Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития

2020-06-02 172
Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности работы по формированию связной монологической речи на занятиях по картинам обуславливались спецификой этого вида обучения рассказыванию. С одной стороны, наглядные образы картины облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз – высказываний, с другой – при составлении связного рассказа по картине отсутствует опора на готовый языковой материал и определяемую сюжетом последовательность событий.

Обучение детей рассказыванию по картинам мы начинали после проведения серии занятий по описанию предметов и пересказу литературных произведений, который проводился с использованием иллюстрации. При передаче внешнего облика персонажей картины, предметов окружающей их обстановки дети могли использовать навыки, полученные ими на занятиях по описанию конкретных предметов и игрушек, а также языковые средства образной характеристики, усвоенные на занятиях по пересказу.

Рассказыванию по сюжетным картинам предшествовала специальная подготовительная работа. Она состояла из упражнений в составлении предложений по отдельным сюжетным картинам с изображением простых действий. Такие упражнения проводились либо на специальных занятиях, либо включались в другие занятия.

Для упражнений использовались сюжетные картинки двух видов. К первому виду мы отнесли картинки, где можно было выделить субъект и выполненное им действие. Например: а) Мальчик бегает, Самолёт летит; б) субъект – действие – объект (Девочка читает книгу).

Картинки, которые мы условно отнесли ко второму виду, содержат изображения одного или нескольких персонажей и чётко обозначенного места действия.

По картинкам дети учились составлять предложения следующей структуры: субъект действия – действие – место действия / орудие действия. Например: Ребята играют в песочнице. Девочка катается с горки на санках.

Занятия по обучению рассказыванию по картине, направленные на формирование связной монологической речи детей, проводились в следующей последовательности.

1.  Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах общего, знакомого детям сюжета. К таким картинам относятся: “Летом в парке”, “Зимние развлечения” из серии “Времена года” (под редакцией А.Н. Ероховой, О.И. Соловьевой) и др. Многофигурные, многоплановые картины дают возможность составления коротких законченных рассказов первоначально по отдельным фрагментам. Это облегчат детям задач последующего составления связного рассказа по картине в целом.

2. Составление рассказов – описание по сюжетным картинам, где на первый план выступает изображение места действия, обстановки, предметов, события, определяющих тематику картины. Например: “Ледоход”, “Мост через реку” из тематической серии (О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой). При работе с этим видом картин задачи усложняются. Для составления рассказа детям необходимо установить связь между предметами изображенной обстановки и персонажами картины, понять действие персонажей.

3. Рассказывание по сериям сюжетных картин с последовательным использованием серии картин, достаточно подробно изображающих развитие сюжета: а) серии картин (не более 3-4), изображающих отдельные и ключевые моменты действия; б) серии картин с пропуском какого-либо звена. Например: использованием серии картин по сюжетам В.Г. Сутеева.

4. Составление рассказа по отдельной сюжетной картине с домысливанием и воспроизведением событий, предшествующих изображенному на картине и последующих.

5. Описание пейзажной картины (картины “Зима”, “Весна” из картинного материала В.А. Езикеевой).

Каждый из пяти разделов обучения включало от 3 до 6 занятий с использованием 2 – 4 картин одного вида. Такое построение системы обучения с последовательным использованием нескольких картин одного вида, на наш взгляд, способствует более прочному овладению детьми навыками рассказывания, а также практическому усвоению определенных грамматических форм и синтаксических конструкций.

Несмотря на особенности каждого вида занятий, определяемые спецификой наглядного материала, все они включали ряд общих элементов. Проводилась подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение и пересказ литературных произведений по соответствующей теме), разбор содержания картины, обучение детей составлению рассказа и анализа детских рассказов.

В задачи разбора содержания картины входило: определение места и времени изображенного действия; выделение и характеристика действующих лиц и наиболее существенных предметов окружающей обстановки. Дети должны были разобраться во взаимоотношениях персонажей, уяснить пространственные, атрибутивные и другие соотношения предметов. При разборе картин 2-4-го видов детям необходимо было понять и воспроизвести в своих ответах изображенные события в их временной и причинно – следственной взаимосвязи. С учетом особенностей детей этой работе уделялось большое внимание.

При обучении детей составлению рассказа использовались следующие основные методические приемы: образец рассказа по картине или отдельной ее части; наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказов по фрагментам картины, коллективное составление рассказа детьми. Для развития направленного восприятия речи педагога, логического мышления, формирования смысловых, понятийных обобщений использовались дополнительные методические приемы, рекомендуемые в современной литературе: прием совместных действий, придумывание названия к картине, использование жизненных впечатлений детей, связанных с изображенными на картине событиями.

В процессе занятий было установлено, что переход от описания картины в форме отдельных высказываний к составлению связного, последовательного, логически законченного рассказа представляет большие трудности для детей с задержкой психического развития. С учетом этого обучение связному рассказу по картине строилось следующим образом. Вначале дети упражнялись в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам.

Во время работы по картинам второго вида и позднее большое внимание уделялось развитию у детей навыков планирования рассказа. На начальном этапе проводилось коллективное составление плана будущего рассказа. Детям задавались вспомогательные вопросы: “О чем мы будем говорить вначале?”, “О чем нужно сказать дальше?”, “Чем мы закончим рассказ?”, с указанием на соответствующие фрагменты картины. Затем преподаватель на основе высказываний детей составлял единый план.

В целях более успешного овладения детьми навыками связного последовательного изложения применялись и некоторые другие приемы. Например, один ребенок составлял рассказ по плану педагога, а другой по ходу рассказа указывал на пропуски и ошибки в последовательности изложения. Использовались различные игровые приемы, способствующие активизации внимания, восприятия, зрительной памяти, что имеет существенное значение в процессе обучения рассказыванию по картине.

В числе таких приемов были:

1) игра – упражнение “Кто больше увидит?” (дети называют изображенные на картине предметы указанного цвета и назначения, сделанные из того или иного материала). Цель игры: развивать у детей внимание, формировать умение описывать предметы указанного цвета и назначения.

2) Игра – “Кто лучше запомнит” (дети должны вспомнить какие действия выполняют различные персонажи картины). Цель игры: развивать у детей память, формировать воспроизведение действий, выполняемых различными персонажами картин.

3) Игра – упражнение “Кто самый внимательный” (используя картину, дети поочередно заканчивают предложения, начатые логопедом, нужным по смыслу словом). Цель игры: формировать связные речевые высказывания, развивать логическое мышление, умение творчески закончить предложения с опорой на предметные картинки.

Работа с картинами проводилась по подгруппам, организуемым в зависимости от уровня сформированности у детей связной фразовой речи, навыков рассказывания, степени выраженности аграмматизмов, что во многом определялось клинической формой речевого нарушения (различные формы дизартрии) и дифференцировались по числу занятий с картиной, соотношению структурных элементов занятия вспомогательным приемам обучения рассказыванию.

Остановимся на некоторых особенностях построения занятий по многофигурной многоплановой картинке.

По каждой картине проводилось два-три занятия. Первое посвящалось разбору содержания картины и проходило в вопросно – ответной форме. На втором занятии дети переходили к описанию отдельных фрагментов картины. Первоначально такое описание состояло из 2-3 простых предложений типа субъект – предикат-место/орудие действия. Например: Ребята катаются на лыжах. Они катаются с горки. Один мальчик упал в снег. Затем дети переходили к составлению более развернутого описания – из4-5 предложений – в виде небольшого рассказа, включающего характеристику персонажей. Например: Две девочки и мальчик катаются на коньках. Девочки одеты в куртки. У одной девочки куртка зеленая, а у другой – ораньжевая. Мальчик взял с собой на каток собаку. Она побежала по льду и упала.

Работая с первыми (одной – двумя) картинами, дети учились составлять рассказ, отвечая на вопросы педагога, затем, когда же был накоплен некоторый опыт, они делали это самостоятельно, по предваряющему плану педагога. Заключительная часть занятий по каждой многофигурной картине отводилось на составление связного рассказа по всей картине или по двум – трем фрагментам, в зависимости от состава подгруппы. В ряде случаев детям предлагались не сложные задания творческого характера, например: придумать, что предшествовало действию изображенному на картине, или что последовало за ним. При анализе составленных детьми рассказов обращалось внимание на ошибки в передаче содержания, в последовательности изложения, в употреблении отдельных слов и построении фраз – высказываний.

Коррекционная работа в процессе формирования связной монологической речи детей на занятиях по картинам проводилась по следующим основным направлениям:

1) работа по формированию грамматически правильной речи (овладение детьми определенными грамматическими закономерностями языка, нормами употребления ряда слов);

2) развитие фразовой речи детей. При этом предусматривалось практическое устранение навыков построения и использование в речи различных типов синтаксических конструкций. Работа с картиной представляет для этого больше возможности;

3) обогащение словаря, прежде всего глагольной лексики, слов-определений, некоторых устойчивых словосочетаний

Работа по указанным направлениям состояло в следующем. Те или иные грамматические формы отрабатывались в ходе вопрос-ответной беседы по содержанию картины и затем закреплялись в самостоятельных рассказах детей.

Большое внимание уделялось работе над усвоением форм множественного числа существительных, глаголов и прилагательных, а также сопоставлению единственного и множественного числа указанных частей речи. В процессе работы с картинами уделялось внимание формам согласования прилагательных с существительными в роде и падеже. На начальном этапе (по картинам 1-го – 2-го вида) обращалось внимание на согласование глаголов с существительными в числе, а на последующих этапах - и на согласование в роде.

Значительное место отводилось практическому усвоению детьми норм глагольного управления (словосочетаний с прямыми и косвенными дополнениями, а также словосочетаний типа сказуемое – обстоятельства места, выраженное формами родительного, дательного и предложных падежей существительных (гуляют в парке, стоят у реки, едет по дороге)).

 Помимо беседы по содержанию картины для отработки определенных грамматических форм мы использовали специальные упражнения. Так, для усвоения падежных форм существительных давалось упражнение на составление фраз с опорой на картину (“Составьте предложение со словом на коньках, на санках, во дворе, на катке”). При этом внимание детей фиксировалось на грамматической форме слова. Затем дети упражнялись в составлении предложений по слову, данному в нейтральной форме (коньки, санки, кататься) путем ее изменения. В последнем случае использовались образец и подсказка начального слова фразы. В задачи работы по развитию связной речи входило: научить детей отвечать на вопросы распространенными законченными предложениями. К числу основных видов синтаксических конструкций относится: а) конструкции, образуемые путем распространения начальной структуры за счет добавления одного структурно-семантического звена (Дети гуляют в парке. Ребята играют на участке); двух – трех структурных звеньев (Мальчик залезает по лесенке на горку. Бабушка вяжет носочки для внука); б) конструкции с переходными неполнозначными глаголами (Трактор везет прицеп с сеном. Мальчик собирает грибы); в) структуры аналогичные предыдущим, но с включением слов-определений (Мальчики стоят на высоком берегу); г) конструкции с “обратным” порядком слов (По реке плывет катер. По дороге едет машина).

Словарная работа преследовала цель обогащения активного словаря детей. Введение в словарь новых слов и словосочетаний определялось конкретным содержанием картины или серии сюжетных картин. При описании пейзажной картины уделялось внимание уточнению названий видов и предметов ландшафта (луг, поляна и т.п.), использованию ярких определений, сравнений и других средств образной выразительности (земельный ковер, пушистый снег, стройные березы и др.).

Изучение формирование навыков рассказывания по картине у детей наблюдаемой группы показало эффективность проводимой работы. В процессе занятий дети успешно обучались, самостоятельно или с небольшой помощью составлять рассказ по картине, связно и последовательно передавать изображенные события, использовать полные распространенные предложения. Было отмечено, что занятия, проводимые в игровой форме, с использованием коллективных методов работы, яркого и выразительного картинного материала, способствуют активизации внимания и речевых проявлений детей.

Сочетание занятий по картинам с другими видами обучения рассказыванию, целенаправленная коррекционная работа по формированию различных сторон речи детей на этих занятиях способствуют развитию навыков связной монологической речи. В большинстве случаев у детей отмечалось положительная динамика показателей овладения навыками самостоятельного рассказывания (адекватность высказываний поставленной речевой задачи, связность и последовательность изложений, уменьшение числа пропусков важных смысловых звеньев и др.).

Важно отметить, что предварительная отработка с детьми определенных грамматических форм и других языковых средств с последующем использовании их в самостоятельных рассказах по картине способствует их лучшему практическому усвоению. С другой стороны, это создает благоприятные возможности для формирования связных монологических высказываний на основе грамматически правильной речи.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.