подозреваешь, в какую опасную западню попал. Это — иллюзия прогресса, которая порождает гордыню.

Легко впасть в заблуждение, что очередные этапы пути к святости напоминают переход из класса в класс. Ребёнок, переходя в следующий класс, даже если он критически оценивает свои достижения, знает, что оп­ределённый этап образования уже позади. Ему не при­дётся возвращаться к тому, что он учил в прошлом году, поскольку в старшем классе уже новая программа.

И нам кажется, что, идя к святости, мы подобным образом будем становиться всё более совершенными.

 

ПОБЕЛЕННАЯ ГРОБНИЦА

 

Когда наша «гробница» снаружи чистая и побеленная, мы полны уверенности, что стоим у порога совершенства. Поскольку нам удалось преодолеть множество видимых пороков и слабостей, мы полагаем, что теперь до свято­сти уже рукой подать — достаточно сделать лишь ещё одно небольшое усилие.

В дерзновенных планах достижения святости сво­ими силами мы, по сути дела, вовсе не принимаем во внимание стучащего в нашу дверь Бога. Нам кажется, что мы уже почти святые. И даже не представляем себе, что может таиться внутри так тщательно очищенной снаружи гробницы.

Зло нашего эгоизма, которое фактически может даже иметь размеры континента, как будто усыплено и не даёт о себе знать. Мы кажемся людям праведны­ми, поскольку давление событий слишком мало, чтобы разбудить дремлющие в нас тенденции. Нам и в голову не приходит, что внутри мы исполнены лицемерия и беззакония.

Собственное совершенство, а скорее, его побелен­ная видимость, на этом этапе внутренней жизни явля­ется источником удовольствия и огромной — хотя и скры­той — гордыни. Наша гордыня столь велика, что, даже если кто-то открыто упрекает нас в этом грехе, мы не в состоянии признать, что этот человек прав. Если ты и признаёшься тогда в гордыне, то обычно лишь из чисто человеческих побуждений, руководствуясь тем, что могут подумать о тебе люди, — просто считаешь, что в этой ситуации так следует поступить.

Именно гордыня является причиной того, что на этом этапе ты очень часто относишься к другим крити­чески и нетерпим к ним. Не умея посмотреть в лицо прав­де о самом себе, ты и окружающих тебя людей оценива­ешь субъективно и тенденциозно. А когда ты сосредото­чиваешься на собственной персоне и своём иллюзорном совершенстве, тогда ты в очень слабой степени открыт на Христа, присутствующего в другом человеке, не слы­шишь Бога, стучащегося к тебе со Своим светом через других людей и события.

Убеждённый в собственных силах и своём совершен­стве, ты ещё не знаешь, как сильно нуждаешься в Нём.

 

ОТКРЫТИЕ СЛЕДУЮЩИХ ФРАГМЕНТОВ ПОБЕЛЕННОЙ ГРОБНИЦЫ

 

По мере того как ты будешь обретать душевное равнове­сие, Бог сможет открывать перед тобой следующие фраг­менты побеленной гробницы. После открытия первого фрагмента может наступить длительный перерыв, хотя, если Бог захочет очищать тебя быстро, Он будет систе­матически показывать тебе очередные пространства тво­его внутреннего мира.

Каждый раз это будет как бы повторением того, что ты пережил при открытии первого фрагмента. Одна­ко проникающий в гробницу свет станет более интен­сивным. Ты увидишь в нём не только новые фрагменты внутренности побеленной гробницы, но и всё то, что ты уже видел раньше, явится перед тобой с большей выра­зительностью.

Ты убедишься, что способен не только на те грехи, которые совершил когда-то, но и на нечто гораздо худшее.

При открытии очередных фрагментов ты увидишь, что схема мышления, согласно которой достижение свя­тости является процессом постоянного продвижения вперёд (как переход учеников из класса в класс), в этом случае неприменима.

В духовной жизни всё обстоит совершенно иначе.

Вступление на более высокий этап духовной жиз­ни напрямую зависит от твоего возрастания в смирении, от всё более глубокого унижения, которое освобождает в царстве твоего «я» всё больше места для стучащегося Бога. Бог хочет входить туда, чтобы прощать тебе твою неверность, но также — чтобы уберечь тебя от зла, кото­рое ещё не имело возможности проявиться.

Ты познаешь правду о себе почти осязаемо, когда при дальнейшем открытии побеленной гробницы к тебе вернутся те же самые искушения и грехи, с которыми ты боролся на предыдущих этапах. Видя свой внутренний мир во всё более ярком свете, ты шаг за шагом будешь познавать, каков ты на самом деле.

Ты убедишься, что способен совершить все возмож­ные грехи, и эта правда может стать для тебя более ре­альной, чем вся окружающая тебя действительность.

Тебе может казаться, что ты становишься всё хуже, что ты пятишься в духовной жизни, скатываешь­ся в пропасть зла.

Однако не поддавайся сомнениям и отчаянию — не происходит ничего плохого. Это лишь стучащийся Свет, для Которого ты открыл границы своего царства, показывает тебе правду о том, что это твоё царство — побеленная гробница. Оно всегда выглядело точно так же, просто раньше ты этого не видел.

Всё может стать средством для Божественного Жениха, старающегося покорить сердце человека, Он может воспользоваться всем, для того чтобы душа полю­

била Его до конца. Однако особую роль играет здесь другой человек — ближний, и происходит это благодаря его свободе, которая даже Богу не всегда подчиняется, не говоря уже о том, чтобы подчиниться нашей воле.

Это тот трудный ближний, которым Бог пользуется, чтобы постепенно открывать побеленную гробницу в нас. Именно через ближних она чаще всего открывается. Как же сильно нуждаемся мы в свете веры, чтобы увидеть, что под видом самых трудных людей в нашем! окружении сокрыт стучащийся свет Господа. Этот дру-1 гой человек в течение долгих лет нарушает твой поря­док, расстраивает твои планы, чтобы ты, наконец, начал видеть в свете веры трудную правду о том, что это ты сам являешься «трудным ближним».

Подумай тогда с благодарностью о Боге, но также и о том орудии — быть может, не осознающем этого, — которым Бог воспользовался для того, чтобы, открывая правду, спасать тебя и лечить.

Среди многообразных проявлений зла, которые ты увидишь в побеленной гробнице, тебе наверняка очень больно будет узнать, что ты трудишься не для сла­вы Божьей, а для собственной славы; что, когда ты прилагаешь усилия и выполняешь различ­ного рода работу, ты хочешь себе самому построить пре­красный алтарь.

Если ты знаешь, что своим трудом должен прослав­лять Бога, что труд должен быть молитвой, пребывани­ем в Божьем присутствии, исполнением того, чего Он в данный момент ожидает, то увидишь, что о Боге ты чаще всего забываешь, а то, что ты делаешь, служит не столько прославлению Бога, сколько самопрославлению. А ведь «всякая добродетель, всякий добрый поступок ока­зываются отравленными и лишаются своей истинной цен­ности, если в них проскользнёт гордыня».

Когда ты исполняешь свою собственную волю или занимаешься собой, ты грешишь гордыней и ленью в Божьем служении, независимо от того, что и сколько ты делаешь. Не имеет также значения и то, являешься ли ты по своей натуре более или менее активным. Даже если бы ты отправился на миссию или строил кафедраль­ный собор — если ты трудишься ради собственной славы, то в Божьем служении ты нерадив и ленив.

Когда Господь показывает тебе гордыню, наполня­ющую гробницу твоей души, старайся принимать это с простотой ребёнка. Это правда, что ты всё делаешь ради собственной славы, но, несмотря на это, Небесный Отец не перестаёт тебя любить. Если твоей гордыне будет трудно принять это, и ты поддашься искушению печали! старайся и после этого падения сразу же подняться.

Когда с простотой ребёнка ты постараешься быть выше своей печали, Бог может сделать так, что твой труд действительно станет молитвой. Тогда всё, что ты дела-1 ешь, будешь делать, помня о Боге и сознавая, что Он все­гда рядом с тобой. А когда вновь, в очередной раз ты за­будешь о Нём и Он в очередной раз покажет тебе это, с простотой ребёнка поднимись и вновь начинай трудить­ся, сознавая присутствие Господа.

Было бы идеально, если бы мы непрестанно моли­лись и постоянно приглашали в своё эгоистическое цар­ство Того, Кто стучится, обращаясь к Нему по всем вопро­сам, чтобы Он лечил и очищал нас, погрязших в бренном. Это нелегко. Такая молитва — большой Божий дар, ко­торый получают люди смиренные и евангельские дети.

Бог, несомненно, и тебя одарит им. Однако это произойдёт лишь тогда, когда, познавая во всё более полном свете внутренность побеленной гробницы, ты начнёшь глубже понимать, как велика любовь к тебе Того, Кто неустанно стучится к тебе, хотя и знает всю правду о твоей жизни, о её безобразии и убожестве.

Какой чудесной неожиданностью будет для тебя увидеть, что Он не гнушается твоей грязью. Что тебя, так сильно пристыженного, Он окружает Сво­ей любовью, словно говоря: «Не огорчайся, Я люблю тебя такого и со всей нежностью буду очищать тебя».

 

ПО ПРИМЕРУ БЛУДНОГО СЫНА

 

Глядя на трагедию блудного сына, ты можешь увидеть в нём себя. Когда ты увидишь внутренность своей души в полном свете, тогда и ты можешь почувствовать себя так же, как блудный сын, когда он уже полностью рас­тратил состояние своего отца и мечтал о стручках из сви­ного корыта. Он оказался в худшей ситуации, чем сви­ньи, которых пас, потому что никто не давал ему даже того, что ели они. Это было дно человеческой нищеты, дно унижения. Но ты не должен забывать, что он тогда сделал, какое принял решение.

«Встану и пойду к Отцу моему» (Лк 15,18), — Бог хочет, чтобы ты повторял эти слова всякий раз, когда, стоя над побеленной гробницей, испытаешь горечь соб­ственной нищеты. Каждое болезненное открытие тай­ны побеленной гробницы должно приводить тебя к ре­шению о возвращении.

Помни, что Отец ни на минуту не перестаёт ждать тебя. Он постоянно стучит в твою дверь. Не только с правдой о побеленной гробнице твоей души, но и со Своим милосердием, готовым в любой момент излиться на эту нищету.

Но тебе нельзя забывать, что за судьбу твоей души будет вестись борьба. Решение вернуться к Отцу могут подвергнуть сомнению твой собственный разум, неосве­щённый верой, а также опыт и чувства.

Разум, неосвещённый верой, представит перед тобой новые картины твоей нищеты, обнаруженные при очередном открытии, и будет говорить о том, что к такому человеку Божья любовь уже невозможна. А если бы даже и была возможна, то ты не имеешь на неё права.

Опыт может подсказывать тебе, что, по правде говоря, Бог до сих пор всегда принимал тебя с любовью, однако тяжесть твоего зла была тогда меньше. А теперь? Примет ли твой Отец тебя сейчас, когда ты отвратите­лен самому себе и тебе кажется, что ты до отказа на­полнен злом?

Чувства тоже не помогут тебе довериться Божьей любви и открыться перед Тем, Кто настойчиво стучится. Ведь печаль, разочарование, уныние, охваты­вающие тебя при виде собственного убожества, очень плохие советчики.

Негативные чувства порождает гордыня, которая не хочет принимать познанную нищету. Разве что по­

явится в тебе нечто от ребёнка, который пытается от­крыться на Божью благодать, и ты увидишь сияние Све­та, указывающего тебе спасение.

 

ОТКРЫТИЕ ВНУТРЕННОСТИ ПОБЕЛЕННОЙ ГРОБНИЦЫ ПЕРЕД ИСПОВЕДНИКОМ

 

Если ты будешь, как ребёнок, то тебе будет легче открыть­ся на стучащийся к тебе свет Божьей правды, который' приходит также через исповедника. Было бы неразум­ным, если бы при очередных приоткрытиях тайны гроб­ницы боязнь того, что о тебе плохо подумают, удержива­ла тебя от того, чтобы сказать священнику об увиденном в себе. Лучше всего было бы, чтобы ты со всей простотой и открытостью ребёнка говорил ему об очередных плас­тах нищеты, которую Бог показывает тебе, освещая Сво­им светом внутренность твоей души.

Старайся не смотреть на своего исповедника чис­то по-человечески. Если ты будешь, как ребёнок, тебе будет легче увидеть в нём стучащего в дверь твоей души Христа. Смотри на Него, а не на орудие, которым Он пользуется.

Ведь твой Спаситель прекрасно знает, что скрыва­ется внутри побеленной гробницы. Он хочет, чтобы ты со всей простотой рассказал Ему о конкретных проявле­ниях твоего зла.

Быть может, ты боишься, что разочаруешь исповед­ника, во всей полноте признавая правду о том, какой ты? Это лишь гордыня и боязнь того, что о тебе плохо подумают другие люди. Христос, с Которым ты встреча­ешься во время исповеди, уже давно ждёт слов правды. Стучась в твою дверь, Он просит, чтобы ты исповедовал эту правду.

Бог хочет, чтобы ты был, как ребёнок, который сна­чала бросается в объятия отца и лишь потом задумыва­ется над тем, что недостоин этого. Лучше всего сначала исповедай Христу, сокрытому в священнике, всю свою нищету, а потом — уже вместе со Спасителем — анали­зируй и обдумывай свою ситуацию.

 

ПОСЛЕДНЕЕ ОТКРЫТИЕ «ГРОБНИЦЫ» В МОМЕНТ СМЕРТИ

 

Когда Бог до конца отодвинет надгробную плиту, тогда ты увидишь всю внутренность гробницы в полном свете. Ни одна из подробностей того, что наполняет гробни­цу, — твоей нищеты — тогда уже не ускользнёт от тво­его внимания, и тебе некуда будет бежать от этого зрели­ща. Это будет последнее, самое болезненное открытие.

Ты можешь тогда почувствовать себя наихудшим из всех людей на свете и испытать искушение усомнить­ся в Божьем милосердии. Последнее открытие в момент смерти может напоминать падение в бездну.

Тогда ты примешь окончательное решение. Либо сознательно и добровольно выберешь зло, и тогда погру­зишься в него навеки; либо поверишь в то, что несмот­ря на заполняющее твою душу убожество, Бог тебя лю­бит, — и тем самым откроешься на дар спасения.

Господь может пожелать, чтобы и ты, подобно Моисею, умирал с глубоким осознанием того, что ты — раб, ничего не стоящий, что ты плохо справился со сво­ей миссией и не можешь рассчитывать на какие-либо свои заслуги, а только на Его ми­лосердие.

Быть может, такие переживания являются уделом каждого из святых.

Быть может, в момент смерти каждый из них познает во всей полноте тайну побеленной гробницы сво­ей души17. И если примет это испытание как форму Божьего стучания, то услышит в нём голос Искупителя! и отворит дверь. Он предстанет тогда пред Богом с чувством собственной ничтожности, с ясным сознанием того, что из-за своей неверности он не заслуживает спасения, но также и с глубоким упованием. И тогда Христос по­грузит его в Свою Искупительную Жертву и спасёт — благодаря Своей любви.

Такое познание тайны побеленной гробницы воз­можно исключительно с точки зрения веры.

Божественный свет правды желает осветить твоё сердце, чтобы ты увидел: то, что казалось тебе в нём кра­сивым и достойным внимания, — это, в действительно­сти, убожество, наполняющая твоё сердце нищета. Очередные открытия побеленной гробницы должны убе­дить тебя в том, что единственное спасение — это отво­рить дверь Тому, Кто стучится, и отдать свою нищету Ис­купителю, подобно тому, как это было со святой Фаустиной Ковальской.

«Дочь Моя, — призывал её Иисус,—ты не пожерт­вовала Мне то, что действительно принадлежит тебе. (...) Дочь Моя, отдай Мне свою нищету, потому что она— твоя исключительная собственность».

В святой Фаустине Господь больше всего полюбил её унижение, её жизнь в правде, в смирении. Смирение становится открытостью на Бога и ожиданием Его, ког­да человек, открывая правду, не способен уже сосредо­тачиваться на себе, поклоняться своему «я». Ибо стоит ли заниматься тем, о чём человек знает, что это мерзость побеленной гробницы, — маленьким и убогим челове­ческим ничто, недостойным не только поклонения, но даже внимания.

Именно смирение, которое есть правда, открыва­ется стучащемуся Богу. Без него Бог не мог бы соединиться с душой, засмотревшейся на себя, поклоняющеййся иллюзорному «я».

Смирение становится открытостью на Бога и ожиданием Его тогда, когда человек перестаёт верить в собственное величие, перестаёт доверять себе. Тогда он действительно начинает верить в величие Бога — не на себя, а на Него возлагает все свои надежды. Бог так силь­но полюбил смирение именно потому, что только в сми­ренную душу Он может изливать нескончаемые волны Своего милосердия.

 

СИМВОЛ МЁРТВОГО МОРЯ

Мёртвое море — это море, в котором нет жизни. Среди его характерных особенностей доминирует именно эта безжизненность, вызванная высоким содержанием со­лей, в четыре раза большим, чем в океанских водах. Гнетущую, почти кладбищенскую атмосферу, царящую вокруг него, ещё более усугубляют угрюмые — тоже рН следов жизни — склоны окружающих его гор.

Разве пропитанная гордыней человеческая душа не напоминает этих насыщенных солью мёртвых вод, когда она всё время оказывает сопротивление стучащемуся к ней с живительной благодатью Богу?

Вопреки тому, как могло бы казаться, Мёртвое море! отнюдь не является совершенно замкнутым водоёмом. В него впадают чистые воды Иордана, которые несут в себе всё богатство жизни. Каждый день в Мёртвое море вливается целых шесть с половиной миллионов тонн жи­вительной воды, которая, прежде чем впасть в него, протекает через богатое рыбой Геннисаретское озеро. Однако всё это гибнет без следа в солёных пучинах. Испарение в этом месте такое сильное, что ни уровень воды,; ни её солёность не претерпевают никаких изменениям

Разве в образе полной всяческой жизни реки Иордан нельзя увидеть того потока Божьих благодатей, ко­торые ты непрестанно получаешь?

Бог стучится в дверь твоего сердца со Своей благо­датью в каждом событии, в каждом твоём занятий, Он стучится каждую минуту твоей жизни. Всё новые и новые волны Божьей благодати набегают на тебя во время молитвы, особенно большое количество милостей несёт с собой Пресвятая Жертва.

Взгляни, буквально каждое мгновение где-то на земном шаре произносятся установительные слова Гос­пода и совершается Пресуществление и тем самым ста­новится присутствующей спасительная Жертва Христа. Поскольку в Церкви на всех континентах живёт свыше четырёхсот тысяч священников, то можно допустить, что каждую минуту где-то в мире совершается Евхаристия.

Мир непрестанно погружается в Жертву Спасите­ля, на него изливаются неизмеримые потоки благодати.

Каким же большим должно быть сопротивление, которое оказывают Богу человеческие сердца, раз этот поток благодати всё ещё не изменяет нас, не оживляет и не углубляет нашей духовной жизни.

И разве не убивает гордыня сверхъестественную жизнь в душе подобно отраве Мёртвого моря, которая умерщвляет всех попадающих в него существ?

Мы называем себя христианами, а живём так, слов­но Бога не существует. В «мёртвом море» нашей гордыни и неупорядоченной любви к себе гибнут тысячи растра­ченных впустую благодатей. Благодатей, загубленных по причине нашей закрытости и нашего сопротивления,

из-за того, что мы не ожидаем Христа, приходящего в Евхаристии, в молитве, во встрече с другим человеком. В этом насыщенном гордыней «море» находятся все те стремления, которые закрывают наши сердца перед сту­чащимся Христом, — желание хорошо устроиться в жизни, стремление к лёгкой жизни, отсутствие радикализма в служении Богу.

Бог любит нас и не может согласиться на это. Сту­чащийся в душу свет будет показывать иллюзорность стремлений, замыкающих нас в себе. А если этого не будет достаточно для того чтобы спасти нас, Он будет готов выжечь всё то, что могло бы нас погубить.

 

ПОЧЕМУ ТЫ ЕЩЁ ЖИВЁШЬ?

 

Уверенность, что ты являешься мёртвым морем горды­ни, должна постоянно возрастать в тебе, убеждая тебя в том, что ты растрачиваешь всё больше благодатей.

Дабы уберечь тебя от ещё большего расточения Своих даров, Бог может в любой момент сделать так, что

ты умрёшь. Разве Тот, Кто тебя любит, может спокойно смотреть, как ты, постоянно попирая Его благодати, подготавливаешь себе всё более долгое пребывание в чис­тилище после смерти?

Желая жить в правде, ты должен жить с сознанием того, что твоя смерть может наступить в любую минуту, В том, что ты всё ещё живёшь, несомненно, выражается Божье милосердие, но если бы ты умер, то это также было бы проявлением милосердия.

Жизнь перед лицом смерти не должна быть связа­на исключительно с боязнью того, что ты можешь уме­реть в результате каких-то естественных факторов, но прежде всего с сознанием того, что твоя смерть может наступить в любой момент ввиду состояния твоей души.

В конечном счёте, умрёшь ли ты сейчас или поз­же, — зависит только от Бога. Не поможет ни твоя пре­дусмотрительность, ни даже самые лучшие лекарства.

Момент смерти зависит прежде всего от твоей внут­ренней, духовной ситуации. Если ты расточаешь всё боль­ше благодатей, то Бог - чтобы уберечь тебя от их даль­нейшего растрачивания — может отнять у тебя жизнь.

Что сделать, чтобы в такой ситуации не пасть духом? Уповай на то, что Бог бесконечно милосерден. Не пере­ставая считать, что ты заслуживаешь смерти как последний злодей, не впадай в уныние. Бог желает, чтобы, практикуя деятельное самоотречение, ты ожидал того, что Он Сам в какой-то момент войдёт в твою жизнь.

Если ты живёшь, то это значит, что у Бога есть в отношении тебя какие-то планы и Он с надеждой ожидает перемены в тебе; того, что ты ещё более настой­чиво будешь наносить удары киркой деятельного само­отречения по скальному массиву своей гордыни и во всём будешь полагаться на Него, ожидая всего от Его милосердия.

 

КОРНИ НАРЦИССИЗМА

Пруд гордыни, ориентированной на людское мнение в который вглядывается влюблённый в своё отражение нарцисс, питается из отравленного источника. Этим источником является главное стремление нарцисса: хо­рошо выглядеть в собственных глазах или в глазах других людей.

Именно глаза других людей являются тем прудом в который постоянно смотрится нарцисс. В них он выис­кивает одобрение, признание или даже поклонение.

Это и есть та цель, ради которой он мобилизует свои силы или же, наоборот, прячется от людей или раболеп­ствует перед ними. Однако в этом всегда заключено то же самое порабощение потребностью в одобрении или самоподтверждении.

Нет ли в тебе чего-то от нарцисса? Не является ли для тебя самым важным то, как оценят тебя другие, семья, друзья, шеф или коллеги по работе? А быть мо­жет, ты сам себе судья и для тебя имеет значение лишь то, как ты сам себя оценишь?

Нет большой разницы, считаешь ли ты себя конфор­мистом или, скорее, стараешься идти против течения, руководствуясь собственным мнением. В обоих случаях твоё сердце закрыто для стучащегося Господа. В основе твоих решений лежит не стремление открываться на Божью волю, а гордыня, ориентированная на людское мнение.

Это она тобой управляет. Ты становишься марио­неткой, приводимой в движение собственной гордыней.

Такая марионетка может счесть самым важным, например, защиту своей чести и своего доброго имени.

и тогда она готова, защищая их, поссориться со всеми и даже позволить себя убить. Иногда такой человек из­водит своими требованиями мужа или жену, потому что непременно нужно хорошо выглядеть перед людьми, или терроризирует детей, чтобы они соответствовали его ожиданиям.

Когда ты поддаёшься гордыне, ориентированной на людское мнение, ты поступаешь либо согласно своим собственным желаниям и убеждениям, либо в соответ­ствии с взглядами тех людей, которые для, тебя настоль­ко важны, что играют в твоей жизни роль идолов. Ты руководствуешься не тем, чего ожидает от тебя в дан­ный момент Бог, а тем, что следует либо подобает сде­лать или сказать в соответствии с принятыми тобой критериями.

 

В ЛОВУШКЕ СОБСТВЕННОГО «Я»

 

Сопротивляясь Свету правды и поклоняясь своему лож­ному образу, ты становишься неспособным вырваться из замкнутого круга собственного «я». Человек, который питает неупорядоченную любовь к себе, становится сви­детелем собственной трагедии, поскольку даже участие в Божественной Литургии или молитву он способен ис­пользовать для подтверждения своих концепций.

Духовный нарцисс не способен свободно исполнять Божью волю, поскольку он постоянно сосредоточен на исполнении собственной воли. Это закрывает его в сво­его рода ловушке, которая втягивает, как трясина, и из которой трудно выбраться. Нарцисс не в состоянии осво­бодиться из неё, потому что всё, что могло бы ему по­мочь в этом, он подвергает такой обработке, которая ещё больше усиливает порабощение собственным «я».

Пока он мечется в этой ловушке, он сам себя обрекает на ненужные страдания. Он постоянно чувствует себя потерянным, потому что даже тогда, когда не чув­ствует беспокойства совести, он не испытывает внутрен­него спокойствия. Несмотря на влюблённость в себя, он не способен действительно принять себя. Он постоянно не такой, каким хотел бы быть или каким хотели бы ви­деть его окружающие. Он хочет быть другим, поэтому в контактах с людьми он печален, одинок и напряжён.

С ПУСТЫМИ РУКАМИ

Для того чтобы помочь тебе освободиться от всматрива­ния в собственное отражение, Бог может начать стучать­ся в царство твоего хорошего мнения о себе таким обра­зом, что лишит тебя достижений, которые питают горды­ню. Когда ты видишь, что другие реализуют свои планы, добиваются успехов, а тебе постоянно что-то не удаётся, старайся услышать это Божье стучание.

Ведь твой Господа» может желать, чтобы ты предстал пред Ним с пустыми руками. Быть может, для тебя лучше, чтобы ты видел, что делаешь мало, и чтобы всё лучше познавал свои слабости. Быть может, ты должен увидеть, что не способен пребывать в правде, что порой тебе не хватает доброй воли и ты всё время слишком сосредоточен на себе.

Посмотри, твой Небесный Отец постоянно одари­вает тебя Своей благодатью, однако Он хочет, чтобы ты, видя это, жил в правде. Когда ты видишь в своей жизни какое-то сверхъестественное благо, ста­райся помнить, что оно принадлежит Богу. Со временем ты более чётко увидишь и зло, автором которого явля­ешься ты сам.

Благодаря такому духовному расположению тебе легче будет увидеть, что твоей собственностью является только твоя духовная нищета. Ты увидишь также, что Бог постоянно рядом с тобой, что Он всегда присутству­ет и действует в твоей жизни.

Тогда ты назовёшь по имени как добро, так и зло. Это поможет тебе оставаться благодарным Богу и сохра­нять определённую необходимую дистанцию в отноше­нии собственной персоны.

Тогда тебе легче будет распознать Божью волю в том, что некоторые свои начинания ты не можешь осу­ществить. И именно за это — за перечёркивание твоих планов и усмирение гордыни — ты будешь благодарить Бога. Ты увидишь в этом лекарство от своего порабоще­ния нарциссизмом.

Бог должен открыть тебе, кто ты такой, и показать то, чего тебе недостаёт.

Однако Он не может показать тебе больше, если ты, увидев лишь какую-то маленькую часть правды о себе, начинаешь печалиться, ибо то, что ты увидел, не согла­суется с картиной твоего совершенства или с ошибоч­ной концепцией пути к святости.

Так ты ограничиваешь действие Бога.

Лишь тогда, когда — представ пред Ним в прав­де — ты признаешься во всём, что показывает тебе Бо­жественный свет, Бог исцелит тебя от твоей внутренней раздвоенности и одарит внутренним миром.

 

НАХОДИТЬ В СЕБЕ ОБРАЗ БОГА

Лишь тогда, когда ты перестанешь поклоняться своему отражению в пруде гордыни, ты начнёшь поддаваться действию Святого Духа. Если ты будешь отворачиваться от собственного «я», от своих представлений: и люд­ского мнения, чтобы всецело подчиниться воле Бога, это сделает тебя похожим на Него.

Подчиниться Богу — это значит жить благодатью крещения, которое возвращает нам достоинство детей Божьих и подобие нашему Отцу. Христов дар таинств показывает, насколько важно для Бога, чтобы мы становились похожими на Него. Жить благодатью таинств — Крещения, Миропомазания, Ев­харистии, Покаяния, Брака или Священства — значит открываться на смиренно стучащегося Бога и позволять, чтобы Он Сам преображал нас, уподоблял Себе. Особые дары благодати, которые мы получаем в таинствах, долж­ны сделать для нас возможными такие отношения с Бо­гом, другим человеком и с самим собой, к каким мы при­званы в Божьих планах.

Принятие этих благодатей приведёт к тому, что ты сможешь прославлять Бога самым глубоким образом — через осуществление своего подобия Ему. Он хочет Сам в зеркале твоей души отражать Свой Лик.

 

ВЛЮБИТЬСЯ В ГОСПОДА

 

Когда ты перестанешь присваивать Божьи дары и Божье действие, тебе будет легче увидеть, что стучащаяся к тебе Любовь всё время заботится о тебе и более или менее видимым образом действует в твоей жизни. Быть может, тогда — открывая каждый день заново правду о том что Иисус с величайшей заботой проводит тебя через все твои испытания, — ты влюбишься в Бога и перестанешь вглядываться в своё собственное отражение.

Когда это произойдёт, изменится твоя концепция защиты собственной свободы. Твоим сокровищем и наи­высшей ценностью станет подражание Марии, Рабе Гос­подней. Тогда ты будешь готов защищать своё право на выбор такой концепции свободы, которая означает быть слугой и даже рабом Господа.

Отход от духовного нарциссизма приведёт к тому, что, пренебрегая своим прежним видением Бога, мира и самого себя, ты будешь открываться для нового виде­ния всего — видения человека, влюблённого в Господа.

Конечно, ветхий человек в тебе и далее будет ока­зывать сопротивление Богу, утверждая, что ты поддаёшь­ся очарованию нереальных фантазий. Разум, память, опыт ещё не раз подсунут тебе мысли, полные скепти­цизма. Однако твоя воля сможет ответить, что не­реальной фантазией как раз является такая жизнь, в ко­торой нет безумия Божьей любви.

Отсутствие безумия веры означает компромисс, а он всегда в конце концов приводит к греху, влечёт за собой всё более глубокое погружение в зло.

СЧАСТЛИВАЯ ВИНА

 

Если ты не захочешь быть верным до конца, верным по примеру Марии, Рабы Господней, то во внутренней жиз­ни ты будешь всё время топтаться на месте. Ты тогда не воспользуешься той непостижимой милостью, благода­ря которой даже падения и грехи не могут увести тебя с пути, ведущего к Богу. Ведь в любой момент ты можешь начать заново строить то, что уничтожил своим грехом.

Любая неверность — если ты позволишь, чтобы пролился на неё Божий свет, — может стать поводом для сокрушения, может углублять твоё смирение, оття­гивать тебя от поклонения собственному образу и ста­новиться счастливой виной. Именно этим ты дол­жен жить, благодаря Бога за эту одну из самых прекрас­ных Его милостей — благодать счастливой вины. Ведь ответом Бога на бунт человека является милосердие, со­гласно словам: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим 5,20).

Если бы ты не верил в это, то тебе оставалось бы отчаяние, как Иуде. Но если ты поверишь, то в любой момент сможешь исповедовать Богу своё зло и попро­сить у Него прощения: «Я верю, что моя вина тоже может стать счастливой виной. Я хочу всё начать сначала и отныне быть Тебе верным, как Мария. Я хочу быть безумным в любви к Тебе».

 

ВЛЮБИТЬСЯ В МАРИЮ

 

До влюблённости в Бога увереннее и легче всего мож­но дойти через влюблённость в Марию. Когда ты влю­бишься в Неё, ты захочешь так, как Она, исчезнуть и умере<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.