Методика обучения основным акробатическим элементам — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методика обучения основным акробатическим элементам

2020-05-07 299
Методика обучения основным акробатическим элементам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В нашей программе поэтапной подготовки основными и наиболее важными акробатическими упражнениями для развития координационных способностей, являются упражнения: группировки, перекаты, кувырки вперед и назад, перевороты в сторону. Данные группы акробатических упражнений, необходимых для совершенствования физической подготовленности борцов 10-12 лет, были определены экспертами-тренерами по борьбе по результатам анкетного опроса (табл. 1).

Рассмотрим технику выполнения, подготовительные упражнения, помощь, страховка и самостраховка при обучении этим упражнениям.

Обучение акробатическим упражнениям начинается с простейших упражнений, к которым относятся группировки и перекаты.

Группировка — подготовительное упражнение для выполнения перекатов, кувырков, сальто. Различают следующие виды группировки: в приседе, сидя, лежа на спине и широкую группировку (рис.1). Все они выполняются из основной стойки, приседа, седа, из положения лежа на спине, руки вверх. Из этих положений надо согнуть ноги в коленях, руками взяться за середину голеней и плотно подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед, локти прижать к туловищу, спину округлить.

Рис 1

Перекаты изучаются как самостоятельные упражнения и как подводящие при овладении более сложными упражнениями. Они используются как связующие элементы и приемы самостраховки при падениях, выполняются из различных исходных положений. Различают: перекаты вперед в плотной группировке, в положении лежа на спине (качалка); лежа прогнувшись на животе; из стойки на коленях прогнувшись, с опорой руками и без нее; из стойки на лопатках; перекаты назад из упора присев, из седа, из основной стойки через сед с прямыми ногами в упор на лопатках; перекаты в сторону из упора стоя на коленях (с опорой предплечьями), на одном колене, другую ногу в сторону на носок; в широкой группировке прогнувшись, с группировкой в момент переката на спину; круговой перекат. Перекаты вперед и назад выполняются в плотной группировке. При перекате в сторону выпрямившись сначала фиксируется поза «выпрямившись» (лежа на спине, животе), затем выполняется сам перекат (рис.2). Перекаты изучаются фронтальным способом.

Рис 2

После овладения группировкой и перекатами изучаются более сложные упражнения: кувырки, перевороты, полуперевороты, сальто, шпагаты, мосты, равновесия, стойки.

Кувырок вперед выполняется из упора присев. Наклоняясь вперед, надо поставить руки на ширине плеч впереди ступней (на 40 -50 см) и перенести на них тяжесть тела. Сгибая руки и полностью выпрямляя ноги, наклонить голову к груди, приблизить затылок к мату; оттолкнуться ногами и, группируясь, мягко перекатиться вперед с круглой спиной до упора присев без дополнительной опоры руками (рис.3). В том случае, если упражнение не получается, его изучают по частям. Сначала овладевают плотной группировкой и перекатом на спине, постепенно увеличивая амплитуду для перехода в упор присев. Затем из упора стоя согнувшись или упора присев выполняется первая половина кувырка до положения упора согнувшись (с прямыми ногами), а после паузы за счет плотной группировки выполняется вторая половина упражнения. При обучении кувырку используют повышенную опору и наклонную плоскость. Переворачиванию через голову помогают активным разгибательным движением ног, а при переходе в упор присев активным движением (накатом) плеч и головы вперед. Кувырок выполняется в одном темпе.

Рис 3

Кувырок назад. Из упора присев надо опуститься в сед, не изменяя принятого положения группировки, энергично перекатиться по мату назад, захватить руками ноги около коленных суставов активным движением усилить вращение. К моменту касания затылком мата быстро поставить руки у головы пальцами как можно ближе к плечам и разогнуть ноги до касания носками пола (рис.4). Разгибанием рук облегчить переворачивание через голову, одновременно согнуть ноги и принять упор присев. Успешное выполнение кувырка назад во многом зависит от своевременной постановки рук. Голова должна быть наклонена на грудь. Страховать, стоя сбоку, за поясницу в направлении движения.

Рис 4

Переворот в сторону (Колесо). Сущность этого упражнения состоит в выполнении вращательного движения через голову в лицевой плоскости с последовательной опорой руками и ногами. Переворот влево выполняется из стойки на правой ноге, левая впереди, руки вверх ладонями вперед, лицом по направлению движения. С широким шагом левой надо быстро наклонить туловище и, сгибая левую ногу, поставить левую руку вперед на одной линии с левой ногой (примерно в одном шаге от нее). После этого без остановки взмахом правой и толчком левой ноги, последовательно опираясь руками, пройти через стойку на руках, ноги врозь. Поочередно отталкиваясь руками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (левым боком по направлению движения). Руки и ноги ставить на одной линии (рис. 5). При разучивании последовательно выполняются: стойка на руках (обозначить), стойка на руках с поворотом и широким разведением ног в стороны с помощью товарища, вторая половина переворота в сторону с помощью; переворот в сторону с использованием гимнастической скамейки; переворот в целом с помощью, а затем и самостоятельно. Изучать переворот следует в обе стороны. Страховать, стоя сзади, за поясницу.

Рис 5

Таким образом, предлагаемая методика обучения акробатическим упражнениям, построенная на взаимосвязанных этапах ознакомления, разучивания и тренировки позволит более эффективно строить учебно-тренировочный процесс для развития координационных способностей борцов 10-12 лет.


 

ВЫВОДЫ

1. В результате изучения литературы выявлено, что координационные способности включают в себя: пространственную ориентировку, точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам, статическое и динамическое равновесие. Координационные способности спортсмена подразделяются на общие, специальные, специфические.

2. Основными средствами развития координационных способностей являются физические упражнения, которые: связанны с преодолением координационных трудностей; требуют правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных двигательных действий; являются новыми и необычными для исполнителя; выполняются в сложных и не стандартных условиях.

Основными методами развития координации движений являются: методы стандартно-повторного, вариативно-переменного упражнения, метод направленного сопряжения, сенсорный метод.

3. Анализ литературных источников показал, что акробатические упражнения являются важным средством специальной физической подготовки спортсменов различных видов спорта. Их применение в учебно-тренировочном процессе позволяет повысить не только уровень физической подготовленности спортсменов, но и оказать положительное влияние на технику выполнения соревновательных упражнений.

4. Результаты анкетирования позволили определить высокую значимость акробатической подготовки для юных борцов ( = 4,5 балла), эффективность акробатических упражнений для развития координации движений ( = 4,6 балла), время, необходимое для выполнения акробатики в одном занятии (10-15 мин). Кроме этого эксперты-тренеры определили группы упражнений и элементов акробатической подготовки для включения в тренировочный процесс юных борцов:

- группировки: = 4.3 балла;

- перекаты:     = 4.1 балла;

- кувырки:       = 4.7 балла;

- перевороты:  = 4.5 балла;

- сальто:           = 2.4 балла.

4. Программа акробатической подготовки юных борцов рассчитана на два года обучения и включает три взаимосвязанных этапа:

- этап начальной подготовки (4 месяца, 50 занятий);

- этап базовой подготовки (5 месяцев, 59 занятий);

- этап специальной подготовки (9 месяцев, 107 занятий).

Данная программа при её реализации позволит постепенно и рационально развивать координационные способности, а так же весь комплекс физических качеств юных борцов.

5. Обучение акробатическим упражнениям  включает три взаимосвязанных этапа: ознакомления, разучивания и тренировки.

Этап ознакомления предназначен для формирования у юных борцов правильного представления об акробатическом упражнении. Он предполагает назвать элемент, правильно его показать, объяснить технику выполнения, его предназначение.

Этап разучивания предназначен для формирования у обучаемых новых двигательных навыков. Основным способом разучивания предлагаемых в экспериментальной программе акробатических элементов является способ с применением подготовительных упражнений.

Этап тренировки предназначен для совершенствования техники акробатических упражнений, а так же для развития физических качеств спортсменов, в том числе их координационных способностей.


 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. При развитии координационных способностей у юных борцов с использованием акробатических упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций: продолжительность акробатической подготовки в учебно-тренировочном занятии не должна превышать 15 мин; заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии; акробатические упражнения включаются в разминку подготовительной части учебно-тренировочного занятия как обязательный элемент; в основной части используются для повышения эффективности специальной физической подготовки и усложнения заданий; нагрузки не должны вызывать значительного утомления; интервалы между повторениями отдельных порций нагрузки должны быть достаточными для относительного восстановления работоспособности.

2. Развивая координационные способности юных борцов, важно соблюдать все без исключения методические принципы спортивной тренировки и виды спортивной подготовки, которые в совокупности определяют основу их совершенствования.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания: учеб.для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред. Б.А. Ашмарина — М.: Просвещение, 1990.—287 с.

2. Булгакова, Н.Ж. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н. Маринич и др.; под ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.

3. Болотин, А.Э. Содержание научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта / А.Э. Болотин, В.Л. Бочковская: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ВИФК, 2010. – 177с.

4. Васин, К. Обучению фристайлу на бурной воде [Электронный ресурс] / К. Васин методические рекомендации – 2013.– С. 19. – Режим доступа: http://www.canoe-freestyle.ru/index.php/freestyle/elementy.

5. Основы теории физической культуры: учебное пособие / ред. О.Л. Жукова. – М.: 2004. — 192 с.

6. Журавин, М.Л. Гимнастика: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Л. Журавина, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с.

7. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / под. ред. Ю.Ф. Курамшина – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.

8. Качашкии, В. М. Методика физического воспитания. Учеб. пособие для учащихся школьных пед. училищ. изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1972. - 320 с.

9. Курысь, В.Н. Спортивная акробатика. Теория и методика обучения прыжкам на дорожке - М.: Ставрополье,1994 – 202 с.

10. Коц, Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1998. — 200 с.

11. Коркин, В.П. Спортивная акробатика: Учебник для ин-тов физ.культ. — Под ред. В.П. Коркина. — М.: Физкультура и спорт, 1981. —238с.

12. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.

13. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. Ставрополь/ В.П. Лукьяненко - М.: Изд-во СГУ. – 2001. – 224 с.

14. Мазуров, Г.Г. Прыжки в воду. Учебное пособие для секций коллективов физкультуры / Г.Г. Мазуров, Л.З. Гороховский. ФиС.2001

15. Мишин, А.Н. Фигурное катание на коньках: Учеб.для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А.Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271с.

16.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры]/Л.П. Матвеев учеб.для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

17. Мулгачев, Н.Н. Физическая и техническая подготовка футболистов [Электронный ресурс] / Н.Н. Мулгачев, Ю.А. Добросмыслов / Учебное пособие / Чебоксары 2004 – Режим доступа: http://coop.chuvashia.ru:8085/BIBL/docs/Mulgachev_Dobrosmyslov/glava1.htm#1_1

18. Современная подготовка юных спортсменов: методическое пособие / под ред. В.Г. Никитушкин – М.: Москва, 2009. — 110с.

19. Соколов, Е.Г. Акробатическая подготовка гимнастов. – М.: Физкультура и спорт, 1968. — 144с.

20. Силин, В.И. Гимнастика и атлетическая подготовка: учеб для курсантов и слушателей института / под ред. В.И. Силина, Н.Г. Лутченко. – СПб: СК МО РФ, ВИФК, 1997. – 388с.

21. Силин, В.И. Гимнастика: учеб для курсантов / В.И. Силин. — Ленинград, 1978. — 355с.

22. Филиппова, С.О. Учебно-исследовательская деятельность студентов в области физической культуры / С.О. Филиппова, Е.А. Митин, Г.Н. Пономарев: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Белл, 2006. – 247 с.

23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

24. Практикум по дисциплине «Спортивные единоборства»: учеб.- метод. пособие / сост.: С.В. Черкас, В.А. Конопацкий, М.Э. Эскандеров. - Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2012. - 133с.

25. Шалаев, А.Н. Акробатическая подготовка волейболистов / Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 7 – стр. 104-105.

26. Шахмурадов, Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов/ Ю.А. Шахмурадов — М.: Высш. шк., 1997. — 189 с.

27. Шулика, Ю.А. Борьба дзюдо для начинающих/ Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, А.А. Маслов; худож. – оформ. А. Киричёк - М.: Феникс, 2006. — 532 с.

28. Шлемин, А.Н. Юный гимнаст / А.М. Шлемина – М.: «Физкультура и спорт», 1973 — 376с.


 

Приложение 1

АНКЕТА

Уважаемый товарищ!

Ответы на наши вопросы будут использованы в научных целях для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных борцов.

Прошу Вас ответить на вопросы данной анкеты для определения места средств акробатики в системе физической подготовки спортсменов 10-12 лет и определения наиболее важных акробатических упражнений для развития координационных способностей юных борцов.

Способ заполнения анкеты: выбранный вариант обвести. В некоторых вопросах вписать свой вариант.

Опрос анонимный, мы надеемся на Вашу искренность!

Вопросы Ответы
1 Нужна ли акробатическая подготовка юному борцу? Оценить в пяти бальной системе, нужный бал подчеркнуть (например: нужна-5 баллов, не нужна- 0 баллов 5 4 3 2 1 0
2 Развивает ли акробатика координацию движений юных борцов? Оценить в пяти бальной системе, нужный бал подчеркнуть (например: нужна-5 баллов, не нужна- 0 баллов 5 4 3 2 1 0
3 Сколько времени в учебно-тренировочном занятии отводиться на акробатическую подготовку? Нужное время подчеркнуть 5-10 мин; 10-15 мин; 20-25 мин.
4 На сколько этапов, по вашему мнению, стоит разделять акробатическую подготовку юных борцов? Нужные этапы подчеркнуть, если не согласны впишите свой вариант в особом мнении. Три этапа Два этапа Без этапов Особое мнение:  
5 Какие группы упражнения на ваш взгляд наиболее необходимы для развития координационных способностей и дальнейшего совершенствования акробатической подготовки юных борцов? Нужный балл подчеркнуть Группировки: 5 4 3 2 1 0 Перекаты:  5 4 3 2 1 0 Кувырки:   5 4 3 2 1 0 Перевороты: 5 4 3 2 1 0 Сальто:       5 4 3 2 1 0

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.