Можно ли учить славянской грамоте по старинному — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Можно ли учить славянской грамоте по старинному

2020-11-03 108
Можно ли учить славянской грамоте по старинному 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Буквосочетательному методу

 

С вопросом о том, с русской или славянской грамоты начинать обучение грамоте, иногда, хотя без достаточных оснований, связывается другой - о методе обучения славянской грамоте,

так как в древнее время обучали по методу буквослагательному. Если этот метод защищают и советуют его держаться только потому, что так учили в «доброе старое» время, то это основание

недостаточное, потому что старые люди иногда не могут 

отрешиться от нажитых в течение долгого времени привычек

и потому отзываются с преувеличенною похвалою о старом времени.

Всякому времени свойственны недостатки. Если защищают буквослагательный метод потому, что он более будто бы близок сердцу простого сельского населения и более назидателен, то на

это уже отвечено: в названиях аз, буки, веди и т.д. и бесчисленных складах, лишенных ясного смысла, нет назидательности. По-видимому, заслуживает еще внимания взгляд Л. Толстого, который говорит, что, по какому методу учить — по буквослагательному или по звуковому, это все равно и что 

буквослагательный метод ближе к природе русского человека. 

 

 

Но обучение бывает сообразно с природою тог да, когда учащийся ставится в такое состояние, при котором человек первоначально естественными средствами изобретал какую-либо науку или искусство, например грамоту или арифметику.  

Грамоту же человек изобретал не по буквослага тельному

методу, а теми средствами, на которых основан звуковой метод: сначала он различал в своей речи отдельные слова, в словах слоги и изображал эти части своей речи картонами, или

символическими знаками, обозначавшими сначала целую мысль или событие (таковы изображения войн, победителей на многих древних памятниках), затем знаками, обозначавшими слоги (например, клинообразные ассиро-вавилонские надписи), наконец, звуки (таково звуковое письмо финикян). Сначала он постепенно выделил звуки в своей устной речи, потом избрал письменные знаки и дал им, наконец, названия, которые сначала, вероятно, имели

смысл, но потом утратили его (буки — буквы). Итак, нет оснований возвращаться к буквослагательному методу, тем более что и при

употреблении его, как сказано выше (см. рассуждение о методе вообще в общей дидактике), в сущности, ученик научается читать по звуковому методу, т.е. вслушиваясь в звки, входящие в состав складов. Если Ильминский советует начинать 

с названий букв и складов, то он все-таки находит нужным называть склады не по буквослагательному способу, например 

букиазба, а по звуковому: ба. Названия, таким образом, не 

вводят еще самого буквослагательного метода.

Затем, непонятно, почему, собственно, буквослагательный метод, по словам Толстого, ближе к приро де русского человека.

Разве, может быть, потому, что русский человек отличается нередко

флегматическим темпераментом и менее склонен к самодеятельности, чем, например, француз, немец или англичанин, а буквослагательный метод именно и требует меньшей самостоятельности, потому что в нем вся работа совершается чрез механизм запоминания букв и складов, а самостоятельного размышления мало требуется. Вообще, Толстой нападает на всякие искусственные приемы, указывая на преимущество тех, при которых приобретение знаний совершается само собою, без всякого преднамеренного влияния учителя на ученика, 

 

как и в природе все совершается само собою. Но ведь так можно говорить только с точки зрения Толстого, который отрицает свободу воли в человеке, а вместе с нею и самодеятельность. Искусство и самодеятельность облегчают и ускоряют то, до чего человек дошел бы одними естественными средствами, как бы сам собою. Если бы ученик не употреблял никаких самостоятельных усилий для того, чтобы постигнуть,

из коих частей состоит человеческая речь, в чем состоит слияние звуков в слоги и слогов в слова, то по чисто 

буквослагательному методу он никогда не научился бы читать. Кроме того, русский народ, как уже сказано, если недоволен

новейшим обучением, то не потому, что в нем употребляется 

звуковой метод, а потому, что новейшее об учение утратило прежнюю назидательность. Он так же со временем может

одобрить эти так называемые новые, в сущности же древние, приемы обучения грамоте, как одобрил, например, новоисправленные церковно-богослужебные книги

при патриархе Никоне.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.