Периодизация войны и ход военных действий — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Периодизация войны и ход военных действий

2020-05-08 1379
Периодизация войны и ход военных действий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение целей Германии, Италии и Японии во Второй мировой войне можно организовать на основе работы учащихся с историческими документами, помещёнными в заданиях 7—8 рабочей тетради (с. 41—42). Объёмный, но несложный учебный материал о ходе военных действий целесообразно изучать в ходе выполнения девятиклассниками опережающего домашнего задания. Можно предложить несколько его вариантов в зависимости от уровня подготовки класса и педагогического замысла урока. В любом случае в результате работы учащиеся заполняют синхронистическую таблицу «Этапы Второй мировой войны».

Первый вариант

На основе текста учебника (с. 135—149) девятиклассники заполняют синхронистическую таблицу. Основное содержание таблицы, в том числе периодизацию Второй мировой войны, целесообразно предложить учащимся в готовом виде.

Второй вариант

Таблица предлагается учащимся в готовом виде. Используя её, они должны подобрать в Интернете иллюстрации наиболее крупных сражений.

Третий вариант

Класс разбивается на группы (или выбираются отдельные ученики) соответственно пяти этапам Второй мировой войны. Каждая группа (ученик) заполняет таблицу по выбранному этапу и готовит электронную презентацию, посвящённую основным событиям. Электронные презентации показываются на уроке в соответствующей хронологической последовательности.

Далее учитель может предложить учащимся приведённые ниже вопросы и задания.

Вопросы и задания для учащихся

1. Один историк сравнил США и Японию накануне сражения у о. Мидуэй с Давидом и Голиафом. Опираясь на данные о количестве кораблей, определите, какую страну можно было сравнить с Давидом, а какую — с Голиафом. Японский флот под командованием Ямамото имел 86 боевых кораблей и 43 различных вспомогательных судна, а американский флот под командованием Нимица насчитывал 27 военных кораблей и 23 вспомогательных судна.

2. «Пёрл-Харбор частично отмщён», — заявил Нимиц в своём первом коммюнике о битве. «Возмездие не будет полным, пока японская морская мощь не будет сведена на нет. Мы достигли существенного прогресса в этом направлении». Он же подчёркивал: «После Мидуэя у нас не было ощущения, что мы выиграли войну. Безусловно во многих отношениях это был важный переломный момент, но по-прежнему нам противостоял упорный противник и предстояло выполнить трудную работу». Какое значение придавал командующий своей победе? Прав ли он был?

 

Синхронистическая таблица. Этапы Второй мировой войны

 
Военные действия СССР против
Германии и её союзников

Присоединение к СССР Западной
Украины и Западной Белоруссии,
Карельского перешейка, Бессара-
бии, Северной Буковины и стран
Балтии

Нападение Германии и её союз-
ников на СССР.
Московская битва (контрнасту-
пление в декабре 1941 — январе
1942
 г.).
Срыв плана «Барбаросса».
Прорыв германских войск к Волге
и Северному Кавказу

Создание антигитлеровской коалиции

Военные действия стран антигитлеровской
коалиции против Германии и её союзников

Нападение Германии на Польшу
1
 сентября 1939 г. —
начало Второй миро-
вой войны.
Вступление в войну Великобритании и Фран-
ции.
«Странная война» (сентябрь 1939 — май
1940
 г.).
Завоевание Германией континентальной части
Европы (Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерлан-
ды, Люксембург, Франция).
Боевые действия Италии в Восточной и Се-
верной Африке.
Воздушная война над Англией («битва за Ан-
глию»).
Борьба за Атлантику

Атака Японии на Пёрл-Харбор (7 декабря
1941
).
 г.
Захват Японией Филиппин, Малаккского п-ова,
Бирмы.
Сражение у о. Мидуэй (июнь 1942 г.).
Наступление германо-итальянской армии на
Египет остановлено в сражении при Эль-
Аламейне (октябрь—ноябрь 1942 г.)

Этап

1
 сентября
1939
 г. —
22
 июня 1941 г.

22
 июня 1941 г. —
19
 ноября 1942 г.

 

 

Продолжение

 
Военные действия СССР против
Германии и её союзников

Контрнаступление советских войск
под Сталинградом
(19
 ноября 1942 г. — февраль
1943
).
 г.
Курская битва (лето 1943 г.).

Коренной перелом в ходе Второй мировой войны

Операция «Багратион» (июнь—ав-
густ 1944 г.). Наступление совет-
ской армии от Балтики до Карпат,
освобождение Польши.
Берлинская операция (конец апре-
ля 1945 г.)

Встреча союзников на Эльбе (25 апреля 1945 г.).
Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии
8(9)
 мая 1945 г.

Объявление СССР войны Японии
(8
-
 августа), наступление в Мань
чжурии, Северной Корее, на Юж-
ном Сахалине и Курильских о-вах

Подписание акта о капитуляции Японии 2 сентября 1945 г.
Окончание Второй мировой войны

Военные действия стран антигитлеровской
коалиции против Германии и её союзников

Уничтожение германо-итальянской группировки
в Марокко и Тунисе (июль 1943 г.).
Высадка англо-американских войск на Сици-
лии, арест Муссолини (июль 1943 г.), Италия
объявила войну Германии.

Высадка союзников в Нормандии
(6
 июня 1944 г.), открытие Второго фронта
(
).
операция «Оверлорд»
Наступление англо-американских войск против
Японии на Тихом океане (начало 1944 г.).
Разгром японского флота у о. Лейте (Филип-
пины) (осень 1944 г.)

Сброс атомных бомб на Хиросиму
(6
)
 августа) и Нагасаки (9 августа

Этап

19
 ноября
1942
 г. — 1943 г.

Конец 1943 г. —
8(9)
 мая 1945 г.

9
 мая — 2 сентя
-
бря 1945 г.

 

3. Прочитайте в учебнике пункт «Движение Сопротивления» (с. 144—145) и выясните, что предполагал «новый порядок» в Европе? Какие шаги по его установлению были предприняты Германией? Что такое движение Сопротивления?

При закреплении изученного материала можно использовать задания 1—2, 5, 6 рабочей тетради (с. 38—40).

Антигитлеровская коалиция

Первый вариант

На основе текста учебника (с. 142—144, 146—147) учащиеся самостоятельно (индивидуально или в парах) заполняют таблицу «Деятельность антигитлеровской коалиции», а затем выполняют задания 3—4 рабочей тетради (с. 38—39).

Второй вариант

Таблица предлагается учащимся в заполненном виде (см. с. 92—93 данного пособия). На её основе строится эвристическая беседа. Её также следует использовать при выполнении учащимися приведённых ниже вопросов и заданий.

Вопросы и задания для учащихся

1. Проанализируйте данные таблицы и определите основные направления деятельности антигитлеровской коалиции.

2. «За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я» — так сказал 22 июня 1941 г. в радиообращении к соотечественникам У. Черчилль. В то же время он подчеркнул, что отныне Англия является союзником СССР и окажет ему всевозможную помощь в войне против нацистской Германии. Нет ли противоречия в этих словах британского премьер-министра?

3. Прокомментируйте позицию США и Англии летом 1941 г.: помощь СССР надо оказывать «не для того, чтобы обеспечить ошеломляющую русскую победу, а для того, чтобы удерживать Германию связанной до тех пор, пока наш собственный вес в войне не станет решающим». Какие последствия для деятельности антигитлеровской коалиции могла иметь такая позиция?

4. В послании У. Черчиллю 18 июля 1941 г. Сталин писал: «Военное положение Советского Союза, равно как и Великобритании, было бы значительно улучшено, если бы был создан фронт против Гитлера на Западе (Северная Франция), который не только мог бы оттянуть силы Гитлера с Востока, но и сделал бы невозможным вторжение Гитлера в Англию». Вспомните, как обстояли дела в июле 1941 г. в Европе. Возможно ли было с военной точки зрения создать в то время Второй фронт?

 

Деятельность антигитлеровской коалиции

 

 
Начало создания коалиции

 
В условиях захвата части военной про-
мышленности на Западе и эвакуации
оставшейся части на Восток военные
поставки играли определённую роль
в ходе военных действий: полученная
техника участвовала уже в сражении под
Москвой

Создание международной организации,
объединившей усилия против германско-
го блока

Подтверждение союзнических отношений

 
ДатаМероприятиеЗначение

 июля 1941 г.Соглашение между Великобританией
и СCCP о взаимной помощи и под-
держке, обязательство не заключать с
Германией сепаратного мира

 августа 1941 г.Военно-экономическое соглашение с
США

Конференция СССР, США и Англии, со-
глашение о поставках в СССР оружия
и военной техники в обмен на сырьё;
СССР предоставлялся беспроцентный
кредит на 1 млрд долларов

Январь 1942 г.Подписание 26 странами Декларации
Объединённых Наций: обязательства
использовать все ресурсы для борьбы
против агрессоров, отказ от сепаратных
мирных договоров, защита демократии
и права народов на суверенитет

Май 1942 г.Договор СССР и Великобритании о со-
юзе в войне и послевоенном сотрудни-
честве

 
 
12

2

29
 сентября —
1
 октября 1941 г.

     

 

 

 
Поставки продовольствия и военной тех-
ники по ленд-лизу

Откладывалось открытие Второго фронта

Поддержка СССР движения Сопротивле-
ния в европейских странах, в том числе
во Франции

Принято решение об открытии Второго
фронта в мае 1944 г.

Соглашение о вступлении СССР в вой-
ну с Японией через 2—3 месяца после
разгрома Германии в обмен на
возвращение Южного Сахалина и при-
легающих островов, аренду Порт-Артура,
получение Курильских островов

Определение условий мирного договора
с Германией и соблюдение интересов
трёх держав по итогам войны

 
Июнь 1942 г.Соглашение с США о помощи по ленд-
лизу

Январь 1943 г.Встреча Рузвельта и Черчилля в Каса-
бланке, договорённость о десантной
операции в Италии и Греции

Август 1943 г.Установление дипломатических отно-
шений СССР с французским националь-
ным комитетом Ш. де Голля

Тегеранская конференция США, СССР
и Великобритании

Ялтинская (Крымская) конференция: об-
суждение условий капитуляции Герма-
нии и послевоенного устройства

Потсдамская конференция трёх держав:
определение послевоенного устройства
мира

       
28
 ноября —
1
 декабря 1943 г.

4
—11 февраля
1945
 г.

17
 июля — 2 авгу
-
ста 1945 г.

5. Оцените статистические данные о поставках по ленд-лизу в СССР военной техники. За время войны союзники поставили в СССР:

18 700 самолётов — 12 % от отечественного производства;

10 800 танков — 10 % от отечественного производства;

9600 артиллерийских орудий;

401 400 автомашин — 50 % от отечественного производства;

44 600 металлорежущих станков;

2599 тыс. тонн нефтепродуктов;

517 500 тонн цветных металлов — 36 % от отечественного производства;

172 100 тонн кабеля и провода;

1860 паровозов — 90 % от отечественного производства;

11 300 платформ;

3 % от отечественного производства продовольствия.

6. Выполните задание 9 рабочей тетради (с. 42—43).

Итоги Второй мировой войны

Учащиеся получают задание проанализировать таблицу «Итоги и значение Второй мировой войны» и дополнить её информацией из учебника (с. 149—151).

В целях подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ рекомендуем дать девятиклассникам задание написать мини-сочинение (эссе) на основе следующего высказывания: «Нам следует признать, что русские внесли решающий вклад в войну на западе, уничтожив главные силы германской армии до того, как первый солдат союзников вступил на берег Нормандии 6 июня 1944 г.» (М. Хастингс).

Эссе — это прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Как правило, эссе предлагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. В работе необходимо выделить проблему, поднятую автором, высказать свою точку зрения по поводу этой проблемы и аргументировать её. (В качестве аргументов могут быть использованы теоретические рассуждения (определения исторических понятий, рассуждения, причинно-следственные связи, выводы), а также исторические факты.)

 

Итоги и значение Второй мировой войны

 

 

Отказ от гегемонистских принципов
внешней политики

Коренная внутриполитическая пере-
стройка, начало посттоталитарной
демократизации

Формирование потенциала завер-
шения ускоренной модернизации в
условиях демократического строя

«Японское
чудо»

 
«Итальян-
ское чудо»

ФранцияСССРГерманияИталияЯпония

«Герман-
ское чудо»

 

Победа над фашизмом и ликвидация угрозы создания «нового
мирового порядка»

Формирование системы международных отношений, основанной
на принципах мирного сосуществования

Расширение
сферы влия-
ния мирового
социализма

Закрепление
авторитарной
модели «до-
гоняющего
развития»

 

Укрепление геополитических, военно-полити-
ческих, экономических позиций мировой демо-
кратии и начало «холодной войны» против со-
циалистической системы

Начало распада колониальной
системы

Велико-
британия

Рост аме-
риканского
гегемо-
низма

США

 

 Урок 17. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»

Межпредметные связи с обществознанием. Материал урока является иллюстрацией понятий, изучаемых в курсе обществознания: пути разрешения международных конфликтов, международное право.

Внутрипредметные связи. Вторая мировая война, образование антигитлеровской коалиции, итоги войны.Великая Отечественная война Советского Союза.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

1) Объяснять основные последствия войны для странсоюзников, стран-агрессоров, всего мира. 

2) Характеризовать основные этапы «холодной войны» и их содержание.

3) Сравнивать цели и территории охвата военно-политических блоков.

Ключевые вопросы. 1. Последствия Второй мировой войны: распад антигитлеровской коалиции, мирные договоры, образование ООН, Нюрнбергский процесс. 2. Начало «холодной войны»: военно-политические блоки, локальные конфликты и гонка вооружений.

Основные понятия и термины. Преступления против человечности, «холодная война», гонка вооружений.

Ресурсы Интернета

Практический модуль «Берлинская конференция и итоги Второй мировой войны» http://fcior.edu.ru/card/21646/ berlinskaya-konferenciya-i-itogi-vtoroy-mirovoy-voyny.html

Ресурсы по теме «Начало «холодной войны» http:// school-collection.edu.ru/catalog/res/2e25b2d8-f4b8-4b7ba83e-61f429dbb301/

Политическая карта мира «Вторая половина XX — начало XXI в.» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ 93d42027-098a-46c0-8f2a-e97bdf85f835/

Приёмы и формы организации познавательной деятельности учащихся  

1. Последствия Второй мировой войны: распад антигитлеровской коалиции, мирные договоры, образование ООН, Нюрнбергский процесс

Урок можно начать с беседы с учащимися. Учитель может предложить им следующие вопросы для беседы:1. Назовите главные итоги Второй мировой войны.2. Вспомните, какой характер носила война для различных государств, в ней участвовавших. 3. Учёные отмечают, что Вторая мировая война была соперничеством различных идеологических систем. Назовите их. 4. Могло ли уничтожение фашизма способствовать дальнейшему сотрудничеству демократической и коммунистической идеологических систем? Свой ответ обоснуйте.

Далее рекомендуем организовать изучение последствий Второй мировой войны в форме групповой работы.

Первый вариант

Групповая работа

Класс делится на три группы. Каждая из них представляет одно из трёх последствий Второй мировой войны: мирные договоры (с. 155—156), образование ООН (с. 157), Нюрнбергский процесс (с. 157—158). Каждая группа изучает свой фрагмент учебника, составляет по нему краткий конспект и затем представляет результаты работы остальному классу.

Второй вариант

Групповая работа

Класс делится на три группы соответственно трём последствиям Второй мировой войны. Группы получают опережающее домашнее задание, результаты выполнения которого представляются в классе посредством электронной презентации.

Группа, изучающая заключение мирных договоров:

а) на основе текста учебника (с. 155—156), дополнительной литературы, Интернета выясняет, какие территориальные изменения произошли в мире в результате Второй мировой войны, отмечает их на контурной карте (можно использовать задание 8 рабочей тетради на с. 47) или создаёт электронную презентацию; б) раскрывает на примерах четыре принципа, на которых основывалась политика победителей в отношении Германии (демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация).

Группа, изучающая образование ООН: а) на основе текста учебника (с. 157) и дополнительной литературы, в том числе Интернета, выясняет структуру ООН (главные органы и их полномочия) и представляет её в виде схемы; б) определяет цели ООН, методы и средства, которыми она располагает для реализации этих целей.

В работе можно использовать материалы официального сайта ООН: Страницы истории ООН http://www.un.org/ru/ aboutun/history/

Группа, изучающая Нюрнбергский процесс: а) на основе текста учебника (с. 157—158), фрагмента документа (с. 162) и дополнительной литературы, в том числе Интернета, выясняет, какие обвинения были предъявлены главным нацистским преступникам, кто оказался на скамье подсудимых, как проходил суд и каковы его основные решения.

В работе можно использовать материалы статьи: Московкин А. Нюрнбергский процесс: следствие, обвинение, приговор http://pravo.ru/process/view/466/

После обсуждения выступлений групп можно дать учащимся задания 1, 3—5 рабочей тетради (с. 43—45).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.