V. Формы организации занятий по лыжному спорту — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

V. Формы организации занятий по лыжному спорту

2020-05-07 1240
V. Формы организации занятий по лыжному спорту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Учебная работа по лыжной подготовке со школьниками

2. Вне учебная работа по лыжной подготовке в школе

В России сложились две основные формы занятий на лыжах со

школьниками - учебные и внеучебные, в ходе которых осуществляется лыжная подготовка. Лыжная подготовка - это обязательный минимум занятий на лыжах по физической культуре в общеобразовательных школах, профессионально- технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля. В процессе лыжной подготовки прививаются навыки самостоятельных занятий, приобретаются знания по основам техники передвижения на лыжах, методике тренировки, гигиене занятий на лыжах, по предупреждению травматизма и т. д.

Лыжный спорт занимает особое место в занятиях со школьниками.

Главная задача занятий лыжным спортом - достижение максимально высоких

спортивных результатов, что и является основным отличием лыжного спорта от других видов занятий на лыжах. Лыжная подготовка и лыжный спорт тесно связаны между собой. Лыжная подготовка - основа для широкого развития лыжного спорта и достижения высоких результатов.

В школе учебная работа по лыжной подготовке проводится в форме урока.

Урок - основная форма организации учебного процесса. На уроках проводится обучение технике передвижения на лыжах, развиваются физические и воспитываются морально-волевые качества.

В практике работы по лыжному спорту с детьми, подростками и юношами

выделяют три основные формы: учебную работу по лыжной подготовке,

внеклассную и внешкольную работу по лыжному спорту.

Учебная работа по лыжной подготовке в школе осуществляется в

соответствии с государственной программой. Основной формой учебных

занятий по лыжной подготовке в школе является урок.

Внеклассная работа в школе предусматривает организацию секционных

занятий и соревнований по лыжному спорту, а также проведение различных

массовых мероприятий в виде прогулок и экскурсий на лыжах, зимних

праздников и лыжных туристских походов.

Внешкольная работа по лыжному спорту с детьми, подростками и

юношами различных возрастов и подготовленности организуется в детско-

юношеских спортивных школах (ДЮСШ), спортивно-оздоровительных и

пионерских лагерях во время зимних каникул, детских туристских и

экскурсионных станциях, на стадионах и лыжных базах.

В лыжном спорте применяются следующие основные формы проведения

занятий: урочные (уроки лыжной подготовки и учебно-тренировочные занятия) и неурочные (индивидуальные, самодеятельные групповые и организованные групповые занятия).

1. Учебная работа по лыжной подготовке со школьниками

Наибольшее значение в лыжном спорте имеют урочные формы занятий. В

ходе этих занятий осуществляется обучение технике способов передвижения на лыжах, развитие физических и воспитание морально-волевых качеств

занимающихся. Урочные формы занятий по лыжному спорту характеризуются постоянством состава занимающихся и их возрастной однородностью, что позволяет наиболее плодотворно проводить учебную и воспитательную работу.

На уроках лыжной подготовки ставятся следующие основные задачи:

привитие устойчивого интереса к самостоятельным занятиям на лыжах,

обучение передвижению на лыжах, развитие основных физических качеств

(выносливости, ловкости, силы и др.), воспитание морально-волевых качеств

(дисциплинированности, трудолюбия, смелости и др.), оздоровление и

закаливание школьников, привитие навыков и умений, необходимых для

самостоятельных занятий и т.д.

Успешное решение этих важнейших задач во многом зависит от уровня

профессиональной подготовленности учителя, правильной организации урока, материальной базы, мест занятий, разъяснительной работы с учащимися и родителями, разработки учебной и методической документации и т. д.

К учебному процессу по лыжной подготовке в целом и к каждому

отдельному уроку предъявляется целый ряд требований, основанных на

принципах системы физического воспитания и дидактики.

1. Руководящая роль учителя - важнейшее требование к уроку лыжной

подготовки. В ходе подготовки и проведения урока учитель должен быть

организатором и руководителем школьников, проявлять высокую

требовательность, направлять деятельность учащихся, активизируя их на

решение поставленных задач с учетом особенностей занятий на лыжах. Уроки на лыжах имеют свои организационные особенности, связанные с затратой времени на выдачу и подготовку лыжного инвентаря, с переходом к местам занятий и возвращением с них, а также с погодными условиями и т.п. Четкая организация урока, дисциплинированность и активность учеников позволят избежать значительной потери времени и решить поставленные задачи. Все это, во многом зависит от подготовки преподавателя и качества его деятельности на каждом конкретном уроке.

2. На каждом уроке лыжной подготовки должны решаться

образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Конкретные

образовательные задачи должны решаться на каждом уроке, а оздоровительные и воспитательные осуществляться всей системой уроков лыжной подготовки и внеклассных мероприятий.

3. Содержание, нагрузка, методы обучения и развитие физических качеств

определяются научно обоснованными программами и должны соответствовать поставленным задачам, возрасту и полу учеников с учетом уровня их физической и координационной подготовленности.

4. На уроке необходимо обеспечить оптимальную плотность нагрузки с

учетом специфики занятий на лыжах, внешних погодных условий. В ходе урока необходимо постоянно контролировать состояние учеников, степень их утомления и своевременно вносить поправки в дозировку нагрузки, так как в целом плотность урока по лыжной подготовке выше, чем других уроков по физической культуре. Необходимо постоянно наблюдать за состоянием и

реакцией учеников на нагрузку по внешнему виду и частоте сердечных

сокращений.

5. Повышение эмоциональности урока - одно из важнейших требований с

учетом того, что в целом передвижение на лыжах довольно однообразно и

монотонно. С этой целью необходимо включать в занятие игры и игровые

задания, чередовать передвижение по учебному кругу с занятиями на склоне,

разнообразить методы обучения и т.д. Но недопустимо превращение урока в

чисто развлекательное мероприятие, иначе будет страдать решение

образовательных и воспитательных задач.

6. Содержание каждого урока лыжной подготовки должно быть

неразрывно связано с предыдущим и последующим в единую систему уроков.

В то же время урок должен быть самостоятельной частью учебного процесса.

При планировании уроков лыжной подготовки необходимо учитывать

последовательность прохождения материала и распределение его по урокам,

использовать положительный перенос навыков.

7. Организация, содержание и методика урока лыжной подготовки должны

стимулировать активную деятельность учащихся, побуждать их к

сознательному освоению нового материала, к проявлению самостоятельности.

8. Фронтальный метод обучения должен оптимально сочетаться с

индивидуализацией работы по дальнейшему исправлению ошибок и

совершенствованию техники передвижения на лыжах. Вначале всегда

применяется коллективное обучение, затем часть учеников опережает

товарищей в усвоении материала. В этом случае на определенном этапе

обучения необходимо осуществить дифференцированный подход

(распределить учеников на подгруппы по степени освоения материала), а затем перейти и к индивидуальной работе с наиболее слабыми учениками. Учащиеся распределяются на учебных кругах (внутренних и наружных) по степени подготовленности. Такой подход необходим и при развитии физических качеств: в подгруппы объединяются равные по силам ученики, которые передвигаются с примерно одинаковой скоростью, не мешая друг другу. Это поможет избежать и перегрузки учеников, когда в группе окажутся разные по силам дети. В процессе уроков необходимо оптимально сочетать групповые и индивидуальные формы работы с фронтальными методами обучения и развития физических качеств.

9. Разработка домашних заданий с учетом задач урока, уровня владения

техникой передвижения на лыжах и условий их выполнения - важное

требование к повышению эффективности учебного процесса. Здесь необходимо использовать не только практические задания по технике передвижения, но и теоретические задания по усвоению материала для разных классов, приводимые в учебниках. Задания даются по подгруппам или даже для отдельных учеников. Важно придумать систему контроля за выполнением домашних заданий.

Кроме перечисленных общих требований к уроку существует и ряд

частных, связанных с подготовленностью, возрастом учащихся.

Типы уроков классифицируются в зависимости от поставленных задач.

Можно выделить следующие типы уроков лыжной подготовки: вводные,

учебные, тренировочные, смешанные и контрольные. Все они имеют свои

характерные черты в соответствии с возрастом учащихся, приемами

организации, содержанием и др.

Вводные уроки проводятся в начале занятий лыжной подготовкой в

каждом классе. На этих уроках учащихся знакомят с задачами, содержанием и требованиями по лыжной подготовке, дают знания по теории, а также

выявляют физическую и координационную подготовленность учащихся. Это

поможет правильно спланировать материал последующих уроков лыжной

подготовки. Обычно на вводную беседу в классе отводится не более 15 мин., а остальное время используется для практических занятий на лыжах. Вводную беседу необходимо провести с максимальной эффективностью, что требует тщательной подготовки. Учитель должен кратко и точно сообщить

теоретические сведения и сформулировать задачи с учетом возраста учеников. В практической части урока при передвижении на учебном круге учителю очень важно оценить степень подготовленности учеников.

Учебные уроки проводятся преимущественно в начальных классах, их

главная задача - изучение нового материала. В более старших классах чисто

учебные уроки проводятся крайне редко, здесь, как правило, новый материал

сочетается с совершенствованием ранее изученного.

Смешанные уроки широко распространены во всех классах. В ходе этих

уроков решаются разнообразные задачи по изучению способов передвижения

на лыжах, совершенствованию техники и развитию физических качеств.

Материал планируется в самых разнообразных сочетаниях, главное -

эффективно решить задачи лыжной подготовки в каждом классе.

Тренировочные уроки проводятся, как правило, в старших классах, так

как изучение нового материала практически закончено. Здесь основное

внимание уделяется развитию физических качеств средствами лыжного спорта.

Основное внимание уделяется развитию общей выносливости, а также

быстроты передвижения на лыжах и скоростной выносливости. Это будет

способствовать подготовке к сдаче учебных нормативов. С этой целью

применяются следующие методы спортивной тренировки: равномерный,

способствующий воспитанию общей выносливости, повторный - для развития быстроты передвижения на коротких отрезках (200-250 м.), переменный – для развития скоростной выносливости. Время урока ограниченно, поэтому предпочтение отдается повторному и переменному методам. В этом случае интенсивность передвижения выше, что увеличивает нагрузку, и время урока используется более продуктивно. Однако нагрузка планируется в соответствии с подготовленностью учеников. Интервальный метод на уроках лыжной подготовки в школе не применяется. Тренировочные уроки планируются и во внеклассной работе - в школьной секции лыжного спорта.

Контрольные уроки проводятся в конце четверти с целью подведения

итогов работы по лыжной подготовке. На таких уроках в первую очередь

применяются учебные нормативы по дистанциям. Учет успеваемости по

технике передвижения проводится по ходу прохождения учебного материала

(текущий учет).

Структура урока лыжной подготовки в школе состоит из трех

взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и

заключительной, что соответствует общепринятой в системе физического

воспитания.

Вводно-подготовительная часть урока. От четкой организации этой части

урока во многом зависят эффективность обучения и качество урока в целом. По сравнению с другими видами упражнений организация уроков на лыжах порой ставит перед учителями сложные проблемы. Это, прежде всего, связано с выдачей лыжного инвентаря, переходом к месту занятий, их подготовкой и т. д.

Очень важно так провести эту часть урока, чтобы потери времени на

организационные вопросы были минимальными.

В этой части урока кроме решения вопроса его организации важно кратко

сообщить задачи и содержание, а также предусмотренные программой

теоретические сведения. Продолжительность вводно-подготовительной части

урока во многом зависит от расположения мест занятий. В этой части урока

осуществляется и подготовка организма к работе («разминка») в виде

передвижения на лыжах со слабой и средней интенсивностью. Обычно время, отводимое на эту часть урока, не должно превышать 10-12 мин.

Основная часть урока. Здесь решаются главные задачи - обучение технике

передвижения на лыжах и развитие физических качеств. Материал планируется в следующем порядке: 3-5 мин. отводится на повторение или

совершенствование пройденного на предыдущем уроке (иногда время может

быть увеличено до 10-12 мин.). Затем переходят к изучению новых способов

передвижения на лыжах в соответствии с программой и планом учителя.

Главные задачи обучения решаются в начале основной части, потом переходят к развитию физических качеств. Как правило, на одном уроке решаются задачи развития какого-либо одного качества - быстроты или выносливости. Это связано не только с ограниченным временем урока, но и с большей эффективностью развития одного из качеств.

Кроме того, в соответствии с программой часть времени отводится на

обучение спускам со склонов, торможениям и поворотам. Разнообразят урок

игры и игровые задания. Общее время основной части 25-35 мин., оно зависит от задач, содержания, методики и др. Важно сократить простои и использовать время с максимальной эффективностью.

Заключительная часть урока. Основная задача этой части урока -

снижение нагрузки и приведение организма учащихся в оптимальное

функциональное состояние для дальнейшей учебной деятельности.

Заканчивается урок спокойным передвижением с места занятий в школу. В этой части урока кратко подводятся его итоги и даются домашние задания,

направленные на закрепление изученных способов передвижения, по группам (при типичных недостатках) или индивидуально. Затем ученики организованно сдают инвентарь на лыжную базу. Для более эффективного использования основного времени урока целесообразно получать и сдавать лыжи во время перемен.

Продолжительность частей урока может меняться в зависимости от задач,

типа урока, условий и места проведения, возраста и подготовленности

учеников. В младших классах уроки продолжительностью 45 мин. сдваивать не рекомендуется. В старших классах для выполнения задач урока лыжной

подготовки 45 мин. недостаточно, уроки в этом случае сдваиваются (до 90

мин.), но чтобы обеспечить непрерывность учебного процесса, одного урока в неделю недостаточно. Решить эту проблему можно за счет выполнения

домашних заданий: ученикам следует 1-2 занятия в неделю проводить

самостоятельно.

Успешное проведение уроков лыжной подготовки во многом зависит от

предварительной подготовки и правильной их организации. Подготовительная работа начинается задолго до начала уроков и включает в себя следующее: ремонт и подготовку лыжного инвентаря, разъяснительную работу с родителями и учащимися, методическую подготовку учителя, разработку и оформление учебной документации, выбор и подготовку мест занятий, индивидуальную физическую и техническую подготовку учителя.

В каждой школе должны быть оборудованы лыжехранилище, раздевалки

для учащихся, мастерская для ремонта лыжного инвентаря. Лыжехранилище

необходимо оборудовать стеллажами любого типа для установки лыж и палок.

Основное требование - чтобы они были вместительны и удобны для быстрой

выдачи и обратного приема лыж после урока. Для успешной работы по лыжной подготовке средняя школа должна иметь 100-150 пар лыж различной длины от 105 до 205 см. Палки также должны быть разной длины: от соответствия длины палок росту учащихся во многом зависит эффективность обучения. Палка должна быть на 3-4 см. ниже плеча, с кольцами и петлями. Крепления – в зависимости от обуви. Если школа имеет лыжные ботинки, то используются жесткие крепления, если ученики занимаются в обычной обуви, то необходимы полужесткие крепления или мягкие с пяточным ремнем, кожаным или резиновым. Главное - чтобы ученики могли быстро снять и надеть лыжи.

Второй этап подготовки к урокам - разъяснительная работа с родителями

учеников. Выбор мест занятий - важный раздел подготовки к урокам. Они

должны быть максимально приближены к школе, что особенно важно в

начальных классах. С выпадением снега лыжни постоянно укатываются

учениками, занимающими в школьной секции или ДЮСШ.

Методическая подготовка учителя заключается в изучении новых статей в

журналах по лыжной подготовке и спорту и другой новой литературы. На

основе этого составляются документы учебного планирования: график

распределения учебного материала, рабочий план по лыжной подготовке. При распределении материала необходимо обеспечить преемственность между отдельными занятиями - создать единую систему уроков по изучению

отдельных способов передвижения на лыжах. В уроках предусматривается

повторение пройденного материала, изучение нового и упражнения по

развитию физических качеств. Затем определяются задачи на каждый урок и

составляются конспекты уроков. Вначале разрабатывается основная часть

урока, указываются средства и методы обучения и развития физических

качеств. Нагрузку следует рассчитывать исходя из среднего уровня подготовки учеников и затем вносить индивидуальные коррективы. Кроме того, предусматриваются методы обучения на склонах и учебных кругах. На

основании этого разрабатываются вводно-подготовительная и заключительная части урока и домашние задания. По ходу урока в домашние задания могут быть внесены необходимые изменения.

2. Вне учебная работа по лыжной подготовке в школе

Внеурочные формы занятий проводятся как в школьной секции лыжного

спорта, так и в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), где

занимаются наиболее одаренные юные лыжники. Важной задачей занятий

является привитие устойчивого интереса к занятиям лыжным спортом,

достижение физического совершенства, укрепление здоровья, овладение

техникой и тактикой лыжного спорта и участие в соревнованиях. Однако в

школьных секциях и в ДЮСШ занимается ограниченное количество учащихся, все остальные проходят лыжную подготовку по школьной программе.

Внеурочные занятия на лыжах организуются в самых разнообразных формах с привлечением школьников различного возраста.

К организованным групповым формам занятий относятся экскурсии и

прогулки в учебные дни после уроков, игры и развлечения на лыжах,

спортивные праздники, соревнования и др. Особое место занимает лыжный

туризм, который играет важную роль в оздоровлении и закаливании учащихся, в привитии прикладных навыков. Индивидуальные занятия по лыжам проводятся как по инициативе учителя (с целью выполнения домашних заданий), так и самостоятельно учащимися. Важную роль в привлечении школьников к внеурочным занятиям играет разъяснительная работа с родителями. Важно убедить родителей принять участие в совместных прогулках на лыжах с детьми. Эти прогулки, походы с раннего детства прививают интерес детей к занятиям на лыжах и во многом способствуют укреплению и сохранению здоровья на долгие годы.

Основными задачами лыжной подготовки в гимназиях, лицеях,

профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях и др. является

овладение техникой способов передвижения на лыжах по пересеченной

местности, приобретение тренированности, общее физическое развитие

учащихся. Основными формами занятий в данных учебных заведениях могут

являться урок, дополнительные и секционные занятия, лекции, показательные уроки и др.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.