Основные мотивы и орнаменты стиля барокко — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные мотивы и орнаменты стиля барокко

2020-06-05 378
Основные мотивы и орнаменты стиля барокко 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Орнамент стиля Людовика XIV строго симметричен и строится на противопоставлении прямых и скругленных линий, что придает определенную подвижность декоративной композиции. Орнамент разрабатывается с использованием мотивов акантового листа, гирлянд, античных трофеев, пальметты, волют, балюстрад, разорванных фронтонов, львиных, бараньих голов и женских головок, картушей с выпуклой центральной частью, которая часто украшается изображением Солнца, ликом Аполлона, двух перекрещивающихся букв L или трёх французских лилий и других атрибутов королевской власти. В конце века получают распространение декоративные орнаменты: трельяж, представляющий собой сплошную сетку с ромбовидными ячейками, в каждой из которых помещается розетка, и ламбрекен, имитирующий вырезанные зубцами или подвернутые занавеси, часто с кистями.

Рис 24. Примеры орнаментальных мотивов барокко: трельяж (слева) и ламбрекен (справа)

Спокойному кругу, барокко предпочитает динамичный овал. Как уже было сказано выше, прямолинейные мотивы, сочетаются с различными спиралям, с-образными или скруглёнными формами. 

Очень популярен мотив картуша, но если картуш встречался ещё в египетских рельефах, то в эпоху барокко на основе его была разработана новая, более сложная форма – мотив ормушля.

Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, раковины, прихотливо вьющиеся стебли (венки, фестоны и др.). Типично барочной формой является витая колонна по происхождению, это позднеренессансный мотив, но в эпоху барокко он особо культивировался.

 

БАРОККО В ДРУГИХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Голландия и Фландрия

Эти страны унаследовали всё лучшее, что было разработано ещё во времена Ренессанса. Когда Голландия и Фландрия были не отдельными государствами, а единой территорией под названием Нидерланды. Небольшой стране суждено было стать в 15-16 веках, самым ярким после Италии очагом европейского искусства. В 17 веке, в результате революции, Нидерланды разделились на северную (Голландия) и южную (Фландрия) части.

В барочный период в интерьерах этих двух стран всё ещё встречаются мотивы и формы мебели, появившиеся в нидерландском возрождении. Например, продолжают существовать сундуки, которые имеют строгие архитектурные членения, карнизы и консоли. Лицевая поверхность членится пилястрами на отдельные панно филёнок, украшенных геометрическим гранёным орнаментом. Так же украшалась корпусная мебель, например, поставцы на высоких точёных ножках.

Рис. 25. Мебель, возникшая во времена Возрождения, но часто встречающаяся в эпоху барокко.

Обеденные столы имеют достаточно простую форму и часто делаются раздвижными. Массивные точёные ножки имеют ярко выраженную кувшинообразную форму и внизу стягиваются брусками-проногами. Такая кувшинообразная форма ножек оказала сильное влияние на русскую мебель.

Рис. 26 Эммануэль де Витте. Интерьер с женщиной у клавесина. 1668 г.

Барочная мебель Фландрии и Голландии заметно отличается от итальянской и французской. Здесь впервые складываются типично бюргерские формы внутреннего убранства жилищ. Таким, выдержанным в духе бюргерского барокко, был, в частности, и дом Рубенса, выстроенный им в 1613 году, вскоре после возвращения из Италии. Растущий, с повышением интереса горожанина к благоустроенному жилищу, спрос на красивую и удобную мебель приводит к расцвету культуры жилого интерьера  Интерьер занимает видное место в творчестве многих крупных голландских и фламандских художников XVII века. Их произведения позволяют в тонкостях реконструировать обстановку буржуазного дома и своеобразный уклад жизни голландцев и фламандцев.

Рис 27. «Дом Рубенса». Антверпен

Голландских мастеров, в совершенстве владеющих тонкостями ремесла, никогда не покидает здоровое чувство реальности; мебель, создаваемая ими, целесообразна, энергична по формам, нарядна, но никогда не перегружена элементами декора. Они стремятся оттенить естественную теплоту цвета и красоту текстуры древесины, мебель фанеруется.

Рис. 28 Примеры голландской корпусной мебели

Массивные шкафы  прочно стоят на точеных в форме балясин или шаров ножках. Появляется крупный двухстворчатый шкаф, обработанный сильно выступающим карнизом, изогнутым дугой завершением, колонками или пилястрами и ленточным орнаментом.

Для придания изделиям более интересного силуэта и усиления светотеневых эффектов карнизы энергично профилируются и получают волнистые очертания. В моде был и прием членения поверхностей предметов корпусной мебели на небольшие, окруженные глубокими рамками участки, которые украшались интарсиями с цветочным орнаментом.

В Голландии появляется красивая горка, состоящая из 2-х частей: нижняя – комод с волнистыми формами, а верхняя – застеклённая витрина для посуды с фигурным верхом. Горка является наиболее зрелым творением голландского мебельного искусства.

Комоды изготавливаются с выпуклыми, изгибающимися в горизонтальном либо в вертикальном направлении стенками. 

 

Рис. 28 Голландские и фламандские стулья

Стулья

Верхняя часть спинки выполняется прямой или имеет слегка закругленную грань. Изгибающиеся локотники кресел, опирающиеся на витые стойки, которые выглядят как продолжение передних ножек, в передней части иногда заканчиваются волютами. Сиденье и спинка стульев и кресел, делаются мягкими с набивкой конским волосом, обиваются кожей или декоративными тканями с длинной бахромой. В это время сложился новый рисунок расположения обивочных гвоздей с крупными полукруглыми шляпками на рамах сиденья и спинки. Если раньше шляпки гвоздей размещались достаточно далеко друг от друга, то сейчас их шаг учащен, благодаря чему получается строгий декоративный бордюр в виде бус по периметру сиденья и спинки. Встречаются плетёные стулья и стулья с обильной резьбой по своей конструкции похожие на дощатые стулья итальянского Возрождения.

 

 

Англия

В протестантских областях Англии, где традиции позднеренессансной культуры были особенно устойчивыми, барокко прививалось с трудом; оно тяготело скорее к строгим, классицизирующим формам и лишь местами, преимущественно в декоративном строе, допускалось больше свободы.

Начиная с эпохи Возрождения, Английская мебель, составляет отдельную, интересную и весьма поучительную главу в истории развития мебельных форм. Покой, композиционная ясность и выразительность достигается простыми, экономными средствами (390, 395). Высший расцвет английского барокко приходится на годы правления королевы Анны (1702—1714), поэтому стиль начала XVIII века обычно именуется «стилем королевы Анны» (queen Anne). Мебели этого периода присущи простота, мягкость линий, чистота форм, конструктивная ясность построения.

К наиболее своеобразным средствам оформления относятся, черная и красная лаковая техника по китайскому образцу, а также появляющаяся около 1700 года, тоже восходящая и китайским образцам, форма ножки с плавным изгибом (399,406). В оформлении спинок стульев и кресел применяется широко варьируемый мотив щита (403, 404, 408, 409, 410, 411). Очень распространены орнаменты в виде S- и С-образных завитков и раковин (413).

В начале XVIII века в Англии осваивается своеобразная форма кабинета (high boy, tall boy), родственная французским двухкорпусным кабинетам (399).

Появляется еще один новый тип мебели: туалетный стол со стоящим на нем зеркалом (402). Очищенные формы кресел и диванов служат свидетельством торжества принципа удобства и целесообразности над чрезмерным декоративизмом (405, 412).

Появляющаяся в это время форма глубокого кресла с мягкими спинкой, сиденьем и локотниками (grand father chair) почти без изменения сохранилась в быту вплоть до наших дней (392).

 

 

387. Шкаф с точеными ножками. 388. Резное кресло с круглым сиденьем. 389. Банкетка. 390. Письменный столик с точеными ножками. 391. Резная филенка с характерным орнаментом. 392. Кресло с мягкими спинкой, сиденьем и локотниками. 393. Столик на одной стойке. 394. Диван с высокой, расчлененной на три части плетеной спинкой (settee). 395. Двухъярусный комод с точеными ножками. 396. Кресло с плетеными сиденьем и спинкой. 397. Стул с высокой плетеной спинкой. 398. Бронзовая ручка

 

399. Кабинет. 400. Комод, отделанный интарсией. 401. Комод с энергично члененной передней стенкой. 402. Туалетный стол с зеркалом. 403. Кресло (settee). Первая пол. XVIII в. 404. «Стул Хогарта» (hoop back arm chair). Начало XVI11 в. 405. Глубокое кресло с «крылатой» спинкой (grandfather chair). 406. Стол. 407. Позолоченная оправа для стенного зеркала. 408. Стул с резной ажурной спинкой. 409, 410, 411. Формы спинок. 412. Диван. 413. а) Орнаменты S- и С-образной формы; б) раковина

Список литературы

Основная литература:

1. Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – М., «Архитектура-С», 2007

2. Кес Д. Стили мебели – Будапешт, «Издательство Академии наук Венгрии», 1981

 

Дополнительная литература:

 

3. Всеобщая история искусств в 6 т. / Б. В. Веймарн [и др.] / под ред. Ю. Д. Колпинского и Е. И.Ротенберга. - М.: Искусство; Т. 4: Искусство нового времени. – 1962

 

Интернет ресурсы:

4. https://www.youtube.com/watch?time_continue=185&v=X235vpOToVU&feature=emb_logo

Краткий видео гид по Версалю

 

5. https://www.inter-meb.ru/stili/barokko/

Исторические стили интерьера и мебели. Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – Москва: Архитектура-С, 2007

 

6. http://books.totalarch.com/n/2214

Д. Кес Стили мебели / Д. Кес – М.: Книга по Требованию, 2012. – 298 с

 

7. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st002.shtml
Всеобщая история искусств в 6 т. / Б. В. Веймарн [и др.] / под ред. Ю. Д. Колпинского и Е. И.Ротенберга. - М.: Искусство; Т. 4: Искусство нового времени. – 1962 (Искусство 17 века)

 

 

Составила: преподаватель ОБПОУ ЖХК Бондарева О.С.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.