Тема 5.Рельеф местности и его изображение на спортивных картах — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 5.Рельеф местности и его изображение на спортивных картах

2020-05-10 351
Тема 5.Рельеф местности и его изображение на спортивных картах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятия 12-14 (обучение юных ориентировщиков чтению и пониманию изображения различных форм рельефа на спортивных картах)

Используя наглядные пособия (см. рис. 8, 9, 10, 11), в доступной для ребят форме и следуя правилу идти от простого к сложному, руководитель объясняет кружковцам, что рельеф местности на спортивных картах изображается двумя различными, но совместно применяемыми способами: горизонталями и условными знаками.

Горизонталь - замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одинаковой высоте над уровнем моря. На картах это линии, которые не только соединяют равные высоты, но и наглядно передают рисунок формы рельефа. Чтобы пояснить, что такое горизонталь, можно воспользоваться следующим примером (ем. рис. 8). На горизонтальной поверхности дна стеклянного ящика сделаем холм из папье-маше или пластилина. На чертеже 1 рисунка 8 пунктиром показана линия соприкосновения холма с дном ящика. Если все точки ее перенести на бумагу, как это сделано на чертеже 2, получим изображение горизонтали. Теперь нальем в ящик слой воды в 5 см. Линия сечения холма поверхностью воды определит положение второй горизонтали (см. чертеж 3). На листе бумаги обе горизонтали будут выглядеть так, как на чертеже 4. Налив в ящик еще слой воды высотой 5 см, получим третью горизонталь. Таким образом изобразим холм горизонталями (см. чертеж 6).

Изображение той или иной формы рельефа с помощью горизонталей целесообразно показать на карте и на увеличенном перспективном рисунке, а также на объемной модели, что поможет ребятам правильнее уяснить передачу трехмерного изображения рельефа (длины, ширины, высоты) на плоскости карты.

Для показа объемной модели руководитель может использовать простейшие наглядные пособия. Например, c помощью небольшого количества влажного песка легко <изобразить> нужные формы рельефа. Не составит особого труда и заготовить из тонкой проволоки необходимое количество <горизонталей>.

Используя полученную модель, а также рисунок рельефа и карту, руководитель объясняет ребятам, что для точной передачи характерных особенностей рельефа местности, в зависимости от назначения карты и ее масштаба, выбирают определенную высоту сечения рельефа, т. е. расстояние между горизонталями по вертикали.

На спортивных картах для изображения очень мелких форм рельефа, имеющих важное значение для ориентирования, используют относительно малую высоту сечения рельефа.

На картах масштаба 1:10000 горизонтали основного сечения проводятся через 2,5 м, а на картах масштаба 1:15000, 1:20000-через 5 м (в отдельных случаях для передачи на карту крупных форм рельефа используют 10-метровую высоту сечения). Например, повышение или понижение рельефа местности от 0 до 5 м на карте 1:10000 отмечается двумя горизонталями, а на карте 1:15000, 1:20000-одной, возвышение или понижение в 15 м будет отражено соответственно шестью и тремя горизонталями. Такая высота основного сечения рельефа считается наиболее удовлетворительной, поскольку позволяет показать горизонталями все формы изображаемого типа рельефа с нужной для соревнований точностью и наглядностью.

При объяснении, что такое высота сечения, замкнутые кольца тонкой проволоки надевают на изготовленную объемную модель рельефа и соответственно ей изгибают. Руководитель просит ребят сосчитать количество горизонталей на объемной модели и определить высоту данного холма, при условии что горизонтали основного сечения проведены через 5 м. Здесь же руководитель обращает внимание учащихся на то, что расстояние между соседними горизонталями характеризует крутизну склона и что ровный склон показывается горизонталями, которые расположены одна от другой через равные промежутки. Крутая сторона склона на карте показывается более близким расположением горизонталей друг к другу, т. е. чем круче склон, тем меньше расстояние между соседними горизонталями.

Для наглядности руководитель может изготовить 2-3 объемные модели холмов одинаковой высоты, но с разной крутизной склонов и на конкретном примере объяснить, как это различие передается на карте.

Следует обратить внимание кружковцев, что в тех случаях, когда мелкие (но важные) подробности рельефа нельзя подчеркнуть горизонталями основного сечения, применяют дополнительные горизонтали. Они проводятся на половине высоты сечения и называются вспомогательными. Например, для карты масштабов 1:20000, 1:15000 вспомогательные горизонтали проводятся через 2,5 м. На карте они изображаются прерывистыми линиями.

Чтобы отчетливее показать юным ориентировщикам принцип применения вспомогательных горизонталей, следует изготовить две разновысокие объемные модели, условно определив высоту большей модели в 15 м, меньшей-в 12-13 м. И на этом примере или ряде других нужно обстоятельно объяснить необходимость применения вспомогательных горизонталей при передаче рельефа на карту.

Продолжая беседу, руководитель объясняет, что для наглядного изображения крупных форм рельефа и облегчения счета горизонталей каждая пятая из них рисуется несколько утолщенно. Поэтому основные и вспомогательные горизонтали при вычерчивании изображают тонкими линиями 0,1 мм, а утолщенные-0,25 мм.

Для того чтобы на карте можно было легко отличить возвышенность от углубления, на отдельных горизонталях перпендикулярно к ним ставят маленькие черточки (бергштрихи), показывающие направление ската. По толщине бергштрих равен горизонтали. В целях лучшего объяснения темы руководитель может с помощью рисунка дополнительно показать учащимся способ изображения рельефа на карте горизонталями.

В заключение руководитель предлагает ребятам ряд вопросов и упражнений, направленных на закрепление пройденного материала. Например: как изображается рельеф на спортивных картах?, что такое высота сечения?, в каких случаях проводятся утолщенные и вспомогательные горизонтали? Вызванные руководителем кружковцы определяют по карте высоту или глубину указанных форм рельефа, а остальные ребята следят по своим картам за правильностью их ответа, чтобы затем сделать свои дополнения и замечания. После того как упражнение выполнено, юные спортсмены могут сделать выкопировку небольших, заранее указанных руководителем участков рельефной карты, на которых в наглядной форме передаются характерные особенности рельефа, и дать количественные характеристики наибольшим и наименьшим высотам выкопированного участка.

Затем руководитель показывает занимающимся перспективные рисунки различных форм рельефа, указывая их размеры, и предлагает ребятам передать точность рисунков с помощью горизонталей на листе миллиметровой бумаги в масштабе 1:10000, 1:15000 или 1:20000.

Для того чтобы облегчить выполнение данных упражнений, руководитель вначале предлагает изобразить с помощью горизонталей простые формы рельефа (холм, яма), последовательно и постепенно усложняя их. Подобный принцип построения занятий, по нашему мнению, обеспечивает лучшее изучение форм рельефа.

После упражнений, основной целью которых была проверка усвоения темы учащимися, руководитель, используя наглядные пособия, объясняет, как с помощью условных знаков на карте могут быть показаны различные обрывы, овраги с обнаженными склонами, промоины, бровки задернованных оврагов, воронки, ямки и ряд других мелких форм рельефа, которые ввиду небольших размеров не могут быть показаны даже вспомогательными горизонталями.

Мелкие формы рельефа принято называть также микроформами. Для спортивных карт подобные микроформы рельефа - ямки, воронки, бугорки, скальные останцы и т. д.- имеют важное значение, так как являются отличными ориентирами. В отдельных случаях для наглядной передачи характерных особенностей рельефа на карте применяют условные знаки совместно с горизонталями. Так, например, четкое изображение обрывистых склонов оврага достигается за счет правильного применения условных знаков и горизонталей. Обрыв оврага изображают цепочкой черточек, а дно оврага показывают с помощью горизонталей.

По окончании беседы руководитель предлагает ребятам зарисовать условные знаки в тетрадь, а также выполнить ряд упражнений, направленных на закрепление темы. Например, показать на карте все элементы рельефа, изображенные с помощью условных знаков, и т. д. Убедившись в том, что упражнения выполнены правильно, руководитель знакомит кружковцев с последовательностью прохождения учебного маршрута; дает подробную характеристику формам рельефа, их элементам и сочетаниям, которые встретятся в начале маршрута; детально описывает местоположение предполагаемого первого контрольного пункта, обращая внимание юных ориентировщиков на элементы рельефа, которые могут быть использованы как основные ориентиры при движении на КП.

Предварительное знакомство с картой перед выходом на учебную дистанцию дает возможность точнее и правильнее понять особенности встречаемых форм рельефа, которые могли бы ускользнуть от внимания кружковцев. Это незначительные по размерам ямки, бугорки, промоины и целый ряд других микроформ рельефа, имеющих важное практическое значение в ориентировании.

Во время движения группы по учебной дистанции руководитель делает необходимые дополнительные пояснения, характеризуя встречаемые формы рельефа, подчеркивая их значение при выборе пути движения.

Например. Место занятий представляет собой овражистое расчленение с высокоразвитой сетью (открытой или слабой залесенности). В соответствии с этим перед руководителем стоит определенная задача: показать кружковцам на ряде примеров, в чем заключается особенность данного рельефа с точки зрения ориентирования. При планировании маршрута движения группы руководитель выбирает его с таким расчетом, чтобы он по возможности, с одной стороны, пересекал все участки местности с наиболее характерными особенностями данного рельефа, а с другой стороны, полностью отвечал физической подготовленности кружковцев.

На практике данная задача решается так. Руководитель подводит группу к месту, где начинается овраг, и дает задание учащимся показать его на карте, затем обращает их внимание на то, что, прорезая почти ровную, очень слабо наклонную местность и постепенно расширяясь с севера на юг, этот овраг имеет сильно разветвленную сеть. Каждый юный спортсмен по своей карте показывает и считает ответвления оврага, после чего группа спускается по промоине на его дно.

По мере продвижения по дну руководитель показывает на карте и местности естественное понижение оврага, переход пологого склона в более крутой, места совместного применения условных знаков и горизонталей а также определяет глубину и ширину оврага в указанных местах. Здесь же руководитель обращает внимание ребят на связь рельефа с другими элементами карты, дает тактико-техническую характеристику использования оврагов при выборе пути движения. При этом он подчеркивает, что сами по себе овраги являются хорошими линейными ориентирами, а их отрожки и промоинки часто используются начальником дистанции для постановки КП. Наличие такого попутного ориентира позволяет спортсмену не только развить нужную скорость при движении на КП, но и с достаточной точностью определить свое местоположение. При построении плана прохождения этапа, если КП находится в одном из отрожков, спортсмен должен учитывать, что бег по верху оврага с тактической стороны более выгоден, так как дно и склоны его часто бывают завалены буреломом и заросшими крапивой, кустарником. К тому же дождливая погода перед соревнованиями или в день их проведения может создать дополнительные трудности при движении по дну или склону оврага.

Закончив объяснения, руководитель разбивает ребят на группы по 3-4 человека, каждая из которых получает индивидуальное задание. Например: первая и вторая группы движутся по левой стороне оврага, третья и четвертая - по правой. По команде руководителя каждая из групп дает подробную характеристику указанным им элементам рельефа. Убедившись в правильности выполнения упражнений, руководитель постепенно усложняет задание как за счет сокращения времени на чтение карты, так и за счет увеличения скорости движения группы. Дальнейшее индивидуальное совершенствование практических навыков в чтении рельефа проводится на последующих занятиях в форме увлекательных игр и упражнений. В заключение руководитель подводит итоги занятия и дает задание на дом.

Домашнее задание 1. Изобразить схематически горизонталями ровный холм высотой в 30 м, 17 м, ширина и длина отвлеченная.

2. Изобразить схематически горизонталями холм с крутым южным (северным) склоном; холм, вытянутый по направлению запад-восток.

3. Сделать выкопировку определенного участка рельефа карты.

Занятия 15-17 (закрепление у юных ориентировщиков практического навыка чтения рельефа)

Занятия начинаются с повторения пройденного материала. На основе наглядных пособий (рельефные карты, рисунки рельефа, разноплановые и разновысокие объемные модели) руководитель напоминает ребятам способы передачи рельефа на спортивную карту. В ходе беседы он еще раз обращает их внимание на то, что рисунок горизонталей на карте достаточно правильно передает очертание формы рельефа, его положение и направление на местности. Количество горизонталей, показанных на карте, определяется прежде всего высотой или глубиной представленных форм рельефа на местности. Чем выше холм или глубже котловина (яма, овраг), тем большее число горизонталей потребуется для изображения данной формы рельефа на карте.

Расстояние между горизонталями характеризует крутизну склона. Более пологий склон разделяет соседние горизонтали между собой на значительное расстояние, и, наоборот, там, где склон круче, они как бы стремятся приблизиться друг к другу. Для изображения на карте очень крутых склонов, резких нарушений рельефа или его форм, незначительных по своим размерам, применяют специальные условные знаки.

Объяснения руководителя должны обязательно сопровождаться обстоятельным показом всех форм и элементов рельефа на наглядных пособиях. Заканчивая беседу, он предлагает учащимся выполнить ряд упражнений, направленных на повторение и закрепление пройденного материала. Например: прочитать на карте указанные формы рельефа, т. е. определить их длину, ширину, высоту (глубину); вычертить произвольно горизонталями формы рельефа (масштаб 1:15000, 1:20000, высота сечения 5 м): холм ровный, подковообразный, вытянутый с крутыми или пологими скатами, овраг узкий с промоинами, овраг с обрывистыми склонами; показать на карте места совместного применения горизонталей и условных знаков.

Более тщательно проверку полноты усвоения темы руководитель может осуществить, дав кружковцам задание изготовить из песка объемные модели. Это упражнение позволяет ребятам лишний раз применить на практике полученные знания и умения, а руководителю определить, насколько прочно усвоили они материал. Как правило, учащиеся, плохо усвоившие сущность передачи рельефа на карту с помощью горизонталей, допускают значительное количество грубых ошибок при изготовлении объемных моделей. Эффективность вышеуказанного задания можно повысить, поручив ребятам проверить друг у друга правильность выполнения объемных моделей, разумеется контролируя их.

Разбор и анализ выполненных упражнений завершается подготовкой группы к выходу на учебную дистанцию. Занимающиеся получают карты (с нанесенной на них трассой) и совместно с руководителем приступают к чтению пути движения на КП-1.

В ходе движения группы по учебной дистанции руководитель дает краткую характеристику встречаемым формам рельефа, с обзорных точек показывает характерные элементы рельефа, линии положения горизонталей на местности, различные элементы рельефа, используемые начальниками дистанции для постановки КП. Он указывает ребятам на связь рельефа с другими элементами карты, подробно объясняет и показывает нужные технические приемы, используемые ориентировщиками при движении по тем или иным формам рельефа.

Приводим примерное содержание практической части занятий. (Разумеется, в содержание занятий и в последовательность изложения материала в каждом конкретном случае руководителем могут быть внесены необходимые изменения и дополнения.) Подойдя с группой к холму и предварительно выяснив, насколько точно кружковцы определили свое местоположение, pyкoводитель дает краткую характеристику данной форме рельефа с точки зрения ориентирования. <Холм - возвышенность, начальная линия его превышения над окружающей местностью называется основанием (или подошвой), боковые стороны-скатами (склонами), высшая точка - вершиной>.

Холмы крупных размеров с крутыми склонами, лежащие на пути движения спортсмена, заставляют его уклоняться в сторону от линии направления движения. В ориентировании эти холмы часто называют преграждающими или рассеивающими ориентирами. Различные мелкие элементы холма, микроформы рельефа, камни, а иногда места резкого изменения изгибов горизонталей и крутизны склона используются начальниками дистанции для постановки КП. Крупные холмы являются заметными и надежными ограничивающими ориентирами, поэтому движение в направлении к таким холмам по азимуту или сопутствующим ориентирам может быть приближенным (грубым) с последующей корректировкой своего местоположения в непосредственной близости от них.

Холмы же небольших размеров являются надежными сопутствующими ориентирами, позволяющими спортсмену с необходимой точностью контролировать свои действия по карте.

Мелкие и внемасштабные холмики - точечные ориентиры - в силу своих незначительных размеров часто используются начальниками дистанции для постановки КП. Выход на них, особенно в сильно залесенной местности, представляет значительную сложность, поэтому движение по азимуту на данные ориентиры должно быть очень точным и аккуратным.

В ходе коллективной работы с группой руководитель проходит (частично) по линии основания холма, по той части подошвы, которая содержит в себе дополнительные ориентиры (микроформы рельефа, местные предметы и т. д.), дающие возможность отчетливее показать кружковцам проложение данной горизонтали на местности, а затем приступает к определению точек проложения последующих горизонталей по склону холма.

Эта задача может быть решена несколькими способами. Решение ее во многом упрощается при достаточной насыщенности склона холма мелкими ориентирами. Эти ориентиры, лежащие на линии горизонталей или в непосредственной близости от них, могут использоваться для прослеживания на местности каждой последующей горизонтали.

В тех случаях, когда склоны холма (пологого) обеднены ориентирами, переход на смежные горизонтали может быть выполнен на основе измерения по карте расстояния между ними и отложения на местности соответствующего отрезка шагами. На крутых склонах эту задачу целесообразнее решить за счет поэтапного определения высоты сечения рельефа на глаз. Делается это так. На склоне мысленно отмечают точку, находящуюся на. уровне глаз, после чего, переместившись на установленную отметку, вновь выполняют с нее аналогичные действия, и т. д.

Другими словами, зная свой рост до уровня глаз, зрительно откладывают необходимое количество отрезков по высоте склона из такого расчета, чтобы их суммарная величина равнялась сечению рельефа, т. е. 5 м. Вполне естественно, что работа, связанная с определением точек проложения горизонталей на отдельных участках склона, обязательно чередуется с движением по горизонтали - траверсом. Поэтому руководителю вначале необходимо объяснить и показать, как выполняется данный прием.

В момент движения по горизонтали спортсмен должен стремиться сохранить установленную высоту, т. е. в ходе перемещения по склону не подниматься и не опускаться, контролируя точность горизонтального хода по карте с помощью встречающихся ориентиров впереди, сверху и снизу. Как правило, данный прием используется ориентировщиками в том случае, если КП расположены на одной или близлежащей горизонтали и прямое пересечение рельефа невыгодно из-за сильной крутизны склона.

В ходе постепенного перемещения по склону холма ребята на практике, под контролем руководителя, закрепляют указанные приемы, сообразуя их применение с учетом конкретной обстановки. На вершине холма, с лучших точек обзора, руководитель показывает различные мелкие формы рельефа, а также местные предметы, которые могут быть использованы как ориентиры, следит за тем, как юные спортсмены определяют последующие формы рельефа, лежащие в поле видимости по линии движения группы, дает им краткую характеристику. Например.

Хребет-возвышенность, постепенно поднимающаяся в одном направлении. Граница соединения его двух верхних скатов является линией водораздела.

Лощина - постепенно опускающееся в одном направлении углубление. Нижняя граница слияния ее скатов является линией водослива.

Хребет и лощина на карте представляют собой внешне схожий рисунок горизонталей, вытянутый в одном направлении. В случае отсутствия на карте указателей направления скатов отличить одну форму от другой помогут ручьи и речки, бегущие по дну лощин, а также образующиеся, как правило, в местах понижения заболоченные участки или водоемы. Хребет и лощина являются линейными ориентирами, если их направление совпадает с линией движения спортсмена, и преграждающими, если приходится пересекать их.

Седловина - участок местности, образуемый в районе Соединения склонов и двух соседних вершин. В противоположные стороны от седловины отходят две лощины. Данная форма рельефа позволяет спортсмену достаточно точно определить свое местоположение на карте и потому часто используется начальниками дистанции для постановки КП.

Котловинка - небольшое углубление; нижняя ее точка называется дном, боковые стороны - скатами. Котловинка, как и холм, показывается на карте системой замкнутых горизонталей, отличить их друг от друга можно лишь по указателю направления скатов (бергштриху). При обозначении холма этот указатель располагается на внешней части горизонтали, при обозначении котловинки - на внутренней.

Котловина (яма) - ориентир, позволяющий быстро восстановить свое местоположение на карте. В то же время россыпь ямок, сконцентрированных в районе КП, может значительно осложнить его поиск. Даже малейшая небрежность в движении по азимуту вынуждает спортсмена долго кружить в лабиринте этих углублений, заглядывать в поисках КП в каждую ямку. Только точность и аккуратность в определении расстояний и азимута избавит спортсмена от ошибок.

В ходе дальнейшего движения по учебной дистанции руководитель детально знакомит кружковцев с вышеперечисленными формами рельефа, органически увязывая эту работу с чтением всех элементов карты. В заключение подводятся итоги занятия и дается задание на дом.

Домашнее задание 1. Сделать выкопировку рельефа по маршруту учебной дистанции (ширина полосы 2 см).

2. Сделать выкопировку рельефа по всему полю карты и расставить КП на вершинах, в ямках, лощинах, промоинах,седловинах.

3. Изобразить схематически горизонталями яму, холм, хребет с двумя вершинами, овраг с большим количеством ответвлений.

Занятия 18-19 (закрепление навыка чтения рельефа)

Занятия начинаются с повторения пройденного материала. Задавая вопросы, охватывающие весь пройденный материал, руководитель выясняет, насколько хорошо ребята его усвоили. В частности, указывая на карте различные формы рельефа, он предлагает занимающимся выполнить по ним объемные модели и, наоборот, используя объемные модели, вычертить соответствующие формы рельефа (в указанном масштабе).

В зависимости от подготовленности группы, от того, как быстро кружковцы справляются с поставленной задачей, можно несколько усложнить упражнения за счет введения дополнительных условий, например: ограничить время на чтение карты и изготовление объемной модели; увеличить расстояние между точкой нахождения контрольной карты и местом изготовления объемной модели; после чтения рельефа на карте выполнить ряд физических упражнений и лишь затем объемную модель (т. е. добиться, чтобы юные ориентировщики некоторое время <подержали> в памяти форму рельефа). Как показывает практика, подобные упражнения не только развивают пространственное представление и воображение ребят, но и помогают лучше настроить группу на предстоящую работу.

Теоретическая часть занятий завершается подготовкой к выходу на учебную дистанцию. Кружковцы получают карты, руководитель объясняет задачу, стоящую перед ними: в ходе движения по маркированной дистанции (длина 3-4 км, восемь - десять КП) нанести на карту местоположения КП и линию дистанции.

По команде руководителя группа начинает движение по учебной дистанции. После прохождения двух-трех КП руководитель показывает юным ориентировщикам контрольную карту, на которую нанесены профиль пройденной части дистанции и КП, а ребята находят допущенные ошибки. После небольшого разбора группа продолжает движение.

Постоянный контроль за действиями учащихся по мере прохождения дистанции позволит руководителю своевременно определить группу лидеров и отстающих, помочь этим последним преодолеть возникшие затруднения, а также полнее провести разбор и анализ проделанной работы. Если район соревнований имеет четкие границы и несложные формы рельефа, маркированную дистанцию желательно заменить заданным направлением.

В конце занятия руководитель делает небольшой разбор учебного соревнования, дает задание на дом.

Домашнее задание 1. Сделать выкопировку рельефа из учебной карты.

2. На рельефной карте поставить восемь-десять КП.

3. По памяти перенести поочередно ситуацию каждого КП на чистый лист бумаги (время на запоминание каждого КП - 30-40 с).

Тема 6. Чтение карты

Занятия 20-22 (выработка у юных ориентировщиков навыка беглого чтения карты).

Полученные знания по предыдущим темам Должны обеспечить ребятам соответствующую техническую подготовленность к моменту проведения данных занятий. Для повторения пройденного материала руководитель может предложить кружковцам составить небольшие карты-планы с применением определенного минимума изученных условных знаков.

В ходе выполнения упражнения руководитель обращает внимание ребят на ошибки, которые могут быть допущены при вычерчивании карты-плана. Затем он обходит учащихся, проверяя правильность и точность выполнения задания, и предлагает им вновь сделать несколько типичных упражнений на время, с другим подбором условных знаков.

Например: на месте старта раскладывают 6 пронумерованных разнотипных карточек, содержащих определенное количество условных знаков, и такое же количество чистых, заранее разделенных на 6 квадратов (каждый квадрат не более 6х6 см) листов миллиметровой бумаги, наклеенных на картон. Перед кружковцами ставится задача: по команде руководителя пробежать до указанной им вешки (40-50 м), обогнуть ее, быстро вернуться на место старта и здесь приступить к изготовлению карты-плана (в квадрате, соответствующем номеру карточки) с использованием указанных условных знаков. Время на выполнение всего упражнения не более 2 мин. По истечении этого времени по команде ребята вновь бегут до указанной вешки, возвращаются на старт и приступают к решению следующего задания в порядке возрастания номеров в карточках. И т. д.

В ходе выполнения подобных упражнений руководитель может предоставить широкий простор инициативе и фантазии своих подопечных, а именно предложить им выполнить аналогичные задания, самостоятельно выбрав по памяти условные знаки для изготовления карты-плана. Анализ упражнений позволяет руководителю оперативно выявить количество условных знаков, использованных ребятами при составлении плана.

Данные упражнения можно видоизменять. Например: на старте кружковцы смотрят в течение 10-15 с карточки или рисунок местности, а затем после прохождения дистанции рисуют карту-план по памяти.

Далее юные ориентировщики проверяют выполнение упражнений и решают задачи, связанные с определением расстояний (визуально и с помощью линейки компаса) до различных элементов карт-планов. Подобный порядок занятия помогает ребятам восстановить в памяти полученные ранее знания, а руководителю - определить степень подготовленности каждого из них.

Подобные контрольные упражнения перед началом, занятия, направленные на повторение пройденного материала, позволяют руководителю лучше настроить кружковцев на предстоящую работу.

Закрепление навыка работы с картой целесообразнее начать с фронтального чтения определенных ее участков. Указав на карте место общего старта и убедившись в том, что каждый занимающийся точно определил нужную точку, руководитель дает всей группе начальное направление движения. Например: с места старта (южный край карты) продвинуться на 1000 м на север, на 1000 м на запад, на 1000 м на юг, на 1000 м на восток.

Начиная работу с картой в направлении юг-север, руководитель четко называет все ориентиры, которые встретятся по ходу движения, слева и справа, в пределах 160-200 м. Закончив чтение своего маршрута, руководитель передает эстафету путешествия одному из кружковцев. Вся группа следит за правильностью чтения карты, и после двух-трех допущенных неточностей кружковец отстраняется от дальнейшего выполнения упражнения и уступает место следующему товарищу.

Ведущий занятия должен учитывать, что у ребят нет еще твердых навыков чтения карты, и они не всегда могут достаточно точно проанализировать маршрут движения по карте, быстро и доходчиво раскрыть содержание спортивной карты. Для того чтобы облегчить юным ориентировщикам выполнение упражнений, целесообразно работать со специально подобранными картами, где каждый последующий участок содержит в себе больше информации, чем предыдущий, т. е. происходит постепенное усложнение задания.

<Путешествие> по карте заканчивается совместным разбором допущенных неточностей и ошибок. Затем руководитель приступает к объяснению новой задачи, стоящей перед ребятами,- переносу КП с контрольной карты на рабочую. Он также указывает последовательносгь действий; 1) сориентировать рабочую и контрольную карты; 2) установить последовательность прохождения дистанции; 3) внимательно <прочитать> на контрольной карте местоположение старта и постараться запомнить его наиболее выделяющиеся ориентиры; 4) найти на рабочей карте местоположение старта и установить карандаш в точке предполагаемого прокола; 5) не отрывая карандаша от данной точки, еще раз сверить с контрольной картой точность определения места старта; 6) точку старта проколоть булавкой и аккуратно обвести карандашом.

Дальнейшие действия, связанные с переносом КП на рабочую карту, выполняются в такой же последовательности, лишь с той небольшой разницей, что местоположение каждого КП на карте обозначается порядковым номером в соответствии с контрольной картой.

Заканчивая объяснение, руководитель раздает ребятам рабочие и контрольные карты с десятью - двенадцатью КП и на примере трех-четырех контрольных пунктов еще раз показывает и объясняет принцип всех действий, связанных с их переносом. Затем дает команду учащимся самостоятельно приступить к выполнению задания.

Эффективность подобных упражнений можно повысить за счет предварительного чтения и объяснения кружковцами местоположения каждого КП в ходе последовательного переноса их на рабочую карту. Первое пробное выполнение задания целесообразно провести, используя учебные карты, где сложность в постановке каждых двух-трех последующих КП и расстояние между ними увеличивается постепенно. Например, С-КП-1, КП-1-2, КП-2-3 находятся на пересечении тропинок, дорог, расстояние между ними не более 250-600 м, далее несколько КП на хорошо читаемых точечных ориентиpax, контурах, формах рельефа с постепенным увеличением расстояний.

Очень важно на этом же занятии закрепить полученный навык по перенесению КП на рабочую карту с помощью специально подготовленных руководителем игр и упражнений. Приведем примеры двух из них.

1. На плотный картон, соответствующий размеру карты, наклеена с одной стороны контрольная карта с десятью - пятнадцатью КП, с другой - рабочая карта, сориентированная в противоположном направлении к контрольной. Задача: как можно быстрее перенести в порядке прохождения трассы все КП на рабочую карту. Победитель определяется по времени, затраченному на выполнение упражнения, и по точности нанесения КП. Ошибка в 2 мм в определении местоположения КП влечет штраф, равный 1 мин.

2. Кружковцы разбиваются на пары. Первые номера получают рабочую и контрольную карту с шестью-девятью КП. По команде руководителя первые номера выдают контрольную карту вторым номерам на 10- 15 с. По истечении этого времени контрольные карты отбираются, и вместо них вторые номера получают рабочую карту. Задача состоит в том, чтобы за указанное время запомнить один или два КП и перенести их в порядке прохождения на рабочую карту в течение 30 с. Победитель определяется по лучшему времени, затраченному на выполнение всего упражнения (штраф за ошибку тот же).

Последующие занятия строятся на основе совместного разбора ошибок, допущенных при выполнении игр и упражнений, для закрепления навыка по переносу КП на рабочую карту. Анализируя допущенные ошибки, руководитель еще раз указывает на строгую последовательность всех действий, связанных с переносом КП. При этом он подчеркивает, что невнимательность, излишняя торопливость и, как следствие, неправильное определение местоположения КП на рабочей карте практически могут свести на нет все усилия, затраченные на подготовку к соревнованию.

Здесь же целесообразно сообщить ребятам время, которое затрачивают на выполнение данного упражнения спортсмены-разрядники. Это поможет юным ориентировщикам составить более точное представление о своих силах и возможностях на каждом этапе занятий, заставит их серьезнее и настойчивее совершенствовать навыки.

Подготовка к комплексному чтению карты заканчивается заключительным заданием по переносу КП на рабочую карту. С этой целью руководитель раздает карты района предстоящих занятий, а также контрольные карты (из расчета одна контрольная карта на 4 человека). Группа разбивается на команды. Задача, стоящая перед каждой командой, практически повторяется. Разница лишь в том, что в начале занятий кружковцы только <читали> встречаемые ориентиры по линии маршрута движения, а теперь им предстоит поочередно вести группу по маршруту, указанному на карте.

Порядок действий, связанный с решением задачи, может быть построен по следующей схеме. После выполнения ребятами упражнения по переносу КП на рабочие карты руководитель дает задание определить последовательность в прохождении дистанции, например с пункта К на КП-1, затем на К.П-2 и т. д. Целесообразно напомнить занимающимся одно из правил: за нарушение указанного порядка в прохождении трассы участник снимается с соревнований.

Далее руководитель просит одного из участников команды <прочитать> по карте местоположение пункта К. При выполнении задания руководитель должен Обратить внимание ребят на то, что объяснение местоположения КП должно быть подробным, четким. Нужно не просто назвать предполагаемую точку КП, но и дать правильное объяснение его местоположения относительно сторон света, уточнить, каким именно представляется на местности данный КП. Объяснение должно быть таким, чтобы даже на основании словесного описания можно было не только четко представить себе точку местоположения КП, но и найти его на карте.

Участники остальных команд следят за правильностью ответа, дополняют и уточняют объяснение товарища. Безукоснительное соблюдение установленных руководителем требований при выполнении всех упражнений приучит ре


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.