Раздел II . Московское государство: самодержавно-крепостническая система — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Раздел II . Московское государство: самодержавно-крепостническая система

2020-07-03 399
Раздел II . Московское государство: самодержавно-крепостническая система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На протяжении XIV–XVI вв. не только в России, но и в Европе проходил процесс преодоления феодальной раздробленности: начали складываться централизованные государства. В Западной Европе политическое объединение было обусловлено объединением экономическим. Подъем сельского хозяйства, наблюдавшийся
в феодальной Европе, привел к развитию товарно-денежных отношений, когда крестьяне, внеся феодалу фиксированную традицией ренту, получали некие излишки, которые могли обменять на продукцию ремесла. Рост крестьянского спроса вызвал бурное развитие городов. Появлялись мануфактуры, складывались единые общенациональные рынки: появлялись ярмарки. В целом можно говорить о переходе от натурального хозяйства к денежному (что и легло в основу процесса модернизации).

Население (в первую очередь городское) все больше втягиваясь
в товарно-денежные отношения, было заинтересовано в создании единого экономического и правового пространства. К этому же стремились
и монархи, которых их собственные интересы (усиление власти
и повышение статуса) толкали в этом же направлении. Таким образом,
в руках европейских монархов появился дополнительный ресурс – деньги, которые приносил союз с городами. При этом у монархов появлялся и еще один союзник – мелкое дворянство, которое монархи привлекали на службу – теперь за деньги.

Таким образом, европейские монархи в деле централизации опирались на две большие группы – дворянство и горожан. Налицо был более или менее равноправный союз трех сил (сословий), основанный на взаимном учете интересов, юридическом признании прав и обязанностей. Поэтому первые централизованные государства строились как сословно-представительные монархии.

Совершенно иной была ситуация в русских землях. Ни о каком бурном развитии товарно-денежных отношений и самостоятельной роли горожан не могло идти и речи. Союзником великокняжеской власти в деле централизации являлся в основном класс служилых землевладельцев: сначала боярство, а затем, во все большей степени, поместное дворянство, которое содержалось не за счет денежных выплат (за отсутствием денег),
а за счет наделения землей с крестьянами. Это предопределило особенности политического и социально–экономического развития России на далекую историческую перспективу.


ТЕМА III. Становление самодержавно-крепостнической системы (XIV–XVI вв.)

Предмет исследования

I. Становление самодержавно-крепостнической системы.

II. Противоречия русской государственности.

Особенности централизации русского государства (конец XV – первая половина XVI вв.)

Исходные данные:

Перед вами 9 явлений, обусловивших самодержавный характер царской власти и ее противоречия:

1. Зависимость боярства от системы кормлений, то есть от княжеской (царской) власти.

2. Зависимость городов от княжеской (царской) власти.

3. Зависимость поместного класса от княжеской (царской) власти.

4. Отсутствие экономических условий для создания бюрократического аппарата управления. Сохранение в московском государстве кормлений.

5. Преобладание натурального хозяйства, слабое развитие товарно-денежных отношений.

6. Самодержавный характер российской государственности.

7. Сохранение в системе государственного управления пережитков удельной раздробленности (местничество и кормления).

8. Централизация при опоре на класс служилых землевладельцев: создание поместной системы. Начало государственной политики закрепощения крестьян.

9. Экономическая и политическая слабость городов, заинтересованных в централизации.

Задание:

1. Опираясь на материалы лекции и рекомендованной литературы, уясните содержание каждого из данных явлений.

2. Восстановите их последовательность по принципу «причина-следствие» в блок-схеме (рис. 3).

3. Сформулируйте особенности централизации русского государства.

4. Сформулируйте основное противоречие, заложенное в системе государственной власти.


Местничество и кормления – краеугольные камни Московского государства

Исходные данные:

Сословные монархии Западной Европы в XVI–XVII вв. постепенно эволюционировали в монархии абсолютные, где монарх не ограничен никакими сословно-представительными органами. Дело в том, что развитие товарно-денежных отношений создавало условия для появления бюрократии, когда и в центре и на местах сидят профессиональные (получающие жалование) чиновники, доводящие решения верховной власти (монарха) «до народа». Например, верховная власть назначает своих представителей на местах – губернаторов. Только они распоряжаются бюджетом губерний (платят деньги местным чиновникам и «силовикам»), что и обеспечивает их реальную власть на местах. В свою очередь сам губернатор полностью зависит от верховной власти: деньги в бюджет приходят «из центра», а сам губернатор может быть в любое время этим «центром» с должности снят. Так и получается «исполнительная вертикаль».

Государь Всея Руси также не мог обойтись без административного аппарата. Но для создания бюрократической системы нужны в первую очередь деньги, которые на Руси в то время были еще большой редкостью.

В результате московские государи вынуждены были создавать административный аппарат на иных основаниях: назначать на те или иные должности людей, имеющих собственные ресурсы. Например, в города
и уезды, в качестве наместников мог быть направлен только крупный землевладелец-вотчинник (боярин), способный явиться к месту службы
в сопровождении многочисленной свиты при помощи которой можно организовать управление. Таким образом, участие в управлении рассматривалось как служба, которую обязаны были нести бояре за свой счет.

Однако оставлять должностных лиц (бояр) вовсе без вознаграждения нельзя. Боярство потому и «сплотилось вокруг престола» московского государя в деле «собирания земель», что рассчитывало на получение выгод. Многие князья добровольно признавали власть московского государя, так же рассчитывая на «теплое местечко» в новом едином государстве.

Вознаграждение же должностного лица при отсутствии денежного хозяйства могло осуществляться только путем так называемого кормления – за счет права осуществлять прямые поборы с населения в свою пользу. Таким образом, должность давала право на часть государственных доходов. Поэтому доступ к должностям был жестко ограничен узким кругом представителей княжеско-боярской аристократии, во многом благодаря поддержке которой московские князья и стали «государями всея Руси».

Эта монополия аристократии на руководящие должности
(и государственные доходы) была закреплена институтом местничества, когда должности занимались в соответствии со знатностью рода и заслугами предков. Итак, власть и доходы страны превращались через местничество и кормления в коллективную собственность аристократии – боярства во главе с государем.

Такое положение, однако, создавало противоречие между аристократией и верховной властью в лице монарха. Ведь значительная часть ресурсов сосредотачивалась не в руках верховной власти, а присваивалась привилегированным слоем служилых людей. Начиная уже со времен Василия III, это вызывало раздражение со стороны верховной власти…

Задание:

Смоделируйте систему отношений в современной школе (между учениками, учителями, родителями, и директором), если бы они были построены на принципах, аналогичных местничеству и кормлению. Примечание: очевидно, что в основу местнической иерархии в современной школе не может быть положена «знатность рода». Надо найти иной критерий построения иерархии.

12. Формирование аппарата власти централизованного государства
и его противоречия

1. Составьте схемы государственного устройства до и после реформ Ивана IV.

2. Стрелками покажите, за счет каких сословий комплектовался государственный аппарат до и после реформ.

3. Ответьте: на кого опирался и против кого боролся Иван IV?

Таблица 3

Реформы государственного управления и социальная политика Ивана IV

 

Государственное устройство до реформ Ивана IV

Сословная структура

Государственное устройство после реформ Ивана IV
  Служилые сословия  
 


Духовенство

 

 


Тяглые

сословия

· бояре · дети боярские, дворяне · черное · белое   · купцы, посадские люди · крестьяне o черносошные o зависимые  
       

13. Заполните таблицу «Реформы Ивана Грозного»:

Таблица 4

Реформы Ивана Грозного

 

Реформа Краткое описание содержания На поддержку каких слоев рассчитана. Против каких слоев направлена
Уложение о службе    
Избранная тысяча    
Губная реформа    
Созыв Земского собора    
Земская реформа, отмена кормлений    
Ограничение местничества    
Увеличение пожилого    
Введение заповедных лет    

Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.