Различия двух эпох в рамках Новейшего времени — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Различия двух эпох в рамках Новейшего времени

2020-05-08 400
Различия двух эпох в рамках Новейшего времени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сороко-Цюпа А. О.

С65 Всеобщая история. Новейшая история. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. О. Сороко-Цюпа, М. Л. Несмелова. — М.: Просвещение, 2014. — 175 с. — ISBN 9785-09-031359-9.

Пособие создано к переработанному в соответствии с ФГОС основного общего образования учебнику О. С. Сороко-Цюпы, А. О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». В книге представлены тематическое планирование курса, поурочные разработки ко всем параграфам учебника, извлечения из исторических источников, списки интернет-ресурсов для учителя. Особое внимание уделено организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода и формированию у них универсальных учебных действий. В пособии также содержатся рекомендации по использованию рабочей тетради к учебнику (авторы О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа) на уроках и при выполнении домашних заданий.

Пособие предназначено для учителей общеобразовательных организаций.

УДК 372.8:94 (100)«05/…» ББК 74.266.3

ISBN 978-5-09-031359-9 © Издательство «Просвещение», 2014
  © Художественное оформление.
  Издательство «Просвещение», 2014
  Все права защищены

 Введение

Пособие адресовано учителям истории, использующим в учебном процессе учебник О. С. Сороко-Цюпы, А. О. Сороко-Цюпы «Всеобщая история. Новейшая история» для 9 класса. Оно содержит поурочное тематическое планирование курса, методические рекомендации для проведения уроков, советы по использованию в учебном процессе заданий рабочей тетради[1], поурочные списки электронных ресурсов.

В методические рекомендации включены материалы, которые помогут преподавателю реализовать требования к результатам обучения и освоения курса Всеобщей истории в основной школе.

Требования к результатам обучения сформулированы в примерной программе по учебным предметам[2], созданной на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС ООО).

Личностные результаты:

 осознание своей идентичности как гражданина страны… этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества Новейшего времени;  освоение гуманистических и демократических тра-

диций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей стран Запада в ХХ — начале XXI в., процессами развития и трансформации политических идеологий и общественных движений (либерализма, консерватизма, социал-демократии, социализма), особенностями тоталитарного политического режима;  осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора (дискуссий и обсуждений) при изучении таких исторических ситуаций, как возникновение и распространение фашизма в Европе, Первая и Вторая мировые войны и т. п.;  понимание культурного многообразия современного

мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных стилевых направлений культуры ХХ — начала XXI в.

Метапредметные результаты:

 способность сознательно организовывать и регулиро-

вать свою учебную деятельность; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый планы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы СМИ и размещённые на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять

результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллек-

тивной работе, освоению основ взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

 овладение целостными представлениями об истори-

ческом пути народов мира в Новейшее время, понимание основ формирования постиндустриального (информационного) общества;  способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений Новейшего времени, их связи с современностью;  владение умениями получать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, в том числе СМИ, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов, а также переломных периодов всеобщей истории ХХ — начала XXI в.; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира, созданных в Новейшее время.

Достижению высоких результатов в процессе изучения курса Новейшей истории способствует формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий (УУД) четырёх видов: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

К личностным УУД относятся универсальные учебные действия — система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам современной жизни.

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные УУД представляют собой систему способов познания, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Коммуникативные УУД направлены на формирование способности обучающегося к осуществлению коммуникативной деятельности, использованию правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, самостоятельной организации речевой деятельности в устной и письменной форме.

Методологической основой ФГОС является системнодеятельностный подход. В соответствии с ним активность учащегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В связи с этим меняется и взаимодействие ученика с учителем и одноклассниками — оно принимает характер сотрудничества.

В учебнике и методическом пособии предлагаются разнообразные по форме задания, направленные на формирование УУД и специально-предметных действий. Это задания, предполагающие сравнение, классификацию, оценивание исторических событий и явлений, организацию групповой работы как на уроке, так и во внеурочное время; задания для проектной и исследовательской деятельности; презентации результатов учебной деятельности, в том числе с использованием электронных объектов.

Учителю предлагаются различные варианты и формы проведения уроков и их отдельных смысловых частей, что поможет ему сделать учебное занятие максимально ориентированным как на уровень класса в целом, так и на учёт личностных и возрастных особенностей учащихся. В ряде случаев предусмотрено несколько видов работы по изучению одного и того же фрагмента исторического материала, что позволяет учителю дифференцировать учебную работу по уровню сложности или в зависимости от собственного видения замысла урока. Пособие включает также задания, расширяющие кругозор учащихся за счёт использования дополнительных источников информации, в том числе Интернета. Важной особенностью построения учебного процесса является использование материалов СМИ, которые помогут учащимся осознать актуальность изучаемого исторического материала.

Отдельные формы уроков предполагают опережающие домашние задания. Советуем заранее просматривать рекомендации к последующим урокам и в том случае, если вы принимаете предложенный вариант работы, своевременно давать ученикам эти задания.

 Тематическое планирование курса     «Всеобщая история. Новейшая история» (34 ч)

Примерное содержание курса Поурочное планирование Материалы учебника

Тема 1. Новейшая история. Первая половина ХХв. (16ч)

Мир к началу XXв. Новейшая история: понятие, периодизация

Уроки1—2. Индустриальное общество в начале ХХв. 2 ч § 1—2
Урок3. Политическое развитие в начале ХХ в. 1 ч § 3

Первая мировая война (1914—1918гг.)

Урок4. «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. 1 ч § 4
Уроки5—6. Первая мировая война. 1914—1918гг. ВерсальскоВашингтонская система. 2 ч § 5—6

Мир в 1918—1939гг.

Урок7. Последствия войны: революции и распад империй. 1 ч § 7
Урок8. Капиталистический мир в 1920-егг. США и страны Европы. 1 ч § 8
Урок9. Мировой экономический кризис 1929—1933гг. Пути выхода. 1 ч § 9
Урок10. США: «новый курс» Ф. Рузвельта. 1 ч § 10
Урок11. Демократические страны Европы в 1930-егг. Великобритания, Франция. 1 ч § 11
Урок12. Тоталитарные режимы в 1930-егг. Италия, Германия, Испания. 1 ч § 12—13
Урок13. Восток и Латинская Америка в первой половине ХХв. 1 ч § 14—15
Урок14. Культура и искусство первой половины ХХв. 1 ч § 16
Урок15. Международные отношения в 1930-егг. 1 ч § 17

Продолжение

Примерное содержание курса Поурочное планирование Материалы учебника
Вторая мировая война (1939—1945 гг.) Урок16. Вторая мировая война. 1939—1945гг. 1 ч § 18

Тема 2. Новейшая история. Вторая половина ХХначало ХХIв.

(12ч)

Мир во второй половине XX— начале XXIв.

Урок17. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». 1 ч § 19
Урок18. Завершение эпохи индустриального общества. 1945— 1970гг. 1 ч § 20
Урок19. Кризисы 1970—1980-х гг. Становление информационного общества. 1 ч § 21
Урок20. Политическое развитие. 1 ч § 22
Урок21. Гражданское общество. Социальные движения. 1 ч § 23
Уроки22—23. Капиталистический мир во второй половине ХХ в.: США, Великобритания, Франция, Италия, Германия. 2 ч § 24—28
Урок24. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. 1945—2007гг. 1 ч § 29
Урок25. Латинская Америка, страны Азии и Африки во второй половине ХХ — начале XXI в. 1 ч § 30—31
Урок26. Международные отношения. 1 ч § 32
Урок27. Культура второй половины ХХ — начала XXIв. 1 ч § 33
Урок28. Глобализация в конце ХХ — начале XXIв. Глобальные проблемы современности. 1 ч § 34; заключение

Резерв времени — 6ч.

 Концепция Новейшей истории

Хронологически учебник в соответствии со школьной программой охватывает период Новейшей истории от начала ХХ в. до рубежа ХХ—ХХI вв. Этот период можно разделить на следующие этапы:

начало ХХ в. — 1914 г. — мир в начале ХХ в.;

1914—1918 гг. — Первая мировая война;

1918—1939 гг. — мир в период между мировыми войнами;

1939—1945 гг. — Вторая мировая война;

1945—1989 гг. — десятилетия «холодной войны»; 1989 — начало ХХI в. — мир на рубеже двух столетий.

В рамках этой периодизации в учебнике представлены важнейшие тенденции, процессы и явления политического, экономического, культурного и международного порядка в Новейшее время. При этом обобщения и теоретические положения сочетаются с принципом подачи конкретноисторического материала по странам.

Учебник состоит из двух разделов, посвящённых соответственно первой половине ХХ в. и второй половине ХХ — началу ХХI в. В нём широко представлены биографии государственных и политических деятелей, многочисленные фотоматериалы, имеющие значение фотодокумента эпохи, разнообразный иллюстративный материал различных художественных направлений, исторические карты, несущие необходимую дополнительную наглядную информацию, таблицы и статистические материалы, словарь основных терминов и понятий, хронологический список важнейших событий Новейшей истории. Важной составной частью учебника стали исторические источники — документы: выдержки из договоров и соглашений, официальных заявлений и программ, воспоминаний участников событий и др., позволяющие почувствовать пульс исторического времени и голоса эпохи. Методический аппарат учебника, вопросы и задания к отдельным параграфам и разделам, документам и картам, к статистическим таблицам и т. д. базируются на современных технологиях исторического образования. Совместное использование рабочей тетради и поурочных разработок к учебнику расширит возможности для эффективной организации учебного процесса.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, освещает все предусмотренные Примерной программой по учебным предметам (История. 5—9 классы) вопросы.

Главными концептуальными основами учебника являются современные подходы к изучению закономерностей истории Новейшего времени, региональных культурно-цивилизационных особенностей, этапов развития индустриального общества, постиндустриального (информационного) общества, процессов модернизации, глобализации и др., которые прошли апробацию и научную экспертизу в рамках преподавательской деятельности на историческом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, а также в работах авторов над учебниками и пособиями как для исторических факультетов университетов, так и для школы, изданных в последнее десятилетие.

Выделенные авторами линии, проблемы, альтернативы исторического развития (демократия или тоталитаризм, рынок или государство, реформа или революция и др.) позволяют адаптировать сложный и насыщенный исторический материал Новейшего времени для ученика 9 класса и, учитывая ограниченность времени, отведённого на изучение данного курса, представить целостную картину Новейшей истории зарубежных стран. Отметим в этой связи следующее.

Новейшая история предстаёт прежде всего как история развития индустриального общества с характерными для него экономическими, социальными и политическими принципами, внутренними противоречиями и проблемами, как история дальнейшего распространения этого опыта — модернизации стран и регионов во взаимодействии и столкновении с их культурно-цивилизационными особенностями и традициями, а затем трансформация индустриального общества в общество постиндустриальное (информационное), развивающееся в конце ХХ — начале ХХI в. в рамках процесса глобализации. 

Модернизация в течение всего Новейшего времени наталкивалась на серьёзные трудности. Внешним тормозом служил колониализм, внутренним — сила традиций. Только синтез модернизации и национальных традиций породил успешные исторические примеры динамичного развития различных стран. Неравномерность развития, увеличение разрыва между Севером и Югом, характерные для современной эпохи, породили пестроту культурно-политического пространства мира и проблемы, связанные с сосуществованием различных типов и укладов жизни. И в начале ХХI в., в условиях формирования нового информационного общества, отдельные страны и регионы находятся на индустриальной или даже доиндустриальной стадии развития. Это рождает новые серьёзные культурно-цивилизационные проблемы и провоцирует появление таких явлений, как, например, международный терроризм, который действует под знаменем воинствующего ислама.

В учебнике затронуты важнейшие вопросы Новейшей истории. Показана роль науки и технологических революций в становлении зрелого индустриального общества и затем в формировании информационного общества, прослежена эволюция политических идеологий и основные этапы партийно-политической борьбы, рассмотрена политика социального реформизма в Новейшее время, развитие гражданского общества и социальных движений, процессы глобализации, этапы развития культуры и искусства, динамика международно-политической жизни и другие вопросы как на уровне теоретических обобщений, так и применительно к отдельным культурно-цивилизационным регионам и странам.

Важное внимание уделено способам решения исторических задач, в том числе и модернизации. Ими являлись реформы или революции. Там, где реформы наталкивались на серьёзное сопротивление или не проводились, происходили революции.

Борьба сил демократии и тоталитаризма определила характер современной эпохи, демократия или тоталитаризм — это альтернатива политического развития Новейшего времени. Если в 1920—1930-е гг. силы демократии отступали, то в конце ХХ в. явной стала тенденция к демократизации общественно-политической жизни в большинстве стран и регионов мира.

Важнейшая дилемма экономической политики на протяжении ХХ в. — отношения между рынком и государством. Именно вокруг вопроса о характере и степени государственного вмешательства и роли рыночных сил шла борьба основных политических партий.

Мир или война — эта проблема с большой остротой стояла на повестке дня на протяжении всего ХХ в. Две мировые войны, а затем несколько десятилетий «холодной войны» трансформировали мировой порядок, изменяя соотношение сил и главный вектор международно-политической жизни. Только в самом конце ХХ — начале ХХI в. был преодолён раскол мира и Европы, появились новые возможности для мирного развития, но выкристаллизовались и проблемы, характерные уже для новой эпохи исторического развития.

В таблице 1 представлены главные различия между завершающим этапом развития индустриального общества и этапом становления постиндустриального информационного общества. Сопоставление двух этапов или эпох в рамках Новейшего времени — ключ к пониманию Новейшей истории. Эпохи берутся во взаимосвязи всех своих компонентов. Это эпохи, которые имеют целостность, завершённость, своё внутреннее «Я». Поэтому в рамках двух эпох различается всё: от устройства экономики, главных линий политической борьбы до форм организации гражданского общества, научных картин мира и ценностных установок. В таблице 2 показаны различия индустриального и постиндустриального общества в сфере экономики. В таблице 3 даны различия социальных проблем индустриального и постиндустриального общества. В таблице 4 продемонстрированы различия индустриального и постиндустриального общества в сфере политического развития.

Таблица 1

Направления демократизации

Демократизация в начале ХХ в.
Расширение полно-
мочий представи-
тельных органов
власти — парла-
ментов
Расширение
избирательных
прав граждан
(
всеобщее избира
-
тельное право)
Снятие ограниче-
ний на деятель-
ность политических
и общественных
организаций

Введение выборов в Сенат США (1913). Ограничение прав Палаты лордов в Великобритании (1911)   Введение всеобщего избирательного права для мужчин (с ограничениями): Германия — 1871, Франция — 1875, Испания — 1886, Великобритания — 1884   Закон об ассоциациях во Франции (1901), Манифест 17 октября в России (1905). Отмена исключительного закона против социалистов в Германии (1890)

Либералы у власти

Изучение этого вопроса может быть построено на основе краткого информационного сообщения учителя или самостоятельной домашней работы, выполняемой учащимися. Рекомендуем предложить учащимся заполнить таблицу:

Ресурсы Интернета

Информационно-программный комплекс «Территориальный раздел мира накануне I мировой войны» http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/3e1d459a-1a04-11dd-bd0b0800200c9a66/

Приёмы и формы организации познавательной деятельности учащихся  

Военно-политические блоки

Первый вариант

Изучение этого вопроса возможно на основе рассказа учителя и составления учащимися нижеприведённой опорной схемы.

Ресурсы Интернета

Первая мировая война — битвы в окопах 1914—1918 гг. Документальный фильм. Режиссёр Эдвард Фойерхерд. 2005—2010.

Проект «Хронос». Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru/1914voina.php

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7a95dae9-0a0101b2-0129-7d388e0daf6c/87621/

Приёмы и формы организации познавательной деятельности учащихся  

Тема изучается на двух уроках. На первом уроке рассматриваются ключевые вопросы1—2, на втором уроке — вопросы3—4.

Военные действия на фронтах

Первый вариант

Рекомендуем организовать просмотр документального фильма о ходе военных действий в 1914—1918 гг. В ходе просмотра фильма учащиеся записывают итоги каждого года военных действий.

Второй вариант

Учащиеся в ходе домашней работы изучают материал о ходе военных действий (с. 39—48 учебника). На уроке в процессе обсуждения школьники выполняют задания 2—6 рабочей тетради (с. 11—12) и работают с картой учебника (с. 36—37), выполняя задания к ней. Рекомендуем следующие вопросы и задания по карте:

1. Найдите на карте и назовите страны Антанты и их союзников и страны, входившие в Тройственный (в дальнейшем Четверной) союз. 2. Какие государства сохраняли нейтралитет в ходе Первой мировой войны? 3. На территории каких государств шли военные действия? 4. Оцените масштабы подводной войны. 5. Когда капитулировали страны Четверного союза?

Третий вариант

Целесообразно дать учащимся задание заполнить таблицу в процессе домашней работы. На уроке учителю следует организовать обсуждение общего хода военной кампании и подробнее остановиться на итогах каждого года войны. Учитель может подготовить презентацию с фотографиями и документальными съёмками, создающими образ военных действий (первые танки, строй солдат, фрагменты сражений, подводные лодки и т. п.). Изображения можно взять из Интернета, например с сайта http://thebigfoto. com/world-war-i-the-great-war-by-air-and-sea. 

Итоги войны

Изучение этого вопроса возможно организовать в процессе выполнения домашней работы при подготовке к уроку. Целесообразно дать учащимся следующие задания:

1. Изучите в учебнике пункт «Итоги Первой мировой войны» (с. 48) и выпишите эти итоги в виде перечня.

2. Проанализируйте данные о потерях в Первой мировой войне (см. с. 38 данного пособия) и сделайте выводы об уровне потерь (убитые и умершие от ран) по странам и о причинах столь высоких потерь вообще. На основе приведённых данных в компьютерной программе MS Excel постройте диаграмму, расположив в ней государства по военно-политическим союзам, а внутри их — по мере убывания численности потерь.

Страна Убитые и умершие от ран
Австро-Венгрия 1 млн 100 тыс. человек
Великобритания 715 тыс. человек
Германия 2 млн 37 тыс. человек
Италия 587 тыс. человек
Россия 1 млн 811 тыс. человек
США 114 тыс. человек
Турция 804 тыс. человек
Франция 1 млн 327 тыс. человек

Особенности развития

Год

США Великобритания Германия

Уровень безработицы (% от трудоспособного населения)

1923 2,4 8,1 9,6 1930 8,7 11,2 15,3 1931 15,9 15,1 23,3 1932 23,6 15,6 30,1 1933 24,9 14,1 26,3 1934 21,7 11,9 14,9 1935 20,1 11,0 11,6 1936 16,9 9,4 8,3 1937 14,3 7,8 4,6

1. По таблице определите, когда наступил пик Великой депрессии и когда кризис пошёл на спад.

2. В какой стране безработица в период кризиса была самой низкой? Предположите почему.

3. В каком году в Германии резко уменьшилось количество безработных? С какими политическими событиями это было связано?

Государственная власть

Вопросы и задания для учащихся

1. Выполните задание 3 рабочей тетради (с. 21).

2. Что означает кейнсианский принцип «стой — иди»?

3. Какие механизмы антикризисного и антиинфляционного регулирования предложил Кейнс?

4. Узнайте в Интернете, используются ли эти механизмы в современной экономике.

Ресурсы Интернета

Кризис в США: «Великая депрессия 1929—1933 годов» / Биржевой лидер. № 15 http://www.profi-forex.org/ journal/number15/page8.html

Информационный модуль «Великая депрессия» 1929— 1933 гг. http://fcior.edu.ru/card/1009/velikaya-depressiya1929-1933-gg.html

Приёмы и формы организации познавательной деятельности учащихся  

Новый курс» Ф. Рузвельта

На данном этапе урока целесообразно дать учащимся работу с историческим источником. Исторический источник

Ресурсы Интернета

Информационный модуль «Великая депрессия» 1929— 1933 гг. http://fcior.edu.ru/card/1009/velikaya-depressiya1929—1933-gg.html

Цифровые векторные карты по Всемирной истории. Западная Европа 1919—1939 гг. http://school-collection.edu. ru/catalog/rubr/6db87f58-8487-4ae2-a047-87f12818f79e/ 108852/?interface=pupil&class=51&subject=20

Приёмы и формы организации познавательной деятельности учащихся  

Ресурсы Интернета

Практический модуль «Становление тоталитарных режимов в Европе» http://fcior.edu.ru/card/7811/stanovlenietotalitarnyh-rezhimov-v-evrope.html

Контрольный модуль «Становление тоталитарных режимов в Европе» http://fcior.edu.ru/card/11999/stanovlenietotalitarnyh-rezhimov-v-evrope.html

Практический модуль «Гражданская война в Испании» http://fcior.edu.ru/card/9623/grazhdanskaya-voyna-v-ispanii. html

Информационный модуль «Гражданская война в Испании и её международные последствия» http://fcior.edu.ru/ card/7742/grazhdanskaya-voyna-v-ispanii-i-ee-mezhdunarodnyeposledstviya.html

Приёмы и формы организации познавательной деятельности учащихся  

Традиции и модернизация

Первый вариант

Изложение материала может быть организовано в форме эвристической беседы и объяснения учителя. Возможны следующие вопросы для беседы:

1. Что такое традиционное общество? Назовите его признаки.2. Почему восточную цивилизацию часто отождествляют с традиционным обществом? 3. Что такое модернизация? Каковы её признаки? Когда модернизация охватила страны Запада? 4. Каковы были отношения стран Запада со странами Востока в начале ХХ в.?

Рекомендуем также предложить учащимся работу с картой. Учащиеся выполняют по карте «Территориальный раздел мира: метрополии и колонии к 1914 г.» (см. цветную вклейку в учебнике) следующие задания:

1. Найдите на карте такие государства, как Турция, Иран, Афганистан, Индия, Китай, Индокитай, Япония, и определите их статус: колония, метрополия или государство, не имеющее колоний.

2. В зоне сфер влияния каких государств находился Китай?

При объяснении материала учителю следует акцентировать внимание учащихся на следующих особенностях развития стран Востока в первой половине ХХ в.:

1. Застойность политического, экономического и социального развития стран Востока.

2. Проникновение европейских технологий, политических и социальных структур.

3. Сопротивление традиционных обществ Востока внешним влияниям.

4. Колониальные и зависимые страны не получили свободы по итогам Первой мировой войны.

5. Главная задача колониальных и зависимых стран — освобождение от зависимости от стран Запада.

Второй вариант

Работа строится на основе изучения пункта «Традиции и модернизация» учебника (с. 108—109) и выполнения задания 1 рабочей тетради (с. 29—30).

Модернизация в странах Азии

  Япония Китай Индия
Государственный статус к началу ХХ в. Независимое государство Независимое государство, поделённое на сферы влияния Колония Великобритании
Важнейшие политические шаги на пути модернизации 1868 г. — реставрация Мэйдзи. Войны за колонии (Японокитайская, Русско-японская, Первая мировая и др.) 1899 г. — восстание Ихэтуаней. 1905 г. — «три народных принципа» Сунь Ятсена. 1911—1912 гг. — Синьхайская революция. 1925—1928 гг. — национальная великая революция 1919—1922 гг. — первая кампания ненасильственного сопротивления. 1928 г. — гандизм — официальная идеология Индийского национального конгресса. 1928—1933 гг. — второй этап гражданского сопротивления и несотрудничества
Результаты к 1940-м гг. Сочетание «японского духа и европейского знания», окончание политики изоляционизма, капиталистическое развитие по европейскому образцу Свержение маньчжурской династии Цин, объединение страны, создание государственной банковской системы, развитие промышленности, введение трудового законодательства, восстановление таможенной автономии 1) 1935— 1937 гг. — проведение административной реформы (выборы в центральные и местные органы самоуправления). 2) 1947 г. — получение независимости, разделение на Индию и Пакистан, движение по пути демократического развития

Ресурсы Интернета

Информационный модуль «Духовная жизнь и культура народов мира в XX веке» http://fcior.edu.ru/card/9225/ duhovnaya-zhizn-i-kultura-narodov-mira-v-xx-veke.html

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http:// megabook.ru/

Современная энциклопедия «Аванта+». Т. 7. Искусство.

Ч. 2 http://www.bibliotekar.ru/avanta/

Приёмы и формы организации познавательной деятельности учащихся  

Первый вариант организации урока

Смена научных картин мира

  Классическая картина мира Неклассическая картина мира
Когда возникла XVII—XVIII вв. Рубеж XIX—ХХ вв.
Создатели Н. Коперник, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Кеплер, И. Ньютон М. Планк, Э. Резерфорд, Н. Бор, А. Эйнштейн и др.
Важнейшие признаки Механистическое понимание Вселенной: она бесконечна и объединена действием идентичных законов, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, исключены из сферы научного поиска. Выделение строго объективных количественных характеристик земных тел, выражение их в строгих математических закономерностях Понимание мира с точки зрения познающего субъекта, картина мира субъективируется. Предмет науки — не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов её освоения субъектом. Изучение вещей в конкретных условиях их существования
Познавательная деятельность Познание природы самой по себе, стремление к абсолютной объективной истине, чёткая оппозиция субъекта (человека) и объекта исследования Вхождение субъекта познания в «тело» знания в качестве его необходимого компонента. От позиции человека зависит описание мира

Литература первой половины ХХ в.

На данном этапе урока можно дать учащимся работу с учебником. На основе пункта «Литература» (с. 128—130) они выделяют наиболее распространённые темы литературных произведений первой половины ХХ в. Учитель может задать им вопрос: «Кого из авторов, названных в тексте,

вы знаете? Читали ли вы их книги?»

Второй вариант организации урока

Урок проводится на основе приёма игрового моделирования.

В классе выбираются 15 учеников, которые выполняют опережающее домашнее задание: подготовить краткое сообщение (с одним слайдом электронной презентации) об изобретениях и культурных новинках, рассказывая об обстоятельствах их изобретения и пользе, которую они принесут обществу. Список сообщений берётся из описания урока.

Игровое моделирование

На уроке разыгрывается ситуация вручения премии за наиболее важное, с точки зрения людей первой половины XX в., открытие или изобретение. Прообразом служит факт вручения Нобелевских премий.

Нобелевские премии присуждаются ежегодно с 1901 г. из процентов на капитал, завещанный А. Нобелем. Согласно положению о Нобелевской премии, премии выдаются: за открытия в области физики, химии, медицины или физиологии; за лучшие произведения изящной словесности, за «выдающиеся усилия в деле борьбы за братство народов, упразднение или сокращение постоянных армий, а также за создание и упрочение конгрессов мира». Премии присуждаются особыми комиссиями: по физике и химии — Шведской АН, по медицине и физиологии — Каролинским медико-хирургическим институтом в Стокгольме, по литературе — Шведской академией литературы, премии мира — комитетом из пяти лиц, выбираемых норвежским парламентом. Первые премии составляли 150 000 крон (7,87 млн крон в ценах 2009 г.). В настоящее время размер премии составляет 10 млн шведских крон, что примерно эквивалентно 1,4 млн долларов США.

Далее учитель предлагает учредить свою премию, присуждением которой займётся специальная комиссия, выбранная в классе (4—5 сильных учеников). Решено присудить пять премий в сферах естественных наук, промышленного производства, повседневной жизни и быта, художественной культуры и развлечений. В каждой номинации выбор из трёх «претендентов» (набор «претендентов» может быть изменён в соответствии с представлениями учителя):

 в номинации «Естественные науки» выставляются

открытия: строение атома, теория относительности, открытия в области генетики; в номинации «Промышленное производство» вы-

ставляются изобретения: нейлон, полиэтилен, ракета на жидком топливе; в номинации «Повседневная жизнь и быт» выставля-

ются: ламповый радиоприёмник, телефон, электроприборы

(холодильник, фен, миксер и др.); в номинации «Художественная культура» представ-

лены: архитектура стиля модерн, творчество Пикассо, «Чёрный квадрат» Малевича.

 в номинации «Развлечения» выставляются: кино-

фильм, мультипликационный фильм, телевидение.

Выбранная комиссия принимает решение и объявляет победителя по каждой номинации. При объявлении результатов комиссия должна определить критерии отбора изобретений и обосновать своё решение.

Третий вариант организации урока

Урок проводится на основе подготовки и защиты групповых проектных работ по общей теме «Иллюстрированная электронная энциклопедия культуры и искусства первой половины ХХ в.».

Класс делится на группы соответственно следующим формам культуры: естественные науки, театр, кинематограф, живопись, архитектура, литература. Каждая группа выполняет опережающее домашнее задание: подготовить статьи для иллюстрированной электронной энциклопедии культуры и искусства первой половины ХХ в., раскрывающие достижения в р


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.