Зрелое барокко. Вторая половина 17 в.— время расцвета французской архитектуры. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Зрелое барокко. Вторая половина 17 в.— время расцвета французской архитектуры.

2020-06-05 370
Зрелое барокко. Вторая половина 17 в.— время расцвета французской архитектуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В этот период особенно ярко проявилась организующая роль архитектуры в художественном синтезе всех видов изобразительного искусства. Новые художественные особенности архитектуры, развившейся в рамках классицизма, проявляются, прежде всего, в огромном пространственном размахе построек и ансамблей, в более последовательном применении классической ордерной системы, в преобладании горизонтальных членений над вертикальными, в большей цельности и единстве объемной композиции и внутреннего пространства здания.

Рис. 2 Луи Лево. Дворец Во-ле-Виконт близ Милена. План

Во французской архитектуре, доминируют продольно-осевые композиции со строго выверенной планировкой и выделением композиционного центра.

 

Полное развитие прогрессивные тенденции в архитектуре французского классицизма 17 столетия получают в грандиозном по масштабам, смелости и широте художественного замысла ансамбле Версаля (1668—1689). При всей сложности этого грандиозного ансамбля, Версаль является строго упорядоченной системой, основанной на абсолютном композиционном господстве дворца над всем окружающим.

К Версальскому дворцу, расположенному на террасе, возвышающейся над окружающей местностью, сходятся три широких, совершенно прямых лучевых проспекта города; средний проспект продолжается по другую сторону дворца в виде главной аллеи огромного парка. Перпендикулярно к этой основной композиционной оси города и парка расположено сильно вытянутое в ширину здание дворца. Таким образом, Версаль был связан подходящими к нему дорогами с разными областями Франции.

Рис. 3 Ансамбль дворца и парка в Версале. План

Архитектура фасадов, созданных Ардуэном-Мансаром, особенно со стороны парка, отличается большим единством. Сильно растянутое по горизонтали, здание дворца хорошо гармонирует со строгой геометрически правильной планировкой парка и природным окружением. В композиции фасада четко выделен второй, парадный этаж дворца, расчлененный строгим по пропорциям и деталям ордером колонн и пилястр, покоящихся на тяжелом рустованном цоколе. Самый верхний, меньший по высоте этаж задуман как венчающий здание аттик, сообщающий образу дворца большую монументальность и представительность.

Рис. 4 Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар. Королевский дворец в Версале. Начат в 1668 г.

Рис. 5  Версаль. Вид на королевский дворец и парк. Архитекторы Луи Лево, Жюль ардуэн-Мангсар. Ландшафтный архитектор Андре Ленотр.

В отличие от архитектуры фасадов дворца, не лишенных несколько барочной репрезентативности, а также изобилующих украшениями и позолотой интерьеров, планировка парка, выполненная Ленотром, отличается классической чистотой и ясностью линий и форм. Можно сказать, что после перегруженных интерьеров, глаза отдыхали, глядя на спокойные линии «зеленой архитектуры». Естественный ландшафт Ленотр преобразует в безупречно ясную, законченную систему, поэтому французское парковое искусство называется – регулярным.

Интерьеры барокко

Ансамбль Версаля – это образец стиля французского барокко становится примером для подражания большинства королевских дворов Европы. Теперь парадными помещениями становятся вестибюли с парадными, хорошо декорированными лестницами и соединенные с ними галереи. Впечатление торжественности возникает у посетителя всякий раз, когда он попадает в вестибюль с парадной лестницы, над которой как бы парит расписной плафон потолка.

Справка:

Парадная (также парадный вход, парадная лестница) — главный вход в здание, используется, как переходу от фасада здания к интерьеру;

Вестибю́ль (фр. vestibules) — большое помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приёма и распределения потоков посетителей.

Рис. 6 Жан-Леон Жером. Приём Великого Конде в Версале. 1878

В отличие от лестниц итальянского барокко с их скульптурной, витиеватой формой, парадные лестницы французских дворцов приобретают прямолинейные очертания. Одной из самых знаменитых лестниц в Версальском дворце была Королевская лестница или лестница Послов (не сохранилась). Как следует из названия, по этой лестнице поднимались послы на аудиенцию к монарху. Сегодня об утраченном интерьере можно составить представление по картинам (рис.6) и сохранившейся лестнице Королевы (рис.7), которая расположена в другой половине замка симметрично Лестнице послов.

 

Рис. 7 Лестница Королевы в Версале

Цветовая гамма интерьеров барокко могла быть построена на сочетании оттенков белого и золота, но также часто, встречалась и полихромия, обусловленная применением в интерьерах цветного мрамора, ярких тканей, живописных полотен и др. в сочетании с бронзой и золотом.

Следует отметить, что мраморная отделка не только полов, но и стен Версаля производилась под явным итальянским влиянием, тогда как во многих других барочных французских интерьерах широко использовалось дерево. Во Франции паркет делался, в основном, из дуба и имел ромбовидную форму своих элементов. В некоторых залах стены, разбитые на отдельные панно, были облицованы многоцветным мрамором, между которыми помещались лепные золоченые композиции и живописные полотна.

Рис 8. Паркет и мрамор в оформлении дворцовых интерьеров. Версаль

В других залах стены были затянуты дорогими тканями, которые менялись в зависимости от времени года. Зимой использовался зелёный или тёмно-красный бархат с золотым галуном; летом – парча с золотым или серебряным узором и многоцветный шёлк. На фоне этих тканей в золоченых рамах были развешены картины Тициана, Рубенса, Караччи, Веронезе и других великих художников.

Рис.9 Ткани в оформлении стен дворцовых интерьеров Версаля.

 

На это время приходится пик популярности обивки стен дворцов тиснёной телячьей кожей, украшенной серебряной и золотой фольгой или расписанной яркими красками на различные темы (рис.10). Декор таких кожаных обивок часто подражал рисунку дорогих тканей.

Сохранила свою популярность и простая обшивка стен деревянными панелями, выполненными из дуба, сосны или ели, часто тонированными под более дорогие породы. К концу XVII в. такие деревянные стенные панели стали даже окрашивать в белый, голубой или бледно-зелёный тона.

Рис. 10 Обивка стен тиснёной телячьей кожей. Дом Рубенса. Антверпен.

Новую жизнь, со времён средневековья, получила национальная традиция завешивать стены гобеленами. На весь мир прославились королевские мастерские Гобеленов (отсюда и возникло само название — гобелен). Директором мануфактуры стал художник Шарль Лебрен, и большинство гобеленов для Версаля исполнялось по его картонам. Эффектность композиционного решения соединялась в гобеленах с пышным орнаментальным великолепием и изысканным чувством цвета. Кроме гобеленов, на ткацких мануфактурах начинают производить роскошные ткани из парчи, шёлка, затканные барочными узорами в итальянском стиле, которые нашли свое достойное применение при оформлении дворцовых интерьеров и мебели.

Рис. 11 ПосещениеЛюдовиком XIV гобеленовой мануфактуры. 1673

В интерьерах Версаля были широко использованы зеркала больших размеров, что свидетельствует об уровне технологии и искусства Франции того времени, которая составила достойную конкуренцию стеклянным и зеркальным дел мастерам Венеции. Известно, что поначалу зеркала крупных размеров Франция закупала в Венеции.

Зеркальная галерея Версальского дворца, созданная Мансаром, является истинным шедевром барочного интерьера. Здесь был использован новый приём декора стен зеркалами, которые находились напротив окон и совпадали с ними по размерам и форме. В результате получалось, что галерея имела как бы две стены с окнами, выходящими в сад, только одни были настоящими, а другие – мнимыми. Свод галереи украшен великолепным плафоном, роспись которого выполнял Лебрен. Зеркальная галерея располагалась на террасе, соединяющей апартаменты короля и королевы.

Рис. 12 Зеркальная галерея Версальского дворца

 

В XVII в. во Франции изменилась традиция декорирования каминов. Камины с шатровым навесом почти исчезли, а основным типом стал камин прямоугольной формы. Вверху камин украшался карнизом, над каминной полкой устанавливалось зеркало или картина.

В целом барочные интерьеры, изобилуют роскошью. Кроме всего вышеперечисленного здесь активно используются, лепка (стукко).

Рис. 13 Камин. XVII в.

 

Сту́кко — искусственный мрамор, высший сорт штукатурки. Материал изготовляется из обожжённого и измельчённого гипса с квасцами и клеем, иногда с добавлением мраморной пудры и крошки, также мела, извести, алебастра и других материалов. Высыхая, стукко приобретает белый цвет и большую прочность, после полировки принимает вид мрамора.

Особенно хороши живописные плафоны, зрительно увеличивавшие внутреннее пространство помещений и создающие иллюзии прорыва в бесконечное небо. Росписи в большинстве случаев обрамлялись белым или позолоченным стукковым декором.

Масса деталей переполняла барочный интерьер: резные золоченые консоли с мозаичными мраморными столешницами, бронзовые канделябры, хрустальные люстры, серебряная посуда, фарфор, роскошные кресла, угловые столы, постаменты для скульптуры и сама скульптура,  шкафы, украшенные инкрустацией и т.д.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.