Региональные интеграционные процессы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Региональные интеграционные процессы

2020-05-07 104
Региональные интеграционные процессы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Западноевропейская интеграция – как наиболее

«классический» вариант региональной экономической интеграции

 

ЕЭС – ЕС. Западноевропейский «классический» вариант региональной интеграции представляет собой Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) – Общий рынок с 1992 г. – Европейский Союз (ЕС).

Эволюция западноевропейской интеграции схематично можно выразить следующим образом:

ЕЭС ® Общий рынок ® ЕС ® ЕЭВС ® ПС.

Созданию ЕЭС в 1957 г. предшествовало образование Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, Париж, 1951 г.) – международной государственной организации, объединяющей каменноугольную, железнодорожную, металлургическую промышленнность Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Евратом (организация по разработке и использованию атомной энергии в мирных целях) и они занимали ведущие позиции в названных межотраслевых комплексах.

К тому времени, в рамках составляющих (ЕОУС и Евратом) уже действовали принципы зоны свободной торговли (ЗСТ), вследствие чего Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было основано на принципах Таможенного союза (ТС).

В декабре 1969 г. в Гааге было принято решение о расширении европейского сообщества и углублении экономической интеграции. С 1 января 1973 г. к «шестерке» присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Австрия, Финляндия, Швеция. В настоящее время в состав ЕС входят 15 государств с общей численностью населения более 370 млн. человек.

Цель ЕЭС – постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с развивающимися странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг, проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, унификация налоговой системы, создание валютного союза. В целях их реализации были созданы – Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (КЭС), Европейский Совет, каждый из которых в свою очередь, сформировал многочисленные организации и учреждения, в том числе Европейский Суд и Парламент, с целью постепенного перехода к политической интеграции.

Создана европейская валютная система (ЕВС). После вступления в ЕЭС Испании и Португалии «Общий рынок» насчитывает уже 12 членов в составе Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Франции, Германии, Италии.

Соглашение с сообществом заключили Австрия, Швейцария, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Турция.

Создана система «особых отношений» ЕЭС более чем с 60 развивающимися странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Уже к концу 60-х годов был создан Таможенный союз, отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам.

Качественно новый этап в развитии западноевропейской интеграции – это Маастрихтские (Нидерланды) соглашения (февраль 1992 г.). Это свидетельство завершения третьего этапа эволюции ЕЭС. При этом ставятся задачи сближения стран на макроуровне, ликвидации множества налоговых, таможенных и других барьеров.

Маастрихтские отношения предоставляли ЕС следующие функции:

- создание и управление единой валютой;

- усиление единой экономической политики;

- основание и защита единого рынка на принципах свободной и справедливой конкуренции;

- перераспределение средств между богатыми и бедными регионами;

- поддержание законности и правопорядка;

- признание и развитие фундаментальных прав отдельных граждан;

- управление единой внешней политикой, включая политики безопасности, общей обороны и т.д.

Процесс одобрения Маастрихтских соглашений имел свои особенности и противоречия. Например, во Франции в ходе референдума по Маастрихту многие голосовали против сельскохозяйственного курса ЕС, Дания высказалась за присоединение к договору только после второго референдума.

Проблемы и тенденции западноевропейского

Интеграционного процесса

 

Интеграция западноевропейских стран развивалась неравномерно, сопровождаясь, во-первых острыми противоречиями между отдельными странами и внутри всей региональной группировки. Одновременно в течение ряда лет в рамках ЕЭС интеграционный процесс складывался как следствие координации хозяйственной политики, т.е. здесь имеются в виду совместная сельскохозяйственная политика торгово-экономические решения по отношению к третьим странам (как СССР-СНГ, страны Балтии, развивающиеся страны и т.д.). При этом всегда предшествовал сложный путь к согласию правительств стран-членов ЕЭС. В ЕС доминируют решения межгосударственного координационного характера.

Главная задача интеграционного процесса в рамках ЕС заключается в создании действительно реального «внутреннего рынка» на всей территории 12 стран-членов ЕС, между которыми должны быть ликвидированы экономические границы. Речь идет о концепции преодоления материальных, технических, административных и налоговых барьеров. Уже в 1993 г. планировалось устранить пока еще существующие нетарифные барьеры пограничного контроля (различные нормы, налоговые системы и т.д.) в условиях свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала. От реализации «внутреннего рынка» политики стран-членов ЕС ожидают получить все возможные преимущества крупномасштабной экономики континентальных размеров и преодолеть исторически сформировавшуюся западноевропейскую раздробленность.

Одним из труднейших препятствий на пути создания в Западной Европе единой экономической системы является разный уровень хозяйственного развития стран и диспропорции экономической структуры в территориальном разрезе участников ЕС. Территориально-экономические диспропорции стран Западной Европы следует рассматривать в двух аспектах:

- с точки зрения разницы в развитии отдельных стран-участниц ЕС;

- в рамках экономики каждой страны.

Самая низкая дифференциация территориальной экономической структуры в ЕС наблюдалась в то время, когда в него входило 6 стран – это была наиболее развитая часть Западной Европы. Затем в члены общества была принята Ирландия и другие страны (Греция, Испания, Португалия), значительно отличающиеся уровнем экономического развития от остальных членов.

Вторая региональная проблема ЕС – это экономически более слабые территории – как «отсталые зоны», в пределах отдельных национальных хозяйств. Самые большие диспропорции в ЕС характерны для Италии, Великобритании, Франции. Италия считается страной с наибольшими территориальными диспропорциями во всем ЕС. Экономика ее носит двойственный характер: высоко развитый север и менее развитый юг, который концентрирует 35 % населения и занимает 40 % территории страны. Доход на душу населения здесь почти в 2 раза ниже, чем на севере. Таким образом, экономическая дифференциация отдельных стран в значительной степени зависит от размеров менее развитых территорий в рамках отдельной национальной экономики. В результате дуализма в размещении производительных сил, средние экономические показатели Италии значительно ниже аналогичных показателей в других странах ЕС. Примерами других отсталых территорий могут служить западная часть Франции (северный район, Эльзас и Лотарингия), Центральная и Юго-Западная части Испании, Португалии, Греции, Великобритании (район Ланкашира, Йоркшира, Южного Уэльса).

Мерой территориальных диспропорций в ЕС является дифференциация общественно-экономических показателей и соотношение между национальными и средними показателями для всего сообщества.

Например, в 1970 г. в 4 странах ЕС национальный доход на одного жителя был ниже среднего для ЕС, Голландия (-3 %), Великобритания (-2 %), Италия (-31 %), Ирландия (-46 %). В остальных странах «девятки» показателями национального дохода были выше среднего. Причины территориальных диспропорций это и потенциал природных условий и ресурсов, исторические особенности развития страны, региона. Качество рабочей силы, уровень развития НТП, инфраструктуры, политическая ситуация и т.д. Таким образом, главным достижением ЕС на этом долгом пути (1957-1992 гг.) стало создание таможенного союза (отмена пошлин и других ограничений в торговле между членами союза и единый «внешний тариф» по отношению к «третьим странам»), далее унификация хозяйственного законодательства, создание полномасштабного «единого рынка» - со свободным перемещением капитала, услуг и рабочей силы.

С начала 90-х годов страны-члены Европейского сообщества взяли курс на заметное форсирование темпов валютно-экономической интеграции, провозгласив своей целью создание к концу столетия единой валюты и единого центрального банка. Согласованный в конце 1991 г. в Маастрихте договор о Европейском Союзе, вступивший в силу 1 ноября 1993 г. юридически закрепил эти решения. В соответствии с договором экономический и валютный союз (ЭВС) создается в три этапа, сроки и содержание которых официально зафиксированы.

Основными чертами первого этапа (с 1 июля 1991 до 1 января 1994 г.) является участие всех денежных единиц ЕС в механизме совместного колебания курсов валют в рамках Европейской валютной системы, введение процедуры «многостороннего наблюдения» за экономической политикой стран-участниц.

Второй этап (с 1 января 1994 г.) предполагает создание Европейского валютного института и усиление координации экономической политики в рамках ЕС.

Третий (заключительный) этап (с января 1999 г.) – введение единой валюты «Евро» и создание европейского центрального банка. Прогноз таков, что запланировано создание Европейского экономического и валютного союза. По мере создания и функционирования европейского центробанка в обращение с 2001 года войдет денежная единица «Евро». По существующим прогнозам первоначально «Евро» будет применяться параллельно с национальной валютой и по утвержденному графику (с 1 июля 2002 г.) «Евро» должна стать единственной денежной единицей ЕС. На этом же этапе должно вступить в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норвегией, Лихтенштейном).

 

 

Таблица

 

Таблица

 

Таблица 3

Соотношение показателей стран ЕС с Маастрихтскими критериями [1]

 

 

Долг, % ВВП

Дефицит, % ВВП

Инфляция, %

Процентные ставки

Членство в валютном союзе

1997 1998 1197 1998 1997 1998
Критерии 60,0 60,0 3,0 3,0 3,2 3,2 7,7  
Австрия 66,1 64,7 2,5 2,3 1,1 1,5 5,6 да
Бельгия 122,1 118,1 2,1 1,7 1,4 1,3 5,7 да
Великобритания 53,4 53,0 1,9 0,6 1,8 2,3 7,0 нет
Дания 65,1 59,5 -0,7 -1,1 1,9 2,1 6,2 нет
Финляндия 55,8 53,6 1,1 -0,3 1,3 2,0 5,9 да
Франция 58,0 58,1 3,0 2,9 1,2 1,0 5,5 да
Германия 61,3 61,2 2,7 2,5 1,4 1,7 5,6 да
Греция 108,7 107,7 4,0 2,2 5,2 4,5 9,8 нет
Ирландия 66,3 59,5 -0,9 -1,1 1,2 3,3 6,2 да
Италия 121,6 118,1 2,7 2,5 1,8 2,1 6,7 да
Люксембург 6,7 7,1 -1,7 -1,0 1,4 1,6 5,6 да
Нидерланды 72,1 70,0 1,4 1,6 1,8 2,3 5,5 да
Португалия 62,0 60,0 2,5 2,2 ,18 2,2 6,2 да
Испания 68,8 67,4 2,6 2,2 1,8 2,2 6,3 да
Швеция 76,6 74,1 0,8 -0,5 1,9 1,5 6,5 нет

 

Если на этом акцентировать внимание в регионе, где впервые в истории развития мирохозяйственных связей уже технически и финансово обозначены сроки официального перехода к новому этапу развития ЕС, могут быть самые негативные последствия.

В позиции не присоединившихся к «Евро» стран имеются свои нюансы. Греция на данном этапе пока не готова к членству. Шведское правительство предпочитает подождать итогов выборов 1998 г. и последующих шагов по социальным программам. Данию сдерживают определенные юридические аспекты в плане принудительного сокращения и сдерживания социальных расходов государства. Великобританию в частном порядке сдерживают разные подходы правящей партии и оппозиции, которая не исключает присоединения к «Евро», если данная валюта «надежно зарекомендует себя на практике».

Таким образом, готовность стран ЕС к вхождению с 1 января 1999 г. в заключительную фазу носит крайне разнородный характер. В практике уже было мнение о переносе этого порога на более отдаленный срок. окончательное решение по данному вопросу должен принять Совет на уровне глав государств и правительств ЕС.

В принципе ни одна из приведенных стран не выступает против валютного союза как такового.

Многие аналитики считают, что наиболее сильной стороной интеграционного процесса является единство позиций по принципиальным вопросам и гармонизация действий всех его членов при практической их реализации. В этом плане ЕЭС/ЕС является «феноменом».

Качественные характеристики являются свидетельством высокого уровня развития и интегрированности Евросоюза. Уже сейчас совокупный ВВП «зоны Евро» составляет 6,3 трлн. долл., против 9,1 трлн. ВВП США. Зона выступает как крупнейший экспортер и импортер готовой продукции, т.е. объем совокупного экспорта 11 государств, готовых к «Евро», составляет 20 % общемирового экспорта по сравнению с 16 %, составляющими долю США. По прогнозу, совокупная доля всех 15 стран Евросоюза в производстве общемирового ВВП составила 31 % против 27, приходившихся на долю США.

Согласно доклада специалистов Лондонского Центра исследований экономической политики (апрель 1998 г.), с введением единой валюты Евросоюз займет одно из ведущих мест экономической сверхдержавы, позиции доллара США будут значительно ослаблены, все это в конечном итоге позитивно скажется на уровне жизни населения европейцев.

Преимущества создания ЕЭС и согласованной наднациональной структуры выражаются в нескольких направлениях:

- на макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и денежная система стран ЕС позволит надежнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки и налоги, отсюда и позитивные последствия – рост производства, занятости и т.д.;

- для хозяйственных структур единая валютная политика и валюта будут означать единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе значительное сокращение валютных рисков, сроков, переводов и т.д.;

- для частных лиц удешевляется ведение счетов и поездки в пределах ЕС;

- «Евро» способна гораздо устойчивее противостоять доллару и йене, чем нынешняя денежная структура;

- в новых условиях ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы.

Уже в переходной период 1999-2000 г. «Евро» обслуживает до 30 % международной торговли, до 95 % расчетов внутри ЕС против 50 % в 1998 г.

Проблемы, ожидаемые на третьем этапе многообразны и противоречивы. В их числе:

- юридическое оформление «Евро» как единственного платежного средства в рамках ЕС. Национальное законодательство по этому поводу пока противоречиво или вовсе отсутствует;

- возможная оценка нерезидентами Союза пересчета валютных контрактов в «Евро» как нарушение платежных условий заключенных контрактов;

- не отработан вопрос с ценными бумагами (акциями, сертификатами) об их замене на новые деноминированные в «Евро»;

- не отработан вопрос о том, какие новые условия бюджетной, ценовой, финансово-кредитной дисциплины будут установлены для стран ЕВС на период после 2002 года, и как будет осуществляться их прогноз.

Помимо указанных, неясными остаются некоторые фундаментальные вопросы, такие как психологическая подготовка населения к единой валюте, поддержка ее курса на мировых рынках, борьба с подделками и т.д.

Однако, при всех этих параметрах, есть все основания полагать, что все страны ЕС войдут в Экономический и Валютный Союз, т.е. ЭВС станет реальностью как и ЕС. По многим показателям: население – США, Япония, ЕС – соответственно: 263, 125, 370 млн. чел.; доля ВВП в странах ОЭСР – 32,5, 20,5, 38,3 %; доля в мировой торговле – 19,6, 10,5 20,9 %% доля экспорта в ВВП – 8,2; 9,0; 10,2 %; валютные резервы – 149,1; 172,4; 349,8 млн. долл. Европейский Союз в его нынешнем составе (без учета расширения) опережает два других центра – США и Японию.

На вопрос «С чем вступает Западная Европа в XXI век?» аналитики отвечают, что экономическая политика стран ЕС будет приобретать все более согласованный планомерный характер регулирования денежного обращения, так и производства, что позволит в рыночной экономике лучше решать вопросы занятости и социальные проблемы.

В рамках ЕС уже заложены основы функционирования единого Европейского Центробанка с участием национальных Центробанков государств-членов Союза. С 1 января 1999 г. уже введена денежная единица «евро» и как уже отмечалось выше, 11 стран подписали свою готовность к вступлению. По первоначальному курсу «Евро» соответствует 1,08 долл. США и 2 немецким маркам.

До 2002 года с «Евро» будут проводиться только безналичные расчеты параллельно с национальными валютами и с 1 июля 2002 г. по утвержденному графику «Евро» должна стать единственной денежной единицей ЕС. Далее она получит широкое распространение за пределами ЕС, особенно в странах-кандидатах на вступление в ЕС, таки как Венгрия, Чехия, Польша.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.