Критерии и показатели оценки выступления — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Критерии и показатели оценки выступления

2020-06-05 167
Критерии и показатели оценки выступления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зрительное восприятие: Внешний вид чтеца. Мышечная свобода. Активность позы. Жесты, мимика, мизансцены.

Слуховое восприятие: Свобода звучания голоса.  Дикционная четкость. Культура произношения. Интонирование. Тембрирование. Темпо-ритмическое разнообразие.

Учёт и специфика исполняемого материала: Сохранение формы и чувство слова в стихе. Органическая жизнь в стихе.

Сценическое действие: Выход и уход со сцены. Контакт и общение. Видения и отношения. Сквозное действие и сверхзадача. Степень эмоционального воздействия. Логическая перспектива.   Художественная перспектива переживаемого чувства.

«Логика речи и художественное чтение»

Если дикция и орфоэпия учат правильно произносить буквы, слоги и слова в их различных сочетаниях, то логика речи учит законам произнесения целых предложений.

Задача логической речи – наиболее точно и ясно передать мысль, ее словесное содержание. В логической речи важно уловить не скрытый под словами подтекст, а закономерности произнесения самого текста. Уметь грамотно, логически правильно донести до партнера или слушателя авторскую мысль – значит, создать прочную основу для словесного взаимодействия, заготовить тот рисунок, на который можно потом наносить краски. В жизни человек не следит за своей речью: и паузы, и ударные слова появляются произвольно. На сцене приходится следить за речью и отмечать паузы, поднятие голоса и ударные слова. Каждое отдельное предложение делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Смысловые группы называются речевыми тактами.  В каждом речевом такте есть слово, которое должно быть выделено повышением, понижением или усилением голоса - это логическое ударение. Выразительные особенности живой разговорной речи неисчерпаемы, и, в то же время, индивидуальны. К общим закономерностям устной речи относятся такие, как выявление и расстановка логических ударений и логических пауз, воспроизведение интонационных, мелодических и логических моделей речи, овладение логической перспективой слова, фразы, периода мыслей, части и всего произведения. Все эти компоненты логики речи взаимосвязаны и тренируются в единстве с учетом анализа всего произведения.

Логическое ударение является ярким интонационным средством воздействия, подчеркивания важного в высказывании - именно это, именно столько и тогда-то происходило или произойдёт именно такое-то действие, обратите внимание на то-то и то-то. В жизни, когда мы говорим свои слова, ударения ложатся сами собой более или менее верно, когда мы пользуемся не своими, а чужими словами, приходится следить за ударениями. Определить главные логические ударения нам помогают законы:

· Закон выделения новых слов, новых понятий. На каждом новом этапе развития основной мысли появляются и новые слова, новые понятия - новое действующее лицо, предмет, явление, которые непременно должны быть отмечены ударением, чтобы остановить на них внимание слушателя.

· Закон выделения противопоставляемых и сопоставляемых понятий. Отметим, что сопоставление - это тот случай, когда ряд событий, суждений не противопоставляются друг другу, а как бы сосуществуют для выявления отличия друг от друга.

· Закон сравнения. То, с чем сравнивается образ, на основании чего сравнивается, одно с другим - признак; ярче того, с чем сравнивается - предмет. В словосочетании, состоящем из двух существительных, обязательно ударение принимает то из них, которое стоит в родительном падеже: порыв ветра, натиск бури.

«Но мысль ужасная здесь душу омрачает.

 Среди цветущих нив и гор,

 Друг человечества печально замечает,

 Везде невежества убийственный позор».   (А. С. Пушкин)

  В многословном понятии, выраженном несколькими словами, выделяется только последнее слово: Коллектив театра имени Фёдора   Волкова.

Прилагательные при существительном не принимают на себя ударение

«Блестя на солнце, снег лежит». (А. С. Пушкин)

а) прилагательные выделяются, когда стоят после выделяемого слова,

б) при сопоставлении,

в) прилагательные без общих признаков принимают ударение на каждое из них (добрая, красивая, молодая женщина).

·   Закон выделения перечисляемых слов. Перечисляя факты, описывая события, приводя доводы, мы помогаем слушателям понять логику развития мысли, действия, борьбы. Перечисления играют роль усилителя речи. Следует учитывать, если не владеть своим голосом, то звук стремится к повышению, тогда как умение понижать тон голоса на ударном слове, придает речи уверенность, убедительность, внутренний покой и силу. Для подчеркивания главного ударения используют также изменения высоты тона, темпа речи (замедленное произношение), паузу перед ударным словом (иногда  после него).

«Гармоническое урегулирование степеней соотношения силы ударений выделяемых отдельных слов, и создают звуковые планы, дают движение, жизнь, перспективу фразам, и такое соотношение называется градацией ударения. Существенную роль в словесном действии играют и эмфатические (эмоциональные) ударения, продиктованные идеей, сверхзадачей, подтекстом».  («Здравствуйте!» // Бирман С. Труд актера. М., 1939. С.50).

Речевые такты отделены друг от друга различными остановками – логическими паузами. Паузы бывают: соединительные (между речевыми тактами и между предложениями в куске) и разделительные (между эпизодами и кусками). Расстановка пауз – приём членения (разделения) на речевые такты. Место, характер и продолжительность пауз обуславливается разными причинами. Прежде всего общим смыслом высказывания и его грамматическим строем логико-грамматические паузы, грамматические – на месте знаков препинания, логические – основанные всецело на смысловом моменте. Неправильная расстановка логических пауз ведет к бессмыслице. 

Психологические, эмоциональные паузы вызываются причинами эмоциональным характером, помогающие исполнителям донести мир мыслей, чувства героя, выявить подтекст роли, обнародовать внутренний монолог действующего лица, его взаимоотношения с другими персонажами. Ритмические паузы, вызываемые особенностями формы произведения, должны быть также логически, эмоционально оправданными. Физиологические паузы рождаются состоянием организма изображаемого лица, трудностью мыслить, физической слабостью после интенсивных движений (бег, борьба). Они способствуют раскрытию характера действующего персонажа.

     Длительность пауз зависит от важности, глубины, законченности, сути и смысла высказываемого. По продолжительности паузы бывают: очень короткими (люфт-паузы – для  выделения важного слова); более длительными (между словосочетаниями или предложениями, связанными по смыслу) и еще более длительными - разъединительными (между смысловыми и сюжетными кусками).

   После освоения упражнений по технике речи, педагог обращает детей к литературному тексту, который необходим для проверки и закрепления приобретенных навыков. От простых предложений, скороговорок и чистоговорок они переходят к более сложным текстам, и, наконец, к произведениям художественной прозы и поэзии.

 С этого момента техника речи сочетается с решением творческих задач выразительного чтения и ораторского мастерства.

«Логическая перспектива». Наиважнейшим признаком действенности речи является ее логика. «Логика» – «1оgos» – в  переводе с латинского, означает «смысл», следовательно, «логика речи» – это  выявление смысла речи. Умение выявить и выразить в творческом процессе мысль автора, его идейный замысел – основа речевого действия. Речевое действие как существенная часть сценического действия и подчиняется общим законам жизни актера на сцене.

Эти законы открыты и сформулированы  К.С. Станиславским: сверхзадача, сквозное действие, перспектива, подтекст, кинолента видений, внимание, восприятие, оценка, отношение, действие и противодействие.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.