Похоронно-поминальные песни марийцев Республики Башкортостан — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Похоронно-поминальные песни марийцев Республики Башкортостан

2020-10-20 791
Похоронно-поминальные песни марийцев Республики Башкортостан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Полевые материалы автора 1:

Краснокамский район, д. Кутлинка, Л.М. Имаева, 1951 г.р.

1) Кукшо курук вуйжо гыч Юр йоктара шаргиум. Ойырлышаш пагыт шуеш Йоктара шинча вудым.

1) С вершины высокой горы

Льется дождь с градом.

Время расставаться придет,

Льются слезы с глаз.

2) Шуна ынде шуна ынде Кум уштыш гына кодо. Ойырлышаш пагыт шуеш Кум минут гына кодеш.  

2) Пришли уже, пришли уже,

 Три километра только осталось.

Время расставаться придет,

Три минуты только осталось.

3) Мемнанатлай шугарма умбалнына Сар шушлыкшо шушкалеш. Саргаен кеч мынаре сар шушлык Вигенам тыш толшаш улына.  

3) На нашей могиле желтая кукушка

Кукует пожелтеньем.

Хоть сколько желтая кукушка кукуешь,

Только все мы сюда прийти должны.

Материалы Калтасинской районной библиотеки: Калтасинский район, д. Кокуш, записала Р.Б. Ишмурзина со слов А.Б. Байдугановой.

1) Поч торзадым морым пуэм Мор погем гына толам. Мор гай чевер чуриедым Ынде кушагын ужам?  

1) Открой окошко – дам клубнику.

Только что клубнику собрала

Как клубника красивое твое лицо

Где я теперь найду?

2) Каем маныч, каем маныч, Каем маныч, кайшыч мо? Изи чонемын пелыжым Ойрен налын. Кайшыч мо?  

2) Уеду сказала, уеду сказала,

Уеду сказала, уехала что ли?

Половину маленького сердца (души)

Разговорами забрала. Уехала что ли?

Полевые материалы автора 4: Шаранский район, д. Емметово, А.М. Саитова, 1943 г.р.

1) Тыгыде гына (лай) саре лыпыньыжым

Тыгынаеп пыштен лонашат ай ояш лий.

Якте гына туня гыч порык кайшын

Угыч толын илсешат ай ояш лий.

 

1) Маленьких желтых бабочек Через сито просеять нельзя. Покинув однажды белый свет, Невозможно возвратиться назад.

2) Йугыра дийла йугыра дияр идым

Йул буйкайларден юалар юк.

Йугырып гына барып курыр идым

Ер астыкайларден юалар юк.

2) Бегом-бегом бы собирала, Вдоль дороги дикого лука нет. Встретилась бы и посмотрела, Под землей дороги нет.

3) Кукужат ла какук и мандалеш

Лаштра гына куэжын ай парч аште.

Мемнанат ла шочшынам йодыда гын

Онаж дене рокшын коклоеште.

 

3) Кукушка кукует На ветке березы. Если спросите про нашего родственника, Он между доской и землей.

Полевые материалы автора 4: Шаранский район, д. Емметово, М.И. Минькаева, 1936 г.р.

1) Кигак гына кигак каз кыщкыра.

Айрылган дыр анын бэпкэсы.

Ул бапкалар кушылгынчо

Саргая дыр анын энкесе.

 

1) Кигак да кигак кричит гусыня. Рассталась, наверно, с ребенком. До встречи с ребенком Пожелтеет, наверно, от горя мать.

2) Изи вудшо нимат огыл.

Кугу вуд толкындара.

От шоно гын нимат огыл.

Шонетат шорыктара.

2) Малая речка не пуглива. Большая вода волнуется.  Не будешь думать – все спокойно, А вспомнишь – слезы потекут.      

Приложение 5.

Вопросы для интервью по теме: «Похоронно-поминальная обрядность марийцев Республики Башкортостан».

1. Как себе представляют смерть (старуха с косой, животное или птица)? Можно ли ее увидеть?

2. Как представляют себе душу (в виде пара, птицы, животного)?

3. Как замечают, что душа вышла из тела (колышется вода в стакане у изголовья умершего)?

4. Как называется душа человека? Чем «ӧрт» и «чон» отличаются друг от друга?

5. Что делается с душой после смерти?

6. Где она находится в первые дни? Когда покидает землю?

7. Какая смерть считается «хорошей», какая — «плохой»? Кто умирает тяжело (грешники, колдуны)?

8. Готовили ли заранее одежду и гроб для похорон?

9. Какие существовали приметы, предвещающие смерть (курица запоет петухом, собака воет по ночам, птица залетает в дом, во сне покойник зовет с собой, разбивается зеркало или другое)?

10. Зачем закрывают глаза покойному? Кто закрывал глаза? Если клали медные монеты на глаза, то зачем?

11. Какими действиями облегчали приход смерти (открывали форточку, печную заслонку, ставили чашку с водой, по-другому)?

12. Выводили ли детей из комнаты с умирающим?

13. Как сообщали соседям о смерти, стучали ли при этом палкой в окно?

14. Как удостоверяли факт смерти (при помощи пушинки, зеркала)?

15. Где держали умершего до обмывания, чем накрывали?

16. Завешивают ли в доме зеркала, окна (зачем)?

17. Кого приглашают обмывальщиком (мужчину или женщину, какого возраста, родственника или постороннего)?

18. Где обмывают покойника (в бане, сенях, на улице)?

19.  Как помещался умерший при обмывании (головой к окну, поперек досок пола)?

20.  Какой водой обмывали (теплой, холодной)?

21.  Откуда брали воду для обмывания?

22.  Как плескали воду на покойника (рукой наотмашь, ковшом)?

23.  Разрезали ли мыло для обмывания (чем разрезали)?

24.  Куда выплескивали воду после обмывания?

25.  Как выплескивали воду после обмывания (наотмашь)?

26.  Какой посудой пользовались при обмывании?

27.  Как поступали с обмылком (уничтожали, использовали при заговорах)?

28.  Как поступали с другими предметами, которыми пользовались при обмывании (простынею, полотенцем)?

29.  Хранили ли пожилые люди волосы и ногти, куда их помещали после смерти (в гроб, сжигали)?

30.  Как очищались обмывальщики (топили баню, стирали одежду)?

31.  Как расплачивались с обмывальщиками (давали деньги или вещи покойного)?

32.  Участвуют ли обмывальщики в других похоронных действиях (топят поминальную баню, ходят на кладбище)?

33.  Кто обряжал покойника (мужчины, женщины, родственники, посторонние, пожилые, молодые)?

34.  Готовили ли погребальную одежду заранее, какую?

35.  Как шили погребальную одежду (швом наружу, иголкой вперед)?

36.  Можно ли связывать узлы на одежде покойника?

37.  В какую обувь обували мужчин, женщин? С какой ноги?

38.  Куда помещали покойника после обряжения (под матицу или другое)?

39.  В какую сторону головой укладывали покойника?

40. Ставили ли для покойника стол с едой и воду?

41.  Сколько дней стоит пища и вода?

42.  Кто изготавливал гроб (чужие, родственники)?

43.  Где изготавливали гроб (под окнами дома, в подсобных помещениях)?

44.  Из каких древесных пород изготовляли гроб, чем объясняется выбор?

45.  Использовали ли для гроба доски дома (полатей, крыльца)?

46.  Как сшивали доски (лыком, веревками, деревянными шипами)?

47.  Можно ли было при изготовлении гроба использовать металлические гвозди?

48.  Хоронили ли в долбленных колодах, кого?

49.  Отличались ли по конструкции и материалу мужские, женские и детские гробы?

50.  Хранили ли в гробу до помещения покойника топор, стружки?

51.  Прорубали ли окна в гробу, зачем?

52.  Как поступали со стружками от гроба (сжигали, сносили в сырое место за околицу, пускали по реке)?

53.  Грелись ли у костра из стружек, кто?

54.  Можно ли было сжигать стружки от гроба в печи, бане?

55.  Чем набивали подушку (листья с березовых веников, пух)?

56.  Четное или нечетное количество веников брали для подушки и подстилки, чем объяснялось предпочтение?

57.  Как шили наволочку (иголкой вперед, швом наружу, без узлов)?

58.  Какие предметы клали в гроб (личные вещи, деньги)?

59.  Ставили ли рядом с покойником свечу в посуде с зерном, почему?

60.  Кто участвовал в ночных бдениях (взрослые, дети)?

61.  Обязательно ли было находиться при покойнике в дневное время?

62.  Нужно ли было укладываться на ночлег параллельно покойнику?

63.  Можно ли было спать на кровати умершего?

64.  Каким образом выражали соболезнование родственники, соседи?

65. Как и когда совершали заклание жертвенного животного на похоронах (курицы, овечки или другое)? Кто и где совершал заклание? Как готовили жертвенное мясо (в отдельном котле, правую и левую половину варили отдельно и т.д.)?

66. Какой был порядок и способ приема пищи (отламывали кусочек, отпивали один глоток пива)?

67.  В какое время суток выносили гроб на кладбище, чем объяснялось время выноса?

68.  Кто выносил покойника из дома (родственники, чужие)?

69.  Как выносили покойника из дома (через окно, взвоз, обычным путем)?

70.  Запирали ли дверь после выноса покойника, зачем?

71.  Что нужно было предпринять, чтобы избавиться от страха перед покойником?

72.  Как покойника доставляли на кладбище?

73.  Оставляют ли на кладбище сани, носилки?

74.  Можно ли пользоваться одними носилками несколько раз?

75.  Останавливались ли при движении на кладбище за околицей, на перекрестках, в других местах, что при этом говорили?

76.  Открытым или закрытым везли гроб?

77. Можно ли пересекать дорогу перед похоронной процессией?

78.  Кто мог копать могилу?

79.  Можно ли копать вечером?

80.  Нужно ли топтать могилу ногами, зачем?

81.  С какими словами опускают гроб в могилу?

82.  Как поступали с веревками или полотенцами после похорон?

83.  Когда устраивали надмогильное сооружение (сразу, чрез год)?

84.  Какие защитные действия совершали при выходе с кладбища (вытирали ноги о землю, отпихивали землю в сторону кладбища)?

85.  Поминают ли покойника в день похорон?

86.  Выпивают ли на поминках в день похорон, что выпивают?

87.  Как выпивают на поминках (по кругу из одного стакана, трех стаканов, по-другому)?

88.  Произносят ли речи на поминках, какого характера?

89.  Как готовят дом для поминок (моют полы, обрызгивают место, где стоял гроб)?

90.  Открывают ли после выноса покойника зеркала, окна?

91.  Как хоронят «нечистых» покойников (за кладбищем, за рекой)? Отличаются ли похороны таких покойников от похорон умерших обычной смертью?

92. Являются ли «нечистыми»: утопленники, убитые, неопознанные?

93. Где обмывают «нечистых» покойников?

94. Организуют ли поминки по «нечистым» покойникам?

95. Раздавали ли вещи «нечистых» покойников?

96. Как хоронили колдунов или лиц, заподозренных в колдовстве?

97. Мог ли колдун умереть обычной смертью?

98. Совершают ли обрядовые действия с «нечистыми покойниками» (опойцами, самоубийцами)?

99. Через сколько дней проводятся поминки, чем они отличаются друг от друга?

100. Когда устраивали поминальные бани (на 3, 7, 9, 40 день, через год)?

101. Кто мылся в поминальной бане (те, кто обмывали, копали могилу, другие лица)?

102. Брали ли эти лица с собой в баню вещи покойного, какие?

103. Какими дровами топили поминальную баню, какое количество поленьев использовали, откуда брали воду?

104. Как приглашали на поминки (словами, стучат палкой в окно)?

105. Что едят и пьют на поминках, в каком порядке?

106. Раздают ли на поминках вещи покойного, кому, с какими словами?

107. Как нужно раздавать вещи покойного (через могилу, через стол, стоя справа, по-другому)?

108. Кто замещает во время поминок умершего за столом (обмывальщик; тот, кто копал могилу; другое лицо)?

109. Как такое лицо провожают с поминок (дают угощение, провожают вдоль деревни вниз по реке, в сторону кладбища)?

110. Ходят ли на поминках на кладбище?

111. Кто несет угощение покойнику на кладбище (старший родственник, другое лицо)?

112. Совершают ли трапезу на могиле?

113. Кому отдают остатки еды (собакам, птицам или другое)?

114. Можно ли петь песни на поминках (на 3, 7, 9, 40 день)? Какие песни поют? Можете ли вы привести пример «поминальной» песни (спеть)?

115. Можно ли танцевать на поминках (на 3, 7, 9 или 40 день)?

116. Как и когда соверашли заклание жертвенного животного (курицы, овечки или другое)? Кто и где совершал заклание? Как готовили жертвенное мясо (в отдельном котле, правую и левую половину варили отдельно и т.д.)?

117. Чем отличаются заклание животных на разных поминках (на 3, 7, 9, 40 день)?

118. Что делают на годовых поминках (устраивают намогильное сооружение, выбрасывают кровать умершего, другие его ненужные вещи)?

119. Проводятся ли поминки через 3, 7 лет после смерти?

120. В какие дни ежегодно поминают покойников?

121. Как поминают «старых», давно умерших покойников – «утым-влак»? Известны ли Вам отдельные поминальные праздники в их честь?


Приложение 6


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.