Успехи посредственные: 2 балла — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Успехи посредственные: 2 балла

2020-07-03 393
Успехи посредственные: 2 балла 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К.В. Титов

ПРАКТИКУМ

ПО отечественной ИСТОРИИ

Часть I. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Издательство

Пермского государственного технического университета

2010


ББК 3(2) я 73

   Т 45

 

 

Рецензенты:

д-р ист. наук, проф. В.П. Мохов

д-р ист. наук, проф. И.К. Кирьянов

 

Титов, К.В.

 

Практикум по Отечественной истории. Часть I. Аналитические задания: учеб-метод. пособие для студентов всех направлений подготовки и специальностей ПГТУ/ К.В. Титов – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. – 91 с.

 

 

ББК 3(2)я73

 

 


Оглавление

Введение

Предисловие                                                                                         4

Учебные пособия                                                                         11

Справочная литература                                                                       12

Электронные источники информации                                        13

Дополнительная литература                                               14

 

Раздел I Древняя Русь                                                                        24

Тема I. Древняя Русь (VI - XII века)                                                    24

Тема II. Древняя Русь (XII – начала  XIV вв.): проблема

"русского феодализма"                                                       27

 

Раздел II. Московское государство: самодержавно-крепостническая

              Система                                                            33

  Тема III. Становление самодержавно-крепостнической

         системы (XIV-XVI вв.)                                               34

  Тема IV. Московское государство в XVII веке: кризис

  самодержавно-крепостнической системы и его преодоление. 39

 

Раздел III. Российская империя: три этапа модернизации

(XVIII-XX века)                                                                42

Тема V. Российская империя в XVIII веке: «консервативная

модернизация»                                                              42

Тема VI. Российская империя в XIX веке: «либеральная

модернизация»                                                      50

Тема VII. Российская империя на рубеже XIX-XX веков –

индустриализация "сверху"                                       56

Раздел IV. Советская Россия: становление и эволюция                    69

Тема VIII. Россия от февраля к октябрю: революционный кризис

российского общества                                               69

  Тема IX. Революционный кризис и генезис советской

общественной системы 1917-1920-е                                        72

  Тема X. СССР В 1930-х-1953 гг.: социалистическое общество и модернизация                                                                  76

 

Раздел V. Эволюция общественной системы в 1953- начале XXI в.

(три этапа номенклатурного реванша)                                      83

Тема XI. Эволюция советской  системы в 1953-82 гг.                   83

Тема XII. СССР и Россия в конце XX – начале XXI вв.:      87

Заключение                                                                                    91


ВВЕДЕНИЕ

Предисловие

Практикум по Отечественной истории представляет собой комплекс заданий для практических и семинарских занятий.

Цель заданий, включенных в практикум, заключается в том, чтобы сформировать у студента те знания, навыки, умения и компетенции, которые необходимы для выполнения им ряда своих будущих профессиональных обязанностей.

Во-первых, выпускник вуза должен быть готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знать методы организации и управления малыми коллективами; быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях.

На первый взгляд коллектив это просто группа людей. На самом же деле это сложная система социальных связей, отношений и институтов, неформальных групп и индивидуальных позиций с присущими им интересами, ресурсами влияния, социальными практиками, моделями поведения и т.д. и т.п. Это не просто слова, этими понятиями описываются реальные силы, действия которых необходимо учитывать, чтобы успешнее адаптироваться в коллективе, не говоря уже о том, чтобы принимать грамотные управленческие решения.

Помочь разобраться во всех этих предметах, призваны гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ). Поэтому, говоря языком официальным, выпускник должен з нать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, быть способным использовать их при решении социальных и профессиональных задач.

Одной из дисциплин системы ГСЭ является Отечественная история.

Во-первых, широкий исторический кругозор позволяет быстрее увидеть проблемы социального характера и предложить путь их решения: нет такого типа ситуации, в которой уже не побывал  хотя бы один из исторических деятелей.

Во-вторых, история является «подготовительным классом» для других дисциплин ГСЭ, так как социологические, психологические, экономические и другие абстракции (например «социальный институт») усваиваются гораздо эффективнее, если предварительно изучить их в более доступных для понимания конкретно-исторических проявлениях и, что немаловажно, проследить их становление и развитие. В результате Вы приобретаете способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества

Итак, выработка научного подхода к анализу социальной реальности, что необходимо для успешного выполнения профессиональных функций и, следовательно, жизненного успеха, – вот перспективная цель изучения истории и социальных наук в техническом вузе.

Перед вами первая часть Практикума, содержащая задания аналитического характера. Вам даны некие исходные данные теоретического и/или фактического характера, на основании анализа которых Вы должны сделать определенные выводы. Алгоритмы анализа информации и построения ответа более или менее подробно прописаны для каждого задания. Поэтому в первую очередь рекомендуется внимательно и вдумчиво прочитать задание.

Задания рассчитаны на индивидуальное и групповое выполнение.

Подготовка к выполнению заданий предусматривает несколько этапов.

Выше уже было сказано, что в самих заданиях уже даны некие исходные данные. Их необходимо дополнить в ходе самостоятельного поиска.

Во-первых, необходимо ознакомиться с содержанием учебника по соответствующей теме.

Во-вторых, воспользоваться материалами лекции.

В результате Вы получите общее представление о том или ином периоде отечественной истории, его основных процессах и событиях, о противоречиях и связанных с ними исторических ситуациях.

Для более углубленного изучения материала, соответствующего уровню высшего образования, необходимо воспользоваться научной литературой, список которой приведен ниже.

 

Требования и критерии оценки результатов обучения.

Чтобы получить представление о критериях оценок, ознакомьтесь с тремя документами.

Документ №1.

Стандарт учебной дисциплины (ГСЭ. Ф.03. Отечественная история)

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы
и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI–ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII–ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее
и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х в. и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции
и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты
и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60–80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985–1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993–1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность
в условиях новой геополитической ситуации.

Документ №2

Квалификационные требования к уровню освоения содержания дисциплины

(Из рабочей учебной программы по дисциплине «Отечественная история»)

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

1. Основы общенаучного метода, общую характеристику важнейших методологических концепций исторического процесса и основные принципы одного из методологических подходов, описывающих алгоритм решения историко-познавательных задач движущие силы и закономерности исторического процесса; алгоритм анализа исторических ситуаций (исторической обстановки) и политических стратегий; методы исследовательской деятельности.

2. Основные факты, явления, процессы, понятия, исторические персонажи, характеризующие важнейшие процессы истории Отечества (обязательный минимум содержания дисциплины).

уметь:

1 Работать с научным текстом исторического характера (выделять сущностные характеристики изучаемого объекта, цель и задачи исследования, распознавать методы исследовательской деятельности и источники).

2 Анализировать исторические ситуации и процессы:

· выявлять в описании исторической ситуации влияние факторов, определяющих её развитие (соотношение интересов и ресурсов участников взаимодействия (историческая личность, группа, институт), практикуемых ими стратегий);

· применять полученные результаты для оценки продуктивности различных стратегий, применявшихся субъектами социального взаимодействия в различных исторических ситуациях.

3 Систематизировать историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях исторического процесса: осуществлять выбор критериев для периодизации процессов, сравнения и классификации исторических объектов.

4 Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа:

· извлекать необходимую информацию из источников (учебных, научных и исторических текстов (первоисточников);

· осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника: характеризовать авторство источника, время его создания, основную мысль; различать в исторической информации факты и мнения.

5 Представлять результаты историко-познавательной деятельности.

владеть навыками применения:

1 Основ общенаучного подхода к познавательной деятельности.

2 Основ анализа исторических ситуаций (самостоятельно применять алгоритм решения историко-познавательных задач).

3 Основ исторического анализа актуальных социальных явлений, корректного использования исторического опыта для анализа актуальной социальной реальности

4 Аргументации и основными видами публичных выступлений.

Примечание: Уровень выполнения квалификационных требований является основанием оценивания результатов обучения

 

 

Документ №3

ТАБЕЛЬ ОЦЕНОК [1]

Успехи слабые: 1 балл

Ученик едва прикоснулся к науке по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в ней, или же потому, что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо иному.

Успехи хорошие: 4 балла

Ученик отчетливо знает преподанную ему науку; он умеет изъяснять все части из начал, постигает взаимосвязь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум студента не уступает памяти, и он не считает возможным для себя выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.

Успехи отличные: 5 баллов

Ученик владеет наукой: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает отдаленнейшие точки учения и
с проницательностью, довольно изощренною упражнениями, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи; знает слабые стороны учения, места, в коих сомневаться должно, и что можно возразить против теории…Только необыкновенный ум при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам,
а следовательно, и с неутомимым прилежанием может подняться на такую высоту в области знания.


Учебные пособия

Основные:

1. История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие для студентов вузов / М.М. Горинов [и др.].— 6-е изд., пересм.— М.: Дрофа, 2005.

2. История России XX - начала XXI века: учебное пособие для вузов / Л. В. Милов[и др.]; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Под ред. Л. В. Милова.— Москва: Эксмо, 2007.

3. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебное пособие для вузов / Л. Н. Вдовина [и др.]; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Под ред. Л. В Милова.— Москва: Эксмо, 2007.

4. История России XVIII-XIX веков: учебное пособие для вузов / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Под ред. Л. В. Милова.— Москва: Эксмо, 2008, 2009.

5. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; Под ред. А. Н. Сахарова.— М.: Проспект, 2008, 2009.

6. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов / А. С. Орлов [и др.]; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Исторический факультет.— 3-е изд., перераб. и доп.— Москва: Проспект, 2006,2007,2008.

Дополнительные:

1. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории.— М.: Рассвет, 1992

2. Ключевский В.О. О русской истории / В.О. Ключевский.– М.,1993.

3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов.– М.,1993 и последующие издания.

4. Боффа История Советского Союза. в 2 т. / Д. Боффа.– М., 1990.

5. История Советского государства 1900–1991/ Н. Верт.– М.,1992.

1. История России с древнейших времен до конца XX века: учеб. пособие для педвузов / под. ред. М.М. Горинова, А.А. Горского [и др.] – М: Дрофа 2001, 2004

2. Зуев М.Н. История России (для технических вузов) / М.Н. Зуев, А.А. Чернобаев.– М.: Высшая школа, 2004 и др. издания

3. Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней / А.В. Века.– Минск: Современный литератор, 2003,2004.


Справочная литература

1. Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е.М. Жуков.– М.,1961.

2. Большая Советская Энциклопедия. – М.,3-е изд.

3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь // Репринтное издание.– М.,1990.

4. Большой энциклопедический словарь.– М.,1983 и последующие издания.

5. Философский энциклопедический словарь.– М.,1983 и последующие издания.

6. Современный философский словарь / под ред. проф. В.Е. Кемерова.– Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996.

7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова.– 6-е изд.– М..,1991.

8. Аборенков В.П., Абова Т.Е., Аверкин А.Г. [и др.]. Краткий политический словарь / сост. и общ. ред. Оникова Л.А., Шишкина Н.В.– 6-е изд.– М.,1989.

9. Россия: Энциклопедический словарь.– Л.,1991.

10. СССР: Энциклопедический справочник / гл. ред. А.М. Прохоров [и др.]. – М.,1982.

11. Отечественная история: энциклопедия: в 5 т. Т.1: А-Д / гл. ред. В.Л. Янин [и др.]. – М., 1994; Т.2: Д-К / гл. ред. В.Л. Янин [и др.]. – М., 1996.

12. Словарь Античности. / пер. с нем. – М., 1989.

13. Исторический лексикон. Век ХVIII. – М., 1997.

14. Князев Е.А. Родная старина. Слова, термины, образы / Е.А Князев.– М., 1996.

15. Великая Октябрьская социалистическая революция: энциклопедия / гл. ред. П.А. Голуба, Ю.И. Кораблёва, М.И. Кузнецова, Ю.Ю. Фигатнер.– М., 1987.

16. Великая Отечественная война 1941–1945: Энциклопедия / гл. ред. М.М. Козлов [и др.]. – М.,1985.

17. Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия / гл. ред. С.С. Хромов [и др.]. – М., 1983.

18. Деятели СССР и революционного движения России: энциклопедический словарь. Гранат. – М., 1989.

19. Энциклопедический словарь юного историка (Всеобщая история) / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. – М., 1993.

20. Энциклопедический словарь юного историка (Отечественная история) / сост. В.Б. Перхавко. – М., 1997.

21. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. – М., 1997.

22. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник / ред. сост. В.Ф. Блохин. – 1999.

23. Яковер Л.Б. Краткий справочник по отечественной истории / Л.Б. Яковер. – М., 1996.


Раздел I. Древняя Русь

1. Вернадский Г.В. Древняя Русь/ Г.В. Вернадский.– Тверь, 1996.

2. Ключевский В.О. Русская история / В.О. Ключевский // Полный курс лекций в трех книгах. Кн. I. – М., 1997.

3. Павлов-Сельвинский Н.П. Феодализм в России / Н.П. Павлов-Сельвинский. – М., 1998.

4. История государственных учреждений в России / под. ред. М.А. Марковой.  – М., 1996.

5. Пушкарев С.Г. Обзор Русской истории/ С.Г. Пушкарев. – М., 1991.

6. Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. – М, 1979.

7. Пайпс Р. Россия при старом режиме / Р. Пайпс. – М., 1993.

8. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории / Б.А. Рыбаков. – М., 1987.

9. Скрынников Р.Г. История российская IX – XVII вв. /  Р.Г. Скрынников. – М., 1997. гл. II.

10. Буганов В.И. Эволюция феодализма в России / В.И. Буганов.– М., 1980.

11. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей /  Н.И. Костомаров. – М., 1990.

12. Василевский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев / С.Б. Василевский. – М., 1969.

13. Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. – М, 1979.

 

Тема I Древняя Русь VI–XII века

 

1. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории – 2005. – № 3

2. Рафальский О. Русь изначальная //Родина. – 2007. – № 6.

3. Анохин А.Н. Новая гипотеза о происхождении государства на Руси / А.Н. Анохин // Вопросы истории. – 2001. – № 3.

4. Горский А.Н. О древнерусских «землях» // Отечественная история. – 2001. – № 5.

5. Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX-XIII веках // Отечественная история. – 2003 – №3.

6. Мельников Е.А. Легенда о «призвании варягов» и становление древнерусской государственности / Е.А. Мельников, В.Я. Птрухин // Вопросы истории. – 1995. – №2.

7. Новосельцев А.П. Образование древнерусского государства и первый его правитель / А.П. Новосельцев // Вопросы истории. – 1991. – № 2–3.

 

Тема II. Древняя Русь XII – XIII вв.: проблема российского феодализма

 

1. Павлов-Сельвинский Н.П. Феодализм в России / Н.П. Павлов-Сельвинский. – М., 1998.

1. Горский А.Н. Русь в конце X – начале XII века // Отечественная история. – 1992 – №4.

2. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. / Б.А. Рыбаков. – М., 1993.

3. Греков И.Б. Мир истории. Русские земли в XIII – XV вв. / И.Б. Греков, Ф.Ф. Шахмагонов. – М., 1986.

4. Ясин В. Истоки новгородской государственности // Наука и жизнь. – 2005. - №1.

5. Скрынников Р.Г. История Российская IX-XVII вв. – М., 1997. –Гл. II.

 

Раздел I. Древняя Русь

Для того чтобы познать сущность того или иного объекта (в том числе и нашего общества), чтобы разобраться в логике его развития, необходимо, в первую очередь, рассмотреть, как этот объект возник. Эпоха Древней Руси – это начало нашей истории, это время возникновения всех основных общественных институтов: государства, собственности, семь и др. Именно в эту эпоху появилось разделение людей по степени богатства, обладания властью и престижем. Все это появилось в результате замещения родоплеменных отношений отношениями феодальными. Протекание этого процесса у восточных славян, его логика и особенности и будут в центре нашего внимания.

Тема I. Древняя Русь (VI – XI вв.)

Предмет исследования

I. Разложение родоплеменного строя, становление феодальных отношений.

II. Образование Древнерусского раннефеодального государства

Задание:

1. Определите, какой методологический подход, из изученных вами на лекции, применен автором этого текста.

2. Противоречит ли этот подход тому, который продемонстрирован в предыдущем задании или исследователь может их совместить, рассматривая различные стороны изучаемого объекта?

3. Опираясь на приведенный выше текст, сформулируйте общий алгоритм анализа событий, связанных с какими-либо переменами.

4. Примените этот алгоритм для анализа любого, известного вам исторического сюжета, связанного с переменами

 

Исходные данные:

Государство – институт отчужденной1 публичной власти2, возникающий в условиях раскола общества на группы с противоположными интересами и осуществляющий управление обществом через принуждение.

1 Отчужденная – независимая от общества, противопоставленная ему как внешняя сила.

2 Власть – способность к принуждению.

Задание:

1. Отталкиваясь от данного Вам определения государства, докажите, что указанные в таблице атрибуты государства действительно являются его необходимыми элементами.

Например:

1. У публичной власти должен быть субъект (носитель): либо само общество, либо некая особая группа.

2. Государство, это власть, отчужденная от общества, т.е. субъектом этой власти само общество быть не может по определению.

                                                                     

Следовательно, государство предполагает наличие особой группы людей – носителей публичной власти

2. Укажите, какие события древнерусской истории могут быть истолкованы как появление атрибутов государственности у восточных славян. На основании полученных данных заполните таблицу:

Таблица 1

Атрибуты государственности в Древней Руси

 

Атрибуты государственности Исторические события Время Глава государства
Аппарат власти – особая группа людей (органов) – носителей власти      
Налоговая система      
Писаное право      
Территориальная организация власти и населения (столица, граница, административное деление)      
Единая государственная идеология      

Исходные данные:

Автор «Повести временных лет» описывает следующую ситуацию, возникшую в Новгороде в IX веке: «Все…племена имели свои обычаи, законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Варяги из заморья взимали дань… В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани,
и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам… Сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка
в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Налицо типичная ситуация «призвания варягов», которую можно представить в виде следующей модели:

1. Некое сообщество раскалывается на группы, преследующие несовместимые цели.

2. Между ними возникает состояние равновесия сил.

3. Складывается понимание бесперспективности дальнейшей конфронтации и, одновременно, невозможности уступить друг другу лидерство.

4. Выходом из данного тупика, как правило, является «призвание варягов».

Задание:

Опишите аналогичную ситуацию на любом другом известном вам историческом материале либо на материале из Вашего личного опыта (в школе, в группе, на работе у родителей) либо на материале литературного произведения. Так же можно описать воображаемую ситуацию.

Примечание: предложенная Вами ситуация должна соответствовать параметрам модели


Тема II. Древняя Русь (XII – XIII вв.): проблема «русского феодализма»

Предмет исследования

I. Развитие феодальных отношений: вотчина.

II. Феодальная раздробленность: удельная система.

 

5 [2]. Становление феодальных отношений и складывание предпосылок феодальной раздробленности

Исходные данные:

Перед Вами 6 ключевых явлений, составляющих складывание предпосылок феодальной раздробленности на Руси:

 

1. Изменение принципов наследования княжеской власти (от «лествичного» к «отчинному»). Появление местных княжеских династий.

2. Необходимость местной княжеской власти.

3. Развитие вотчинного уклада (появление боярского, княжеского
и церковного вотчинного землевладения).

4. Усиление военно-политической независимости местных боярских корпораций от Киева.

5. Усиление экономической мощи бояр-вотчинников.

6. Изменение экономического положения боярства и появление новых интересов, «привязывающих» боярство к земле.

Задание:

1. Восстановите их последовательность по принципу «причина-следствие» в виде блок-схемы.

2. Обоснуйте (докажите) наличие указанных вами причинно-следственных связей (см. примеры к заданиям № 1 и 2).

6. Напишите тезисы [3] на тему «Русская вотчина и феодальное землевладение», где:

Сравните два института: «феодальное землевладение» и «вотчина» (по сопоставимым признакам) и ответьте, является ли вотчина на Руси формой феодального землевладения.

План:

1. Дайте определение понятию «феодальное землевладение», где укажите его специфические признаки (необходимые и достаточные для того, чтобы отличить именно феодальное землевладение от любого другого).

Примечание: для выполнения этого задания надо охарактеризовать поземельные и личные отношения между:

а) феодалами (вассалом и сеньором);

б) феодалом и крестьянином.

2. Дайте определение понятию «вотчина», где укажите его специфические признаки:

Примечание: для выполнения этого задания надо охарактеризовать поземельные и личные отношения между:

а) князем и боярином-вотчинником

б) боярином-вотчинником и крестьянином.

3. Выясните, распространяются ли признаки феодального землевладения на вотчину.

7. Напишите тезисы на тему «Система вассально-ленных отношений
в средневековой Европе и удельная система во Владимирском княжестве. Сравнительный анализ», следуя предложенному плану:

1. Дайте определение понятию вассально-ленной системы, где:

1.1. Укажите ее основные элементы (поземельные и личные отношения между её субъектами).

1.2. Охарактеризуйте связь этих элементов друг с другом.

2. Дайте определение понятию «удельная система», где:

2.1. Укажите ее основные элементы (поземельные и личные отношения между субъектами).

2.2. Охарактеризуйте связь этих элементов друг с другом.

3. Сравните основные параметры вассально-ленной и удельной систем.

4. На основании сравнения ответьте на вопрос: является ли удельная система разновидностью вассально-ленной или это два совершенно разных явления.

Исходные данные:

Каждому приходилось бывать в большом универмаге, где хозяин (собственник) сдает площади арендаторам. Арендаторы за право вести свое хозяйство на этой площади платят арендную плату. Все это внешне очень похоже на феодальное владение, где феодал (собственник) наделяет крестьян землей и получает с них ренту. Однако, несмотря на внешнюю схожесть, суть социальных отношений совершенно разная.

Задание: Представьте универмаг как феодальное хозяйство (заполнив Таблицу 2) где:

· владелец будет играть роль феодала (вассала),

· мэр города – его сеньора,

· арендаторы (пользователи) – роль крестьян.

 

Таблица 2

Феодальные отношения и современность

 

Характеристики собственника   Универмаг как капиталистическое предприятие Универмаг как феодальное хозяйство
Источник собственности Купил (вложил капитал: купил здание, оборудование, нанял обслуживающий персонал)  
Характер собственности Полная частная собственность  
Характер доходов Получает прибыль на вложенный капитал (от сдачи площадей в аренду)  
Характер использования доходов Инвестиции (поддержание здания и инфраструктуры универмага в рабочем состоянии, расширение площадей)  
Экономическая роль  Организатор экономической деятельности  
Отношения с государством Собственность отделена от политической власти: · предприниматель контролируется государством (уплата налогов, соблюдение законов) · государство контролируется предпринимателями через выборы в представительные органы власти  
Отношения с пользователем Обезличенные, построенные на основании экономического расчета (размер прибыли/арендной платы)  

Предмет исследования

Задание:

1. Опираясь на материалы лекции и рекомендованной литературы, уясните содержание каждого из данных явлений.

2. Восстановите их последовательность по принципу «причина-следствие» в блок-схеме (рис. 3).

3. Сформулируйте особенности централизации русского государства.

4. Сформулируйте основное противоречие, заложенное в системе государственной власти.


Исходные данные:

Сословные монархии Западной Европы в XVI–XVII вв. постепенно эволюционировали в монархии абсолютные, где монарх не ограничен никакими сословно-представительными органами. Дело в том, что развитие товарно-денежных отношений создавало условия для появления бюрократии, когда и в центре и на местах сидят профессиональные (получающие жалование) чиновники, доводящие решения верховной власти (монарха) «до народа». Например, верховная власть назначает своих представителей на местах – губернаторов. Только они распоряжаются бюджетом губерний (платят деньги местным чиновникам и «силовикам»), что и обеспечивает их реальную власть на местах. В свою очередь сам губернатор полностью зависит от верховной власти: деньги в бюджет приходят «из центра», а сам губернатор может быть в любое время этим «центром» с должности снят. Так и получается «исполнительная вертикаль».

Государь Всея Руси также не мог обойтись без административного аппарата. Но для создания бюрократической системы нужны в первую очередь деньги, которые на Руси в то время были еще большой редкостью.

В результате московские государи вынуждены были создавать административный аппарат на иных основаниях: назначать на те или иные должности людей, имеющих собственные ресурсы. Например, в города
и уезды, в качестве наместников мог быть направлен только крупный землевладелец-вотчинник (боярин), способный явиться к месту службы
в сопровождении многочисленной свиты при помощи которой можно организовать управление. Таким образом, участие в управлении рассматривалось как служба, которую обязаны были нести бояре за свой счет.

Однако оставлять должностных лиц (бояр) вовсе без вознаграждения нельзя. Боярство потому и «сплотилось вокруг престола» московского государя в деле «собирания земель», что рассчитывало на получение выгод. Многие князья добровольно признавали власть московского государя, так же рассчитывая на «теплое местечко» в новом едином государстве.

Вознаграждение же должностного лица при отсутствии денежного хозяйства могло осуществляться только путем так называемого кормления – за счет права осуществлять прямые поборы с населения в свою пользу. Таким образом, должность давала право на часть государственных доходов. Поэтому доступ к должностям был жестко ограничен узким кругом представителей княжеско-боярской аристократии, во многом благодаря поддержке которой московские князья и стали «государями всея Руси».

Эта монополия аристократии на руководящие должности
(и государственные доходы) была закреплена институтом местничества, когда должности занимались в соответствии со знатностью рода и заслугами предков. Итак, власть и доходы страны превращались через местничество и кормления в коллективную собственность аристократии – боярства во главе с государем.

Такое положение, однако, создавало противоречие между аристократией и верховной властью в лице монарха. Ведь значительная часть ресурсов сосредотачивалась не в руках верховной власти, а присваивалась привилегированным слоем служилых людей. Начиная уже со времен Василия III, это вызывало раздражение со стороны верховной власти…

Задание:

Смоделируйте систему отношений в современной школе (между учениками, учителями, родителями, и директором), если бы они были построены на при


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.