Глава 1                                                                                     формирование и развитие координационных способностей борцов юношеских разрядов — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 1                                                                                     формирование и развитие координационных способностей борцов юношеских разрядов

2020-05-07 182
Глава 1                                                                                     формирование и развитие координационных способностей борцов юношеских разрядов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность подготовки юных борцов к соревновательной деятельности во многом обусловлено развитием у них необходимых двигательных качеств, в том числе координационных способностей. Высокий уровень координации движений позволяет спортсмену быстро овладеть новыми двигательными навыками, рационально использовать имеющийся запас навыков и двигательных качеств — ловкость, устойчивость и равновесие, силу, быстроту, гибкость, точность и др., а также проявлять необходимую вариативность движений в соответствии с конкретными ситуациями тренировочной и соревновательной деятельности.

 Одним из основных средств развития координации движений это акробатические упражнения, и являются важной и неотъемлемых частью комплексного тренировочного процесса, т.к. позволяет развить координационные способности и ее двигательные качества в спортивных единоборствах. Целенаправленное развитие координационных способностей у юных борцов способствует прочности и успешности освоения техники борьбы на ранних этапах обучения. Возникает естественная потребность специалистов и тренеров в более тщательном анализе вышеназванных качеств, изучении влияния направленного развития координационных способностей на улучшение технико-тактических показателей борцов.

Актуальность наших исследований состоит в том что, несмотря на признание многими учёными значимости координационных способностей в процессе подготовки единоборцев и спортсменов других специализаций материалов по совершенствованию координационных способностей юных борцов, как перспективного направления освоении технико-тактического арсенала явно не достаточно. В частности, вопрос технико-тактической подготовки юных борцов средствами специальных координационных упражнений практически не освещен.

В современной теории спортивной тренировки методика развития координационных способностей остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание природы координационных способностей, разноречивы данные об их структуре и возрастных особенностях проявлений, не выявлены особенности технологий развития данного физического качества применительно к единоборствам. Решение данной проблемы поможет дополнить теоретический и практический материал в данной области.

Поэтому нами была предложена методика, направленная на развитие координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов 10-12 лет.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных борцов 10-12 лет.

Предмет исследования: формирование и развитие координационных способностей у юных борцов 10-12 лет.

Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей юных борцов 10-12 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей и определить значение в подготовке спортсменов.

2. Установить и обосновать взаимосвязь прочности освоения двигательных действий и уровня развития координационных способностей юных борцов на различных этапах подготовки.

3. Разработать и экспериментально апробировать методику развития координационных способностей юных борцов, на основе механизмов выявленных в тренировочном процессе.

ГЛАВА 2                                                                                  ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Организация исследования

Исследование по теме выпускной квалификационной работы проводилось в период с 2015 по 2017 год на базе факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена и школы спортивных единоборств «Гранд».

На первом этапе (сентябрь 2015 – май 2016) проходило изучение общих вопросов теории и методик физического воспитания, спортивной тренировки, средств и методов подготовки юных спортсменов, развития у них физических качеств и двигательных навыков, на основе теоретического анализа и обобщения литературных источников. Изучение специализированной, научной и методической литературы осуществлялось по вопросам двигательных способностей юных борцов, воспитания у них волевых качеств, а также по методике проведения учебно-тренировочного процесса. На этом этапе оформлялась глава «Литературный обзор», уточнялись объект и предмет исследования, формулировалась рабочая гипотеза, цель и задачи выпускной квалификационной работы; были определены основные методы научных исследований, которые применялись в экспериментальной работе.

На втором этапе (июнь 2016 – декабрь 2016) были разработаны анкеты и организован социологический опрос среди тренеров различного профессионального уровня с целью определения места акробатической подготовки в спортивных единоборствах и определения наиболее важных акробатических упражнений для развития координационных способностей у юных борцов. На этом этапе оформлялась глава «Организация и методы исследования».

На третьем этапе (январь 2017 – май 2017) проводился анализ социологического опроса, обрабатывались и обсуждались полученные анкетные данные, на основе которых определялись наиболее важные акробатические упражнения, разрабатывалась программа поэтапной акробатической подготовки, и обосновывалась методика обучения акробатическим упражнениям юных борцов. Оформлялись введение, третья глава, выводы, предложения и список литературы. На этом этапе разрабатывался доклад и презентация для защиты работы.

 

Методы исследования

Для решения задач, поставленных в работе, были использованы следующие методы научного исследования (А.Э. Болотин, 2010):

- теоретический анализ и обобщение;

- педагогическое наблюдение;

- анкетирование;

- беседа;

- методы математической статистики;

Теоретический анализ и обобщение представляют собой методы получения ретроспективной информации по проведенным ранее результатам научных исследований. Данные методы предполагали изучение и анализ доступных литературных источников в открытой печати отечественных и зарубежных авторов. Проанализированы учебники, учебно-методические пособия, научные статьи, по общим вопросам теории и методики физического воспитания, гимнастики, акробатики и спортивных единоборств. Анализ учебной документации тренеров школы «Гранд», научные исследования в подготовке спортсменов, развития у них физических качеств и двигательных навыков.

Теоретический анализ и обобщение литературных данных позволили определить и конкретизировать проблему выпускной квалификационной работы, обосновать гипотезу, сформулировать цели и задачи исследования, сопоставить полученные данные с уже имеющимися научно-теоретическими положениями и на этой основе сформулировать выводы, предложения и практические рекомендации.

Педагогическое наблюдение является одним из важных методов, применяемых в исследованиях в области физической культуры и спорта. Оно представляло собой последовательный визуальный сбор педагогической информации с последующим анализом и оценкой организации, содержания и методики проведения тренировочного процесса с юными спортсменами по единоборствам, в том числе по борьбе самбо. Данный метод использовался на всем протяжении работы темой исследования.

При этом, нами использовалось тематическое открытое наблюдение (С.О. Филиппова, 2006), которое позволило обобщить положительный опыт тренерского состава по физическому развитию, повышению функционального состояния и уровня физической подготовленности спортсменов, занимающихся борьбой самбо.

Анкетирование, как метод исследования, предполагает получение информации путем письменных ответов на комплекс стандартизированных вопросов в рамках предмета исследования. В качестве экспертов выступали 12 тренеров-преподавателей по различным видам борьбы, имеющие стаж тренерской работы более пяти лет. Тренерскому составу предлагалось заполнить разработанную нами анкету (приложение 1). Эксперты должны были выбрать один из сформулированных ответов на поставленные вопросы путем его подчеркивания. Ответы на вопросы позволили определить и изучить наиболее важные акробатические упражнения для развития координации движений, а так же разработать программу поэтапной акробатической подготовки юных борцов.

Беседа представляет собой метод получения информации путем двустороннего обсуждения проблемных вопросов по теме исследования. В беседе испытуемые и экспериментатор выступают активными участниками обсуждаемых вопросов. В беседах участвовали тренеры по спортивной гимнастике, спортивной акробатики, а так же тренеры по различным видам единоборств и спортсмены-борцы различной квалификации. Полученная информация помогала уточнить некоторые вопросы по структуре и направленности акробатических упражнений, технике их выполнения и методики обучения, развитию основных двигательных способностей, в том числе координации движений, необходимых юным борцам для успешного участия в соревнованиях.

Методы математической статистики. При анализе результатов анкетирования мы использовали среднее арифметическое значение, которое определялось по формуле:

 =  ;

где n – количество экспертов принимающих участие в опросе (n=12).


 

ПЛАН - КОНСПЕКТ

ВЫВОДЫ

1. В результате изучения литературы выявлено, что координационные способности включают в себя: пространственную ориентировку, точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам, статическое и динамическое равновесие. Координационные способности спортсмена подразделяются на общие, специальные, специфические.

2. Основными средствами развития координационных способностей являются физические упражнения, которые: связанны с преодолением координационных трудностей; требуют правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных двигательных действий; являются новыми и необычными для исполнителя; выполняются в сложных и не стандартных условиях.

Основными методами развития координации движений являются: методы стандартно-повторного, вариативно-переменного упражнения, метод направленного сопряжения, сенсорный метод.

3. Анализ литературных источников показал, что акробатические упражнения являются важным средством специальной физической подготовки спортсменов различных видов спорта. Их применение в учебно-тренировочном процессе позволяет повысить не только уровень физической подготовленности спортсменов, но и оказать положительное влияние на технику выполнения соревновательных упражнений.

4. Результаты анкетирования позволили определить высокую значимость акробатической подготовки для юных борцов ( = 4,5 балла), эффективность акробатических упражнений для развития координации движений ( = 4,6 балла), время, необходимое для выполнения акробатики в одном занятии (10-15 мин). Кроме этого эксперты-тренеры определили группы упражнений и элементов акробатической подготовки для включения в тренировочный процесс юных борцов:

- группировки: = 4.3 балла;

- перекаты:     = 4.1 балла;

- кувырки:       = 4.7 балла;

- перевороты:  = 4.5 балла;

- сальто:           = 2.4 балла.

4. Программа акробатической подготовки юных борцов рассчитана на два года обучения и включает три взаимосвязанных этапа:

- этап начальной подготовки (4 месяца, 50 занятий);

- этап базовой подготовки (5 месяцев, 59 занятий);

- этап специальной подготовки (9 месяцев, 107 занятий).

Данная программа при её реализации позволит постепенно и рационально развивать координационные способности, а так же весь комплекс физических качеств юных борцов.

5. Обучение акробатическим упражнениям  включает три взаимосвязанных этапа: ознакомления, разучивания и тренировки.

Этап ознакомления предназначен для формирования у юных борцов правильного представления об акробатическом упражнении. Он предполагает назвать элемент, правильно его показать, объяснить технику выполнения, его предназначение.

Этап разучивания предназначен для формирования у обучаемых новых двигательных навыков. Основным способом разучивания предлагаемых в экспериментальной программе акробатических элементов является способ с применением подготовительных упражнений.

Этап тренировки предназначен для совершенствования техники акробатических упражнений, а так же для развития физических качеств спортсменов, в том числе их координационных способностей.


 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. При развитии координационных способностей у юных борцов с использованием акробатических упражнений необходимо придерживаться следующих рекомендаций: продолжительность акробатической подготовки в учебно-тренировочном занятии не должна превышать 15 мин; заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии; акробатические упражнения включаются в разминку подготовительной части учебно-тренировочного занятия как обязательный элемент; в основной части используются для повышения эффективности специальной физической подготовки и усложнения заданий; нагрузки не должны вызывать значительного утомления; интервалы между повторениями отдельных порций нагрузки должны быть достаточными для относительного восстановления работоспособности.

2. Развивая координационные способности юных борцов, важно соблюдать все без исключения методические принципы спортивной тренировки и виды спортивной подготовки, которые в совокупности определяют основу их совершенствования.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания: учеб.для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура»/Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред. Б.А. Ашмарина — М.: Просвещение, 1990.—287 с.

2. Булгакова, Н.Ж. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н. Маринич и др.; под ред. Н.Ж. Булгаковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.

3. Болотин, А.Э. Содержание научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта / А.Э. Болотин, В.Л. Бочковская: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ВИФК, 2010. – 177с.

4. Васин, К. Обучению фристайлу на бурной воде [Электронный ресурс] / К. Васин методические рекомендации – 2013.– С. 19. – Режим доступа: http://www.canoe-freestyle.ru/index.php/freestyle/elementy.

5. Основы теории физической культуры: учебное пособие / ред. О.Л. Жукова. – М.: 2004. — 192 с.

6. Журавин, М.Л. Гимнастика: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Л. Журавина, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с.

7. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / под. ред. Ю.Ф. Курамшина – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.

8. Качашкии, В. М. Методика физического воспитания. Учеб. пособие для учащихся школьных пед. училищ. изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1972. - 320 с.

9. Курысь, В.Н. Спортивная акробатика. Теория и методика обучения прыжкам на дорожке - М.: Ставрополье,1994 – 202 с.

10. Коц, Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 1998. — 200 с.

11. Коркин, В.П. Спортивная акробатика: Учебник для ин-тов физ.культ. — Под ред. В.П. Коркина. — М.: Физкультура и спорт, 1981. —238с.

12. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.

13. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. Ставрополь/ В.П. Лукьяненко - М.: Изд-во СГУ. – 2001. – 224 с.

14. Мазуров, Г.Г. Прыжки в воду. Учебное пособие для секций коллективов физкультуры / Г.Г. Мазуров, Л.З. Гороховский. ФиС.2001

15. Мишин, А.Н. Фигурное катание на коньках: Учеб.для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А.Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271с.

16.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры]/Л.П. Матвеев учеб.для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

17. Мулгачев, Н.Н. Физическая и техническая подготовка футболистов [Электронный ресурс] / Н.Н. Мулгачев, Ю.А. Добросмыслов / Учебное пособие / Чебоксары 2004 – Режим доступа: http://coop.chuvashia.ru:8085/BIBL/docs/Mulgachev_Dobrosmyslov/glava1.htm#1_1

18. Современная подготовка юных спортсменов: методическое пособие / под ред. В.Г. Никитушкин – М.: Москва, 2009. — 110с.

19. Соколов, Е.Г. Акробатическая подготовка гимнастов. – М.: Физкультура и спорт, 1968. — 144с.

20. Силин, В.И. Гимнастика и атлетическая подготовка: учеб для курсантов и слушателей института / под ред. В.И. Силина, Н.Г. Лутченко. – СПб: СК МО РФ, ВИФК, 1997. – 388с.

21. Силин, В.И. Гимнастика: учеб для курсантов / В.И. Силин. — Ленинград, 1978. — 355с.

22. Филиппова, С.О. Учебно-исследовательская деятельность студентов в области физической культуры / С.О. Филиппова, Е.А. Митин, Г.Н. Пономарев: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Белл, 2006. – 247 с.

23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

24. Практикум по дисциплине «Спортивные единоборства»: учеб.- метод. пособие / сост.: С.В. Черкас, В.А. Конопацкий, М.Э. Эскандеров. - Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2012. - 133с.

25. Шалаев, А.Н. Акробатическая подготовка волейболистов / Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 7 – стр. 104-105.

26. Шахмурадов, Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов/ Ю.А. Шахмурадов — М.: Высш. шк., 1997. — 189 с.

27. Шулика, Ю.А. Борьба дзюдо для начинающих/ Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, А.А. Маслов; худож. – оформ. А. Киричёк - М.: Феникс, 2006. — 532 с.

28. Шлемин, А.Н. Юный гимнаст / А.М. Шлемина – М.: «Физкультура и спорт», 1973 — 376с.


 

Приложение 1

АНКЕТА

Уважаемый товарищ!

Ответы на наши вопросы будут использованы в научных целях для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных борцов.

Прошу Вас ответить на вопросы данной анкеты для определения места средств акробатики в системе физической подготовки спортсменов 10-12 лет и определения наиболее важных акробатических упражнений для развития координационных способностей юных борцов.

Способ заполнения анкеты: выбранный вариант обвести. В некоторых вопросах вписать свой вариант.

Опрос анонимный, мы надеемся на Вашу искренность!

Вопросы Ответы
1 Нужна ли акробатическая подготовка юному борцу? Оценить в пяти бальной системе, нужный бал подчеркнуть (например: нужна-5 баллов, не нужна- 0 баллов 5 4 3 2 1 0
2 Развивает ли акробатика координацию движений юных борцов? Оценить в пяти бальной системе, нужный бал подчеркнуть (например: нужна-5 баллов, не нужна- 0 баллов 5 4 3 2 1 0
3 Сколько времени в учебно-тренировочном занятии отводиться на акробатическую подготовку? Нужное время подчеркнуть 5-10 мин; 10-15 мин; 20-25 мин.
4 На сколько этапов, по вашему мнению, стоит разделять акробатическую подготовку юных борцов? Нужные этапы подчеркнуть, если не согласны впишите свой вариант в особом мнении. Три этапа Два этапа Без этапов Особое мнение:  
5 Какие группы упражнения на ваш взгляд наиболее необходимы для развития координационных способностей и дальнейшего совершенствования акробатической подготовки юных борцов? Нужный балл подчеркнуть Группировки: 5 4 3 2 1 0 Перекаты:  5 4 3 2 1 0 Кувырки:   5 4 3 2 1 0 Перевороты: 5 4 3 2 1 0 Сальто:       5 4 3 2 1 0

 

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность подготовки юных борцов к соревновательной деятельности во многом обусловлено развитием у них необходимых двигательных качеств, в том числе координационных способностей. Высокий уровень координации движений позволяет спортсмену быстро овладеть новыми двигательными навыками, рационально использовать имеющийся запас навыков и двигательных качеств — ловкость, устойчивость и равновесие, силу, быстроту, гибкость, точность и др., а также проявлять необходимую вариативность движений в соответствии с конкретными ситуациями тренировочной и соревновательной деятельности.

 Одним из основных средств развития координации движений это акробатические упражнения, и являются важной и неотъемлемых частью комплексного тренировочного процесса, т.к. позволяет развить координационные способности и ее двигательные качества в спортивных единоборствах. Целенаправленное развитие координационных способностей у юных борцов способствует прочности и успешности освоения техники борьбы на ранних этапах обучения. Возникает естественная потребность специалистов и тренеров в более тщательном анализе вышеназванных качеств, изучении влияния направленного развития координационных способностей на улучшение технико-тактических показателей борцов.

Актуальность наших исследований состоит в том что, несмотря на признание многими учёными значимости координационных способностей в процессе подготовки единоборцев и спортсменов других специализаций материалов по совершенствованию координационных способностей юных борцов, как перспективного направления освоении технико-тактического арсенала явно не достаточно. В частности, вопрос технико-тактической подготовки юных борцов средствами специальных координационных упражнений практически не освещен.

В современной теории спортивной тренировки методика развития координационных способностей остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание природы координационных способностей, разноречивы данные об их структуре и возрастных особенностях проявлений, не выявлены особенности технологий развития данного физического качества применительно к единоборствам. Решение данной проблемы поможет дополнить теоретический и практический материал в данной области.

Поэтому нами была предложена методика, направленная на развитие координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов 10-12 лет.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных борцов 10-12 лет.

Предмет исследования: формирование и развитие координационных способностей у юных борцов 10-12 лет.

Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей юных борцов 10-12 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей и определить значение в подготовке спортсменов.

2. Установить и обосновать взаимосвязь прочности освоения двигательных действий и уровня развития координационных способностей юных борцов на различных этапах подготовки.

3. Разработать и экспериментально апробировать методику развития координационных способностей юных борцов, на основе механизмов выявленных в тренировочном процессе.

ГЛАВА 1                                                                                     ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОРЦОВ ЮНОШЕСКИХ РАЗРЯДОВ

1.1. Координационные способности: основные понятия, средства и методы развития

В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость — способностью человека быстро, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим [23].

То, что называют ловкостью, не является чисто физическим качеством, как, например, сила, выносливость или быстрота. Говоря об этом качестве, трудно определить чего в нём больше - физического или психического. Она образует, как бы, мостик к умственной деятельности и представляет собой концентрат жизненного опыта в области двигательной активности. Именно поэтому ловкость, нередко, повышается с годами, в то время как другие физические качества заметно снижаются и деградируют [13].

Говоря о способностях, от которых в решающей мере зависит ус­пешность обучения новым двигательным действиям и совершенствования их усвоенных форм, с давних пор принято оперировать понятием «ловкость». Правда, это понятие до сих пор остается недостаточно определенным. Конкретизируя его, в современной специальной литературе выделяют более определенное понятие «координационные способности», или «двигательно-координационные способности». Под этим подразумевают:

во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий;

во-вторых, способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.

Опыт показывает, что эти две стороны координационных способностей взаимосвязаны и в то же время имеют свою специфику. Во всех случаях они проявляются в преодолении координационных трудностей, возникающих при решении разнообразных двигательных задач. Однако в зависимости от конкретного характера этих трудностей для преодоления их в различных случаях требуется, по всей вероятности, не одно и то же сочетание факторов.

Известно, например, что специализирующиеся в гимнастике спортсмены успешно справляются с разучиванием сложнейших по координации гимнастических комбинаций, но нередко оказываются не в состоянии качественно продемонстрировать их, как только внезапно меняются внешние условия; специализирующиеся в спортивных играх способны гибко варьировать действие в соответствии с изменением ситуации, но далеко не всегда могут быстро освоить иные формы координации движений.

Комплексный характер двигательно-координационных способностей не позволяет оценивать их по какому-либо одному унифицированному критерию. При оценке степени их развития учитываются различные внешние показатели. Среди них относительно наиболее общим является время, затрачиваемое на освоение новых форм двигательных действий либо на перестройку усвоенных (чем меньше это время, тем при прочих равных условиях выше уровень развития данных способностей). Одновременно учитываются степень координационной сложности действия (по экспертным оценкам или по материалам инструментального анализа — биомеханического, физиологического и т. д.) и точность движений (во времени, в пространстве и по величине усилий), а также общие критерии, применяемые для оценки степени совершенства техники двигательных действий.

Очевидно, важнейшими факторами координационных способностей с физиологических позиций являются упорядочивающие свойства ЦНС и их пластичность, характеризуя которую И.П. Павлов говорил, что в высшей нервной деятельности «ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия». Вместе с этим способности, надо полагать, во многом определяются функциональными возможностями сенсорных систем, принимающих участие в управлении движениями, состоянием нервно-мышечных механизмов регулирования функций двигательного аппарата и приобретаемым двигательным опытом. Общепризнано, что в принципе, чем богаче у человека фонд двигательных умений и навыков, тем большими возможностями он располагает для построения новых двигательных действий и преобразования их, когда в том возникает необходимость. В психолого-педагогическом аспекте обобщенные черты двигательно-координационных способностей в какой-то мере характеризуются такими понятиями, как «моторная обучаемость», «двигательная сноровка», «находчивость» и т. п. [16].

Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие. Координационные способности включают в себя: пространственную ориентировку, точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам, статическое и динамическое равновесие [1].

Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить виды КС: общие, специальные, специфические.

Под общими координационными способностями мы понимаем потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специальные координационные способности - это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Под специфическими координационными способностями - понимаем возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями на координацию (ритму, реагирование, равновесие).

К числу общих координационных способностей относятся:

• способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых);

• способность к ориентированию в пространстве;

• способность к равновесию;

• способность к перестраиванию движений;

• способность к соединению (комбинированию) движений;

• способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;

• способность к выполнению заданий в заданном ритме;

• способность к управлению временем двигательных реакций;

• способность предвосхищать (предугадывать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

• способность к рациональному расслаблению мышц.

Эти координационные способности находят свое проявление в конкретных двигательных навыках, типичных для того или иного вида двигательной деятельности.

Однако их значимость в каждом виде деятельности будет различной. К примеру, для тенниса ведущими координационными способностями являются способности к ориентированию, реакции, дифференцированию, перестроению, ритму, соединению, равновесию. Для фехтования наиболее характерными являются способности к антиципации, ориентированию, реакции, перестроению и «чувству дистанции», а для спортивной гимнастики - способности к ориентированию, соединению, равновесию, дифференцированию и ритму [7].

При выполнении большинства двигательных действий, должна рассматриваться точность выполнения движений, как главная характеристика, отражающая степень его эффективности.

Точность движений - это интегральная характеристика, отражающая степень соответствия процесса координации усилий в пространстве и во времени особенностям двигательной задачи и условиям её решения.

Из этого определения следует, что точность движений представляет собой основной результат координационного процесса, отражающий возможности реализации определённых способностей, необходимость проявления которых определяется особенностями решаемой двигательной задачи. Именно в показателях точности находят своё отражение основные признаки, благодаря которым стала возможной данная результативность (точность): своевременность, стабильность, адекватность, целесообразность, экономичность, находчивость. А это и есть те основные качественные характеристики, которые характеризуют качество управления движениями, то есть - ловкость.

Кроме этих качественных характеристик движения имеются и количественные: скорость, общее время выполнения, энерготраты, развиваемая мощность, абсолютные показатели амплитуды, преодолённое расстояние, количество выполненной работы и т.п. Однако эти количественные характеристики являются производными от качества управления движениями. Например, если все движения выполнялись своевременно, экономично, находчиво, то и показатели энерготрат, количества выполненной работы, общее время выполнения и т.п. будут более благоприятными и соответствующими успешному решению двигательной задачи [13].


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.