Тренировочный столик ориентировщика — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тренировочный столик ориентировщика

2020-05-10 237
Тренировочный столик ориентировщика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Высокие спортивно-технические результаты в Соревнованиях на маркированной трассе зависят от скорости прохождения дистанции и точности нанесения контрольного пункта на карту. Согласно правилам соревнований ошибка в 2 мм дает 1 мин штрафного времени.

Спортсмену-ориентировщику при построении тактического плана прохождения дистанции с учетом загруженности карты необходимо определить соотношение скорости движения на дистанции и точности накола КП. В связи с этим в ходе учебно-тренировочного процесса одной из первостепенных задач педагога является осуществление должного контроля за правильностью определения КП спортсменом.

Существуют следующие способы контроля: групповое прохождение дистанции с тренером, индивидуальный контроль на одном из КП, разбор ошибок после финиша, Однако их нельзя считать эффективными, так как они не решают главной задачи: срочной информации о правильности определения участником контрольных пунктов на дистанции.

А тренировочный столик поможет не только руководителю кружка при проведении занятий с учащимися, но и участнику соревнований на дистанции. С помощью прибора можно:

1) получить информацию о соответствии накола истинному местоположению КП на карте;

2) выявить оптимальную скорость прохождения дистанции (контролируя правильность накола КП, участник определяет наиболее приемлемую скорость движения на трассе);

3) тренироваться по заданному графику скорости (тренер, учитывая сложность трассы и сложность постановки КП, выдает на старте участнику соревнований график скорости прохождения дистанции);

4) более подробно разобрать после финиша пройденную дистанцию;

5) рациональнее использовать время занятий.

Прибор может быть использован также для тренировки памяти ориентировщика и отработки умений, необходимых для оперативного и точного указания на карте его местонахождения.

Конструкция тренировочного столика сравнительно проста. Его можно изготовить в школьной мастерской.

Столик (рис. 2) состоит из планшета (1), вращающегося вокруг горизонтальной оси; системы крепления (8) к телу спортсмена, представляющей собой раму из латунной проволоки; поясного ремня (12); иглы-щупа (7) с эбонитовой ручкой и латунной иглой; компаса (9), помещенного в пенопластовую коробку, которая крепится с помощью проволоки на системе крепления; электробатареи (10) типа КБСЛ для питания прибора; электропровода (11) МРЛ сечением 0,35 мм2.

Планшет (1) состоит из дюралевого корпуса (2) с пазами, несущего на себе сигнальную лампу (3) с защитным колпачком из цветного оргстекла. Посредством винта (4) из латуни, жестко укрепленного на дюралевом корпусе, планшет через скобу (13) соединяется с рамой крепления. Размеры планшета определяются размерами карт. Предлагаемый вариант планшета рассчитан для карт 13х18 см. В пазы корпуса вставляется пластина из диэлектрического материала (пенопласта). На пластину (5), в зависимости от местоположения КП на карте, устанавливают контакты (6), которые проходят через пластину. Диаметр вставных контактов зависит от целевой установки тренера, и его можно изменять в большую или меньшую сторону в зависимости от технической подготовленности учеников и от сложности постановки КП. На электросхеме один полюс батареи (10) подключен к корпусу (2) через лампу, другой полюс - к игле-щупу (7).

При изготовлении тренировочного столика возможен вариант размещения сигнальной лампы в корпусе иглы-щупа. Для этого внутреннее отверстие иглы-щупа выполняется по размеру патрона сигнальной лампы. Электросхема дана на рис. 3.

Принцип работы. Выдвинув из корпуса (2) диэлектрическую пластину (5), руководитель устанавливает на ней контакты (6), соответствующие местоположению КП на карте (способом сколки). Сверху, с помощью лейкопластыря, прикрепляют карту. Диэлектрическую пластину вставляют в корпус. Спортсмен при определении КП прокалывает карту иглой-щупом; в случае правильного определения КП игла-щуп попадает на контакт, при этом цепь замыкается и лампа зажигается, фиксируя правильное определение местоположения КП.

Шагомер

Практика показывает, что начинающие ориентировщики тратят больше сил и времени на прохождение дистанции, чем опытные спортсмены. Отсутствие прочного навыка <чтения> местности и карты приводит к тому, что они часто теряют ориентировку и проходят значительное расстояние в поисках ориентиров для определения своего местонахождения. По этой же причине во время разбора занятий юные спортсмены не могут достаточно точно определить объем проделанной работы, так как пока не умеют полностью восстанавливать свой путь движения на карте. А отсутствие достоверных данных о выполненной ребятами работе на дистанции затрудняет руководителю планирование нагрузок на следующие занятия.

Наиболее простой и доступной информацией, позволяющей определить объем и интенсивность работы, являются сведения о затраченном времени и количестве шагов. В качестве регистратора пройденного пути следует использовать шагомер. Причем юным ориентировщикам категорически запрещается пользоваться данными шагомера на дистанции. Показания шагомера они заносят в таблицу на обратной стороне карты (см. табл. 1) лишь после взятия КП.

Таблица 1

Порядок прохождения КП Время Шаги Метры Скорость прохождения КП
С- КП-1 КП-1 - КП-2        

Основную часть таблицы члены кружка могут приготовить заранее, перед стартом. На контрольном пункте они заносят результаты в каждую графу. После финиша, на основе полученных данных и зная среднюю длину шага, они определяют скорость. Для большей наглядности при разборе учебно-тренировочных занятий по полученным данным каждый юный ориентировщик может построить график скорости прохождения КП, который помогает отчетливее показать состояние готовности кружковца к дистанции.

В результате регулярного контроля на занятиях за работой ребят руководитель получает данные, позволяющие оценить: а) объем выполненной работы; б) скорость и темп прохождения различных в техническом отношении КП (простых, средних, сложных); в) рациональные варианты распределения сил на дистанции; г) точность сохранения длины среднего шага при прохождении азимутных и стандартных маркированных отрезков.

Включение в общий объем дистанции стандартных, свободных от ориентирования отрезков длиной 100- 150 м позволяет руководителю оценить физическую выносливость членов кружка. Известно, что утомление, наступающее на дистанции, характеризуется значительным сокращением длины шага. И шагомер здесь полезен тем, что с его помощью можно зафиксировать зависимость изменения длины шага при прохождении стандартных отрезков (в начале, середине и конце дистанции).

Для определения длины пройденного кружковцами расстояния ведущий занятия может использовать шагомеры, выпускаемые отечественной промышленностью. Правда, они работают по маятниковому принципу и дают значительную погрешность в подсчете при быстром беге. Поэтому лучше самим сделать более надежный и точный шагомер из счетчика электрических импульсов (рис. 4). Счетчик снимают со списанной электроаппаратуры, в подвижном ярме просверливают отверстие, за которое прикрепляют один из концов тяги. В качестве тяги можно использовать комбинированный шнур из прочной бечевки и круглой резинки. Второй конец тяги крепится за кольцевую резинку. Для крепления шагомера к поясу спортсмена в крыльях корпуса высверливают отверстия. Размещение шагомера на теле спортсмена показано на рис. 5.

Принцип работы шагомера следующий. В момент движения маховой ноги вверх ослабляется тяга, и пружина, приводящая в движение ярмо счетчика, возвращает его в исходное положение. Размещенный на ярме кулачок поворачивает колесо счетчика на одно деление. В момент постановки маховой ноги на землю тяга отводит ярмо счетчика вниз и натягивает пружину. Кнопка сброса позволяет в любой момент вернуть показания счетчика на нулевую отметку. Кстати, такой сделанный из счетчика импульсов шагомер может быть использован для подсчета различных движений - гребков веслом, оборотов педали велосипеда, ударов боксера и т. д., для этого тягу прикрепляют к источнику движения.

Одежда ориентировщика

Соревнования по ориентированию на местности определяют особенности одежды спортсменов. В первую очередь, следует обратить внимание на защиту ног от возможных царапин и ссадин. Многие спортсмены предпочитают надевать гольфы, другие - легкие брюки из хлопчатобумажной или нейлоновой ткани. Головной убор ориентировщика должен быть с солнцезащитным козырьком. А на рубашку нашивают карман на <молнии>-для переноски карты, компаса, карандаша и других мелочей.

Для бега в лесу применяют специальную обувь, дающую хорошее сцепление с грунтом и смягчающую удары стопы о различные препятствия - камни, пни, сучья. Особой популярностью у ориентировщиков пользуются легкоатлетические шиповки с утолщенной пяткой, в которых спортсмен чувствует себя уверенно при беге даже в дождливую погоду. Для того чтобы листва, сучья не цеплялись на шипы, их укорачивают до 8-12 мм, затупляют и у основания подошвы с помощью эпоксидного клея несколько увеличивают их площадь. Однако следует помнить, что бег в шиповках по каменистому грунту представляет значительную опасность для спортсмена, так как в результате плохого сцепления металла с камнем возможны падения и травмы.

Кроме шиповок, для бега в лесу можно использовать кеды с шипами или с рифленой подошвой, а также фехтовальные тапочки, на подошву которых наклеивают накладки с резиновыми шипами (эти накладки можно приобрести в спортивных магазинах). Тапочки с таким приспособлением, по внешнему виду напоминающие футбольные бутсы облегченного типа, полностью отвечают всем необходимым требованиям для бега по любому грунту.

В зимнее время одежда ориентировщика практически соответствует одежде лыжника-гонщика. Она должна быть легкой, защищать от ветра и холода, не стеснять движения спортсмена. Но, учитывая специфику Ориентирования на местности (а именно частые и продолжительные остановки начинающих спортсменов на трассе из-за затруднений при чтении карты), члены кружка на тренировочных занятиях должны одеваться теплее, чем лыжники. Под теплый спортивный костюм с начесом надевают шерстяное или трикотажное белье, шапочка должна быть обязательно с наушниками, на ногах - хлопчатобумажные и шерстяные носки. Особое внимание необходимо обратить на лыжные рукавицы. Ребятам на первых занятиях часто приходится работать с карандашом, делать большое количество пометок на карте, отмечая встречаемые ориентиры, а значит, и снимать рукавицы. Поэтому важно, чтобы рукавицы не были тесны, не слишком плотно облегали кисть и легко снимались. В сравнительно теплую погоду (до -1...30) можно надевать вместо рукавиц перчатки без пальцев (велоперчатки).

Полигон

Начальное знакомство с ориентированием целесообразно проводить на хорошо оборудованном учебно-тренировочном полигоне. Полигон - это участок залесенной местности, приспособленный к проведению занятий и включающий в себя оборудованные трассы для ориентирования, легкоатлетической и лыжной подготовки. Оборудование полигона следует согласовать с лесоохранными органами (лесничеством, управлением лесопаркового хозяйства и т. п.).

Всю работу, связанную с подготовкой учебного полигона, можно условно подразделить на шесть этапов:

1) изучение и детальный просмотр имеющегося картографического материала с целью выбора нужного района под полигон; 2) опрос лиц (корректировщиков, начальников дистанций), знающих данный район и проводивших на нем непосредственно соревнования; 3) планирование профилей учебных дистанций в камеральных условиях; 4) практическое ознакомление с районом будущего полигона с целью проверки соответствия карты и местности; 5) подготовка и размножение учебного картографического материала; 6) установка на полигоне КП и оборудование трасс для легкоатлетической и лыжной подготовки.

Учитывая значительную сложность работ, связанных с освоением нового района под полигон, руководитель кружка вначале выявляет наличие готового картографического материала на близлежащие районы, чтобы избежать непроизводительных затрат времени на корректировку карты.

Прежде всего следует обратиться в местную секцию ориентирования за разрешением на ознакомление с имеющимися у них спортивными картами, которые были использованы здесь ранее для проведения различных соревнований. Выбор участка под полигон начинается непосредственно с просмотра полученного картографического материала, дающего определенное представление о тех или иных интересующих руководителя районах. Элементы ландшафта каждой карты тщательно и последовательно анализируются.

Основные требования, которые должны быть обязательно учтены при выборе полигона, сводятся к следующему: 1) местность полигона должна полностью отвечать требованиям физической подготовленности ребят; 2) на территории полигона не должно быть участков, представляющих опасность для жизни занимающихся (непроходимых болот, оползней, глубоких ям, рвов, крутых обрывистых скатов); 3) через район занятий не должны проходить дороги с интенсивным движением, глубокие реки.

Помимо общих положений, при выборе района полигона необходимо руководствоваться целым рядом частных соображений, недооценка которых может существенно повлиять на организацию и проведение занятий.

Прежде всего, желательно, чтобы полигон содержал в себе большое количество мелких разнотипных ориентиров и был отделен от крупных лесных массивов четкими границами в виде линий электропередач, транспортных, железных дорог, открытых пространств, рек и т. д. Наличие таких границ поможет юным ориентировщикам увереннее чувствовать себя при первом самостоятельном знакомстве с картой. Местность полигона должна быть несильно пересеченной, с небольшим перепадом высот, в достаточной степени закрытая растительностью, без труднопроходимого подлеска, с большим количеством мелких и разнотипных ориентиров.

При выборе полигона следует обратить внимание и на его географическое положение. Вышележащие участки местности, как правило, менее заболочены, они быстрее освобождаются от снега и талых вод, что дает возможность в весеннее время раньше приступить к тренировкам, а в летнее и осеннее время возобновить их сразу после обильных дождей,

Когда выбирают место под полигон, необходимо при прочих равных условиях отдать предпочтение участку, менее удаленному от школы или места жительства членов кружка. Это не только поможет решить транспортную проблему доставки ребят к месту занятий, но и даст им возможность ежедневно тренироваться с картой.

В ходе изучения картографического материала руководитель кружка определяет наиболее интересные н характерные участки местности, которые в дальнейшем, послужат основой для углубленного практического знакомства с районами будущих полигонов. Для получения дополнительной информации о том или ином районе руководитель встречается с начальниками дистанций прошедших здесь соревнований. С их помощью руководителю необходимо: а) нанести на карту профили всех трасс соревнований, которые могут быть в дальнейшем частично или полностью использованы при постановке КП на будущем полигоне; б) установить степень соответствия каждого участка карты местности; в) записать временные показатели спортсменов-победителей на всех дистанциях; г) нанести на карту лучшие варианты пути движения победителей и призеров прошедших соревнований (для использования их в качестве контрольных нормативов при проверке тактико-технической подготовленности членов кружка на определенных этапах занятий).

На основе составленной характеристики выбранного района руководитель приступает к первоначальному планированию учебных дистанций, намечая на карте профили трасс и местоположение будущих КП, с помощью которых в процессе учебно-тренировочных занятий осуществляется:

1. Практическое знакомство юных ориентировщи-ков с таблицей условных знаков. (Для этой цели руководитель намечает несколько учебных маршрутов протяженностью не более 4-5 км каждый, раскрывающих с достаточной полнотой таблицу условных знаков.)

2. Практическое знакомство ребят с существующими на полигоне формами рельефа. (Руководитель кружка планирует несколько учебных дистанций, а также необходимое количество КП на хорошо читаемых, характерных формах рельефа, чтобы занимающиеся могли получить правильное и наглядное представление об особенностях различных форм рельефа данного участка.)

3. Закрепление и совершенствование тактико-технических навыков работы с компасом и картой.

Ведущий занятия намечает на карте максимальное количество КП на хорошо читаемых характерных ориентирах. Используя в дальнейшем определенное сочетание этих КП, он планирует различные дистанции для решения тех или иных задач учебно-тренировочного процесса. При этом необходимо продумать такую планировку дистанций, чтобы было обеспечено наиболее правильное и полное использование характерных особенностей местности.

Планировка учебных дистанций проверяется и уточняется непосредственно на местности. Ознакомившись с районом полигона, руководитель в случае необходимости вносит изменения и дополнения в ранее запланированные дистанции, наносит на карту отсутствующие на ней ориентиры. Незначительные по размерам элементы местности - ямки, бугорки, полянки и т. д.- в ходе корректировки сразу наносят на карту остро отточенным карандашом, затем обводят тушью, после чего с оригинала карты печатают нужный тираж.

В том случае, если требуется более существенная доработка карты, т. е. есть значительное расхождение ее с местностью, руководитель изготовляет фотоотпечатки оригинала в масштабе 1:10 000, т. е. увеличивает его ровно в два раза. Затем с полученного фотоотпечатка делается оригинал на кальке или матовом пластике, который служит основой для дальнейшей работы по корректировке карты.

При копировании оригинала карты на кальку следует соблюдать общепринятую последовательность в работе. Вначале вычерчивают рамку карты, копируют линейные и площадные ориентиры, а затем внемасштабные, после чего приступают к вычерчиванию рельефа. Завершается работа нанесением линии магнитного меридиана и заполняющих знаков. В ходе вычерчивания оригинала целесообразно делать с него небольшие тиражи некорректированных карт. Такие специально изготовленные некорректированные учебные карты дают возможность руководителю в ходе занятий предложить ребятам ряд интересных упражнений, связанных с корректировкой отдельных участков карты на местности.

Изготовлением фотоотпечатков корректированной карты начинается работа по установке КП на местности. Для его оборудования руководитель должен иметь быстро сохнущую несмываемую краску трех цветов (красную, белую, черную), кисти-по одной на каждый цвет, ручную пилу, топорик, мерную ленту длиной 25- 50 м. Детальная проверка <читаемости> каждого КП на местности заканчивается установкой постоянной призмы в данной точке. Используя общепринятые сочетания цветов в ориентировании (белого и красного), руководитель рисует призму на стволе дерева или вбитом столбике на высоте не более 1 м от уровня земли, а затем рядом черной краской пишет пароль в виде цифрового или буквенного сочетания (например, 5ау, 2ж). Шифр КП, который ребята переносят на свою карту с призмы в ходе прохождения дистанции, поможет руководителю определить правильность выполненного задания.

Дополнительно к учебным дистанциям для ориентирования необходимо подготовить на полигоне 2-3 стандартные легкоатлетические трассы, на которых юные ориентировщики смогут совершенствовать технику бега, закреплять навык определения расстояния способом подсчета шагов, а в зимнее время совершенствовать технику лыжных ходов.

Длина и сложность таких дистанций должны возрастать постепенно. Например, длина одной дистанции - 500 м, второй - 1000 м, третьей - 1500 м и т. д. Эти трассы должны обязательно иметь единый старт и финиш и сочетать в себе различные периодически повторяющиеся участки местности (равнины, спуски, подъемы), необходимые для закрепления и совершенствования беговой и лыжной подготовки юных ориентировщиков. Единый старт и финиш позволяет руководителю составлять дистанции с учетом физической подготовленности членов кружка.

Для того чтобы использовать трассы в зимнее время для лыжной подготовки, руководителю при их выборе следует учесть требования, предъявляемые к дистанциям на лыжных соревнованиях. Наиболее важное из них следующее: ширина трассы должна быть не менее 3 м (чтобы по всей ее длине можно было проложить две лыжни), а на спусках и подъемах-еще больше (чтобы спортсмены, не снижая скорости движения, могли обходить друг друга). На дистанции не должно быть крутых спусков и подъемов, а также различных препятствий в виде пней, камней, валежника, кустарника, затрудняющих движение лыжника и представляющих для него значительную опасность.

Руководитель маркирует каждую дистанцию. Расстояние между маркировкой в редколесье может превышать 15-20 м, а в густом лесу должно быть не более 3-5 м, причем маркировку делают не ниже 60 см от уровня земли. Особенно тщательно следует маркировать повороты каждой трассы.

На характерных участках дистанций - равнинах, спусках, подъемах, на песчаных, заболоченных местах и т. д.- руководитель кружка отмеряет отрезки длиной 100, 200, 300, 400 м и более для закрепления и совершенствования навыка кружковцев в определении расстояний способом подсчета шагов.

Учебные наглядные пособия

На теоретических занятиях по спортивному ориентированию предметная наглядность достигается показом, объяснением, демонстрацией схем, рисунков, планов, карт, таблиц условных знаков, кинограмм, диапозитивов, кинофильмов.

Для проведения занятий с юными ориентировщика-ми следует использовать в качестве учебных пособий карты более крупных масштабов, которые обеспечивают необходимую наглядность, точность и полноту передачи материала. Крупномасштабные карты-1:5000, 1:10 000-нагляднее воспринимаются, точнее передают взаимосвязь рельефа с другими элементами карты. Использование в процессе обучения красочных наглядных пособий - укрупненных условных знаков, рельефных моделей, карт-игр для младших и старших ребят - придает занятиям занимательность, вызывает у юных ориентировщиков большой интерес к данному виду спорта.

Для проведения занятий с кружковцами первого года обучения в качестве наглядных пособий следует использовать:

1. Условные знаки спортивных карт СССР.

2. Цветные учебно-топографические карты масштаба 1:5000, 1: 10 000, 1: 25 000.

3. Спортивные карты масштаба 1:10 000, 1-15 000, 1:20 000.

4. Расчлененные спортивные карты (содержание которых может быть представлено рельефом, ситуацией, сетью дорог и т. д.).

5 Учебные плакаты или диапозитивы: формы рельефа местности и их изображения на карте, план местности и условные знаки, план и рисунок местности.

6 Объемные модели.

Кроме указанных наглядных пособий, ребята могут сами изготовить дополнительные.

Для прочного усвоения учебного материала в качестве наглядных пособий можно также использовать показ диапозитивов, кинофильмов, кинокольцовок, кинограмм. С помощью красочных диапозитивов руководитель может демонстрировать членам кружка отдельные участки пути движения спортсменов. Крупное изображение на экране позволяет нагляднее, отчетливее показать юным ориентировщикам нужные детали местности.

Организация и планирование работы кружка

Организация занятий кружка

Она не требует больших материальных затрат, связанных с арендой спортивных сооружений, закупкой дорогостоящего инвентаря и оборудования. Поэтому создание кружка спортивного ориентирования возможно не только при Дворцах и Домах пионеров и школьников или детских туристских станциях, но и по месту жительства ребят: при домоуправлениях, РЭУ, различных шефствующих над школами учреждениях.

В кружок зачисляются школьники, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям. Повторное медицинское обследование проводится через 3 месяца, а затем не реже двух раз в год.

Прием желающих заниматься в кружке спортивного ориентирования осуществляется в начале учебного года. Руководитель кружка должен провести определенную подготовительную работу для привлечения ребят к занятиям этим видом спорта. За несколько дней до начала набора следует посетить близлежащие школы, вывесить там красочное объявление о том, где, в какие дни и часы будет проводиться запись в кружок. Одновременно руководитель должен подготовить наглядно-агитационные материалы (фотостенды, фотогазеты, монтажи) и вывесить их в вестибюле здания, где будет проходить запись ребят.

Всех записывающихся, в зависимости от возраста и физической подготовки, распределяют по группам: подготовительная (10-12 лет), младшая юношеская (13-14 лет), средняя юношеская (14-15 лет), старшая юношеская группа (15-17 лет).

Ребят, которые приступают к занятиям спортивным ориентированием в старшем возрасте, зачисляют в группы, соответствующие их физической и технической подготовленности. В группе новичков должно быть не больше 15 человек, а в группе разрядников-10-12.

Занятия кружка как на первом, так и на втором году обучения проводятся в течение всего учебного года три раза в неделю с учетом возрастных особенностей, режима дня и занятости ребят в школе.

Учебно-тренировочные занятия целесообразно строить по игровому принципу. В период зимних и весенних каникул следует увеличивать их количество, сокращая к концу учебного года.

Основные задачи, которые ставит перед собой руководитель, занимаясь с группами первого года обучения, следующие: привлечь ребят к систематическим занятиям спортом; привить им основные гигиенические навыки; подготовить к сдаче нормативных требований комплекса ГТО; обеспечить всестороннее физическое развитие; познакомить с основами техники спортивного ориентирования; воспитать морально-волевые качества, необходимые для спортсмена-ориентировщика.

Второй год обучения рассматривается как дальнейший этап укрепления общей и специальной физической подготовленности кружковцев, изучения и совершенствования техники спортивного ориентирования на местности, подготовки из числа занимающихся значкистов ГТО, спортсменов-разрядников, инструкторов и судей по спорту.

Планирование и учет работы кружка

Правильное планирование учебного процесса способствует достижению высших спортивных результатов, своевременному решению организационно-воспитательных задач. Вся работа кружка должна строиться на основе годового, месячного и поурочного планов, секционного расписания занятий.

Годовой план - это документ, определяющий основные задачи всесторонней подготовки кружковцев на учебный период. В нем раскрывается содержание и направленность всей работы, конкретно устанавливается почасовая нагрузка на каждый месяц обучения.

План составляется руководителем перед началом учебного года на основе двухгодичной программы кружка спортивного ориентирования. Планируя учебный материал на каждый этап обучения, руководитель должен учитывать реальные возможности кружка - подготовленность ребят, наличие спортивного инвентаря, баз, географические и климатические условия.

В разделе годового плана должны быть отражены следующие моменты.

1. Цели и задачи кружка на текущий год.

2. Распределение объема нагрузки, средств и методов тренировки на каждый месяц обучения.

3. Основные задачи на каждый этап обучения.

4. Уровень спортивно-технических показателей и планируемый результат.

5. Педагогический и врачебный контроль.

6. Воспитательная работа.

В годовом плане необходимо также предусмотреть проведение внутрикружковых учебных соревнований по общей физической и технической подготовке, участие в соревнованиях на первенство Дворца или Дома пионеров и школьников, а также школы, района.

На основе годового составляют месячные рабочие планы. В них более подробно раскрывают цели, задачи и содержание занятий на предстоящий период обучения. Планирование объема тренировочных нагрузок на каждый последующий месяц обучения строят обязательно после анализа всей ранее проделанной работы. Это дает возможность руководителю кружка точнее определить воздействие физических упражнений на организм занимающихся; оценить, насколько полно решены задачи прошедшего периода обучения; избежать монотонности и однообразия в построении тренировочных занятий.

На основе месячного плана руководитель продумывает и составляет конспект каждого урока. В нем конкретно раскрываются цели и задачи занятия; определяются основные применяемые на учебном занятии, средства и методы, продолжительность каждой части занятия, последовательность выполнения упражнений, количество их повторений. План-конспект каждого последующего занятия обязательно должен опираться на анализ и учет выполненной ранее работы.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.