Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-07-03 | 308 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Исходные данные:
В начале декабря 1564 г. Иван Грозный в сопровождении нескольких сотен дворян внезапно уезжает из Москвы в Александровскую слободу, заявив о своем намерении оставить престол. При этом Грозный оставляет москвичам две грамоты. Церковным иерархам, боярам, дворянам и приказным царь объяснял отъезд их «великими изменами»
и полной невозможностью эти измены пресечь: любая попытка покарать изменников оказывалась безрезультатной из-за вмешательства митрополита и бояр. Во второй грамоте, адресованной горожанам, царь писал, что гнева на простой народ не имеет, а во всем виноваты бояре-изменники.
В результате к царю явилась огромная делегация москвичей: иерархи церкви, бояре, дворяне, простонародье – с просьбой вернуться на царство. Грозный выставил 3 условия: казни изменников по своему усмотрению, выделения ему особого «государева удела» - опричнины и выплаты ему 100 000 рублей «подъемных». Требования Грозного были удовлетворены.
Перед Вами достаточно типичная ситуация: довольно часто руководители, угрожая отставкой, добиваются чрезвычайных полномочий. Однако такой ход является довольно рискованным: заявление об отставке может быть удовлетворено. Надо хорошо «просчитать ситуацию». Грозный был уверен в благополучном исходе.
Задание:
1. Проанализируйте ситуацию (расстановку социально-политических сил), сложившуюся в Москве в 1564 году по следующей схеме:
1) какие социально-политические силы действовали в московском обществе;
2) каковы были их интересы и ресурсы;
3) между какими силами были противоречия, в чем они заключались. Оцените остроту противоречий между отдельными силами и ответьте: какие возможны были комбинации (союзники-противники), и каково соотношение их сил.
|
2. Ответьте, почему царь мог рассчитывать на благополучный исход.
3. Опишите аналогичную ситуацию на любом другом известном вам материале (в школе, в группе, на работе у родителей, на материале литературного произведения) либо смоделируйте ее самостоятельно.
ТЕМА IV. Московское государство в XVII веке:
кризис самодержавно-крепостнической системы и его преодоление
Предмет исследования
I. Самодержавие: от Смуты к абсолютизму.
II. Окончательное формирование крепостного права.
16. Кризис самодержавного государства: Смута
Смутное время на первый взгляд воспринимается как череда сменяющих друг друга правителей и претендентов на престол. Однако за каждым из них стояли интересы определенной группы (групп) населения. Поэтому Смуту иногда трактуют как гражданскую войну.
Задание:
Попытайтесь восстановить расстановку социально-политических сил в российском обществе, для чего:
1. Проанализируйте деятельность основных персонажей Смутного времени по следующей схеме:
Царь или претендент на престол (рассматриваются в хронологической последовательности):
кем поддержан (группы (сословия) и их лидеры);
в чьих интересах и против кого действовал:
проведенное мероприятие;
кто выигрывал/проигрывал в результате его проведения;
кто открыто выступал в качестве противников (группы (сословия) и их лидеры.).
2. На основании полученных данных проследите между какими из социально-политических сил имелись противоречия. Сформулируйте их.
Эволюция аппарата власти централизованного государства в XVII в. и его противоречия
Заполните таблицу «Эволюция аппарата власти централизованного государства в XVII в.»:
1. составьте схемы государственного устройства Российского государства конца XVI и конца XVII вв. (особое внимание обратите на условные обозначения!);
2. сформулируйте главную тенденцию, свойственную процессу становления абсолютизма.
|
Таблица 5
Таблица. Эволюция аппарата власти централизованного государства
в XVII в.
Государственное устройство (схема) в конце XVI в. | Сословная структура | Государственное устройство (схема) в конце XVII в. |
Условные обозначения:
Оформление государственно-крепостнической системы в деревне и городе
1. Составьте цепочку событий (дат), означающих оформление крепостнической системы в XV–XVII вв.
2. Как вы помните из прочитанного вам лекционного курса, в основе модернизации лежит переход натурального хозяйства к товарному, от аграрной экономики к промышленной. Укажите явления, которые можно истолковать как симптомы модернизации российского общества. Почему эти явления не получали должного развития?
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!