Тема 7. Приемы ориентирования карты — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 7. Приемы ориентирования карты

2020-05-10 240
Тема 7. Приемы ориентирования карты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятия 25-26 (ознакомление юных спортсменов с Приемами ориентирования карты)

Работу по раскрытию данной темы руководитель может построить в следующей методической последовательности.

Задача 1: ознакомить ребят с приемом ориентирования карты по линейным ориентирам.

Руководитель кратко объясняет, что данный прием ориентирования карты применяется в том случае, когда точка стояния ориентировщика находится на одном из линейных ориентиров (тропинка, ручей, дорога и т. д.).

Для того чтобы нагляднее и доступнее показать суть этого приема, руководитель выводит группу на один из линейных ориентиров. Желательно, чтобы вышеперечисленные линейные ориентиры были дополнены другими элементами местности, хорошо читаемыми на карте. Например, рядом с тропинкой - ямка, холм, скопление камней, тропинку пересекает канава и т. д.

Руководитель показывает точку стояния и объясняет, что для ориентирования карты необходимо расположить ее так, чтобы направление ориентира на карте точно соответствовало его направлению на местности. Причем дополнительные ориентиры, находящиеся слева и справа, должны также точно соответствовать своему местоположению на карте.

Сориентировав карту, руководитель дает ребятам задание назвать и показать на ней дополнительные ориентиры, подтверждающие правильность выполненного приема. С целью закрепления полученного навыка руководитель приходит с группой на следующий ориентир и дает задание занимающимся самостоятельно найти свое местоположение и сориентировать карту по линиям местности.

Для того чтобы несколько облегчить поставленную задачу, ребятам задают наводящие вопросы. Например: что представляет собой данный ориентир? Имеет ли он какие-нибудь отличительные особенности, позволяющие быстро и точно найти его на карте? Какие другие дополнительные ориентиры могут быть использованы при решении данной задачи? Для правильного ответа на поставленные вопросы юным спортсменам необходимо сделать подробное описание своего местонахождения, а затем, на основе составленной характеристики, приступить к определению перечисленных ориентиров на карте.

После того как ребята покажут линейный ориентир, на котором они находятся, руководитель дает одному из них задание сориентировать карту. Стоя на тропинке, кружковец разворачивает карту и располагает ее с таким расчетом, чтобы линия направления данного ориентира на ней совпала с направлением на местности.

Затем, проверив правильность проделанной работы, учащийся называет и показывает действительное соответствие местоположения дополнительных ориентиров на карте и местности слева и справа относительно линейного ориентира. Ребята внимательно следят за ответом товарища и делают необходимые замечания и поправки. Для того чтобы члены кружка в достаточной степени усвоили выполнение приема, руководитель дает им несколько упражнений для самостоятельного решения.

Например, место старта - пересечение просек, тропинок и т. д. Руководитель разбивает группу на четыре команды, участники каждой из них получают порядковые номера. Выделив от команд по одному контролеру (помощнику), руководитель отводит каждому одну из имеющихся просек или тропинок. Все помощники получают карту. По команде руководителя первые номера команд бегут по указанному ориентиру к контролерам. Получив от них карту, ориентируют ее и быстро возвращаются на старт для передачи эстафеты вторым номерам команд. Вторые номера, добежав до КП, также ориентируют карту и быстро возвращаются на старт для передачи эстафеты третьим номерам, и т. д. После того как команды закончат выполнение упражнения на одной просеке или тропинке, они меняются местами, и так до тех пор, пока каждая команда не примет старт со всех просек или тропинок. Команда-победительница определяется по меньшей сумме времени, затраченного на выполнение всего упражнения. Задача 2: ознакомить юных спортсменов с приемом ориентирования карты по направлению. Руководитель вначале кратко объясняет и показывает принцип выполнения данного приема в целом, обращая внимание занимающихся на следующую последовательность действий: 1) определить точку стояния; 2) выбрать на местности и карте надежный ориентир; 3) наложить компас на карту так, чтобы продольный край планки соединил на карте точку стояния и выбранный ориентир; 3) ориентируя карту, расположить ее так, чтобы линия планки компаса, соединяющая две исходящие точки на карте, совпала с направлением выбранного ориентира на местности.

Для практического показа выполнения приема группу выстраивают в шеренгу возле ориентира, хорошо читаемого на карте (ямка, скопление камней и т. д.). После того как кружковцы определят точку стояния на карте, им показывают на местности один из надежных ориентиров (башню, постройку, особый объект), т. е. ориентир, с помощью которого они смогут сориентировать карту.

Убедившись в том, что ребята правильно опознали данную точку на карте, руководитель дает им задание соединить на карте продольным краем планки компаса -точку стояния и указанный ориентир и сам показывает, как выполняется это действие. Затем он быстро проходит вдоль шеренги, проверяя, насколько занимающиеся правильно справились с поставленной задачей.

Сделав необходимые замечания и поправки, руковотель вместе со своими подопечными приступает к выполнению следующей части задания - совмещению направляющей линии планки компаса (соединяющей две исходящие точки на карте) с линией направления на заданный ориентир. Руководитель объясняет, что для этого необходимо развернуться (удерживая карту и компас в одной руке перед собой на уровне груди) на месте в сторону направления указанного ориентира на местности так, чтобы мысленно продолженная прямая направляющей планки компаса соединилась с заданным предметом.

После выполнения задания руководитель проверяет, насколько правильно сориентирована карта.

Для закрепления полученного навыка он дает задание ребятам самостоятельно определить следующий ориентир на местности и сориентировать по нему карту.

Дальнейшему закреплению навыка ориентирования карты руководитель может придать практический характер. Во время совместного прохождения по учебной трассе он периодически останавливает группу и дает задание - определить точку стояния и сориентировать карту одним из вышеперечисленных приемов.

Тема 8. Способы определения точки стояния

Занятия 27-28 (ознакомление кружковцев со способами определения точки стояния)

Руководитель вначале дает краткую тактико-техническую характеристику каждого способа определения точки стояния на карте.

Первый способ - отождествление карты с местностью. Он применяется в том случае, если определяемая точка стояния находится около ярко выраженных, хорошо читаемых ориентиров на карте, которые позволяют при беглом сличении карты с местностью быстро и с необходимой точностью определить на карте точку стояния.

Второй способ-визуальное определение по ближайшим ориентирам. Данный способ считается целесообразным, если в районе предполагаемой точки стояния имеется несколько близко расположенных ориентиров и точное визуальное определение расстояний до них не составляет особого труда. Вначале ориентируют карту по компасу, а затем поочередно определяют расстояние до близко расположенных ориентиров и на основе полученных данных вносят необходимые поправки в предварительное определение точки стояния.

Третий способ - измерение длины пройденного расстояния. Он применяется в том случае, когда необходимо найти точку стояния на одном из линейных ориентиров. Карту ориентируют по компасу и определяют ярко выраженный надежный ориентир (пересечение тропинки с дорогой, канавой, ручьем и т. д.). Затем при движении к этому ориентиру измеряют длину пройденного отрезка шагами, откладывают полученный результат измерения в масштабе карты по линейному ориентиру от конечной точки стояния и быстро находят свое местоположение на карте.

Для практического решения задачи руководитель раздает ребятам карты района предстоящих занятий. В течение 3-5 мин они знакомятся с картой, ориентируют ее по компасу или выполняют другое задание - определяют точку стояния группы, т. е. место старта. Желательно, чтобы район старта содержал в себе ряд надежных ориентиров, позволяющих быстро, и верно определить точку стояния группы.

Если при определении своего местонахождения у членов кружка все же возникнут затруднения, руководитель задает им наводящие вопросы относительно выбора тех или иных ориентиров, которые могут быть использованы для определения точки стояния.

Занимающиеся должны дать полное и подробное описание местоположения старта и на основе составленной характеристики найти данные ориентиры на карте. После того как кружковцы опознают и покажут на карте названные ориентиры, руководитель просит их ответить, каким способом можно определить точку стояния.

Для того чтобы несколько повысить интерес ребят к поставленной задаче, можно разделить группу на две команды. Одна из них решает данную задачу, а вторая проверяет правильность решения. Например, в районе старта находится несколько надежных, хорошо читаемых на карте и местности ориентиров. Первая команда предлагает свое решение в определении точки стояния двумя взаимно дополняющими друг друга способами: отождествлением карты с местностью и определением на глаз расстояния до указанных ориентиров. Найдя на основе полученных результатов предполагаемую точку старта, первая команда показывает ее на карте. Вторая команда получает задание проверить правильность проделанной работы, т. е. определить, насколько точно первая команда нанесла на карту точку стояния. Руководитель делает необходимые замечания и поправки о качестве проделанной работы. В случае неправильного определения точки стояния он дополнительно объясняет и показывает в строгой последовательности, как выполняется вся работа.

Перед выходом на учебную дистанцию кружковцам дают новое задание, конкретная цель которого - закрепление практического навыка определения точки стояния при прохождении учебной дистанции. Руководитель объясняет ребятам, что при прохождении учебной дистанции они должны внимательно следить по карте за направлением движения группы, с тем чтобы быть готовыми по его указанию определить точку стояния.

Здесь желательно напомнить отдельные технические приемы, которые ребята могут использовать для оперативного и точного определения точки стояния: 1) ориентирование карты и определение направления движения по ней; 2) постоянное сличение карты с местностью при движении по учебной дистанции; 3) определение пройденного расстояния шагами или по времени; 4) приблизительное определение точки стояния по встречающимся ориентирам.

Закончив объяснение, руководитель начинает движение с группой по учебной дистанции. Практический опыт юных ориентировщиков в работе с картой небольшой, поэтому нужно позаботиться о том, чтобы сложность учебной дистанции в поставленной задаче возрастала постепенно. С этой целью делают вначале остановки с небольшим интервалом одна от другой (не более 300 м) около хорошо читаемых по карте и местности ориентиров. Постепенно расстояние между остановками увеличивают и усложняют задачу, за счет параллельных ситуаций.

Один из самых серьезных недостатков занятий на данном этапе-медленное движение группы по дистанции из-за низкой технической подготовленности отдельных ребят. Это снижает интерес к занятию со стороны остальных, хорошо усвоивших приемы. Для того чтобы повысить активность занимающихся, руководитель, после совместного определения трех - шести КП, может предложить им самостоятельно выполнить несколько упражнений примерно такого типа.

1. В небольшом по площади районе, ограниченном четкими линейными ориентирами, на характерных точках устанавливают десять - двенадцать КП (видимость каждого КП максимальная). Задача состоит в том, чтобы, перемещаясь в различных направлениях, за определенное время (10-15 мин) найти максимальное количество КП и нанести их местоположение на карту. Победитель определяется по числу найденных и правильно нанесенных на карту КП.

2. Руководитель готовит маркированную трассу длиной не более 2 км, устанавливает пять - восемь КП. Ребятам нужно пройти (или пробежать) трассу и нанести КП на карту. За ошибку в 2 мм дается штраф, равный 1 мин.

В заключение руководитель подводит итоги.

Тема 9. Способы определения расстояния на местности

Занятия 29--34 (ознакомление юных ориентировщиков с существующими способами определения расстояний).

В начале занятий руководитель рассказывает ребятам о способах определения расстояний, применяемых в ориентировании.

Вкратце этот рассказ сводится к следующему. Для быстрого и безошибочного нахождения своего местоположения на карте в ходе движения по местности кружковцу необходимо уметь с достаточной точностью определить пройденное им расстояние. С этой целью в ориентировании используют следующие способы определения пройденного расстояния: путем подсчета шагов, по времени и визуально.

Для определения расстояния первым способом необходимо прежде всего знать длину своего шага или пары шагов. Умножив этот результат на количество пройденных шагов, находят величину нужного отрезка. Данный способ, как правило, применяется в летних соревнованиях по ориентированию.

Зная точные временные показатели средней скорости прохождения отрезков различной длины (100, 300, 500, 1000 м), спортсмен может на основе имеющихся Данных контролировать пройденное им расстояние по времени. Такой способ требует от спортсмена большоro навыка и опыта. Чаще он применяется ориентировщиками в зимних соревнованиях.

Визуальный способ, основанный на умении спортсмена определять на глаз расстояние до интересующих его объектов, является универсальным и используется как в летних, так и в зимних соревнованиях.

Применение того или иного способа определения расстояний или их сочетания основывается на учете различных факторов. Основными из них являются: характер местности, загруженность карты, время проведения соревнований, метеорологические условия, физическая и техническая подготовленность.

Практическое обучение способам определения расстояний руководитель может построить в такой методической последовательности.

Задача 1: объяснить юным спортсменам, как определяется расстояние с помощью подсчетов шагов.

Для знакомства с данным способом определения расстояния руководитель заранее готовит на местности разнохарактерного рельефа несколько контрольных отрезков различной длины (50, 100, 150 м), при прохождении которых ребята определяют среднюю длину пары шагов.

Перед выполнением упражнения руководителю необходимо провести 8-10-минутную специальную разминку, основная цель которой - подготовить организм ребят к предстоящей работе. Группа перестраивается в колонну по одному с интервалом 1-2 м. Ходьба обычная, ускоренная ходьба с переходом на спортивную, бег слабой интенсивности, средней интенсивности (беговая часть разминки для мальчиков - 600-800 м, для девочек-300-500м).

Далее выполняются 8-10 общеразвивающих упражнений (по 6-8 раз каждое), упражнения на гибкость, силу, быстроту, расслабление. Руководитель наглядно демонстрирует членам кружка правильное выполнение элементов техники бега на 50-100 м.

Таблица 3

Характер местности

Равнина

Спуск

Подъем

Число пар шагов в 100 м

при ходьбе при беге при ходьбе при беге при ходьбе при беге
Лесная тропа            
Редколесье            
Лес            
Высокотравье            

(Предлагаемый вариант таблицы является примерным, ее можно видоизменять и дополнять.)

Заканчивая объяснение, руководитель 2-3 раза демонстрирует перед шеренгой занимающихся правильное выполнение упражнения в движении по контрольному отрезку, вслух отсчитывая пары шагов. Затем он предлагает поочередно всем пройти несколько раз 50-метровый контрольный отрезок с ведением счета пары шагов. Основная цель упражнения на столь коротком отрезке - выявление типичных ошибок обучаемой группы и определение наиболее приемлемой длины шага при прохождении контрольных отрезков каждым кружковцем. Чтобы устранить ошибки, необходимо повторно объяснить детали техники определения расстояний с помощью подсчета пары шагов.

Дальнейшее закрепление навыка счета пары шагов можно организовать на 100-метровом отрезке поточным методом, где ребятам предлагается трижды пройти контрольное расстояние с небольшим интервалом друг от друга, делая после каждого измерения запись количественных показателей пары шагов в указанную таблицу. Скорость и частота шагов при движении по контрольному отрезку произвольна. Для лучшего наблюдения за выполнением упражнения руководитель выбирает место в 30-40 м от точки условного старта по ходу движения.

Затем ребята получают задание: используя имеющиеся данные, найти, чему равна длина одной пары шагов, и отложить на <белой> карте расстояние, равное 30, 50, 100, 200 и т. д. парам шагов; ответить, сколько пар шагов содержат в себе те или иные указанные руководителем отрезки на карте. При выполнении подобных заданий юные ориентировщики устанавливают прямую связь между пройденным расстоянием и масштабом карты, тем самым приобретают умение быстро переводить количество пар шагов в миллиметры на карте и наоборот.

В ходе дальнейших занятий можно предложить группе игры и упражнения, направленные на закрепление навыка определения расстояний, примерно такого содержания.

1. Руководитель разбивает группу на четыре команды, члены каждой из них получают порядковые номера. По команде о начале игры первые игроки команд должны определить на местности расстояние в 200 м, вторые -150 м, третьи-120 м, четвертые-100 м и т. д. Каждые номера команд стартуют друг за другом произвольно с интервалом 10-15 м. После того как все участники встают в нужном месте, руководитель поочередно показывает точное местоположение отрезков.

Все члены команд измеряют шагами допущенную ими ошибку и делают соответствующую запись в блокноте. Ошибки ребят из каждой команды суммируются. Штрафное расстояние преодолевается, согласно условию игры, прыжками, пригибным шагом или другим способом.

2. Руководитель переводит с карты на кальку дорогу, имеющую большое количество ответвлений, причем развилки дорог на кальку не наносятся. Задача, стоящая перед юными ориентировщиками: измерить расстояние и показать на кальке места ответвлений каждой тропинки от основной дороги. После выполнения задания ребята проверяют себя по карте.

Анализ руководителем выполненных упражнений позволяет определить, насколько хорошо ребята справились с поставленной задачей. С учетом этого предполагается более сложный вариант задания: определить пройденное расстояние шагами в момент бега.

После определения средней длины шага на контрольном отрезке и разбора ошибок руководитель предлагает учащимся выполнить ряд упражнений.

Перед проведением упражнения на более сложных отрезках руководитель еще раз объясняет цели и задачи предстоящего задания, подчеркивая, что для точного определения пройденного расстояния на сложных участках трассы применяют способ измерения расстояний, основанный на относительном сохранении длины отработанного шага и введении необходимой поправки (т. е. прибавления или вычитания определенного количества пар шагов в ходе измерения). Например, при беге (по мягкому грунту, песку, размокшей дороге, высокотравью) шаг становится намного короче, а при движении под уклон - длиннее.

Все занятия по дальнейшему освоению техники определения расстояний на каждом отрезке руководитель начинает с показа прохождения дистанции, делая попутно обстоятельный разбор возможных ошибок.

В ходе выполнения упражнений занимающиеся получают сравнительные данные уменьшения или увеличения количественного показателя пар шагов на контрольных отрезках и результаты заносят в таблицу. Эти данные позволяют провести обстоятельный анализ зависимости средней длины шага от характера местности, метеорологических условий, физической и технической подготовленности спортсмена.

Затем ребята выполняют тренировочные упражнения.

1. На местности различного профиля отмечают несколько нестандартных отрезков. По команде руководителя каждый кружковец приступает к определению длины указанных отрезков шагами. Полученный результат записывается. Победитель определяется по наименьшему отклонению вычисления от истинного показателя.

2. Руководитель пробегает с группой по тропинке 800-1200 м (местность слабопересеченная), останавливаясь через определенные промежутки. Ребята высчитывают пройденное между остановками расстояние. Полученные данные они записывают по мере прохождения дистанции. Точность определения расстояний руководитель проверяет по карте и сообщает своим подопечным. Суммарная ошибка в точности определения расстояний подсчитывается на финише.

Важным организационным моментом в ходе этих упражнений является распределение ребят на группы соответственно их росту. Следует учитывать, что каждый человек в зависимости от роста имеет определенную длину шага. Поэтому менее рослый из ребят, желая идти наравне с более высоким товарищем, будет бежать в неестественном для него ритме, сознательно увеличивая длину своего шага, что значительно повлияет на точность определения расстояний.

Для закрепления прочного навыка определения расстояний руководитель заранее готовит (размечает) учебную трассу (2-3 км). Она представляет собой замкнутый круг, на котором ровные участки местности перемежаются с участками, имеющими уклоны, подъемы и т. д., т. е. она должна иметь разнообразные участки местности. На трассе руководитель через определенные проверенные промежутки устанавливает десять - пятнадцать КП, точно промеренное расстояние от одного до другого КП записывает на карточку, которую ниткой прикрепляет к призме и размещает внутри нее.

Очередность прохождения ребятами дистанции решается жеребьевкой, стартуют участники с минутным интервалом. При прохождении учебной трассы каждый определяет длину отрезков между контрольными пунктами, а полученные результаты фиксирует в блокноте, сверяя свой ответ с карточкой.

Оперативная информация о правильности определения длины каждого отрезка позволяет кружковцам вносить нужные коррективы в дальнейшую работу на учебной трассе.

Анализируя результаты выполненных упражнений, руководитель должен учитывать, что ошибки, допущенные юными ориентировщиками при определении расстояний на начальном этапе обучения, объясняются не только отсутствием прочного навыка решения данных задач, но и слабой физической подготовленностью ребят. Как правило, из-за наступающего утомления в ходе прохождения трассы юные спортсмены теряют точное представление о длине своего шага. И, желая сохранить отработанный шаг, они непроизвольно увеличивают или уменьшают его длину, что неизбежно приводит к неправильному определению расстояний. По мере улучшения физической подготовленности занимающихся длина шага у них значительно стабилизируется, и количество ошибок уменьшается.

Задача 2: ознакомить членов кружка со способом визуального определения расстояний.

Знакомство занимающихся с этим способом необходимо проводить параллельно с закреплением навыка определения расстояний методом подсчета шагов. Неоднократное прохождение контрольных отрезков различной длины (50, 100, 150 м) развивает у подростков глазомер, помогает им при определении нужных расстояний. После того как ребята несколько освоят первый способ, руководитель объясняет принцип визуального определения расстояний. Он заключается в следующем. Для определения расстояния от точки стояния до удаленного ориентира этот отрезок мысленно делят на несколько более коротких (25, 50, 100 м), длину которых достаточно хорошо представляют на местности. Для того чтобы сделать свое объяснение доступным и наглядным, руководитель показывает группе удаленный ориентир, называет предполагаемое расстояние до него и посылает двух ориентировщиков обозначить точки условного деления данного отрезка на более короткие. Когда один из этих ребят достигает нужной отметки, руководитель громко дает команду <Стоп!>, а второй кружковец продолжает движение до следующей отметки и также останавливается по команде.

Можно предложить группе самостоятельно выполнить два-три подобных задания. С этой целью составляются команды по 4 человека в каждой. Один из них- контролер, он проверяет шагами точность выполнения упражнения своей командой, следит за соблюдением правил.

Члены команд выстраиваются в порядке возрастания номеров на месте общего старта в колонны лицом к сторонам горизонта (первая-на север, вторая-на юг и т. д.). Руководитель дает задание каждой команде обозначить на местности отрезок определенной длины (150 м) и разделить его на составные части (по 50 м). По команде <Старт!> руководитель включает секундомер, и первые номера бегут на дальние отметки, обозначая общую длину заданного отрезка, после чего последующие номера быстро занимают соответствующие точки деления. Как только участники игры займут свои места, контролеры тут же сообщают об этом руководителю (который должен зафиксировать время, затраченное командами на упражнение), а сами приступают к измерению шагами длины обозначенных отрезков. Команда-победительница определяется по меньшей сумме времени, которое ушло на выполнение упражнения, при условии, что ошибка в 10 м влечет штраф, равный 10 с. После каждого упражнения команды меняются местами, а контролеры сдают свои полномочия следующим участникам команды, получая их номер.

С помощью подобных упражнений юные ориентировщики закрепляют на практике навыки определения расстояний. Для того чтобы в памяти ребят лучше запечатлелись эталоны нужных отрезков, руководитель периодически обращает их внимание на контрольные промеры.

Ведущему занятия следует рассказать кружковцам о факторах, влияющих на точность визуального определения расстояний, и в дальнейшем, на занятиях в различных погодных условиях, научить школьников вносить практические поправки с учетом указанных факторов.

Для закрепления сформировавшегося навыка глазомерного определения расстояний можно предложить ребятам несколько упражнений для самостоятельного решения. Причем желательно, чтобы эти упражнения отвечали принципу постепенного возрастания сложности, т. е. последовательно увеличивалось расстояние до предполагаемых объектов.

Например, определить визуально, а затем с помощью шагов расстояние до указанных ориентиров (в пределах 50, 100, 150, 200, 250 м). Группа делится на две команды, члены каждой из них получают собственные порядковые номера. Все участники выстраиваются в два круга согласно полученным номерам (первые с первыми, вторые со вторыми). Команда номер один образует внутренний круг (диаметр-не более 2 м), команда номер два-внешний (не более 3 м). По сигналу руководителя члены первой команды бегут прямо в указанном им направлении. По истечении определенного времени (20-25 с) руководитель дает громко команду <Стой!> Юные ориентировщики решают следующие задачи:

а) члены второй команды во время бега определяют расстояние шагами. Остановившись после команды руководителя, они поворачиваются лицом к первой команде, встав с таким расчетом, чтобы перед каждым был соперник с аналогичным номером, и записывают результат своего измерения в блокнот;

б) участники первой команды вначале определяют визуально расстояние до участников соответствующих номеров второй команды, полученный результат записывают в блокнот, после чего кладут его рядом с собой на землю (т. е. обозначают точку своего стояния на случай повторного измерения длины данного отрезка). Затем, двигаясь бегом в направлении своих номеров, определяют длину данного отрезка шагами и результат двух измерений (в метрах) сообщают партнеру по игре на финише. Он фиксирует его, записывая в заранее заготовленную таблицу (см.табл. 4).

Возвращаясь к месту старта, участники обеих команд повторным промером уточняют длину данного отрезка. При больших (свыше 20 м) расхождениях в результатах измерения шагами юные ориентировщики с помощью измерительной рулетки должны установить точную длину отрезка. Затем команды меняются местами. Команда-победительница определяется по меньшей разнице результатов двух измерений (шагами и визуально).

В ходе дальнейшего проведения учебно-тренировочных занятий руководитель должен постоянно заботиться о закреплении прочного навыка определения расстояний.

Одним из основных моментов, который можно использовать для совершенствования этого навыка, является определение расстояния на глаз по пути на тренировку или полигон. Руководитель показывает ориентиры, до которых надо определить расстояние, и ребята определяют его в метрах с последующей проверкой путем отсчета шагов. Обратное упражнение: руководитель называет метры, а ученики определяют, какие ориентиры находятся на данном расстоянии, также с последующей проверкой указанных расстояний путем отсчета ша-

Задача 3: научить юных ориентировщиков определять пройденное расстояние по времени.

Данный способ является одним из наиболее трудных для начинающих спортсменов. Для его использования требуется не только уметь чувствовать и сохранять нужную скорость передвижения, отработанную на тренировках, но и учитывать во время бега ряд факторов, значительно влияющих на точность определения пройденного расстояния (рельеф местности, метеорологические условия, состояние грунта и подстилающей поверхности пробегаемого отрезка; в зимнее время-состояние лыжни и снежного покрова).

Таблица 4

Команда

Предполагаемая длина отрезка (м)

Истинная

Ошибка (ж)

Шагами Визуально Длина отрезка (м) Шагами Визуально
2 1 120 130 150 120 120 0 10 30

Для формирования у ребят должного навыка необходима длительная и кропотливая работа. Начальное ознакомление со способом определения пройденного расстояния по времени можно осуществить в ходе занятий по общей физической подготовке. Перед тем как приступить к практическому применению этого способа, руководитель вкратце объясняет, что для определения пройденного расстояния по времени спортсмен должен знать точно, какой отрезок он преодолевает на местности за определенный промежуток времени (1, 2, 3, 4, 5 и т. д. мин).

Точность измерения расстояния зависит от умения спортсмена пройти нужный отрезок в одном и том же ритме, сохраняя отработанную скорость, движения на тренировках.

На контрольном кругу (200-400 м), специально разделенном флажками на отрезки одинаковой длины (50 м), руководитель демонстрирует кружковцам принцип выполнения данного приема. Ребята фиксируют по секундомеру среднюю скорость прохождения через каждую отметку. После показа руководитель дает юным ориентировщикам задание определить, сколько времени они тратят на прохождение отрезков различной длины,. Причем необходимо добиться того, чтобы каждый кружковец нашел свой темп - ритм и скорость движения, обязательно научился сохранять в каждой последующей попытке среднюю скорость прохождения предыдущего отрезка.

Незначительное колебание показателей средней скорости прохождения всех отрезков показывает, что поставленную задачу юные спортсмены выполнили правильно. Результаты прохождения указанных отрезков каждый записывает в заранее заготовленную таблицу (см. табл: 5).

Таблица 5

Время (мин)

Расстояние в темпе шагом (м)

Дни занятий

16 сентября 18 сентября 20 сентября
1 2 150 300 150 м 310 145 м 320  

Затем меняют условие задания и предлагают ребятам определить, какое расстояние они пройдут за 1, 2, 3 мин. После каждой попытки кружковцы письменно сообщают руководителю длину полученного расстояния и на основе ответа вносят соответствующие коррективы в свои записи. Полученные результаты выполненных упражнений заносятся в таблицу и служат ведущему занятия исходным материалом для определения степени усвоения приема в ходе учебно-тренировочных занятий. Проведение всех аналогичных упражнений должно быть направлено на развитие у кружковцев чувства скорости, т. е. умения проходить измеряемый отрезок в отработанном темпе и точно определять скорость этого темпа с учетом различных факторов. Для этой цели можно использовать срочную информацию о скорости прохождения: 1) различных контрольных отрезков, 2) определенных отрезков с заданной скоростью (в начале, середине, конце дистанции).

Дальнейший процесс закрепления навыка может быть построен так. Руководитель проходит с группой по учебному полигону (желательно, чтобы район полигона содержал в себе большое количество линейных ориентиров-дороги, тропинки, контуры и т. д.), останавливая группу через определенные промежутки времени. На остановках ребята определяют пройденное расстояние по времени и записывают результат в блокнот, а руководитель, высчитав по карте длину пройденного отрезка, сообщает эти данные юным ориентировщикам, чтобы они могли сопоставить их со своим результатом.

Следующему упражнению можно придать характер небольшого соревнования. На маркированной трассе Длиной 2-3 км руководитель устанавливает через определенные промежутки несколько (пять-шесть) КП. Каждый член кружка проходит трассу, определяя шагами и по времени расстояние от одного КП до другого. Победитель определяется по лучшей сумме времени, затраченного на прохождение трассы (при условии, что. ошибка в 90 м наказывается штрафом, равным 10 с). В летнем ориентировании определение пройденного расстояния по времени используется лишь при прохождении значительных отрезков (800-1000 м и более). Но на начальном этапе обучения для лучшего закрепления навыка можно использовать укороченные отрезки (200- 300 м). Проведение упражнений на отрезках указанной длины дает возможность ребятам чаще получать информацию о точности своих действий и на ее основе корректировать скорость прохождения отрезков.

Вполне естественно, что количество предлагаемых юным спортсменам упражнений на тренировке будет прежде всего определяться физической подготовленностью группы. Выполнение упражнений должно быть прервано, если руководитель заметил, что его подопечные начали терять темп и скорость. Дополнительным сигналом к прекращению занятий служит и поведение ребят. В результате наступающего утомления они, как правило, начинают терять интерес к занятию, с меньшей охотой приступают к выполнению последующих упражнений.

С ростом физической подготовленности и по мере того, как кружковцы осваивают технику прохождения укороченных отрезков (т. е. находят правильное соотношение длины и частоты шагов, учатся равномерному прохождению расстояний), сложность подобных упражнений постепенно повышают и максимально приближают к требованиям, которые предъявляются к участникам соревнований.

Это возрастание требований к кружковцам достигается за счет: 1) проведения упражнений на местности различной сложности; 2) повышения интенсивности прохождения измеряемых отрезков дистанции (шаг, легкий бег, обычный бег); 3) увеличения длины измеряемых отрезков; 4) увеличения количества выполняемых упражнений на тренировке и сокращения интервала отдыха между ними; 5) прове


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.