Методика проведения диктантов — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Методика проведения диктантов

2020-05-07 292
Методика проведения диктантов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проверочный диктант

Проводится при приеме дисграфика на логопедический пункт. В речевом материале его должны иметься все упомя­нутые выше звуки: вф, б — п, д-т, гк, з— с, жш, шс, жз, цс, чц, шч, рл.

Диктант проводится без предварительного анализа, без подчеркнутой артикуляции, без выделения сомнительного звука. Кроме того, логопед должен тщательно изучить класс­ные письменные работы учеников.

3рительный диктант

Здесь на первый план выдвигаются зрительные восприя­тия учащихся, и предупреждение ошибок достигается путем зрительного фиксирования внимания. Этот вид предшеству­ет другим формам диктантов, так как более доступен дисграфику, у которого при данном дефекте слуховые диффе­ренциации ниже зрительных.

Текст пишется на доске с выделением изучаемой буквы. Учащиеся рассматривают текст, обращая внимание на вы­деленные буквы, и путем последующего звукового анализа слова и орфографического разбора объясняют их написание. Затем текст закрывается, и учащиеся пишут его под диктов­ку логопеда. Сразу же после окончания диктовки логопед открывает текст и предлагает 'проверить это нему написанное в тетрадях. Это очень важный момент в работе, потому что он воспитывает у детей зрительное внимание к графической стороне речи. При этом, конечно, укрепляется и связь бук­вы со звуком в результате звукового анализа. Затем диктант проверяется вместе с логопедом.

Предупредительный диктант

Сущность его заключается в недопущении ошибочных написаний. Проводится он так. Логопед сначала читает весь текст. Дети внимательно слушают. Затем проводится крат кий звуковой и орфографический разбор текста. После этого логопед диктует каждое предложение.

До написания каждого предложения логопед останавли­вает внимание учащихся «а тех словах, которые представля­ют орфографическую трудность.

Например, если в предложении имеется слово билет, лого­пед спрашивает ученика, какую первую букву он напишет в этом слове. Ученик отвечает: «Букву б» — и пишет предло­жение.

Этот прием применим в том случае, когда ошибки в на­писании связаны с недостатком произношения. Когда мы имеем дисграфию при правильном произношении, когда на­рушена связь фонемы с графемой, дисграфик назовет звук правильно, а букву напишет неправильно, поэтому он дол­жен не только назвать звук, но и показать в таблице нужную букву или найти ее в разрезной азбуке.

Только после этого дети пишут предложение, а затем вместе с логопедом проверяют написанное.

Контрольный диктант

Проводится после того, как достаточно прочно усвоена изучаемая фонема. Для контрольных диктантов нами реко­мендуется связный текст.

Перед началом записи под диктовку следует прочитать текст целиком и поставить, если надо, два-три вопроса, что­бы учащиеся осмыслили его содержание. Затем материал диктуется по предложениям.

По окончании диктанта учитель-логопед снова прочиты­вает весь текст, а учащиеся в это время проверяют написан­ное и вносят направления, если они потребуются.

Контрольный диктант определяет прочность усвоения пройденного материала или (необходимость проведения до­полнительных занятий.

Другие виды логопедической работы

Для закрепления результатов предупредительного или зрительного диктанта предлагается выписать из определен­ного текста слова с изучаемой графемой и подчеркнуть изу­чаемую букву одним цветом, а смешиваемую — другим. По­добное упражнение выполняется и дома.

Помимо диктантов, проводится списывание с различными заданиями орфографического характера. Сюда относится списывание текста, слов, букв, списывание с разделением слов на слоги, выписывание из текста только слов с нужны­ми буквами, придумывание слов, предложений с определен­ным заданием.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

I. При работе с дисграфиками основное внимание должно быть уделено предупреждению ошибок и привитию учащим­ся навыка работы над ошибками.

а) На первых порах при замене одной буквы другой ре­комендуем делать исправление ошибочного написания в са­мом слове, чтобы учащиеся воспринимали ©го в правильном
виде. Исправляя ошибку, логопед вписывает в слово нужную букву на место ошибочной. Например, в ошибочном написа­нии слова «тлава» (трава) логопед на месте буквы л пишет р красными чернилами. Проводится звуковой анализ, после чего учащиеся выписывают два-три раза слова в исправлен­ном виде.

б) В дальнейшем необходимо научить дисграфика ви­деть свои ошибки. Важное значение при этом имеет прием подчеркивания логопедом неверных написаний. Это разви­вает у детей внимание к ошибкам. Логопед подчеркивает только орфографическую ошибку, а учащийся после пра­вильного произнесения и звукового анализа должен надпи­сать нужную букву над подчеркнутой и после проверки лого­педа выписать два-три раза исправленное слово в конце работы.

в) На следующем этапе работы не указывается кон­кретное место ошибочного написания. Логопед подчеркивает все слово, в котором допущена ошибка, а учащийся должен найти ошибку в олове и надписать нужную букву. После про­ верки учащийся выписывает слово в правильной форме.

II. Пропуски букв устанавливаются звуковым анализом правильного слова и определением слогового и буквенного состава слова.     

III. При исправлении орфографических ошибок, связан­ных с программным материалом, необходимо повторить с учениками соответствующее правило. Например, при диффе­ренциации звонких и глухих необходимо повторить правило на правописание сомнительных согласных и попользовать учебник русского языка для дополнительных упражнений.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.