Промышленных технологий и дизайна» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Промышленных технологий и дизайна»

2020-04-03 189
Промышленных технологий и дизайна» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Промышленных технологий и дизайна»

 

Культурология

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Методические указания к изучению курса и проведению практических

занятий для студентов всех направлений подготовки бакалавриата

 

 

Составитель

В. Б. Тихонова

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2019


 

Утверждено

на заседании кафедры

«01» 11 2019 г.

протокол №   2

 

Рецензент

А. С. Минин

 

Редактор

Н. В. Козлова

 

 

Методические указания разработаны для студентов бакалавриата всех форм обучения и направлений подготовки. Содержат рекомендации и материалы для изучения дисциплины «Культурология», а также проведения практических занятий, в соответствии с рабочей программой стандарта ФГОС 3+. К каждой теме практического занятия приводятся вопросы для обсуждения и списки рекомендуемой литературы. Издание включает задания для подготовки самостоятельных творческих проектов, примерные сценарии деловых игр, ситуационное задачи и тесты для самопроверки.

 

 

Учебное электронное издание сетевого распространения

 

      Системные требования:

 

Электронное устройство с программным обеспечением для     воспроизведения файлов формата PDF

 

 

Режим доступа: http:// publish.sutd.ru/ tp_get_file.php?id=2019_____

по паролю – загл. с экрана

 

Дата подписания к использованию «_____» «__________» 2019 г.

Рег. № 157/19

 

 

ФГБОУВО «СПбГУПТД»

Юридический и почтовый адрес:

191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18

http://sutd

Предисловие

 

 

 Рабочая тетрадь к изучению  дисциплины «Культурология» составлена в соответствии с федеральным образовательным стандартом ФГОС 3+ подготовки бакалавров, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Целями освоения дисциплины «Культурология» являются приобретение новых знаний по теории и истории мировой культуры, расширение общеобразовательного кругозора студентов, углубление и систематизация их знаний и формирование на этой основе гуманистического мировоззрения, основанного на приоритете общечеловеческих ценностей.

Цель преподавания курса культурологии состоит в реализации требований Государственного стандарта к уровню культурологических знаний выпускников вуза, выработки у студентов умения применять полученные знания в своей практической деятельности, направленной на расширение кругозора и культурного уровня молодого специалиста, правильной ориентации его в разнообразной и сложной жизни современной культуры.

Данная дисциплина относится к формирующим общекультурные компетенции (ОК), она логически и методически взаимосвязана со всеми дисциплинами социально-гуманитарного цикла.

Завершив изучение предмета культурологии, студент должен:

понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;

иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в XX в.;

понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

уметь оценивать достижения культуры на основе знаний исторического контекста их создания;

понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе;

уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

быть готовым к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, быть способным к межкультурным коммуникациям;

использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;

владеть гуманистическими ценностями для сохранения и развития современной цивилизации.

В конце изучения дисциплины «Культурология» студент сдает итоговый зачет (дифференцированный зачет). На зачете студент должен продемонстрировать знания, соответствующие требованиям государственного стандарта.

 Рабочая тетрадь дисциплины «Культурология» предназначена для использования на практических  занятиях для более полного формирования необходимых компетенций через выполнение интерактивных заданий, ситуационных задач, тестирование и непосредственное знакомство с культурологической проблематикой.

 

 

Тематический план

 

Вид занятий Очное обучение Очно-заочное обучение Заочное обучение
Всего 72 72 72
Аудиторные занятия 34 34 8
Лекции 17 17 8
Практические занятия 17 17  
Самостоятельная работа 38 38 60
Промежуточная аттестация     4
Форма контроля Зачет/ диф. зачет Зачет/ диф. Зачет Зачет/диф. зачет

Практические занятия

 

1.  Практическое занятие № 1

 

Тема: Проблемы антропогенеза, социогенеза и культурогенеза

 

1.1. Вопросы для обсуждения

 

1) Понятие «культура» и его развитие в языке и общественной мысли.

2) Проблема перехода от биологических форм бытия к социокультурным. Этапы антропогенеза, социогенеза и культурогенеза.

3) Выдающиеся достижения первобытной культуры.

4) Религиозные верования первобытного общества и их трансформация в современных условия.

5) Повседневный мир первобытного охотника.

 

1.2. Дайте определение понятиям

 

Анимизм

Антропогенез

Антропология

Доместикация

Культурогенез

Магия

Матриархат

Мегалиты

Мезолит

Неолит

Палеолит

Патриархат

Ритуал

Синкретизм

Социогенез

Тотемизм

Фетишизм

1.3. Вопросы и задания к практическому занятию

 

1. Каково происхождение термина «культура»? Как звучит дословный его перевод?

2. Что такое культурогенез?

3. В чем состоит взаимосвязь между процессами антропогенеза, социогенеза и культурогенеза?

4. Объясните суть неолитической революции и её роль в истории человечества.

5. Что такое первобытный синкретизм и как он отражался в первобытном искусстве?

 

1.4. Тесты для самопроверки

 

1) Доцивилизационный период развития человека, соответствующий мезолиту:

а) Переход от хозяйства присваивающего типа к хозяйству производящего типа

б) появляется членораздельная речь;

в) человек начинает приручать животных, изобретает лук и стрелы;

г) человек овладевает огнём.

 

2) Синкретизмэто:

а) период цивилизации;

б) материальные артефакты первобытной культуры;

в) факт существования материальной культуры;

г) существование всех сторон духовной культуры в синтезе.

 

3) Неолитическая революция – это:

а) научно-техническая революция;

б) социальная революция;

в) промышленная революция,

г) переход от хозяйства присваивающего типа к хозяйству производящего типа.

 

4) Вера в одушевлённость явлений природного мира:

а) анимизм;

б) тотемизм;

в) фетишизм;

г) синкретизм.

 

5) Фетишизм – это:

а) поклонение неодушевлённым предметам;

б) вера в родственную связь с каким-либо животным или растением;

в) наделение природы человеческими качествами;

г) символизация предметов.

 

6) Вера в способность человека особыми способами воздействовать на окружающий мир:

а) тотемизм;

б) магия;

в) анимизм;

г) фетишизм.

 

7) С точки зрения науки, главным критерием появления собственно человека является:

а) изготовление орудий труда;

б) появление мышления и языка;

в) рождение художественного творчества;

г) выделение человеком себя из мира природы.

 

8) Вера в родственную связь человека с представителями животного мира:

а) фетишизм;

б) синкретизм;

в) тотемизм;

г) магия.

 

9) Тщательно разработанный набор действий (жестов, слов), исполняемых в особых случаях и обладающих символическим значением:

а) обычай;

б) привычка;

в) ритуал;

г) представление.

 

10) Процесс культуры, который заключается в порождении новых культурных явлений, постоянном самообновлении культуры, формировании новых культурных форм и систем. В узком смысле означает процесс изначального формирования человеческой культуры:

а) культурная диффузия;

б) смена духовных стилей;

в) социокультурная коммуникация;

г) культурогенез.

 

11) Системообразующей основой в архаических культурах выступали представления о дуальности мира, в которых противопоставлялись:

а) духовное и телесное;

б) война и мир;

в) сакральное и мирское;

г) социальное и биологическое.

 

 

1.5. Справочный материал к теме 1.

Анимизм (от лат. «душа») – одна из изначальных форм религиозных представлений, характерных уже для первобытного общества. Основывается на вере в душу, духов и одушевлённость всего в природе.

Антропология (от греч. «учение о человеке») – область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. В современной науке существует целый ряд дисциплин, которые относятся к антропологическим: собственно антропология (куда входят естественная история человека, эмбриология, биология, анатомия), психофизиология человека, палеоэтнология (предыстория человека), археология, этнология (наука о распространении человека на земле, его поведении и обычаях), этнография, философская антропология, культурная антропология, историческая антропология, фольклористика, лингвистика, а также мифология, социальная география (наука о воздействии на человека климата и природных ландшафтов), демография (наука о составе и распределении человеческой популяции).

Антропогенез – процесс формирования человека современного вида, который происходил параллельно с социогенезом и культурогенезом.

Доместикация – процесс одомашнивания животных, начатый первобытным человеком в эпоху мезолита.

Культурогенез - процесс культуры, который заключается в порождении новых культурных явлений, постоянном самообновлении культуры, формировании новых культурных форм и систем. В узком смысле означает процесс изначального формирования человеческой культуры.

Магия – совокупность особых ритуалов, основанная на вере в способность человека воздействовать на явления окружающего мира.

Матриархат - считающаяся свойственной первобытным народам форма общественного устройства, основанная на почитании и приоритете женщин.

Мегалиты – неолитические сооружения из огромных каменных глыб. Преимущественно культового назначения.

Мезолит – или средний каменный   век; археологи относят его XIII – VIII тысячелетиям до н.э.

  Неолит – новый каменный век, который относят к VIII – IV тысячелетиям до н.э.

Палеолит - буквально - «древний камень»; самый длительный в «предыстории» человечества; делится на ранний (или нижний) палеолит, который традиционно связывается с формированием человека разумного, и поздний (или верхний) палеолит, который относят к эпохе, следующей за окончательным формированием человека (обычно верхний палеолит располагают между 50 (40) тысячами лет до н.э. и 12 тыс. лет до н.э.

Патриархат – период господства «отцовского рода», в период неолита сменивший, как считается, для многих народов матриархат.

Ритуал - тщательно разработанный набор действий, жестов, слов, исполняемых в особых случаях и обладающих символическим значением. Особое значение имел в эпоху первобытности.

Синкретизм – (от греч. «соединение, объединение») – слитность, нерасчленённость каких-либо явлений, характеризующая часто состояние недостаточной развитости. Например, в условиях первобытности – первоначальная неразделённость различных компонентов культуры (религиозных верований, моральных норм, представлений о мире, разных видов искусства), объединённых в рамках мифа и ритуала.

Социогенез – процесс формирования человеческого общества. В узком смысле – сопутствовавший формированию человека современного вида (антропогенезу) и человеческой культуры (культурогенезу).

Тотемизм – культ, основанный на вере в родственную связь человека с представителями животного или растительного мира.

Фетишизм – характерное для многих первобытных народов поклонение неодушевлённым предметам, которым придаются сакральные свойства.

 

 

Ключ  к тестам:

 

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
ответ в г г а а б 6 в в а а

 

 

1.6. Рекомендуемая литература

а) основная учебная литература

1. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям/ Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 487 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52495.

2. Багновская Н.М. Культурология [Электронный ресурс]: учебник/ Багновская Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 420 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24793.

3. Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: Учебное пособие для бакалавров всех специальностей / В.Б. Тихонова. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД» 2013. ISBN 978-5-7937-0910-1. 261 с. - Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

 

б) дополнительная учебная литература и другие информационные источники

1. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам: учеб. пособие для вузов / С. Д. Бакулина. М.: Флинта Наука, 2015.

2. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 239 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12796.

3. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие для высших учебных заведений/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25461.

4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М.: Бизнеском, 2013.

5. Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров и студентов вузов / А. А. Горелов.  М.: Юрайт, 2013.

6. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. М.: Омега-Л, 2013.

7.  Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Алгоритм, 2014.

8. Зубко Г.В. Миф. Взгляд на Мироздание [Электронный ресурс]/ Зубко Г.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 360 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21885.

9. Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. М.: Юрайт, 2015.

10.  Культурология. Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения / Сост. А. Н. Кислицына – СПб., 2013. – 41 с. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1545.

11.  Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

12. Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И. Г. Дорошина. Пенза: Социосфера, 2014.

13.  Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. М.: Проспект, 2013.

14.  Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. СПб.: Alexandrina, 2014.

15.  Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2013.

16.  Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. СПб.: Азбука, 2014.

17.  Серов Н.В. Семантика цвета [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Серов Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 68 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13205.

18.  Садохин А.П. Основы этнологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52529.

19. Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52044.

20.  Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 141 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086.

21. Стецкевич, М. С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры / М. С. Стецкевич. СПб., 2013.

22.  Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров/ В.Б. Тихонова.– СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. ISBN 978-5-7937-1312-2. –116 с. -Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

23.  Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. М.: Академический проект, 2014. 

24. Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: исследование форм жизни, уклада и форм мышления в XIV – XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013.

25.  Хёйзинга, Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015.

26.  Шендрик А.И. Социология культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология»/ Шендрик А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52642.

27.  Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований [Электронный ресурс]/ Элиаде М., Кулиано И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 384 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36562.

 

 

    Практическое занятие №2

 

Тема: Основные понятия культурологии. Сущность и функции культуры

 

2.1. Вопросы для обсуждения

1) Культура как «вторая природа» человека.

2) Культура и общество

3)  Сущность игрового подхода к культуре.

4) Общие черты ранних цивилизаций Древнего Востока: Древнего Двуречья, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая.

5) Роль религии в развитии ранних цивилизаций.

6) Мифологические представления в культурах древности и их отражение в   искусстве.

7) Создание письменности – выдающийся вклад древних цивилизаций в мировую культуру.

     8) Научные знания в системе древних цивилизаций.

2.2. Дайте определение понятиям

 

Адаптация социокультурная

Аксиология

Артефакт

Институт культурный

Информационная революция

Культура

Морфология

Норма культурная

Религия

Социализация

Трансляция социокультурного опыта

Универсалии культурные

Цивилизация

 

 

2.3. Вопросы и задания к практическому занятию

 

1. Перечислите и поясните основные функции культуры.

2. Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры универсалий.

3. В чем суть морфологии культуры? Назовите основные уровни и блоки культуры.

4. Какие Вы знаете информационные революции?

5. Что такое «ось времён» и к какому периоду её относят?

6. Охарактеризуете место религии в обществе и культуре.

 

 

2.4. Тесты для самопроверки

 

1) Укажите ученого, который ввёл понятие «осевое время», автора концепции, согласно которой человечество имеет единое происхождение и единый путь развития:

а) О. Шпенглер;

б) К. Ясперс;

в) А. Тойнби;

г) Н. Я. Данилевский.

 

2) Дешифровка древнеегипетского письма в 1830 г. была произведена:

а) Г. Ф. Гротефендом;

б) Г. К. Раулинсоном;

в) Ж. Ф. Шампольоном;

г) Дж. Смитом.

 

3) Первая известная в истории попытка введения единобожия была предпринята египетским фараоном:

а) Джосером;

б) Хеопсом;

в) Аменхотепом IV;

г) Тутанхамоном.

 

4) Какое из перечисленных ниже открытий принадлежит египтянам:

а) теорема Пифагора;

б) объём усечённой пирамиды, а также цилиндра и шара;

в) шестидесятеричная система счёта;

г) вычисление продолжительности года.

 

5) В 1849 г. английским путешественником Лейярдом при раскопках была найдена библиотека глиняных табличек царя:

а) Навуходоносора;

б) Дария I;

в) Ашшурбанапала;

г) Кира Великого.

 

6) Прототипом библейской Вавилонской башни являлся:

а) Пантеон;

б) храм бога Солнца;

в) Дельфийский храм;

г) зиккурат, посвящённый богу Мардуку.

 

7) Исключите сюжет, не имеющий отношения к мифам Месопотамии, отразившимся в Библии:

а) о сотворении мира;

б) о Троянской войне;

в) о Всемирном потопе;

г) о Вавилонском столпотворении.

 

8) Древнейшая культура Индии:

а) Кушано-Гуптская;

б) Великих Моголов;

в) Маурьев;

г) Хараппы.

 

9) Индийская кастовая система была закреплена в:

а) Типитаке;

б) «Рамаяне»;

в) Ведах и законах Ману;

г) Упанишадах.

 

10) «Срединный путь» в буддизме в первую очередь означает:

а) отказ от аскетизма;

б) полное прекращение деятельности;

в) отказ от пышности в отправлении культа;

г) умеренность и избежание крайностей.

 

11) Хинаяна и махаяна – направления в религиозно-философском учении:

а) буддизма;

б) джайнизма;

в) брахманизма;

г) индуизма.

 

12) Философское направление, проповедовавшее достижение счастья через высокую мораль и добродетель, а также соблюдение заповедей и традиций:

а) моизм;

б) легизм;

в) конфуцианство;

г) даосизм.

 

13) Впервые объединил разрозненные царства Китая в единую империю:

а) Фу-си;

б) Гао-Синь;

в) Чжуань-сюй;

г) Цинь Ши Хуанди.

 

14) Своеобразной особенностью китайского искусства не является (исключить несоответствующее):

а) соединение архитектуры, скульптуры и живописи;

б) триединство искусств: поэзии, живописи и каллиграфии;

в) стихи и каллиграфия как неотъемлемая часть живописи;

г) соединение живописных и графических приёмов с поэтической подписью.

15)  Нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения и исторического времени (социального устройства). Это:

а) артефакты;

б) культурный ареал;

в) культурные универсалии;

г) многоуровневые системы.

 

16) В культурной традиции Индии выражение «цепь твоих деяний предопределяет новое рождение» отражает понятие:

а) нирвана;

б) йога;

в) карма;

г) варна.

 

 

2.5. Справочный материал к теме 2

Адаптация социокультурная – процесс приспособления человека к социальной среде, вхождения в новую социокультурную ситуацию. В узком смысле касается адаптации к социуму детей; в широком смысле относится к любому периоду человеческой жизни и к любым её обстоятельствам.

Аксиология (от греч. «учение о ценностях») – философское учение о духовных ценностях, их природе и роли человеческом обществе. В рамках теории культуры существует особое направление, аксиология культуры.

Артефакт (от лат. – «искусственно сделанный») – воплощение культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, социальной структуре, информационном сообщении или оценочном суждении. Артефакты могут выражаться в практической деятельности и её результатах: духовных, интеллектуальных, материальных. Человек как «продукт» конкретной культуры также является своего рода артефактом.

Институты культурные – важнейшие элементы культуры как системы. К числу культурных институтов относятся, например, культурная политика, учреждения культуры, досуга, накопления информации, учреждения образования и социального патронажа, творческие организации, средства массовой информации и т. п.

Информационная революция – преобразование общественных отношений в силу кардинальных изменений в сфере обработки и передачи информации. В истории человечества было несколько подобных «революций»: первая была связана с изобретением письменности, следующая – с изобретением книгопечатания, затем – в связи с ускорением передачи информации после изобретения электричества, и последняя на сегодняшний день – в связи с развитием цифровых технологий и компьютеризацией.

Культура (от лат. – «возделывание, воспитание, образование») – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (Античность, Средневековье), конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности человека (экономическая культура, политическая культура, художественная культура, правовая культуры и т. д.). В узком смысле культура обозначает сферу духовной жизни людей. Часто различают культуру «духовную» (знания, умения, навыки, традиции, нормы, идеалы, мировоззрение, способы и формы общения людей и т. д.) и «материальную» (предметные результаты деятельности людей – машины, сооружения, орудия труда, произведения искусства и другие материальные артефакты). Однако современная наука не проводит чёткой границы между материальной и духовной культурой, поскольку они находятся в органическом единстве

Морфология культуры - раздел наук о культуре, в рамках которого изучается внутреннее строение культуры. Морфологический подход позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определений культуры. Общую морфологическую модель культуры в современной науке часто представляют на основе выделения нескольких уровней социокультурной жизни: специализированного, трансляционного и обыденного (вариант: специализированного и обыденного) и нескольких функциональных блоков: социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); социального значения (искусство, религия, философия, право) и социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура). При этом каждому блоку культуры соответствуют как специализированные модальности культуры, так и обыденные (например, экономической культуре на специализированном уровне соответствует домашнее хозяйство на уровне повседневном).

Норма культурная - стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном или желательном. Социолог Т. Парсонс выделяет следующие группы норм: 1) нормы, устанавливающие порядки в обществе и в составляющих его группах; 2) экономические нормы; 3) политические нормы; 4) культурные нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации. Различают также нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные.

Религия - (от лат. набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответственное поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование сверхъестественного – Бога или богов. К основным историческим типам религий относятся: племенные культы, национальные (этнические) религии, мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Социализация - процесс вхождения индивида в общество, становления личности в ходе воспитания, инкультурации, обучения, профессионального образования, усвоения социальных норм и социальных ролей и т.д.

Трансляция социокультурного опыта – передача социального и культурного опыта от культуры к культуре, от поколения к поколению. Является важнейшей функцией культуры в человеческом обществе, а также относится к числу основных процессов культуры.

Универсалии культурные - нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения, исторической эпохи, социального устройства.

Цивилизация - от лат. «гражданский, государственный»): 1) синоним культуры; 2) в просвещенческой концепции – качественно высшая ступень развития культуры и общества; 3) в ряде теорий (например, О. Шпенглера, Н. А. Бердяева) – эпоха деградации и упадка культуры, последняя стадия её существования.

Ключ  к тестам:

 

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
ответ б в в б в г б г в г а в г а в в

 

    2.6. Рекомендуемая литература

а) основная учебная литература

1. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям/ Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 487 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52495.

2. Багновская Н.М. Культурология [Электронный ресурс]: учебник/ Багновская Н.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 420 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24793.

3. Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: Учебное пособие для бакалавров всех специальностей / В.Б. Тихонова. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД» 2013. ISBN 978-5-7937-0910-1. 261 с. - Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

 

б) дополнительная учебная литература и другие информационные источники

1. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам: учеб. пособие для вузов / С. Д. Бакулина. М.: Флинта Наука, 2015.

2. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 239 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12796.

3. Борзова Е.П. Сравнительная культурология. Том 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие для высших учебных заведений/ Борзова Е.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Издательство СПбКО, 2013.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25461.

4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. М.: Бизнеском, 2013.

5. Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров и студентов вузов / А. А. Горелов.  М.: Юрайт, 2013.

6. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. М.: Омега-Л, 2013.

7.  Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Алгоритм, 2014.

8. Зубко Г.В. Миф. Взгляд на Мироздание [Электронный ресурс]/ Зубко Г.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 360 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21885.

9.  Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. М.: Юрайт, 2015.

10.  Культурология. Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной и заочной форм обучения / Сост. А. Н. Кислицына – СПб., 2013. – 41 с. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1545.

11.  Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

12.  Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И. Г. Дорошина. Пенза: Социосфера, 2014.

13.  Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. М.: Проспект, 2013.

14.  Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. СПб.: Alexandrina, 2014.

15.  Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2013.

16.  Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. СПб.: Азбука, 2014.

17.  Серов Н.В. Семантика цвета [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Серов Н.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 68 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13205.

18.  Садохин А.П. Основы этнологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52529.

19.  Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52044.

20.  Скопинцева Т.Ю. Теория и история культуры повседневности России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Скопинцева Т.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 141 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30086.

21.  Стецкевич, М. С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры / М. С. Стецкевич. СПб., 2013.

22.  Тихонова В.Б. Культурология. [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров/ В.Б. Тихонова.– СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. ISBN 978-5-7937-1312-2. –116 с. -Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444.

23.  Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. М.: Академический проект, 2014. 

24.  Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: исследование форм жизни, уклада и форм мышления в XIV – XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013.

25.  Хёйзинга, Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015.

26.  Шендрик А.И. Социология культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология»/ Шендрик А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52642.

27.  Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований [Электронный ресурс]/ Элиаде М., Кулиано И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 384 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36562.

Практическое занятие №3

 

промышленных технологий и дизайна»

 

Культурология

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Методические указания к изучению курса и проведению практических

занятий для студентов всех направлений подготовки бакалавриата

 

 

Составитель

В. Б. Тихонова

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2019


 

Утверждено

на заседании кафедры

«01» 11 2019 г.

протокол №   2

 

Рецензент

А. С. Минин

 

Редактор

Н. В. Козлова

 

 

Методические указания разработаны для студентов бакалавриата всех фор


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.274 с.