Мифы и легенды марийского народа — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Мифы и легенды марийского народа

2020-10-20 945
Мифы и легенды марийского народа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Марийский космогонический миф о ныряющей птице

1 вариант: записан Ю.А. Калиевым у восточных марийцев в д. Кайраково Мишкинского района Республики Башкортостан

«На лоно первичного океана из своего гнездовья – «Лудо пыжаш» (букв. «утиное гнездо» – созвездие Плеяды) прилетела утка. Снесла два яйца, она их высидела под своими крыльями. Из этих яиц родились два брата-селезня – Юмо и Йын. Затем они попеременно, нырнув под воду, в клюве со дна океана достали землю. Из той земли, что достал Юмо, образовалась ровная поверхность. Йын же поперхнулся и вместе с землей выплюнул слюну. Поэтому на земле возникли горы, озера и болота»[1223].

2 вариант:

«До сотворения суши киреметь плавал по воде в виде селезня. По приказанию юмы он достал со дна воды землю, но отдал ее брату не всю, а удержанную во рту выплюнул после на сушу. Из нея образовались на земле горы, затрудняющие передвижение людей»[1224].

Антропогонический миф:

«Первого человека демиург Юмо вылепил из глины. После создания тела человека Юмо отправился за его душой. Охранять человека приставил собаку. Тогда собака была голой, бесшерстной. Йын, родной брат Юмо, захотел узнать, что же тот сотворил. Когда Юмо отошел, он, любопытства ради, решил посмотреть, что же из себя представляет человек. Но собака его не подпускала. Тогда Йын напустил на землю страшный холод. Собака, замерзшая от крепкого мороза, согласилась в обмен на «теплую шубу» подпустить его телу человека. Тогда Йын оплевал творение Юмо, из-за чего все тело человека покрылось язвами. Возвратившись, Юмо был вынужден вывернуть наизнанку его кожу. Первичная кожа человека сохранилась только на концах пальцев рук и ног. Поскольку болячки оказались внутри человека, то он отныне стал страдать заболеваниями внутренних органов.

В следующий раз охранять человека Юмо оставил кошку. Йын послал к человеку змею. Однако кошка убила ее. За это Юмо предопределил кошке жить там, где живет человек, спать там, где спит человек, есть то, что ест человек. Собаке же была уготована весьма нелесная судьба. Ей надлежало жить на морозе, подвергаться избиениям и питаться отбросами»[1225].

Легенда об обманутом боге смерти:

«Азырен был высок ростом и силен, ходил всегда с кинжалом на боку. Наступил «азал» (кончина, смерть) человеку, к нему является Азырен и со словами «время пришло» убивает кинжалом. Людям захотелось жить вечно. Но как получить вечность? И они нашли выход – решили убить Азырена. Но как? Кто может это сделать? Однажды подошло время умирать старому плотнику. Ему не хотелось оставить белый свет. Пришел к плотнику Азырен и говорит: «Ну, браток, пришел твой черед, дай я тебя убью». Плотник все думал о тайне вечности и придумал великую хитрость. Он говорит Азырену: «Обожди Азырен. Дай мне срок смастерить для себя дубовый гроб. Я плотник и хочу умереть в гробу, сделанном своими руками. Азырен согласился и через некоторое время явился снова. «Я не знаю, как лечь в гроб» – сказал Азырену плотник. – «Ты покажи-ка, как нужно лежать в гробу». Азырен лег в гроб и говорит: «Вот как лежи», а плотник в это время захлопнул крышку гроба. Ночью плотник бросил гроб с телом Азырена в глубокое место реки. Азырена не стало. Люди обрели вечность, стали жить не сто, а тысячу лет. На плечах людей от старости рос мох, старики болели, но умереть не могли и возненавидели вечность. Они стали искать Азырена, но никто не знал, куда делся посланник Киаматов.

Тогда собрали все земные существа. Но никто, даже остроухие звери, остроглазые птицы – не знал, куда делся Азырен. Выход из положения нашел еж: он предложил спросить, куда делся Азырен, у солнца, ибо оно должно было видеть, если Азырена спрятали днем, и у луны, ибо она должна была знать, если грех был совершен ночью.

Обратились люди к солнцу, но оно ничего не знало об Азырене. Тогда они обратились к луне. Луна ответила, что Азырен брошен в реку. Люди спустились в реку, нашли дубовый гроб и выташили оттуда Азырена.

Первым делом Азырен отправил на тот свет хитрого плотника, затем тяжело больных и старых. Сделав это, он стал невидимкой, чтобы больше не попадать в руки хитрых людей. С тех пор Азырен, этот образ смерти, якобы ходит незаметно, никто его не видит и видеть не может»[1226].

Миф о Юмо и Киямате:

Юмо, желая спасти людей от Киямата, решил заточить Киямата в подземном царстве. С этой целью Юмо спускается вместе с Кияматом в подземный мир. Во время странствования в подземелье Юмо тайком снял и оставил там свой ботинок. Выйдя на поверхность земли, отправил Киятмата за обувью. Как только тот спустился туда, Юмо закрыл камнем вход в подземный мир и повелел ему за злой нрав жить там вечно и править миром мертвых[1227].

Мифологический сюжет об осквернении неба, восстановлен на основе сопоставления нескольких фрагментов Ю.А. Калиевым:

«Давным-давно Юмо был очень низким. Человек мог дотронуться до него рукой. Как-то одна неряшливая женщина, вытерев хлебной лепешкой «нечистоту» у своего ребенка, прилепила эту лепешку к Юмо. Оскорбленный таким поведением человека, Юмо в течение семи дней и семи ночей с грохотом поднимался ввысь. Одновременно он сдирал и колосья хлебов. Когда на верхушке осталось лишь небольшая часть колоска (а раньше колос у хлебов начинался от самых корней), взвыла собака и попросила оставить его для своего пропитания. С тех пор человек питается лишь оставленной Юмо собачьей долей хлеба»[1228].


Приложение 3

Обряды и заклинания, в которых обращались к духу смерти Азырену и хозяину загробного мира Киямат тӧра

Заклинание, отводящее смерть, записано Л.С. Тойдыбековой от А.З. Чемековой в Сернурском районе Республики Марий Эл в 1993 г.:

«Киямат тӧра! Твоя дочь Марина! Моя жизнь находиться сейчас в ваших руках! Я умоляю вас, продлите мне еще жизнь! У меня еще много недоделанных дел, нужно на этой земле завершать все свои начатые дела. Вот я вам приношу жертвы-подарки: примите вы с любовью и не беспокойте меня! Не посылайте за моей душой! Продлевайте мне жизнь!»[1229].

Заклинание, отводящее смерть, записано С.С. Сатуковым в Башкирии. Научно-рукописный фонд МарНИИЯЛИ, опись 2, дело 722:

«Азрене куж кузым кучен, вур калныкым сакалтен, лектын каен, эр чолпан ваштареш Окавийым шушкылаш. Кунам ик солалтымаште 77 турло пушенгым руал сумырен, коштан кертеш гын, тунам иже Окавийым шушкыл кертше, тулеч ожно, Окавийым шушкыл ынже керт!

Азрене, кунам ик рузалтымаште 77 турло шудо-влакым солалтен сумырен коштен кертеш гын, тунам иже Окавийым шушкыл кертше, тулеч ожно Окавийым шушкыл ынже керт!

Азрене, кунам ик солалтымаште 77 турло кайык вусым шушкыл пуштын кертешчын, тунам иже Окавийым шушкыл кертше, тулеч ожно Окавийым шушкыл ынже керт! [1230]»

Перевод:

«Азрене брал длинный нож, брал посуду для крови, выходил рано утром навстречу звезде Венере и начинал резать (убивать). Когда одним взмахом он сумеет срубить 77 деревьев и высушить их, только тогда он сможет убить Окавий (имя), до этого не сможет убить Окавий!

Азрене, когда за один взмах сможет срезать 77 разных трав, только тогда сможет убить Окавий, до этого не сможет убить Окавий!

Азрене, когда за один взмах сможет убить (зарезать) 77 разных птиц, только тогда он сможет убить Окавий (имя), до этого не сможет убить Окавий!»

Обряд «пинание гнилого (трухлявого) пня», направленный на наказание колдуна.

Если человек сильно заболел, его постигла большая беда, неудачи или постоянно терялись домашние животные (корова, овцы и проч.), то полагали, что человек подвергся воздействию порчи. Он должен был пойти в лес и найти гнилой (или трухлявый) пень. На раздвоенную палочку прикреплялись свечи, затем палочка втыкалась в пень. Человек зажигал свечи и обращался в сторону запада со словами: «Киямат тӧра! Киямат саус! Этот человек (имя предполагаемого колдуна) заколдовал меня, напустил болезнь! Этого человека (имя) самого заберите на тот свет!». После этого необходимо было развернуться, пнуть пень со словами «Пусть он будет как гнилой пень!», а затем, не оборачиваясь, уйти. Придя в деревню, во дворе предполагаемого колдуна нужно было закопать огарки свеч, если же во двор попасть было невозможно, то необходимо было пнуть трижды столбы от ворот. После проведения обряда полагали, что колдун (если он действительно совершил колдовство) должен был умереть в течение двух-трех дней. В молитвах вместо Кияматов можно обращаться к богу Юмо, но после этого обращения результата придется ждать два-три года[1231].


Приложение 4


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.