Ср. Евангелие от Матфея, гл. 20 —притча о работниках одиннадцатого часа. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Ср. Евангелие от Матфея, гл. 20 —притча о работниках одиннадцатого часа.

2020-07-07 115
Ср. Евангелие от Матфея, гл. 20 —притча о работниках одиннадцатого часа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Есть много людей, которые не осознают своей веры. И среди неверующих людей есть те, которые верят в добро и поступают по добру. Эти люди живут, как праведные язычники, им не проповедано Евангелие, но они естественно праведны, сердцем угадывая истину, и потому, по апостолу Павлу, спасутся, ≪как бы из огня≫. А мы знаем истину, нам ее донесли, с нас спросится. Надо различать вражду к Богу, четкое неприятие Бога — и просто незнание Его. Атеизм утверждает, что ≪я≫ и только ≪я≫ существует в мире, а все другие только призваны ≪мне≫ служить. Не мировоззрение спасает человека, а то, как он живет. Спасение — не наше дело, все это тайна Божья. Наше дело доносить идеи, а не судить, кто выздоравливает, а кто нет.

 

Как сделать так, чтобы человек услышал? Сначала мне надо услышать его, понять, во что он верит, и найти то подлинное, что точно есть в веровании каждого человека. Даже если он говорит о диких вещах, там всегда есть крупица веры. Основываясь на этих крупицах, я всегда могу сказать: ≪Ты правильно чувствуешь, веришь, но не до конца, а для меня конец вот такой, посмотри, годится ли он тебе. Как сказал один монах язычнику, который носил вязанки дров для костра идолов: ≪Вижу тебя труждающимся, но ты не знаешь, что труждаешься напрасно≫. Сколько тут уважения! Кстати сказать, представьте себя на месте того человека, которому говорят, что он верит не в то, во что надо верить. Первая реакция — отторжение. Против человека нет смысла говорить, так как он будет свою веру защищать. ≪Никогда не говорите против человека≫ — говорил патриарх Тихон, новомученик Православной Церкви, — ≪говорите выше его, чтобы он слушал и вырос над собою и восхитился бы тем, кем он мог бы быть, если смог бы подняться над своим собственным уровнем≫. ≪Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед Господом он стоит и перед Господом падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его≫ В Евангелии много образов того, что мы должны делать. Если мы идем вслед за апостолами, а каждый христианин призван к этому, то Христос сказал, что ≪мы

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Послание св. ап. Павла к Римлянам, гл. 14.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

свет миру≫, значит мы должны идти во тьму и светить там, где можем. Мы соль, суть мира, значит, мы должны идти туда, где гниет, и давать смысл тому, где нет смысла. Наша обязанность в этом. Атеист — это не заинтересованный в смысле своей жизни человек. Если мы увидим, что смысла в жизни близкого сейчас нет, притом, конечно, что и героин —это не смысл, тогда возникнет потребность заполнить пустое место.

 

А вообще, как сказал Антуан де Сент Экзюпери: ≪Когда наше болтливое племя приведут на Божий суд, там не будет вопросов с нашей стороны. В Твоем присутствии, Господи, умирают вопросы≫.

 

Мы становимся инструментом Бога, чтобы идеи выздоровления доходили все до новых и новых людей. Представляете, каким должно быть смирение, чтобы человек признавал себя только инструментом! Он не будет рассчитывать на результат. Это большое искушение, требовать результата. ≪Вот я провела с этим наркоманом столько часов, и вот он выздоравливает. Это моя заслуга, ну, конечно, не совсем моя — Бога, но и моя тоже. А вот этот не выздоравливает, я что-то делала не так, или может быть, он был не готов, или он не хочет≫ — все устроено не так. На самом деле мне нужно предоставить себя как перчатку, в которой Бог подает руку этому выздоравливающему. Я только перчатка и, если человек не услышал, даже Бог не может заставить человека, не хочет ломать его, требуя праведности. Человек в тот раз не услышал, а мы вновь и вновь будем помогать Богу достучаться до него, с добрым сердцем и намерениями, в надежде, что в этот раз получится. Французский богослов Анри де Любак писал: ≪Нам не было поручено сделать так, чтобы истина восторжествовала. Нам было поручено только свидетельствовать о ней≫.

 

 

Срыв в созависимости

 

 

Что такое срыв алкоголика или наркомана? Во-первых, это процесс, довольно длительный, конечной стадией которого является употребление вещества, но начинается все гораздо раньше. Человек перестает вести себя как выздоравливающий алкоголик или наркоман, последовательно теряя то, что он приобрел в своем выздоровлении: честность, поддержку друзей, открытость, понимание ≪шагов≫. Во-вторых, это свойство заболевания: зависимость склонна к рецидивам. В третьих, срыв можно остановить, и тогда полного разрушения может не произойти. Но сам алкоголик или наркоман не видит срывного процесса, и поэтому ему необходимо общение с похожими на него людьми, чтобы они могли показать ему срыв, находящийся в ≪слепом пятне≫.

 

Все указанные соображения вполне применимы к ситуации созависимости. Срыв выздоравливающей от созависимости мамы или жены наркомана — это вовсе не скандал с истерикой и разрывом отношений и последующим черным отчаянием. Это громкий финал, погружающий ее в болото созависимости, из которого она вроде бы выбралась уже год назад... Финал процесса, обманом возвращавшего ее в болото уже давно. Срыв созависимого — тоже свойство этой психологической ловушки, которая редко отпускает до конца. Выздоровление, как говорят в А А, это эскалатор, медленно идущий вниз, поэтому даже для того, чтобы оставаться на месте, надо хоть немного продвигаться вверх. Остановишься и постоишь какое-то продолжительное время — обнаружишь себя там, откуда начал выздоравливать. Срыв созависимого тоже можно остановить, если найдутся рядом люди, которые увидят беду, и смогут сказать мягко, но уверенно: ≪Ты ошибаешься, это опять созависимость≫. Если мы их услышим...

 

У Лены муж — алкоголик. Он пил долго, больше двадцати лет, они много потеряли, и их семья почти развалилась. В последний момент Лена как-то попала в Ал-Анон, сначала недоверчиво, потом все больше доверяя опыту сестер, научилась отстраняться и отпускать мужа принимать последствия своего употребления. Тогда муж существенно не пострадал от ее отстранения, Лена и так уже не могла удерживать пресс последствий его пития, в его жизни почти ничего не изменилось. Но Лена смогла ≪продышаться≫, огляделась кругом, занялась — вовремя! —детьми и работой, и ее жизнь стала налаживаться, несмотря на его болезнь. Лена ходила на группы, работала по шагам и все больше становилась уверенной и приветливой в семье, у нее даже появилась  надежда на то, что муж как-то сможет не пить. Он сначала  ревновал ее к группам, потом смирился, и тогда ему стало интересно, что там это женщины придумали? Лена говорила о выздоровлении коротко и без подробностей, но ее изменения были так очевидны, что муж стал задумываться. Тут произошел очередной ≪казус≫ с запоем, и муж Лены поехал в реабилитационный центр: интервенция показала ему, что пора менять свою жизнь. После центра муж на собрания АА ходить не стал, было несколько срывов, но как-то научился не пить, в храм стал похаживать, книги правильные читать... Что-то сильно изменилось в нем.

 

Сначала Лена летала, как на крыльях. Сбылась мечта, самая заветная: муж не пьет, в храм ходит и ее любит! Сказка прямо, и поверить было нельзя! Лена ходила по группам Ал-Анон, рассказывала о своем счастье, делилась опытом, нередко назидательно: ≪Я сделала так, и вот что у меня получилось! А вы сами выбирайте, как вам жить, я только делюсь своим опытом≫. Лена ходила в храм с мужем, была спонсором у нескольких женщин, и абсолютно уверовала в программу. Это была действительно пламенная вера: слова ≪отпустить≫, ≪работать по шагам≫, ≪границы≫ были ее символом веры* и она пламенно проповедовала ее на группах. Когда какая-то женщина говорила о своей беде: ≪пьет, врет и бьет≫, она брала слово и разбирала ситуацию ≪по шагам≫, показывала на ошибки созависимости, и становилось ясно: если отпустить, выставить границы и принять свое бессилие, то здесь и здесь будет легче, а если молиться и не отчаиваться, то придет время, когда, может быть, и он придет к трезвости... Бог поможет, не может не помочь!

 

Лене были очень благодарны, и ее рекомендации были плодотворны. Она становилась все более авторитетной в сообществе, ее приглашали на спикерские собрания. Она старалась не гордиться, благодарила Бога и сестер за свой успех... Так продолжалось несколько лет.

 

Потом пришли странные дни. Лене не хотелось идти домой. Когда она поднималась домой в лифте, к ней возвращалось старое беспокойство, почти паника. Лена уговаривала себя: ≪Что я волнуюсь, ничего не может случиться, муж в порядке, это мои старые страхи≫. Страхи ее не отпускали, но на группах она о них не говорила: ≪Стыдно быть созависимой, у меня все хорошо, другим помогаю! Я знаю, что делать!≫ Лена молилась усерднее, но оставалась одна со своими страхами. Вскоре они начали подтверждаться: муж приходил домой с опозданием, стал совсем закрыт. Тогда Лена стала принимать срочные меры: стала настойчиво звать мужа в храм, да на исповедь; напоминала ему об Анонимных Алкоголиках; укладывала пораньше спать, чтобы отдыхал; следила, чтобы он не был голодным, это же провоцирует тягу! Постепенно появилась прежняя привычка звонить мужу и проверять, где он: на работе, в дороге, а где именно? Она расспрашивала его о том, не тревожатся ли о нем на работе... Прислушивалась к звукам в ванной, что-то долго он там сидит... Лена не могла и в мыслях признаться себе, что она выслеживает начало запоя мужа, она вновь контролирует его! Однажды она, презирая себя за слабость, но все же проверила его сумку, нет ли там бутылки. Пересчитала зачем-то деньги... Как бы прячась от себя самой, она обнюхивала мужа, пытаясь уловить запах перегара, и однажды она нашла!!! От него пахло спиртным, точно, точно, утром, она вдруг севшим голосом спросила его: ≪ Ты пил!?≫. Он отрицал все, оказалось: одеколон новый, это он так пахнул сразу после использования. Волна гнева, страха, злобы чуть схлынула в Лене, но не ушла совсем: она не верила ему.

 

После этого эпизода жизнь Лены стала адом. Она подозревала мужа всегда и во всем. Вспомнились все прежние страхи и гнев. Она не находила себе места, пока не видела его, и не очень скрывала свое недоверие при встрече. Лена уже, не стесняясь, требовала ≪дыхнуть≫, чтобы проверить, не пил ли муж, поздно вечером входила в комнату, чтобы проверить, чем он там занимается, прислушивалась к содержанию его разговоров по телефону... Контакт был утерян вовсе. Муж жил, терпя Ленин срыв, как на фронте. На группы Лена перестала ходить отчасти потому, что лгать или молчать там она не могла, а говорить правду было невозможно: ≪что они обо мне будут думать≫, ≪они отчаются, если и у меня все так плохо≫, ≪вот станет получше, потом вернусь≫. Другая причина ее сидения дома была проста: ей надо было знать, что там происходит. Наконец, она так устала от этой сумасшедшей жизни, что у нее просто физических сил не хватало ходить куда-то, только бы с работы домой, проверить главное — и в кровать...

 

Когда начался срыв Лены? Понятно, не тогда, когда она почувствовала запах алкоголя в одеколоне (она до сих пор этому не верит). Я думаю, что в те дни, когда она начала учить других на своем примере. Неприметно в ней произошла подмена: то счастье, которое Господь подарил ей, она приняла за результат своих правильных шагов по выздоровлению, будто выздоровление строила она сама. И начала учить этому других, а ≪дежурные≫ слова про то, что Лена ≪благодарна Богу и вам≫ за свое благополучие, не меняли по сути ее восприятия. Лена ошибочно поверила в то, что она нашла способ выздоровления для себя, а потом и своего мужа. А на самом деле это был подарок, ≪не за что, а за просто так≫ данный Богом ее семье, как только Лена открыла своим выздоровлением пути для того, чтобы она могла принять этот подарок. Когда эти пути были закрыты, как только Программа ≪Шагов≫ — жизни с Богом! — свелась к рекомендациям, советам, прямо или косвенно раздаваемым Леной на группах, все рухнуло. Дальше ее исходная созависимость, которую уже ничто не сдерживало, вновь разрушила ее благополучие и благополучие ее семьи.

 

Финал этой истории был счастливым. Лена в своем отчаянии побежала в храм, а там священник сказал ей просто: ≪да что вы, сколько сил тратите зря, вы молитесь Богу, и все. Больше ничего не делайте! Не надо проверять мужа, вы же все равно не можете заставить его не пить!≫. Священник, может быть, и не был знаком с нашими шагами, но Лена услышала знакомую интонацию: ≪отпусти, смирись и молись≫. Это она умела делать когда-то, и Лена начала просто молиться Богу так, как когда-то молилась, будто ребенок перед отцом, плакала и жаловалась, каялась в своеволии, просила утешения — и Бог ее утешил. Лена успокоилась, сначала как-то пусто и тихо жила, потом появилась нежность к мужу и стыд перед ним. Муж жил трезво и ее ждал... Лена однажды заплакала и сказала: ≪Прости, пожалуйста, сколько я всего натворила≫. Муж прижал ее голову к себе, и промолчал. С этого опять началась их хорошая жизнь. Спустя два месяца Лена смогла прийти на группу Ал-Анон и рассказать о том, что с ней было. Теперь она говорила тихо и без заботы о том, как ее воспринимают. Группа, конечно, приняла ее с любовью, как умеют любить выздоравливающие люди. Сегодня Лена выздоравливает.

 

Я точно знаю, на опыте своей жизни и жизни многих других людей — срыв близко. Мы еще очень немощны в своем выздоровлении, в вере, в понимании жизни вообще. Это так понятно, столько ошибок, столько боли! Шрамы созависимости на нашей душе, может быть, не пройдут всю жизнь. Но я точно знаю и то, что Бог — рядом, так близко, что стоит только позвать, попросить — и Он услышит. Он слышит всех, ≪не таится Тебе ни капля слезная, ни капли часть некая≫. Если заблудимся — нужно громко звать на помощь Его и людей вокруг. И помощь придет.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Это, наверное, главное, что я поняла в Программе ≪12 шагов≫: помощь есть, и не все дороги добра закрыты для нас сегодня. Мы не потеряны до конца, как и наши близкие, наркоманы и алкоголики: мы можем выздоравливать. И если упорно искать путь, и просить о помощи — перед нами откроется Жизнь во всей красоте и полноте ее.

 

Мы простые люди, не богословы, и почти ничего не умеем в том, что ведет нас к Богу. Но стоит нам только позвать Его на помощь — и Он придет, и приведет нас к Себе Сам. Он будет говорить с нами чувствами в нашем сердце, и добрыми мыслями, вовремя возникающими в нашем сознании, Он будет приходить к нам с теплом и любовью других людей.

 

Как один из людей, выздоравливающих по программе ≪12 шагов≫, я не могу, конечно, говорить ни от имени Сообществ, работающих по этой программе, ни утверждать, что я понимаю Программу в полноте. Это мой личный опыт, и опыт людей, с которыми меня познакомила жизнь, и я надеюсь, что этот опыт будет вам в помощь.

 

Поскольку Программа ≪12 шагов≫ и вообще выздоровление от созависимости — это возвращение к нормальной жизни, к здоровью души, то ее по сути понимают все нормальные люди. Норма узнается ими, если только не настаивать на терминах, а объяснять, что лежит под ними, как их понимают люди, выздоравливающие по этой программе. Кстати, любая программа — это прописанная заранее последовательность действий, приводящих к желаемому результату. Никакого отношения к насильственным техникам типа Н Л П наша Программа, конечно, не имеет. Все это можно объяснить любому нормальному, т.е. непредубежденному человеку. Поэтому, если вы будете открыты и доброжелательны, вы найдете понимание своих позиций у самых разных людей. У меня именно такой опыт.

 

Помогай вам Господь на пути выздоровления!


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь терминов.

Анонимные Сообщества: Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, Ал-Анон, Нар-Анон и др. — сообщества людей, объединяющие соответственно алкоголиков, наркоманов, родственников алкоголиков и родственников наркоманов, выздоравливающих от своей зависимости или созависимости по Программе ≪12 шагов≫. Их объединяет одна Программа, одни Традиции (своего рода правила работы этих сообществ), но они различаются по видам зависимости. Сообщества формируются из групп (≪собраний≫), где люди собираются вместе для того, чтобы делиться друг с другом опытом выздоровления и работы по Шагам. На собрание может прийти любой человек, единственное условие — чтобы он хотел бросить пить, или употреблять наркотики, или созависимо себя вести, соответственно. Там нет ни членских взносов, ни регистрации, ни даже вопросов, исключая представление в начале собрания, например, ≪меня зовут Коля, я наркоман≫ или ≪я — Лена, у меня проблемы с алкоголем≫, или ≪Татьяна, я мать наркомана≫. Можно прийти и на собрание ≪параллельного≫ сообщества, скажем, мама наркомана — к наркоманам, но только на т.н. ≪открытые≫ собрания. После окончания собрания обычно пьют чай и общаются. Расписание собраний и другая информация о собраниях приведены в конце этой книги.

 

Границы — Способ защитить себя и семью от негативного влияния употребления алкоголика или наркомана. Например, мама давала сыну деньги на карманные расходы, но после того, как она узнала, что сын употребляет наркотики, она перестала ему их давать, объяснив ему, что не хочет участвовать деньгами в его наркомании. Очень пожилая мама запретила сыну — тяжелому алкоголику приходить к ней домой, потому что никогда не знаешь, каким он придет, а она уже несколько раз от этого сильно пострадала; либо она идет к нему, либо общение будет по телефону. Мама наркомана перестала отдавать его долги: ≪я у вас не занимала, спрашивайте у сына≫. Границы не только защищают близких, но и оставляют алкоголика или наркомана самим справляться с последствиями своего употребления, что ускоряет их

 

327

•в к г я я я г! г - > - •≪ т>nuwr№пчнеглч__


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.