Комплекс физических упражнений для занятий на местности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Комплекс физических упражнений для занятий на местности

2020-05-10 211
Комплекс физических упражнений для занятий на местности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная часть. После 6-8-минутного отдыха, обходимого для восстановления сил, руководитель проверяет технику бега каждого юного ориентировщика. Ребятам предлагается поочередно пробежать несколько раз в среднем темпе отрезок длиной 50-60 м. В ходе выполнения задания руководитель отмечает в блокноте наиболее грубые и часто повторяющиеся ошибки ребят в беге - для дальнейшего их устранения в ходе последующих занятий.

Затем, выстроив группу в шеренгу, руководитель показывает на середине контрольного отрезка (это позволяет всем видеть его спереди, сбоку, сзади в момент демонстрации) технику бега ориентировщика. Контрольный отрезок руководитель пробегает дважды - в среднем и несколько замедленном темпе.

Далее он объясняет ребятам особенности техники бега ориентировщика. Содержание беседы вкратце сводится к следующему.

Правильная техника бега во многом определяет результат в летних соревнованиях по ориентированию. Бег по пересеченной местности требует от спортсмена не только хорошей координации движений, выносливости, силы, быстроты, но и умения гибко видоизменять длину и частоту шага с учетом особенностей пробегаемого отрезка.

На твердых, хорошо проходимых участках дистанции техника бега ориентировщика незначительно отличается от техники бега стайера. Отличие состоит в основном в меньшем угле сгибания рук в локтевых суставах и меньшей длине шага. Низко опущенные руки позволяют спортсмену легче сохранять равновесие при беге по неровному грунту. Укороченный шаг (незначительное удаление маховой ноги от общего центра тела) дает ориен-тировщику возможность быстрее реагировать на любые сразу не замеченные им препятствия при постановке стопы на грунт (ямки, торчащий сучок, камень) и вовремя изменить направление движения, сохранить равновесие.

В момент бега ногу ставят на землю с наружной стороны свода стопы, с последующим распределением веса тела на всю ее площадь. При этом корпус спортсмена несколько наклонен вперед, руки слегка согнуты в локтях. Правильный толчок опорной ноги осуществляется за счет полного ее разгибания во всех суставах (голеностопном, коленном, тазобедренном), энергичного выноса бедра маховой ноги вперед-вверх, а также активного движения рук, обеспечивающих сохранение равновесия при беге. Дыхание - ритмичное, через рот и нос, с небольшим усилием при выдохе.

Техника бега на труднопроходимых участках (заросших, с мягким и вязким грунтом), а также на подъемах и спусках имеет свои отличительные особенности. Труднопроходимые отрезки дистанции спортсмены преодолевают более укороченными шагами, сохраняя при этом относительно высокую скорость за счет увеличения их частоты. При беге в гору уменьшают длину шага, увеличивают угол сгибания рук в локтевых суставах и наклон туловища в сторону подъема. Наклон туловища и длина шага находятся в прямой зависимости от крутизны склона: чем круче склон, тем больше угол наклона туловища и короче шаг. Относительно стабильная скорость бега при подъеме сохраняется за счет повышения темпа движения (частоты шагов).

Бег на пологих и небольших по крутизне спусках характеризуется, наоборот, некоторым увеличением длины шага, изменением положения туловища и рук. Такие участки дистанции используют для увеличения скорости движения, расслабления мышц, восстановления дыхания. В момент бега под гору туловище выпрямляют, руки для большего сохранения равновесия значительно разгибают в локтях и периодически, с целью расслабления мышц, опускают полностью вниз, дыхание более глубокое с акцентом на выдохе. Длина и частота шага на таких отрезках дистанции чаще всего зависит от его проходимости.

На сложных спусках техника бега видоизменяется в зависимости от их крутизны и протяженности. На крутых и коротких склонах спортсмены, чтобы сохранить равновесие и несколько уменьшить возрастающую скорость поступательного движения, отводят туловище назад, ставят опорную ногу более напряженно с пятки, относительно уменьшают длину шага и несколько увеличивают угол сгибания рук.

Крутые склоны большой протяженности проходят укороченным семенящим шагом, опорную ногу ставят также с пятки, при этом значительно увеличивают наклон корпуса назад. Чтобы уменьшить нагрузку на опорно-двигательный аппарат и погасить скорость поступательного движения, ориентировщики периодически изменяют направление своего движения по склону, пробегая часть спуска зигзагообразно.

По окончании беседы и после повторного показа руководителем техники бега группа приступает к разучиванию его элементов. Бег проводится на контрольном отрезке в медленном темпе, с акцентом на правильное выполнение каждого движения, возвращение на старт - спокойным шагом. Для закрепления отдельных элементов техники бега ребятам периодически предлагают упражнения: бег с высоким подниманием бедра и забрасыванием голени назад, имитация бега движением рук на месте, ходьба с выпадами вперед, пружинящая ходьба.

В конце занятия можно провести небольшое соревнование на лучшую технику бега. Бег проводится в медленном темпе, оценивается только техника его исполнения. Судьями выступают сами ребята: они оценивают технику бега совместно с руководителем, записывают замеченные ошибки.

Занятие 52 (закрепление навыка техники бега, развитие выносливости)

Подготовительная часть (разминка). Ходьба обычная, ускоренная, с переходом на спортивную и легкий бег. Смешанный бег, с ускоренной ходьбой. Бег с перемещением левым боком, правым боком и с изменением направления. Беговая разминка для мальчиков- 700-900 м, для девочек-500-600 м.

Упражнения в движении по кругу. 1. И. п.-правая рука вверху, левая внизу. Маховые движения со сменой рук. Повторить 10-12 раз. 2. И. п. - руки согнуты в локтях перед грудью. Попеременные рывки назад локтями и прямыми руками. Повторить 6-8 раз. 3. Круговые вращательные движения рук вперед, назад. Повторить 10-12 раз. 4. Наклоны туловища вперед на каждый шаг, с касанием пальцами руки носка одноименной ноги. Повторить 6-8 раз.

Упражнения на месте. 1. И. п.-руки на поясе; Наклоны туловища вправо, влево, вперед, назад. Повторить 5-6 раз. 2. Приседание на полной ступне. Повторить 6-8 раз. 3. Легкие прыжки на левой и правой ноге, с расслаблением мышц рук и маховой ноги. 4. И. п.- ноги на ширине плеч, руки <в замке> над головой. <Рубка дров>. Повторить 6-8 раз, 5. Пружинистое покачивание в выпаде. Повторить 6-8 раз на каждой ноге. 6. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра - 15 шагов каждой ногой. 7. Семенящий бег по кругу с расслаблением - 50-60 м.

Основная часть. Объяснение и показ руководителем основных моментов техники бега ориентировщика (положение туловища, рук, маховой и толчковой ноги) на месте и в движении на контрольном отрезке. Поочередное пробегание юными ориентировщиками 2-3 раза контрольного отрезка в среднем темпе, с акцентом на правильное выполнение всех элементов техники бега (после каждой попытки-минутный отдых).

Затем - 3-5-минутный разбор замеченных руководителем ошибок. Наиболее часто встречающиеся из них: слабый вынос маховой и неполное выпрямление в коленном суставе толчковой ноги; недостаточный или слишком сильный наклон туловища; скованное движение рук в момент бега. Методические приемы для устранения обнаруженных ошибок могут быть следующие.

1. При слабом выносе бедра: а) ходьба, бег с высоким подниманием бедра, на месте, в движении, с хлопками под маховой ногой; б) бег вверх по склону незначительной крутизны; в) выполнение различных упражнений, направленных на укрепление мышц бедра.

2. При неполном выталкивании опорной ногой: а) многоскоки; б) прыжки на левой и правой ноге на дальность; в) ходьба в выпаде, пригибная ходьба, ходьба и бег вверх по склону средней крутизны с полным выпрямлением толчковой ноги.

3. При скованном движении рук: имитация бега движением рук на месте с постепенным увеличением амплитуды их движения.

Подводящие упражнения, направленные на устранение тех или иных недостатков в технике бега кружковцев, проводятся в виде игры, обеспечивающей нужный эмоциональный настрой и интерес ребят.

Например, можно провести игру на доставание бедром маховой ноги натянутой веревки. Группа разбивается на команды, состоящие из приблизительно одинаковых по росту ребят. Участники каждой команды выстраиваются в шеренгу с интервалом друг от друга не менее 1 м. Руководитель с помощником натягивают перед играющими веревку, а кружковцы в движении шагом на месте стараются коснуться ее коленом. Высоту веревки от земли постепенно увеличивают. Упражнение можно выполнять в шаге на месте и с небольшим продвижением вперед. Время выполнения каждого упражнения-не более 15 с, интервал для отдыха- 1 мин. Упражнения можно делать и в парах, в этом случае вместо веревки ребята касаются маховым бедром руки товарища.

Можно также предложить ребятам игру <Кто дальше>- многоскоки, т. е. преодоление как можно большего расстояния за 3, 5, 7 шагов (выполняется на мягком грунте).

По окончании упражнений, на которые отводится 10-15 мин времени урока, бег в среднем темпе с чередованием ходьбы.

В конце основной части-игра в пионербол (15 мин).

Заключительная часть. Легкий семенящий бег с расслаблением мышц верхнего плечевого пояса, ходьба, упражнение на восстановление дыхания и расслабление. Разбор и подведение итогов занятия.

Занятие 53 (закрепление навыка техники бега, развитие выносливости)

Подготовительная часть. Ходьба и бег в различных сочетаниях.

Общеразвивающие упражнения в движении. 1. Попеременные маховые движения руками, прямыми руками вверх-вниз. Повторить 10 раз. 2. Круговые вращательные движения вперед-назад. Повторить в каждую сторону по 10 раз, 3. И. п. - руки в стороны на уровне плеч. Рывки прямыми руками назад. Повторить 10 раз. 4. И. п.- руки на поясе. Попеременные наклоны туловища влево-вправо. Повторить 16 раз.

Упражнения на месте. 1. Приседания на полной ступне. Повторить 10 раз. 2. И. п. - основная стойка, руки на поясе. Пружинистые покачивания в выпаде вперед. Повторить 6-8 раз, 3. И. п.-упор присев. Выпрыгивание вверх - с поворотом на 90°, 180°, 270°. Повторить 6-8 раз. 4. Семенящий бег по кругу - 1 мин.

Основная часть. Бег средней интенсивности, чередующийся с ускоренной ходьбой, с акцентом на правильное выполнение элементов техники бега (бег 200 м, ходьба 150 м) - 15 мин. Общеразвивающие упражнения на расслабление и гибкость-6 мин.

Упражнения со скакалкой: прыжки на двух ногах со сменой ног через 3 мин. Бег под уклон 50-60 м. Возвращение обратно широким шагом с акцентом на полное выталкивание стопой-6 мин. Имитация бега движением рук на месте с постепенным ускорением - 1 мин. Бег в различных скоростных сочетаниях: 20 с-быстро, 20 с - вполсилы, 20 с - медленно (3 серии c интервалом для отдыха между забегами-2 мин). В <Салки> парами в ограниченном квадрате размером 30Х30 м-5 мин. Игра в пионербол - 10 мин.

Заключительная часть. Упражнения на восстановление дыхания и на расслабление. Подведение итогов занятия.

Занятие 54 (развитие общей физической подготовки, топографической памяти)

Подготовительная часть. Ходьба. Смешанный бег. Общеразвивающие упражнения в парах. 1. И. п.- лицом друг к другу, руки прямые на плечах партнера, расстояние между носками ног 1,5 м. Пружинистые наклоны вперед. Повторить 8-10 раз. 2. И. п. то же. Попеременные движения туловища вперед-назад, с сопротивлением движению партнера. Повторить 8-10 раз. 3. И. п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе, туловище наклонено вперед. Разгибание туловища с преодолением сопротивления рук партнера, которые находятся на плечах. Повторить 6-8 раз. 4. И. п.-упор присев, руки на бедрах. Преодолевая сопротивление рук партнера, находящихся на плечах, подняться вверх. Повторить 8-10/раз. 5. И. п.-спиной друг к другу, ноги на ширине плеч, руки сцеплены в локтях. Приседание на носках. Повторить 6-8 раз. 6. И. п.- ноги на ширине плеч, руки на плечах партнера. Поочередное выпрыгивание вверх с преодолением сопротивления рук партнера. Повторить 6-8 раз. 7. Передвижение (10 м) на руках с помощью партнера, поддерживающего ноги (<тачка>). 8. И. п.-стоя лицом друг к другу. Левая нога партнера в твоей правой руке (хват снизу), правая твоя нога в левой руке партнера. Прыжки вверх на носках с медленным перемещением влево-вправо. Повторить 8-10 раз. 9. И. п.-упор лежа, ноги в руках партнера. Отжимание 6-8 раз. 10. <Чехарда>- 1 мин.

Основная часть. Руководитель показывает кружковцам контрольную карту с десятью - шестнадцатью КП и предлагает ребятам поочередно запомнить в течение 15 с местоположения КП, а затем - после выполнения физических упражнений - нанести их на свою карту за время, не превышающее 1 мин. Ниже приводятся примерные упражнения для выполнения данного задания.

КП-1 - челночная ходьба пригибным шагом. КП-2 - челночный бег с забрасыванием голени назад, 50 м. КП-3 - прыжки влево приставным шагом, 30 м. КП-4 -. отжимание, 10 раз. КП-5 - прыжки приставными шага- 1 ми, 30 м. КП-6-бег в среднем темпе, 2 мин. КП-7- отжимание, 10 раз. КП-8-пружинящая ходьба, 150- 200 м. КП-9-<чехарда>, 2 мин. К.П-10-прыжки на левой и правой ноге, 60 м. КП-11 -игра в салки на ограниченном квадрате 30Х30 м.

По окончании игры ребята самостоятельно проверяют выполненное задание с помощью контрольной карты.

Игра в пионербол - 10 мин.

Заключительная часть. Легкий семенящий бег, ходьба. Упражнения на расслабление и дыхание.

Подведение итогов занятия.

Занятие 55 (развитие общей выносливости, топографической памяти)

Подготовительная часть. Ходьба. Смешанный бег. Общеразвивающие упражнения - 10 мин.

Основная часть. Руководитель выдает ребятам карты и просит их перенести с контрольной карты не менее десяти КП. Кружковцы запоминают ситуацию КП-1, и группа начинает совместный бег. Через 100- 150 м ребята останавливаются, выполняют 5-6 общеразвивающих упражнений и затем вычерчивают в течение 1 мин на листе бумаги ориентиры, образующие данный КП. Затем полученный результат сверяют с картой и вносят изменения или дополнения шариковой ручкой другого цвета. Те же задания на КП-2, 3, 4 и т. д. Бег проводится в различных скоростных сочетаниях, чередуется с ходьбой. Время на выполнение упражнения - 35 мин. В конце кружковцы сдают подписанные листки руководителю.

Игра в футбол по упрощенным правилам. Заключительная часть. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания. Подведение итогов занятия.

Игры на местности

Спортивные и подвижные игры способствуют укреплению здоровья и правильному физическому развитию ребят, содействуют формированию у юных ориентировщиков жизненно важных двигательных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. С помощью игр успешно развиваются скоростно-силовые качества, быстрота, ловкость, выносливость.

Практическое проведение игр руководитель строит с учетом состава группы, физической подготовленности занимающихся, метеорологических условий, характера местности. Последовательность проведения игр следует устанавливать в соответствии с прохождением тем- это облегчает и ускоряет процесс обучения.

Во время игр обязателен акцент на правильность и точность выполнения кружковцами движений; постепенно (по мере усвоения навыков) увеличиваются темп и скорость.

Объяснение игры следует давать кратко и ясно. В ходе объяснения необходимо подчеркнуть: а) название игры, б) принцип размещения играющих на площадке, в) условия проведения игры, г) систему подведения результатов, д) правила игры, е) спортивную направленность игры.

<Булавы> по кругу

Руководитель разбивает группу на две команды и расставляет участников эстафеты на беговой дорожке стадиона через 50 м друг от друга. На старте около капитанов команд лежат по 6-8 <булав> (эстафетных палочек).

По сигналу капитаны команд берут по одной <булаве>, бегут к своим товарищам и, передав им <булавы>, быстро возвращаются назад за следующими. Вторые номера команд также передают <булавы> третьим номерам, после чего возвращаются на исходную позицию для получения других <булав>, и т. д.

Побеждает команда, которая перенесет по кругу все <булавы> первой.

<Кто дальше>

Руководитель разбивает группу на две команды и выстраивает их в две колонны на месте старта.

Все участники поочередно выполняют тройной прыжок. Причем каждый последующий прыжок обязательно выполняется с места приземления предыдущего члена команды.

Побеждает команда, которая преодолела прыжками большее расстояние.

<С кочки на кочку>

Руководитель разбивает группу на две команды. частники каждой из них получают порядковые номеpa. Для каждой команды устанавливают <кочки> (руководитель чертит на земле два ряда кружков диаметром не более 30 см).

По сигналу первые номера команд, прыгая с <кочки> на <кочку>, преодолевают <болото>. За каждого оступившегося участника команда получает штраф в 5 с. После того как первые номера преодолеют <болото>, они быстро возвращаются на старт для передачи эстафеты своим товарищам по команде, которые выполняют то же задание.

Команда-победительница определяется суммарной величиной времени, затраченного на преодоление <болота>, включая штраф за каждого оступившегося участника.

<Переправа через болото>

Руководитель разбивает группу на две команды. Вешками размечается начало и конец <болота>. Команды выстраиваются в две колонны на старте в 15-20 м от линии начала <болота>. Руководитель выдает капитанам команд приспособление для перехода по <болоту> - (два фанерных кружка диаметром не более 30 см).

По команде руководителя капитаны бегут до линии, обозначающей начало <болота>, и, перекладывая поочередно с места на место круги, переходят по ним <болото>, не касаясь земли ногами. Закончив переправу, быстро возвращаются на старт для передачи кружков. Так же действуют следующие участники игры.

Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

<Кто быстрей>

1. Группа разбивается на две команды и выстраивается на старте в две колонны. Руководитель устанавливает для каждой команды барьеры. Высота барьеров начиная от старта постепенно увеличивается, расстояние между ними - 8-10 м.

По сигналу руководителя первые номера команд быстро преодолевают установленные барьеры (туда и обратно), после чего передают эстафету следующим номерам.

Побеждает команда, закончившая барьерный бег первой.

2. Группа разбивается на две команды и выстраивается на линии старта в две колонны. Первые номера команд получают эстафетные палочки. В 25-30 м от линии старта руководитель устанавливает флажок.

По команде руководителя первые номера бегут до установленной отметки, огибают ее и возвращаются назад Для передачи эстафеты вторым номерам, которые выполняют такое же задание, и т. д.

Побеждает команда, закончившая эстафетный бег первой.

3. Группа разбивается на две команды и выстраивается на старте в две колонны. В 30 м от линии старта руководитель устанавливает перед каждой командой препятствие в виде натянутой на высоте 50-60 см веревки или бечевки (длина веревки-10-15 м).

По команде руководителя участники игры должны добежать до препятствия и преодолеть его, сделав в левую сторону прыжок боком через веревку, а в правую - проползая под ней. Всего в одном направлении необходимо 8 раз прыгнуть и 8 раз проползти. Затем обегают препятствие и начинают аналогичные действия в противоположную сторону. Закончив преодоление препятствий, добегают до старта и передают эстафету следующему члену команды.

Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

4. Группа выстраивается на старте в две колонны.

30 м от линии старта руководитель чертит два больших шестиугольника, на каждой вершине которых кладет по предмету.

По сигналу руководителя ребята добегают до своего шестиугольника, собирают с внешней стороны все предметы и быстро возвращаются на старт для передачи их вторым номерам. Те, в свою очередь, возвращают предметы на прежнее место и т. д.

Побеждает команда, которая закончила игру первой.

<Удочка>

Группа выстраивается по кругу. В центре круга стоит водящий с веревкой, на конце которой находится мешочек с песком.

По сигналу руководителя водящий начинает вращать веревку с мешочком-так, чтобы он постоянно касался земли. Игроки перепрыгивают через вращающуюся веревку, стараясь не задеть ее ногами. Задевший веревку выбывает из игры.

Эстафета со сменой способов передвижения

Группа выстраивается в две колонны на старте. В 15 м от линии старта руководитель обозначает место поворота-устанавливает флажок, а затем объясняет частникам способы передвижения на этапах; первый этап-пригибным шагом, второй-прыжками на левой ноге, третий - прыжками на правой ноге, четвертый - прыжками в приседе, пятый - приставными шагами правым боком, шестой - приставными шагами левым боком. Побеждает команда, первой закончившая эстафету. Эстафетный бег из различных стартовых положений Первый этап - из упора присев лицом к старту, второй - из упора лежа лицом к старту, третий - из положения сидя спиной к старту, четвертый-из упора присев спиной к старту, пятый - из упора лежа ногами к старту, шестой - из положения лежа на спине головой к старту.

Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

<Уложи рюкзак>

Группа разбивается на две команды и выстраивается на линии старта в две колонны. На старте размещают вещи (спальник, надувной матрац, сапоги, кружки, миски и т. д.), которые необходимо уложить в рюкзак, находящийся в 30-50 м. Число вещей должно точно соответствовать числу участников игры.

По команде руководителя капитаны команд подбегают к рюкзаку и укладывают в него взятую со старта наиболее подходящую для начала укладки вещь. Затем возвращаются на старт и передают касанием руки эстафету игроку своей команды. Тот выбирает по своему усмотрению какую-либо другую вещь и бежит к рюкзаку. Уложив ее, возвращается для передачи эстафеты и т. д. Последние номера команд, завершив укладку, приносят рюкзак на старт.

Команда-победительница определяется по меньшему времени, затраченному на укладку рюкзака. За каждую вещь, уложенную с нарушением установленной очередности,- штраф в 10 с.

<Попади в корзинку>

Группа разбивается на две команды. Первая образует круг диаметром 10-15 м. В центре круга устанавливают <корзину> (открытый рюкзак, подвешенный на колышках). Участники первой команды получают 6-8 теннисных мячей (или камушков, палочек и т. п.).

За установленное руководителем время (1-2 мин), 1 не сходя с места, нужно забросить все мячи в <корзину>. По истечении этого времени вторая команда считает мячи, оказавшиеся в <корзине>. После чего она выполняет такое же задание.

Побеждает команда, которая имеет на своем счету больше заброшенных в <корзину> мячей.

<Коснись мяча рукой>

Руководитель вместе с кружковцами натягивает между деревьями веревку, к которой подвешены на бечевке 6-8 мячей (или, например, полиэтиленовых пакетов, наполненных опавшей листвой, сухой травой). Группа разбивается на две команды.

Обе команды, перемещаясь по очереди вдоль линии вытянутой веревки (с интервалом в 5-6 м между каждым участником), стараются коснуться в прыжке подвешенных мячей.

Команда-победительница определяется по большему количеству касаний мяча.

<Салки в ограниченном коридоре>

Руководитель разбивает группу на две команды и показывает границы игровой площадки, за которые участники не имеют права выбегать. Первая команда занимает место на площадке, а вторая выстраивается на ее границе.

По сигналу <Марш!> включают секундомер, и вторая команда начинает <салить> игроков первой команды. <Осаленный> игрок делает упор присев и ждет в этом положении окончания игры. Когда <осален> последний игрок, руководитель останавливает секундомер, и команды меняются местами.

Команда-победительница определяется по лучшему времени.

В дальнейшем игру можно усложнить за счет изменения способа передвижения (прыжками на двух ногах или на одной, гусиным шагом).

<Вверх по откосу>*

* Данная игра приводится по книге Г. С. Усыскина и Е. Штейнбука <Туристский игры и соревнования в пионерской дружине>. - Л., 1976.

Эту игру можно проводить на крутом берегу реки или озера. Цель игры - научиться быстро и ловко подниматься по крутому склону. Играют два звена.

Предварительно следует подготовить четыре ведра (или четыре кастрюли) и несколько одинаковых кружек, в зависимости от числа участников. На гребне склона или прибрежного откоса ставят два пустых ведра.

По команде <Марш!> игроки спускаются вниз, черпают кружками воду и быстро поднимаются наверх, чтобы вылить воду в ведро. Задача команд-как можно скорее наполнить ведро водой. Передавать по цепочке кружки не разрешается.

Воздушная переправа на параллельно натянутых веревках

Через речку, обрыв, ров или ровную площадку натягивают одну над другой две веревки. По нижней участник идет, а за верхнюю держится руками. Длина проходимой части-15-20 м. Причем, нижняя веревка находится на такой высоте, чтобы встать на нее было достаточно сложно, чтобы требовалась собственная ловкость и помощь товарищей по команде. Верхнюю веревку натягивают на уровне примерно 1,5 м от нижней. Если веревки натянуты туго, участники свободно проходят этот этап: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Но стоит ослабить веревку, сделать переправу <жидкой>, как все значительно усложняется. Судья следит за тем, чтобы на переправе одновременно находился только один человек. Все участники должны быть предупреждены, что спрыгивать с веревки нельзя, перед соскоком надо сесть на нее. Нельзя ходить по веревке босиком - в обуви с каблуками переправа преодолевается легче.

Если переправа располагается высоко или над рекой, то каждый участник обязательно использует индивидуальную страховку - грудную обвязку через карабин. Карабин закрепляют на репшнуре на расстоянии вытянутых рук от грудной обвязки. При организации переправы особое внимание нужно обратить на вязку узлов при закреплении веревки к дереву. Виды заданий при переправе: движение по веревке с разным натяжением; движение по веревке приставными шагами или движение прямо; движение в обуви без каблуков и с каблуками; влезание на веревку и слезание с нее. (Веревку можно натянуть с небольшим наклоном в какую-либо сторону, тогда степень трудности переправы резко возрастет, особенно при движении вниз.

Учебные соревнования

Необходимым и интересным этапом обучения юных ориентировщиков являются учебные соревнования. Они могут быть самыми разнообразными по целям и содержанию:

Соревнования по условным знакам

Цель соревнований - проверить на практике усвоение условных знаков юными ориентировщиками.

Соревнования могут быть проведены в различных вариантах.

1. Топографический диктант.

Руководитель читает текст, называя те объекты, которые необходимо изобразить условными знаками, а члены кружка во время диктанта вычерчивают названные объекты с помощью условных знаков.

2. Вычерчивание условных знаков на время. Кружковцам дается примерно 15-20 мин, для того чтобы они вычертили условные знаки, которые были изучены в ходе занятий, и указали их название. По истечении установленного времени ребята сдают подписанные листки с изображением знаков, и руководитель проверяет правильность выполнения упражнения и объявляет победителей.

3. Вычерчивание условных знаков в сочетании с физической нагрузкой.

Соревнования проводятся на стадионе или на школьном дворе. Руководитель размечает на местности замкнутую дистанцию в 400-500 м и устанавливает на ней три-четыре КП. На каждом КП он вывешивает общие для всех кружковцев задания, которые необходимо выполнить. Они могут быть, например, такими:

КП-1-вычертить и указать название 10 масштабных, 5 внемасштабных, 5 линейных знаков;

КП-2-составить карту-план размером 5х5 см, используя указанные в карточке знаки;

КП-3-на основе имеющихся в карточке названий - вычертить условные знаки;

КП-4 - определить и записать на контрольном листе названия указанных в карточке условных знаков.

Для участия в соревнованиях кружковцы должны иметь при себе простой карандаш, ластик, тетрадь в клетку. Стартовый интервал - 1 мин.

Соревнования со штрафом по топографии

Цель соревнований - проверить усвоение кружковыми навыка <чтения> местности.

Соревнования можно провести на школьном дворе (как одну из форм привлечения в кружок новых ребят). Руководитель заранее готовится к этим соревнованиям: определяет на территории школьного двора наиболее заметные объекты - точки будущих КП, делает глазомерную съемку местоположения всех намеченных КП и наносит их на карту-эталон.

За 5 мин до начала соревнований руководитель устанавливает на местности КП. Кружковцы с линии старта наблюдают за ним и стараются запомнить местоположение КП. Затем - общий старт. Ребята должны пройти (в пргоизвольном порядке) все КП, записать их номера и вычертить на листе их ориентиры. Закончив работу, нужно вернуться на финиш и сверить свои результаты с картой-образцом. За каждый неправильно опознанный ориентир участников наказывают штрафом.

Результаты соревнований определяют по суммарной величине времени, затраченного на прохождение дистанции, и штрафа за неправильное опознавание ориентиров на местности.

Соревнования в ограниченном <коридоре> Цель соревнований-закрепление навыка <чтения> местности и карты.

1. Разбив группу на две команды, руководитель намечает на небольшом участке карты, ограниченном линейными ориентирами, максимальное количество КП.

За указанное руководителем время нужно установить на местности КП в соответствии с их местоположением на карте. Первая команда устанавливает КП, которые имеют на карте четные номера, вторая - КП под нечетными номерами. Выполнив это задание, команды проверяют друг у друга точность установки КП.

Команда-победительница определяется по меньшей сумме времени, затраченного на выполнение упражнения. За каждый неправильно установленный на местности КП - штраф, равный 10 мин.

2. На небольшом участке местности, ограниченном линейными ориентирами, руководитель устанавливает десять-шестнадцать КП. Затем, разделив группу на две команды, выдает капитанам карты. Команды должны, перемещаясь в <коридоре> в любом направлении, за указанное время найти и нанести на карту максимальное количество КП.

Команда-победительница определяется по наибольшему числу КП, правильно нанесенных на карту.

Соревнования по линейному ориентированию

Цель соревнований-совершенствование навыков <чтения> местности и карты.

Руководитель выдает кружковцам карты, на которых нанесена линия маршрута движения от старта до финиша. Местоположения КП и их число на карте не указаны.

Строго придерживаясь линии указанного маршрута, ребята наносят местоположение всех встречающихся КП на карту.

Победитель определяется по лучшему времени, затраченному на прохождение дистанции, и по точности нанесения КП на карту. За каждые 2 мм ошибки при нанесении КП налагается штраф, равный 1 мин. Соревнования на маркированной дистанции Цель соревнований - определить степень усвоения членами кружка изученных ранее технических приемов.

Сложность постановки КП и длина избираемой трассы должны строго соответствовать физической подготовленности юных ориентировщиков. КП следует располагать на характерных, хорошо читаемых на местности и карте ориентирах (дорогах, тропинках, просеках, полянах и т. д.). Длина дистанции не должна превышать 4 км.

Руководитель выдает участникам соревнований карты с обозначенной на них точкой старта. Ребята стартуют с интервалом в 1 мин, проходят дистанцию по маркировке и наносят на карты местоположение всех встречаемых КП.

Местоположение контрольных пунктов обозначают на карте с помощью карандаша крестом, затем пересечение линий карандаша прокалывают булавкой.

Победитель соревнований определяется суммарной величиной времени, затраченного на прохождение дистанции, и штрафа за каждый неправильно нанесенный на карту КП. Для того чтобы не снизить интерес ребят к соревнованиям, можно на первых порах уменьшить штраф.

В дальнейшем, в зависимости от технической и физической подготовленности кружковцев, условия проведения соревнований могут быть изменены за счет:

а) сложности постановки КП и пересеченности местности; б) условий проведения соревнований. Кружковцам предлагается проходить отрезки дистанции без карты и пользоваться ею только на КП или проходить всю дистанцию без карты и наносить КП только на финише.

Прохождение дистанции по заданию руководителя.

Цель соревнований-совершенствование тактико-технических способов движения.

Руководитель планирует на карте полигона трассу и указывает на ней способ движения от одного КП до другого - с таким расчетом, чтобы участники соревнований использовали строго определенные технические приемы (например: только по рельефу, по азимуту, по контурам, по дорогам или др.).

За отклонение от линии намеченного маршрута (использование другого варианта пути движения) на каждом КП участник наказывается штрафом в 10 мин. Ребята проходят дистанцию парами (один - ведомый, другой-ведущий), поочередно меняясь ролями через каждый КП, и фиксируют на обратной стороне карты время прохождения своего отрезка и ошибки товарища.

Команда-победительница определяется по меньшей сумме времени прохождения дистанции и. полученного штрафа.

Соревнования с промежуточным финишем.

Цель соревнований - совершенствование технических навыков ориентирования.

Соревнования проводятся на укороченных (600-800 м) дистанциях, на которых установлены два-три КП. После разбора и анализа допущенных ошибок-новый старт. За первое место на каждом промежуточном финише унастник.получает 1 очко, за второе-2, за третье -3 и т. д.

Победитель соревнований определяется после прохождения всей дистанции по меньшей сумме очков.

Соревнование по <белой> карте

Цель соревнований - совершенствование навыка движения по азимуту.

Руководитель переносит с контрольной карты на чистый лист бумаги местоположения КП (заранее установленных на местности), старта и финиша, а также направление магнитного меридиана. Участникам соревнований нужно, определяя азимуты и расстояния до КП по <белой> карте, пройти дистанцию в установленном порядке.

Челночное прохождение КП

Цель соревнований - совершенствование навыка выбора пути движения и его реализация на местности.

Руководитель планирует на насыщенной ориентирами местности радиальную дистанцию. Расстояние от точки старта до каждого КП устанавливается не более 200-250 м. На старте юные спортсмены получают карты с нанесенными на них КП.

Ребята выбирают и обозначают на карте два варианта пути движения на КП-1 (исключая азимут). Затем, используя один из вариантов движения, выходят на КП-1 и фиксируют затраченное время, после чего возвращаются по азимуту в точку старта и также записывают время прохождения отрезка. Далее они, используя второй вариант пути движения, находят КП-1, отмечают на карте затраченное время и вновь по азимуту возвращаются в точку старта. Здесь временные показатели прохождения сравниваются. Аналогичное задание выполняют на всех остальных КП.

Победитель определяется по меньшей сумме времени, затраченного на прохождение первого и второго вариантов пути движения и азимутных отрезков.

Соревнования по корректировке карты

Цель соревнований - закрепить навык <чтения> местности.

Руководитель выдает кружковцам карту масштаба 1:10 000, на которой нанесены лишь линейные ориентиры.

За установленное время нужно нанести недостающие ориентиры на карту в пределах ограниченной площади.

Победитель определяется по большему числу ориентиров, правильно показанных на карте за назначенное время.

Рекомендуемая литература

1. Алешин В. М. Карта в спортивном <


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.