Западноевропейская интеграция – как наиболее — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Западноевропейская интеграция – как наиболее

2020-05-07 99
Западноевропейская интеграция – как наиболее 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«классический» вариант региональной экономической интеграции

 

ЕЭС – ЕС. Западноевропейский «классический» вариант региональной интеграции представляет собой Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) – Общий рынок с 1992 г. – Европейский Союз (ЕС).

Эволюция западноевропейской интеграции схематично можно выразить следующим образом:

ЕЭС ® Общий рынок ® ЕС ® ЕЭВС ® ПС.

Созданию ЕЭС в 1957 г. предшествовало образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, Париж, 1951 г.) – международной государственной организации, объединяющей каменноугольную, железнодорожную, металлургическую промышленнность Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Евратом (организация по разработке и использованию атомной энергии в мирных целях) и они занимали ведущие позиции в названных межотраслевых комплексах.

К тому времени, в рамках составляющих (ЕОУС и Евратом) уже действовали принципы зоны свободной торговли (ЗСТ), вследствие чего Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было основано на принципах Таможенного союза (ТС).

В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении европейского сообщества и углублении экономической интеграции. С 1 января 1973 г. к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Австрия, Финляндия, Швеция. В настоящее время в состав ЕС входят 15 государств с общей численностью населения более 370 млн. человек.

Цель ЕЭС – постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с развивающимися странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг, проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, унификация налоговой системы, создание валютного союза. В целях их реализации были созданы – Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (КЭС), Европейский Совет, каждый из которых в свою очередь, сформировал многочисленные организации и учреждения, в том числе Европейский Суд и Парламент, с целью постепенного перехода к политической интеграции.

Создана европейская валютная система (ЕВС). После вступления в ЕЭС Испании и Португалии «Общий рынок» насчитывает уже 12 членов в составе Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Франции, Германии, Италии.

Соглашение с сообществом заключили Австрия, Швейцария, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Турция.

Создана система «особых отношений» ЕЭС более чем с 60 развивающимися странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Уже к концу 60-х годов был создан Таможенный союз, отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам.

Качественно новый этап в развитии западноевропейской интеграции – это Маастрихтские (Нидерланды) соглашения (февраль 1992 г.). Это свидетельство завершения третьего этапа эволюции ЕЭС. При этом ставятся задачи сближения стран на макроуровне, ликвидации множества налоговых, таможенных и других барьеров.

Маастрихтские отношения предоставляли ЕС следующие функции:

- создание и управление единой валютой;

- усиление единой экономической политики;

- основание и защита единого рынка на принципах свободной и справедливой конкуренции;

- перераспределение средств между богатыми и бедными регионами;

- поддержание законности и правопорядка;

- признание и развитие фундаментальных прав отдельных граждан;

- управление единой внешней политикой, включая политики безопасности, общей обороны и т.д.

Процесс одобрения Маастрихтских соглашений имел свои особенности и противоречия. Например, во Франции в ходе референдума по Маастрихту многие голосовали против сельскохозяйственного курса ЕС, Дания высказалась за присоединение к договору только после второго референдума.

Проблемы и тенденции западноевропейского

Интеграционного процесса

 

Интеграция западноевропейских стран развивалась неравномерно, сопровождаясь, во-первых острыми противоречиями между отдельными странами и внутри всей региональной группировки. Одновременно в течение ряда лет в рамках ЕЭС интеграционный процесс складывался как следствие координации хозяйственной политики, т.е. здесь имеются в виду совместная сельскохозяйственная политика торгово-экономические решения по отношению к третьим странам (как СССР-СНГ, страны Балтии, развивающиеся страны и т.д.). При этом всегда предшествовал сложный путь к согласию правительств стран-членов ЕЭС. В ЕС доминируют решения межгосударственного координационного характера.

Главная задача интеграционного процесса в рамках ЕС заключается в создании действительно реального «внутреннего рынка» на всей территории 12 стран-членов ЕС, между которыми должны быть ликвидированы экономические границы. Речь идет о концепции преодоления материальных, технических, административных и налоговых барьеров. Уже в 1993 г. планировалось устранить пока еще существующие нетарифные барьеры пограничного контроля (различные нормы, налоговые системы и т.д.) в условиях свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала. От реализации «внутреннего рынка» политики стран-членов ЕС ожидают получить все возможные преимущества крупномасштабной экономики континентальных размеров и преодолеть исторически сформировавшуюся западноевропейскую раздробленность.

Одним из труднейших препятствий на пути создания в Западной Европе единой экономической системы является разный уровень хозяйственного развития стран и диспропорции экономической структуры в территориальном разрезе участников ЕС. Территориально-экономические диспропорции стран Западной Европы следует рассматривать в двух аспектах:

- с точки зрения разницы в развитии отдельных стран-участниц ЕС;

- в рамках экономики каждой страны.

Самая низкая дифференциация территориальной экономической структуры в ЕС наблюдалась в то время, когда в него входило 6 стран – это была наиболее развитая часть Западной Европы. Затем в члены общества была принята Ирландия и другие страны (Греция, Испания, Португалия), значительно отличающиеся уровнем экономического развития от остальных членов.

Вторая региональная проблема ЕС – это экономически более слабые территории – как «отсталые зоны», в пределах отдельных национальных хозяйств. Самые большие диспропорции в ЕС характерны для Италии, Великобритании, Франции. Италия считается страной с наибольшими территориальными диспропорциями во всем ЕС. Экономика ее носит двойственный характер: высоко развитый север и менее развитый юг, который концентрирует 35 % населения и занимает 40 % территории страны. Доход на душу населения здесь почти в 2 раза ниже, чем на севере. Таким образом, экономическая дифференциация отдельных стран в значительной степени зависит от размеров менее развитых территорий в рамках отдельной национальной экономики. В результате дуализма в размещении производительных сил, средние экономические показатели Италии значительно ниже аналогичных показателей в других странах ЕС. Примерами других отсталых территорий могут служить западная часть Франции (северный район, Эльзас и Лотарингия), Центральная и Юго-Западная части Испании, Португалии, Греции, Великобритании (район Ланкашира, Йоркшира, Южного Уэльса).

Мерой территориальных диспропорций в ЕС является дифференциация общественно-экономических показателей и соотношение между национальными и средними показателями для всего сообщества.

Например, в 1970 г. в 4 странах ЕС национальный доход на одного жителя был ниже среднего для ЕС, Голландия (-3 %), Великобритания (-2 %), Италия (-31 %), Ирландия (-46 %). В остальных странах «девятки» показателями национального дохода были выше среднего. Причины территориальных диспропорций это и потенциал природных условий и ресурсов, исторические особенности развития страны, региона. Качество рабочей силы, уровень развития НТП, инфраструктуры, политическая ситуация и т.д. Таким образом, главным достижением ЕС на этом долгом пути (1957-1992 гг.) стало создание таможенного союза (отмена пошлин и других ограничений в торговле между членами союза и единый «внешний тариф» по отношению к «третьим странам»), далее унификация хозяйственного законодательства, создание полномасштабного «единого рынка» - со свободным перемещением капитала, услуг и рабочей силы.

С начала 90-х годов страны-члены Европейского сообщества взяли курс на заметное форсирование темпов валютно-экономической интеграции, провозгласив своей целью создание к концу столетия единой валюты и единого центрального банка. Согласованный в конце 1991 г. в Маастрихте договор о Европейском Союзе, вступивший в силу 1 ноября 1993 г. юридически закрепил эти решения. В соответствии с договором экономический и валютный союз (ЭВС) создается в три этапа, сроки и содержание которых официально зафиксированы.

Основными чертами первого этапа (с 1 июля 1991 до 1 января 1994 г.) является участие всех денежных единиц ЕС в механизме совместного колебания курсов валют в рамках Европейской валютной системы, введение процедуры «многостороннего наблюдения» за экономической политикой стран-участниц.

Второй этап (с 1 января 1994 г.) предполагает создание Европейского валютного института и усиление координации экономической политики в рамках ЕС.

Третий (заключительный) этап (с января 1999 г.) – введение единой валюты «Евро» и создание европейского центрального банка. Прогноз таков, что запланировано создание Европейского экономического и валютного союза. По мере создания и функционирования европейского центробанка в обращение с 2001 года войдет денежная единица «Евро». По существующим прогнозам первоначально «Евро» будет применяться параллельно с национальной валютой и по утвержденному графику (с 1 июля 2002 г.) «Евро» должна стать единственной денежной единицей ЕС. На этом же этапе должно вступить в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норвегией, Лихтенштейном).

 

 

Таблица

 

Таблица

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.