Возникновение фотомеханических процессов — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Возникновение фотомеханических процессов

2020-06-02 214
Возникновение фотомеханических процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вo Франции первым иллюстрированным фотографиями изданием стал альбом «Египет, Нубия, Палестина, Сирия» (вверху). Фотографии для издания предоставил Максим дю Кан, сопровождавший Флобера в его путешествии по Востоку в 1849-1850 гг., а размножила отпечатки печатня Бланкар-Эврара. Снимки порой ругали, не очень справедливо сетуя на «блеклые тона и монотонную серость»

При всех различиях между ними Толбот и Бланкар-Эврар столкнулись с одинаковыми затруднениями. Первое состояло в слишком высокой стоимости книг и  альбомов с фотоотпечатками в качестве иллюстрации - они стоили куда дороже, чем книги с гравюрами и литографиями, потому что каждый снимок надо было  отпечатать, обрезать и наклеить, все это вручную: ремесленничество какое-то, а не промышленное производство, значит, цена высока и большие тиражи просто невозможны. Еще одна неприятность – неустойчивость отпечатков. Она сильно беспокоила в середине 1850-х гг. круги, имеющие отношение к фотографии: слишком быстро блекнувшие и выцветавшие снимки, нередко плохо пропечатанные, да и приклеенные некачественным клеем, как в альбоме «Солнечные картинки в Шотландии», выпущенном печатней Толбота, не только отталкивали клиентуру, но и отпугивали потенциальных инвесторов.

Тяготы, переживаемые из-за этих недостатков, подталкивали к поиску других методов тиражирования фотографий, более удобных в работе и, значит, более пригодных для устройства печатных предприятий и более надежных, прежде всего в том, что касается качества отпечатков, которые не должны были меняться со временем. Будущее как будто бы принадлежало фотомеханическим процедурам, под которыми понималось воспроизведение снимков способами наподобие гравюры или литографии. Во Франции такие процедуры разрабатывали в 1851 - 1854 гг.: Шарль Негр и Эдуар Балдю, в Австрии Пауль Преч предложил фотогальванографию и попытался, с очень умеренным успехом, выйти с этим методом на английский рынок… Сам Фокс Толбот в 1858 г. взял патент на «фотографическое гравирование» и лишний раз убедился в своей неудачливости - и этот метод коммерциализировать он не сумел... Едва ли не все упомянутые фотографы, впрочем, участвовали в конкурсе, проводившемся в 1857 г. благодаря герцогу де Люйне, любителю искусства и фотографии, и под эгидой Французского общества фотографии. Победитель должен был предложить методику получения наиболее устойчивых - "неизменяющихся" - отпечатков, предпочтительнее принадлежащую к разряду фотомеханических процедур. Награду получил десятью годами позже француз Альфонс Пуатевен за свой угольный процесс. Одобрение его метод заслужил потому, что отпечатки и в самом деле получались стойкими (то есть «неизменяющимися»), а также за эстетические качества: особенно хорошо выглядели густые черные пятна, так что методика привилась и стремительно распространилась. Англичанин Суон вскоре (патент 1864 г.) несколько усовершенствовал методику Пуатевена, и в последующие годы на угольную печать перешли самые крупные фотоиздательства.

Адольф Брон сумел прославиться за очень малое время: впечатляло бесспорно высокое качество фотопродукции его предприятия, использовавшего угольную технологию и специализировавшегося на репродукциях произведений искусства. Мастера Брона снимали экспонаты едва ли не всех крупных европейских музеев, предпочитая пейзажи и панорамы, но в то же время создали замечательную серию очень живописных фотонатюрмортов.

Шарль Негр разработал фотомеханическую процедуру, которая позволяла получать отпечатки «великолепной четкости и внушительных размеров» (вверху - репродукция скульптуры Прео «Молчание»). Однако жюри конкурса, организованного герцогом де Люйне, сочло методику слишком сложной и отказало Негру в награде. Но невнимание жюри другому методу представленному как «вудбуритипия», удивляет, хотя этот процесс Томаса Вудбури пользовался немалым успехом. Пусть иногда отпечатки, полученные по методике Вудбури, были слишком контрастными и потому казались грубыми, все же обычно качество бывало высоким, пример чему – иллюстрации к сочинению Джона Томсона "Уличная жизнь в. Лондоне».

Жюри Французского общества фотографии проявило редкую прозорливость: в самом деле,все фотомеханические процедуры, разработанные после 1865 г. строились на основе методики Пуатевена. Начиная с этого года в качестве книжных иллюстраций все чаще применялись не фотоотпечатки, а отпечатки с клише, изготовленные с помощью различных фотомеханических методов, что заметно понизило цены на иллюстрированные издания и способствовало соответствующему росту тиражей таких изданий. Наиболее распространенным фотомеханическим методом стала вудбуритипия, созданная в 1865 г. с этим процессом много работали в 1870-1880 гг. - франции торговый дом "Гупиль" в своих коммерческих операциях пользовался термином «фотоглиптия» - и это несмотря на немалую сложность метода, но впоследствии вудбуритипию постепенно вытеснила коллотипия, последняя в ряду фотомеханических технологий, созданных после 1860 г. Альберт объявил о ее создании в 1868 г., и тогда новинка казалась не более чем вариантом разработок Пуатевена. Те же методики послужили отправной точкой для начавшихся в 1870-х гг. поисков способа получения цветных фотоотпечатков: Альберт создал свой первый цветной коллотип в 1874 г. в Вене, а чуть позже Видаль изобрел фотохромию, объединив хромолитографию с вудбуритипией.

Фотоиллюстрации в газетах

Затруднения, сильно мешавшие внедрению фотоиллюстраций в книгоиздательское дело, еще острее переживались издателями газет и журналов, которым невозможность просто переносить фотографии на печатные полосы казалась нестерпимой несправедливостью. И все же немало фотографов работало на периодические издания. Хотя газеты изредка печатали иллюстрации с фотоснимков еще с начала 1840-х гг., но по-настоящему фотоиллюстрации в периодических изданиях укоренились лишь с начала 1860-х гг, когда все чаще и чаще под иллюстрацией значилось: «с фотографии»- такая пометка, среди прочего, давала знать, что иллюстрация притязает на некую особенную точность.

До 1890-х тт. столь прискорбное положение вещей поневоле терпели, несмотря на отдельные робкие попытки поправить дело: так, Шарль Жильо разработал процедуру непосредственного включения фотоотпе- чатка в газетную полосу. Изощренные эксперименты были не по силам периодическим многотиражным изданиям и редко увенчивались успехом. В «Арт Юнион» с тиражом в 7000 экземпляров один из калотипов Толбота был напечатан еще в июне 1846 г.

Газетные граверы выполняли изображения по фотографиям или на дереве (с. 119 внизу), или на цинке (цинкогравюра). С конца 1870-х гт. применялся прием «деревянной пленки»  гравер переносил фотоизображение не на промежуточный рисунок, а сразу на доску.

В 1850-х и 1860-х гг. профессиональные издания, посвященные фотографии («Фотографик Арт Джорнал», «Люмьер», «Фотографик Ньюз», "Фотографик Магазин»), при случае знакомили читателей с одним или несколькими снимками. Опыты эти, однако, слишком часто оставались ограниченными и скупыми; правда в США «Фотографик энд Файн Арт Джорнал» регулярно печатал фотоизображения.

Издания более специальные, в частности некоторые научные журналы, использовали фотоснимки с 1850 г. цена в них прежде всего верность воспроизведения. Издания, репродуцировавшие произведения искусства и археологические находки, начиная с конца 1850-х п: обращались к фотографии все чаще и в самых разных европейских странах: Бельгии, Нидерландах, Германии, Франции. Можно назвать «Газетт де Без Арт», «Археологише Цайтунг» и др. Медики, особенно во Франции, тоже начиная с 1860-х гг. иллюстрировали фотографиями свои периодические издания, а с 1869 г. регулярно выходило фотообозрение парижских больниц - «Ревю фотографик дез опито де Пари».

Туризм и виды дальних стран

«Так, значит, вы снова собрались в Италию? Наконец-то! Если вам при случае попадутся фотографии известных древностей или картин […] покупайте… увозите все, на что только сумеете наткнуться, произведения искусства или пейзажи, людей или зверей», - писал живописец Милле одному фотографу в 1865 г.

С начала 1850-х п: фотография на бумаге вторглась на рынок литографии, которая господствовала в области воспроизведения панорамных видов, памятников, пейзажей, жанровых сценок, репродукций произведений искусства.  Развитие средств сообщения способствовало росту туризма, переживавшего во второй половине XIX в. настоящий расцвет и сопровождавшегося повышенным спросом на виды и ответным предложением фотоснимков. Этот «фотографический ведутизм» охватил прежде всего страны так называемого Большого тура - Грецию и Италию, да и все Средиземноморье тоже. В Италии с 1850-х г. наблюдается рост числа местных фотомастерских, хозяева которых рассчитывали зарабатывать прежде всего на элитном туризме: в Риме работали Молинз и Альтобеллии, которые прославились своими видами руин; во Флоренции вскоре утвердились братья Алинари, и их предприятие вскоре стало самым крупным на полуострове: оно печатало, в частности, виды исторических памятников и репродукции произведений искусства, предпочитая живопись из галереи Уффици. Но особенно ожесточенное соперничество разгорелось в Венеции между студиями Понти, Брезолини, Найя, Перини и множеством прочих в 1870 г. на площади Сан-Марко красовалось более 25 витрин, принадлежащих разным фотографам. Местным мастерам составляли конкуренцию приезжие и иностранные фотографы: в Неаполе в одном из крупнейших ателье распоряжался некий Зоммер, немец из Франкфурта, а в Риме британцы Джеймс Андерсон и Макферсон стали известны своими крупноформатными снимками окрестностей города.

Греция тоже не оставалась в стороне, особенно Афины, где в 1850-е г. заметнее прочих казались ателье Маргаритиса, Константину, Зангаки, Моретеса, хотя работы разных мастеров часто мало различались между собой: но части они снимали исторические памятники, и фрагменты Акрополя. В Оттоманской империи, в странах расширенного Большого тура (а это Турция, Сирия, Ливан, Палестина, Египет) тоже возникают фотомастерские: особенно много их появилось после 1860 г. Поначалу они принадлежали европейцам - среди них немец Раубах, не доехавший до дому, возвращаясь с Крымской войны, или англичанин Робертсон, гравер, делавший медали для султана, а потом открывший первое фотоателье в Константинополе.

К концу 1860-х гг. среди фотографов уже насчитывалось немало коренных жителей, и доля их росла: в их ряду, например, портретисты братья Абдулла, ставшие официальными фотографами султанов, а также снимавшие всех видных гостей Константинополя, или же Паскаль Себах и П. Бергхайм, устроившиеся в Иерусалиме… Однако самым крупным ателье в регионе в 1870-е г. был торговый дом "Бонфис", основанный в Бейруте в 1867 г. французом Феликсом Бонфисом. Сам Бонфис вместе с женой и сыном объездил всю Османскую империю и снял множество исторических памятников и природных ландшафтов. Через четыре года после основания предприятие Бонфиса могло похвастаться внушительным каталогом, содержавшим 15 000 снимков и 9000 стереоскопических пластинок, на которых были представлены «диковины всего Востока».


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.