Тема 1.Топографические и спортивные карты — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 1.Топографические и спортивные карты

2020-05-10 265
Тема 1.Топографические и спортивные карты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятия 1-2 (ознакомление членов кружка с масштабом топографических и спортивных карт, способами определения расстояний на них)

Прежде всего занимающимся сообщают некоторые сведения о плане и карте. Эта тема изучалась по школьной программе на уроках географии, и руководитель, задав ряд вопросов, выясняет, насколько хорошо ребята ее усвоили. И лишь затем он уточняет и дополняет знания кружковцев о карте и плане. Вопросы по указанной теме могут быть примерно такими: что называется планом? Что называется картой? В чем различие между планом и картой?

Далее ребятам рассказывают о масштабах топографических карт. Вкратце содержание беседы сводится к следующему.

Все топографические карты, которые создаются в Советском Союзе, в зависимости от их масштаба, условно разделены на три группы: мелкомасштабные (масштабов от 1:200000 до 1:1000000), среднемасштабные (1:25000, 1:50000 и 1:100000), крупномасштабные (1:5000 и 1:10000). Мелкомасштабные карты, как правило, используются для общего изучения местности при разработке проектов и планов развития народного хозяйства; для предварительного проектирования крупных инженерных сооружений; а также для учета естественных ресурсов поверхности земли и водных пространств.

Среднемасштабные карты являются промежуточным звеном между мелкомасштабными и крупномасштабными. Высокая точность, с которой изображаются все предметы местности на картах данного масштаба, позволяет широко применять их в различных целях: в народном хозяйстве при строительстве различных сооружений; для проведения нужных расчетов, когда данные о местности должны быть очень точными; для геологических поисковых работ, землеустройства и т. д.

Крупномасштабные карты, находят широкое применение в промышленности и коммунальном хозяйстве; при проведении детальных геологических разведок месторождений полезных ископаемых; при проектировании транспортных узлов и сооружений. Важную роль играют крупномасштабные карты в военном деле.

Сочетание наглядности карты с полнотой ее содержания дает нужную информацию при проведении военных операций, решении крупных тактических задач, различных расчетов, связанных с переброской войск или строительством оборонительных сооружений. Учитывая, что на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях членам кружка приходится сталкиваться лишь с картами определенных масштабов (1:15000, 1:20000, реже 1:25000 и 1:10000), руководителю следует после краткой характеристики назначения топографических карт приступить к детальному ознакомлению с ними юных ориентировщиков.

Ребятам выдают цветные учебные топографические и спортивные карты. Затем руководитель предлагает кружковцам вспомнить сведения, полученные на уроках географии о масштабе карты, и ответить на следующие вопросы: что такое масштаб карты? В каких формах он выражается? И т. д. Отвечая на эти вопросы, ребята не только вспоминают пройденное на уроках географии, но с первого же занятия активно включаются в работу кружка.

Разумеется, содержание вопросов следует соизмерять со знаниями ребят. Руководитель должен тонко чувствовать те критические моменты, когда своим дополнением, подсказкой ему нужно прийти на помощь занимающимся. Например, отвечая на вопрос о масштабе карты, юные ориентировщики, как правило, достаточно хорошо объясняют своими словами, что называется масштабом, но не всегда могут точно сформулировать это понятие. Руководителю следует уточнить, что масштаб карты - это отношение длины линии на карте к длине соответствующих линий на местности; другими словами, масштаб говорит о степени уменьшения земной поверхности, представленной на той или иной карте. Затем на ряде примеров руководитель кружка знакомит ребят с численным и линейным масштабом карт. Юные ориентировщики должны хорошо уяснить: масштаб 1:20 000 означает, что 1 см на карте соответствует 200 м на местности, масштаб 1:15000-150 м, масштаб 1: 10000-100 м.

С целью закрепления знаний ребят о масштабе карты руководитель предлагает им несколько упражнений для самостоятельного решения. Например: дать словесное выражение численным масштабам 1:25000, 1:20000; определить, чему равны расстояния на местности, если на карте масштаба 1:20000 они составляют 3 см, 1,8 см, 5,5 см и т. д. То же задание - с масштабами карт 1:15000, 1:10000: определить масштаб карты, если расстояние между километровыми отметками на ней составляет 4 см, 5 см, 10 см. Ведущий занятия может и сам разработать подобные упражнения, необходимые для закрепления данной темы.

Вновь возвращаясь к картам, руководитель рассказывает о том, что первые соревнования по ориентированию в СССР проводились по топографическим картам масштабов 1:10000, 1:50000 или 1:25000. Выкопировки с них, специально изготовленные для дальнейшего тиражирования спортивной карты, практически полностью сохраняли содержание первичного топографического материала (за исключением надписей, цифр, зарамочного оформления, топографической координатной сетки).

Однако практика проведения соревнований доказала, что использовать такие готовые топографические карты для ориентирования без их дополнительной корректировки нельзя. Топографические карты в ходе создания подвергаются необходимой генерализации - согласно установленным требованиям к их точности, наглядности и читаемости. Это значит, что такие незначительные по размерам ориентиры, как полянки, тропинки, промоины, бугорки, ямки, не играющие никакой роли в топографии, просто не показываются на карте. А для начальника дистанции и спортсмена-ориентировщика эти мелочи, позволяющие одному подготовить хорошую дистанцию, а другому быстрее пробежать ее, имеют большое значение. Дальнейшее использование таких <некорректированных> карт, которые не давали спортсмену точной и полной информации о местности, стало нецелесообразным.

Быстрый рост спортивного мастерства в ориентировании привел к тому, что повысились и требования к карте-ее точности, полноте и подробности изображения местности. Результатом теоретических и практических разработок, направленных на совершенствование спортивных карт, явилась прежде всего разработка условных знаков, которые позволили с необходимой для соревнований по ориентированию подробностью и точностью передать на карте все данные характеристики местности и ее особенности.

Руководитель кружка объясняет ребятам разницу между топографической и спортивной картой, делает краткий анализ их содержания. Лучшим вариантом для такого сопоставления являются сделанная ранее выкопировка (из топографической карты) участка полигона предстоящих занятий и конечный результат корректировки - спортивная карта. Можно также взять для сравнения цветную учебную спортивную карту и топографическую (одного масштаба). Как правило, юные ориентировщики легко определяют разницу между плотностью нагрузки на этих картах.

Далее анализ содержания топографической и спортивной карт руководитель строит в такой последовательности.

Вначале он называет и показывает занимающимся отдельные математические элементы топографической карты: масштаб, километровую сетку, высоту сечения рельефа, отметки высот, кратко объясняя значение каждого указанного элемента карты.

Затем ведущий занятия перечисляет и показывает элементы содержания карты по группам: населенные пункты, гидрография, рельеф, дорожная сеть, растительный покров. Здесь, не вдаваясь в детальное перечисление всех представленных на карте условных знаков (это тема самостоятельного занятия), руководитель лишь объясняет членам кружка, что различные элементы местности передаются на топографическую карту с помощью специально подобранной гаммы красок, практически соответствующих естественным цветам ландшафта. Голубой краской передают водное пространство, коричневой-рельеф местности, зеленой-лесную растительность, черной-дорожную сеть, постройки, здания и сооружения, белой - открытые пространства и т. д.

В процессе объяснения руководитель может предложить ребятам самостоятельно раскрыть содержание карты, т. е. снова применить на практике знания и навыки, полученные на уроках географии. Как правило, они приступают к анализу содержания карты с большим интересом и желанием, руководитель лишь дополняет и уточняет их ответы.

Закончив анализ содержания топографической карты кратким перечислением ее элементов зарамочного оформления, руководитель приступает к ознакомлению юных ориентировщиков со спортивной картой, для чего также использует вышеназванную схему работы.

В начале объяснения следует еще раз подчеркнуть, что в настоящее время топографические карты масштабов 1:10000 и 1:25000 используются начальниками дистанции лишь как основа для создания специальной спортивной карты. Эта основа - выкопировка из топографической карты - в ходе дальнейшей углубленной и продолжительной корректировки района предстоящих соревнований подвергается значительным изменениям и дополнениям. Спортивная карта отличается от первоначальной основы наличием мелких существенных для ориентирования объектов, значительно большей точностью и плотностью нагрузки, а также тем, что вычерчивается с помощью специальных (спортивных) условных знаков.

Как правило, основным масштабом спортивных карт считается масштаб 1:15000 или 1:20000. В отдельных случаях, в зависимости от насыщенности карты ориентирами, при проведении соревнований для младших школьников допускается масштаб 1:10000.

Спортивные карты изготавливаются двух видов- черно-белые (фотоотпечатки) и цветные. В отличие от топографических карт спортивные не содержат в себе большого количества цифрового материала и подписей.

Как правило, рамка карты ориентируется по магнитному меридиану, а на поле карты даются лишь масштаб и высота сечения рельефа. Кроме того, в зарамочное оформление карты может входить название соревнований или их эмблема, разграфка для отметки прохождения КП - <легенда>.

Стороны горизонта спортивной карты легко определяются по линиям магнитного меридиана. Эти линии проведены по полю карты строго в направлении юг - север, через равное расстояние друг от друга (500 м). Стрелки на конце линий магнитного меридиана показывают на северную рамку карты.

На черно-белых картах (фотоотпечатках) все открытые пространства показаны серым цветом, а лес-белым. Такое условное разделение цветом закрытых и открытых пространств значительно облегчает чтение карты в движении.

Для передачи различных компонентов ландшафта на цветной карте существует шестицветная шкала. Красную краску используют для обозначения дистанции, голубую - для гидрографии и болота, коричневую - для рельефа, желтую - для открытых и полуоткрытых пространств, черную-для искусственных сооружений, скал и камней, зеленую - для обозначения проходимости растительности. Причем густота (насыщенность) зеленого тона несет в себе важную информацию о проходимости данного участка. Бледный тон - значит, участки легкопробегаемые, более насыщенный - труднопробегаемые, густой - труднопроходимые.

Дальнейшее знакомство членов кружка с содержанием карты может быть увязано с выполнением практических заданий по определению расстояний на ней. Для этой цели руководитель объясняет и показывает ребятам способы определения нужных расстояний: с помощью линейки, компаса и визуально. Затем, после демонстрационного показа, он предлагает своим подопеч-. ным самостоятельно выполнить несколько замеров указанных им отрезков с прямым переводом полученных результатов измерений в метры. В качестве подводящих упражнений могут быть вначале использованы отрезки, вычерченные на чистом листе бумаги.

Оговорив заранее с ребятами условную величину масштаба белых карт, на которых представлены эти отрезки, руководитель делит группу на две команды и предлагает выполнить задание в следующей масштабности: первая команда- 1: 15000, вторая- 1:20000. После завершения упражнений командам дается задание проверить друг у друга полученные результаты. Команда-победительница определяется по минимальному отклонению от правильного решения.

В зависимости от того, насколько быстро и правильно ребята справятся с поставленной задачей, руководитель предлагает еще несколько аналогичных упражнений (в случае грубых ошибок) или более усложненный вариант задания. Например; определить длину отрезка визуально, уточнить результат с помощью линейки компаса, затем на обратной стороне листа вычертить точно такой же длины отрезок и вновь уточнить результат. Желательно, чтобы величина подобных измеряемых отрезков не превышала общепринятые расстояния между КП. Данные упражнения необходимо строить на основе постепенного увеличения длины измеряемых отрезков, с последующим по мере усвоения заданий переходом в определении длины от прямых линий к извилистым. Такая последовательность позволит юным ориентировщикам использовать уже приобретенный навык определения расстояний в последующей работе с картой.

Для того чтобы переключить внимание ребят на работу по определению расстояний на карте, руководителю следует объяснить символику обозначений на ней старта, КП и финиша. Как правило, эту нехитрую условность члены кружка запоминают сразу, без дополнительного повторения. Теперь ребятам можно дать задание поочередно определить расстояние от старта до КП-1, от КП-1 до КП-2 и т. д.

В заключение руководитель делает краткий разбор выполненного задания.

Тема 2. Работа с компасом

Занятия 3-4 (формирование у членов кружка начального навыка работы с компасом)

Руководитель знакомит начинающих ориентировщиков с устройством жидкостного компаса, кратко рассказывает о назначении каждой его детали. Беседу об устройстве компаса можно закончить такой небольшой игрой-соревнованием. Группа делится на две команды. Участники каждой из них поочередно получают задание; назвать и объяснить назначение той или иной детали компаса. За правильный ответ команда получает 2 балла, за ошибку-0. Команда-победительница определяется по лучшей сумме баллов, полученных в ходе игры.

Методическая последовательность обучения кружковцев работе с компасом на данном занятии может быть следующей.

Задача 1: научить членов кружка определять стороны горизонта с помощью компаса.

Перед началом обучения руководитель строит группу в разомкнутую шеренгу и, находясь в центре, обстоятельно объясняет и показывает все действия, связанные с выполнением этого приема в целом. Он выделяет три основных момента: 1) размещение компаса в руке; 2) совмещение линий, находящихся на основании коробочки, с линиями, указывающими направление движения на планке компаса; 3) установка северного конца стрелки компаса между двумя светящимися штрихами на основании коробочки.

Ведущий занятия демонстрирует последовательность выполнения данного приема. Он размещает компас на вынесенной перед грудью ладони руки. Линии компаса указывают направление движения, при этом продольные края планки слегка зажимаются пальцами рук. Стрелка компаса весьма чутко реагирует на изменение положения его планки относительно линий горизонта. <Сваливание> компаса в момент работы влево, вправо, вперед, назад ведет автоматически к искажению показаний стрелки. Основная причина этого заключается в том, что в момент <сваливания> компаса изменяется горизонтальное положение стрелки, в результате чего она цепляется за дно коробочки и приостанавливает свое движение.

По команде руководителя кружка ребята последовательно выполняют первую часть приема, обращая внимание на правильное размещение компаса в руке. Руководитель проходит вдоль шеренги и, останавливаясь перед каждым, делает необходимые поправки и замечания о правильности выполнения задания.

Для закрепления навыка можно предложить несколько упражнений. Например: из исходного положения основная стойка (компас в правой руке) на счет <раз> вынести компас перед собой, на счет <два> принять исходное положение. По мере усвоения ребятами упражнения можно несколько усложнить задание. Для этой цели руководитель перестраивает группу в две шеренги лицом друг к другу. Из исходного положения основная стойка (компас лежит на земле перед кружковцами) нужно на счет <раз> присесть, взять правильно компас в правую руку, на счет <два> правильно вынести его перед собой. Данное упражнение целесообразно проводить поочередно с каждой шеренгой в различном темпе, по 8-10 раз. Причем одна команда делает упражнение, а другая совместно с руководителем следит за правильностью выполняемых движений.

Наиболее частые ошибки при работе с компасом: сильное напряжение мышц руки и кисти при удержании компаса, а также вынос его не перед собой на уровне груди, а несколько в сторону. Определить излишнее напряжение мышц руки не составляет большого труда, достаточно взять кружковца за предплечье в момент выполнения упражнения и по степени упругости мышц определить, насколько сильно они включены в работу. Для устранения допущенной ошибки можно предложить ребятам выполнить упражнение по имитации движений рук при беге на месте, причем постепенно увеличивая амплитуду движения и вынося компас перед собой на определенный счет по команде руководителя. Различные маховые и вращательные движения кисти руки в момент удержания компаса помогут снять излишнее напряжение мышц пальцев.

Чтобы акцентировать внимание начинающих ориентировщиков на правильном выносе удерживающей компас руки, руководителю следует периодически давать им обратное проверочное упражнение. Не меняя положения вынесенной руки, нужно прямолинейным ее движением назад к себе прижать кисть с компасом к туловищу. На основе полученного результата ребята в считанные секунды получат полное представление о точности выполнения предыдущего задания.

Затем проводится закрепление следующего навыка. Для этого следует еще раз объяснить и показать последовательность всех действий, необходимых для совмещения линий на основании коробочки с линиями, на планке компаса, указывающими направление движения. Ребята получают задание: держа компас перед собой, большим и указательным пальцами левой руки вращать кольцо со шкалой до совмещения линий на основании коробочки с линией, указывающей направление движения на компасе. При этом следует обратить особое внимание на то, чтобы нулевая отметка градуированной шкалы компаса (а значит, и штрихи на основании коробки) совпала с линиями, указывающими направление движения. После того как ребята выполнят это упражнение, руководитель быстро проходит вдоль шеренги, проверяя точность проделанной работы.

Завершающая часть процесса обучения тому, как определять стороны горизонта с помощью компаса,- совершенствование навыка установки северного конца стрелки компаса между двумя рисками на основании коробочки. С этой целью руководитель дает ребятам задание медленно поворачиваться направо или налево до тех пор, пока северный конец стрелки компаса в их руках не установится между двумя светящимися штрихами. В момент завершения упражнения руководитель обращает внимание членов кружка на то, что теперь надписи на шкале компаса точно соответствуют направлению сторон света север - юг - запад - восток, и просит ребят назвать и показать их.

После небольшого разбора и анализа допущенных ошибок проводятся игры и упражнения, направленные на закрепление полученных навыков. Для лучшего контроля за действиями кружковцев нужно несколько начальных упражнений провести на месте. Например, первая шеренга ребят вращает кольцо с градуированной шкалой компаса и произвольно устанавливает его на любой отметке, а затем по команде руководителя одновременно передает его второй шеренге. Задача, стоящая перед вторыми номерами,- определить направление на север по компасу. Затем руководитель вместе с ребятами из первой шеренги проверяет правильность ответа. Данное задание выполняется первой и второй шеренгой не менее 5-8 раз подряд.

Приведем пример одной из игр. Кружковцы выстраиваются на старте в две колонны. На пункте К (в 50 м от старта) руководитель оставляет два компаса. По команде руководителя первые номера каждой команды бегут на пункт К, где с помощью компаса определяют направление на север. Руководитель внимательно наблюдает за действиями юных ориентировщиков и после выполнения ими упражнения берет компас и дает разрешение командам следовать на старт для передачи эстафеты. Установив кольцо с градуированной шкалой на любой отметке, руководитель возвращает компас на прежнее место для выполнения аналогичного задания следующими участниками игры.

Команда-победительница определяется по меньшей сумме времени, затраченного на выполнение данного упражнения.

Можно несколько усложнить игру, увеличив длину пробегаемого отрезка до 80-100 м и установив на нем дополнительно три-четыре КП, на которых кружковцы, лучше других усвоившие данный прием, предлагают ребятам выполнить аналогичное задание. Причем способы передвижения от КП до КП могут быть самые разнообразные, например: старт-КП-1-ходьба пригибным шагом, КП-1-КП-2-прыжки на двух ногах, КП-2- КП-3 - прыжки на левой ноге, КП-3 - КП-4 - на правой и т. д. При возвращении на старт для передачи эстафеты - обычный бег. Игру можно провести несколько раз подряд.

Если налицо явное преимущество одной команды, то, чтобы не снизить интерес ребят к выполнению упражнений, целесообразнее сделать перегруппировку в командах с учетом сил и возможностей каждого кружковца.

После анализа допущенных ошибок руководитель меняет контролеров на КП, их места занимают лучшие спортсмены, которые определяются по итогам первого тура соревнований.

Задача 2: ознакомить юных спортсменов с приемами ориентирования карты по компасу.

Для правильного сличения карты с местностью и определения направления движения на ней необходимо сориентировать карту, т. е. расположить относительно сторон горизонта так, чтобы ее северная рамка (верх) была обращена на север.

Существует много различных приемов ориентирования карты: по компасу, линиям местности, местным предметам, небесным светилам. Быстрее и проще эта задача решается с помощью компаса.

Карту располагают относительно компаса так, чтобы линии ее магнитного меридиана стали параллельны северному концу стрелки. После этого, проведя мысленно прямую линию от себя прямо через все поле сориентированной карты, устанавливают направление движения на ней.

Объяснение приема руководитель подкрепляет наглядной демонстрацией его выполнения. Для обучения приему на практике руководитель раздает членам кружка карты, после чего вторично объясняет и показывает выполнение данного приема, выделяя в нем три основных момента:

1) совмещение линии на основании коробочки с линиями направления на плите компаса (при этом обращается внимание на то, чтобы нулевая отметка градуированной шкалы компаса совпадала с линиями направления движения на его плите);

2) наложение продольного края компаса на карту так, чтобы линии, указывающие направление движения на компасе, стали параллельны магнитным меридианам на карте;

3) одновременное вращение компаса и карты до совмещения северного конца стрелки компаса с двумя светящимися рисками на основании коробочки.

После показа и объяснения приема ребятам дают аналогичную задачу.

Для дальнейшего закрепления навыка ориентирования карты по компасу руководитель выстраивает группу в две разомкнутые шеренги лицом вовнутрь (расстояние между шеренгами не более 1,5 м). Ребята в первой шеренге получают компасы и карты, быстро устанавливают градуированную шкалу компаса на любой отметке и по команде руководителя передают.компасы и карты участникам второй шеренги, после чего те приступают к ориентированию карты. Спортсмены из первой шеренги вместе с ведущим занятия проверяют точность выполнения работа. Следующие 2-3 попытки выполняются второй шеренгой после различных перемещений по сторонам горизонта (лицом на юг, запад, восток и т. д.) по команде первой шеренги. После анализа и разбора ошибок, допущенных второй шеренгой в ходе выполнения данных заданий, первая шеренга приступает к другим аналогичным упражнениям.

В конце занятий можно провести контрольное соревнование в виде эстафеты. Для него руководитель выделяет в качестве помощников от каждой команды по 3 человека, наиболее хорошо усвоивших данный прием. Помощники получают компас и карту и выстраиваются от линии старта (в две колонны) с интервалом друг от друга 20-30 м в глубину поля, обозначив таким образом точки КП. Руководитель делит играющих на две равные команды и также выстраивает их на линии старта в две колонны - каждую команду перед своими КП.

По команде руководителя первые номера команд бегут до своего К.П-1 (к помощникам), получают от них компас и карту, быстро ориентируют карту по компасу, обозначают карандашом линию направления своего движения и показывают свое решение помощнику. Если задание выполнено правильно, то помощник дает разрешение бежать на следующий КП для выполнения аналогичного задания. Закончив работу на последнем КП, участники соревнования быстро возвращаются на старт для передачи эстафеты следующим номерам команды. Вторые номера выполняют аналогичную задачу на всех КП, а затем также передают эстафету третьим номерам и т. д. Побеждает команда, которая закончит эстафету первой. Чтобы придать игре больший интерес, можно разнообразить способы передвижения от одного КП до другого.

В практике соревнований спортсмены в момент определения своего местоположения, как правило, применяют более упрощенный вариант ориентирования карты по компасу. Удерживая карту в левой руке, а компас в правой, они, минуя два вышеописанных действия, сразу разворачивают карту относительно компаса, так чтобы линии ее магнитного меридиана стали параллельны северному концу стрелки компаса.

Однако, несмотря на значительное преимущество второго приема ориентирования карты по компасу, руководителю необходимо сохранить указанную последовательность обучения. Первый прием является хорошим, своеобразным подготовительным упражнением, позволяющим начинающим ориентировщикам не только легче усвоить и закрепить ранее полученные знания и навыки работы с картой и компасом, но и быстрее и практически без ошибок усвоить выполнение второго приема.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.