По специальности 030301.65 — «Психология» — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

По специальности 030301.65 — «Психология»

2020-06-02 112
По специальности 030301.65 — «Психология» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Работа допущена к защите                                   студентки VI курса заочного отделения

«___» _________ 20 г.                                       факультета психологии

Зав.кафедрой к.п.н., доцент                                     

___________

 

              Научный руководитель:

                                                                                                

 

 

Москва 20

Оглавление:

 

Введение. 3

Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования. 6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. 6

1.2. Проблема формирования связной речи у детей с задержкой психического развития. 15

1.3. Изучение специфики коррекционного обучения детей с задержкой психического развития формам связной речи 21

Глава II.  Констатирующий эксперимент и его анализ. 26

2.1. Организация исследования. 26

2.2. Анализ результатов исследования связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития. 35

Глава III. Содержание коррекционной работы по формированию связной речи у шестилетних детей с задержкой психического развития. 39

3.1. Теоретические основы формирующего (обучающего) эксперимента. 39

3.2. Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития. 47

3.3. Контрольный эксперимент и его анализ. 55

Заключение. 59

Список используемой литературы.. 63

Приложение.


Введение

Актуальность исследования. В современной науке особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушение речи сопровождаются другими отклонениями психического развития. В связи с этим одной из актуальных проблем является проблема нарушения речи и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности у детей с задержкой психического развития.

Проблема формирования связной речи детей с задержкой психического развития актуальна, т.к. формирование речи влияет на развитие познавательной деятельности и на совершенствование устной речи детей данных категорий, что повышает их уровень общего развития.

В дошкольный период происходит общее развитие ребенка. Как известно, важнейшей предпосылкой развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности. В связи с этим методологической основой изучения нарушения речи у детей с задержкой психического развития являются современные представления о формировании их связной речи. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи.

Известен ряд работ, раскрывающих особенности речевого развития детей с задержкой психического развития. Исследователи отмечают отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского творчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н. Ю. Борякова, Е. Ф. Соботович), слабую речевая активность, бедность и недифференцированность словаря (А. Д. Кошелева, С. Г. Шевченко и др.).

Однако в литературе недостаточно данных о развитии связной речи шестилетних детей с задержкой психического развития, что и определяет актуальность нашего исследования.

Проблема исследования: Недостаточная разработанность технологии развития связной речи у шестилетних детей с ЗПР.

Объект исследования: шестилетние дети с задержанным развитием.

Предмет исследования: особенностиформирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР вербально-коммуникационными методами.

Гипотеза исследования: Связная речь детей с задержкой психического развития будет формироваться быстрее при условии применения описания сюжета картины как одного из эффективных методов развития связной речи и мышления.

Цель исследования: Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционного обучения, направленного на формирование связной речи путем использования специальных упражнений и заданий по анализируемым картинам. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

2) выявить уровень связной речи у шестилетних детей с задержкой психического развития;

3) разработать и апробировать содержание коррекционной работы по формированию связной речи у шестилетних детей с задержкой психического развития;

4) определить эффективность коррекционной работы по формированию связной речи у шестилетних детей с задержкой психического развития на занятиях.

Методологической и теоретической основой исследования явились: положения общей и специальной психологии о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), о системном подходе к анализу речевых нарушений (Р.Е. Левина, В.И. Лубовский), положения о гуманизации интегративных процессов, о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, У.В. Ульенкова).

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе квалификационного исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым – наблюдение за детьми, эксперимент, процесс обучения, воспитания по разработанной системе, контроль за эффективностью проводимых коррекционных развивающих мероприятий и оценка их результатов, статистические методы обработки материалов.

Теоретическая значимость исследований определялась тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях психического развития шестилетних детей с задержкой в развитии и установить взаимосвязь особенностей формирования связной речи детей с использованием специальных заданий.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и в определении коррекционно-развивающей работы, способствующей формированию связной речи путем использования специальных упражнений и заданий, развивающих логико-грамматическое структурирование, что в конечном итоге совершенствует их познавательную деятельность, коммуникативные возможности.



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.