Вывод: общая характеристика барочного интерьера — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Вывод: общая характеристика барочного интерьера

2020-06-05 258
Вывод: общая характеристика барочного интерьера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если подвести итог, то можно сказать, что стилю присуща показная, роскошь и театральность, хотя он сохраняет в себе важную черту классического стиля - симметрию. Интерьеру барокко подойдут такие характеристики как: иллюзорность, динамизм, беспокойство, экспрессивность, эмоциональная напряженность. Богатая игра света и тени рождается благодаря обилию выступов, ниш и раскрепованных карнизов, которые присутствуют даже в мебели. Несмотря на некоторую тяжеловесность и перегруженность к положительным качествам стиля можно отнести его торжественность, величественность и целостность (синтез искусств).

Мебель барокко

Вначале эпохи, роскошная мебель королевских дворцов, являлась, в сущности, повторением итальянских образцов. Но, со временем, во Франции появились собственные мастера, достигшие такого уровня, что Франция переняла лидерство у Италии и надолго стала законодательницей мод в мебельном искусстве и в искусстве декорирования интерьера.

Весь XVII в. и вплоть до второй половины XVIII в. мебель делается из дерева местных пород (дуб заменяется орехом, так как последний имеет более мягкую структуру и больше пригоден для резьбы). Из привозного дерева наибольшую популярность приобретает эбенововое (чёрное) дерево, покрываемое инкрустацией из серебра, меди, перламутра, панциря черепахи, дерева других пород и золоченой бронзы.

Главным принципом в расстановке мебели сохраняется симметрия и расстановка вдоль стен, но для усиления впечатления напряженности, беспокойства иногда в интерьере выделяются несколько точек, играющих роль самостоятельных композиционных центров.

Кровать (спальня)

Значительно повышается в своём статусе, так как эпоху барокко, в соответствии с придворным этикетом спальня играла роль приемной. Гостей принимали или лежа в кровати, или во время сложной процедуры одевания. Кровать становится наиболее богато убранным предметом обстановки. Она постепенно приобретает форму некоего шатра, сооруженного из пышных занавесей и драпировок (бархат, шелк, штоф).  Ткани почти полностью скрывали деревянные элементы.

Другой вариант, когда балдахин в виде квадратной коробки, остается, но поддерживающие его высокие колонки исчезают, т.е. он теперь консольно крепится к стене. В королевских спальнях альков огораживался от остального помещения ещё и декоративной балюстрадой.

Рис 14. Королевские спальни в Версале. XVII в.

Мебель для сидения

Мягкая мебель (табуреты, стулья и кресла) массивна, украшена резьбой, часто с позолотой.  Кресла, обитые гобеленом или темным бархатом с крупными узорами, теперь имеют прямые, простые по очертанию спинки. Ножки пирамидальной формы или с кувшинообразным расширением в верхней части, внизу стягивались проногами. Проножки – это один из самых характерных признаков мебели барокко. Позднее, в эпоху переходную между барокко и рококо, прямые ножки постепенно начинают вытесняться гнутыми S -образными. Продолжают существовать точеные и витые прямые ножки. Всё ещё встречается плетёная мебель.

Рис. 15 Формы барочных стульев и кресел

 

В период позднего барокко в Италии появляется диван. Во Франции появляются ранние формы шезлонга, похожего на кресло с удлиненной частью для ног.

Рис. 16 Ранние формы дивана (слева) и шезлонга (справа)

Столы

Во времена Людовика XIV появляется письменный стол с выдвижными ящиками. Такой стол часто выполнялся из черного дерева, его поверхность была украшена резьбой, накладной чеканной золоченой бронзой или мозаикой. Постепенно рабочая поверхность письменных столов стала иметь надстройку с ящиками и полками, а ещё позднее закрываться откидной крышкой. Такие столы имели роскошную отделку и назывались столами-бюро.

Рис. 17 Письменные столы стиля Людовика XIV

Другие типы столов имеют круглую или прямоугольную столешницу. У прямоугольных столов пирамидообразные граненые ножки с кувшинообразным расширением в верхней части. Они имеют пышную резьбу или инкрустацию и часто стягиваются внизу крестообразными изогнутыми проногами. Иногда украшаются бараньими головами или женскими головками, выполненными из золочёной бронзы.

Рис. 18 Письменный стол с S -образными ножками и часами (слева), прямоугольный стол с проногами и гранёными ножками с кувшинообразным расширением вверху (справа).

Позднее столы начинают стоять не на четырех, а на восьми или даже десяти ножках. Встречаются столы с выдвижными ящиками. Столешницы делаются из массивной плиты цветного мрамора и украшаются мозаикой. Делаются и деревянные, украшенные по краю резьбой и инкрустацией.

Рис. 19 Столы и консоль в дворцовом интерьере Версаля.

Рис. 20 Пример барочного стола на десяти ножках

Помимо парадных столов появились узкие столы-консоли, которые ставились или даже закреплялись у стены. Это были декоративные мебельные объекты, на которые обычно устанавливались какие-либо красивые предметы: вазы, часы, статуэтки, зеркала-трюмо и т.п. Основное украшение столов-консолей обычно сосредоточено в подстолье, которое имело пышную резьбу и сплошное золочение. Ножки консоли внизу также стягивались проногой весьма сложной формы. Середину царги обычно украшал резной картуш, украшенный королевским шифром и гербом. Эти столы выполняли декоративную роль, на них обычно устанавливались какие-либо красивые предметы – вазы, часы, мелкая пластика и др.

Рис 21. Столы - консоли

Корпусная мебель

Убранство барочных дворцовых помещений немыслимо без роскошно декорированных шкафов-кабинетов, которые часто имели весьма внушительные размеры. В основном это были фанерованные черным деревом изделия, украшенные мозаикой, инкрустацией, живописью. Кабинет обычно решался по типу барочного здания, фасад которого декорировался резными колоннами, карнизами, архитектурными профилями. Часто сам шкаф устанавливался на опорах, выполненных в виде колонн или кариатид, стоящих, в свою очередь, на хорошо профилированной цокольной части. Кабинет обычно имел распашные дверцы, за которыми скрывались выдвижные, хорошо декорированные ящики, служившие для хранения мелких предметов, денег, документов, иных ценностей. Позднее кабинетом стали называть комнату, в которой стоял шкаф-кабинет.

Рис 22. Мебель работы А.Ш. Буля: кабинеты (слева и в центре) и шкаф (справа)

Бельевые шкафы и гардеробы, повсеместно начинают вытеснять сундук, который сохраняется ещё в крестьянских жилищах;

 

На поздний период стиля Людовика XIV приходится появление нового мебельного объекта – сундука, поставленного на ножки и для удобства снабженного выдвижными ящиками, который был назван комодом.

 

Рис. 23 Комод работы А.Ш. Буля.

Мастер Андрэ Шарль Буль

Большинство типов корпусной мебели, которые представлены выше были проиллюстрированы изделиями крупнейшего мастера-мебельщика, эпохи Людовика 14,  Андрэ Шарля Буля (1642—1732). Фламандец по происхождению Буль был и архитектором, и живописцем, и мастером художественной мебели, и рисовальщиком, и гравером. С его именем связаны известные по всему миру и ревниво хранимые в музейных собраниях изделия мебели в т. н. «стиле Буль». Его техника вызывала много подражаний и подделок, поэтому в музейных собраниях не всегда хранятся оригиналы.

В ранний период А. Буль делает шкафы-кабинеты и шкафчики, в технике флорентийской мозаики оформляя их инкрустацией из твердого камня (pietra dura).

Позднее А.Буль на этой основе изобрёл собственную технику, он был первым, кто стал использовать для инкрустации черепаховый панцирь. Кроме того, в ход шло множество других материалов: олово, позолоченная медь, кость, перламутр, серебро, фарфор, стекло и пр.

Для своих инкрустационных работ А. Буль применял своеобразную технику. Например, для получения отдельных элементов задуманного орнамента две пластинки – черепаховая и латунная (медная) – слегка склеиваются друг с другом, на одну из них наносится рисунок искомого узорного элемента. Затем одновременно сквозь обе пластинки по контуру этот элемент орнамента пропиливается лобзиком, пока он не выпадет из пластинок в виде двух одинаковых по абрису, но разных по материалу деталей.

Такая техника обеспечивала тончайшую подгонку элементов орнамента и фона друг к другу, возможность одновременно создавать два идентичных по рисунку, но разных по цвету, текстуре и фактуре орнамента и полное отсутствие отходов, что было весьма важно при использовании ценных материалов. Поверхность  корпусной мебели членилась на небольшие, окруженные рамками участки, которые служили своеобразным фоном для симметричных орнаментов.

Буль сам выполнял все работы, связанные с изготовлением и отделкой мебели. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие. Формы мебели, в стиле Буль, несколько тяжеловаты, контуры прямолинейны, завершения и цоколи решены строго. Произведения Буля производят впечатление строгой величавости.

Одной из граней торжественного и гармоничного искусства эпохи барокко во Франции – искусства Большого Стиля, – является создание мебельных объектов, в которых, излишняя вычурность, обилие и богатство декора сдерживаются и уравновешиваются ясным тектоническим строем и логичной, разумной их объёмно-пространственной структурой.

Другие особенности и новшества мебели эпохи барокко:

1. Предметы, в основном, создавались, в виде самостоятельных объектов, но помня о том, что барокко – это, прежде всего, синтез искусств, мы можем заметить, что именно в эту эпоху начинают появляться отдельные серии или группы конструктивно и стилистически связанных между собой предметов мебели. Некоторые авторы склонны именно эпохе барокко приписывать появление мебельных гарнитуров.

2. Появление более совершенных и разнообразных  приемов фанерования, а также расширение круга используемых в мебели пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии;

3. Широкое распространение получил и прием украшения накладками из позолоченной бронзы, и латуни частично заменивший резной декор, применение которого стало практически невозможным в случае искривленных поверхностей;

4. Не встречается больше складное курульное кресло;

5. В это время начинают широко использоваться высокие напольные часы в деревянных футлярах.

Во Франции сложилась наиболее своеобразная форма барочного стиля, а мебельное искусство, с его роскошными, величавыми, изящными формами, стало поистине искусством «большого стиля».


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.