Становление информационного общества — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Становление информационного общества

2020-05-08 412
Становление информационного общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Межпредметные связи с обществознанием. Материал урока является иллюстрацией понятий, изучаемых в курсе обществознания: экономические циклы, экономический кризис, постиндустриальное информационное общество, экстенсивный и интенсивный типы производства.

Внутрипредметные связи. Завершение эпохи индустриального общества, государство благосостояния. Экономическое развитие СССР в 1964—1985 гг.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

1) Называть черты и признаки постиндустриального (информационного) общества.

2) Сравнивать индустриальное и постиндустриальное общества.

3) Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

Ключевые вопросы. 1. Экономические кризисы 1970— 1980-х гг. 2. Научно-техническая революция. 3. Постиндустриальное (информационное) общество.

Основные понятия и термины. Экстенсивный и интенсивный типы производства, НТР, постиндустриальное (информационное) общество.

Ресурсы Интернета

Ресурсы по теме «Изменения в жизни стран Запада в

1970—1990-х гг.» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ 7a959de0-0a01-01b2-016f-b175c1d8a05d/

Видеозапись программы «Философские чтения». Информационное общество.

Приёмы и формы организации познавательной деятельности учащихся

Экономические кризисы 1970—1980-х гг.

Первый вариант

На данном этапе урока возможно провести эвристическую беседу. Возможны следующие вопросы для беседы:1. Вспомните, когда на Западе произошёл предыдущий системный экономический кризис. Какое название он получил? Почему его называют системным?2. К каким последствиям привёл этот кризис?3. В 1973 г. страны ОПЕК (вспомните, что это за организация) резко повысили цены на нефть. Это вызвало так называемый «нефтяной шок» в странах Запада. Объясните, какие последствия имело повышение цен на нефть. 4. Страны Запада были вынуждены перейти от «ресурсозатратных» к «ресурсосберегающим» технологиям. Объясните, что это значит. Можете ли вы привести примеры, иллюстрирующие этот переход? 5. В 1970-е гг. произошёл крах Бреттон-Вудской финансовой системы. Вспомните, что это за система. 6. Вместо Бреттон-Вудской финансовой системы был введён «плавающий курс» национальных валют. Он действует и сейчас. Знаете ли вы, в чём его суть? 7. Почему говорят, что в 1970-е гг. завершилась эпоха «всеобщего благосостояния»?

8. Выполните задание 1 рабочей тетради (с. 53).

Второй вариант

На основе текста учебника (с. 168—170) учащиеся составляют логическую схему, отражающую предпосылки перехода от экстенсивного к интенсивному типу производства в развитых западных странах. Она будет выглядеть следующим образом:

Э кономические кризисы

И переход к интенсивному типу производства

Спад производ-
ства в ФРГ и
США в конце
х гг.
1960-
Отмена золотого
содержания дол-
лара (крах Брет-
тон-Вудской си-
стемы) в 1972 г.
Резкий рост
цен на нефть
в 1973 г.
Промышленно-
технологическая
революция
Экономические кризисы 1974—1975 гг.
и 1980—1982 гг.
Переход от экстенсивного (за счёт вовлечения в производство всё
большего количества ресурсов) к интенсивному (сберегающему энер-
гию, сырьё и другие ресурсы) типу производства
Переход к постиндустриальному (информационному) обществу

Научно-техническая революция

Первый вариант

Целесообразно организовать изучение проблемы научно-технической революции в форме групповой работы. Класс делится на группы, каждая из которых изучает НТР в одной из областей науки (выбор областей осуществляется либо самими учащимися, либо учителем): развитие атомной энергетики; освоение космоса; компьютерные технологии, новые средства связи, телевидение, разработка новых материалов, биотехнологии, генная инженерия, нанотехнологии и т. п. Каждая группа выполняет опережающее домашнее задание: а) изучает хронологию и суть событий в выбранной области науки и техники, составляет хронологическую таблицу; б) подбирает в Интернете иллюстрации к каждому событию и представляет таблицу в виде электронной презентации; в) делает общий вывод о развитии той или иной области науки и техники.

Второй вариант

Учащимся предлагается готовая таблица, вопросы и задания к ней.

Вопросы к таблице

1. В каких областях были сделаны наиболее значимые открытия?

2. Какое значение имели эти достижения для экономического развития ведущих стран мира?

Достижения НТР

  Дата Достижения

Использование атомной энергии

1942 г. В США создан первый урановый реактор
1954 г. В СССР построена первая в мире атомная электростанция
1959 г. В СССР спущен на воду первый атомный ледокол

Освоение космоса

1957 г. В СССР запущен первый искусственный спутник Земли
1960 г. В США запущены первые спутники, обеспечивавшие телефонную связь
1961 г. Полёт в космос первого космонавта Ю. Гагарина
1962 г. На орбиту выведен первый телевизионный спутник США
1969 г. Высадка американских астронавтов Н. Армстронга и Б. Олдрина на Луне

«Компьютерная революция»

1936 г. В Германии и США появились первые счётные машины, работавшие на электромагнитных релейных схемах
1937 г. Американский математик Д. Атанасов предложил использовать для программирования электронных машин двоичную систему, что позволило использовать электронные лампы, т. е. создать ЭВМ
1943— 1946 гг. Группа американских учёных создала первый компьютер (ENIAC)
С 1948 г. Применение в компьютерах транзисторов (миниатюрных устройств из полупроводниковых кристаллов). Появилась возможность серийного промышленного производства компьютеров. Они стали основой автоматизированных производственных линий
С середины 60-х гг. Уменьшение размеров транзисторов и соответственно размеров и стоимости компьютеров

Изобретение телевидения

1936 г. Первые телепередачи в Лондоне
С 1950-х гг. Распространение телевидения

Третий вариант

Работа строится на основе рассказа учителя и эвристической беседы с опорой на таблицы учебника (с. 171—172). По итогам работы в любом из вариантов необходимо выделить характерные черты НТР и сформулировать определение этого понятия.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.