В мастерской художественного слова» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

В мастерской художественного слова»

2020-06-05 178
В мастерской художественного слова» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В мастерской художественного слова»

Художественного направления

Срок реализации: 6 лет

I ступень – 2 года, II ступень – 4 года

Возраст участников с 7-19 лет

Программа реализуется с  1998 года

На базе Театра-центра студии «ПодРосток»

 и класса-студии чтеца «Слово»

(новая редакция программы 2012 год)

Татьяна И вановна Слинкина

должность – педагог дополнительного образования

Высшая квалификационная категория

 

Вологда-2016

 

Содержание   Пояснительная записка………………………………………………………….............. 2 1.1. Направленность. 1.2. Актуальность программы………………………………… 2 1.3.Новизна программы...…………………………………………………………….... 3 1.4. Педагогическая целесообразность программы………………………………….. 4 1.5. Цель и задачи …………………………………………………………………… 5 1.6. Особенности структуры занятий в мастерской художественного слова. ………5 1.7. Ожидаемые результаты и способы их проверки………………………………… 8 1.8. Формы подведения итогов реализации программы ………………………….. 10 1.9. Результаты работы по реализации программы …………………………………. 11 Учебные планы программы ……………………………………………..…………….13 2.1. Учебный план программы в классах Театра-центра студии «ПодРосток»……….13 2.2. Учебный план программы в классе - студии чтеца «Слово»………..……………. 13 2.3. Индивидуальный учебный план занятий для одарённых воспитанников   в «Мастерской художественного слова» ……………………………………………. 13 2.4. Учебно-тематический план предмета «Сценическая речь»………………………. 14 2.5. Учебно-тематический план предмета «Искусство художественного слова»……... 14 Содержание программы «Сценическая речь в Мастерской художественного слова» ……………………………………………… 16 3.1. Содержание предмета «Сценическая речь» …………………………………………16 3.2. Содержание предмета «Искусство художественного слова»  …………………… 19 3.3. Содержание индивидуального плана занятий для одарённых воспитанников в «Мастерской художественного слова» …………………….……………………… 22  Методическое обеспечение реализации программы……………………………….... 23 Методические материалы и рекомендации ключевых тем, упражнений ……………... 25 «Камешки во рту». Артикуляция ……………………………………………………. 27 Дыхание ……………………………………………………......................................... 28 «Слово в жизни и на сцене»……………………………………………..…………….31 «Искусство художественного слова»…………….…………………………………. 37 «Логика речи в художественном чтении»………………………………………….. 43 «Работа с репертуаром»………………………………………………………………. 47 «Одарённые дети. Особенности педагогической работы с ними»…………..……...49 Литература …………………………………………………………………………………. 51                Приложение 1. Результаты участия в театральных фестивалях и конкурсах…………... 52   Приложение 2. Стипендиаты ОДК Театра-центра студии «ПодРосток»……………. 53 Приложение 3. Оценка результативности индивидуального освоения  программы учащимися……………………………………………...…... 54 Приложение 4. Участие воспитанников Театра-центра студии «ПодРосток»                       в фестивалях - конкурсах \ различного уровня...…………………… 55 Приложения. Материалы по диагностическим исследованиям воспитанников в                    деятельности Театра-центра студии «ПодРосток». Справка психологической службы ДТДиМ Приложение 5. Фото-ассорти из жизни Театра-центра студии «ПодРосток».                       Заключение.  

 

 


«Когда мы услышим мелодию живой души,

только тогда мы в полной мере оценим по достоинству

и красоту текста, и то, что он в себе скрывает»

К.С. Станиславский

Пояснительная записка

Цель и задачи

Цель программы: Создание  условий воспитания творческой индивидуальности студийца  и  стратегии обучения одарённых детей средствами художественного слова,  актёрского мастерства,  техники и культуры речи.

Образовательные задачи:

·  освоить элементы актерского мастерства посредством развития культуры звучащего слова и сценического действия;

·  изучить основные понятия и законы логического прочтения литературного текста;

·  изучить ритмическую и пластическую структуру родного языка;

·  овладеть речевой техникой через творческое взаимодействие;

·  расширять круг понятий, образов, обогащать словарь и осмысление речевого опыта.

Развивающие задачи:

·  развивать психотехнику актера-чтеца: образную память и наблюдательность, способствовать накоплению впечатлений и их отражению в речи;

·  развивать речевой диапазон голоса, дикцию с учетом индивидуальности и возраста;

·  развивать внимательность и творческое воображение  через этюды, упражнения.

Воспитательные задачи:

· воспитывать уважение к литературе и чтению, любознательность и интерес к исследованию событий окружающего мира;

· воспитывать общий кругозор у воспитанников через разнообразие репертуара.

Жителям Вологодской области свойственна протяжная и певучая речь, присутствие постоянного акцента – ударения на звук «о» («мо-ло-ко», «ко-ло-бок») в каждом слоге. Одна из задач работы с детьми состоит в том, чтобы помочь освободиться от местного диалекта и многоударности в словах и предложениях. Для более точного и ясного донесения слова им необходима хорошая дикция и знание законов орфоэпии, специальные упражнения и развитие стремления к правильному литературному произношению и слухового контроля в процессе произношения заданного текста.

  1.6. Особенности структуры занятий  в мастерской художественного слова.

Структура занятий в классах студии по программе обучения сценической речи и художественного слова «Классе чтецов»включает в себя виды деятельности:

ü формирование и изучение речевых знаний и понятий, навыков и умений;

ü органичное сочетание теоретического и практического разделов: теоретические знания даются в процессе работы над упражнениями, учебным репертуаром, в групповых и индивидуальных занятиях в мастерской слова;

ü каждое занятие включает комплексный игровой тренинг для всех групп.

Основу программы составляет:

-   изучение основных элементов техники речи и выполнения упражнений на дыхание, диапазон голоса (первая ступень обучения за два года, вторая ступень обучения за четыре года) – во всех классах студии в ходе освоения предмета «Сценическая речь» проводится по установленному учебному плану Театра-центра; 

- воспитание профессиональных качеств речевого голоса, развитие  основ сценического мастерства и изучение законов построения логики речи (первая ступень обучения за два года, вторая ступень обучения за четыре года) – классе-студии чтеца «Слово» в ходе освоения предмета «Искусство художественного слова». Индивидуальные занятия по установленному учебному плану Театра-центра для одарённых воспитанников в «Мастерской художественного слова».

Программа для воспитанников Театра-центра, исходя из требований, которые ставит перед исполнителем искусство звучащего слова, включает в себя различные виды занятий по развитию кругозора ребенка, его интеллекта, а также преподавание основ речевого тренинга и сценического ис­кусства во взаимодействии с развитием актёрского мастерства, пластической культуры, включая совершенствование речевого аппарата, обретение навыков правильного произношение звуков, постановку дыхания, развития диапазона голоса. Чтобы речь лилась свободно и легко, необходимо владеть правильным пол­ным дыханием и звучным голосом. Уделяя основное внимание форме комплексного развивающе-обучающего игрового тренинга, где в зависимости от года обучения даётся особый ряд упражнений и творческих заданий. Структура занятия может меняться в зависимости от поставленной задачи педагога. Речевой тренинг – это необходимое условие развития выразительной и ясной речи. В ходе тренинга развиваются:

ü речевой диапазон, память, дыхание, внимание,

ü речевой и музыкальный слух,

ü происходит раскрепощение и контроль за свободой мышц и движений.

В основе программы «Сценическая речь в мастерской художественного слова» изучаются такие ключевые темы:

ü дыхание и артикуляция;

ü дикция – четкость  произношения;

ü орфоэпия – нормы  литературного произношения;

ü техника речи – основы сценического мастерства;

ü законы построения логики речи.

Все темы программы тесно связаны между собой, хотя в практической работе каждая из них имеет свою специфику. Программа  включает в себя работу над техникой речи и литературно-художественным текстом, а в работе над техникой речи  освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата и выстраивание логико-интонационной структуры речи. Работа над голосом входит в общий комплекс занятий, как по сценической речи, так и театральным играм, актерскому мастерству и вокалу, что обусловлено синтезом театрального искусства. Регулярно во всех возрастных группах на занятиях проводятся тренинги по речевой грамматике, упражнения по дик­ции и орфоэпии. Продолжительность речевого тренинга на занятиях по 10-15 минут, что предупреждает утомление голосового аппарата. Преобладают индивидуальные занятия, учитывается разнообразие и сложность материала для одарённых воспитанников (индивидуальный план).

Программа курса рассчитана на шесть лет, в режиме групповых и индивидуальных занятий, один раз в неделю по одному часу. Режим работы на каждом этапе определяется возрастом обучающихся и временем поступления в студию. Количество обучающихся в группе от 7 до 15 человек.   Занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом с 10-ти минутным перерывом в соответствии с нормами СанПиНа 2.4.1.1249 – 03 п.2.12.7. Реализация программы проходит в два этапа – подготовительный и основной.  

1 этап – подготовительный – 2 года обучения, рассчитан на 36 часов в год:

–  группы классов «Театралики»:  школьники 7-10 лет и подростки 11-14 лет;

– целевая группа «Театральный класс» из школы дети 9-10 лет (ФГОС).

2 этап – основной – 4 года обучения, рассчитан на 36 часов в год:

– смешанные группы детей 10-12 лет (3-й год обучения), 13-15 лет (4-й год обучения) с повышенным уровнем творческого развития (концертная);

– смешанные группы учащихся 14-19 лет (5-6-й год обучения) с повышенным   уровнем развития (концертная, допрофессиональная), 1 час индивидуально;

– индивидуальный класс-чтеца «Слово» с повышенным уровнем творческого развития, дополнительно 2 часа в малой группе.

Сроки осуществления замысла работы строились поэтапно:

  Диагности­ческий и прогностический этап  1998 –2000 годы – были  определены цели и задачи, разрабо­таны концептуальные основы, сформулирована гипотеза и спрогнозированы результаты интегрированности программы.

Организационный и практический этап  2001 – 2004 годы – проходил  од­новременно с дальнейшей разработкой идей, в связи с конкретными результата­ми инновационной деятельности Театра-центра. Участие в городских, областных семинарах, конкурсах.

Опытно-экспериментальный  2005–2009 годы – этап  практической деятельности. Защита авторского проекта на городских Слётах и областных форумах по инноватике. Публикация программы, методических материалов в сборнике художественно-эстетического направления дополнительного образования детей (ВИРО, 2008).

Аналитический этап 2010–2018 годы – обобщение результатов исследования  проведенной научно-практической работы с одарёнными детьми и творческими достижениями на различных конкурсах и фестивалях, анализ результатов по внедрению опыта в различных образовательных учреждениях. Планируется выпуск учебно-методического сборника «Мастерская художественного слова» по итогам конкурса программ-победителей работы с одарёнными детьми (2012, 2014).

 

1.7.  Планируемые и ожидаемые результаты и способы их проверки.

Единство в воспитании эмоционального, физического, волевого и интеллектуального начал – необходимое условие гармоничного развития личности подростка и его одарённости. Своеобразным аккумулятором всех этих начал является «слово».  

 Характеристика основных планируемых результатов освоения программы.

Личностные результаты. У   обучающихся будут сформированы:

- сознательное отношение к занятиям в мастерской сценической речи и слова;

- самооценка индивидуальных показателей своих актёрских способностей;

- осознанное отношение к исполняемым ролям репертуара студии и чтецким номерам;

- устойчивость интереса к литературе, театру, поэзии и к искусству звучащего слова,

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к младшим и старшим студийцам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению  педагогов и членов коллектива;

- осознание значимости занятий искусством словесного действия для личного развития.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.    Обучающийся научится:

- самостоятельно участвовать в постановке цели занятия с учётом того, что уже усвоено обучающимися и того, что предстоит выполнить на занятии;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности в работе над голосом и логическим прочтением текста;

- прогнозировать перспективы результатов совместной театральной деятельности.

Коммуникативные УУД.    Обучающийся научится:

- осуществлять самоконтроль звучания голоса в форме сравнения результата совместной актёрской деятельности с партнёром;

- включаться в коллективную коррекцию совместной репетиционной деятельности – внесение необходимых дополнений в результат выбранного репертуара;

- определять совместный творческий поиск создания сценического образа рассказчика;

- оценивать свою сценическую деятельность и осознавать его качества;

- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию по достижению результатов и преодолению трудностей на занятиях сценического мастерства.

Познавательные УУД. Обучающийся научится:

- инициативно сотрудничать в поиске и выборе литературного материала к постановке;

- разрешать конфликты в коллективе путём поиска оценки их творческой деятельности;

- управлять своим поведением в коллективе, делать оценку своих действий с точки зрения правил обучающихся в студии, уметь работать в группе, в паре-дуэте, индивидуально.

  Предметные результаты обучения,  обучающиеся научатся:                          

- осознавать красоту сценической речи, образность родной речи,  

- говорить свободно и ясно, самостоятельно мыслить и чётко выражать свои мысли;

- понимать сверхзадачи и перспективы исполняемого произведения, уметь выстроить целостную композицию выбранного литературного материала;

- ценить сценическое актёрское саморазвитие: силу и диапазон голоса, дикцию;

- использовать дыхательные упражнения в профилактике заболеваний;

- ценить этические чувства, эстетические потребности  на основе опыта исполнения чтецкого номера или роли в спектаклях.

 Занятия сценической  речью и художественным словом призваны развить:

· увлечённость творческими задачами класса-студии и Театра-центра;

· устойчивое владение искусством словесного действия, логикой рассказчика исполнительского мастерства;

·  сценическая активность, глубина и свобода общения с аудиторией;

· формирование ансамбля чтецов-исполнителей;

· точное сценическое общение и органичное непринужденное поведение на сцене.

Воспитание и развитие художественного вкуса и обостренного речевого слуха, умение отличать правдивую интонацию от фальши – это постоянная забота педагога в работе с детьми любого возраста и способностей. Эффективность реализации представленной программы определяется на двух уровнях – внешнем и внутреннем. Внешний – результат участия воспитанников театра в конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня, внутренний – через мониторинг результативности образовательной деятельности воспитанников театра, ориентированный на параметры, которые отражают триединые задачи программы (обучение, развитие, воспитание).

Предметы

Я ступень обучения

Я ступень обучения

1-й год обучения 2-й год обучения 1-й год обучения 2-й год обучения 3-й год обучения 4-й год обучения 1 Класс-студия «Театралика»  36  36 – – – – 2 Театр - класс «Росток» –  36 36 – – – 3 Актерская труппа студии «ПодРосток» – – 36 36 36 36 4 Класс театра кукол – – 36 36 36 –

Кол-во часов: в год

36 72 108 72  72  36

 

2.2. Учебный план программы в классе-студии чтеца «Слово»

Предметы

Я ступень обучения

Я ступень обучения

1-й год обучения 2-й год обучения 1-й год обучения 2-й год обучения 3-й год обучения 4-й год обучения
1 Сценическая речь  36  36  36 36 36 36
2 Художественное слово (индивидуально)  36  36   36 36 36 36
3 Актёрская грамота    36 36
  Актерское мастер­ство 36 36 36 36
4 Основы вокала (инд.)  – 36 36 36 36 36

Кол-во часов: в год

108 144 144 144  144  144

2.3. Индивидуальный учебный план занятий

 для одарённых воспитанников в «Мастерской художественного слова»

 

Название темы

Количество часов

Количество часов

Форма подведения итогов

Теория  Практика Всего Теория  Практика Всего
 

Я ступень обучения

Я ступень обучения

 
Художественное слово как средство совершенствования техники сценической речи 3 6 9 2 7 9

Текущая

аттестация

Открытое 

занятие

Культура речи в творчестве актёра-чтеца 3 6 9 2 7 9
Риторика – искусство качества устного публичного выступления 3 6 9 2 7 9

Промежуточная

аттестация

И итоговая аттестация

Публичное выступление

Ораторская речь – виды и взаимодействие со слушателями 3 6 9 2 7 9
Всего: 12 24 36 8 28 36    

2.4. Учебно-тематический план занятий

Название   темы

Количество часов

Количество часов

Форма подведения итогов

Теория 

Практика Всего Теория 

Практика

Всего 1

2

3 4 5

6

7 8 Первая ступень обучения

Первый год обучения

Второй год обучения

  Введение в программу.  «Камешки во рту». Артикуляция.

1

 

3 4 1   2

3

Входящий контроль

Тест-игра

Подготовка речевого аппарата к звучанию. Дыхание.

1

3   4 1 3  

4

Дикция в звучащем слове. Освобождение голоса

1

4 5 1 5

6

Текущая

аттестация

Открытое 

занятие

Понятие о речевом слухе. Развитие диапазона голоса.

1

4 5 1 4

5

Орфоэпия. Нормы произношения

1

3 4 1 2

3

Промежуточная

аттестация

Роль в спектакле

Искусство речевого хора.

2

4 6 1 6

7

Участие в подготовке и прокате учебных спектаклей   

2

6 8 1 7

8

Всего:

10

26 36 8 28

36

  Вторая ступень обучения

Первый год обучения

Второй год обучения

  Введение в программу. «Камешки во рту». Артикуляция.

1

 

2 3 1   2

3

 

Текущая аттестация

Мастер-класс

Особенности работы над речевым дыханием и голосом.

1

4   5 1 2

3

 Развитие диапазона голоса. Освобождение голоса

1

4 5 1 3

4

Дикция и интонационные особенности речи.

1

4 5 1 3

4

Интонирование знаков препинания.

1

 

2   3 1 3

4

Промежуточная

аттестация

Роль в спектакле, номер в гостиной

Орфоэпия. Нормы произношения.

2

2 4 2 2

4

Искусство речевого хора.

2

4 6 1 5

6

Участие в подготовке и прокате спектаклей   

1

4 5 1 5

6

Всего:

10

26 36 9 27

36

  Вторая ступень обучения

Третий год обучения

Четвёртый год обучения

  Введение в программу. «Камешки во рту». Артикуляция. 1  

2

3 1   2

3

 

Текущая аттестация

 Театральный ринг

Фонационное дыхание. Гигиенический самомассаж. 1

2

 

3 1 2  

3

Развитие диапазона голоса. Освобождение голоса 1

2

3 1 4

5

Дикция в звучащем слове. Интонирование. Орфоэпия. 1

4

5 1 4

5

 Естественное и искусственное в речевом мастерстве. 1  

4

 

5 1  4

5

Промежуточная

аттестация

Роль в спектакле.

Концертный номер.

Искусство речевого хора. 1

6

7 2 4

6

Участие в концертной деятельности и прокате спектаклей.    2

6

8 1 8 Всего: 8

28

36 8 28

36

                     

2.5. Учебно-тематический план занятий «Искусство художественного слова»

Класса-студии чтеца «Слово»

Название темы

Количество часов

Количество часов

Форма подведения итогов

Теория  Практика Всего Теория  Практика Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 Первая ступень обучения

Первый год обучения

Второй год обучения

  Введение в программу. Техника речи. Орфоэпия. 1   2 3 1   2 3

Текущая

аттестация

Тематическая гостиная

 Понятие о жанре и стиле. Поэзия, проза. Басня, сказка. 1 2   3 1 3   4 Виды и жанры произведений художественного слова.  1 2 3 1 3 4 Основы словесного действия. Выбор репертуара 2 4 6 1 4 5

Текущая

аттестация

Открытое занятие

 

Концертный номер.

Виды внимания. Эмоциональная память. 1 3 4 1 3 4  Видение. Позиция исполнителя-рассказчика 1 3 4 1 3 4 Работа с литературным текстом. Логика речи. 2 5 7 1 5 6 Участие в прокате спектаклей. Участие в конкурсе чтецов.    1 5 6 1 5 6 Всего: 10 26 36 8 28 36   Вторая ступень обучения

Первый год обучения

Второй год обучения

  Слово в жизни и на сцене. Техника речи. Орфоэпия. 1   2   3 1   2   3

Текущая аттестация

Мастер-класс

Виды и жанры. Фольклор, былина. Поэзия, проза. 2 2 4 1 2 3 Связь «предлагаемых обстоятельств» с поведением. 1 2 3 1 3 4 Работа с литературным текстом. Логика речи. 2 6 8 2 6 8

 

Промежуточная

аттестация

Концертный номер.

Конкурс-

фестиваль

Актерская сосредоточенность. Эмоциональная память. 1 3 4 1 3 4 Видение. Позиция исполнителя-рассказчика 1 5 6 1 5 6 Участие в прокате спектаклей. Участие в конкурсе чтецов. 2 6 8 1 6 8 Всего: 10 26 36 8 28 36   Вторая ступень обучения

Третий год обучения

Четвёртый год обучения

  Введение в программу. Техника речи. Орфоэпия. 2 4 6 2 4 6

Текущая аттестация Концертный номер.

Виды и жанры. Поэзия, проза. Монолог на сцене 1 3 4 1 3 4 Работа с литературным текстом. Логика речи. 2 6 8 2 6 8 Актерская сосредоточенность. Эмоциональная память. 1   3 4 1   3 4

Промежуточная

аттестация

и итоговая аттестация Конкурс-

фестиваль

Видение. Позиция исполнителя-рассказчика 2 4 6 1 5 6 Участие в прокате спектаклей. Участие в конкурсе чтецов. 2 6 8 1 7 8 Всего: 10 26 36 8 28 36  

Содержание программы

«Сценическая речь в Мастерской художественного слова»

Содержание предмета «Сценическая речь»

Содержание предмета «Искусство художественного слова»

Первая и вторая ступень обучения

Дыхательная гимнастика.

Упражнение 1. Встать прямо, держа ладонь на диафрагме и сделать вдох, затем задержать воздух и выдохнуть; при вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперед. Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались. Вдох - выдох через нос и бесшумно.   

Упражнение 2. «Свеча». (Ровный, медленный выдох). Глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь сделать так, чтобы «пламя легло», и держите его в таком положении до конца выдоха. Ощущается небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц. Крепкий «поясок» сохраняет ровность выдыхания струи воздуха.

Упражнение 3. «Назойливый комар». (Продолжительный выдох). Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. По счету «раз» - руки в стороны (с глубоким вдохом).

На выдохе со звуком ззз-з - з  медленно соедините руки, чтобы «убить комара», который очень назойливый. Медленнее! Не спугните комара! Поймайте. Желательно поймать, не спугнуть «комара». Замедлите движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха. Образуется естественная «опора дыхания». И только когда «убили» (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц.

Упражнение 4 «Дровосек». (Быстрый выдох). Ноги на ширине плеч, руки опущены. Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохнув, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон вперед, отпуская руки вниз («удар топором о полено») Опять выпрямитесь, поднимите руки (вдохнув), и снова «удар» с восклицанием «раз!» (3 - 4 раза)

Задача тренинга фонационного дыхания в том, чтобы научиться легко, рефлекторно «переключать» дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи. При этом условии дыхание будет способно обслужить любой вид речевого действия.

Существуют три вида выдыхания.

Первый вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

Упражнение «Звукоподражатель». Вспомним звуки природы и воспроизведем их: свистит ветер - с с.., шумит лес- ш ш.., появляется шмель - жьжь.., жужжит пчела - ж ж.., звенит комар -ззз...

Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. Упражнение «Насос». Накачиваем воображаемую «шину», сопровождая движением рук, и звучим: ссс! ссс! ссс! «Косить траву косой» на звуке - с с с! с с с! «Просверлить стену» звуком «з»: зззз... «Натереть пол щеткой»: шшш! шшш!.. и т.д.

Третий вид выдыхания обслуживает волевую, эмоциональную, экспрессивную речь, произносимую в быстром темпе упражнения. «Пульверизатор». Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, сопровождаем движение руки звукоподражательным: ф ф ф!... «Выключающийся пылесос»: жжиии! «Пильщики»: пилим со звуком-ссс... «Мотоцикл»: завели мотор и поехали: р р р! и рь рь рь! «Сорока сплетница»: передать услышанную сплетню дальше: трр! трр! трр-трр! трр-трр-трр!.. трата-та-та-та!… трата-та-та-та!…   

Ощущается резкое движение диафрагмы? Хорошо. Только не пытайтесь управлять ею (втягивая внутрь или выпячивая). Она сама делает движения, такие, какие указаны ей природой. Цель данных упражнений – разогреть  мышцы дыхательного аппарата, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать определенные советы:

· не занимайтесь в душной, пыльной, непроветренной комнате;

· вдыхайте воздух только через нос, выдыхайте через рот бесшумно;

· при вдохе не набирайте слишком много воздуха; вдохнуть надо столько, сколько нужно для упражнения;

· следите за тем, чтобы во время упражнения плечи и ключицы при вдохе не поднимались, при выдохе не опускались;

· старайтесь дышать свободно, равномерно и незаметно, избегая судорожных толчков в дыхании. Руки, кисти рук, шея и все тело свободно и спокойно.

 «Слово в жизни и на сцене»

Свободное звучание голоса. Основные свойства голоса: высота, сила, тембр (окраска) и диапазон. Главной задачей в работе над голосом должно стать сознательное овладение правильным звучанием природного голоса:

· во- первых, легкое, без напряжения голосовых связок, течение звука на всевозможных для данного голоса высотах;

· во - вторых, свободный переход голоса из одного регистра в другой;

· в - третьих, владение силой и изменением темпа голоса.

Воспитание чувства атаки. Атака, или начало звучания - это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак: придыхательную, твердую и мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Естественно, сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный, без придыхания или резких толчков звук.    При твердой же атаке, когда связки до начала выдоха слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, «металлическим», малоподвижным. Перенапряженные связки быстро изнашиваются. Для придыхательной атаки характерно начало выдыхания воздуха до того, как сомкнутся связки. Неиспользованный в фонации «дикий» воздух слышится в речи. Голос тускнеет, быстро утомляется.

Чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой, с ощущением резонанса (отзвука) в «маске», рекомендуется ряд упражнений, построенных по типу стона.

Упражнение «Стон».  Стон - это свободный, беспрепятственно льющийся звук. Вообразим, что у нас слегка побаливает горло, или просто ощущается усталость. Стонем на звуке «м». Тихо! Не кряхтеть! При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены. Стон - свободный, «тянущийся», монотонный. Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук свободные. Слегка перекатываем голову: вниз, направо, назад, налево, вниз... Запомните это мышечное чувство свободы (хочется спать). Не дремлет только дыхание. Оно действует - стонет. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину - «центр» голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Подключаем к согласному «м» гласные звуки: и, э, а, о, у, ы. Ммм И ммм Э ммм А ммм О ммм У ммм ы..., а теперь «стонем» со звуком «б» или «д».

Произносим на стоне целые фразы: «Мам, мам, меду нам». «Ах, больной я, ай-ай-ай! Молока мне, ма


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.219 с.