Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-11-03 | 80 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
К вам особенно, учащиеся дети церковных школ, сейчас обращаю свою речь, хотя и к прочим. Вам, здесь присутствующим деятелям церковной школы и любящим ее, следует приводить себе на память то, о чем я хочу сказать.
Сего дня, в день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, собрались мы в храме, посвященном их имени, для того чтобы возблагодарить Господа по окончании учебных занятий
в церковных школах. Хорошо благодарить Господа всегда, потому что «благ Господь всяческим, щедроты Его на всех делех Его»
(Пс. 144:9). Каждый день на литургии мы слышим: «Тебе поем,
Тебе благословим, Тебе благо дарим, Господи», и этими словами научает нас святая Церковь постоянно благо дарить Господа
за все благо деяния Его к нам, особенно же за то, что Он так
возлюбил нас и пострадал за нас. Праведник — за неправедных, чтобы привести нас к Богу. Мы не можем за благодеяния Божии воздать Богу такими же добрыми делами и потому должны
хотя словами от искреннего сердца благо дарить Его. Только
очень грубый человек не благодарит за сделанное ему добро; так ой человек не лучше, чем животное, потому что и животные проявляют некоторую благодарность людям, которые делают им добро. А как приятны Господу хваления детей! Вспомните торжественный вход Его в Иерусалим, где Он из
уст младенцев и грудных детей устроил хвалу, вспомните,
с какою любовью Он привлекал к Себе детей и благословлял их, когда они приходили к Нему или даже приносимы были
матерями своими по малому своему возрасту! Итак, возблагодарим Господа по окончании учебных занятий.
Вам, детям, учащимся в церковных школах, следует возблагодарить Господа не за то только, что получили в школе много знаний, полезных для вас в жизни, но и за то, что учились вы в школе церковной. Ученье в школе церковной
|
несколько особенное, не такое, как в других школах.
Что значит учиться? Значит ли это только научиться читать, писать, считать и получить разные другие знания? Нет, особенно следует человеку на учиться быть христианином, сделаться учеником Христовым. За Иисусом Христом постоянно следовало множество учеников и учениц, — чему они учились, слушая Его? Не обычные знания из разных наук Он сообщал им, а учил тому, как жить по заповедям Его. Они, например, желали быть больше о дин другого; но Господь научал их быть смиренными, заповедал им не гордиться и не желать господствовать над людьми, как земные князья и вельможи; Он представил им в пример малое дитя, сказав, что всем людям нужно умалиться, как детям, которые не горды и не хотят господствовать друг над другом. Или, например, ученики Иисуса Христа гневались на врагов своих, ненавидели их и однажды хотели низвести огонь на людей, которые не приняли Иисуса Христа, как сделал Илия; но Господь учил Своих учеников кротости и говорил, что нужно не губить людей, а прощать им,
любить их и спасать. Еще апостолы желали царства земного и славы человеческой, просили Господа, чтобы дал сесть им по правую или по левую сторону в Его царстве; но Господь сказал,
что друзья Его должны пить чашу страданий, что вот Он Сам идет в Иерусалим и там враги Его осудят Его на смерть, предадут язычникам на поругание, биение и распятие, но Он в третий день воскреснет.
Церковная школа именно и заботится о том особенно, чтобы учащиеся в ней не только получили разные знания, но и делались истинными учениками Христовыми. Один святитель
сказал, что грамота для человека, не имеющего страха Божия, то же, что меч для безумного, которым безумный может себе повредить, даже убить себя. Это и сбывается в жизни, особенно,
например, во Франции, в которой не хотят учить детей Закону Божию в школах; за это там среди детей все более и более является преступников, чем более заботится правительство учить
|
грамоте всех детей. Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, напротив, самую азбуку славянскую изобрели для того именно, чтобы просветить славян верою Христовою.
Для этого же просвещения и школы устраивали первые русские князья, устраивали при церквах и обителях. Для того и учиться в школах начинали по Псалтири, в которой с первого псалма идет учение о том, как жить по закону Божию, в благочестии: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь»
(Пс. 1:1—2).
Читайте же чаще и вы, дети, святое Евангелие, чтобы вам
с детских лет полюбить Бога и Христа, нашего Спасителя.
В первые времена христианства дети христиан настолько любили Христа, что терпели за Него мучения и смерть, некоторые были замучены всего трех лет от роду. Вы любовь свою ко Христу должны показать хотя в том, чтобы всеми силами стараться
исполнять заповеди Христовы, о которых написано в Евангелии. Возлюбите Христа, как святые, которые с детства начали любить Его всем сердцем. Так, святой равноапостольный Кирилл,
когда еще был отрок ом, видел во сне прекрасную отроковицу, которой было имя София, т.е. премудрость Божия, и вот с того уже времени возлюбил Бога и премудрость Его. Преподобный
Сергий точно так же в детстве еще очень любил молиться Богу, и по усердной молитве его Бог помог ему хорошо учиться грамоте, и потом он сделался великим святым, к которому на
поклонение приходят русские люди со вех концов земли
Русской. Из недавно еще умерших людей вспомните о. Иоанна Кронштадтского, который еще в детстве очень усердно и часто
молился Богу, например, где-нибудь в лесу или пред церковью своего села, когда шел в школу, - и вот он сделался великим пред Богом и людьми пастырем Церкви. Так и вы, если будете
в школе еще учиться любить Бога, то ваша жизнь сделается радостною при всех скорбях, какие будут случаться в жизни
с каждым, и вы возрастете родителям и воспитателям вашим на
утешение, Церкви и отечеству на пользу.
Поблагодарите же Бога по окончании трудов и помолитесь Ему, чтобы помог Он вам во время ученья в церковной школе сделаться истинными учениками Христовыми. Действия Духа Святаго в душе человека.
|
Духовному юношеству
В день святой Пятидесятницы святая Церковь призывала
к молитве о ниспослании Святого Духа, Которого, по обетованию Христову, «хотяху приимати верующии во имя Его» (Ин. 7:39).
Нас, воспитывавшихся или воспитывающихся в духовной школе, напоминание об этом обетовании должно было бы, по-видимому, исполнить особенной радости: об общении с Духом Святым должны были бы мы слышать, как о чем-то вполне родственном, известном, столь же необходимом для нас, как для жизни тела необходимо вдыхание воздуха. Ведь о Духе Святом напоминает нам постоянно и самое название нашей школы - «духовная», и потому если мир (не знающий Христа) не видит, не знает и не может приять Духа Святаго, то питомцам духовной школы
Он должен быть ведом, как в них, подобно ученикам Христовым, пребывающий.
Но в том-то и горе, что наша школа называется нередко духовною более по имени, которому по существ у она бывает иногда совершенно противоположна. Потому ли она, например, может быть названа духовною, что в ней изучаются духовные науки? Но как мало духовности в изучении, например, Библии, если богодухновенные страницы ее, входя в ум и память, не вызывают ни малейшего отзвука в сердце, тем более если встречают в нем злое неверие и осмеяние! Но не так должны отзываться на действия Духа Святаго сердца наши, - они должны отзываться живыми, свободными движениями.
Не внешним соприкосновением духа нашего с богодухновенными словами святых апостолов и пророк ов свидетельствуется
духовность и общение с Духом Святым. Господь Иисус Христос для того послал Духа Святаго в мир, чтобы Он на учил всему и воспомянул людям словеса Христовы. Итак, в том состоит
наиболее верный признак пребывания в нас Святого Духа, если мы, по апостолу, приобретаем «ум Христов» (1 К ор. 2:16), если «сие мудрствуется в нас, еже и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5),
т.е. если в нас бывают те же мысли и чувствования, как и во Христе Иисусе, если чрез богодухновенные слова Евангелия Христова напечатлеваются в душах наших и дела любви
|
Христа, положившего душу Свою за други Своя, если образ Христа все более и более пленяет дух наш, с любовью привлекает к себе, «умерщвляя плоти нашея мудрование» и попаляя всякую
скверну страстей в сердцах наших, которая затмевает чистейший лик Христов, в них начертанный. Для того посылается Дух Святый, чтобы собрать воедино движения созданного по образу Божию духа нашего, которые, как зеркало разбитое, не могут в совершенстве отражать в себе свой первообраз, дабы «изобразился в нем Христос» (Гал. 4:19). Если же вообразится в наших сердцах Христос, то хотя мы не будем знать, «откуду приходит и камо идет» Дух Святый (И н. 3:8), т.е. действия Его будут непостижимы для нас, однако мы «глас Его» будем слышать, т.е. ощущать явственно действие Его в нашем сердце. Они будут ощущаться в неведомо откуда являющемся в душе нашей притоке сил для совершения
заповедей Христовых, в том, что перестают быть пленительными для нас страсти, без которых ранее существование наше казалось нам пустым, мрачным и бесцельным, и дух наш начинает
ощущать сладость свободы от связывавших его оков-страстей, по слов у апостола: «идеже Дух Господень, ту свобода»
(2 Кор. 3:17), - ощущать мир Христов, какого не может дать мир, и «радость о Дусе Святе» (Рим. 14:17).
Итак, памятуя, что, «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9), потщимся, особенно мы, духовные, умолять Христа, дабы не отнял Он от нас Духа Своего Святаго, чтобы нас, особенно желающих сделаться вскоре продолжателями дела Христова на земле, - ибо для того мы учимся и воспитываемся в духовной школе, - «наставил Дух благий» (Пс. 142:10) на
путь правый во всех делах жизни нашей.
Духовному юношеству,
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!